Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровни психоаналитических взаимоотношений





Взаимоотношения между анализируемым на психоаналитических сеансах человеком и психоаналитиком можно описать на трёх уровнях (как впрочем и любые взаимоотношения между врачом и пациентом):

1. Уровень реальных взаимоотношений обнаруживается тогда, когда пациент и психоаналитик встречаются в качестве двух самостоятельных взрослых людей, например, в приветственном ритуале в начале сеанса или при случайных встречах вне ситуации лечения. Это само собой понятная область межличностных отношений, которая регулируется общественными договорами и распределением профессиональных ролей, что-то подобное мы обнаруживаем и во всех других повседневных ситуациях. В принципе психоанализ не использует этот уровень для терапии целенаправленно.

2. Уровень рабочего союза (Гринсон) соответствует рациональному, осознанному поведению врача и пациента, психоаналитика и анализируемого им человека. Этот уровень охватывает специальные функции и специальное распределение ролей: Психоаналитик предлагает воспользоваться для лечения своим методом лечения, объясняет пациенту условия лечения и требует соблюдения определённых правил поведения, что необходимо для достижения оптимального результата. Пациент, желающий пройти психоаналитическое лечение, соглашается соблюдать правила, например, основное правило, заключающееся в том, чтобы быть совершенно откровенным, и начинает вести себя так, что можно добиться успеха в лечении.

3. И, наконец, на уровне отношений переноса в игру вступают бессознательные паттерны межличностных взаимоотношений. Они вызывают обнаруженные Фройдом искажения в переживаниях и поведении, придавая межличностному общению динамику, которая наиболее важна для психоанализа. Этот уровень является центральным узловым пунктом всего психоаналитического процесса.

Когда мы различаем реальные взаимоотношения, рабочий союз и отношения переноса, то делаем это мы для того, чтобы рассматривать психоаналитические встречи с трёх различных точек зрения. Такой интегральный подход хорошо соответствует аналитическому стилю мышления и преследует цель, сделать насколько только это возможно доступными наиболее значительные проявления бессознательных процессов. Только при этом не стоит забывать, что речь собственно всегда идёт об одном и том же взаимоотношении, в котором всегда одновременно проявляются все три уровня. Это касается и конкретной ситуации лечения.

Если например пациент забывает о назначенном сеансе лечения, тогда он может загладить свою вину извинением (реальный уровень). Но в "забывании" кроме всего прочего о своей власти заявляет ещё и какой-либо бессознательный аффект или импульс (уровень переноса), осознать который можно посредством интерпретаций. И происходит таковое посредством аналитического диалога (рабочий союз).

Запустить в ход и продолжать поддерживать эффективное лечение возможно только при наличии у обоих участников терапевтического процесса способности к интеграции всех уровней, а прежде всего признания того, что реалистическое, характеризующееся соглашениями и требованиями повседневной жизни "реальное" поведение всегда можно рассматривать ещё и в аспекте того, какие иррациональные элементы, то есть, переносы, в нём содержатся. Как и обратно, приходится признать, что переживания и поведение человека невозможно рассматривать исключительно в аспекте манифестаций переноса.

Регрессия и перенос

Посредством психоаналитического метода, и особенно его правил и рамок, на аналитических сеансах запускается в ход особый процесс развития. Это приводит к тому, что у анализируемого пациента, а в определённом смысле и у психоаналитика, появляются особые переживания, которые принципиально отличаются от переживаний, характерных для нашей повседневной жизни: получают новую жизнь иррациональные, нереалистичные паттерны переживаний, активируются вытесненные аффекты и потребности, приобретают необычайную власть бессознательные фантазии. В восприятии самого себя пациент начинает ощущать присутствие чуждых для него черт. Восприятие подпадает под сильную влияние бессознательных репрезентантов давнего, прежде вытесненного опыта. Этот феномен можно описать и так, что определённая проблемная ситуации - а именно аналитическая ситуация - незаметно для самого пациента активирует у него "накопленную" в прошлом информацию о разрешении схожих проблем (Edelman C. E. The remembered present. A biological theory of consciousness. NY, 1989).

Такие изменения переживаний и поведения называются регрессией. Посредством неё бессознательные паттерны переживаний, реакции, установки и потребности активируются и входят составной частью в актуальные межличностные взаимоотношения. Таким образом, с регрессией связано появление изменений в переживаемых взаимоотношениях.

При этом для анализируемого пациента психоаналитик приобретает необычайно большое значение. В результате этого личные бессознательные паттерны межличностных отношений, переживания, связанные с прежними отношениями, переносятся на психоаналитика. А для самого пациента начинает приоткрываться внутренний мир, хотя, конечно, происходит это в зашифрованном виде, на сцене психоаналитических отношений. Таким образом, перенос, появляющийся на психоаналитических сеансах, является манифестацией регрессии психоаналитических взаимоотношений. Мы придерживаемся взгляда, что переносы проявляются в любых межличностных отношениях, именно перенос обусловливает конфликтность многих повседневных отношений людей.

Понятие регрессии (regredi = отступать назад) невозможно отделить от первоначальных взглядов психоаналитиков, когда регрессию рассматривали в качестве временного феномена, понимая под ней возвращение либидо на прежнюю позицию развития (Фройд, статья "Вспомнить, повторить, проработать", 1914 г.). Учитывая ретроспективный смысл регрессии можно говорить о регрессии к детскому стилю поведения. А относительно переноса можно сказать следующее: Другие люди под воздействием переноса будут восприниматься не только такими, каковы они есть на самом деле, их "реальные" паттерны поведения будут бессознательно интерпретироваться в соответствии с переживаниями, связанными с межличностными взаимоотношениями в детстве. В этом смысле Фройд (1905) говорит о новом воспроизведении прежних отношений. В этом смысле перенос традиционно рассматривается в качестве ретроверсивного феномена. Такой подход по мнению Гринсона [учебник "Техника и практика психоанализа" (1967)] отражает в себе в концентрированном виде клиническое мышление целой эпохи:

Перенос "является особым типом объект-отношений. В принципе, на любую персону окружающего мира тогда реагируют так, словно бы она была персоной из прошлой жизни пациента. Перенос является повторением, воспроизведением прежних объект-отношений. Это - анахронизм, ошибка времени" (Фройд, 1905 г.)

Следствием такого ориентированного на время способа в и дения является анализ переноса, сконцентрированный на воспоминаниях из истории жизни пациента, и такой подход доминировал вплоть до 70-ых годов: Реконструкция прошлого на основе материала, который актуально обнаруживается в переносе, с целью снятия детской амнезии (см. ниже).

А наряду с этим регрессия имеет ещё и структурный аспект, на который указывал Фройд (статья "О истории психоаналитического движения", 1914 г.), когда проводил различия между временной, топической и формальной регрессией. С структурной точки зрения регрессия является паттерном переживаний, появляющимся из бессознательной сферы при ослаблении защиты и прочности психических структур, что характерно для недозрелых форм мышления. Свои корни регрессия имеет в прежних фазах психического развития. Но необходимо подумать и о том, что воспроизведение прежнего опыта свидетельствует не об объективно происходящих событиях в жизни пациента в том виде, в котором их переживают взрослые люди, а что речь идёт о следах специфического детского опыта, когда мир воспринимался средствами тогдашней аффективной структуры ребёнка; именно этой структурой прорабатывался и "накапливался" детский опыт (см. об этом Strachey J. Die Grundlagen der therapeutischen Wirkun der Psychoanalyse [Основы терапевтического воздействия психоанализа]. "Int Zeitschrif Psychoanal", 486-516, 1935; M. Klein. The origins of transference. "Int J Psychoanal", 433-38, 1952).

Если рассматривать регрессивные переживания в качестве структурного феномена, тогда перед нами форма переживания, испытывающая на себе большое влияние инфантильно структурированных вытесненных фантазий. Рассматривая перенос в этом аспекте мы обнаруживаем, что "реальные" паттерны поведения людей будут своеобразно истолковываться пациентами для того, чтобы обнаруживалось соответствии с прежними бессознательными паттернами взаимоотношений, и связанным с ними модусом переживаний и их проработки. Поэтому пациент попытается преодолеть трудности, обнаруживающиеся в психоаналитической ситуации, средствами инфантильного бессознательного мышления (см. В. Бион. Теория мышления, 1959 г.). Эта концепция является базисом постклассического анализа переноса в ситуации "Здесь и Сейчас" (Gill M. M. Analysis of transference, v. 1: Theory and technique. NY, 1982, см. ниже), которая передвигает в центр внимания проработку актуальных отношений пациента с психоаналитиком, взаимоотношений, испытывающих на себе влияние регрессивного мышления.

Перенос и сопротивление

Появляющиеся при психоаналитическом лечении переживания переноса пробуждают у пациентов страхи, чувства вины и стыда, так как переносы поразительно часто оказываются связанными с воспоминаниями о своей вине, с мучительными фантазиями, угнетающими впечатлениями и обидами. Поэтому обычно переносам противостоят бессознательные защитные действия, которые называются сопротивлением.

Таким образом, под сопротивлением в психоанализе понимают защиту, появляющуюся при использовании психоаналитического метода и его воздействии. Наиболее частым мотивом для появления сопротивления является перенос. Анализируемый человек, например, боится того, что его будут стыдить, разоблачать, осуждать, или того, что психоаналитик сделает с ним то, что сам же пациент в переносе и приписывает психоаналитику. Такие сопротивления, питающиеся переносом, Фройд назвал сопротивлениями переносу (статья Фройда "О динамике переноса". 1912 г.).

Сопротивления являются помехой терапевтической работе пациента и психоаналитика. На самих психоаналитических сеансах это может проявляться как молчание, ошибочные действия (запаздывание, забывание), утаивание и т. д., вплоть до бойкотирования и прерывания лечения. Или же происходит смещение на повседневные межличностные формы отношений, и тогда у пациента обнаруживается влюблённость, ненависть, конфликты с окружающими его людьми, на которых он отреагирывает свои проблемы, щадя от этого одного только психоаналитика.

Если вначале сопротивление (само название явно намекает на то, что именно в него раньше вкладывалось) рассматривалось как огромная помеха для аналитической работы (Фройд, 1895 г.), то в ходе развития психоаналитической техники прежняя установка фундаментально поменялась. После публикации Фройдом знаменитого анализа Доры (1905) сопротивление всё больше стало признаваться важным источником информации, открывающим доступ к пониманию бессознательных процессов, когда сопротивление проясняется посредством тщательно проводимого анализа.

Перенос и контрперенос Противовесом переносу на психоаналитических сеансах является контрперенос. Это ответная реакция психоаналитика на перенос пациента. Она базируется на двух универсальных бессознательных тенденциях в человеческом поведении: 1) на склонности побуждать других людей вести себя так, как от них ожидают, и 2) на готовности считаться с ожиданиями других людей и выполнять их желания (Сандлер Дж. Статья «Контрперенос и готовность к принятию на себя роли»). Контрперенос является следствием бессознательной идентификации психоаналитика с предлагаемым переносом со стороны анализируемого им пациента. Таким образом фантазии переноса и реакции на них психоаналитика вместе образуют одну функциональную единицу наподобие ключа и замка (Deutsch H. Okkulte Vorgaenge waehrend der Psychoanalyse [Появление оккультных феноменов во время психоаналитического лечения]. "Imago", 418-33, 1926; Heimann P. On countertransference. "Int J Psychoanal", 81-84, 1950). Возникает бессознательное взаимодействие между переносом и контрпереносом. Осознаваемые психоаналитиком установки по отношению к анализируемому пациенту являются всего на всего производными от контрпереноса; сам же контрперенос всегда остаётся бессознательным и только на основании психоаналитического процесса мы можем судить о нём. Взаимодействие переноса и контрпереноса характеризует любой тип межличностных отношений. Но в психоанализе мы всё же встречаемся с ситуацией, которая существенно отличается от повседневной жизни: овладение психоаналитическим методом и специальное профессиональное образование способствуют развитию у психоаналитика способности к самонаблюдению, давая психоаналитику возможность самостоятельно выявлять и прорабатывать возникающие у него реакции на переносы пациента. Таким образом, психоаналитик может воспользоваться своими собственными реакциями, чтобы понять первоначальные реакции анализируемого им человека. Эта возможность нахождения пути к пониманию переносов пациента путём прояснения психоаналитиком своих собственных реакций наделяет контрперенос необычайно большим значением, придаваемым ему сегодня в технике психоаналитического лечения. От интеракционной до незавершаемой (круговой) концепции переноса Уже сложилась традиция рассматривать контрперенос как реакцию психоаналитика на анализируемого им пациента, уделяя достаточное время тому способу, посредством которого психоаналитик под воздействием проекции переноса получает возможность видеть самого себя в соответствии с инфантильным видением пациента. Подобного рода реакция формируется в результате того, что у психоаналитика посредством проективных и идентификационных процессов пробуждаются к жизни его собственные внутренние объекты и интуитивный бессознательный опыт (Vorerfahrung), которые будут проявляться в отношениях с анализируемым пациентом. При таком подходе к динамике переноса-контрпереноса, о чём говорят и сами эти понятия, она рассматривается как более или менее односторонний процесс, исходящий от пациента. Но клиническая реальность заставляет нас перестать рассматривать все типы реакций психоаналитика исключительно как инсценировки анализируемого им пациента. Вместо этого необходимо исходить из того, что и психоаналитик вносит в отношения со своим пациентом присущие ему самому бессознательные фантазии (Racker, 1959;Chused, 1992). Реакции психоаналитика наряду с откликом на бессознательные послания пациента формировать особого рода отношения включают в себя ещё и активные бессознательные послания самого аналитика к пациенту. А это означает: что бессознательно психоаналитик активно участвует в формировании взаимоотношений посредством своих собственных проективных процессов. Также как он реагирует на своих пациентов, реагируют и они на его осознаваемые и бессознательные послания. Становится ясно, что перенос осуществляется никак не иначе как двусторонний, более или менее круговой процесс, который связывает обоих участников друг с другом. Внешняя реальность, в условиях которой происходит межличностное взаимодействие, наделена провоцирующей функцией для запуска переноса (Gill, 1979): у обоих участников формируются представления о собеседнике, обусловливающиеся внешностью, характером, привычками, окружением, и не в последнюю очередь поставленной аналитической задачей, рамками сеанса (Setting) и соответствующими ролями. В таких представлениях можно обнаружить как очень реалистические образы восприятия, так и иррациональные части, испытавшие на себе воздействие бессознательных фантазий. Как раз последние и представляют наибольшее значение для понимания психоаналитического процесса. Таким образом, процесс переноса является процессом совместного формирования взаимоотношений, которое происходит между двумя сферами бессознательного, бессознательным пациента и бессознательным психоаналитика. Из канвы актуального материала формируется общая история взаимоотношений, хотя на ней сильно сказывается индивидуальное прошлое каждого из участников. Эта новая канва – продукт встречи, в которой участвуют две судьбы, воздействующие друг на друга. Формы переноса Переносы проявляются как позитивные и как негативные эмоциональные установки; соответственно этому мы различаем негативный и позитивный перенос. А в зависимости от формы патологии невроза можно выделить различные формы переноса: зрелые (направленные на объект), нарцисстические и пограничные (Borderline). Зрелые переносы Пациенты с классическими неврозами переносят свой прежний опыт отношений со значимыми людьми из времён детства на актуальные взаимоотношения. Это наиболее зрелая форма переноса. В принципе любой прежний тип взаимоотношений может быть перенесён на любое актуальное общение независимо от пола задействованных в нём лиц. Так в отношениях к одному и тому же аналитику можно обнаружить материнский перенос, отцовский перенос, перенос сибсов и т. д. В таких случаях говорят просто о переносе или, используя более точные термины психоанализа, о переносе объекта (о невротическом переносе замещаемого объекта). Именно эту форму переноса и открыл Фройд на сеансах с пациентами (1895), назвав её «фальшивой связью» между актуальными межличностными взаимоотношениями и прошлым опытом общения. Но за прошедшее время мы пришли к тому, чтобы рассматривать перенос в качестве наиболее важного инструмента доступа к бессознательному опыту и взаимоотношениям, а потому и наиболее значительным средством проработки тех бессознательных паттернов взаимоотношений, в которых имеет истоки сформировавшийся классический невроз. Нарцисстические переносы Для нарцисстических пациентов характерны другие формы переноса (Kohut H., 1971; 1977):  Перенос объекта Самости: нарцисстические пациенты склонны к использованию психоаналитика в качестве объекта Самости, идеализируя психоаналитика постольку, поскольку он исполняет функцию поддержки, и сразу же обесценивают его, как только он начинает разочаровывать и отказываться исполнять функцию поддержки. Так например существуют заидеализированные переносы родителей: тогда анализируемый пациент склонен к тому, чтобы возвеличивать психоаналитика самым нереалистическим образом. А противовесом этому будет перенос обесцененного родителя, когда пациент с разочарованием отстраняется от психоаналитика, «развенчивая» его в своих фантазиях.  Отзеркаливающий перенос: Здесь в переносе на месте восхищения другими людьми мы обнаруживаем потребность в том, чтобы другие люди восхищались пациентом. Когда такая форма переноса становится актуальной, тогда пациент чувствует своё полное единение с психоаналитиком.  Перенос Самости: Третья форма нарцисстического переноса характеризуется переносом аспектов собственной личности на других людей. Этим подразумевается, что способы эмоционального мировосприятия, которые были привычны для пациента в прежних межличностных отношениях, теперь переносятся на актуального партнёра: например, депрессия, фантазии о величии или чувства ярости. При этом в дело вступает механизм проективной идентификации. Такие нарцисстические формы переноса являются отражением нарцисстических объект-отношений, посредством которых стабилизируется хрупкое чувство Самости. Эти формы переноса являются проявлением желаний близости и потребности в безопасности. Но такой перенос можно рассматривать и в аспекте защиты, видя в нём одну из форм сопротивления против более зрелых форм межличностных отношений, когда анализируемому пациенту приходится признать, что он и его психоаналитик являются отделёнными друг от друга, автономными личностями. Пограничные переносы Описанным нами формам переноса можно противопоставить перенос определённых частичных аспектов какого-либо межличностного отношения, например потребность быть опекаемым или разрядку ненависти.. Речь здесь идёт о переносе опыта, накопленного в раннем детстве, в фазе индивидуации, в которой ребёнок способен переживать только «частичные объект-отношения» и именно в модусе подобного рода переживаний «накапливать» опыт общения. В аспекте лечения взрослых пациентов пробуждение такого модуса переживаний в форме появления частичных объект-отношений является ядром защиты, называющейся «расщеплением», типичной для патологии пациентов с пограничной личностью. Чаще всего речь идёт об очень сложном феномене, когда в отношениях с психоаналитиком необходимо постоянно разводить «плохие» и «хорошие» части. Для того чтобы в возникающем переносе зафиксировался механизм расщепления приходится прибегать за помощью к дополнительным механизмам защиты: так, например, может отрицаться наличие положительно окрашенной», «хорошей» части переноса или же она будет проецироваться на какую-либо постороннюю персону. Тогда это приведёт к тому, что пациент будет ненавидеть психоаналитика и всеми силами с ним бороться, говоря теоретически: психоаналитик будет восприниматься лишь как «частичный злой объект». Когда рассматриваешь пограничный перенос в аспекте защиты; тогда можно обратить внимание на стабилизирующую функцию такого переноса, посредством которого пациент пытается сохранить своё внутреннее равновесие в каких-либо межличностных отношениях, в которых испытывает противоречивые чувства и мысли. Тут можно говорить ещё и о расщеплении переноса. Когда пытаются ограничиться рассмотрением исключительно регрессии в мышлении и чувствах, направленных на частичный объект, тогда лучше говорить о переносе частичного объекта, что подчёркивает подход, уделяющий первоочередное внимание динамике в аспекте возрастной психологии, когда регрессия приводит к представлениям, которые невозможно интегрировать. При таком способе рассмотрения в качестве опорных пунктов динамики можно особенно хорошо наблюдать смену одной позиции переноса («хороший») другой («плохой»), что позволяет включить сюда ещё и аспект защиты. Перенос и психоаналитический процесс Анализ переноса Анализ переноса имеет своей целью посредничество в понимании бессознательного, проявляющегося у пациента в отношениях с психоаналитиком. Ранее господствовал подход, в соответствии с которым пациенту необходимо было помочь увидеть следы прошлого в его актуальных установках и способах поведения, то есть показать пациенту, что он относится к психоаналитику так, словно бы тот был например матерью или отцом. В этом смысле Фройд (1937) сравнивал работу психоаналитика с работой археолога: «Психоаналитик разгадывает или, говоря точнее, реконструирует забытое по знакам, оставленным прошлыми переживаниями, обращаясь для этого к крохам воспоминаний пациента, его ассоциациям или осознанным мыслям … А то, удастся ли полностью обнаружить вытесненное, будет определяться лишь применяющейся психоаналитиком аналитической техникой» (Freud, 1937, стр. 45 и сл.) В результате метаморфоз, происшедших с концепцией переноса, сегодня центр работы психоаналитика сместился на анализ актуального измерения переноса: на «актуально-генетический» анализ переноса в ситуации Здесь и Сейчас (M. Klein, 1952; G. Klein, 1976; Gill, 1982). В результате совершенно по-новому выглядит задача психоаналитика: Посредством предлагаемых психоаналитиком межличностных отношений создаётся пространство, в котором могут легко проявляться фантазии, страхи и потребности, чтобы таким образом из прежде вытесненного состояния добиваться для них новой жизни. Посредством интерпретации переноса психоаналитик показывает пациенту, что именно из проявляющихся актуальных способов поведения пациента можно объяснить, прибегая к прежним бессознательным паттернам, и почему это необходимо делать. Такого рода актуально-генетические интерпретации переноса считаются наиболее действенным специфическим фактором воздействий в психоаналитической терапии. В соответствии с гипотезой о круговой форме проявлений переноса в совместно формирующихся межличностных отношениях интерпретация переноса описывает не только самочувствие или какую-либо вытесненную потребность пациента, но и то, каким образом это самочувствие, опасение, потребность возникли в отношениях с психоаналитиком и на какую роль психоаналитика в формирующихся межличностных отношениях отреагировал пациент. Полная интерпретация переноса таким образом является интерпретацией процесса в соответствии с девизом: «Так как Вы представляете, что я вот такой и потому со мной соответственно обращаетесь, то этого Вы и хотите от меня, это и получите; а этим Вы защищаетесь от Вашего страха, что в отношениях со мной переживёте то или иное нехорошее событие». Психоаналитик например показывает пациенту, что проявляемые им агрессивные аффекты связана с предстоящим расставанием (аффекты могут косвенно проявиться в ассоциациях, сновидениях или ошибочных действиях пациента), чтобы стать более спокойным и уверенным посредством игнорирования столь тревожащих пациента чувств заброшенности, и всё только потому, что агрессия оставляет по себе гораздо меньше страха, чем ощущение заброшенности. Факторы процесса Ход психоаналитического процесса зависит от многих факторов, воздействие которых трудно предсказать. В соответствии с клиническим опытом решающим фактором является судьба переноса во время психоаналитических встреч. Минимум «хорошего» опыта общения с другими людьми, имеющегося в запасе переноса, является предпосылкой того, что отношения с психоаналитиком (даже в фазы агрессивных столкновений) будут переживаться как приносящие пользу. Сможет ли пациент выдержать напряжённость отношений, определяющуюся многими формами «фальшивых связей», будет зависеть и от того, каким образом будет воздействовать перенос на психоаналитика: сможет ли психоаналитик непредвзято открываться реакциям, возникающим в глубинах его души (контрперенос), или же по каким-либо личным основаниям он будет защищаться от них (сопротивление контрпереносу). А от этого будет зависеть от того, насколько правильно удастся психоаналитику разгадать инсценировки пациента и вызвать у него процесс метаморфоз. Литература: Chused J.F. The patient’s perception of the analyst. “Psychoanal. Q”, 1992, стр. 161-84 Deutsch H. Okkulte Vorgaenge waehrend der Psychoanalyse (Оккультные явление при проведении психоанализа). “Imago”, 1926, стр. 418-33 Edelman G.E. The remembered present. A biologic theory of consciousness. NY, 1989 Freud S. Studies ueber Hysterie (Этюды об истерии). 1895 (GW, Bd. 1) Freud S. Bruchstueck einer Hysterie-Analyse (Фрагмент анализа истерии). 1905 (GW, Bd. 5) Freud S. Zur Dynamik der Uebertragung (О динамике переноса). 1912 (GW, Bd. 8) Freud S. Erinnern, Wiederholen und Durcharbeiten (Вспомнить, воспроизвести и проработать). 1914a (GW, Bd. 10) Freud S. Zur Geschichte der psychoanalytischen Bewegung (К истории психоаналитического движения). 1914b (GW, Bd. 10) Freud S. Konstruktionen in der Analyse (Конструкции в анализе). 1937 (GW, Bd. 16) Gill M.M. Analysis of transference, v. 1: Theory and technique. NY, 1982 Heimann P. On countertransference. “Int J Psychoanal”, 1950, стр. 81-84 Klein G.S. Psychoanalytic theory. NY, 1976 Klein M. The origins of transference. “Int J Psychoanal”, 1952, стр. 533-38 Sterba R.F. Das Schicksal des Ichs im therapeutischen Verfahren (Судьба сферы Я в психотерапевтическом методе). “Int Z Psychoanal”, 1934, 66-73 Strachey J. Die Grundlagen der therapeutischen Wirkung der Psychoanalyse (Основы терапевтической эффективности психоанализа). “Int Z Psychoanal”, 1935, 486-516

Принцип константности

Сформулированный Фройдом принцип константности заимствован у Густава Фехнера, который ввёл в психологию принцип стабильности (устойчивости). В соответствии с принципом константности психический аппарат имеет тенденцию удерживать возбуждение на как можно низком и возможно константном уровне. Достигаться это может разрядкой напряжённости или избежанием того, что приводит к возбуждению. Ещё одним фактором, важным для сохранения константности, является защита от возрастания напряжённости. Принцип константности в определённом смысле соответствует физиологической концепции «гомеостаза», созданной Кенноном.

Принцип константности связан с принципом удовольствия, так как неудовольствие возникает в результате повышения напряжённости, а разрядка последней переживается как наслаждение.

Итак, принцип константности играет важную роль в саморегуляции психического аппарата, только не стоит этот принцип путать с принципом наслаждения. Концепция принципа константности была особенно важна в период создания книги «Этюды об истерии» (1895). Позднее в книге «По ту сторону принципа наслаждения» (1920) Фройд опять обращается к принципу константности и использует его для объяснения влечения к смерти, рассматривая принцип константности в качестве универсальной тенденции психической жизни. Этот принцип так сказать представляет собой экономическую базу принципа наслаждения.

Принцип наслаждения

Точнее бы было назвать его принципом наслаждения-отвращения. Как и психоаналитические концепции влечений и сферы Оно, в этом принципе обнаруживаются как биологические, так и психологические черты. Принцип наслаждения является одним из принципов регуляции психических функций, а в качестве телеологического понятия он характеризует цели. Как и до него Густав Фехнер («О принципе наслаждения при осуществлении действий» [Ueber das Lustprinzip des Handelns, 1848]), Фройд исходил из гипотезы, что целью психической активности является избежание отвращения и получение наслаждения.

Отвращение возникает по этой гипотезе в результате нарастания напряжённости влечения, разрядка которого переживается как наслаждение. Если нарастание количества возбуждения в психическом аппарате мы будем рассматривать как отвращение, а уменьшение или избегание возбуждения – как наслаждение, тогда принцип наслаждения-отвращения становится экономическим принципом. Об этом Фройд писал в «Истолковании сновидений» (1900). В статье «Формулирование двух принципов психических явлений» [Formulierungen ueber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens](1911) Фройд противопоставил принципу наслаждения принцип реальности. «Оба этих процесса стремятся получить наслаждение; от действий, которые могли бы вызвать отвращение, они стараются держать индивида подальше (вытеснение). Наши ночные сновидения, наши тенденции в бодрствующей жизни, стремящиеся устранить у нас мучительные впечатления, являются остатком, свидетельствующим о могуществе этого принципа и доказательством его силы».

Состояние психического покоя нарушается властными требованиями со стороны потребностей и влечений. Определённой разрядке может послужить галлюцинаторное удовлетворение в сновидении. Но влечения, которые стремятся к удовлетворению и разрядке наиболее прямым путём, могут добиться искомого удовлетворения только с учётом реальности, что требует временного смещения или отказа, которые только и позволяют достичь удовлетворения. Поведение младенца и маленького ребёнка, которое во многом находится под исключительным господством принципа наслаждения, с ходом психического созревания, формирования сферы Я и прямой конфронтации с реальностью, начинает модифицироваться в результате того, что признаётся существование и значимость принципа реальности. (Ведь галлюцинаторное удовлетворение делает сытым только на короткий срок!). Таким путём, признавая принцип реальности, ребёнок овладевает умением на какое-то время смещать и отказывать влечениям в наслаждении; галлюцинаторная реализация желаний замещается адаптивным поведением.

Принцип нирваны

Отнюдь не идентичен с принципом константности. Принцип нирваны относится к влечению к смерти, направленность которого он и выражает. «То, что в качестве господствующей тенденции психической жизни мы признаём сохранение константности, стремление к понижению и устранению внутренней напряжённости, спровоцированной каким-либо раздражителем (принцип нирваны позаимствован у Barbara Low) и проявляющейся в господстве принципа наслаждения. Принцип нирваны конечно же является наиболее сильной из причин, заставляющей нас поверить в существование влечения к смерти».

Однако принцип нирваны не только ведёт к сохранение константности, понижению и устранению внутренней и внешней напряжённости, спровоцированной каким-либо раздражителем. Этот принцип приводит к нулевому уровню возбуждение любой силы, имеющей внутреннее или внешнее происхождение. Таким образом, в отличии от принципа константности целью принципа нирваны не является достижение динамически меняющегося равновесия в смысле гомеостаза Кеннона.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Меляни Кляйн, создавшая понятие «проективная идентификация», всегда рассматривала идентификацию как результат или проективной, или интроективной идентификации. Проективная идентификация является результатом проекции частей Самости на объект. И как следствие, внешний объект, на который были спроецированы отщеплённые части Самости (а также внутренние объекты), берётся под свой контроль, объектом начинают обладать, так как он полностью отождествляется со своей прежней, а теперь спроецированной, частью. Таким способом объект начинает восприниматься наделённым качествами спроецированных частей Самости. Чаще всего проективная идентификация производится со злым объектом, чтобы таким образом осуществить контроль над источником опасности. Но злые части Самости могут проецироваться и для того, чтобы избавиться от них или для того, чтобы посредством такой проекции напасть и разрушить объект. Проекция же добрых частей Самости может осуществляться ради избежания разлуки или для того, чтобы таким способом надёжно их сохранять, не подвергая встрече со злыми, плохими частями.

Ещё в 1932 году в книге The Psycho-Analysis of Children Меляни Кляйн описала яркие фантазии, в которых атаковались внутренности тела матери и осуществлялись садистические действия.

См. статью Кляйн Заметки о некоторых шизоидных механизмах

Проработка

Даже корректное толкование часто улетучивается у пациента. О толковании он уже ничего не может вспомнить на следующем сеансе, словно бы никогда о такой интерпретации и не слышал. Пациент даже может уверенно оспаривать наличие того инсайта (в и дения), в котором совсем недавно был убеждён. Этим пациент воспроизводит в психоаналитической ситуации имеющиеся у него сопротивления и защиты, применявшиеся им прежде для того, чтобы удерживать психический конфликт или печальный опыт в бессознательном состоянии. А этим он лишает себя возможности припоминать. «Необходимо предоставить больному человеку время более углубленно разобраться в непонятных для него сопротивлениях, проработать их, преодолеть, и делает это психоаналитик вопреки желаниям пациента, продолжая работать в полном соответствии с основным аналитическим правилом» (статья Фройда «Припомнить, повторить и проработать», 1914).

Проработкой Фройд называл ту «часть работы», которая становится для пациента «одной из самых тяжёлых задач, а для аналитика – пробой на терпеливость». Зато удача тут оказывает наиболее сильное воздействие на пациента, а кроме того проработка отличает психоаналитическое лечение от любого суггестивного метода. Особенно важной проработка оказывается в тех фазах анализа, когда складывается впечатление о полном отсутствии прогресса в лечении. А единственным корректным инструментом проработки является толкование.

Прямой анализ

В 1953 году Розен предложил лечить психозы, рассматривая перенос пациента как реальный, что и позволяло психоаналитику реально реагировать на достающуюся ему в переносе роль. Так например психоаналитик будет превращаться в отца, в защищающую мать и т. д. Таким способом формируется положительный перенос, хотя он и не интерпретируется. Розен здесь формирует тесные межличностные взаимоотношения, отношения «одного бессознательного с другим». Пациенты не до







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.