Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ХРИСТИАНСТВО В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ И НА КАВКАЗЕ (II-X вв.).





Митр. Макарийрассматривает здесь древние епархии, следуя с запада на восток.

Скифская епархия.

Малая Скифия (в отличии от Скифии азиатской и Тавроскифии) по реформе Диоклитиана (к. III в.) стала самостоятельной провинцией с центром в городе Томи (Констанца) на южной стороне Дуная. На северном берегу жили славяне (распространялась ли власть архиерея на эту территорию, неизвестно).

В связи с гонениями Диоклитиана (к. III в.) упоминается епископ Малой Скифии Евангелик. Много свидетельств сохранилось об еп. Британио (IV в.). Он жил во время похода имп. Валента на готов (367-369г.).

Церковные историки V в. (Сократ, Созомен, блж. Иероним)упоминают Томитанского еп. Феотима (современника свт. Иоанна Златоуста), который был родом скиф и славился высоким греческим образованием и благочестием.

Блж. Феодоритпишет, что свт. Иоанна Златоуст, узнав о скифах, живших за Истром (Дунаем), что они ”сильно жаждут спасения”, послал к ним пастырей и учителей (он читал подлинные письма самого Святителя еп. Леонтию Анкирскому). При этом Томитанская епархия все равно была ”автокефальной” и вошла в юрисдикцию Константинополя лишь после Халкидонского собора.

Историк Созомен (V в.) именует епископа города Томи митрополитом. При еп. Томитанском Патерне (519-530г.,известен как стойкий борец с монофизитством)Скифская митрополия объединяла уже 14 епископских кафедр.

Всего на Томитанской кафедре известно около 12 епископов. Последним в официальных документах упоминается еп. Валентиниан (550-553г.).

При Юстиниане сюда хлынули варвары. Епархия просуществовала до VII в. (хотя в уставе имп. Льва (886-911г.)она еще упоминается среди митрополий Константинопольского Патриархата). Города М. Скифии существовали ещё в IX-X вв.(имп. Константин Багрянородный отмечает, что в этих городах находят разрушенные храмы и кресты).



В VII в. болгары нашли здесь славян, ”греческую веру и греческих священников”.

Из этой епархии известно около 60 святых (преп.Иоанн Кассиан Римлянин и др.).

Херсонесская епархия.

Херсонес –окраина современного Севастополя.

Здесь мученически скончался свт. Климент Римский (+101г.): при имп. Траяне он был сослан в Крым на добычу камня (ок. 98г.).Предполагают, что речь идет о каменоломнях Инкермана или Балаклавы. Согласно житию, в Херсонесе свт. Климент встречает христиан и основывает 75 церквей. Судя по книге Деяний, христиане в I в. собирались для богослужений в домах, в особых комнатах (горницах). Значит, в житии идет речь о домовых храмах. Подобная церковь была обнаружена в одном из домов при раскопках Геркуланума (погибшего в 79г. после извержения Везувия). Если учесть, что в Херсонесе и его ближайшей округе общее число домов тогда насчитывало несколько тысяч, то упомянутое количество ”церквей” не покажется сильным преувеличением.

О дальнейшей жизни христиан с I по IV вв. сведений не сохранилось. На основании археологических данных предполагают, что на кладбище у них был свой участок.

С IV в. получает начало правильно устроенная епархия. Новый этап, связанный с именами Херсонесских епископов. Этот ряд епископов начинается с 7-ми сщмчч. Херсонесских(пам.7/20 марта). Первыми сюда были присланы от Иерусалимского епископа свв. Василий и Ефрем (310г.). Согласно житию, один подвизался в самом городе, а другой нес Слово Божие окрестным народам. Скончались мученически. Ещё три епископа – Евгений, Елпидий, Агафадор – тоже приняли мученическую кончину ровно через год в тот же день. При имп. Константине Великом прибывает еп. Евферий, который привез указ, разрешавший христианам исповедовать свою веру. После него – еп. Капитон (по требованию язычников он вошёл в раскаленную печь и остался невредимым: об этом сообщил сам Константин на I Вселенском Соборе).

Еп. Лонгин подписался под актами Поместного Константинопольского собора (394г.).

Еп. Евферий II присутствовал на Халкидонском Соборе (451г.).

Еп. Стефан участвовал в V Вселенском Соборе (553г.).

При еп. Георгии II (ок. 860г., по счету он был 13-м) свв. Кириллом и Мефодием были обретены мощи св. Климента Римского.

До Халкидонского Собора епархия была независима, как и Скифская.

Ее территория включала все приморские города и далее на восток, где жили тавры, скифы и др. Епископы, скорее всего, были из греков, но могли быть и скифы.

Храмы украшались мрамором, фресками. Некоторые из них можно датировать IV в.: Уваровская базилика в центре епископского квартала; Базилика на горе, Западная базилика и Пещерный храм на главной улице (Мартириум) –на месте страданий, кончины или погребения мучеников.

За пределами города – некрополь и церковь Влахернской иконы Божией Матери,ставшая местом упокоения свт. Мартина Римского (+655г.).

В иконоборческий период здесь скрывались монахи из обителей Константинополя. В округе сохранилось 8 монастырей той эпохи, вырубленных в отвесных скалах.

Готская епархия.

Готы – это германский народ, который появился в Сев. Причерноморье в III в. по Р.Х.

Совершали набеги на греческие города Малой Азии, Афины и др.

Затем часть их, приняв во 2-й пол. IV в. арианство, переселилась в Европу. В Крыму и на Таманском полуострове остались ”готы-тетракситы” (православные).

Феофил, еп. Готский был на I Вселенском соборе, но его епархия находилась вне Крыма (он был епископом готов, которые покинули Причерноморье и вошли в пределы империи).

Возможно, Готская епархия в Крыму была учреждена уже при имп. Юстиниане в сер. VI в. Однако 1-е упоминание о ней – в”житии св. Иоанна Готского” (сер. VIII в.). Этот святой был уроженцем юж. берега Крыма (местечко Партениты). Был призван к епископскому служению после того, как его предшественник впал в иконоборчество. Св. Иоанн был 3 года в Иерусалиме. Возвращаясь оттуда, принимает хиротонию от Грузинского Католикоса.

Готы жили в ”стране Дори” (ю.-з. Крыма), главный город Дорос – ныне ”Мангупское городище” (там раскопали базилику свв. Константина и Елены – самый большой храм в горном Крыму с баптистерием). В списке епархий Константинопольского Патриархата к. VIII в. значится уже Готская митрополия, в состав которой входило 8 епископских кафедр.

В VIII в. Крым был завоёван хазарами. Однако Готская епархия упоминается в списках вплоть до XVI в.

После отвоевания Крыма у Порты греческое население во главе с митрополитом Готским переселилось в район Мариуполя, и 1783г. считается официальной датой упразднения епархии.

Сурожская епархия.

Сурож (или Сугдей – эту епархию ещё называют Сугдайской) – один из греческих полисов в Крыму, основан в 212г. до Р.Х. (совр. г. Судак). Время создания там епископской кафедры неизвестно. Предполагают, что первоначально Сугдея входила в юрисдикцию Боспорской епархии.

Знаем мы об этой епархии из:

1) заметок на полях греческого Синаксаря (хранящегося на о. Халки),

где упомянут кафедральный храм св. Софии, набеги на город, пожары, восстановление храма в 793г.

2) ”Жития св. Стефана Сурожского” (пам. 15/28 декабря),

из которого известно, что в годы иконоборчества Сугдея, как и Херсонес, стала оплотом Православия: сам св. Стефан, уроженец Каппадокии, пострадал при Льве Исаврянине, был участником VII Вселенского Собора (757г.). Упоминается, что до него был епископ, которого поставил свт. Герман Константинопольский (715-730гг.) по кончине его предшественника, т.е. епархия существовала уже в VII в. Преемником свт. Стефана стал еп. Филарет. В житии все архиереи этой епархии именуются архиепископами.

Фулльская епархия.

Фуллы – древний греческий город в Крыму. Сведений об этой епархии очень мало. Никто даже не знает точно, где эти Фуллы находились.

Одни считают, что в юго-западной части Крыма в районе современного Бахчисарая.

Другие – в восточном Крыму.

М Макарий предположил, что этот город находился недалеко от Сугдея. Впоследствии его гипотеза нашла веские подтверждения. Недалеко от Судака есть местечко Карасубазар, и современные исследователи отождествляют его с древним Харасионом, возле которого находились Фуллы.

Поздневизантийские списки единую называют Сугдо-Фулльскую епархию, которой управлял один митрополит.

Боспорская епархия.

Боспором именовался Керченский пролив. Этим же названием именовалось и государственное образование – Боспорское царство. С течением времени это царство распалось, и Боспором стали именовать его бывшую столицу Пантикапей (в районе Керчи). Азиатская часть царства (Таманский полуостров) с этого момента жила самостоятельной жизнью (в том числе и в церковном отношении).

Боспор был не менее крупным христианским центром, чем Херсонес.

Самое раннее свидетельство о христианстве в этих местах – надгробие Евтропия (304г.).

Еп. Кадм Боспорский подписался под актами I Вселенского Собора. Затем мы видим подписи Боспорских епископов под деяниями почти всех Вселенских соборов, а упоминание Боспорской кафедры – почти во всех известных списках епархий Константинопольского Патриархата.

В 1890г. в Керчи был найден склеп, сооруженный в 491г. Интересны надписи на его стенах (текст Трисвятого, 90 псалом и др.). Люди, погребенные в нем, носили сарматские имена.

Были обнаружены и другие христианские склепы. При раскопках в жилых кварталах находят керамику с христианскими символами. В Боспоре сохранился (но уже в перестроенном виде) храм св. Иоанна Предтечи, возобновлявшийся в VIII в.

На Константинопольском соборе518г. присутствовал епископ Фанагории – главного города Азиатской части Боспорского царства.

Письменными источниками засвидетельствовано оживление миссионерской деятельности в Азиатской части при имп. Юстиниане (в 1-й пол. VI в.), когда в Константинополе был крещен князь гуннов Грод.

Нашествие гуннов вынудило часть готов-тетракситов переселиться на Таманский полуостров. Карташев приводит сведения о том, что в 548г. к Юстиниану прибыло посольство от готов с просьбой поставить им епископа, и с этого момента ведет начало готской епархии в Фанагории (= Тамани). Эта кафедра упоминается как существующая и в н. VIII в.

В Фанагории было обнаружено множество предметов с христианской символикой.

Епархия Таматарха.

Епархию Таматарха обычно отождествляют с древнерусской Тмутараканью(совр. Тамань).

Упоминается в списках епархий с к. VIII в. (по этому каталогу она входит в состав Готской митрополии, впоследствии же становится автокефальной архиепископией):

а) Карташев видит здесь прямую преемственность: он считает, что готская епархия в Фанагории в VIII в. ”потеряла старое имя и приобрела новое: Таматарха, в др. рукоп. Та Мемарха”;

б) по мнению ряда ученых, сам каталог к. VIII в.передает ситуацию сер. VI в. (эпохи Юстиниана).

Позднее эта кафедра вошла в число первых епархий Киевской митрополии. Погибла после разорения половцами Тмутараканского княжества, но в качестве титулярной упоминалась в греческих актах даже XIV в.

Христианство среди аланов.

Алания простиралась в древности от устья Дона до Волги, Каспийского моря и сопредельного ему Кавказа.

М. Макарий: начало христианства у алан следует относить ко временам проповеди ап. Андрея.

Кулаковский считает, что обращение алан в христианство произошло при патр. Николае Мистике (н. X в.). В это время была создана автокефальная Аланская архиепископия (что явилось скорее не началом, а завершением христианизации Алании).

Археологические данные: на территории Северной Осетии находится множество памятников христианской древности, но большинство храмов – крестово-купольные. Единственный известный сегодня на территории Алании базиликальный храм был открыт в 1967г.на Ильичевском городище. Наиболее выдающийся памятник – Зеленчукский ансамбль (4 храма, среди них – кафедральный собор с баптистерием), постройки Х-ХIII вв.

«ФОТИЕВО КРЕЩЕНИЕ РУСИ».

Святые Кирилл и Мефодий.

Источники:

Протоиерей А. Горский в 1843г. опубликовал в журнале "Москвитянин" Паннонские жития и исследовал их тексты. Он пришёл к выводу, что оба жития сохранились в первоначальном виде и были написаны ближайшими учениками вскоре после смерти каждого из братьев. Более того, Горский полагал, что был один автор.

В 1863г. в "Чтениях Общества истории древностей Российских" появляется публикация Бодянского (23 списка житий) "Житие св. Кирилла", написанное в конце 70-х гг. IXв. до поездки Мефодия в Рим в 880г. Автором считают св. Климента Охридского. А Житие св. Мефодия написано вскоре по его кончине Константином Переславским.

Во второй пол. XIXв. в научный оборот вводятся другие памятники: пространные и краткие жития, проложные жития, т.н. "Итальянская легенда".

Службы, записанные кирилицей, совершались в пределах КП-го Патриархата, а службы, записанные глаголицей, - в землях, входивших в юрисдикцию Рима.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.