|
Уровни психоаналитических взаимоотношенийВзаимоотношения между анализируемым на психоаналитических сеансах человеком и психоаналитиком можно описать на трёх уровнях (как впрочем и любые взаимоотношения между врачом и пациентом): 1. Уровень реальных взаимоотношений обнаруживается тогда, когда пациент и психоаналитик встречаются в качестве двух самостоятельных взрослых людей, например, в приветственном ритуале в начале сеанса или при случайных встречах вне ситуации лечения. Это само собой понятная область межличностных отношений, которая регулируется общественными договорами и распределением профессиональных ролей, что-то подобное мы обнаруживаем и во всех других повседневных ситуациях. В принципе психоанализ не использует этот уровень для терапии целенаправленно. 2. Уровень рабочего союза (Гринсон) соответствует рациональному, осознанному поведению врача и пациента, психоаналитика и анализируемого им человека. Этот уровень охватывает специальные функции и специальное распределение ролей: Психоаналитик предлагает воспользоваться для лечения своим методом лечения, объясняет пациенту условия лечения и требует соблюдения определённых правил поведения, что необходимо для достижения оптимального результата. Пациент, желающий пройти психоаналитическое лечение, соглашается соблюдать правила, например, основное правило, заключающееся в том, чтобы быть совершенно откровенным, и начинает вести себя так, что можно добиться успеха в лечении. 3. И, наконец, на уровне отношений переноса в игру вступают бессознательные паттерны межличностных взаимоотношений. Они вызывают обнаруженные Фройдом искажения в переживаниях и поведении, придавая межличностному общению динамику, которая наиболее важна для психоанализа. Этот уровень является центральным узловым пунктом всего психоаналитического процесса. Когда мы различаем реальные взаимоотношения, рабочий союз и отношения переноса, то делаем это мы для того, чтобы рассматривать психоаналитические встречи с трёх различных точек зрения. Такой интегральный подход хорошо соответствует аналитическому стилю мышления и преследует цель, сделать насколько только это возможно доступными наиболее значительные проявления бессознательных процессов. Только при этом не стоит забывать, что речь собственно всегда идёт об одном и том же взаимоотношении, в котором всегда одновременно проявляются все три уровня. Это касается и конкретной ситуации лечения. Если например пациент забывает о назначенном сеансе лечения, тогда он может загладить свою вину извинением (реальный уровень). Но в "забывании" кроме всего прочего о своей власти заявляет ещё и какой-либо бессознательный аффект или импульс (уровень переноса), осознать который можно посредством интерпретаций. И происходит таковое посредством аналитического диалога (рабочий союз). Запустить в ход и продолжать поддерживать эффективное лечение возможно только при наличии у обоих участников терапевтического процесса способности к интеграции всех уровней, а прежде всего признания того, что реалистическое, характеризующееся соглашениями и требованиями повседневной жизни "реальное" поведение всегда можно рассматривать ещё и в аспекте того, какие иррациональные элементы, то есть, переносы, в нём содержатся. Как и обратно, приходится признать, что переживания и поведение человека невозможно рассматривать исключительно в аспекте манифестаций переноса. Регрессия и перенос Посредством психоаналитического метода, и особенно его правил и рамок, на аналитических сеансах запускается в ход особый процесс развития. Это приводит к тому, что у анализируемого пациента, а в определённом смысле и у психоаналитика, появляются особые переживания, которые принципиально отличаются от переживаний, характерных для нашей повседневной жизни: получают новую жизнь иррациональные, нереалистичные паттерны переживаний, активируются вытесненные аффекты и потребности, приобретают необычайную власть бессознательные фантазии. В восприятии самого себя пациент начинает ощущать присутствие чуждых для него черт. Восприятие подпадает под сильную влияние бессознательных репрезентантов давнего, прежде вытесненного опыта. Этот феномен можно описать и так, что определённая проблемная ситуации - а именно аналитическая ситуация - незаметно для самого пациента активирует у него "накопленную" в прошлом информацию о разрешении схожих проблем (Edelman C. E. The remembered present. A biological theory of consciousness. NY, 1989). Такие изменения переживаний и поведения называются регрессией. Посредством неё бессознательные паттерны переживаний, реакции, установки и потребности активируются и входят составной частью в актуальные межличностные взаимоотношения. Таким образом, с регрессией связано появление изменений в переживаемых взаимоотношениях. При этом для анализируемого пациента психоаналитик приобретает необычайно большое значение. В результате этого личные бессознательные паттерны межличностных отношений, переживания, связанные с прежними отношениями, переносятся на психоаналитика. А для самого пациента начинает приоткрываться внутренний мир, хотя, конечно, происходит это в зашифрованном виде, на сцене психоаналитических отношений. Таким образом, перенос, появляющийся на психоаналитических сеансах, является манифестацией регрессии психоаналитических взаимоотношений. Мы придерживаемся взгляда, что переносы проявляются в любых межличностных отношениях, именно перенос обусловливает конфликтность многих повседневных отношений людей. Понятие регрессии (regredi = отступать назад) невозможно отделить от первоначальных взглядов психоаналитиков, когда регрессию рассматривали в качестве временного феномена, понимая под ней возвращение либидо на прежнюю позицию развития (Фройд, статья "Вспомнить, повторить, проработать", 1914 г.). Учитывая ретроспективный смысл регрессии можно говорить о регрессии к детскому стилю поведения. А относительно переноса можно сказать следующее: Другие люди под воздействием переноса будут восприниматься не только такими, каковы они есть на самом деле, их "реальные" паттерны поведения будут бессознательно интерпретироваться в соответствии с переживаниями, связанными с межличностными взаимоотношениями в детстве. В этом смысле Фройд (1905) говорит о новом воспроизведении прежних отношений. В этом смысле перенос традиционно рассматривается в качестве ретроверсивного феномена. Такой подход по мнению Гринсона [учебник "Техника и практика психоанализа" (1967)] отражает в себе в концентрированном виде клиническое мышление целой эпохи: Перенос "является особым типом объект-отношений. В принципе, на любую персону окружающего мира тогда реагируют так, словно бы она была персоной из прошлой жизни пациента. Перенос является повторением, воспроизведением прежних объект-отношений. Это - анахронизм, ошибка времени" (Фройд, 1905 г.) Следствием такого ориентированного на время способа в и дения является анализ переноса, сконцентрированный на воспоминаниях из истории жизни пациента, и такой подход доминировал вплоть до 70-ых годов: Реконструкция прошлого на основе материала, который актуально обнаруживается в переносе, с целью снятия детской амнезии (см. ниже). А наряду с этим регрессия имеет ещё и структурный аспект, на который указывал Фройд (статья "О истории психоаналитического движения", 1914 г.), когда проводил различия между временной, топической и формальной регрессией. С структурной точки зрения регрессия является паттерном переживаний, появляющимся из бессознательной сферы при ослаблении защиты и прочности психических структур, что характерно для недозрелых форм мышления. Свои корни регрессия имеет в прежних фазах психического развития. Но необходимо подумать и о том, что воспроизведение прежнего опыта свидетельствует не об объективно происходящих событиях в жизни пациента в том виде, в котором их переживают взрослые люди, а что речь идёт о следах специфического детского опыта, когда мир воспринимался средствами тогдашней аффективной структуры ребёнка; именно этой структурой прорабатывался и "накапливался" детский опыт (см. об этом Strachey J. Die Grundlagen der therapeutischen Wirkun der Psychoanalyse [Основы терапевтического воздействия психоанализа]. "Int Zeitschrif Psychoanal", 486-516, 1935; M. Klein. The origins of transference. "Int J Psychoanal", 433-38, 1952). Если рассматривать регрессивные переживания в качестве структурного феномена, тогда перед нами форма переживания, испытывающая на себе большое влияние инфантильно структурированных вытесненных фантазий. Рассматривая перенос в этом аспекте мы обнаруживаем, что "реальные" паттерны поведения людей будут своеобразно истолковываться пациентами для того, чтобы обнаруживалось соответствии с прежними бессознательными паттернами взаимоотношений, и связанным с ними модусом переживаний и их проработки. Поэтому пациент попытается преодолеть трудности, обнаруживающиеся в психоаналитической ситуации, средствами инфантильного бессознательного мышления (см. В. Бион. Теория мышления, 1959 г.). Эта концепция является базисом постклассического анализа переноса в ситуации "Здесь и Сейчас" (Gill M. M. Analysis of transference, v. 1: Theory and technique. NY, 1982, см. ниже), которая передвигает в центр внимания проработку актуальных отношений пациента с психоаналитиком, взаимоотношений, испытывающих на себе влияние регрессивного мышления. Перенос и сопротивление Появляющиеся при психоаналитическом лечении переживания переноса пробуждают у пациентов страхи, чувства вины и стыда, так как переносы поразительно часто оказываются связанными с воспоминаниями о своей вине, с мучительными фантазиями, угнетающими впечатлениями и обидами. Поэтому обычно переносам противостоят бессознательные защитные действия, которые называются сопротивлением. Таким образом, под сопротивлением в психоанализе понимают защиту, появляющуюся при использовании психоаналитического метода и его воздействии. Наиболее частым мотивом для появления сопротивления является перенос. Анализируемый человек, например, боится того, что его будут стыдить, разоблачать, осуждать, или того, что психоаналитик сделает с ним то, что сам же пациент в переносе и приписывает психоаналитику. Такие сопротивления, питающиеся переносом, Фройд назвал сопротивлениями переносу (статья Фройда "О динамике переноса". 1912 г.). Сопротивления являются помехой терапевтической работе пациента и психоаналитика. На самих психоаналитических сеансах это может проявляться как молчание, ошибочные действия (запаздывание, забывание), утаивание и т. д., вплоть до бойкотирования и прерывания лечения. Или же происходит смещение на повседневные межличностные формы отношений, и тогда у пациента обнаруживается влюблённость, ненависть, конфликты с окружающими его людьми, на которых он отреагирывает свои проблемы, щадя от этого одного только психоаналитика. Если вначале сопротивление (само название явно намекает на то, что именно в него раньше вкладывалось) рассматривалось как огромная помеха для аналитической работы (Фройд, 1895 г.), то в ходе развития психоаналитической техники прежняя установка фундаментально поменялась. После публикации Фройдом знаменитого анализа Доры (1905) сопротивление всё больше стало признаваться важным источником информации, открывающим доступ к пониманию бессознательных процессов, когда сопротивление проясняется посредством тщательно проводимого анализа.
Принцип константности Сформулированный Фройдом принцип константности заимствован у Густава Фехнера, который ввёл в психологию принцип стабильности (устойчивости). В соответствии с принципом константности психический аппарат имеет тенденцию удерживать возбуждение на как можно низком и возможно константном уровне. Достигаться это может разрядкой напряжённости или избежанием того, что приводит к возбуждению. Ещё одним фактором, важным для сохранения константности, является защита от возрастания напряжённости. Принцип константности в определённом смысле соответствует физиологической концепции «гомеостаза», созданной Кенноном. Принцип константности связан с принципом удовольствия, так как неудовольствие возникает в результате повышения напряжённости, а разрядка последней переживается как наслаждение. Итак, принцип константности играет важную роль в саморегуляции психического аппарата, только не стоит этот принцип путать с принципом наслаждения. Концепция принципа константности была особенно важна в период создания книги «Этюды об истерии» (1895). Позднее в книге «По ту сторону принципа наслаждения» (1920) Фройд опять обращается к принципу константности и использует его для объяснения влечения к смерти, рассматривая принцип константности в качестве универсальной тенденции психической жизни. Этот принцип так сказать представляет собой экономическую базу принципа наслаждения. Принцип наслаждения Точнее бы было назвать его принципом наслаждения-отвращения. Как и психоаналитические концепции влечений и сферы Оно, в этом принципе обнаруживаются как биологические, так и психологические черты. Принцип наслаждения является одним из принципов регуляции психических функций, а в качестве телеологического понятия он характеризует цели. Как и до него Густав Фехнер («О принципе наслаждения при осуществлении действий» [Ueber das Lustprinzip des Handelns, 1848]), Фройд исходил из гипотезы, что целью психической активности является избежание отвращения и получение наслаждения. Отвращение возникает по этой гипотезе в результате нарастания напряжённости влечения, разрядка которого переживается как наслаждение. Если нарастание количества возбуждения в психическом аппарате мы будем рассматривать как отвращение, а уменьшение или избегание возбуждения – как наслаждение, тогда принцип наслаждения-отвращения становится экономическим принципом. Об этом Фройд писал в «Истолковании сновидений» (1900). В статье «Формулирование двух принципов психических явлений» [Formulierungen ueber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens](1911) Фройд противопоставил принципу наслаждения принцип реальности. «Оба этих процесса стремятся получить наслаждение; от действий, которые могли бы вызвать отвращение, они стараются держать индивида подальше (вытеснение). Наши ночные сновидения, наши тенденции в бодрствующей жизни, стремящиеся устранить у нас мучительные впечатления, являются остатком, свидетельствующим о могуществе этого принципа и доказательством его силы». Состояние психического покоя нарушается властными требованиями со стороны потребностей и влечений. Определённой разрядке может послужить галлюцинаторное удовлетворение в сновидении. Но влечения, которые стремятся к удовлетворению и разрядке наиболее прямым путём, могут добиться искомого удовлетворения только с учётом реальности, что требует временного смещения или отказа, которые только и позволяют достичь удовлетворения. Поведение младенца и маленького ребёнка, которое во многом находится под исключительным господством принципа наслаждения, с ходом психического созревания, формирования сферы Я и прямой конфронтации с реальностью, начинает модифицироваться в результате того, что признаётся существование и значимость принципа реальности. (Ведь галлюцинаторное удовлетворение делает сытым только на короткий срок!). Таким путём, признавая принцип реальности, ребёнок овладевает умением на какое-то время смещать и отказывать влечениям в наслаждении; галлюцинаторная реализация желаний замещается адаптивным поведением. Принцип нирваны Отнюдь не идентичен с принципом константности. Принцип нирваны относится к влечению к смерти, направленность которого он и выражает. «То, что в качестве господствующей тенденции психической жизни мы признаём сохранение константности, стремление к понижению и устранению внутренней напряжённости, спровоцированной каким-либо раздражителем (принцип нирваны позаимствован у Barbara Low) и проявляющейся в господстве принципа наслаждения. Принцип нирваны конечно же является наиболее сильной из причин, заставляющей нас поверить в существование влечения к смерти». Однако принцип нирваны не только ведёт к сохранение константности, понижению и устранению внутренней и внешней напряжённости, спровоцированной каким-либо раздражителем. Этот принцип приводит к нулевому уровню возбуждение любой силы, имеющей внутреннее или внешнее происхождение. Таким образом, в отличии от принципа константности целью принципа нирваны не является достижение динамически меняющегося равновесия в смысле гомеостаза Кеннона. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ Меляни Кляйн, создавшая понятие «проективная идентификация», всегда рассматривала идентификацию как результат или проективной, или интроективной идентификации. Проективная идентификация является результатом проекции частей Самости на объект. И как следствие, внешний объект, на который были спроецированы отщеплённые части Самости (а также внутренние объекты), берётся под свой контроль, объектом начинают обладать, так как он полностью отождествляется со своей прежней, а теперь спроецированной, частью. Таким способом объект начинает восприниматься наделённым качествами спроецированных частей Самости. Чаще всего проективная идентификация производится со злым объектом, чтобы таким образом осуществить контроль над источником опасности. Но злые части Самости могут проецироваться и для того, чтобы избавиться от них или для того, чтобы посредством такой проекции напасть и разрушить объект. Проекция же добрых частей Самости может осуществляться ради избежания разлуки или для того, чтобы таким способом надёжно их сохранять, не подвергая встрече со злыми, плохими частями. Ещё в 1932 году в книге The Psycho-Analysis of Children Меляни Кляйн описала яркие фантазии, в которых атаковались внутренности тела матери и осуществлялись садистические действия. См. статью Кляйн Заметки о некоторых шизоидных механизмах Проработка Даже корректное толкование часто улетучивается у пациента. О толковании он уже ничего не может вспомнить на следующем сеансе, словно бы никогда о такой интерпретации и не слышал. Пациент даже может уверенно оспаривать наличие того инсайта (в и дения), в котором совсем недавно был убеждён. Этим пациент воспроизводит в психоаналитической ситуации имеющиеся у него сопротивления и защиты, применявшиеся им прежде для того, чтобы удерживать психический конфликт или печальный опыт в бессознательном состоянии. А этим он лишает себя возможности припоминать. «Необходимо предоставить больному человеку время более углубленно разобраться в непонятных для него сопротивлениях, проработать их, преодолеть, и делает это психоаналитик вопреки желаниям пациента, продолжая работать в полном соответствии с основным аналитическим правилом» (статья Фройда «Припомнить, повторить и проработать», 1914). Проработкой Фройд называл ту «часть работы», которая становится для пациента «одной из самых тяжёлых задач, а для аналитика – пробой на терпеливость». Зато удача тут оказывает наиболее сильное воздействие на пациента, а кроме того проработка отличает психоаналитическое лечение от любого суггестивного метода. Особенно важной проработка оказывается в тех фазах анализа, когда складывается впечатление о полном отсутствии прогресса в лечении. А единственным корректным инструментом проработки является толкование. Прямой анализ В 1953 году Розен предложил лечить психозы, рассматривая перенос пациента как реальный, что и позволяло психоаналитику реально реагировать на достающуюся ему в переносе роль. Так например психоаналитик будет превращаться в отца, в защищающую мать и т. д. Таким способом формируется положительный перенос, хотя он и не интерпретируется. Розен здесь формирует тесные межличностные взаимоотношения, отношения «одного бессознательного с другим». Пациенты не до Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|