|
Раздел 1. Применение математического анализа и алгебрыТЕМА 1.1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГЕ 1.1.1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ 13 1.1.2. КОЭФФИЦИЕНТЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ОЦЕНИВАНИЕ, СВОЙСТВА 15 1.1.3. ФУНКЦИИ СПРОСА, УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО 20 1.1.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ 22 1.1.5. ФУНКЦИИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ; ФУНКЦИИ ЗАТРАТ РЕСУРСОВ 31 1.1.6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ 34 1.1.7. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 35 1.1.8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 47 Основы моделирования спроса и потребления. Основным понятием теории потребления является функция полезности U(x,у). Эта функция выражает меру полезности набора (х,у), где х – количество товара X, а у – количество товара Y. Чувствительность набора (х,у) к незначительному изменению х при фиксированном у называется предельной полезностью х и определяется как частная производная U'х. Аналогично предельная полезность у определяется как U'у. Чаще всего линии уровня функции полезности (их еще называют кривыми безразличия) являются графиками убывающих функций. Поэтому мы будем считать, что для точек А(х 0, у 0 ) и В(х 0 + D х, у 0 + D у), расположенных на одной линии уровня приращения, D х >0, а D у < 0. (рис. 1.1.1). В этом случае говорят, что D х единиц первого товара замещается на (– D у) единиц второго товара (имеется в виду переход из точки В в точку А). Предельной нормой замещения х на у в точке А называется предел отношения (– D у) /D х, когда точка В стремится к А, оставаясь на одной с А линии уровня функции U (x, у). Предельная норма замещения обозначается MRSху или MRSху(А), если необходимо явно указать ее зависимость от точки А. Предельная норма замещения одного товара другим равна отношению их предельных полезностей. (1.1.1) Пример 1.1.1. Найти предельную норму замещения х на у для функции полезности U(x,y) = ln х + ln y в точках: а) (3;12), б) (2;1). Решение. а) По формуле (1.1.1) получаем поэтому MRSху (3; 12) = 4. б). Аналогично находим MRSху (2; 1) = 0,5. В теории потребительского спроса на два блага х и у (к примеру, исследуемое х и все остальные у) предпочтения потребителя описываются функцией полезности U(x, y), a бюджетное ограничение (расходы потребителя не более его дохода) в случае, когда потребитель тратит весь свой доход на рассматриваемые блага: хрх+ уру = I, где I – доход потребителя, а рх и ру – цены благ х и у соответственно. Для того, чтобы построить графики этих неявно заданных функций у (х) в системе координат, где по оси абсцисс отложена величина блага х, а по оси ординат – у, нужно выразить в явном виде величину у как функцию от х для обеих зависимостей. Сделаем это для простейшей функции полезности U(x, y)= xy. Для уровня полезности (благосостояния) U0 и дохода I получаем следующие функции: Графиком первой из этих функций (она называется кривой безразличия, т.к. показывает все пары (х, у), дающие одинаковое значение функции полезности) является гипербола, а графиком второй (бюджетного ограничения) – прямая линия, имеющая отрицательный наклон, равный по абсолютной величине относительной цене блага х и точку пересечения с осью ординат I/ ру, соответствующую количеству блага у, которое можно приобрести по цене ру, если потратить на него весь доход I (построить график самостоятельно). Другим примером функций в экономике служат функции спроса и предложения p (q), выражающие связь цены блага и величины спроса или предложения блага при постоянных вкусах потребителей, ценах на другие блага и других параметрах. Пример графика функции спроса и функции предложения приводится на рис. 1.1.2. График функции предложения, в отличие от функции спроса, отражает положительную связь переменных (D(q) – связь цены блага и величины спроса, S(q) – предложения). р q Рис. 1.1.2 В модели потребительского спроса используются также функции Торнквиста, моделирующие связь между величиной дохода I и величиной спроса потребителей х на: а) малоценные товары б) товары первой необходимости в) товары второй необходимости г) предметы роскоши Соответствующие им графики приведены на рис. 1.1.3. Рис. 1.1.3 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|