|
Правописание безударных гласных в корнях.1. В корнях слов принято, как правило, писать буквы тех гласных звуков, какие произносятся в них под ударением, например: г ó ры – г о рá, пóд г о ру; с а д – с а д, с а довд, вс а дить; рки – р е к, з р е ку; ч а с – ч а с, ч а совóй; ч а с óт ч а су. Поэтому для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы проверяемая гласная корня оказалась под ударением, например: созд а в ть – создть; запрсить – запрс; прим е рть – примрка; прим и рть – м и р, мрный; ув я д ть – увнуть; ув и дть – вдеть, в и д; разв и вться – развться. Примечание. Если в корне под ударением появляется ё, без ударения писать надо е: сёла – село, полёт – пол е тать.
2. Во многих словах гласные корня нельзя проверить ударением: ст а кн, б а рн, с о бка; б а зр, с а р й, в а гн, в о кзл и пр. Но и в этом случае достаточно знать написание корня в одном слове, чтобы уметь правильно писать все родственные слова, например: ст а кн – ст а кнчик, подст а кнник; трмоз – т о рмозть, зат о рмозть, т о рмознй. Примечание. Правила этого параграфа не применяются к тем корням, в которых гласные чередуются (см. § 105, 106) Упражнение 109. Проверьте правописание выделенных гласных, подобрав родственные слова, в которых эти гласные были бы под ударением. Ч е рт – чртит; хв а ла, прел е сть, ч а хотка, дост и жение, пок а зались, зап а х, вып а сть, пов а р, м я сник, п а стух, ш а лить, ж а леть, объед и нение, упл а тить, упл о тнять, прогл о тить, расщ е пить, защ и пать, отд а ление, д о лина, г о стиница, исс я кать, пощ а дить, препод а вать, восст а вать, созн а ваться, погл о тить, вопл о тить, обн а жить, посв я тить, разв и вается. 11О. Составьте и напишите предложения со следующими словами: спиши – спеши, поласкали – полоскали, отварили – отворили, посвятил – посветил, посидел – поседел, развивался – развевался, валы – волы. 111. По учебникам русского языка для II и III классов начальной школы установите, в каком порядке изучается правописание безударных гласных. 112. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни в тех словах, в которые вставляете буквы. Укажите случаи, в которых гласную нельзя проверить ударением. – Теперь с...дитесь,– взгл...нув на ч...сы, ск...зал отец.– Сейчас начнётся самое главное. Он пошёл и включил радиоприёмник. Все сели и зам...лчали. Сначал... было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, заш...пело, и откуда-то изд...лека донёсся мелодичный звон. Чук с Геком перегл...нулись. Они уг...дали, что это. Это в д...лёкой-д...лёкой Москве, под красной звездой, на Спасской башн... зв…нили золотые кремлёвские ч...сы. И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в г...родах, и в г.,.pax, и в ст...пях, в т...йге, на син...м море. И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пож...лали всем счастья. Что такое счастье – это каждый пон...мал по-своему. Но все вместе люди знали и пон…мали, что надо честно жить, много труди...ся и крепко любить и беречь эту огромную сча...ливую землю, которая з...вётся Советской страной. (По А. Г а й д а р у.) 113. К каждому слову подберите по одному или по два родственных слова и напишите. Обратите внимание на безударные гласные. Атака, бахрома, велеть, желать, стакан, морковь, мякина, собака, топор, сметана, озорник, облако, иждивенец, завтрак, ватрушка, каблук, пекарь, багровый, паром, остров. 114. Из «Орфографического словаря русского языка» выберите 10 слов с непроверяемыми гласными и,к каждому из них подберите по 2–3 родственных слова. Непроверяемые безударные гласные подчеркните. § 105. Корни с чередованием о–а. Для правописания некоторых корней с чередованием о – а надо знать следующие правила: 1) В корне кос- – кас- (коснуться – касаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: к а с- а -ться, к а с- а -тельная, при-к а с- а -ться, но: при-к о с-ну-ться, при-к о с-н-овение. 2) В корне лож- – лаг- (предложить – предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-; из-л а г- а -ть, воз-л а г- а -ть, при-л а г- а -тельное, но из-л о ж-ение, воз-л о ж-ить, при-л о ж-ение. 3) В корне клон- – клан- (поклон – кланяться) под ударением может бытьи о, и а; но без ударения пишется только о: накл о нять, накл о няться, скл о нение, покл о нение. 4) В корне твор- – твap- (твор-чество – тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о; тв о рец, сотв о рить, тв о рение. 5) В корне гор- – гар- (гореть – загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о; г о рение, заг о рать, заг о реться, заг о релый. 6) Корень плав- – плов- пишется с буквой о только в двух словах: пл о вец, пл о вчиха; в остальных случаях пишется а; спл а влять, пл а вник, попл а вок, жук-пл а вунец, пл а вучий, пл а вучесть. 7) В корне зар- – зор- (заря – зори, зорька) без ударения пишется только а: з а ря, з а рница, з а ревой, оз а рять, оз а рение (исключения: з о рянка, з о ревать). 8) В корне pacт- – рос - (расти – росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выр а стить, возр а ст, нар а стание, взр а щённый, ср а щение); перед с без последующего т пишется о (выр о с, выр о сший, водор о сль, недор о сль). Исключения: р о сток, р о стовщик, Р о стов, Р о стислав; отр а сль. 9) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): р а вномерный, р а внозначный, ср а внить, всё р а вно, а также в словах р а внение, р а вняйсь, р а вняясь, пор а внялся, р а внина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: р о внять (дорожки), подр о внять (клумбы) и т. п., ур о вень, р о вня. 10) Корень мак пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»: м а кать (хлеб в молоко), обм а кнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги пром о кают, бумага пром о кает, вым о кнуть (под дождём), пром о кательная бумага, пром о кашка. 11) Для проверки правописания корневой гласной о или а нельзя пользоваться словамя с суффиксами -ыва- – -ива-, так как в словах с этими суффиксами корневое о обычно чередуется с ударным а. Например, для проверки правописания корневой гласной в словах опоздать, опоздание нельзя брать слова оп а здывать, оп а здывание. а нужно взять п о здний, п о здно, п о зже. § 106. Корни с чередованием е – а. В следующих корнях гласные е – и чередуются: бер- – бир- (беру – собираю), дер- – дир- (дерёт – сдирает), мер- – мир- (умереть – умирать), пер- – пир- (запереть – запирать), тер- – тир- (стереть – стирать), жёг- – жиг- (зажёг – зажигать), стел- – стил- (стелить – подстилать), блест- – блист- (блестеть – блистать). Для правописания корней с чередованием е – и надо иметь в виду следующее: 1) Корни, имеющиеся в глаголах со бер у–со бир аю, с дер у-с дир аю, по сте лю – по сти лаю, у мер еть – у мир ать, за пер еть – за пир ать, с тер еть – с тир ать, про чес ть – про чит ать, об жеч ь – об жиг ать, блест еть – блис тать, пишутся с буквой и (вместо е), когда после корня следует суффикс - а. Исключение: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание. От перемены приставки в глаголе написание корня, конечно, не меняется: разберу – разбираю, выберу – выбираю; счесть – считать, вычесть – вычитать и т. д. 2) Слова д и тя, д и тятко пишутся с буквой и, хотя во множественном числе д е ти. 3) Другие случаи чередования. Для правописания важно заметить корни с чередованием а(я) – им или а(я) – ин. Сочетания звуков им или ин (с буквой и) бывают в этих корнях в том случае, когда за ними следует суффикс -а-: сж а ть – сж им ать, прим я ть – прим ин ать, пож а ть – пож ин ать, нач а ть – нач ин ать, прокл я сть – прокл ин ать, расп я ть – расп ин ать. Упражнение 115. Объясните правописание слов, выделяя их корни. Соприкосновение, касательная; располагаться, расположиться; раскланяться, поклоняться, склоняться; загар, загореться; сотворение, творец; плавник, поплавок, плавучий; заря, зори, озарение; порастёт, поросла, вырастить, выращенный, возраст, поросль, отрасли; сравняться, разровнять, равнина; обмакнуть, размокать. 116. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание чередующихся гласных. Прик…саться к проводам, прик...снуться к проводам, провести к...сательную; изл...гать содержание, имя прил…гательное, возл…жить венок; прекл…няться перед кем-нибудь, скл...нение существительных; заг...рать на солнце, заг...релый мальчик, покрываться заг…ром, двигатель внутреннего сг.-рания; пл...вучий док, пробковый попл...вок, выпл...вка металла, спл…влять лес, лучший пл...вец; далёкие з...рницы, вечерняя з...ря, утренняя з...рька; выр...стить кукурузу, молодая п...росль, нар...стание скорости, почтенный возр…ст, зелёные водор...сли, отр...сль промышленности; р...вномерное движение, р…вняться на передовиков, широкая р…внина, подр…внять клумбы, выр... внять дорожки; обм...кнуть булку в сметану, ботинки пром…кают, пром…кательная бумага. 117. Напишите рядом с глаголами несовершенного вида глаголы совершенного вида. Пользуясь правилом о правописании безударных гласных, проверяйте, какую гласную надо писать в корне. Размалывать – размолоть (размол), раскалывать, выпалывать, распарывать, разматывать, отказывать, отстаивать, останавливать, уплачивать, отгораживать, рассаживать, вылавливать, удваивать, рассматривать, проглатывать, вытравливать, оспаривать, выстраивать, настаивать. 118. Напишите следующие слова, выделяя корки и устно объясняяих правописание. 1) Выжечь – зажигалка, прижигание; вычесть – вычитание, сочетание; умирание – замерло; растереть – растирание. 2) Понятие – понимание; заклятие – заклинание; внятный – внимание, внимательный; начало – начинание; сжатие – сжимание, разжимание. Сделайте полный морфологический разбор слова прижигание. 119. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни, в которые вставляете буквы. 1) Это был старый, др...мучий бор, которого не к...садись ещё п...ла и топор лесного барышника... (Кор.) 2) А где до прибыли к...снётся, не только там гусям – и людям дост...ётся. (Кр.) 3) И се – р...внину огл...шая, д...лече грянуло ура. (П.) 4) У ног моих тянулась узкая д...лина. (Т.) 5) Погиб и кормчий, и пл…вец. (П.) 6) Шумят и пенятся в...лы, и надо мной кр...чат орлы, и ропщет бор. (П.) 7) По сторонам бежали конские табуны и ст...да в...лов. Околоних ск...кали ногайские пров…дники в бурках и с арканами. (П.) 8) Г...рит восток з...рёю новой. Уж на р...внине по х...лмам гр...хочут пушки. (П.) 9) Подобно св...ркающему металлу бл...стают вкось оз...рённые деревянные крыши. (Г.) 10) Из искры возг...рится пламя! (Одоевский.) 11) Иди же к невским берегам, н...ворождённое тв...ренье. (П.) 12) Народ отвык в нас видеть древнюю отр...сль в...инственных вл...стителей своих. (П.) 13) Ты рать Литвы при Шуйском отр...жал, ты видел двор и роскошь Иоанна. (П.) 14) Но явно счастье б...евое служить уж нач...нает нам. (П.) 15) Гляжу: подн...мается медленно в гору л...шадка, в…зущая хворосту воз. (Н.) 16) Ст...пные места бывают чудно хороши в..сною своею p...скошною, свежею р…стительностью. Сочными, пышными, высокими травами и цв...тами покрыта чернозёмная почва, особенно по д...линам и р...внинам, между перелесками. (А.) 17) Остальная часть её лица едва заг...рела тем золотым загаром, который прин...мает одна тонкая кожа. (Т.) 18) Молодой человек всё это время молчал, краснел, переб...рая носовой платок и что-то соб…рался сказать. (Герц.) 19) Миша был в куртке, из которой успел в несколько месяцев выр...сти. (Герц.)
§ 107. Правописание букв о или е в корнях слов после шипящих. После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё(е), если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется е: ш ё л – ш е дший, ж ё лтый – ж е лтеть, ш ё лк – ш е лка, ч ё т, зач ё т, отч ё т, сч ё т – выч е т, щ ё голь – щ е голять и т. п. По этому же правилу пишутся слова с затемнёнными корнями или суффиксами, т. е. такими, которые, если их выделить, не имеют смысла, например: деш ё вый – деш е вле, реш ё тка – реш е то. Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с е: заж о р (затор льда во время ледохода), обж о ра, ж о лкнуть (блёкнуть, вянуть), ж о м (пресс), ж о х (пройдоха), дж о нка (лёгкое судно), маж о рный (бодрый), ш о в, ш о мпол, ш о рник (делающий ремённую упряжь), ш о рох, ч о порный,ч о хом (оптом, без счёта) и т. п. То же правило применено к словам крыж о вник, трущ о ба, трещ о тка, в которых корень или суффикс затемнён. Примечания. 1. Заметьте исключения: принято писать о в существительных ож о г, подж о г (в отличие от глагольных форм ож ё г, подж ё г) и в наречии веч о р. 2. В словах ж ё лудь, ж ё лоб, чёрт, шёпот до недавнего, времени по традиции часто писалось о; в настоящее время, в соответствии с общим правилом, следует писать е(е) (сравните: ж ё лудь – ж е лудей, ж ё лоб – ж е лоба и т. д.). 3. В заимствованных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: ж о кей, ж о лнёр, ж о нглёр, ш о винизм, ш о колад, ш о ссе, ш о фёр, Ш о тландия (и в производных от этих слов: ж о кейский, ш о коладный и т. п.). Упражнение 120. Перепишите, вставляя о или е. 1) Пош...л старик к синему морю. (П.) 2) В роще ш...рох утихает. (П.) 3) Моет ж…лтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Д.) 4) Приш...л невод с травою морскою. (П.) 5) Глядит она тихонько в щ...лку. (П.) 6) Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более нап...рстка. Я гладил всё его. Как ш...лковая ш...рстка! (Гр.) 7) «Ax ты, обж...ра, ах, злодей!» – тут повар Ваську укоряет. (Кр.) 8) Мягко стелет, да ж...стко спать. (Посл.) 9) Пред ним широко река неслася; бедный ч...лн по ней стремился одиноко. (П.) 10) Здесь ведьма с козьей бородой, тут остов ч...порный и гордый. (П.) 11) Сижу за. реш...ткой в темнице сырой. (П.) 12) Веч-..p, ты помнишь, вьюга злилась. (П.) 13) В густой тени лесных трущ...б таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины. (А.) 14) Кухарка подала к столу полную тарелку крыж...вника. (Ч.) 15) Я говорил ш...потом, чтобы не потревожить лежавшего танкиста. (Б. П.) 16) Издали город Нью-Йорк кажется огромной ч...люстью с неровными ч...рными зубами. (М. Г.) 17) Стены домов однообразно окутаны реш...тками железных балконов и лестниц. (М. Г.) Правописание согласных. 1. Для проверки правописания глухой или звонкой согласной надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или л, р, м, н: ни з кий – ни з ок, про с ьба – про с ить, моро з – моро з ный. Примечания. 1. Бывают слова, в которых правописание согласной нельзя проверить указанным способом: во к зал, фу т бол, о п том. Правописание таких слов приходится запоминать, а в случае сомнения справляться о них в орфографическом словаре. 2. Запомните правописание слов: свадьба (свадебный), хотя сват, сватать:отверстие,хотя отверзать; ноздри, хотя носы.
2. Если звуки зг и зд, стоящие на конце корня, чередуются с шипящей, пишут зж, а не жж: по зд -ний – по зж -е, е зд -ишь – е зж -у, бры зг -ать – бры зж -у, мозг – мо зж -ечок. ви зг – ви зж -ать. Примечания. Два ж пишут: 1) в словах во жж и, дро жж и, жу жж ать, мо жж евельник; 2) в корне слов жж ёт, жж ёный, со жж ённый, как результат чередования г – ж (жгу – жжёт и т. д.). 3) В словах, образованных от основ на к, ч, ц, перед суффиксами, начинающимися с н, пишется, как правило, ч (а не ш): булк-а – булоч-ник, прачк-а – прачеч-н-ая, пустяк – пустяч-н-ый: горчиц-а – горчич-ник, скворец – сквореч-ник. Упражнение 121. Объясните правописание выделенных согласных. Но г ти, блю д це, домоча д цы, варе ж ка, пря ж ка, ча ш ка, бечё в ка, сколь з ко, приве з ти, пол з ти, вле з ть, ма с ка, ше ф ство; изморо з ь (иней), изморось (мелкий дождь), про с ьба, ко с ьба, моло т ьба, обра з цовый, будто бы, впереме ж ку, впереме ш ку. 122. Объясните правописание выделенных согласных, определяя состав слов и учитывая чередования. Гру з чик, бороз д чатый, разно с чик, перево д чик, разме т чик, ре з че, жёс т че, до щ аник, мо з жечок, жж ение, коне ч но, балалае ч ник. 123. Спишите, подчеркивая выделенные буквы, и объясните, где это возможно, их правописание. 1) Артель гру з чиков взяла меня перегружать баржу. (М. Г.) 2) На столик ставят во щ аной кувшин с брусничною водой. (П.) 3) Водак нам понемногу всё набиралась в до щ аник. (Т.) 4) В пес ч аных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Л.) 5) Митюха только шапкой, тряхнул и потащил во жж и с потной коренной. (Т.) 6) Жук жу жж ал. (П.) 7) Я тихонько гладил ладонью лицо своё, как будто обо жж ённое горячей пылью. (М. Г.) 8) Над каждой крышей – высокий шест – скворечница. (Т.) 9) «Что за при т ча? Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня. (Т.) 10) Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку... (Кр.) 11) Чуть бре з жит звёзд неверный свет. (П.) 12) Искры бры з жут и летят. (Тютч.) ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|