Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.





Среди круга памятников надо отметить прежде всего памятники ви­зантийского происхождения: соборные постановления и решения Константи­нопольских патриархов, а также грамоты патриархов, касающиеся дел Русской Церкви. Их немного, до XV в. до автокефалии Русской Церкви сохранилось 5 грамот. К данному периоду относится грамота патриарха Луки Хрисоверга кня­зю Андрею Боголюбскому (отказ в утверждении отдельной митрополии во Владимире - 1160г.).

Чрезвычайно важными были бы постановления русских соборов, но мы ихне имеем до 1274г. От домонгольского периода ничего не осталось. А пра­вила Владимирского собора сохранились благодаря трудам митрополита Ки­рилла под названием "Правила Кирилла, митрополита Русского".

Из русских памятников канонического характера у нас есть памятники в жанре канонических ответов.

1. “ Церковные правила митр. Иоанна II” (1080 - 1089 ). Адресованы эти ответы черноризцу Иакову (некоторые исследователи считают его автором жития Бориса и Глеба). Был подлинник на греческом и есть русский перевод, как полагают, сделанный самим вопрошателем. В тексте говорится об обязанно­стях епископа созывать соборы, об открытии новых епархий с соизволения со­бора и митрополита, обязательность венчания для всех, запрет на венчание третьего брака и брака в шестой степени двоюродного свойства. Высказываются порицания на браки, заключаемые представителями княжеских фамилий - вы­дача княжён русских за латинян.

2. “ Кириково вопрошание” - прежде всего эти вопросы касаются таинств Крещения, Покаяния и Евхаристии, а также некоторых других вопросов: по­гребение, посты, поклоны и т. д.

3. "Белечский устав" (полное название: "Заповедь святых отец ко исповедающим сынов и дщерей"). Приписывают авторство устава митр. Георгию (1072-1073). Он представляет собой свод правил, касающихся покаянной дисци­плины, правил, переведённых с греческого и с латыни. Особое внимание уделя­ется здесь епитимиям.

Памятники канонического права государственного происхождения. Их особенность в том, что они не касаются внутрицерковной жизни, в отличие от подобных же греческих памятников. Касаются они сферы церковно-государственных отношений, в основном льгот для Церкви, духовенства, которые этими самыми грамотами закрепляются.

1. "Устав князя Владимира" - пожалование десятины для церкви Пре­святой Богородицы (Десятинной), перечень круга лиц и дел, которые находятся в юрисдикции церковного суда. Относительно дел надо обратить внимание на термины: розпуст - развод; смиллое заставание - любовная связь, измена: пошибание - изнасилование; умычка - кража невест. Разные виды волшебства тоже относились к области суда епископа: ведьство, зелейничество, потворы, чародеяние, волхвование, зубоежа и еретичество. А также татьба, гробокопательст­во, идолопоклонство, осквернение храмов, избиение сыном отца или матери до­черью, противоестественные пороки и убийство незаконнорожденного ребёнка.

Круг лиц, подлежащих церковному суду: игумен, поп, дьякон, дети их, попадья и "кто в клиросе" (члены семьи причта), чернец, черница, проскурница, паломник, псаломщик, лечец, прощенник, задушный человек, сторонник, хамец, монастыри, гостиницы и странноприимницы. В ведение Церкви переда­ются торговые места и весы.

Устав дошёл до нас в разных редакциях: Волынская, Печерская, Оленинская, Степенная, Синодальная. Устав многократно переделывался. То, что он был введён в научный оборот Миллером в1 775г. - по поздней редакции с мно­жеством наслоений, взятой из Степенной книги, где полностью приводился текст, вызвало определённые сомнения в подлинности самого устава, поскольку судили по этой публикации без разбора иных редакций. Первым высказал со­мнение Карамзин, который указал на противоречие в тексте: в тексте сказано, что князь Владимир был крещён при патриархе Фотии. Впоследствие против подлинности выступали Голубинский и наш канонист Суворов. А за подлин­ность выступали митрр. Евгений (Болховитинов) и Макарий (Булгаков). При чём действовали по ощущению, потому что аргументы противников были вескими в то время. Другой канонист Павлов предлагает другое решение этого вопроса, которое в данное время поддерживается в современной науке. Он полагает, что устав со­стоит из частей записей, которые были сделаны в разное время и вместе с тем из подлинных распоряжений князя Владимира.

Тексты устава были изданы Бенешевичем в 1915г. и исследователь Юшков, в 20-е годы занимавшийся по этому изданию текста, приходит к выво­ду: в основе действительно грамота о выделении десятины церкви Богородицы. Датирует он эту грамоту 995-996г. Это время близкое к освящению Десятинной церкви, когда строительство было закончено. Затем до 1011г. грамота получает некое распространение, превращаясь в уставе. В связи с учреждением епископ­ских кафедр нужно было определить сферу действия епископского суда. Т.о., устав в основе своей сложился при жизни князя Владимира. В ХI - ХII вв. вно­сится перечень церковных судов и людей.

2. "Устав князя Ярослава Мудрого" - кодекс семейного и брачного пра­ва, который сложился в ХI-ХII вв. при жизни Ярослава и его участии, как счи­тается, а затем получивший своё дальнейшее расширение. Это своего рода су­дебник. Есть и статьи, которые вопросов семьи и брака не касаются. В основном здесь семейные, брачные преступления. Первый список этого устава был найден в 1771г. в Архангельске Крестининым в одном сборнике второй половины XVI в. В 1780г. он был уже опубликован Лепёхиным и таким образом введён в научный оборот. Карамзин выступил против подлинности данного памятника и высказал предположение, что памятник возник в ХIV в., ибо одновременно с этим создавался кодекс гражданского уголовного права «Русская Правда» и по­скольку у истоков стояли одни и те же люди: князь Ярослав Мудрый и митр. Иларион, то естественно, что должен был соответствовать церковный судебник тем нормам, которые провозглашает " Русская Правда ". А на деле, по крайней мере, в том тексте, который был, там явные противоречия между ними.

Однако Морошкин, один из первых историков русского канонического права, сделал очень интересное наблюдение. Он высказал предположение, что " Русская Правда " является дополнением устава, потому что в ней нет тех пре­ступлений, которые оговорены в уставе Ярослава. Одно дополняет другое. В "Русской Правде" нет ничего про умыкание, насилие, драку между родственни­ками. Это говорит в пользу того, что эти памятники современные. В середине XIX в. Неволин приступил к изучению списков устава и по большинству спи­сков сделал вывод, что нормы, которые провозглашает устав вполне соответст­вуют " Русской Правде ". У исследователей первой половины ХIХ в., у того же самого Карамзина, не было всех списков, которые надо было непременно изучать, а был один список XVI в., на основании которого и строились все заклю­чения.

Голубинский полагал, что имя митр. Илариона вставлено произвольно, что устав возник позже. Ключевский, наоборот, считал, что устав и " Русская Правда " современны друг другу. Павлов полагает, что устав возник в связи с тем, что в сферу церковного суда надо было ввести систему вир, что тоже гово­рит о том, что они не только не противоречат, а дополняют одна другую. Этого не было у греков. А здесь за преступление платится штраф - вира. Это основная мера наказания в те времена в Киевской Руси. Какая в "Русской Правде" систе­ма вир, та и в уставе. Зенин, весьма критично настроенный к древнерусским памятникам исследователь, но очень серьёзный, относит устав к XIV-XV вв. и считает, что он был создан при митр. Киприане. Но это мнение стоит особняком. Щапов, который много лет занимался этим вопросом, относит архетип ус­тава к XI в. и полагает, что действительно в его создании принимали участие Ярослав Мудрый и митр. Иларион. Затем в ХII-ХIII вв. возникает пространная редакция устава, а в середине ХIV в. возникает краткая редакция.

Отличительная черта устава Ярослава в том, что здесь не только опреде­лены преступления и лица, подверженные церковному суду, но и дана система денежных штрафов, что вовсе не характерно для канонического права.

Уставы Владимира и Ярослава включались обычно в составы русских Кормчих. Дольше они существовали в старообрядческих общинах.

3. Уставные грамоты местного значения, удельных князей. Некоторые из них сохранились в подлинном виде, некоторые в изменённом. Из подлинных обычно выделяют две грамоты: 1. уставная грамота князя Святослава Ольговича Новгородского (1137г.).Князь заявляет о замене десятины жалованием и при этом говорится о десятине как о древнем обычае. Сохранилась грамота в трёх списках в сборниках и всегда она следует в них за уставом князя Владимира.

2. Уставная грамота князя Ростислава Мстиславича Смоленского (1150г.).Это год учреждения новой епископии. Грамота определяет для новоучреждённой кафедры средства существования. Это десятина от княжеской да­ни, пошлина с церковных судов, доходы с земельных владений.

Грамоты с текстом искажённым: Новгородского князя Владимира Мстиславича (1127г.).Здесь определяется доход церкви, её взаимоотношения с купечеством Ивановским, которое действовало при этой церкви (храм Иоанна Предтечи на Петрятине дворище). В грамоте дан устав купечества Ивановского (подобие братства) и определяется доход церкви, который идёт от мер и весов, хранящихся в храме. В притворе храма установлен идеальный эталон, взвеши­ваются товары на этих самых точных весах, а за это берётся пошлина. И здесь же даётся устав князя о церковных судах, который представляет собой передел­ку устава князя Владимира. Устав даётся Новгородскому Софийскому собору, где находилась кафедра.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.