Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Окончания, суффиксы и приставки.





Значащие части слова, стоящие перед корнем, называются п риставками, а стоящие позади него – суффиксами и окончаниями. Например:

 

 

Окончания изменяются, чтобы показать связь слов в речи.

Например, в предложениях: Старш ая сестр а учила младш его брат а. Старш ий брат учил младш ую сестр у слова взяты те же самые, но связаны они по-разному, так как ими выражаются разные отношения между действиями и лицами, между лицами и их признаками. Связь слов в речи и показывается их окончаниями.

Изменение окончаний образует грамматические формы одного и того же слова, а именно: 1) формы изменения по падежам, или формы склонения слов: старшая сестра, старшей сестры, старшей сестре и т. п.; 2) формы изменения по родам,, числам: старший брат – старшая сестра, старшие братья и сестры; 3) формы изменения по лицам и числам в глаголах: учу, учишь, учат; учил, учила, учили.

Одна из форм слова может отличаться от других отсутствием окончания. Такое отсутствие указывает на определённое грамматическое значение, например на именительный падеж или на мужской род. В подобных случаях говорят о значащем отсутствии окончания, а сами отсутствующие окончания называют нулевыми. Нулевое окончание обозначают знаком □. В наших примерах нулевое окончание имеет форма брат- □ (сравнительно с формами брат-а, брат-у, брат-ом) или форма учил- □ (сравнительно с формами учил-а, учил-о, учил-и).

Суффиксы служат, во-первых, для образования родственных слов (словообразующие суффиксы); например: от слова гор-а посредством разных суффиксов образованы слова: гор-н-ый, гор-ист-ый, гор-ец; во-вторых, суффиксы используются для различения грамматических форм слов (формообразующие суффиксы).

Формообразующие суффиксы, не изменяя лексического значения слова, изменяют только его грамматические значения. К формообразующим суффиксам относятся: суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий, например: крас вый – крас в-ее, крас в-ейш-ий, низко – ниж-е, ниж-айш-е; суффиксы, служащие для образования видов одного и того же глагола,– несовершенного, например:

рас-сказ-ыва-ть (от рассказ-а-ть), и совершенного, например: толк-ну-ть (от толк-а-ть); суффикс, образующий форму прошедшего времени глагола, например: игра-л (от игр-а-ть), а также суффиксы, с помощью которых образуются причастия и деепричастия: говор-ящ-ий, бег-ущ-ий, спа-вш-ий, рассмотр-енн-ый, вымы-т-ый, плач-а, снима-я, пообеда-в; суффикс, образующий форму повелительного наклонения: нес-и.

Приставки широко используются для образования родственных слов, главным образом глаголов: ходить – входить, выходить, подходить, отходить, заходить и пр. Реже используются приставки для образования грамматических форм, например для образования форм совершенного вида (писать–написать).

Роль приставок.

В русском языке имеются следующие приставки: без- (безо-), в-(во-), вз-(взо-, воз-), вы-, до-, за-, из-(изо-), меж-(между-), на- над-(надо-), наи-, не-, недо-, низ-, о-(об-, обо-), обез-, около- от-(ото-), па- пере- пре- пред-(предо-), по- под-(подо-), пра- при- про- противо- раз-(разо- роз-), с-(со-), сверх-су- у- через- (чрез-). (В скобках указаны варианты той же самой приставки.) Кроме того, в русском языке активно используются – особенно для производства существительных и прилагательных – заим-ствованные приставки: анти- архи- контр- ультра- и нек. др., например: антивоенный, архиплут, контрудар, ультралевый.

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия: в ходить– вы ходить, при ходить – у ходить, под ходить – от ходить; за петь, при открыть, или в указании различных пространственных отношений: пред горья, под водный, на земный. Приставка без- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: бе зземельный, бе спощадный, бе сшумно, а приставка не -, присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: не приятель (враг), не весёлый (грустный).

В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях; например, приставка за - указывает: 1) на распространение действия дальше определённого предела (за летел за черту), 2) на доведение действия до крайней степени (за кормить, за хвалить), 3) на попутное действие (за йти по пути к товарищу), 4) на начало действия (за петь, за плясать) и др.

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в-, на-, за-, другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например: па- (па водок, па сынок, па дчерица), пра- (пра дед, пра бабушка), су- (су мрак, су глинок) и др.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.