Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика 1. Сравнение продуктивности непосредственного и





Опосредственного запоминания

Цель: сравнить продуктивность непосредственного и опосредственного запоминания.

Материал: ряд из 20 несвязанных между собой, простых слов (из 4-6 букв); ряд из 20 пар простых слов, связанных между собой любым видом ассоциаций (первые слова пар являются словами опорами, а вторые словами объектами).

Процедура исследования: эксперимент состоит из 2 серий. Экспериментальный материал в обоих опытах предъявляется испытуемому слуховым способом.

Серия №1. В данной серии используется классический метод удержанных членов ряда. Экспериментатор громко и четко, не выделяя отдельных слов, читает испытуемо­му все 20 слов с паузой между словами в 2 секунды. После оконча­ния чтения слов, через 5 секунд испытуемому предлагается вос­произвести вслух слова в любом порядке. Экспериментатор в протоколе отмечает знаком плюс (+) те слова, которые правиль­но называет испытуемый, ошибочно воспроизведенные слова фик­сируются в примечании. После окончания опыта испытуемый указывает в самоотчете, каким путем он старался запомнить слова.

Инструкция испытуемому (серия №1): «Слушайте меня внимательно! Я назову вам ряд слов, постарайтесь их запом­нить, когда я кончу читать слова и скажу «говорите», назы­вайте те слова, которые вы запомнили в том порядке, как они вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!».

Серия №2. В данной серии используется классический метод удачных ответов (парных ассоциаций). Эксперимент проводится спустя 15-20 минут после первого эксперимента. Эк­спериментатор читает пары, делая ударение на первом слове. Интервал между каждой парой - 2 секунды. После окончания предъявления ряда, через 5 секунд экспериментатор читает только слова-опоры, а испытуемый должен назвать слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Эксперимента­тор должен называть слово-опору в другом (заранее отмеченном в протоколе) порядке, чем в первый раз. В протоколе знаком плюс фиксируются правильные ответы испытуемого (+). Ошибочные воспроизведения записываются словами против слова-опоры. После опыта испытуемый должен указать в самоотчете, как он связывал между собой слова-опоры и слова-объекты.

Инструкция испытуемому (серия №2): «Слушайте меня внимательно! Я назову вам ряд из пар слов. Например: земля-трава. Ваша задача запомнить вторые слова каждой па­ры таким образом, чтобы, когда я после чтения пар, назову вам любое первое слово, вы должны мне сразу сказать вто­рое слово этой пары. Внимание! Начинаем!»

Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           

 

  Серия №1  
  № слова     Слово   Правильный ответ (+/-)     Примечание
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

  Серия №2  
  № пары     Слово-опора   Правильный ответ (+/-)   Примечание
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

 

Обработка результатов. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.

1. Индивидуальный показатель продуктивности непосредственного запоминания равен ___ слов, продуктивности опосредственного запоминания равен ___ слов.

2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателям продуктивности непосредственного и опосредственного запоминания по группе ________.

  Серия №1     Серия №2
Интервал изменения признака Количество испытуемых Интервал изменения признака Количество испытуемых
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

 


Анализ результатов эксперимента

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 2. Исследование условий, влияющих на

Продуктивность непроизвольного запоминания

 

Проводится преподавателем без предварительного ознакомления студентов с сутью эксперимента. После работы студенты самостоятельно описывают условия, влияющие на продуктивность непроизвольного запоминания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           

 

  Группа № ___  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

  № п/п   1 группа   2 группа  
  Воспроизведенные слова     Примечание   Воспроизведенные слова   Примечание
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

 

Обработка результатов

1. Индивидуальный показатель непроизвольного запоминания (общий коэффициент запоминания) равен:

=

где К – общий коэффициент запоминания, m – количество воспроизведенных слов, n – общее количество слов (n=30).

 

2. Индивидуальные показатели непроизвольного запоминания по каждой из воспроизведенных групп слов равны:

где К1, К2, К3 - коэффициенты запоминания по каждой группе слов, m1, m2, m3 - количество воспроизведенных слов по каждой группе.

3. Результаты испытуемого представлены в сводной таблице по всем коэффициентам запоминания и сравнительной диаграмме:

 

  Коэффициент запоминания по 1 группе слов, К1   Коэффициент запоминания по 2 группе слов, К2   Коэффициент запоминания по 3 группе слов, К3   Общий коэффициент запоминания, К  
         

 

4. Групповые результаты эксперимента представлены в сводной таблице средних коэффициентов запоминания по каждой из групп испытуемых и сравнительной диаграмме по группе ________.

 

  № группы   Коэффициент запоминания по 1 группе слов, К1   Коэффициент запоминания по 2 группе слов, К2   Коэффициент запоминания по 3 группе слов, К3   Общий коэффициент запоминания, К  
Первая          
Вторая          

 


Анализ результатов. Детально проанализировать индивидуальные и об­щие результаты каждой группы и, используя материалы словесных отчетов испытуемых, показать:

а) влияние па непроизвольное запоминание направленности деятельности;

б) какой по содержанию материал запоминается лучше;

в) индивидуальные различия в непроизвольном запоминании.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика №3. Пиктограмма

Цель работы: исследовать особенности опосредованного запоминания и его продуктивность, а также характер мыслительной деятельности, уровень формирования понятийного мышления.

Оборудование: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний».

Процедура исследования: После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься во избежание повторения.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?». Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.

По прошествии времени (40-60 минут или более) испытуемому предъявляются рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Протокол

Испытуемый     Дата  
Экспериментатор    
Протоколист  
   
Самочувствие испытуемого до эксперимента  
           
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
             
Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11  
           
  № рисунка   Слово или словосочетание     Вид изображения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  Количество правильно воспроизведенных слов или словосочетаний    
Самочувствие испытуемого после эксперимента    
     
Самоотчет испытуемого  
   
   

Обработка результатов

1. Индивидуальный показатель продуктивности опосредованного запоминания равен частному количества правильно воспроизведенных слов и общего количества слов, предъявленных для запоминания:

 

r0 =

 

2. Групповые результаты эксперимента представлены в таблице и графике распределения частот по показателю продуктивности опосредованного запоминания по группе ________.

 
 


Интервал изменения признака Количество испытуемых
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

3. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов:

1) абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ;

2) знаково-символические изображения (З) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки);

3) конкретные изображения (К) – конкретные предметы;

4) сюжетные изображения (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность;

5) метафорические изображения (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

В зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого так называемого практического мышления, направленного на решение частных конкретных задач в практической деятельности (чаще всего свойственно руководящим работникам, учителям).

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.