Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инструкция по подготовке и проведению





Рабочая тетрадь

по общему психологическому

практикуму

Часть 2

 

Фамилия, имя студента_______________________________________

Группа________________

 

 

Череповец

Содержание

Стр.

 

Инструкция по подготовке и проведению лабораторной работы……………..4

Методика №1. Сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания……………………………………………...6

Методика №2. Исследование условий, влияющих на продуктивность непроизвольного запоминания…………………………………..11

Методика №3. Пиктограмма……………………………………………………18

Методика №4. Переключение внимания……………………………………….24

Методика №5. Устойчивость внимания (корректурная проба)………………30

Методика №6. Логическое мышление…………………………………………36

Методика №7. Зависимость мыслительного процесса от условий деятельно-

сти………………………………………………………………...41

Методика №8. Исследование процесса психического пресыщения…………49

Методика №9. Отрицательный перенос навыков……………………………..53

Методика №10. Формирование двигательного навыка……………………….62

Методика №11. Определение ловкости пальцев рук при одновременной работе обеих рук………………………………………………….66


Инструкция по подготовке и проведению

Лабораторной работы

1. Лабораторная работа готовится и проводится группой в составе трех человек: экспериментатора, протоколиста и испытуемого.

Экспериментатор знакомится с теорией вопроса по литературным источникам, делает необходимые записи, подробно изучает ход проведения эксперимента, проводит эксперимент, анализирует результаты, участвует в их обсуждении.

Протоколист знакомится с теорией вопроса по записям экспериментатора, ходом эксперимента, готовит необходимый инструментарий к работе, форму для протокола, заполняет протокол по ходу эксперимента, записывает ответы испытуемого на вопросы при беседе после эксперимента, проводит математическую обработку результатов, участвует в обсуждении результатов.

Испытуемый до проведения лабораторной работы не должен знать о сути эксперимента. После проведения эксперимента участвует в обсуждении результатов, знакомится с теорией вопроса, оформляет отчет о работе.

 

2. Во время проведения эксперимента необходимо четкое выполнение функций со стороны экспериментатора и протоколиста, обеспечение нужных условий для испытуемого. Инструкцию следует произносить четко и дословно. Экспериментатор может до лабораторной работы попрактиковаться в проведении опыта на себе или другом испытуемом (протоколисте), чтобы лучше представлять себе особенности работы и возможные затруднения.

Все данные в ходе эксперимента (ответы испытуемого, его словесные реакции, ответы на вопросы) заносятся в протокол. Форма для протокола готовится заранее, в соответствии с темой лабораторной работы.

 

3. После проведенной работы оформляется отчет. Он включает в себя теоретическое обоснование (информацию об изучаемом явлении), цель участников, описание хода эксперимента, протокол результатов, их обработку (таблицы, вычисления), обсуждение, выводы и ответы на вопросы. Выводы должны соответствовать цели эксперимента. Отчет должен быть аккуратно оформлен.

 

4. После проведенной работы все участники эксперимента должны четко представлять его суть, уметь объяснить его результаты и ответить на поставленные вопросы.


Методика 1. Сравнение продуктивности непосредственного и

Опосредственного запоминания

Цель: сравнить продуктивность непосредственного и опосредственного запоминания.

Материал: ряд из 20 несвязанных между собой, простых слов (из 4-6 букв); ряд из 20 пар простых слов, связанных между собой любым видом ассоциаций (первые слова пар являются словами опорами, а вторые словами объектами).

Процедура исследования: эксперимент состоит из 2 серий. Экспериментальный материал в обоих опытах предъявляется испытуемому слуховым способом.

Серия №1. В данной серии используется классический метод удержанных членов ряда. Экспериментатор громко и четко, не выделяя отдельных слов, читает испытуемо­му все 20 слов с паузой между словами в 2 секунды. После оконча­ния чтения слов, через 5 секунд испытуемому предлагается вос­произвести вслух слова в любом порядке. Экспериментатор в протоколе отмечает знаком плюс (+) те слова, которые правиль­но называет испытуемый, ошибочно воспроизведенные слова фик­сируются в примечании. После окончания опыта испытуемый указывает в самоотчете, каким путем он старался запомнить слова.

Инструкция испытуемому (серия №1): «Слушайте меня внимательно! Я назову вам ряд слов, постарайтесь их запом­нить, когда я кончу читать слова и скажу «говорите», назы­вайте те слова, которые вы запомнили в том порядке, как они вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!».

Серия №2. В данной серии используется классический метод удачных ответов (парных ассоциаций). Эксперимент проводится спустя 15-20 минут после первого эксперимента. Эк­спериментатор читает пары, делая ударение на первом слове. Интервал между каждой парой - 2 секунды. После окончания предъявления ряда, через 5 секунд экспериментатор читает только слова-опоры, а испытуемый должен назвать слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Эксперимента­тор должен называть слово-опору в другом (заранее отмеченном в протоколе) порядке, чем в первый раз. В протоколе знаком плюс фиксируются правильные ответы испытуемого (+). Ошибочные воспроизведения записываются словами против слова-опоры. После опыта испытуемый должен указать в самоотчете, как он связывал между собой слова-опоры и слова-объекты.

Инструкция испытуемому (серия №2): «Слушайте меня внимательно! Я назову вам ряд из пар слов. Например: земля-трава. Ваша задача запомнить вторые слова каждой па­ры таким образом, чтобы, когда я после чтения пар, назову вам любое первое слово, вы должны мне сразу сказать вто­рое слово этой пары. Внимание! Начинаем!»

Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           

 

  Серия №1  
  № слова     Слово   Правильный ответ (+/-)     Примечание
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

  Серия №2  
  № пары     Слово-опора   Правильный ответ (+/-)   Примечание
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

 

Обработка результатов. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.

1. Индивидуальный показатель продуктивности непосредственного запоминания равен ___ слов, продуктивности опосредственного запоминания равен ___ слов.

2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателям продуктивности непосредственного и опосредственного запоминания по группе ________.

  Серия №1     Серия №2
Интервал изменения признака Количество испытуемых Интервал изменения признака Количество испытуемых
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

 


Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           

 

  Группа № ___  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

  № п/п   1 группа   2 группа  
  Воспроизведенные слова     Примечание   Воспроизведенные слова   Примечание
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

 

Обработка результатов

1. Индивидуальный показатель непроизвольного запоминания (общий коэффициент запоминания) равен:

=

где К – общий коэффициент запоминания, m – количество воспроизведенных слов, n – общее количество слов (n=30).

 

2. Индивидуальные показатели непроизвольного запоминания по каждой из воспроизведенных групп слов равны:

где К1, К2, К3 - коэффициенты запоминания по каждой группе слов, m1, m2, m3 - количество воспроизведенных слов по каждой группе.

3. Результаты испытуемого представлены в сводной таблице по всем коэффициентам запоминания и сравнительной диаграмме:

 

  Коэффициент запоминания по 1 группе слов, К1   Коэффициент запоминания по 2 группе слов, К2   Коэффициент запоминания по 3 группе слов, К3   Общий коэффициент запоминания, К  
         

 

4. Групповые результаты эксперимента представлены в сводной таблице средних коэффициентов запоминания по каждой из групп испытуемых и сравнительной диаграмме по группе ________.

 

  № группы   Коэффициент запоминания по 1 группе слов, К1   Коэффициент запоминания по 2 группе слов, К2   Коэффициент запоминания по 3 группе слов, К3   Общий коэффициент запоминания, К  
Первая          
Вторая          

 


Анализ результатов. Детально проанализировать индивидуальные и об­щие результаты каждой группы и, используя материалы словесных отчетов испытуемых, показать:

а) влияние па непроизвольное запоминание направленности деятельности;

б) какой по содержанию материал запоминается лучше;

в) индивидуальные различия в непроизвольном запоминании.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика №3. Пиктограмма

Цель работы: исследовать особенности опосредованного запоминания и его продуктивность, а также характер мыслительной деятельности, уровень формирования понятийного мышления.

Оборудование: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний».

Процедура исследования: После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься во избежание повторения.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?». Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.

По прошествии времени (40-60 минут или более) испытуемому предъявляются рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
             
Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11  
           
  № рисунка   Слово или словосочетание     Вид изображения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  Количество правильно воспроизведенных слов или словосочетаний    
Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

Обработка результатов

1. Индивидуальный показатель продуктивности опосредованного запоминания равен частному количества правильно воспроизведенных слов и общего количества слов, предъявленных для запоминания:

 

r0 =

 

2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателю продуктивности опосредованного запоминания по группе ________.

 
 


Интервал изменения признака Количество испытуемых
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

3. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов:

1) абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ;

2) знаково-символические изображения (З) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки);

3) конкретные изображения (К) – конкретные предметы;

4) сюжетные изображения (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность;

5) метафорические изображения (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

В зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого так называемого практического мышления, направленного на решение частных конкретных задач в практической деятельности (чаще всего свойственно руководящим работникам, учителям).

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           

 

  Серия 1   Серия 2  
  Цифра, цвет   Время поиска, с     Ошибки (!)   Цифра, цвет   Время поиска, с   Ошибки (!)  
    24к      
    23к      
    22к      
    21к      
    20к      
    19к      
    18к      
    17к      
    16к      
10ч     15к      
11ч     14к      
12ч     13к      
13ч     12к      
14ч     11к      
15ч     10к      
16ч          
17ч          
18ч          
19ч          
20ч          
21ч          
22ч          
23ч          
24ч          
25ч     Т2 ()    
Т1 ()      
       

 

  Серия 3  
  Цифра, цвет   Время поиска, с     Ошибки (!)   Цифра, цвет   Ошибки (!)   Время поиска, с  
    12к    
24к     14ч    
    11к    
23к     15ч    
    10к    
22к     16ч    
       
21к     17ч    
       
20к     18ч    
       
19к     19ч    
       
18к     20ч    
       
17к     21ч    
       
16к     22ч    
10ч        
15к     23ч    
11ч        
14к     24ч    
12ч        
13к     25ч    
13ч     Т3 ()  
 
Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

Обработка результатов

В беседе с испытуемым выясняется, с какими трудностями он столкнулся и какими способами пользовался для того, чтобы справиться с ними.

1. Индивидуальный показатель времени произвольного переключения внимания равен:

ТП = ТЗ - (Т1 + Т2) =

 

где Т1 - время выполнения задания в 1 серии, Т2 - во второй серии, ТЗ - в третьей серии.

Чем меньше ТП, тем выше скорость переключения внимания, и наоборот.

2. Количество ошибок в 1 серии равно _____, во 2 серии - _____, в 3 серии - _____.

3. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателю времени переключения внимания по группе ________.

 

 

Интервал изменения признака Количество испытуемых
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           

 

Время (мин)     Примечание
1-я  
2-я  
3-я  
4-я  
5-я  
6-я  
7-я  
8-я  
9-я  
10-я  
Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

Обработка результатов

Испытуемого просят написать самоотчет о том, насколько трудно было ему выполнять задание, устал ли он, как, по его мнению, он справился с заданием.

 

1. Индивидуальные результаты испытуемого заносятся в таблицу, подсчитывается: количество просмотренных букв (S), количество правильно зачеркнутых букв (С), количество ошибок (неправильно зачеркнутых букв) (W), количество пропусков (О).

По данным вычисляются коэффициенты правильности (В) и продуктивности (Е) (по каждой минуте работы и общий):

B = (C – W) / (C + O)

E = S * B

Время (мин)     S   C   W   O   B   E
1-я            
2-я            
3-я            
4-я            
5-я            
6-я            
7-я            
8-я            
9-я            
10-я            
10 минут            

 

2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблицах и графиках распределения частот по показателям правильности и продуктивности внимания по группе ________.

 

<
Интервал изменения признака Количество испытуемых
   






Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.