Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функции нормальной Капха доша





Основной функцией Капха доша является предохранение тела и органов от разрушительных внешних воздействий, а так же поддержание формы тела. Чарака описывает пять основных функций Капха доша (Ч.С.1.18.51.). Это:

1. Смачивание суставной полости.

2. Придание телу прочности.

3. Поднятие сексуальной энергии.

4. Мужество, терпение, настойчивость и умеренность.

5. Защита желудка от Агни.

Сушрута же упоминает несколько отличные функции этой доша (С.С.1.15.6.): "Капха доша выполняет в теле пять основных функ­ций. К ним относятся:

1. Смачивание внутрисуставной полости.

2. Защита желудка от Агни.

3. Придание телу физической силы.

4. Питание тела.

5. Придание телу прочности".

Помимо вышеперечисленных функций, она управ­ляет всеми железами внутренней секреции, то есть принимает уча­стие в гуморальной регуляции деятельности всего организма. Еще одной очень важной ее функцией является помощь при трансфор­мации семи тканей.

Субдоша Капха доша

 

Из всех древних авторов аюрведических текстов, наверное, один Вагбхата приводит подробное описание субдоша Капха доша (А.Х.1.12.15-18.), поэтому эта глава целиком построена на текстах Аштанга Хридаям и Аштанга Самграха Самхит.

Капха доша разделяется на пять субдоша – Кледака Капху, Аваламбака Капху, Бодхака Капху, Тарпака Капху и Слешака Капху.

Кледака Капха

Та Капха, которая находится в желудке, смачивая и доставляя пищу к Пачака Агни, Огню пищеварения, называется Кледака Капха (скрепля­ющая организм слизь). Кледака Капха образуется в желудке специальными эпителиальными клет­ками, выделяющими слизистый секрет, а также из перевариваемой пищи, особенно крахмальной. Формируясь в этом месте, она способствует возникновению всех остальных субдоша Капха доша во всем теле. Вагбхата пишет (А.С.12.15): "Капха доша, нахо­дящаяся в желудке, называется Кледака, ведь она помогает перева­риваться пищи".



Аваламбака Капха

Капха доша, находящаяся в груди и защищающая сердце от повреждений, травм и других неблагоприятных внешних воздействий, придающая силу и полноту его ударам, называется Аваламбака (основная слизь). Аваламбака Капха считается главной среди субдо­ша Капха доша (А.Х.1.12.15-16.).

Питательная часть пищи, которая образуется в результате про­цесса пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, назы­вается первичным хилусом. В ходе дальнейшего переваривания хи­луса из него образуется основной хилус, который с током крови попадает в сердце и поддерживает здоровье и баланс всех состав­ляющих организма. Побочным продуктом этого вторичного пище­варения является Аваламбака Капха. Изначально она депонируется в околосердечной зоне, а затем Вата доша разносит ее по всей грудной части тела.

Таким образом, Аваламбака Капха выполняет две основные функции:

1. Поддерживает силу и частоту сердечных сокращений и предохраняет сердце от повреждений.

2. Поддерживает силу и стабильность суставов груди и позвоночного столба.

Бодхака Капха

Та Капха доша, которая, находясь во рту, увлажняет язык, спо­собствуя ощущению человеком всех шести вкусов, а также смачи­вает пищевой комок, облегчая его глотание и движение по пищево­ду, называется Бодхака Капха (слизь, способствующая вкусовым ощущениям).

Основным местом локализации этой субдоша являются подъя­зычные и заушные слюнные железы, ротовая полость и горло. Слюна, так усиленно секретирующаяся слюнными железами в рот при приеме пищи является практически чистой Бодхака Капха. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.16-17.): "Капха доша, локализующаяся на языке, называется Бодхака, так как помогает вкусовой чувствитель­ности".

Одной из дополнительных функций этой субдоша является пер­вичное образование сладкого сока в ротовой полости.

Тарпака Капха

Капха доша, которая находится во всем теле в виде жировых от­ложений, в лобных пазухах, в голове и в позвоночном столбе (в виде ликвора, спинномозговой жидкости), на всех слизистых обо­лочках и во всех железах внутренней секреции, называется Тарпака Капха (слизь, питающая организм). Еще одним основным местом ее локализации являются все органы чувств. Находясь в столь разно­образных местах организма, Тарпака Капха выполняет разнообраз­нейшие функции, начиная от питания человека в условиях недос­таточного поступления пищи, его защиты от перегрева или переохлаждения, травм и ушибов, до смачивания слизистых оболочек, процесса обмена веществ, питания органов чувств и гуморальной регуляции деятельности организма. Качества и местоположения этой субдоша описаны Вагбхатой (А.Х.1.12.17.).

Слешака Капха

Капха доша, находящаяся в суставах, плевральной полости, паутинномозговой оболочке и в перикарде (околосердечной сумке), называется Слешака Капха, Связующая слизь. Уменьшая силу трения, Слешака Капха смазывает изнутри каждый сустав, позволяя ему беспрепятственно совершать движения (А.Х.1.12.18.). Помимо этого, смачивая плевральную полость, эта субдоша предотвращает трение между плевральными листками, помогая тем самым процес­су дыхания. Та же самая картина наблюдается и в околосердечной сумке. Находящаяся в подпаутинном пространстве паутинной обо­лочки мозга, Слешака Капха предохраняет головной мозг от повре­ждений.

 

Побочные продукты вторичного переваривания хилуса распрос­траняются из сердца по всему организму и питают не только Сле­шака Капха, но и все остальные субдоша Капха доша.

Места основной локализации, а также основные функции нахо­дящихся в состоянии баланса субдоша всех трех доша можно пред­ставить в виде таблицы (см. таблицу 4).

 

 

ЧАСТЬ 5. ТКАНИ, НЕЧИСТОТЫ И ТОКСИНЫ.

XII. ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС

 

Давайте рассмотрим корреляцию между доша, тканями и нечистотами. Исходя из аюрведических текстов, доша, ткани и нечистоты совместно складывают и поддер­живают это тело, являясь его корнями[39]. Сушрута описывает это в шестой главе Суш­рута Самхиты (С.С.6.6.66.). Инду в своих ком­ментариях очень подробно объясняет эту шлоку. Он говорит, что тело может быть создано из соче­тания доша, тканей и нечистот.[40]

Из этих трех составляющих тела доша наиболее важны, ведь из них и с их помощью идет формирование всех семи тканей организма[41]. Хилус, из кото­рого идет об­разование всех остальных тканей организма, получает свою энергию и свои качества, такие как подвижность или энергию для дальнейшего пе­реваривания, тяжесть, сли­зистость и все остальные непосредственно от Тридоша (А.С.1.1.).

Вата доша, Агни, а также хилус и Оджас не видимы посредством обычного зрения или под микроскопом. Поэтому-то Чакрапани и пишет[42] в своих комментариях на Сушрута Самхиту, что природа этих субстанций познается исключительно по их воздействию (проявлению).

Практически все ткани, в отличие от доша имеют постоянное, зафик­сированное положение в организме. Они могут передвигаться только по строго определенным каналам, тогда как доша, особенно при дисбалан­сах, могут перемещаться по любым каналам в орга­низме.

Исходя из этого, возникает вопрос: если в основной массе ткани за­фиксированы в местах своей основной локализации и не переме­щаются по организму (за исключением хилуса и крови), то каким же образом они могут оказывать хорошее или плохое воздействие на здоровье и тонус ор­ганизма? Чарака (Ч.С.4.6.18.) так отвечает на этот вопрос: "Когда доша, находящиеся в состоянии дисбаланса или в соединении с Амой, касаются и взаимодействуют с тканями (при­чем часть доша смешивается с ними), ткани приобретают анор­мальные качества и функции. Тело может быть здорово только в случае нахождения доша (а, следовательно, и тканей) в состоянии баланса".

Доша, пребывающие в равновесии, очень сильно зависят от правиль­ности процесса трансформации семи тканей. Ткани во время своего взаимопревращения порождают Тридоша, а находящиеся в состоянии равновесного баланса доша, в свою очередь, спо­собствуют этому процессу. В результате трансформа­ции семи тканей об­разуются не чистые ткани, а ткани, смешанные с доша, очищающиеся от них только через некоторый промежуток времени, да и то не до конца.

Помимо помощи в превращении семи тканей, доша помогают им пра­вильно выполнять свои функции.

Ткани, как будет видно из последующих глав, приобретают по­ложен­ное по индивидуальной конституции массовое и пропорцио­нальное ко­личество после двадцати – двадцати трех лет жизни человека, и оно практичес­ки (в норме) не меняется в течение остального времени существования тела. Доша и нечистоты, на­против, - преходящи и уходящи, но совместно друг с другом созда­ют константу в количествен­ном и пропорциональном соотноше­нии.

 

Семь тканей

 

Семь тканей, составляющих организм человека, суть хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя. Их вполне можно сопоста­вить с анало­гичными тканями, описываемыми современной гисто­логией. Слово «дхату» переводится как "жизненная сила", хотя, со­временными перевод­чиками оно переводится как "ткань", "струк­турная единица".

Хилус - это полностью переваренная пища, циркулирующая по осо­бым каналам по всему телу. Арунадатта говорит, что “циркулирующий по всему телу хилус питает органы чувств и при­носит умиротворение и покой” (поэтому то после еды чувствуется такое расслабление и спокойс­твие!). При формировании хилуса в виде побочных продуктов образуют­ся кал и моча.

Основная функция хилуса заключается в питании всего орга­низма и в поддержании процесса трансформации семи тканей. Он от­вечает за лак­тацию у кормящей женщины и регулярность менст­ру­ального цикла.

При трансформации хилуса образуется лимфа, а из лимфы - кровь. Побочным продуктом этого превращения являются Капха доша, слизь и мокрота.

Кровь формируется из хилуса в печени и селезенке под действи­ем Ранджака Агни. Если рассматривать состав крови с позиции пяти перво­элементов, то можно составить такую пропорцию:

 

ЭФИР - 1 часть.

ВОЗДУХ - 1 часть.

ОГОНЬ - 4 части.

ВОДА - 3 части.

ЗЕМЛЯ - 1 часть.

 

Кровь - это внутренняя среда организма, поддерживающая жиз­ненную активность и увеличивающая здоровье и иммунитет. В ней идут все про­цессы обмена веществ, клеточного дыхания и питания. Кровь формирует желчь и поддерживает тонус кровеносных сосу­дов, а также помогает раз­носиться по всему телу Оджасу и хилусу. Еще одной из множества ее функций является придание цвета коже.

Сушрута в Сушрута Самхите (С.С.1.14.22.) описывает кровь, находя­щуюся в здоровом состоянии, как вязкую жидкость красного цвета (цвета надкрыльев божьей коровки), плохо отстирывающуюся с ткани. Далхана также гово­рит, что если смочить кровью кусочек ткани, то он очень долго не отсти­рается. Помимо сравнения цвета крови с цветом божьей коровки, ее сравнивают с цветом цветков красного лотоса, семян розового горошка и др. (Ч.С.1.24.22.). Ган­гадхара пишет, что всевозможные от­тенки красного цвета служат показателями чистоты и здоровья крови. С позиции Вагбхаты (А.С.1.36; А.Х.1.27.2.), кровь сладка и слегка солоно­вата.

Трансформируясь под действием мышечного Огня, кровь поро­ждает мышцы. Побочным продуктом этого превращения является Питта доша.

Мышечная ткань образуется из крови под действием мышечного Огня. Их всех первоэлементов наиболее активное участие в этом процессе при­нимают Огонь и Воздух.

Существует два вида мышечной ткани в зависимости от того, какой из первоэлементов (Воздух или Огонь) оказывает доминиру­ющее влия­ние. Проводя параллель с современной гистологией, можно сказать, что это гладкие и поперечно-полосатые мышечные волокна, одни из которых играют роль скелетной мускулатуры, а вторые отвечают за движения на уровне органов.

Мышцы выстилают собой все тело человека, покрывая кости и прида­вая телу физическую силу и массу, соединяют между собой кости и дают способность совершать всевозможные виды движе­ний. Тонкоэнергетиче­ские каналы, по которым идет поступление Праны в мышцы, проходят по связкам.

Тупиковым продуктом развития мышечной ткани является кожа.

При трансформации эта ткань порождает жир, причем побоч­ным про­дуктом этого процесса являются нечистоты, накапливаю­щиеся в семи от­верстиях органов чувств - гной в глазах, сера в ушах и налет на зубах и языке.

Телесный жир образуется за счет жира, присутствующего в пище. Это происходит под влиянием Воды и Земли. Основными местами локализа­ции жира является живот, бедра, поясница, шея и другие части тела. Су­ществует несколько разновидностей жира, например мышечный жир, а также подкожный жир и внут­ренний жир, локализующийся около внут­ренних органов.

Жир способствует терморегуляции, утепляет организм, служит запа­сом питательных веществ. Маслянистость тела во мно­гом зави­сит от этой ткани. Одним из органов, управляющихся ей, являются почки и надпо­чечники.

При трансформации жира под действием костного Огня возни­кают кости, побочным продуктом этого превращения является пот, у которого также много полезных для организма свойств.

Костная ткань несет на себе опорную функцию и служит местом при­крепления мышц, принимает участие в перемещении тела и за­щите орга­нов грудной клетки и таза от повреждений.

Кости формируются посредством Астхи Агни и совместного влияния Воздуха и Огня. При доминирующем влиянии Воздуха возникают кости с большой полостью внутри их тела, а при боль­шем влиянии Огня образу­ются губчатые кости.

В тупиковой ветви своего развития формирует зубы. Процесс пре­вращения костей в костный мозг сопровождается ростом ногтей и волос на теле.

После завершения формирования организма, начиная с двадцати трех - двадцати пяти лет процесс превращения жировой ткани в ко­стную идет очень и очень медленно, и практически вся жировая ткань уходит только на формирование ногтей и волос тела, а также на трансформацию в кост­ный мозг. Аюрведа насчитывает 300 костей.

Костный мозг заполняет пустоты в костях. Вата доша образует полос­ти внутри костей, которые и заполняются этой тканью под действием на кости костномозговым Огнем.

Придает силу организму и устойчивость к заболеваниям, а на эмоцио­нальном уровне, правильно формирующийся костный мозг дает влюбчи­вость (и наоборот, любовь нормализует процесс созре­вания этой ткани).

Показателем правильности образования костного мозга является ин­тенсивность блеска глаз. Если глаза человека подернуты пеленой, потухли и не имеют здорового блеска, значит процесс формирования кост­ного мозга нарушен.

При увеличении в организме этой ткани могут возникать такие симп­томы, как тяжесть в теле, особенно в глазах, боли в костях и другие явле­ния.

Тупиковой ветвью развития этой ткани являются волосы на го­лове.

В процессе дальнейшего переваривания, костный мозг транс­формиру­ется в семя, побочным продуктом этого процесса являются слезы, гной­ные выделения из глаз, а также кожное сало.

Семя - самая тонкая из семи тканей, находящаяся в каждой клетке тела. Весь процесс трансформации тканей, начиная от хилу­са, сводится к образованию семени. Чистое семя описывается Суш­рутой (С.С.3.2.11.) как жидкость, сладкая и слизистая, имеющая цвет горного хрусталя и пахнущая, как мед. Вагбхата говорит, что в здоровом состоянии оно белое и густое. Иногда цвет семени опи­сывается как цвет белого меда. В женском организме формируется аналогичная субстанция, называемая яйцеклеткой (Артава)[43].

Чарака пишет, что наиболее наполнены семенем кости и кост­ный мозг. При образовании семени, оно, под действием Эфира и Воздуха, словно топленое масло, просачивается сквозь поры в кос­тях и концен­трируется в половых органах.

Семя способствует репродуктивной деятельности человека, а также дает энергию всем мыслительным процессам и участвует в развитии мис­тических сил. Очень важную роль в духовных прак­ти­ках играет контроль за семяизвержением. Ученику, желающему стать брахманом, Дхарма-шас­тры (например, Ману Самхита) пред­писывают полный целибат.

Аюрведа описывает восемь видов сексуальных отношений, пре­пятст­вующих продвижению ученика-брахмачария. Если хотя бы один из этих восьми пунктов не соблюдается, целибат считается прерванным или не полным:

1. Сексуальные мысли.

2. Сексуальные разговоры.

3. Сексуальные игры.

4. Сексуальные сны.

5. Секретные беседы с партнером.

6. Сексуальные желания.

7. Сексуальные стремления.

8. Непосредственно половой акт.

Подробнее эта тема разбирается в Аштанга Хридаям Самхите (А.Х.5.40.30-45), а также в Анангаранге Кальянамалы.

Семя является пиком физиологического процесса превращения съе­денной пищи и распространяется по всему организму живого существа. Точно так же, как в молоке не видно масла (оно проявля­ется только в том случае, если молоко хорошо взбить), или в соке тростника не видно сахара, так и семя находится в теле в скрытой форме, дви­жется по очень тонким энергети­ческим каналам, и становится ви­димым только при определенных, известных усло­виях.

В детском возрасте процесс трансформации семи тканей идет наибо­лее интенсивно, но он направлен на рост и развитие организ­ма, поэтому в теле ребенка присутствует недозрелое семя, которое полностью перера­батывается на Оджас. Зрелое семя образуется только к 15 - 18 годам. В пожилом же возрасте (75-80 лет и выше) за редким исключением проис­ходит увеличение пропорционально­го количества Вата доша и прекра­щение функций каналов, по ко­торым движется семя, поэтому возникает старческая импотенция. Хотя и из этого правила существуют исключе­ния, все же в этом возрасте половую жизнь стоит прекратить.

Особая ценность семени в том, что оно в свою очередь форми­рует Оджас, или тончайшую энергию человеческого сознания.

 

Оджас.

 

Дословно в переводе с санскрита слово "Оджас" обозначает "сила, мощь". Это одна из наиболее тонких энергий человека, одухо­творяющих его сознание. Оджас бывает двух видов: Шукрартав Оджас (Пара Оджас) и Бара Оджас (Апара Оджас).

Шукрартав Оджас имеет наиболее тонкое строение и находится в сердце человека в количестве восьми капель. Он заставляет биться сердце живого существа и тем самым порождает память и саму жизнь. Этот Од­жас собирает воедино все тонкие тела челове­ка, одновременно соединяя и удерживая их совместно с грубым фи­зическим телом.

Бара Оджас имеет относительно грубое (но, все равно тонкома­тери­альное) строение и иногда бывает виден невооруженным гла­зом как аура, светящаяся оболочка, окружающая святых и людей, духовно продвину­тых. Чем чище человек, чем его образ мыслей возвышеннее, тем больше у него Оджаса, и наоборот, невежество снижает количество Оджаса в теле человека. Помимо этого, Оджас сродни иммунитету - чем больше Оджаса, тем выше защитные и регенераторные силы организма и тем меньше у человека образу­ется токсинов и шлаков.

Чарака так описывает Оджас (Ч.С.1.17.74-75.): "Субстанция, на­ходя­щаяся в сердце и окрашенная в белый, красный или желтый цвет называ­ется Оджас. Если Оджас покидает тело, то организм разрушается и чело­век умирает. В развивающемся теле живого су­щества в первую очередь образуется Оджас. Он имеет цвет топле­ного масла, вкус меда и пахнет как свежий рис, с которого только что сняли шелуху. Как пчелы собира­ют мед с раскрывшихся цветов и плодов, так все органы человеческого тела собирают Оджас для исполнения своих функций".

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.