Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кто был епископ, крестивший русь?





В Иоакимовской летописи и у Татищева (он пишет историю, не давая адреса источников, которыми он пользуется, но заверяет, что ничего не придумал) он именуется Михаилом.

Константин Багрянородный именует его архиепископом, но не называет имени.

Ламанский утверждает, что этим епископом, крестившим Русь, был святой Кирилл.

Голубинский вообще обходит молчанием этот эпизод.

Христиане в Киеве.

Любопытный факт: при Льве VI Мудром (886-912гг.) среди списков греческих епархий на 60-м месте упомянута митрополия Русская, но не всех списках (упомянута по времени основания).

ПВЛ, 882г.: " И убиша Асколда и Дира и несоша на гору, и погребоша на горе, кде ныне Олъмин дворъ, на той могиле поставил Олма церковь святаго Николу".

Иоакимовская летопись: "Блаженный же Аскольд предан киевляны и убиен бысть и погребен на горе, идеже стояла церковь св. Николая, но Святослав разрушил ея".

Рапов считает, что Олма построил новую церковь, возобновив прежнюю. Приводит археологические данные: в IXв. были христианские погребения и даже целые христианские кладбища. Это говорит о том, что процент христианства был довольно большой. Для сравнения: в IXв. в Новгородской земле вообще нет следов христианства. Крещение в Xв. вызвало бурное сопротивление. А в Киеве для принятия христианства был уже некий фундамент.

ПВЛ, 907г.: при имп. Льве было установлено, что прибывавшие в Константинополь русские должны пребывать при церкви св. Маманта. Император приставлял к ним мужей, которые должны были показывать церковную красоту, уча их вере церковной.

912г. – договор Олега: деление «русин-гречин» равнозначно заменяется на «русин-хрестьянин». Русь клянется своим оружием.

944 г. – договор Игоря: среди русских два разряда: «хрестьян» и «не хрестьян». «Елико нас крестилися есмы, кляхомся церковью святаго Илье, въ сборней церкви» (наличие в Киеве соборной церкви говорит о том, что были и другие).

Ибн Хардадбех, "Книга путей и странствий" – говорится о русских купцах, что "они утверждали, что они христиане".

О Святославе летописец говорит, что тем, кто собирался креститься, он не запрещал, но насмехался над ними. Куда же всё делось: иерархия, множество христиан?

Рапов говорит, что во времена Святослава последний период языческой реакции. В 970г., находясь в войне с Византией, Святослав обрушил репрессии на христиан, расправился с ними и разрушил храмы. Далее Раков говорит, что святилище, которое воздвиг Владимир-язычник, было поставлено на развалинах христианского храма. Археологи нашли там остатки христианской росписи, мозаики, фундамент храма.

В 972г. Святослав погиб, но не сумел искоренить христианство.

ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ В X В.

Святая княгиня Ольга.

Годы правления: 945-960гг. (+ 969г.).

Крещение в КП - разные годы (954 или 955, 957 - все даты оспариваются).

Происхождение:

1) варяжка - Константин Багрянородный записал её имя, как ELGA (варяжское Хельга);

2) славянский летописец считает её славянкой из Псковской земли. Об этом говорит житие и Степенная книга. Из простых людей, из села Выгуты (совр. село Лагутино).

Карташов: Ольга - дочь варяга, который был начальником гарнизона.

Скончалась св. Ольга, по проложному житию, в 75 лет, а, по Мазуринскому летописцу, в 80 или 88 лет.

ПВЛ: повествует о её жизни до обращения в христианство и само обращение, о путешествии в Константинополь.

Относительно путешествия возникает множество вопросов.

Мних Иаков: умерла Ольга в 969г., а после крещения прожила 15 лет. Следовательно, в 954г. крестилась.

ПВЛ: прибывает в КП-ль в 955г. Кто был патриарх в то время неизвестно. После возвращения из Константинополя она резко отказала византийским послам (объясняют тем; что долго ждала, пока принял её император и она также ответила послам).

Константиновы книги: 9 сентября 957г., среда - приём Ольги у императора. 18 октября - состоялся второй приём на более высоком уровне.

Гипотезы.

Татищев: после крещения Ольги многие обратились в христианство.

Соловьев: в 957г. Ольга едет в КП-ль язычницей и там, поражённая величием христианства, принимает его.

М. Макарий: Ольга была готова принять крещение и едет в КП-ль, чтобы принять свет в его источнике. По возвращении свергает идолы, строит храмы. Но развернуться ей не дал Святослав.

Плесков и др.: считают, что Ольга сокрушала идолов только в своих владениях.

Голубинский: Ольга несомненно варяжка, внутренняя христианка, обратилась к вере под влиянием живших в Киеве варягов. Крестилась тайно в Киеве и в КП-ле была уже крещенной.

Пархоменко: Ольга не была христианкой до поездки, а познакомилась с верой с?; когда состоялась первая поездка. В 957г. - вторая поездка. В 959г. она обращается на Запад. И поездки в Константинополь и обращение на Запад потерпели неудачу. И крестилась она во время третьей поездки в Константинополь в 960 или 961г, во время царствования имп. Романа II.

Приселков: крестилась в 955г. в Константинополе, но стремилась создать независимую иерархию. Неудача и поэтому отказывает послам. В 957г. совершает вторую поездку с той же целью. Опять неудача. И после 957г. обращается к имп. Оттону I, но тот не может ей помочь и Ольга передаёт власть сыну, при котором усиливается язычество.

Карташов: приводит сведения, что Ольга щедро одаривала и ссылается на архиеп. Антония Новгородского (ХII-ХIIIвв.), который видел в Софийском КП-м соборе серебряное блюдо- подарок Ольги. Он также считает, что Ольга была заинтересована в союзе с Константинополем через заключение брака. Константинополь заинтересован в получении сырья с Русской земли, но слишком горд и близорук. Миссия в целом не удалась и Ольга по возвращении выгнала послов.

Современные исследователи:

Мавродин: ездила Ольга в Константинополь, чтобы изменить условия договора Игоря с греками. Крещение - это её частное дело, и греки в это не входили. Византия считала её язычницей.

Кузьмин: крестилась в 959г. при имп. Романе II.

Рыбаков: Ольга изначально хотела сделать христианство государственной религией на Руси, о чём свидетельствует её имя - Елена (равноапостольная). Однако она опасалась подпасть под влияние Византии, о чём свидетельствует её размолвка с греками.

Митр. Макарий опирается на даты Константина Багрянородного - среда 9 сентября и воскресенье 18 октября и говорит, что такие даты были в 946 или 957г. В период 945-959гг. правил Константин Багрянородный. С 948г. соправителем был Роман, который тоже принимал участие в приёме Ольги. В Константиновых книгах написано "и дети обоих императоров" (Роману было 9 лет, когда он стал соправителем). Макарий делает вывод, что Ольга крестилась в 957г., а совершителем таинства мог быть патриарх Полиевкт. Литаврин (современный исследователь) говорит, что Роман коронован на Пасху 946г., а первый ребенок родился в 958г.

Дату крещения установить невозможно.

Византийские источники.

Кедрин, Иоанн Скилица, Зонара (XI-XIIвв.) о крещении Ольги сообщают примерно то же самое, что известно из Константина Багрянородного.

Иоанн Скилица сообщает, что жена русского архонта по имени Эльга после его смерти была в Константинополе и приняла крещение. Сказание это помещено в начале царствования Константина Багрянородного, хотя возможно, что крестилась при имп. Романе I (был свергнут в 944г.).

Западные источники.

Немецкая хроника "Продолжатель Регинона Рюмского", продолжателем был Адальберт, который именовался епископом Русским. Здесь сообщается, что в 959г. при имп. Романе в Царьграде крестилась русская королева Ольга. Он же сообщает, что в 959г. к имп. Оттону пришли, как потом оказалось, лживым образом послы королевы ругов Елены, которая при имп. Романе крестилась в Константинополе и просили посвятить епископа для этого народа. В 960г. посвящают монаха Лигуция, но в 961г. он умирает, так и не отправившись в миссию, и во епископа посвящают Адальберта. Под 962г. в хронике сообщается, что миссия была неудачна, епископ был изгнан, спутники погибли, а он сам едва спасся.

Соловьев: считает, что эти послы были самозванцы.

Карташов: руги это не руссы, это какой-то другой народ.

Голубинский и Макарий: если звала, то зачем выгнала? Адальберт проповедовал за Эльбой не русским славянам. Он остался титулярным епископом.

Князь Святослав.

Макарий и Соловьев: положение христиан было тяжелым при Святославе.

Голубинский: распространение христианства вредно для государства.

Приселков: был не против христианства, но искал лишь независимой иерархии.

Карташов: отрицает, что Святослав был гонителем христиан, потому что с 964 по 972гг. полностью отсутствовал в Киеве.

Источники.

ПВЛ: 971г. - договор Святослава с Цимисхием, где Святослав клянется Перуном и Волосом, а христиане не упоминаются.

Иоакимовская летопись: после военного поражения Святослав возложил вину на воинов - христиан, убил брата своего Глеба (скорее племянника). Разорил храмы в Киеве. Глеб или Улеб в ПВЛ не упоминаются. В договоре Игоря с Византией упоминается Шихпен, посол жены Улеба. Известно, что в свите Ольги присутствует её племянник, возможно двоюродный брат Святослава.

В 967г. Калокир, посол Никифора Фоки, подтолкнул Святослава к войне с балканскими болгарами. Руссы-христиане могли поддержать, потому что греки христиане. Они быстро покорили болгар и подошли к Византии. Греки этого уже испугались и напустили печенегов на Киев. Святослав вынужден возвратиться и заключает с ними мир в 969г. Но восстают болгары, которых быстро подавили. И Святослав тогда двигает войска на Византию, что христианам могло не понравиться. Святослав это знал и, возможно, были репрессии против них после какого-либо поражения.

Князь Ярополк.

Иоакимовская летопись (еп. Иоаким +1030г., содержит древнейшую историю Руси, заканчивается крещением Новгорода. Во многом не согласна с ПВЛ. Списки этой летописи попались Татищеву): Ярополк любил христиан, не запрещал креститься никому, хотя сам не был христианином.

Карташов считает, что Татищев пошутил, а Соловьёв признаёт за Иоакимовской летописью авторитет.

В ПВЛ о Ярополке мало что говорится, потому что там центральная фигура Владимир.

Иоакимовская летопись: Владимир берёт Полоцк и Рогнеду. Народ не любил Ярополка, потому что он дал волю христианам.

Макарий и Пархоменко: благоволение Ярополка к христианам объясняется влиянием Ольги и жены-гречанки.

Карташов: влияние Ольги.

Голубинский: опираясь на Иоакимовскую и Никоновскую летописи, говорит, что возможно Ярополк был бы крестителем Руси, если бы жил дольше.

Пархоменко: Ярополк отличается симпатией к Риму. Ссылаясь на западные источники, говорит, что он за год до смерти принимает латинство (приблизительно 977г.).

Ярополк имел жену-гречанку. После его смерти её взял Владимир. Она родила сына от Ярополка. Значит Ярополк был до смерти её мужем. Тогда зачем сватался к Рогнеде, если был христианином?

Под 1044г. в ПВЛ говорится о том, что Ярослав крестил кости Ярополка. Но зачем крестил, если он был крещён?

На Руси была традиция - вынимать кости, омывать их и ложить в костницу. Если нечто подобное было с костьми Ярополка, то тогда он был христианином.

Обращение князя Владимира.

Составитель первой летописи обладал всем богатством материала. Были письменные памятники: "Похвала кагану нашему Владимиру" митр. Илариона, "Память и похвала с кратким житием" мниха Иакова. Но некоторые данные этих источников разнятся между собой.

Этапа обращения.

1. Посольства представителей разных исповеданий.

Летопись - 986г. - посольство волжских булгар; миссия из Рима; жиды хозарские; грек-философ.

Погодин, Голубинский, Карташов сомневаются в подлинности событий, описанных в ПВЛ (это поздний греческий вымысел). Сам факт прихода посольства Голубинский не отрицает, но то, что Владимир посылал послов он отрицает. Это отрицают Татищев, митр. Платон. Они говорят, что этот эпизод не проходит по другим источникам (не упоминается у митр. Илариона, мних Иаков молчит об этом).

Митр. Иларион говорит, что обращение князя было по двум причинам. Это озарение свыше и пример св. княгини Ольги. Нестор Летописец: Бог сотворил ему (князю) некое запятие.

Голубинский: сверхъестественное откровение коснулось князя, а не убеждение грека. Он считает, что кроме откровения ещё ощущалось варяжское влияние. Он основывается на рассказе об конунге Олове, который крестился в Греции и убедил Владимира принять христианство.

М. Макарий: твердо отстаивает приход послов. В 985г. был заключён мир с болгарами. И первые послы могли прибыть с политическими намерениями. Но, будучи неофитами, они горели желанием обратить в мусульманство русских. Приход послов папы естественен. В это время миссионеры действовали в Польше, Швеции, Норвегии, Венгрии. С хозарами с VIIIв. торговали, с IXв. платили им дань, каганат был разгромлен Святославом. В XI-XIIвв. иудеев в Киеве было достаточно много, была даже жидовская улица. Были попытки склонить жителей к иудаизму. В Киеве живут также христиане греческого обряда, которые, увидев настроение князя, решили пригласить человека-философа, который приходит позже всех.

Голубинский: всё это невозможно, особенно восстает против речей. Но Макарий соглашается, что речи не являются дословным воспроизведением. Это момент литер-го, жанрового приёма.

2. Русское посольство.

Бояре предлагают испытание веры на месте. Голубинский не признаёт этого вообще. Бояре ссылаются на княгиню Ольгу.

М. Макарий: полностью признаёт достоверность этого момента. Психологически это оправдано, ссылка на авторитет (Ольга).

3. Поход на Корсунь.

ПВЛ: поход, взятие города, крещение, брак с Анной и возвращение в Киев. Все под 988 г.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.