Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Связь качеств и воздействия первоэлементов





 

Как вы уже поняли из предыдущих глав, качества и действие тесно взаи­мосвязаны. Эту взаимосвязь можно проследить на примере форми­рования свойств и качеств Воды[22]. Для ее формирования необходимы: Эфир, Осязаемость, Форма и Вкус. Эфир является источником всех остальных перво­элементов. При соединении Эфира с Осязаемостью, Формой и Вку­сом возникает первоэлемент Вода. Эти четыре элемента являются создающими субстанциями для Воды и пребывают относительно ее в мельчайшей форме. В данном случае Вода явля­ется создаваемой субстанцией и относительно их пребывает в бо­лее насыщенной качествами форме, хотя на самом деле и является мельчайшей. Можно сказать и не­сколько иначе - для ее формирования необходим Огонь и Вкус, ведь Вода – производное от Огня. В целом же, качество Воды, Вкус, соединяется с Эфиром и с составляющими частицами Воздуха и Огня. Итак, наиболее важным элемен­том процесса возникновения Воды является Огонь.

Согласно Удайане, жар и свет, исходящие от Солнца – источник всего Огня – всего жара и всей энергии, благодаря которой происходят все превращения и изменения субстанций в этом мире. Чуть меньшее количество жара зимой порождает формирование снега, чуть большее дает окраску цветам, много большее – жар огня. Постепенное созревание незрелого плода под жаркими лучами солнца, коррозия металлов, переваривание пищи и трансформация семи тканей – три разновидности одного процесса, называемого «пака», или варка.

Удайана, описывая Огонь, пишет в своей Лакщанавали, что он исполнен цвета, но не имеет вкуса. Канадарахасья указывает, что особенность Агни в том, что он обладает цветом, на абсолютно лишен веса. Тексты выделяют следующие качества Агни: цвет (форма), осязаемость, объем, размер, разделенность, соединенность, доминирование, текучесть, скорость, причем, первые два качества являются его отличительными признаками. Его цвет проистекает из света, а осязаемость – из жара, они – вечные, стабильные и неизменные во Вселенной и переменчивые в субстанциях. Его движение всегда восходящее.



Агни проявляется в двух формах – Нитья Агни, или вечный огонь, присутствующий на уровне параману, или субатомном уровне, и Анитья Агни, или не вечный огонь, являющийся физическим проявлением предыдущего. В свою очередь, Анитья Агни проявляется в трех формах.

1. Тэджошарира, или физическое проявление огня, как то планета Солнце или огонь костра, или молния.

2. Индрия-теджас, или огонь органов чувств, локализующийся в глазах и отвечающий за зрительное восприятие окружающего мира.

3. Вишая-теджас – природный огонь, сокрытый в субстанциях. Бывает четырех типов:

а. Бхаума теджас, или огонь земли. Им наиболее наполнены горючие субстанции.

б. Дивья теджас, или небесный огонь – солнечный, лунный или звездный свет, полярное сияние и т.д.

в. Аударья теджас, или огонь в телах живых существ.

г. Акараджа теджас, или огонь в металлах. Проявляется как блеск золота, серебра и др.

Действие Агни складывается из его качеств:

1. Огонь способствует работе органов чувств и органов контроля над чувствами.

2. Он способствует нагреванию субстанций.

3. Он способствует трансформации субстанций.

4. Он способствует росту и развитию.

Когда субстанция вступает в контакт с огнем, под его влиянием происходит изменение ее качеств. Он вызывает резкое или постепенное разделение качеств субстанции, заканчивающееся полным разрушением ее внутренних связей и распадом субстанции на мельчайшие структурные составляющие. Дальнейшее воздействие огня вызывает перекомбинацию и «спайку» этих составляющих, способствуя формированию новых качеств, и, соответственно, новой субстанции.

Вторым по важности первоэлементом является Ап Махабхута, или вода. Вода является мельчайшей и бесчувственной, ведь все творящие субстанции обладают этими качествами. Она относится к прояв­ленной материи, ведь обладает формой, измеримым количеством и воздействием. Качества Воды складываются из первокачеств и доминирующих гун[23]. Шершавость, Звук, Форма и Вкус – ее первичные качества; Вкус является ее основным качеством. Помимо этих четырех первозданных качеств, Вода обладает вто­ричными качествами: вязкостью, холодностью, клейкостью и теку­честью. Эти качества много более проявлены у субстанций, основ­ным созидающим первоэлементом которых она является, чем непосредственно у Воды, и у Воды чем у первокачества Вкуса. Любой объ­ект, находящийся в форме жидкости состоит из доминирующего количества этого первоэлемента.

Действие Воды складывается из ее качеств:

5. Вода помогает формироваться шести вкусам в различных субстанциях, например, создает сладкий вкус в сахарном тростнике, кислый вкус в лимоне и т.д., а также создает жидкую форму воды, молока, масел и топленого ко­ровьего масла.

6. Вода помогает соединению, сцепле­нию двух и более атомов и многоатомных объектов. «Во всех субстанциях Вода отвечает за соединение частей в единое це­лое».

7. Вода способствует охлаждению большинства субстанций.

8. Вода способствует растворению или разжижению большинства субстанций.

Существует четыре вида Воды:

1. Телесная вода (кровь, лимфа, флегма и др.)

2. Органы вкусового восприятия и вкус сам по себе.

3. Вода океанов, морей, рек и озер.

4. Вода, в виде дождя присутствующая в атмосферном воздухе.

Вода – один из основных факторов жизни, поэтому ее часто называют «дающая жизнь» или "умиротворяющая, дающая счастье". В Ведах говорит­ся, что она необходима абсолютно всем живым существам, включая и тонкоматериальных – духов.

Точно таким же образом можно охарактеризовать и остальные первоэлементы. Это необходимо не только для понимания связи их качеств и воздействия, но и для более точной характеристики каждой из трех доша, которые складываются из сочетания двух первоэлементов, и для осознания принципов процесса внутриутро­бного формирования человеческого тела, его роста и развития, а также механизмов возникновения основных заболеваний.

Помимо основных и второстепенных свойств, первоэлементы обладают так называемыми мистическими свойствами, связанными с духами, ими управляющими. Мистические свойства и качества первоэлементов можно посмотреть в таблице 2.

 

 

ЧАСТЬ 4 ТРИДОША.

VII. ТРИДОША - РЕАЛЬНОСУЩЕСТВУЮ­ЩИЕ СУБСТАНЦИИ.

Из предыдущей главы становится ясно, что тело человека со­стоит из пяти первоэлементов, остается только разобрать, по какому принципу они формируют Тридоша (Вата, Питта и Капха доша), ко­торые функциониру­ют в организме человека от его зачатия до са­мой смерти (С.С.1.21.1.).

Концепция Тридоша – основополагающая и наиболее важная в Аюр­ве­де, отличающая ее ото всех основных научно-философско-религиоз­ных систем древней Индии.

Аюрведа распространяет свое влияние по двум основным на­правлени­ям – сохранение здоровья и лечение заболеваний. Наруше­ние нормально­го баланса первоэлементов и их пропорционального соотношения приво­дит в беспорядок весь организм и ведет к воз­никновению заболеваний. Изме­нение их пропорционального коли­чества в теле может иметь беско­нечное множество вариаций и бес­конечное множество причин, вызывать беско­нечное множество бо­лезней. Но, с другой стороны, есть бесконеч­ное множество вариа­ций проявления первоэлементов в их различных формах. Поэтому мы должны уметь различать, когда вместо качествен­ной смены формы данного первоэлемента происходит его количествен­ное уве­личе­ние или уменьшение, приводящее в конце концов к болезни. Однако не­обходимо учитывать, что на каждую ненормальную про­пор­цию перво­элементов в одном органе или ткани всегда можно найти осо­бую суб­станцию в организме, в которой первоэлементы находятся точно в такой, "ненормальной" для других субстанций, пропорции. После приема того или иного лекарственного препара­та пропорция первоэле­ментов в пора­женной ткани должно норма­лизоваться за счет донесения до нее необхо­димых и недостающих первоэлементов.

Можно привести гипотетический пример: допустим, по тем или иным причинам, не важно по каким, кровь изменила свой состав, уменьшилось количество Огня и увеличилось количество Воды. С точки зрения совре­менной медицины это состояние называется анемия. В силу данных из­менений как лекарство было подобрано вещество, нормализующее состав крови. В данном случае это желе­зо, содержащееся в гречневой крупе, яб­локах и других продуктах или готовых лекарственных препаратах. Если применять его в качестве лекарственного препарата (не кусок металла, а в доступной для организма форме), то оно нормализует Огонь, а за счет большего количества Земли снизит увели­чившуюся Воду, нормализовав таким образом баланс первоэлементов в крови.

С этой позиции Чарака утверждает, что нет ни одной субстан­ции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарствен­ного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, ле­карственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием (Ч.С.1.26.12.).

На самом деле можно видеть, что теория о первоэлементах абсо­лютно верна, но на практике зачастую сложно определить пропор­циональное сочетание первоэлементов в конкретной ткани, а также вызвавшее пато­логический процесс их количественное изменение. Поэтому Аюрведа пошла по другому пути, она утвердила аксиому (С.С.1.15.3) - тело состо­ит из доша, тканей и нечистот, причем главные его составляющие - три доша (Вата, Питта и Капха). Через понятие доша стало намного легче уловить суть патологического процесса в организме, ведь, фактически, они его и вызывают. Итак, Вата, Питта и Капха являются факторами, поддерживающи­ми, создающими и разрушающими это тело.

Чтобы не означало понятие Тридоша, оно должно укладываться в кон­цепцию Падартхавигйаны, не говоря уже о системе Ньйайа-Вайшешика, в противном случае весь фундамент физиологической концепции Аюрве­ды, так прекрасно разработанный древними муд­рецами, рухнул бы. Можно заметить, что Тридоша не являются нераздельностью, соединен­ностью и сходством и различием. Они не являются качест­вами чего-либо и отличны от трех махагун материальной природы, так как не стре­мятся контролировать все в мире и не обладают их качествами. Они не в коем случае не являются действием, хотя об­ладают им. Итак, остается только одна Падартха - материя. Материя включает в себя ум, разум, про­стран­ство, время и субстанцию, а зна­чит и пять первоэлементов. Тридо­ша со­стоят из комбинации пер­воэлементов, а значит они являются мате­рией и входят в шесть Па­дартх, что не противоречит принципам теорий строе­ния мира.

Мы должны понимать, что доша не являются неделимыми субс­тан­циями, как принято считать в Аюрведе, они состоят из комби­нации пер­воэлементов, и некоторые авторитеты (в частности, Го­тама и Канада) ут­верждают, что в их формировании участвуют все пять первоэлементов, но в количественном отношении доминиру­ющих первоэлементов много больше, чем второстепенных, рецес­сивных. Этим объясняется, например, что некоторое качество Воз­духа, доминирующего у Вата доша, в некото­рой степени присутст­вует у Питта и Капха доша.

Все доша можно разложить на составляющие первоэлементы и вы­явить доминирующий первоэлемент, по которому называется эта доша.

Так как Питта в своем составе на первом месте имеет Огонь, ко­торый иногда называют Теджо махабхута, Сушрута часто называет Питта Тед­жаса доша, или "доша, имеющая природу Огня". В состав Питта доша входят, естественно, все пять первоэлементов, но до­минирует Огонь, ко­торый придает ей свои качества. Гангадхара в своих комментариях на Ча­рака Самхиту (1.1.60.[24]) говорит, что, не смотря на влияние всех пер­во­элементов, Питта обладает свойст­вами Огня, такими как жар, подвиж­ность и т.д., благодаря чему он и способен выполнять все те функции, о которых и говорится в данном стихе и пойдет речь дальше. Но, в связи с тем, что в теле человека действуют тринадцать типов Огня, эта доша по­лучила не­сколько измененное название - Питта, но, несмотря на это, не­кото­рые авторы (например, Канада) называют эту доша Теджаса доша.

Точно также, Капха или Слешма состоит из всех пяти первоэле­мен­тов, но с доминирующей Водой[25]. Поэтому эту доша иногда на­зывают Джа­лия или Апйа, что характеризует ее Водную природу. У Воды очень много всевозможных проявлений в соответствии с ее способностью ком­бинироваться с остальными первоэлементами, поэтому обычно новые ее формы носят измененные названия, на­пример, Капха доша, снег, лед, роса и т.д.

Наиболее часто в аюрведических текстах Вата доша по главенс­твую­щему первоэлементу (Воздуху) называют Вайу. Эта доша практически полностью состоит из него, отсюда и идет ее второе название. В атмо­с­ферном воздухе всегда присутствует Вода в виде паров воды и Земля в виде частиц пыли, часто он ассоциируется с безграничным Эфиром или Огнем (над горячим асфальтом, напри­мер). Но, вне зависимости от при­месей или наших измышлений, воздух всегда остается самим собой. Су­ществует только один Воз­дух, и все газообразные субстанции будут тоже Воздухом. По большому счету, многие индийские философские школы не делают физического различия между разнообразными газами, их сме­сями и воздухом в целом. Атмосферный воздух, являющийся несколько транс­формированным Воздухом, очень хороший пример, иллюст­рирую­щий это положение; и воздух тела так же является Воздухом в полном смысле этого слова, хотя и является все же производной всех пяти перво­элемен­тов.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит забывать, что в состав Вата доша входят и остальные четыре первоэлемента, хотя и в не­значитель­ных количествах, и поэтому Воздух тела является нес­ко­лько трансфор­миро­ванным Воздухом[26]. Это очень важный мо­мент, и не надо путать ат­мос­ферный воздух и воздух тела. Это со­вершен­но разные проявления Возду­ха. И хотя иногда они и назы­ваются одним и тем же словом, это две со­вершенно разные суб­станции. Вся двенадцатая глава первой части Чарака Самхиты посвящена Воздуху. В ней Чарака клас­сифи­цирует Воздух тела на два вида:

1. Воздух, который находится в теле и никогда его не поки­дает.

2. Воздух, который сообщается и смешивается с атмо­сфер­ным воздухом.

Таким образом, с позиции Чараки, телесный воздух отличается от ат­мосферного воздуха, состоит из первоэлемента Воздух и быва­ет двух ви­дов. Вагбхата же подходит к строению Вата доша более полно[27] - Вата доша формируется при соединении Воздуха и Эфира.

 

Тридоша - основная причина рождения, под­держания и разрушения тела человека.

 

В предыдущей главе мы разобрались, почему Питта и Капха доша, в отличие от Вата доша, называются не по доминирующему первоэлемен­ту, и что в образовании Тридоша участвуют все пять перво­элементов, хотя до­минируют Воздух, Вода и Огонь.

Эти три субстанции, три доша, являются не только причинами под­держания и функционирования тела человека, но также создают его в лоне матери, а при дисбалансе - разрушают. В индийс­кой философии существует прекрасный пример, чудесным образом ил­люстрирующий эту позицию. Если вы гончар и хотите слепить горшок, то вам понадобится глина, из ко­торой он будет сделан, вода для увлаж­нения глины, эфир, который сделает глину звонкой, огонь, который об­жигает горшок и придает ему цвет, и воздух, поддерживающий горение огня в печи. Еще за одним примером можно обратиться и в мир растений. Растение не может сформироваться в отсутствии хотя бы одного из пер­воэле­ментов. Вода дает растению влагу, без нее оно сохнет. Все обмен­ные процессы также идут только в водной среде. Без Воздуха и Эфира оно не может расти (Чарака пишет, что атмосферный воздух является причиной появления молодых побегов у растений). Благо­даря Огню рас­тение приобретает окраску листьев, цветов и плодов. Земля питает рас­тение, дает силу стволу и форму растения в целом.

Точно таким же образом происходит не только формирование чело­веческого тела во чреве матери, но и поддержание его в здоро­вом и ак­тивном состоянии. Только эти процессы происходят на бо­лее тонком уровне - уровне Тридоша.

Вата доша является наверно наиболее важным фактором образо­вания тела человека, ведь это самая активная из Тридоша. Благода­ря своей ак­тивности Вата способствует соединению сперматозоида с яйцеклеткой и деление клеток (не только у зародыша, но и во взрослом организме). Только за счет этой доша идут процессы роста и формирования много­клеточного организма из маленького зародыша.

Каждую секунду в нашем теле происходит обмен веществ, осно­ван­ный на процессе пищеварения. Если же он прекратится, у нас нет шансов продолжить наше земное существование. На это требу­ется очень много энергии, и сам Господь помогает осуществлять эти процессы. В Бхагавад Гите Шри Кришна говорит:

 

ахам вайшванаро бхутва пранинам дехам ашритаха

прана апана самайуктах пачамйатрам чатурвидхам

 

(Б.Г.15.14).

 

"Я проявляюсь как огонь пищеварения в теле всех живых существ, и, под­держивая равновесие между Праной (поднимающимся вверх возду­хом) и Апаной (опускающимся вниз воздухом), Я обеспечиваю перева­ривание всех четы­рех видов пищи".

 

И действительно, Питта доша - единственная субстанция в теле, спо­собная выполнять эту функцию.

Что же касается Капха доша, то можно заметить, что наше тело на 80% состоит из воды, т.е. из Капха доша. Помимо этого, если Вода не бу­дет сдерживать интенсивность горения Огня в желудке, раздуваемого Воздухом, тело очень быстро разрушится. Поддержа­ние количества жид­кости в теле на должном уровне - основная за­дача Капха доша.

Сушрута очень доступно объясняет процесс поддержания тела тремя доша (С.С.1.21.3): "...тело существует не умирая так долго, сколь долго Тридоша находятся в состоянии баланса". До рождения ребёнка, помимо собственных Тридоша, его тело поддерживает мать и строится оно из ве­ществ, поступающих из ее организма, а после рождения - только он сам, опять же за счет баланса Тридоша. С этого момента Вата доша способст­вует дыханию, движению и очи­щению организма. Хилус, лимфа, кровь и остальные ткани облада­ют теми или иными видами движения, и Вата двигает их или пере­мещает по телу, а также способствует превращению одной ткани в другую. Питта тоже способствует трансформации семи тканей, осущест­вляя обменные процессы в теле, отвечает за пищеварение, порож­дает и сохра­няет тепло, предохраняет тело от повреждений. Капха делает тело влажным, смазывает суставы и соединяет ор­ганы в системы органов, делает тело крепким и сильным, поддер­живает тонус мышц, не дает Огню желудка выйти из-под контроля.

Во время всего периода существования тела возникают побоч­ные продукты его жизнедеятельности от процессов приема воды и пищи, процесса превращения семи тканей, физической и умствен­ной работы. Наибольшее их количество образуется при перевари­вании пищи. Когда пища переваривается, ее питательные состав­ляющие идут на образование тканей и поддержание функциональ­ной активности организма. Обра­зующиеся нечистоты должны по мере накопления эвакуироваться из ор­ганизма, чему способствует активность Вата доша.

За процесс пищеварения отвечает не только Питта доша, но все доша вместе. Как и для того, чтобы приготовит пищу необхо­димы вода, огонь и воздух, так и для пищеварения необходимы эти три компонента. Непосредственно переваривает пищу огонь же­лудка (Питта), а помогает ему Воздух (Вата) и Вода (Капха). Вата отве­чает не только за поднесение пищи к огню пищеварения и его раз­дувание, но и за пережевывание пищи во рту, и за акт глотания. Вата продвигает пищу по пищеводу в желудок и способствует пе­ристальтике всех отделов желудочно-кишечно­го тракта. Капха доша, проявляясь как слизь и влага, смачивает пищевой комок для более легкого прохождения через пищевод и улучшения его пере­ва­ривания, а так же предохраняет желудок от самопериваривания.

Этот небольшой пример грубо иллюстрирует процесс пищева­рения, но с его помощью мы можем понять основные принципы взаимодейст­вия Тридоша, которое поддерживает наше физическое тело.

Тридоша поддерживают и предохраняют тело от разрушения только тогда, когда они находятся в балансе и в равновесии в соот­ветствии от момента зачатия заложенной индивидуальной консти­туцией. Когда же по тем или иным причинам они выходят из состо­яния равновесия и баланса, тело начинает разрушаться, появляются болезни, а если их дисбаланс принимает всеобъемлющие масштабы, то и смерть. Таким образом, Тридоша являются и основными фак­торами разрушения тела и возникнове­ния заболеваний. За процессы поддержания, создания и разрушения человеческо­го тела по большому счету отвечают не доша, а главенствующие в их составе первоэлементы - Воздух, Огонь и Вода. С другой сторо­ны, тело состоит не из трех первоэлементов, а из пяти. Почему же тогда Эфир и Земля не образуют свои доша, где они бы занимали доминирующее положение? Согласно Сушруте, эти два первоэле­мента не являются факторами воз­никновения, поддержания и раз­рушения тела, но они оказывают влияние на формирование инди­видуальной конституции человека. Сушрута, опи­сывая различные темпераменты в соответствии с влиянием первоэлемен­тов (С.С.3.4.80), отмечает по этому поводу: "Темпераменты классифици­руются по влиянию первоэлементов, но основные темпераменты идут от Воздуха-Огня-Воды, что соответствует Вата-Питта-Капха доша. Эфир и Земля производят дополнительные темпераменты и оказывают влияние в ос­новном не на физиологические, а на психо-эмоцио­наль­но-физические ка­чества личности. Человек, имеющий Земной темпе­рамент выглядит очень громоздко, имеет большое и крепкое тело, всепрощающий характер. Люди Эфирного темпера­мента долго жи­вут, имеют большие глазницы, ушные проходы и носовые полости, и в основном живут счастливо, без­заботно и ве­село". Помимо этого, Эфир и Земля не являются прямыми причинами воз­никновения тех или иных заболеваний.

С точки зрения философии Ньйайа и Вайшешика, даже в самом креп­ком камне существуют эфирные промежутки, за счет которых происходят всевозможные химические реакции и физические про­цессы (например, между двумя молекулами). Однако, Эфир не имеет самостоятельной ак­тивности (по своей природе он пассивен), из чего следует, что он не про­изводит никакого действия (кроме составляющего) на организм, в отли­чие, например, от Воздуха, по­этому он не может производить дисбаланса. Из-за его пассивности не может быть и речи о его поддерживающем или разрушающем действии на организм. Основная функция Земли в теле человека - скрепляющая, струк­турная, уплотняющая. Этот первоэлемент, также как и Эфир, не­подвижен и пас­сивен по своей природе. Движение Земли в теле происходит только за счет Вата доша, поэтому она не принимает участия в разрушении тела.

Таким образом, Аюрведа утверждает, что только Тридоша (Вата-Питта-Капха, или, соответственно, Воздух-Огонь-Вода) отвечают за соз­дание, поддержание и разрушение грубого физического тела.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.