|
Инструкция по подготовке и проведениюСтр 1 из 4Следующая ⇒ Рабочая тетрадь по общему психологическому практикуму Часть 2
Фамилия, имя студента_______________________________________ Группа________________
Череповец
Содержание Стр.
Инструкция по подготовке и проведению лабораторной работы……………..4 Методика №1. Сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания……………………………………………...6 Методика №2. Исследование условий, влияющих на продуктивность непроизвольного запоминания…………………………………..11 Методика №3. Пиктограмма……………………………………………………18 Методика №4. Переключение внимания……………………………………….24 Методика №5. Устойчивость внимания (корректурная проба)………………30 Методика №6. Логическое мышление…………………………………………36 Методика №7. Зависимость мыслительного процесса от условий деятельно- сти………………………………………………………………...41 Методика №8. Исследование процесса психического пресыщения…………49 Методика №9. Отрицательный перенос навыков……………………………..53 Методика №10. Формирование двигательного навыка……………………….62 Методика №11. Определение ловкости пальцев рук при одновременной работе обеих рук………………………………………………….66 Инструкция по подготовке и проведению Лабораторной работы 1. Лабораторная работа готовится и проводится группой в составе трех человек: экспериментатора, протоколиста и испытуемого. Экспериментатор знакомится с теорией вопроса по литературным источникам, делает необходимые записи, подробно изучает ход проведения эксперимента, проводит эксперимент, анализирует результаты, участвует в их обсуждении. Протоколист знакомится с теорией вопроса по записям экспериментатора, ходом эксперимента, готовит необходимый инструментарий к работе, форму для протокола, заполняет протокол по ходу эксперимента, записывает ответы испытуемого на вопросы при беседе после эксперимента, проводит математическую обработку результатов, участвует в обсуждении результатов. Испытуемый до проведения лабораторной работы не должен знать о сути эксперимента. После проведения эксперимента участвует в обсуждении результатов, знакомится с теорией вопроса, оформляет отчет о работе.
2. Во время проведения эксперимента необходимо четкое выполнение функций со стороны экспериментатора и протоколиста, обеспечение нужных условий для испытуемого. Инструкцию следует произносить четко и дословно. Экспериментатор может до лабораторной работы попрактиковаться в проведении опыта на себе или другом испытуемом (протоколисте), чтобы лучше представлять себе особенности работы и возможные затруднения. Все данные в ходе эксперимента (ответы испытуемого, его словесные реакции, ответы на вопросы) заносятся в протокол. Форма для протокола готовится заранее, в соответствии с темой лабораторной работы.
3. После проведенной работы оформляется отчет. Он включает в себя теоретическое обоснование (информацию об изучаемом явлении), цель участников, описание хода эксперимента, протокол результатов, их обработку (таблицы, вычисления), обсуждение, выводы и ответы на вопросы. Выводы должны соответствовать цели эксперимента. Отчет должен быть аккуратно оформлен.
4. После проведенной работы все участники эксперимента должны четко представлять его суть, уметь объяснить его результаты и ответить на поставленные вопросы. Методика 1. Сравнение продуктивности непосредственного и Опосредственного запоминания Цель: сравнить продуктивность непосредственного и опосредственного запоминания. Материал: ряд из 20 несвязанных между собой, простых слов (из 4-6 букв); ряд из 20 пар простых слов, связанных между собой любым видом ассоциаций (первые слова пар являются словами опорами, а вторые словами объектами). Процедура исследования: эксперимент состоит из 2 серий. Экспериментальный материал в обоих опытах предъявляется испытуемому слуховым способом. Серия №1. В данной серии используется классический метод удержанных членов ряда. Экспериментатор громко и четко, не выделяя отдельных слов, читает испытуемому все 20 слов с паузой между словами в 2 секунды. После окончания чтения слов, через 5 секунд испытуемому предлагается воспроизвести вслух слова в любом порядке. Экспериментатор в протоколе отмечает знаком плюс (+) те слова, которые правильно называет испытуемый, ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. После окончания опыта испытуемый указывает в самоотчете, каким путем он старался запомнить слова. Инструкция испытуемому (серия №1): «Слушайте меня внимательно! Я назову вам ряд слов, постарайтесь их запомнить, когда я кончу читать слова и скажу «говорите», называйте те слова, которые вы запомнили в том порядке, как они вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!». Серия №2. В данной серии используется классический метод удачных ответов (парных ассоциаций). Эксперимент проводится спустя 15-20 минут после первого эксперимента. Экспериментатор читает пары, делая ударение на первом слове. Интервал между каждой парой - 2 секунды. После окончания предъявления ряда, через 5 секунд экспериментатор читает только слова-опоры, а испытуемый должен назвать слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Экспериментатор должен называть слово-опору в другом (заранее отмеченном в протоколе) порядке, чем в первый раз. В протоколе знаком плюс фиксируются правильные ответы испытуемого (+). Ошибочные воспроизведения записываются словами против слова-опоры. После опыта испытуемый должен указать в самоотчете, как он связывал между собой слова-опоры и слова-объекты. Инструкция испытуемому (серия №2): «Слушайте меня внимательно! Я назову вам ряд из пар слов. Например: земля-трава. Ваша задача запомнить вторые слова каждой пары таким образом, чтобы, когда я после чтения пар, назову вам любое первое слово, вы должны мне сразу сказать второе слово этой пары. Внимание! Начинаем!» Протокол
Обработка результатов. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. 1. Индивидуальный показатель продуктивности непосредственного запоминания равен ___ слов, продуктивности опосредственного запоминания равен ___ слов. 2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателям продуктивности непосредственного и опосредственного запоминания по группе ________.
Протокол
Обработка результатов 1. Индивидуальный показатель непроизвольного запоминания (общий коэффициент запоминания) равен:
где К – общий коэффициент запоминания, m – количество воспроизведенных слов, n – общее количество слов (n=30).
2. Индивидуальные показатели непроизвольного запоминания по каждой из воспроизведенных групп слов равны: где К1, К2, К3 - коэффициенты запоминания по каждой группе слов, m1, m2, m3 - количество воспроизведенных слов по каждой группе. 3. Результаты испытуемого представлены в сводной таблице по всем коэффициентам запоминания и сравнительной диаграмме:
4. Групповые результаты эксперимента представлены в сводной таблице средних коэффициентов запоминания по каждой из групп испытуемых и сравнительной диаграмме по группе ________.
Анализ результатов. Детально проанализировать индивидуальные и общие результаты каждой группы и, используя материалы словесных отчетов испытуемых, показать: а) влияние па непроизвольное запоминание направленности деятельности; б) какой по содержанию материал запоминается лучше; в) индивидуальные различия в непроизвольном запоминании. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методика №3. Пиктограмма Цель работы: исследовать особенности опосредованного запоминания и его продуктивность, а также характер мыслительной деятельности, уровень формирования понятийного мышления. Оборудование: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов. Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний». Процедура исследования: После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить. Пока испытуемый рисует ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?». Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. По прошествии времени (40-60 минут или более) испытуемому предъявляются рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе. Протокол
Обработка результатов 1. Индивидуальный показатель продуктивности опосредованного запоминания равен частному количества правильно воспроизведенных слов и общего количества слов, предъявленных для запоминания:
r0 =
2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателю продуктивности опосредованного запоминания по группе ________.
3. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: 1) абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ; 2) знаково-символические изображения (З) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки); 3) конкретные изображения (К) – конкретные предметы; 4) сюжетные изображения (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность; 5) метафорические изображения (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях. В зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления. Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством. В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого так называемого практического мышления, направленного на решение частных конкретных задач в практической деятельности (чаще всего свойственно руководящим работникам, учителям). Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Протокол
Обработка результатов В беседе с испытуемым выясняется, с какими трудностями он столкнулся и какими способами пользовался для того, чтобы справиться с ними. 1. Индивидуальный показатель времени произвольного переключения внимания равен: ТП = ТЗ - (Т1 + Т2) =
где Т1 - время выполнения задания в 1 серии, Т2 - во второй серии, ТЗ - в третьей серии. Чем меньше ТП, тем выше скорость переключения внимания, и наоборот. 2. Количество ошибок в 1 серии равно _____, во 2 серии - _____, в 3 серии - _____. 3. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателю времени переключения внимания по группе ________.
Протокол
Обработка результатов Испытуемого просят написать самоотчет о том, насколько трудно было ему выполнять задание, устал ли он, как, по его мнению, он справился с заданием.
1. Индивидуальные результаты испытуемого заносятся в таблицу, подсчитывается: количество просмотренных букв (S), количество правильно зачеркнутых букв (С), количество ошибок (неправильно зачеркнутых букв) (W), количество пропусков (О). По данным вычисляются коэффициенты правильности (В) и продуктивности (Е) (по каждой минуте работы и общий): B = (C – W) / (C + O) E = S * B
2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблицах и графиках распределения частот по показателям правильности и продуктивности внимания по группе ________.
![]() ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|