Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

ГЕЛЬРУД Я.Д.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ЭКОНОМИКЕ

Учебное пособие

 

Челябинск

Гельруд Я.Д. Математические методы и модели в экономике: Учебное пособие. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2011. – 365с.

Учебное пособие включает: теоретический материал, практикум, содержащий примеры решения типовых задач, методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания для контрольной работы по каждой теме и список общедоступной учебной и справочной литературы.

Теоретический материал представляет собой краткий конспект лекций, содержит необходимые утверждения и формулы (без детального обоснования и доказательств), при этом достаточно подробно демонстрируется применение математического аппарата для решения конкретных экономических задач.

УМК рассмотрен и рекомендован к публикации на заседании кафедры «Предпринимательства и менеджмента».

 

Протокол № от 2011г

 

Зав. кафедрой Мохов В.Г.

 

Содержание

Введение 5

РАЗДЕЛ 1. Применение математического анализа и алгебры

ТЕМА 1.1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГЕ 13

1.1.1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ 13

1.1.2. КОЭФФИЦИЕНТЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ОЦЕНИВАНИЕ, СВОЙСТВА 15

1.1.3. ФУНКЦИИ СПРОСА, УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО 20

1.1.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ 22

1.1.5. ФУНКЦИИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ; ФУНКЦИИ ЗАТРАТ РЕСУРСОВ 31

1.1.6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИМЕ­РЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ 34

1.1.7. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 35

1.1.8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 48

Тема 1.2. БАЛАНСОВЫЕ МОДЕЛИ 49

1.2.1. МОДЕЛЬ ЛЕОНТЬЕВА МНОГООТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 49

1.2.2. МОДЕЛЬ РАВНОВЕСНЫХ ЦЕН 51

1.2.3. МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 53

1.2.4. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 54

1.2.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 63

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Тема 2.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 64

2.1.1. ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 64

2.1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 65

2.1.3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 68

2.1.4. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 69

2.1.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 76

Тема 2.2. ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 77

2.2.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА МЕТОДАМИ

ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 77

2.2.2. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 79

2.2.3. ОБЩАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 82

2.2.4. УСТОЙЧИВОСТЬ ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ_________________________ 84

2.2.5. ОБЬЕКТИВНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОЦЕНКИ_______ 85

2.2.6. ДВОЙСТВЕННАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 86

2.2.7. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ К

РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ________________________________ 89

2.2.8. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 92

2.2.9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 104

Тема 2.3. ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО ТИПА 105

2.3.1. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ 105

2.3.2. ИСХОДНЫЙ ОПОРНЫЙ ПЛАН 109

2.3.3. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ 110

2.3.4. МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ 116

2.3.5. ВЫРОЖДЕННЫЕ СЛУЧАИ. ОТКРЫТАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА 118

2.3.6. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 120

2.3.7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 130

Тема 2.4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ 131

2.4.1. ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВЫХ ГРАФИКОВ 131

2.4.2. ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ СЕТЕВОГО ГРАФИКА ________________________________ 135

2.4.3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ГРАФИКА 141

2.4.4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ 143

2.4.5. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 145

2.4.6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 162

 

ТЕМА 2.5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛОГИСТИКИ 163

2.5.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 163

2.5.2. ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ СТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БЕЗ ДЕФИЦИТА 165

2.5.3. ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ СТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ С ДЕФИЦИТОМ 167

2.5.4. ПРОСТАЯ ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ 168

2.5.5. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 171

2.5.6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 176

 

ТЕМА 2.6. ЗАДАЧИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 177

2.6.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ОЧЕРЕДЕЙ 177

2.6.2. ОДНОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 179

2.6.3. МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 182

2.6.4. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 186

2.6.5. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 188

2.6.6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 195

 

ТЕМА 2.7. СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ 196

2.7.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИГР 196

2.7.2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИГРЫ 199

2.7.3. ИГРЫ С ПРИРОДОЙ 204

2.7.4. БИМАТРИЧНЫЕ ИГРЫ 214

2.7.5. ПОНЯТИЕ КОАЛИЦИОННЫХ ИГР 226

2.7.6. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 227

2.7.7 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 235

ТЕМА 2.8. ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 236

2.8.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ДИНАМИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 236

2.8.2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДИНАМИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 237

2.8.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Q СРЕДСТВ МЕЖДУ N ПРЕДПРИЯТИЯМИ 239

2.8.4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 241

2.8.5. СТОХАСТИЧЕСКОЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 245

2.8.6. ЗАДАЧИ ИЗНОСА И ЗАМЕНЫ ОБОРУДОВАНИЯ 249

2.8.7. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 256

2.8.8 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 267

ТЕМА 2.9. МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ 268

2.9.1. ПОНЯТИЕ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОСТИ 268

2.9.2. ОПТИМАЛЬНОСТЬ ПО ПАРЕТО 272

2.9.3. МЕТОД ИДЕАЛЬНОЙ ТОЧКИ 275

2.9.4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ (МАИ) 277

2.9.5. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ 285

2.9.6. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 287

2.9.7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 297

Методические рекомендации 298

Итоговые контрольные задания 301

Вопросы для подготовки к зачету 342

Итоговые тесты 344

Глоссарий 352

Список рекомендуемой литературы 363

Предметный указатель 364


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Математические методы и модели в экономике» является региональной (вузовской) компонентой всех экономических специальностей.

Научно-исследовательская и практическая работа современного экономиста-менеджера немыслима без применения математических моделей и компьютерных технологий.

В дисциплине "Математические методы и модели в экономике" рассматриваются задачи о связях экономических явлений, условия и методы построения экономических моделей, методы нахождения оптимальных решений.

Целью данного углубленного математического образования является овладение теоретическими знаниями и приобретение практических навыков по решению конкретных задач управления организацией на основе применения современных экономико-математических методов, учитывающих высокую степень неопределённости и хозяйственных рисков, высокий уровень производительности труда, ускоренные темпы внедрения и распространения инноваций.

Задачи дисциплины:

Привить студентам навыки применения теоретических основ и методологии экономико-математического моделирования и инструментальных методов экономики в решении практических задач управления организацией.

Обучить студентов самостоятельно решать типовые задачи логистики, маркетинга, управления рисками и оптимизации инвестиционного процесса с использованием экономико-математических методов, при необходимости обращаясь к специальной литературе по данным вопросам.

Закрепить и развить базовые навыки подготовки и принятия управленческих решений на основе применения экономико-математических методов с учётом границ их познавательных возможностей и рисков, связанных с их применением.

В ходе изучения дисциплины «Математические методы и модели в экономике» студент должен знать:

принципы построения математических моделей;

роль математики в экономических, финансово-кредитных исследованиях при управлении организацией;

математические методы, используемые для информационной поддержки принятия управленческих решений по оптимизации хозяйственных рисков, управлению запасами, сбытом, товарными потоками, в том числе в условиях конфликта целей;

владеть:

математической терминологией и содержанием понятий в объёме, достаточном для профессиональной коммуникации со специалистами в области математических методов экономики;

программным обеспечением решения прикладных задач математической поддержки принятия решений;

иметь представление:

об основных направлениях исследований, направленных на развитие методологии и математических методов обоснования и информационной поддержки принятия управленческих решений;

о теоретических и прикладных проблемах, ограничивающих применение математических методов в управлении, и о перспективах их решения;

уметь:

интерпретировать формальные записи изученных экономико-математических моделей, модифицировать их применительно к специфике конкретного объекта приложения, объяснять их содержание в процессе профессиональной коммуникации;

обосновывать конкретные управленческие решения на основе применяемых математических методов;

оценивать адекватность и достоверность результатов применения изученных экономико-математических методов в управлении.

Краткий исторический очерк

История развития математического направления в экономике полна драматизма, ибо многие ученые-экономисты отрицали принципиальную возможность применения математики в экономических исследованиях, утверждая, что экономика слишком сложное явление в основном качественного характера и в принципе не может быть описана «сухим» количественным языком математики.

В нашей стране эта дискуссия носила особенно острый характер в 60е – 70е годы ХХ века. Особую остроту этой дискуссии придавала идеологическая подоплека спора: соответствует ли применение математики экономическому учению Маркса, поскольку Маркс обошелся без математических моделей (если не считать простейших арифметических выкладок), и не является ли математизация экономики идеологической диверсией – способом протаскивания буржуазных экономических теорий. (В последнем издании Советского энциклопедического словаря по этому поводу есть такое весьма характерное изречение: «Работы математической школы абсолютизируют количественный анализ и направлены против основных положений марксистской политэкономии»).

Следует отметить, что в нашей стране до сравнительно недавнего времени математика не входила в состав дисциплин, изучаемых в ВУЗах на специальностях экономического профиля.

Рассмотрим некоторые основные этапы эволюции экономической науки в аспекте применения математических методов.

Математические модели использовались еще У.Петти (1623–1687, трудовая теория стоимости), Ф.Кенэ (1694–1774, «Экономическая таблица», 1758г.), А.Смитом (1723–1790, классическая макроэкономическая модель), Д.Рикардо (1772–1823, модель международной торговли). Однако история систематического использования математических методов в экономике начинается с трудов экономистов, принадлежавших к математической школе буржуазной политэкономии. Научные достижения этой школы оставили глубокий след. Свое существование математическая школа начала с выхода в 1838 году работы Антуана Курно (1801–1877) «Исследование математических принципов в теории богатства». Представителями этой школы являлись: Л.Вальрас(1834–1910), У.Джевонс(1835–1882), В.Парето(1848–1923), Г.Кассель(1866–1945), В.К.Дмитриев(1868–1913), К.Викселль(1851–1926). Это были ученые политэкономы. Среди множества проблем, которыми они занимались, главными были следующие: экономическое равновесие, теория цен, теория спроса и предложения. Вся политэкономия 19-го века уделяла внимание именно этим вопросам. Поэтому не общность проблематики являлась основой этой школы, а общность методологии – основным научным методом изучения экономики представители этого направления считали математический аппарат (а основном дифференциальное и интегральное исчисления) и утверждали, что доказательство справедливости теоретического положения можно получить только с помощью математики. Пока нет математического доказательства какого-либо положения, это положение не более чем гипотеза.

Наиболее ярким представителем математической школы был Леон Вальрас (Швейцария), которого называли величайшим из «чистых теоретиков». Разработанный им метод экономического анализа сравнивали с достижениями теоретической физики. Этот метод содержит основы, на которых в значительной мере базируются современные экономические теории. Он выразил результаты анализа в виде системы уравнений, что было в те времена делом совершенно новым. Вальрас придал законченную математическую форму теории предельной полезности. Эта экономическая концепция не утратила своего значения и до настоящего времени. В частности, он предвосхитил многие из современных теоретических положений в отношении капитала. Вальрас разработал теорию ценообразования на капитальные блага, охватывающую все виды капитала. Значителен вклад Вальраса в теорию денег и денежного обращения, теорию ренты, теорию распределения совокупного продукта, который должен распределяться между факторами производства в соответствии с их ценами.

Актуальной и в настоящее время является критика Вальраса в адрес социалистических концепций «справедливого» перераспределения. Он утверждал, что экономическая наука должна выступать против социализма по той же причине, по какой она выступает против невежества. Особенно серьезно, по мнению Вальраса, заблуждается марксизм, ибо он исходит из несостоятельной посылки, что труд является единственным источником стоимости. Стоимость определяется полезностью вещей и их редкостью, она пропорциональна их предельной полезности. Этот принцип может быть применен к земле, капиталу и труду, причем ни один из этих факторов не может быть сведен к другому.

Труды Вальраса и других представителей математической школы являются, бесспорно, замечательным творческим вкладом в развитие экономической теории вообще и методологии экономических исследований с использованием математики в особенности.

К недостаткам этой школы следует отнести то, что построение моделей экономики базировалось на предпосылках о свободной конкуренции, на статическом равновесии; не показано, как в динамике развивается экономика, как изменяются социально-экономические отношения в условиях постоянно усложняющейся и развивающейся технологии производства, господства корпораций, приводящего к олигополистической ситуации (монополизации производства и сбыта основной массы продукции отрасли).

Представители математической школы не доводили свой анализ до численного, посему их результаты не давали возможности практического использования для принятия управленческих решений в экономике.

Математическая школа просуществовала до конца 19-го века, затем растворилась в других школах и прекратила свое существование как нечто специфическое, ибо последующие экономические течения уже воспринимали математику как естественный инструментарий экономической науки, и в этом, может быть, и состоит наибольший эффект этой школы.

Второй этап математической эволюции в экономике связан с применением методов теории вероятностей и математической статистики. Это направление, получившее название статистического, в некотором смысле противостоит математической школе, хотя и базируется на математике не в меньшей степени. Суть противостояния в том, что представителей этого течения интересовали конкретные численные выводы, на которых можно базировать реальные экономические решения, а не делать общие умозаключения и устанавливать взаимосвязи между экономическими показателями. Они провозгласили, что нет науки без измерения, что само по себе явилось прогрессивным шагом. Отрицательным было то, что представители этого статистического направления в экономической науке игнорировали значение теории и считали возможным приступать к анализу реальной экономики без построения экономико-математических моделей. Основными проблемами, которыми занимались экономисты-статистики, были прогнозы экономической конъюнктуры.

После первой мировой войны получила развитие идея экономического барометра – предсказание конъюнктуры на значительный период будущего. Путем статистического анализа различных временных рядов эмпирически «прощупываются» закономерности в поведении кривых, описывающих различные показатели экономической конъюнктуры, и их взаимосвязи.

Кривая, описывающая динамику изменения одного показателя, может повторять «падения» или «взлеты» другого с некоторым отставанием или опережением, т.е. фазы таких кривых имеют некоторый сдвиг во времени (и, возможно, различную амплитуду колебаний). При этом экономические закономерности, лежащие в основе этих кривых и их взаимосвязей, неизвестны и, по мнению экономистов-статистиков, не имеет смысла их выяснять.

Основные показатели статистического анализа были: объем денежной эмиссии, движение курса акций на бирже, объем товарооборота, объем производства, движение индекса цен.

Наиболее известен барометр, созданный в Гарвардском университете (США), который долгое время весьма удачно предсказывал колебания конъюнктуры.

Но наступил кризис мировой экономики (1929–1933) – «великая депрессия», которая не была предсказана, и интерес к статистическим методам упал. Однако следует отметить, что так называемый технический анализ финансового рынка, играющий существенную роль и в современной экономической практике, во многом базируется на идеях статистической школы.

К основным достижениям статистической школы следует отнести: разработку и совершенствование методов математической статистики для экономических исследований, и разработку методологии экономического прогнозирования. Главный недостаток – пренебрежение экономической теорией.

Третий этап применения математики в экономике – возникновение эконометрики – относится к началу 30-х годов 20-го века, когда было создано всемирное эконометрическое общество. Эконометрика – синтез математики, статистики и экономической теории. Считается, что экономика стала подлинной наукой только с развитием эконометрики. Эконометрическое направление в экономической науке дало мощный толчок развитию специальных прикладных разделов математики и возникло еще одно течение, называемое математическая экономика.

Эконометрика и математическая экономика не являются новыми науками, существующими наряду с экономической наукой, поскольку объекты, изучаемые в их рамках, те же, что и в экономике. Эконометрика и математическая экономика – это методологические направления экономической науки, в основе которых лежит метод математического моделирования.

Математическая экономика часто отождествляется с теми разделами математики, которые применяются в экономике. Такое определение устраивает математиков. С позиций же экономистов различия между эконометрикой и математической экономикой проявляются в степени использования конкретных числовых значений.

Таким образом, эконометрическими исследованиями будем считать такие исследования, в которых экономические расчеты проводятся с помощью математических методов, тогда как математико-экономическими исследованиями принято считать исследования, в которых проводится математический анализ экономических процессов, то есть экономический текст переводится на язык математических выражений.

Значительный вклад в формирование и развитие экономико-математического моделирования внесли зарубежные ученые, удостоенные Нобелевской премии по экономике: П.Сэмуэлсон (1970), Д.Хикс, К.Эрроу (1972), В.В.Леонтьев (1973), Т.Купманс (1975), М.Фридмен (1976), Л.Клейн (1980), Ф.Модильяни(1985), Х.Марковиц, М.Миллер, У.Шарп (1990) и другие.

Здесь нельзя не отметить и большой вклад отечественных ученых в развитие математического направления в экономике. Прежде всего, следует назвать академика Л.В.Канторовича, всемирно признанного «отцом» линейного программирования, математика, удостоенного Нобелевской премии в области экономики (1975); академика В.С.Немчинова, введшего, кстати, в повсеместную практику термин «экономико-математические методы»; проф. В.В.Новожилова; блестящую плеяду ученых Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ), возглавляемого академиком Н.Федоренко; сибирскую школу, лидером которой был академик А.Аганбегян, и многих других, работавших над созданием системы моделей оптимального функционирования социалистической экономики. Но социалистическая экономика, являясь «концентрированным выражением политики», скованная идеологическими догмами марксизма и партийно-бюрократической структурой управления, оставалась маловосприимчивой к разработкам ученых-экономистов.

Представленная выше историческая картина проникновения математики в экономику отражает лишь основное русло этого течения, питающегося множеством математических «притоков» в различных специфических областях экономики. Так, например, в области финансов в первой половине 20-го века сложилось направление, именуемое финансовой математикой, которая представляет собой совокупность математических средств, ориентированных на проведение финансовых расчетов в условиях определенности, хотя важность учета факторов неопределенности и риска в финансовых проблемах осознавалась вполне четко, что привело в дальнейшем к созданию современной теории инвестиций.

Начало этой теории было положено Гарри Марковицем в 1952 году с выходом в свет его работы «Выбор портфеля». В этой статье была предложена математическая модель формирования оптимального портфеля ценных бумаг, что позволило перевести задачу выбора оптимальной инвестиционной стратегии на строгий математический язык.

В дальнейшем теория инвестиций была развита Шарпом, Тобином, самим Марковицем, а также другими учеными-экономистами (Россом, Шоулсом, Блэком). Здесь важно заметить, что достижения упомянутых ученых относятся к области экономики, но их научные результаты представляют собой не что иное, как математические модели для решения соответствующих экономических проблем.

Нельзя не упомянуть еще одно специфическое направление «математизации» экономической науки – экономическую кибернетику, в рамках которой осуществляется приложение принципов и методов общей кибернетики к управлению экономическими системами. Экономическая кибернетика продвинула экономическую науку в изучении таких проблем как анализ производства и потребления (на основе производственных функций), технический прогресс и экономический рост, цикличность развития экономики.

На современном этапе математические методы широко и прочно вошли в арсенал экономики, как в области теории, так и в области экономической практики. Большое влияние развитие экономико-математических методов оказало на формирование концепций управления в системах организационного типа. Современная методология принятия управленческих решений, основу которой составляет так называемый «системный подход», в существенной мере опирается на математическое моделирование производственно-экономических ситуаций, на количественные методы оценки альтернатив и отбора на основе этих оценок лучших решений.

Методология «конструирования» и использования математических моделей в управлении организационными системами наиболее полно представлена в таких концептуальных направлениях управленческой мысли, сформировавшихся к настоящему времени в специальные дисциплины, как «Исследование операций» и «Системный анализ».

В ниже приведенных теоретических материалах содержится описание использования как классического математического инструментария (дифференциального исчисления и линейной алгебры) – раздел 1, так и специальных прикладных математических дисциплин, используемых для моделирования экономических процессов – раздел 2.

Такие прикладные математические дисциплины как Финансовая математика и Эконометрика входят в программу обучения в виде отдельных дисциплин.

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.