Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объект (подход Аналитической психологии)





Созданная в психоанализе теория объект-отношений, в соответствии с которой психическая активность рассматривается на базе отношений людей с «объектами» (то есть, с тем, что притягивает к себе внимание и/или удовлетворяет какую-либо потребность; отнюдь не предметы в традиционном смысле слова). Эту теорию можно противопоставлять классическому подходу, ориентированному на учёт влечений. Теоретикам объект-отношений классический подход кажется излишне механистическим.

Хотя Юнг и не использовал понятие объект, его подход имплицитно подразумевает учитывание объект-отношений. В и дение психики Юнгом характеризуется тем, что

 Делается акцент на взаимоотношениях различных частей психики

 Учитываются отношения между этими частями и внешним миром

 Разрабатываются последствия проявления тенденции психики к фрагментации, расщеплению, диссоциации, персонификации, …

Так что здесь можно заметить существование параллелей к психоаналитической концепции частичных объектов, которые рассматриваются субъектом исключительно в качестве средства для удовлетворения потребностей. Эквивалент психоаналитической концепции о целостном объекте мы находим в идеях Юнга об объединении противоположностей. Схожесть подхода Юнга с в и дением, характерным для теоретиков объект-отношений, мы находим и в описании Юнгом некоторых психических процессов. Например, в описании Юнгом архетипа Великой матери, всегда содержащим в себе два противоположных аспекта, мы находим причину того, почему ребёнок вынужден расщеплять объект.

Хотя в теории объект-отношений не существует эксплицитного эквивалента для Самости, можно услышать высказывания о том, что имплицитно Самость содержится в концепции объект-отношений, по меньшей мере вполне совместима с этой теорией. А с другой стороны Кохут говорит о том, что подходы теории объект-отношений и психологии Самости полностью исключают друг друга. Это связано с тем, что теория объект-отношений сконструирована с позиции внешнего наблюдателя, она далека от внутренних переживаний. А подход Кохута основан на внутренних переживаниях, на эмпатии, учитывая, что хотя мы и можем говорить о человеке в категориях его внутренних и внешних объектов, сам человек переживает всё иначе. Подобного рода дебаты в классическом психоанализе пока не находят себе места в Аналитической психологии.

Одержимость

Психологически «одержимость» означает то, что сфера Я заполонена, оккупирована каким-либо комплексом или архетипическим материалом. Одержимость можно приравнять рабству, а сферу Я – целью государственного переворота. В результате наличия сильно выраженных и устойчивых невротических и психотических симптомов человек лишается воли и возможности осуществлять свои решения. Соответственно величине проникнувшего автономного психического материала оказывается подавленным сознание, что приводит к выраженной односторонности. А это уже подвергает опасности не только свободу сознания, но и нарушает психическое равновесие. Индивидуальные цели искажаются под воздействием захватывающих власть психических сил, например, материнского комплекса и идентификации с персоной или анимусом/анимой.

В статье, написанной для одной из Базельских газет (GW 15), уже после смерти Фройда Юнг представляет развитие Аналитической психологии. Юнг ссылается на идеи Шарко о том, «что истерические симптомы появляются под воздействием определённых представлений, которые захватывают в плен “мозг” больного человека» (GW 15, § 62). А Бройер доказывает (продолжает Юнг) это представлением клинического случая, «посредством чего создаёт теорию, о которой Фройд говорит, что она напоминает представления средневековья (об одержимости), когда «демоны» из фантазий священников стали замещаться психологическими формулами». В усилиях психотерапевтов вначале отыскивать вызывающий одержимость фактор, чтобы потом исцелять от него пациентов, Юнг усматривал аналогию со средневековым изгнанием злых духов.

В дальнейшей своей работе Юнг продолжает исходить из этой аналогии. Развивая идеи Фройда о том, что характеристика невроза современного человека находит себе соответствие в средневековой одержимости, фройдовское истолкование сновидений пыталось отыскать корни такой одержимости. Но по идеям Юнга фройдовский подход в понимании одержимой души основывается на отчуждении того, что конкретно осуществляет оккупацию, на отчуждении подавляющего сознание фактора. Хотя подход Фройда и достоин восхищения, он всё-таки излишне ограничен. Юнг сообщает о том, как он в одной из решающих бесед с Фройдом однажды задал вопрос, а не имеет ли невротическая одержимость какой-либо личностный смысл. Именно в этом и лежит ядро теологической точки зрения, которой придерживался Юнг.

Оккупация (плененность)

Besetzung

В концепции Фройда психический аппарат выступает как энергетическая модель. Распределение психической энергии в рамках этого аппарата описывается как процесс оккупации (пленённости), причём в качестве оккупации обозначается накопление (аккумуляция) психической энергии в каком-либо психическом аппарате. Психическая энергия может соответственно связываться с репрезентами представлений, объектов, со своей собственной Самостью, частями тела и т. д. До выхода в свет книги «Истолкование сновидений» (1900) Фройд рассматривал энергетическую концепцию в физиологических терминах. И только в «Истолковании сновидений» концепция энергии начинает рассматриваться в чисто физиологическом, не-физическом смысле. Фройд различает подвижную (свободную) и связанную энергию, соответственно, и оккупация энергией может быть как состоянием (связанная энергия), так и процессом (свободная энергия).

В статье, называющейся «Сферы Я и Оно» (1923), Фройд говорит о существовании трёх различных видов энергии оккупации: либидозной, агрессивной и нейтральной. Легко понять происхождение либидозной и агрессивной энергии из источников обоих основных влечений. Особой формой либидозной оккупации является нарцистичная оккупация, при которой либидозно оккупированным объектом любви становится Самость.

Раздражения и впечатления органов чувств от конкретных объектов внешнего мира связываются интрапсихически в форме представителей объектов (в виде ансамбля представлений, чувств и воспоминаний). Таким образом, объект-отношение как «оккупация психической энергией» разыгрывается в виде процесса с представителями объектов. Но только некоторые из этих процессов оккупации активно и осознанно проявляются в реальных отношениях с объектами внешнего мира. Многие из объект-оккупаций остаются в интрапсихической зоне, так никогда и не осознаваясь. Это может зависеть от внутренних и внешних помех.

Нейтральную энергию Фройд впервые описал в работе «Сферы Я и Оно». Речь здесь идёт о преобразовании либидо в Я-либидо, с чем связан отказ от реализации сексуальных целей (десексуализация). В результате такого изменения оккупации сфера Я становится способной выполнять свои многочисленные и важные функции. В качестве следствия изменения оккупаций можно представить внимание, мышление, сознание, сон. К таким процессам относятся замещение сильной оккупации более слабой, задержка реализации активности под влиянием оккупации, устранение оккупации. Последнее особенно характерно для экономической (энергетической) активности механизмов оккупации при процессах психической защиты или при засыпании. Сфера Я здесь возращается к своему изначальному состоянию, «в котором она (как пишет Фройд в «Кратком очерке психоанализа», 1938) прерывает свои связи с внешним миром, устраняет свою оккупацию с органов чувств».

Применение понятия оккупация несколько раз изменялось в истории психоаналитической теории. Но всегда здесь идёт речь о концепции, которая и сегодня всё ещё не может быть полностью игнорирована, особенно если необходимо хорошо разобраться в клинических процессах. Правда, метафорический характер этой концепции привёл к тому, что его объяснительные возможности никак не согласуются со строгим и чётким применением этой интересной концепции.

Оно

Существующая в структурной теории инстанция психического аппарата, которая представляет из себя общность всех желаний и потребностей индивидуума, имеющих истоки во влечениях и их психических представительствах. При этом влечения являются основным резервуаром Оно, что особенно ясно видно при подходе к психическим явлениям с экономической точки зрения.

Сфера Оно содержит врождённый и вытесненный материал, который всегда является бессознательным. Термин «Оно» позаимствован Фройдом у Георга Гроддека: «Я придерживаюсь мнения, что человек живёт неизвестным. В нём существует Оно, что-то удивительно чудесное, управляющее всем, что человек делает и ответственное за всё, что с ним происходит. Фраза “я живу” верна только косвенно, так как в ней проявляется лишь незначительная доля фундаментальной истины: Человек живёт сферой “Оно”». Как видите Гроддек несколько утрированно показывает психологическое положение дел в «Книге об Оно» (1923). Подход Гроддека заходит намного далее того, чтобы использовать понятие Оно только как часть структурной теории. Сфера Оно является не только общностью всего пребывающего бессознательным и вытесненного, так как в рамках структурной теории («вторая топика») огромные области Я-функций тоже считаются бессознательными.

«Это – тёмная, недоступная область нашей личности; то немногое, что мы о ней знаем, мы познали в процессе изучения работы сновидений и формирования невротических симптомов». Фройд считал, что сфера Оно наполнена энергией влечений, что в нет никакой структуры, а только стремление добиться удовлетворения потребностей влечений посредством ориентации на принцип наслаждения.

В сфере Оно господствуют так называемые первичные процессы. Здесь игнорируются законы логического мышления, не учитываются противоречия, противоположные побуждения запросто уживаются друг с другом, не пытаясь подавить друг друга, отсутствует время и не признаётся существование процессов, и прежде всего даже спустя большой промежуток времени не происходит никаких их изменений.

В Оно также содержится вытесненное. В результате хотя структурная теория и не устраняет в явном виде топографическую теорию, теперь система Бессознательного содержит не только вытесненное и желания влечений, но и бессознательные части сфер Я и Сверх-Я. То есть, отныне конфликт разыгрывается не между Сознательным и Бессознательным, между влечением и цензурой, а между инстанциями внутри психического аппарата.

Перевод терминов структурно-теоретической концепции Оно, Я и Сверх-Я на английский язык не обошёлся без огромных трудностей, так как не мог использоваться немецкий обиходный язык. Вместо этого использовались латинские слова Id, Ego, Superego. А в результате было утеряно много нюансов и оттенков, которые имеют рассматриваемые концепции в немецкоязычной версии. Неизбежно возникает вопрос, не приобретают ли переводимые сегодня работы американских и английских авторов фундаментально иной смысл.

Другая важная точка зрения при концептуализации сферы Оно заключается в том, что Оно включает в себя и всё то, что было в наличии при рождении, что заложено в конституции. Этим Оно оказывается в тесных взаимоотношениях с соматической структурой организма.

Оральная фаза

Термин «оральный» Фройд впервые использует в письме Вильхельму Флису в январе 1897 года, когда он пишет о «оральной сексуальной системе». В «Трёх очерках по сексуальной теории» в качестве первой догенитальной сексуальной организации Фройд называет оральную (каннибальную). Здесь Фройд пишет, что вначале сексуальная деятельность ещё не обособляется от приёма пищи, что объектом сексуальной деятельности, сексуальной целью, является поглощение, которое в психической области довольно часто проявляется как идентификация.

В качестве примера догенитального способа удовлетворения Фройд приводит блаженное сосание большого пальца младенцем, которое отнюдь не равнозначно пищевой деятельности. В оральной фазе догенитальное сексуальное наслаждение достигается возбуждением слизистой рта и губ, что во многом и происходит при приёме пищи. В 1924 году в работе «История развития либидо» Абрахам на основе наблюдений за пациентами и бэби подразделил оральную фазу на две части. В «ранней оральной фазе» на переднем плане стоит сосание груди матери, а в поздней оральной фазе вместе с появлением зубов начинается кусание груди, потому мы и говорим об орально-садистической фазе. Доминирование зоны рта отмечается в первые 18 месяцев жизни. Со смещением либидо в ходе развития на другие эрогенные зоны, вначале на анальную зону, потом на генитальную, значение рта и оральной зоны оказывается менее важным, хотя оральная зона продолжает оказывать существенное влияние на развитие личности в течении всей жизни.

Целью влечения при оральной эротике вначале является окрашенное наслаждением раздражение эрогенной зоны ротовой полости, а позднее поглощение объектов. Эта оральная интроекция, при которой инкорпорируется объект и индивид получает возможность объединиться с ним, является для бессознательной сферы тем путём, посредством которого поеданием объекта или поеданием себя объектом возможно объединение с ним. В качестве своего базиса оральные страхи всегда имеют страх быть сожранным. В оральной фазе цель влечений оральной инкорпорации имеет явно садистический характер. Поглощение объекта в конечном счёте всегда является актом разрушения, и этот факт придаёт всем целям поглощения более или менее амбивалентный характер. Но амбивалентность может наступить только тогда, когда объект уже был воспринят. Поэтому раннюю оральную фазу часто называют доамбивалентной, а характер амбивалентности приписывают поздней оральной фазе.

К патологическому проявлению фиксации на оральной фазе относятся маниакально-депрессивные состояния. Но можно наблюдать и у «нормальных» взрослых целый ряд феноменов, в которых оральная эротика имеет определённую роль, к этой области без сомнения относятся, например, особые привычки в еде, поцелуи, выпивка и курение. В случае оральной фиксации в объект-отношениях обычно происходит идентификация, а не формирование зрелых взаимоотношений.

В теории объект-отношений хотя и используется термин «оральная фаза», он относится не столько к ступени развития либидо и к описанию цели влечения в рамках удовлетворения эрогенной зоны рта, сколько к жизненному этапу, когда грудь и мать представляют для ребёнка первичные объекты. Психоанализ уделил большое внимание не только анальному характеру, но и оральному. Типичными чертами орального характера являются оптимизм и пессимизм, щедрость, колебания настроения, депрессия и приподнятое настроение, общительность, жадность, а также тенденция предаваться фантазиям.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ

На самом раннем этапе развития психоанализа отреагирование (так называемых «ущемлённых») аффектов, относящихся к вытесненным ранее переживаниям, рассматривалось как лечебный курс – времена катартической психотерапии Йозефа Бройера.

Субъект избавлялся от тягостных, вытесненных ранее воспоминаний о психических травмирующих переживаниях посредством гипноза. Разрядка накопившегося (бессознательного) аффекта происходила в ходе припоминания и вербализации вытесненных переживаний. Подобного рода отреагирование приводило к временному облегчению, так как на какой-то период времени послаблялась напряжённость влечения.

Ещё в 1893 году в своих «Предварительных замечаниях» Бройер и Фройд доказывали, что «психический механизм феноменов истерии заключается не только в отреагировании, в действии, но и в самом языке человек находит прекрасное замещающее средство для физической активности, с помощь языка аффект можно отреагировать чуть ли не в столь же большой степени, как и реальным действием».







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.