Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ





СОДЕРЖАНИЕ

   
Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом…………………………  
Основные понятия тестирования………………………………………………….……..…  
Теория создания тестов и тестовых заданий для начальной школы……………………..  
Тестирование в диагностической, обучающей, контрольной и коррекционной деятельности учителя……………………………………………………………………….  
Единый государственный экзамен ……………………………………………………….  
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в условиях тестирования их образовательных достижений……………………………………………………………..  
Изучение оценочной тревожности…………………………….…………………………  
Формирование внутренне мотивированной учебно-познавательной деятельности школьников…………………………………………………………………………………..  
Самооценка как компонент включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность…………………………………………………………………………….……  
Рефлексия как компонент включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность…………………………………………………………………………………  
Особенности системы оценки достижений требований ФГОС НОО к результатам освоения основных образовательных программ…………………………………………..  
Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требованийФГОС НОО…………………………………………………………………………………………..  
Процедуры и механизмы оценки……………………………………………………………  
Измерительные материалы для итоговой оценки…………………………………………  
Виды, формы, методы оценки в начальной школе………………………………..………  
Технологии формирования оценочной деятельности обучающихся…………………….  
Вопросы к экзамену См РП по дисциплине!!!!  

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Вопросы для обсуждения

1. Исторические предпосылки современного тестирования в отечественном образовании.

2. Развитие тестирования в зарубежных странах.

3. Тестирование в психологии и образовании.

4. Обзор современных отечественных и зарубежных следований по проблемам тестирования в образовании.

5. Отношение к тестам педагогов сегодня.

Задания

  1. Составить таблицу «История тестирования в России и за рубежом».

 

Годы события в истории тестирования Ученый, годы его жизни, основное направление исследований Достижения в тестировании
     

 

  1. Напишите эссе «Тестирование: зло или благо современного образования».

Литература

Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие / Н. Ф. Ефремова. – М.: Логос, Университетская книга, 2007. – С. 95 – 124.

Звонников, В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). 2-е изд., перераб. и доп. учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Логос, 2012. – 279 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119434– С. 34 – 62.

Касаткина, Н. Э. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Жукова Т. А. – – Кемерово, 2013. – Режим доступа: http://edu.kemsu.ru или Издания КемГУ, размещенные на платформе ЭБС издательства «Лань». – С. 78 – 96.

Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М., «Интеллект-центр», 2001. – С. 15 – 46.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Подготовка к занятию

  1. Изучите основные понятия тестирования. Рекомендуем внести их в ваш словарь по дисциплине, если они отсутствуют в конспекте лекции.
  2. Составьте кроссворд, используя основные понятия тестирования.

Ход занятия

  1. Викторина «Основные понятия тестирования»
  2. Решение кроссвордов.

Литература

Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие / Н. Ф. Ефремова. – М.: Логос, Университетская книга, 2007. – С. 95 – 124.

Звонников В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). 2-е изд., перераб. и доп. учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Логос, 2012. – 279 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119434

Касаткина Н. Э. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Жукова Т. А. – – Кемерово, 2013. – Режим доступа: http://edu.kemsu.ru или Издания КемГУ, размещенные на платформе ЭБС издательства «Лань».

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М., «Интеллект-центр», 2001.

 

Основные понятия тестирования


 

Педагогический тест

КИМы

Педагогическое задание в тесте

Предтестовые задания

Фасет

Дистракторы

Банк тестовых заданий

Банк тестов

Спецификация тестов

Структура тестов

Гомогенные тесты

Гетерогенные тесты

Интерактивные тесты

Адаптивные тесты

Стандартизированные тесты

 

 

Эффективный тест

Нормативно-ориентированный тест

Критериально-ориентированный тест

Интерпретация результатов тестирования

Классификация тестов

Уровень трудности задания

Логит трудности задания

Тестологические характеристики

Вариации тестовых баллов

Валидность

Надёжность

Шкалирование

Генеральная выборка

Образовательная статистика

 

 


ТЕОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОВ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Вопросы:

1. Педагогическое задание, тест, «задания в тестовой форме», «тестовое задание». Приведите примеры.

2. Особенности применения тестов для начальной школы.

3. Компьютерное тестирование и адаптированное тестирование в начальной школе. Приведите примеры.

4. Основные недостатки и преимущества критериально-ориентированных и нормативно-ориентированных тестов в начальной школе. Приведите примеры.

5. Использование заданий ЕГЭ на уроках в начальной школе

6. Основные виды тестов: по процедуре создания, средствам однородности задач; направленности, характеру действий, ведущей ориентации, целям использования; объективные и проективные тесты; широко ориентированные и узко ориентированные. Приведите примеры.

7. Показатели надежности тестов как измерительного инструмента.

8. Этапы разработки теста и психологическое значение каждого из этапов. Спецификация теста, ее состав. Приведите примеры.

Задания:

1. Составьте картотеку учебных пособий, сайтов с тестами по разным предметам начальной школы.

2. Составьте тест и проанализируйте его, используя «Правила составления тестовых заданий»

Литература

Базарова О. Л. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения / О. Л. Базарова и др. // Начальная школа – №3. – 2001.

Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 62 – 122.

Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 354 – 356, 372 – 376

Компьютерное тестирование и адаптированное тестирование в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-2827

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.

Медведская Н. Л. Тестовый контроль в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/537601/

Николау Л. Л. Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов / Л. Л. Николау // Начальная школа. – № 10. – 2008. – С.46 – 49

Пасынок Ю. Ю. Использование тест-контроля на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/user/6080/page/testirovanie-v-nachalnoi-shkole

Самылкина Н. И. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Н. Самылкина. – И.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 27 – 94.

Терентьева И. Г. Использование заданий ЕГЭ на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/500138/

 

ТЕСТИРОВАНИЕ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ, ОБУЧАЮЩЕЙ,

Литература

Основная

Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 125 – 193.

Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 354 – 356, 372 – 376

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.

Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, – С. 84 – 102.

Самылкина Н. И. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Н. Самылкина. – И.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 27 – 94.

Дополнительная

Вендровская Р. Б. Тесты в американской системе образования / Р. Б. Вендровская // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 96 – 102.

Войтов А. Г. Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей: теория и практика / А. Г. Войтов. – 3-е изд., перераб. – М.: Дашков и К, 2006. – 402 с.

Клайн П. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. – Киев, 1994.

О сертификации качества педагогических тестовых материалов. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17апреля 2000 г. № 1122 // Вестник образования. – 2000. – № 11. – С. 46 – 59.

Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. – М.:И.Ц, 1995.

Задания

(оформить в виде презентаций, методических рекомендаций, памяток и т.д.)

1. Проанализируйте официальный сайт ЕГЭ с точки зрения удобства подготовки к ЕГЭ.

2. На официальном сайте ЕГЭ найдите и охарактеризуйте кодификатор, спецификацию и демоверсию ЕГЭ по любому предмету.

3. Какие изменения появятся в ЕГЭ в этом учебном году?

4. Разработайте задания с развернутыми ответами по одному из учебных предметов, выносимых на ЕГЭ.

5. Разработайте свой вариант подготовки школьников к успешному выполнению контрольно-измерительных материалов в режиме ЕГЭ.

 

Литература

Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 193 – 203.

Касаткина Н. Э. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова. – Кемерово, 2010. – С. 159 – 203.

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.

Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, – С. 84 – 102.

Самылкина Н. И. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Н. Самылкина. – И.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 27 – 94.

Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учеб. пособие/ Т. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин. – М.: – Педагогическое общество России, 2007. – С. 53 – 57.

Официальный информационный портал единого государственного экзамена [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ege.edu.ru/

Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте психологические характеристики человека, которые актуализируются в процессе проведения тестирования:

o высокая мобильность, переключаемость;

o высокий уровень организации деятельности;

o высокая и устойчивая работоспособность;

o высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

o четкость и структурированность мышления;

o сформированность внутреннего плана действий.

2. Раскройте содержание психологических трудностей, с которыми сталкивается ученик во время тестирования:

– с особенностями переработки информации и спецификой работы с тестовыми заданиями;

– трудности, связанные с особенностями восприятия учеником ситуации тестирования, его субъективными реакциями и состояниями;

– процессуальные трудности?

3. Какова стратегия психолого-педагогической поддержки детей различных «групп риска» при проведении тестирования: правополушарные дети; тревожные дети; дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. перфекционисты и «отличники»; астеничные дети; гипертимные дети; дети с застревающей (паранойяльной) акцентуацией.

4. Инструкции для проведения тестирования: для кого составляются, что включают для каждой категории пользователей?

5. Каковы требования к адаптации тестов для детей с ограниченными возможностями развития?

Задания

1. Составьте методические рекомендации по подготовке учащихся к тестированию для родителей, учеников, учителей, детей с ограниченными возможностями развития (на выбор).

2. Составьте инструкции по проведению тестирования для учащихся, детей с ограниченными возможностями развития.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – В 2 кн. – М., 1982.

Антропова М. В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова, Г. В. Бородкина // Педагогика. – 1992. – № 9 – 10. – С. 23 – 28.

Ефремова Н. Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя: методическое пособие / Н. Ф. Ефремова. М.: Издательство «Национальное обраование», 2012. – С. 195 – 205.

Касаткина Н. Э. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова; ГОу ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. С. 146 – 155.

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М., «Интеллект-центр», 2001. – С. 265 – 290.

Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки к ЕГЭ/ М. Чибисова // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 197 – 202.

Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учеб. пособие/ Т И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин. – М.: – Педагогическое общество России, 2007. – С. 104 – 115.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Страх и тревога.

2. Тревога и тревожность.

3. Оценочная тревожность как черта личности.

4. Оценочная тревожность как процесс.

5. Признаки оценочной тревожности у школьников в начальной школе.

6. Профилактика оценочной тревожности у школьников в начальной школе (работа со школьниками, родителями и т.д.)

Задания

1. Составить конспект (презентацию) на тему «Оценочная тревожность» (включая вопросы страх и тревога, тревога и тревожность, оценочная тревожность как черта личности, оценочная тревожность как процесс, признаки оценочной тревожности у школьников в начальной школе.

2. Составить памятку для школьника «Как вести себя на контрольной, проверочной работе»

3. Предложите свои критерии оценивания ответов обучающихся. Например, если бы я был экзаменатором за какой бы ответ я поставил «5»?

4. Нарисуйте эмблему «К экзамену готов!»

5. На контурном изображении человека отметить «зоны оценочного риска» для здоровья (например, голова – перегрузка). Составьте рекомендации по помощи данным частям организма. Придумайте название своему плакату.

6. Проведите и обработайте методику «Опросник оценочной тревожности».

 

Опросник оценочной тревожности – психометрическая шкала, разработанная для из­мерения индивидуальных различий в оценочной тревож­ности как ситуационно-специфической личностной черте. Опросник оценочной тревожности (ООТ) распола­гается на одном листе, включающем в себя инструкцию, 20 пунктов и место для ответа респондентов. Респондентов просят ответить, насколько часто они испытывают симптомы тревожности ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ экзаменов. Методика в целом выявляет инди­видуальные различия в склонности человека испытывать тревожность в ситуациях оценивания, а ее подшкалы поз­воляют измерить два главных компонента оценочной тре­вожности: беспокойство и эмоциональность.

Индивиды с высоким уровнем оценочной тревожности склонны воспринимать ситуации оценивания как угрожа­ющие. На экзаменах, контрольных работах они часто на­пряжены, эмоционально возбуждены полны опасений и дурных предчувствий. К тому же они склонны отвле­каться на самокритику, вместо того чтобы сосредоточить­ся на предложенных заданиях. Именно эти посторонние мысли отрицательно сказываются на результатах выполне­ния задания.

Методика адаптирована для измерения оценочной тревожности студентов и старшеклассников.

ООТ (Опросник оценочной тревожности) разработан таким образом, что может предъявляться одному человеку или целой группе. Методика не имеет временных ограни­чений, но большинство людей заполняют ее за 8 – 10 минут.

При предъявлении методики ее следует называть «опрос­ник отношения к экзаменам, контрольным и проверочным работам», как напечатано на титульном листе методики. Ав­тор настаивает на том, что следует избегать при предъявле­нии методики употребления термина «тревожность».

Как сказано в инструкции, для того чтобы выразить свое состояние, студентам следует обвести в кружок один из четырех пунктов, находящихся справа. Как правило, студенты не нуждаются в подсказках и комментариях во время заполнения ООТ. Тем не менее, если студент спро­сит: «Можно ли пропустить какой-либо пункт?», следу­ет убедить его в необходимости ответить на все пункты.

Когда ООТ предъявляется группе, следует читать ин­струкцию вслух, в то время как студенты будут читать ее про себя. Если во время заполнения ООТ возникают ка­кие-либо вопросы, необходимо поддержать студента фразой, которая не склоняет к какому-либо из ответов, например: «Просто дайте ответ, который лучше всего описывает то, как ВЫ себя обычно чувствуете».

Для описания того, насколько часто студенты (учащи­еся) переживают специфические симптомы тревожности в ситуации оценивания, они используют четырехбалль­ную шкалу

 

1 – почти никогда;

2 – иногда;

3 – часто;

4 – почти всегда.

Например, при ответе на пункт 11: «Я впадаю в пани­ку, когда выполняю важные контрольные и проверочные работы» студент выбирает ответ, который лучше всего описывает то, как он себя обычно чувствует во время эк­замена.

Значения цифр, обведенных испытуемым в кружок, соответствуют баллу по данному пункту шкалы. Ответ – «почти никогда» указывает на низкую оценочную тре­вожность и оценивается одним (1) баллом. «Почти все­гда» указывает на высокий уровень оценочной тревожно­сти и оценивается четырьмя (4) баллами.

Но для пункта 1 и пункта 14 ответ «почти никогда» указывает на высокий уровень тревожности, а ответ – «почти всегда» – на низкий. Поэтому ответы 1, 2, 3,4 пе­реводятся соответственно в 4, 3, 2, 1 балл.

Общий показатель оценочной тревожности определя­ется по сумме всех 20 пунктов. Так как каждый пункт мо­жет быть оценен от 1 до 4, то минимальный общий балл ООТ будет 20, а максимальный – 80.

Также в методике есть две подшкалы, которые измеря­ют два главных компонента оценочной тревожности: бес­покойство и эмоциональность. Каждая подшкала состоит из 8 пунктов и, следовательно, по данным подшкалам можно набрать от 8 до 32 баллов.

Пункты подшкалы ООТ, измеряющие беспокойство: 5,10,15,16,17,18,19,20.

Пункты подшкалы ООТ, измеряющие эмоциональ­ность:

1,2,6,7,8,9,12,13.

Если студент не ответил на один или два пункта, об­щий балл ООТ все равно может быть подсчитан. Это про­водят следующим образом:

1. Подсчитывают среднее арифметическое для пунк­тов, на которые человек дал ответ.

2. Умножают полученное значение на 20.

3. Округляют результат до целого числа.

Подобную процедуру можно использовать для подсче­та баллов по подшкалам беспокойства и эмоциональнос­ти. Если студент пропустил более двух пунктов методики или больше чем один пункт из какой-либо подшкалы, валидность результатов будет сомнительна.

Для определения уровня выраженности оценочной тре­вожности, как и в оригинальной методике, не существует четких фиксированных норм. Поэтому рекомендуется ориентироваться на средние значения и среднеквадратич­ные отклонения, которые представлены в разделе «Психо­метрические характеристики».

Фамилия, имя_______________________пол_____класс/курс_____дата_____________

Литература

Карандашев В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера / В. Н. Карандашев, М. С. Лебедева, Ч.. Спилбергер – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.

Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.

Нейхард Дж. Властелин эмоций / Дж. Нейхард, М. Вейнштейн, Р. Конри. –СПб.: Питер Пресс, 1997. – 208 с.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятия «мотив», «мотивация».

2. Мотивы учения. Классификация мотивов учения.

3. Изучение мотивации школьников.

4. Формирование учебной мотивации школьников.

5. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

6. Развитие учебной мотивации школьников в начальной школе.

7. Оценочная деятельность учителя как фактор развития учебной мотивации школьников в начальной школе.

Задания

1. Приведите примеры мотивирующих фраз, пословиц. Например, тяжело в учении – легко в походе! (А. Суворов).

2. Составьте собственную мотивирующую речь для обучающихся. Прежде, чем написать мотивирующую речь, подумайте: зачем и когда учитель это делает; когда обычно это происходит: перед началом урока, во время урока, перед изучением новой темы или в перерыве между заданиями или в конце урока.

3. Выпишите проанализируйте свои мотивы учения.

4. Разработайте и представьте план урока с использованием методов мотивации и стимулирования деятельности. Например, с использованием на уроке интерактивной доски и системы «безурочного» преподавания[1]:

5. Подберите методики изучения учебной мотивации школьников (не менее 5 методик).

4. Оценить уровень школьной мотивации у одного ребенка младшего школьного возраста посредством методики «Оценка школьной мотивации»[2].

6. Заполните таблицу «Карта изучения состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования»:

Уровень Тип отношения к учению Мотивация учения Умение учиться
Мотивы (ради чего учится) Цели (какие цели ставит и реализует в учении) Эмоции (как переживает учение ученик) Обученность (как умеет учиться школьник) Обучаемость (как может учиться школьник)
Знания Учебная деятельность
  Отрицательное отношение            
  Нейтральное (пассивное) отношение            
  Положительное (аморфное, нерасчлененное, ситуативное) отношение (предотношение)            
  Положительное (познавательное, осознанное) отношение            
  Положительное (адекватное, инициативное. творческое) отношение            
  Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение            

Литература

Основная

Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С. 90 – 100.

Константинова Н. И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе (лонгитюдное исследование) // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 1. – С. 73 – 77.

Ксензова Г. Ю. Школьная отметка: стимулятор учения или «дамоклов меч»? // Директор школы. – 2000. – № 5.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М: Просвещение, 1990.

Нестерова О. В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов / О. В. Нестерова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 47– 50.

Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. – 2003. – № 8. – С. 33 – 36.

Пачина А. Г. Оценочная деятельность педагога как фактор развития учебной деятельности младших школьников (о ценности оценки и оценке ценности) // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 12. – С. 1 – 5.

Подласый И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – М.: Издательство: Владос, 2008. – С. 464.

Солодков И. А. Педагогическое содействие повышению мотивации учебной деятельности обучающихся // Сибирский педагогический журнал. – 2009. № 4. – С. 231 – 237.

Дополнительная

Божович Л. И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Психология в вузе: Ежеквартальный научно-методический журнал. – 09/2008. – № 5. – С.121 – 150.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М: Просвещение, 1990.

Kovas Y. Why children differ in motivation to learn: Insights from over 13 000 twins from 6 countries [Электронный ресурс] / Y. Kovas and other // Personality and Individual Differences 80 (2015) 51–63. – URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191886915000987 (дата обращения 10.1.2015)

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «самооценка».

2. Изучение самооценки (методики).

3. Формирование самооценки.

4. Приемы оценочной деятельности учащихся на основе самооценки.

5.

Задания

1. Подобрать и проанализировать приемы оценочной деятельности учащихся на основе самооценки (не менее 10 приемов).

2. Подобрать методики изучение самооценки.

Литература

Абасов З. От оценки учителя – к самооценке ученика / З. Абасов // Директор школы. – 1999. – № 2.

Букия М. Р. Младшие школьники учатся определять критерии собственного продвижения [Электронный ресурс] / М. Р. Букия // Формирование оценочной компетентности школьников. – URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=869._8iqhpTayvO8mlnJqLGCVyCmSXnwRMiFF6GzruCi(дата обращения 11.11.2015)

Гладкая И. В. Оценка образовательных результатов школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Гладкая. – СПБ., 2008. – С. 33 – 44. (Самооценка личностных достижений).

Гин А. А. Приемы педагогической техники: Собода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.

Глобина А. Совершенствование способов оценивания в младших классах // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 52 – 54.

Данилов Д. Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) [Текст] / Д. Д. Данилов. // Образовательные технологии. Сб. материалов. – М.: Баласс, 2008. С. 90 – 155.

Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопр. психол. - 1980. - № 4. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.persev.ru/bibliography/issledovanie-samoocenki-mladshego-shkolnika-v-uchebnoy-deyatelnosti

Ижойкина Л. В. Система упражнений по формированию самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 1 – 6.

Кузьмина Н. В. Формирование оценочной деятельности учащихся при использовании тетрадей на печатной основе [Электронный ресурс]. – URL: http://blog.zabedu.ru/garmoniya/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/ (дата обращения 11.11.2015)

Пачина А. Г. Оценочная деятельность педагога как фактор развития учебной деятельности младших школьников (о ценности оценки и оценке ценности) // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 12. – С. 1 – 5.

Сюсюкина И. Е. Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС // Начальная школа. – 2013. – № 8. – С. 14 – 17.

Шпакова Е. А. Формы организации оценивания и самооценивания у младших школьников [Электронный ресурс] / Е. А. Шпакова // Формирование оценочной компетентности школьников. – URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=869._8iqhpTayvO8mlnJqLGCVyCmSXnwRMiFF6GzruCi (дата обращения 11.11.2015)

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «рефлексия».

Задания

1. Разработайте алгоритм рефлексии учащихся на учебном занятии.

2. Разработайте алгоритм действий учителя по организации рефлексивного действия учащихся.

3. Подберите методики изучения рефлексии.

4. Проиграйте ситуации с использованием данных приемов.

Прием «Схематизация»

Учащимся предлагается схематизировать, т.е. нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Например: изобрази на схеме организацию работу учащихся по оцениванию в учебных ситуациях сегодня на нашем занятии.

Можно использовать обратный прием. Например: воссоздай возможные события на учебном занятии, охваченном данной схемой.

Прием «Запрет»

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

Прием «Демонстрации»

Во время учебного процесса учитель сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности:

«Вот сейчас я закончил первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй»,

«Мне кажется, что у нас очень хорошо идет работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы четко определили цели и выделили шаги ее достижения…»,

«Сейчас своей интонацией хотел подчеркнуть, как я отношусь к...»,

«Я очень волнуюсь, потому что…» и т.д.

Прием «Вопрос себе»

Этот прием обучает учащихся самим себе задавать вопросы. Вопрос – это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию.

Некоторым вопросам учеников надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(«Почему я делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?») применительно ко всем типам ситуаций.

Прием «Рассказ в рассказе»

Первоначально прием выполняется на анализе текстов, воссоздается несколько позиций, несколько пространств, например: «герой, как он сам себя видит», «герой, как его описывает автор», «герой, как его видят другие действующие лица произведения» (здесь много вариантов), «герой, изображающий из себя того героя, каким его видит тот или иной персонаж» и т.д.

Далее прием переносится на конкретные учебные ситуации, например «опиши, каким учащимся ты сегодня был (на занятии или в учебной ситуации)», «опиши действия своего напарника на сегодняшнем учебном занятии», «опиши действия преподавателя на сегодняшнем учебном занятии, воссоздай замысел занятия» и т.д.

Анализ текстов и реальных учебных ситуаций дает возможность ученикам перенести рефлексивные позиции на самих себя и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения.

 

Литература

Ахмедьянов З. У. Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология как системный подход в самоуправлении качеством предметного обучения в школе [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. – Сер. 3: Педагогика и психология. – Вып. № 2 / 2011. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/refleksivno-otsenochnaya-samorazvivayuschaya-tehnologiya-kak-sistemnyy-podhod-v-samoupravlenii-kachestvom-predmetnogo-obucheniya-v (дата обращения 10.10.2015)

Гатаулина О. И. Методические рекомендации по проведению рефлексии на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: https://yandex.ru/search/?text=%D0%93%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%2C%20%D0%BA.%D0%BF.%D0%BD.%2C%20%D0%B4%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20&lr=64&clid=2186617 (дата обращения 10.10.2015)

Гатаулина О. И. Методические рекомендации по проведению рефлексии на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: … metodicheskie - rekomendacii - porefleksii

Гатаулина О. И. Рефлексия, как оценочная деятельность учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://ipk74.ru/virtualcab/professional/pedagogicheskaya-masterskaya/nachalnoe-obshhee-obrazovanie/refleksiya-kak-ocenochnaya-deyatelnost-uchashhihsya

Уман А. И. Структура рефлексивной деятельности учащихся в процессе учения / А. И. Уман. М. А. Федорова // Инновации в образовании. – 2009. – № 1 – С. 78 – 87.

Ушева Т. Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: методическое пособие [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0201/3_0201-2.shtml (дата обращения 10.10.2015)

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Место, роль и функции системы оценки достижения планируемых результатов.

2. Ориентиры развития системы образования.

3. Требования к содержанию и организации образовательного процесса.

4. Индивидуальные достижения школьников, подлежащие и не подлежащие итоговой оценке.

5. Основные результаты начального общего образования.

6. Планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

Задания

1. Составить конспект «Оценивание планируемых результатов младших школьников по разделам ФГОС НОО»

2. Составить список (письменно) особенностей системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ в начальной школе.

Литература

 

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. [Электронный ресурс]. – В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под. ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Прос







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.