|
Главные и второстепенные звуковые значения букв.Почти каждая буква может обозначать несколько разных звуков. Звуки, обозначаемые той или иной буквой, составляют её звуковое значение. Так, буква о в русском литературном языке обозначает три звука: звук [ о ] (ст о л), звук [ а ] (ст о ловая) и, наконец, звук, похожий на ослабленный звук ы [ ъ ] (ст о ловаться); следовательно, в звуковое значение буквы о входят три звука (о, а, ъ). В звуковое значение буквы [ б ] входят четыре звука: [ б ] (ду б ок), [ п ] (ду б), [ б' ] (ду б ина), [ п' ] (дро б ь) (в последнем случае на обозначение мягкого произношения б указывает мягкий знак). Одно из звуковых значений буквы называется главным, а другие – второстепенными. Буквы выступают в своём главном звуковом значении, если передаваемый ими звук находится в сильной позиции. Во второстепенном значении буквы выступают в слове, если передаваемый ими звук стоит в слабой позиции. Принцип, согласно которому звуковое значение буквы устанавливается по совокупности позиций, в которых может быть данная фонема, называется слоговым. Название этого принципа указывает, что буква передает не отдельный, не изолированный звук, а звук в составе слога.
Упражнение 85. Прочтите вслух. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами. Затем отметьте, где звуковое значение выделенной буквы главное и где – второстепенное. Л о шади п о скакали; нар о д на улице остан а вливался и кл а нялся в п о яс. Пугачёв кив а л головою на обе стороны. Чере з минуту м ы выехали и з сл о б о ды и п о мчались по гла д кой д о роге. (А. С. Пушкин.) НАРЕЧИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Основные группы русских диалектов. Наряду с литературным языком, как уже говорилось выше, существуют местные говоры, или диалекты. Эти говоры отличаются от литературного языка некоторыми особенностями в произношении, в грамматических формах и в словаре. На наших глазах в связи с распространением образования происходит быстрое выравнивание местных особенностей в произношении, в грамматике и в лексике. Но всё же они есть. Вот почему при обучении детей литературному языку и при работе над орфографией необходимо учитывать особенности местных говоров. Все разнообразные местные говоры русского языка объединяются в две большие группы, которые называются наречиями: севернорусское наречие и южнорусское наречие. Кроме этого, существуют ещё среднерусские говоры, переходные между двумя указанными наречиями. Основные черты севернорусскнх говоров. 1. Оканье. Оканьем называется произношение звука о не только в ударном, но и безударном положении, например: вода (вместо литературного в а да), голова (вместо г ъ лава). 2. Звук г смычный (такой же, как в литературном языке): но г а, г ора. 3. Глагольные.формы «ты знаэшь», или «знаашь», или «знашь», «он знаэт», или «знаат», или «знат», «мы знаэм», или «знаам», или «знам» вместо литературных форм ты знаешь, он знает, мы знаем. Примечание. Это явление называется стяжением гласных; объясняется оно тем, что сначала выпал звук j (зна j эт– знаэт), затем, звук э уподобился предшествующему а, в результате чего образовалось долгое а (знат); наконец, вместо долгого [ а ] стал произноситься обычный звук [ а ]. 4. Твёрдый звук т в личных окончаниях глаголов (как в литературном языке): иду т, идё т, пою т, поё т. 5. Окончания - ово, - ево (со звуком в) в именах прилагательных, например: нов[ово] син[ево] костюма, платья. Эти особенности являются общими для северных говоров. Кроме них есть и другие, которые встречаются не во всех северных говорах; например, «цоканье», когда вместо ч произносят ц: «цас» вместо час. Основные черты южнорусских говоров. 1. Аканье. Аканьем называется произношение неударного о или как а (в а да вместо в о да), или как ъ ([въ]дяной вместо водяной). 2. Звук г щелевой (этот звук образуется так же, как х, но с голосом); в транскрипции он изображается греческой буквой γ, которая называется «гамма», например: [ γ рош ] (вместо грош). 3. Звук т в глагольных окончаниях мягкий, например: иду ть, идё ть, пою ть, поё ть. Эти особенности являются общими для южных говоров; кроме них, есть и другие, которые встречаются не во всех южных говорах, например: 1) смягчение к после мягких согласных: Тань[к'а] (вм. Таньке]); 2) яканье, т. е. произношение [а] на месте е после мягкого согласного в первом предударном слоге: несу произносится как [н' a cу], беда – как [б' а да] и т. д. Основные черты среднерусских говоров. В среднерусских говорах, в том числе и московском, есть черты и северного, н южного наречий. Занимая промежуточное географическое положение между северным и южным наречиями, среднерусские говоры на юге имеют особенности южного наречия, на севере – северного наречия В центре отмечаются переходные явления. Основными чертами среднерусских говоров является аканье (черта южная) и г смычное (черта северная) В московском говоре, кроме этих двух особенностей, имеются ещё следующие: 1) твёрдый звук т в окончаниях глаголов (иду т, иде т); 2) звук в в окончаниях прилагательных, например: больного [ова]: 3) иканье, т. е. переход неударяемого е(э) в звук и или в звук, близкий к и, например: н и су (н е су), в и сна (в е сна); 4) произношение щ как долгого мягкого ш [ ш' ], например: щ и [ ш'и ], щ ука [щ'y]; 5) произношение жж как долгого мягкого ж [ж'], например: дро жж и [ ж' и ], во жж и [ж'и] Упражнение 86. Укажите особенности говора той местности, где вы живёте (сравнительно с литературным произношением). 87. Приготовьте к чтению вслух с соблюдением правил литературного произношения описание сада Плюшкина из V главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» 88. Укажите, какие орфографические ошибки учеников начальной школы, расположенной в вашей местности, объясняются особенностями их говора.
Культура произношения. Культура произношения включает в себя: 1) правильное произношение слов русского языка и 2) правильный выбор типа произношения в зависимости от условий речи. Нормы произношения слов усваиваются человеком по мере того, как он овладевает языком. Сведения об этих нормах можно получить из пособий и справочников. Орфоэпические нормы, регулирующие фонетическую культуру речи, не допускают просторечных и диалектных способов произношения: например, «документ» вместо докумéнт, «складóв» вместо складов, «каструля» вместо кастрюля, [ молоко ] вместо [мълако], [γара] вместо [гара] и т. п. Ненормативны также и различные виды манерного произношения: ко[фэ] (без смягчения (ф), му[зэ] й вместо му[з'э]й и под. Правильный выбор типа произношения отражает знание стилистических возможностей фонетической системы языка. Это более высокая ступень произносительной культуры человека. Произношение ряда звуков, звукосочетаний и отдельных слов допускает варианты: [ зв'эр' ] – [ з'в'эр' ], [ дош' ] – [ дошт'], ти[хы]й – т [х'и]й, [ т ó лкa ] – [ т ó къ ] («только»), [с'эмд'ьс'т] – [с'эм'с'т] («семьдесят») и т. д. Многие из этих вариантов различаются стилистически: одни приняты в так называемом высоком стиле, другие – в сниженном или в нейтральном. Так, для высокого стиля характерно «эканье» – произношение [э] в первом предударном слоге после мягких согласных: [п'эсок], [в'экам'и]. Для нейтрального же и особенно сниженного стиля характерно «иканье», т. е. произношение в этой позиции звука, близкого к [u]: [n'u'c ó n], [в'икáм'и]. В высоком стиле реже, чем в сниженном, происходит смягчение твёрдого согласного перед мягким, т. е. твёрдый в позиции перед мягким обычно сохраняет качество твёрдости: во [зв'] е личить, благоде[нств'] ие и т. п. (а не: во[з'в']еличить, благоде [н'с'т'в'] ие, как было бы при произношении этих слов по нормам сниженного стиля).. Заимствованные слова произносятся в высоком стиле с сохранением некоторых черт иностранности: на месте о в первом предударном слоге произносится [ о ], а не [ а ], как в обычной речи, согласные перед [э] не смягчаются: [поэт] (а не [паэт]), [сонэт] (а не [сан'эт]) и т. п. Высокий стиль произношения реализуется в тех ситуациях, где необходимо подчеркнуть торжественность момента или значительность сообщаемого, фонетическими средствами усилить выразительность речи. Этот стиль свойствен, например, чтению стихов со сцены, речи радиодикторов при сообщении ими особо важной информации (сравните, например, произношение дикторов в передачах о запуске спутников и т. п.). В целом же сфера использования высокого стиля гораздо уже, чем сфера использования стилей нейтрального и сниженного. В нейтральном и сниженном стилях фонемы меньше противопоставлены друг другу, чем в высоком. Здесь обычна редукция (сокращение) гласных в неударной позиции, их выпадение или слияние одинаковых гласных не под ударением: про[въл]ка, нé[ктър]ые, [в]бщé, [въ]браз ть или же выпадение согласного рядом с гласными: [када], [тада], [токъ], более последовательная ассимиляция согласных по мягкости: о [тм']éтил, ко [н'ф']еты, [с'т']енá. Эти черты резко отграничивают нейтральный и сниженный стили от высокого. Между собой же эти два стиля различаются скорее количественно, чем качественно: в нейтральных условиях речи звуки произносятся в целом с меньшей степенью редукции, с несколько большей отчётливостью, чем в ситуациях непринужденных, где обычно используется сниженный стиль. Нейтральное произношение допускает меньшее число вариантов, чем сниженное. Например, в нейтральном произносится: [здраствуит'иэ], а в сниженном: [здрáстуитuэ], [здрáсст΄и], [здрасст'] [драс'т'] и т. д. Владение орфоэпическими нормами и знание стилистических различий между произносительными типами – основные компоненты культуры произношения. Звук в поэтической речи. Звуки и сочетания звуков могут использоваться в речи для усиления её выразительности. Такое использование фонетических средств в особенности свойственно поэтической речи – в связи с её общими эстетическими целями: воздействовать на читателя и слушателя не только содержательными и образными компонентами поэтического произведения, но и формальной его структурой. Поэты иногда намеренно сочетают в одной строке, строфе или в целом стихотворении однотипные звуки. Например, при описании шумов, шорохов и т. п. употребляют в близком соседстве слова с шипящими согласными: Лесные гнутся исполины. Трево ж но роп щ ут их вер ш ины. Как сове щ аясь ме ж собой (Тютч.); для передачи звука врезающегося в землю заступа используются слова с обилием глухих и свистящих согласных: И за ст у п скр е ж ещет в п е ск е... (Паст.). Нередко подбор слов с повторяющимися согласными или гласными служит не для звукоподражания (шуму водопада, шороху листьев и т. п.), а для усиления какой-либо мысли, идеи поэта, прямо не связанной со звуковыми процессами. Обычно для подчёркивания подобной идеи поэт выбирает слова с такими звуками, которые в сознании говорящих связываются с определёнными, хотя и достаточно общими смыслами. Например, звук а часто связывается с большой величиной, открытостью, звук и – напротив, с малой величиной, узостью, р, л – с силой и т. д. Подбор слов с повторением одного и того же звука или звуков сходной артикуляции (например, либо губных, либо шипящих, либо сонорных) даёт необходимый эстетический эффект: звучание этих слов усиливает содержательную сторону стиха. Мы ж ивём, за ж атые ж елезной клятвой. (В. В. Маяковский.) Воро н ка н ул на сос н у, Тро н ул со нн ую стру н у. (А. А. Б л о к.) Использование звуковых средств для подчёркивания, усиления передаваемого смысла называется звукописью. Одним из блестящих образцов поэтической звукописи является стихотворение А. С. Пушкина «Обвал». Вот отрывок из этого стихотворения: Оттоль сорвался раз обвал И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил... Мастерски владели приёмами звукописи такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак и др. Упражнение 89. Пользуясь «Орфоэпическим словарём русского языка» (или словарём-справочником «Русское литературное произношение и ударение»), среди перечисленных ниже слов найдите варианты, допускаемые произносительной нормой, и отклонения от норм литературного произношения. Те и другие выпишите в отдельные столбцы, указав рядом с ошибочными правильные формы. Афёра, б ло[чн]ая, вз ла, взя лись, [жа]лéть, внучок, род лась, кашлян л, [шыэ]г , константировать, обеспечéние, бо л[са], ржавéть, стóляр, т [хы]й, [жыэ]рá, шóфер, современный, по вóлнам, ве [р']х, тубаретка, э [нэ] ргия, посередине, положь, ждáла, [дэ] пó, ходатайствовать, битон, бр [ж]ет, кулинар я, конé [чн] о, т [в'э] рже, килóметр, мо [д' ] ль, кухóнный. 90. Ниже дана транскрипция отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Укажите фонетические черты высокого произносительного стиля. Как те же самые звуки и сочетания звуков произносятся в стилях нейтральном и сниженном? [ja пáм'атн'ик с'эб' ваздв' к н'эрукатвóрныи, к н'эм н'э зараст'óт нарóднаиа трапá, вазн'óсс'а в шэ он главóиу н'эпакóрнаи ал'эксандр' искава сталпа ] 91. В следующих отрывках из стихотворений найдите примеры звукописи. Объясните (устно), какую роль играет повторение одних и тех же или близких звуков и звукосочетаний. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Всё раздр…жительней бурун; Его шипучая волна Так тяжела и так плотна, Как будто в берег б...ёт чугун. (А.А.Фет.) 2) Полночной порою в болотной тиш... Чуть слышно, бе...шумно шуршат камыш... (К. Д. Б а л ь м о н т.) 3)Томит меня немая тишина. Томит гнезда родного запу...тенье. (И. А. Б у н и н.) 4) Летучим фосфором валы Нам осв...щают окна дома. Я вижу молнии из мглы И морок мраморного грома. И возн...кают беги дней, Существований перемены, Как брызги беше...ых огней В водоворотах белой пены. (А. Белый.) 5)А на пожарище заката, В далёкой прочерни ве...вей, Как гулкий колокол набата, Неистовствовал соловей. (Б. П а сте р н а к.)
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|