|
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВЕНСТВА.Десятина. Государство заботится об обеспечении духовенства, прежде всего духовенства высшего. Церкви оказывается большая помощь. На первом этапе, когда покупка земель не практиковалась, содержание шло за счёт десятин. Эти десятины не являлись чем-то специальным для Церкви. Такой же десятиной обеспечивалась в Xв. дружина и государственный аппарат. Это уже существовавший способ обеспечения. Десятина имеет централизованный характер, является частью от поступлений, которые идут со всего государства, частью от всех княжеских доходов и первое упоминание о десятине как о способе материального обеспечения духовенства мы находим в ПВЛ. Под 996г. записано: "Рек еще: даю церкви сей Пресвятой Богородицы от имения моего и от град моих десятую часть. И вдаст десятину Настасу Корсунянину". То же сообщение содержит 1-я Новгородская летопись и другие источники: "Память и похвала князю Владимиру" мниха Иакова, "Устав Владимира", "Житие князя Владимира". Вторая половина ХI в. - о десятине упоминает своеобразный летописный некролог (дата кончины князей в летописях обозначается и отмечается кратким жизнеописанием) князя Ярополка Изяславича, где говорится о десятине церкви Богородицы. Десятина давалась соборным храмам. Это источник содержания высшего духовенства. Чтение о Борисе и Глебе упоминает, что Ярослав Мудрый даёт десятину новой церкви Бориса и Глеба в Вышгороде и, обеспечив храм таким образом, учреждает в нём службу во все дни. Есть сведения о десятине в пользу Смоленской кафедральной церкви (1136г.),Владимирского собора (1158г.).В послании Симона, епископа Владимирского к Поликарпу упоминается десятина Владимирскому и Суздальскому соборам. Памятник ХIII в. "Правило о церковных людях и о десятинах" упоминает соборные церкви, в пользу которых определялись десятины. Сведения о десятине. 1. Десятина от дани (1/10 часть от княжеских даней). Она хорошо просматривается по Смоленской уставной грамоте (1136г.). Даётся десятина соборной церкви, взимается с каждой из 34 административных единиц Смоленского княжества. По грамоте видно, что город Торопец выплачивает 400 гривен ежегодно, а Вержавляны 1000 гривен. В X-XI вв. десятина отчисляется из центра, дань собирают дружинники, доставляют её князю, а из центра уже идут отчисления. Под данями подразумеваются все виды сборов с населения, которые взимались княжеской властью, в частности полюдии. После осеннего сбора урожая совершался этот вид сбора с населения. В одно время входила полюдия, затем исключалась. Смоленская уставная грамота перечисляет разные виды сборов, кроме полюдии. Князь Игорь был убит во время полюдии, осеннего сбора. 2. Судебная десятина - за производство суда, которое осуществляет либо сам князь, либо его чиновники с тех, кто судится взимается определённая пошлина. А с этих судных пошлин 10-ю часть отделяют на нужды кафедры. Первое упоминание содержится в краткой "Правде". А в ХII-ХIII вв. судебную десятину уже не платят. Новгородский устав Святослава Ольговича (1137г.) упоминает о том, что епископы издревле получали десятину не только от дани, но от вир и продаж. Смоленская грамота 1136г. упоминает, что десятина начисляется со всего, кроме вир и продаж. Взамен кафедре предлагаются прощенники и два села. Появляются первые наделы. Устав князя Владимира (но по тексту ХII в.) упоминает судебные штрафы от княжеского суда (10-я векша (белка) и 10-й грош). Но в ХII в. судебная десятина отмирает. В грамоте 1158г. Андрея Боголюбского судебная десятина не упоминается. Однако некоторые редакции Владимирового устава ХIIIв. вновь упоминают об этой самой судебной десятине. 3. Торговая десятина - князь берёт пошлину за торговлю и от этих пошлин он отчисляет 10-ю часть на Церковь (десятина колебалась от 10 до 20%). Первые сведения относятся к ХII в. Но скорее всего она была раньше, это просто письменные свидетельства. Устав Владимира ХIIв. Оленинской редакции и ХIIIв. Синодальной редакции дают одну и ту же практику "из торгу 10-ю неделю". Каждую 10-ю неделю занимались сборами епископские чиновники с рынков, с торгов и т.д. О том же говорит и Новгородский устав Всеволода (ХIIIв.) и поздняя редакция Владимирового устава (XIVв.). Смоленская грамота 1136г. говорит о том, что десятина даётся от всех даней Смоленских. В числе этих даней упоминается гостиная дань от перевоза 4 гривны, от торгового 4 гривны, а в Лучине десятина от мыта. Лаврентиевская летопись, повествуя о десятине, которую определил Андрей Боголюбский для построенного им Успенского собора, сообщает, что князь определил кафедре "торг 10-й". Смоленский устав фиксирует практику централизованного отчисления десятины, а остальные памятники говорят о сборах на месте. Краткая "Правда" упоминает, что с судебных десятин взималась 1/5 часть, а не 1/10. Устав Владимира Пушкинского извода XVв. упоминает "из торгу 2-ю неделю" (50 %). Можно предположить, что такая практика могла быть в Великом Новгороде и текст, который в этот сборник включён, своим происхождением связан с Новгородом. Там архиепископ занимает исключительное положение, фактически он глава Новгородской республики. Смоленская грамота - 10 % и даётся полная раскладка всех поступлений от различных областей и градов. В Новгороде очень трудно определить один из видов десятины - это судебные пошлины. Там существовал день, когда судил князь (Петров день), когда посадник, когда тысяцкий. Это практика ХIII в. Поэтому князю трудно определить, что давать и он положил твердую сумму - 100 гривен. Упоминается это в грамоте, связанной с именем Святослава Ольговича (Новгородский устав 1137 г.). " Что касается самого обычая,то здесь все весьма туманно. Десятую часть имения посвящать Богу велит Писание. Об этом есть в Ветхом Завете. Обычай этот, как похвальный и обязательный для христиан упоминают святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. На Руси видим особенность, что десятину даёт не каждый верующий, а, как бы от лица всех, князь. Уже от своего имени, централизовано. Но тем самым от лица всех людей он обеспечивает содержание Церкви. Ни римское право этого не знает, ни Византия. В VIII-IX вв. в Западной Европе в империи каролингов была известна частная десятина, но не централизованная. Частным образом люди выплачивали десятину на содержание Церкви. Вообще считается, что десятина была известна и в Азии, и в Средиземноморье, и у славян, и у балтийских славян (в ХII в. святилище Свентовита получало 10-ю часть добычи). Поппе полагает, что Русь заимствовала обычай десятины у армян, потому что первый известный по летописям митрополит Феофилакт был на кафедре в Севастии Армянской. Но для этого нужно принять, что он действительно был первым митрополитом на Руси (не только по летописям) и жил при Владимире. Всё можно объяснить проще. В 966г. при Мешко I христианство приняла Польша, а она знала систему централизованной десятины. И возможно у нас оттуда этот обычай, связи были тесными и у князя Владимира, и у его сыновей, и у его потомков. У поляков был доход с княжеских городов. Доходы митрополита и епископа: десятина, недвижимость, штрафы, судеб. пошлины, венечная пошлина, сборы со ставленника и открытия Церквей, подъезд с куницией, полюдная пшеница, подарки от мирян и духовенства за совершение служб, правильность мер и весов. Доходы простого духовенства: руга, вклады и милостыня от прихожан, плата за требы, будни, славление праздников на дому. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|