Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение, данное Немецким Психоаналитическим обществом - DPV





В 1896 году Зигмунд Фройд впервые использовал понятие "психоанализ" для созданной им новой науки о бессознательных процессах в жизни души. В одной из своих поздних работ, называющейся "Психоанализ и теория либидо" (1923, GW, том XIII, стр. 211), Фройд даёт определение психоанализа, которое международным научным обществом психоаналитиков вскоре было признанов качестве классического, становясь чуть ли не common ground. Фройд писал там следующее: " Психоанализ - это название

метода исследования психических процессов, к которым вряд ли можно получить доступ другими средствами;
метода лечения невротических нарушений, который основывается на подобного рода исследовании;
для целого ряда психологических гипотез и идей, полученных на таком пути и которые постепенно сливаются в новую научную дисциплину. "

В качестве теории, изучающей психические конфликты, психоанализ исходит из существования в личности антагонистических сил(энергий). Цель психоаналитического метода лечения состоит в том, чтобы помочь пациенту в поиске личной идентичности и в понимании личной биографии, остававшейся ранее бессознательной. Целью не является формирование гармонично развитой личности. Скорее всего психоанализ наделяет пациентов методом, позволяющим им самостоятельно исследовать имеющиеся у них бессознательные мотивы, приходя к их признанию, а также к интеграции отщеплённых и отвергнутых частей своей Самости. Ведь в противном случае жизнь человека попадёт во власть бессознательных мотивов; например, из-за переживаемого бессознательного чувства вины человек может испытывать подавленность, неспособность работать или же он будет стремиться к самонаказанию вплоть до впадения в тяжёлую депрессию. Психоанализ позволяет избавиться от интроецированной власти других объектов, которая собственно и является причиной психических расстройств и патологических симптомов.

Никаких истин психоаналитики не провозглашают. Чаще всего речь идёт о предоставлении субъекту пространства и условий для искренней и правдивой коммуникации. Способность достигать этого базируется на сознательном и ответственном мышлении, сформировавшемся на основе эмоционального опыта, накопленного нами в детстве. Влечения, эмоции и их судьба определяют психический и духовный процесс роста человека. Именно от них зависят не только наши внимание, любопытство и креативность, но и переживания действительности и жизненная сила.

Но когда эмоции, переживаемые как конфликты, становятся мучительными и потому угрожающими жизни человека, то они воспринимаются в качестве посторонней силы и приводят к психическим расстройствам с большими последствиями. Эмоциональные переживания начинают принимать травматический оттенок, особенно в тех случаях, когда значимые люди на первых годах жизни не смогли предоставить необходимые надёжные и эмоционально удовлетворительные межличностные отношения. Так как только при достаточно положительных взаимоотношениях со значимыми людьми ребёнок может научиться переносить неизбежно появляющиеся в жизни боль, ненависть, зависимость, страх, вину, зависть, ревность, фрустрацию, расставание и потери близких. Когда отсутствуют хорошие взаимоотношения, то детская психика находится под большой угрозой. Если отрицательный эмоциональный опыт не проработан и не интегрирован, то он может начать оказывать травмирующее воздействие, существенно препятствуя психическому развитию. С печальными последствиями тогда приходится иметь дело уже психоанализу в качестве метода лечения, да и другие гуманитарные науки могут оказать здесь помощь: так медицина - в лечении психосоматических заболеваний, педагогика – в работе с поведенческими и учебными расстройствами, психиатрия – при тяжёлых психических дефектах, не последнее слово здесь говорит и общество. Так например несбывшиеся ожидания на лечение могут обратиться в ненависть к чужакам, когда отвергаемые у себя части Самости посредством проекции начинают приписываться другим людям, чтобы уже в них продолжать бороться с неприемлемым в себе.

Для человека не так то просто быть эмоционально активным, это часто сопровождается переживаниями тревоги, страхом перед встречей с неизвестным в других людях и в нас самих. Психоанализ способен помочь человеку приобрести смелость и желание быть активным. Освобождение чувств и мыслей в процессе психоаналитического лечения часто происходит путём мучительного опыта познания, что может удаться лишь тогда, когда аналитическая ситуация создаётся атмосферой терпимости к неприемлемым явлениям. Стремиться познавать и ориентироваться при этом на правду вообще являются основными условиями психоанализа. Такие качества, вместе с особым вниманием психоаналитика, которое не направляется на что-то определённое в работе с пациентом, называются свободно витающим вниманием. Эта установка психоаналитика вместе с просьбой к пациенту говорить обо всём (то есть отдаваться свободным ассоциациям) являются методическими условиями того, чтобы запустился аналитический процесс, в котором будут активироваться, интерпретироваться и познаваться бессознательные проявления взаимоотношений психоаналитика и пациента на психоаналитических сеансах.

Посредством такой методики формируется специфическое поле взаимоотношений между пациентом и психоаналитиком. Современные психоаналитические исследования, посвящённые развитию психики, хорошо показывают то, каким образом психическая структура, ядро чувства Самости и переживания действительности (идентичные эмоциональному переживанию своего существования) базируются на интериоризации прежнего опыта взаимоотношений со значимыми людьми. Подобного рода паттерны прежних взаимоотношений будут не один раз заново переживаться на сеансах психоаналитического лечения. Психоаналитическая теория описывает эти процессы как перенос. В центре психоаналитического внимания находятся не только защищаемые и вытесняемые импульсы влечений, но и объект-отношения в той форме, в которой они актуализируются в эмоциональных переживаниях переноса и контрпереноса между пациентом и психоаналитиком в ситуации психоаналитического лечения. Решающим инструментом лечения является терапевтическая интеракция, базирующаяся как на познаниях о ранних взаимоотношениях двух персон, матери и дитя, так и на взаимоотношениях трёх персон (отец-мать-дитя, сибсы-мать-дитя).

Как только человек перестаёт гибко относиться к внутренним и внешним требованиям и учиться на своём опыте, вытеснение и психические блоки начинают приводить к невротическим и психосоматическим болезням. Формировать индивидуальную личность - таково призвание психоанализа; он стремится помочь человеку принять в качестве своих собственных имеющиеся у него мысли, чувства и желания и активно добиваться их реализации в окружающем его мире.

Для психоаналитического лечения необходимо много времени, да и проходит оно нелегко для обоих участников. Каким же образом можно более-менее наглядно описать психоаналитический процесс?

Процесс этот начинает разворачиваться на сеансах, которые проводит психоаналитик. Аналитические рамки будут составлять совместно спокойное помещение, кушетка и кресло, регулярность и постоянство сеансов, обычно проходящих четыре-пять раз в неделю, а также внимательный психоаналитик, который прислушивается и задумывается над переживаемыми им мыслями и чувствами, пытаясь таким путём понять свободные ассоциации пациента и передать своё понимание пациенту посредством интерпретаций. Работа психоаналитика заключается в том, чтобы не смотря ни на что поддерживать рамки лечения, а также сохранять у себя психическую установку свободно витающего внимания и компетентно формулировать интепретации.

Важным звеном такой работы является попеременное восприятие то формальных, то содержательных паттернов в ассоциативном материале, предоставляемом пациентом. Так, например, в конце какого-либо сеанса может развернуться паттерн взаимоотношений с родителями. Тогда, по-видимому, было бы вполне подходящим принять, что один из конфликтов пациента соответствует его разлучению с родителем, который и был сценически представлен в переносе и проинтерпретирован пациенту. Психоаналитик внимательно наблюдает за тем, как пациент реагирует на интерпретацию. Принимает ли он её, задумывается ли над сказанным психоаналитиком? Согласен с нею, или же мгновенно обращается к другой теме, а то так и вовсе отвергает? Обижается ли пациент, а может быть ощущает угрозу, исходящую от психоаналитика? Постепенно за такими разными типами реакций начинают прочерчиваться определённые паттерны поведения, начинает становиться заметной специфическая динамическая конструкция психических способов функционирования пациента и его бессознательных фантазий, и всё это происходит в сложном поле взаимоотношений переноса и контрпереноса.

Посредством таких сложных способов реагирования пациент пытается избежать появления мучительных и сбивающих его с толку мыслей, импульсов и чувств, вызывающих у него тревогу. Реакции пациента варьируют от тончайших защитных манёвров, пытающихся ввести психоаналитика в заблуждение, до самых грубых методов (особенно посредством отреагирования) подрыва способности психоаналитика думать. А это уже может ставить под сомнение всё лечение. При таких обстоятельствах центральной задачей в работе психоаналитика будет сохранение и восприятие провоцируемых в нём чувств, причём в их полной интенсивности, чтобы таким образом попытаться понять динамику складывающейся ситуации и суметь её проинтерпретировать. Опасность для психоаналитика заключается здесь в том, что он будет побеждён проекциями и манипуляциями пациента, так что в итоге будет способен лишь на отреагирование, но не на восприятие и понимание складывающейся ситуации. Подобного рода эмоциональное давление может экстремально перегрузить психоаналитика, особенно в тех случаях, когда в перерывах между сеансами психоаналитик переполнен заботой и тревогой за здоровье пациента и за успех лечения. Клише о существовании невозмутимого и хладнокровного психоаналитика вряд ли имеет что-нибудь общего с реальностью психоаналитической работы.

Ещё одним клише является образ одинокого психоаналитика, заключённого в башню из слоновой кости. Ведь на самом деле психоаналитик не ограничивается исключительно одной только лечебной практикой. Именно Фройд дал в 1919 году совет психоаналитикам отыскивать пути для предоставления помощи и тем пациентам, которым недоступен психоанализ. Это привело к созданию различных новых техник, базирующихся на классической аналитической технике и знаниях. Психоаналитики и породили множество психотерапевтических техник, так например новые формы индивидуальной терапии, групповой анализ и групповую терапию, балинтовские группы для врачей и различные формы консультирования. С момента появления «Толкования сновидений» (1900) на фундаменте созданного З. Фройдом психоанализа было создано огромное количество новых теорий и техник, посредством которых каждый раз заново доказывается креативность и живучесть психоанализа.

Психоанализ

По-видимому трудно найти человека совершенно незнакомым с взаимоотношениями между Фройдом и Юнгом. Фройдовское «Толкование снов» (1900) Юнг прочитал дважды (1900 и 1903). В 1906 году Юнг посылает Фройду в подарок свою книгу «Диагностические исследования ассоциаций». Возникает оживлённая переписка, которая для обоих представляла большое значение. На одной из встреч в 1907 году Фройд и Юнг проговорили друг с другом целых тринадцать часов. Фройд видел в Юнге кронпринца психоаналитического царства (Фройд был старше Юнга на девятнадцать лет). Особенно привлекало Фройда то, что Юнг не был евреем, так как Фройд опасался вырождения психоанализа в «еврейскую науку». В 1909 году Юнг и Фройд вместе едут в США. Появилась напряжённость в отношениях и споры из-за правильного использования понятий. К тому времени как Юнг опубликовал «Метаморфозы и символы либидо» (позднее переименованная в «Символы метаморфоз») взаимоотношения были уже достаточно проблематичными. А публикации книги предвосхитила окончательный разрыв отношений. Разрыв датируется 1913 годом. После этого Юнг называет свой психологический подход «аналитической психологией».

Фройд и Юнг оказали друг на друга большое влияние. Фройд позволил Юнгу пережить отношения с отцом, наделённым огромной силой убеждения и нравственным мужеством, чего Юнгу явно не доставало (См. «Воспоминания, сновидения, мысли» Юнга, 1986 г.). А кроме того идейное творение Фройда служило Юнгу структурными рамками для проведения научных исследований и полемических дискуссий. Юнг добился статуса наследника психоаналитического престола. И, наконец, немаловажную роль играло то, что Фройд комментировал проводимую Юнгом клиническую работу – учитывая здесь всё, что сегодня относится к супервизии. Papadopoulos R.(статья Jung and the concept of the Others” в книге Jung in Modern Perspective, Hounslow, 1984) так подытоживает вклад Юнга в классический психоанализ с фройдовской точки зрения:

a) введение эмпирических, экспериментальных методов

b) концепция комплексов

c) введение обучающего анализа

d) использование амплификации из мифологии и антропологии

e) применение психоаналитической теории и терапии к области психозов.

Совершенно по-разному оценивается разрыв отношений между Юнгом и Фройдом. Некоторые строгие приверженцы того или другого направления положительно оценивают разрыв, так как он привёл к чистоте учения (Гловер 1950, Адлер 1971). Другие рассматривают разрыв как катастрофу, ведь Юнг и Фройд оказывали друг на друга огромное влияние, которое было утеряно в результате разрыва отношений (Fordham 1961). И соответственно большому спектру оценок существует огромное количество попыток проинтерпретировать причина, которые привели к разрыву отношений. Заинтересованный читатель может обратиться несметному количеству психобиографий. Говорят о гомоэротических проблемах, конфликтах отец-сын, неспособности Юнга справиться со своей сексуальностью, фройдовской жаждой власти и особенностями типологии обоих мужчин. Существует и представление, что Юнг и Фройд говорят об одном и том же, только с позиции разных мировоззрений.

В шести областях можно обнаружить существенные расхождения между Юнгом и Фройдом, большинство из которых связано с появлением у Юнга новых концепций. Мы перечислим все расхождения (несогласия Юнга), чтобы отобразить сохраняющееся различие классического психоанализа и Аналитической психологии:

I. Юнг не мог принять исключительно сексуальный характер интерпретаций, которым наделяет мотивы человека Фройд. Это привело Юнга к модификации фройдовской теории либидо

II. Юнг вообще не был согласен с фройдовским подходом к психике, считая взгляды основателя психоанализа механистическими и излишне обременёнными причинно-следственными связями. Хотя законы, которым следует человеческая жизнь, никак не соответствует законам физики и механики (Юнг противопоставлял фройдовским редуктивным методам синтетические методы)

III. Юнг считал, что Фройд излишне сильно различает «галлюцинации» и «реальную действительность». Во всех своих работах Юнг постоянно концентрируется на психической действительности, от которой только и зависит накапливаемый индивидом опыт. Потому Юнг и рассматривает бессознательную сферу не как врага, а скорее как потенциально удивительного помощника и творца. В юнговском понимании сновидения например не являются зашифрованным обманным манёвром; скорее сновидения представляют бессознательную психическую ситуацию именно в том виде, в котором она как раз сейчас и существует – и довольно часто оказываясь противоположностью того, о чём знает сознание. Такому различному подходу к сновидениям соответствуют и различное понимание символов и способы интерпретации

IV. По-разному оценивается доля врождённых (конституциональных) и зависящих от окружения факторов в формировании личности. Фройду оставалось совсем немного, чтобы признать правомерность концепции архетипов после того, как он стал считать, что некоторые части бессознательной сферы никогда не могут быть осознанными (Фройдовские лекции по введению в психоанализ, 1916/17). И тем не менее Фройд продолжал настаивать на том, что бессознательная сфера является местом пребывания вытесненного, ранее осознаваемого, материала. Да и о сфере Оно Фройд говорит, что хотя бы частично она унаследована. И однако эту идею подхватила лишь Меляни Кляйн (Love, Hate, and Reparation, 1937). В полном соответствии с нами сказанным и другая идея Фройда о существовании «архаичных фантазий» (Urphantasien) в качестве «филогенетического наследия» не находит особого места в учении Фройда

V. Постепенно всё больше расходились мнения Фройда и Юнга о происхождении сознания и морали

VI. Если Фройд ключевым моментом в развитии личности рассматривал Эдипов комлекс, то Юнг придавал центральное значение первичным отношениям младенца и матери.

Юнгу удалось предвосхитить развитие многих идей классического психоанализа. Хотя, естественно, Аналитическая психология многое позаимствовала от психоанализа. По-видимому, Юнг так и не смог избавиться от воодушевляющего впечатления от психоанализа, полученного им до того, как он покинул психоаналитическое движение. Современные аналитические психологи полностью опираются на технику классического психоанализа при работе с клиентом, а также придерживаются схемы детского развития, разработанного в классическом психоанализе. Всё большее влияние получает также кохутианская психология Самости.

Публикация лекций, которые Юнг прочитал союзу студентов Базельского университета (The Zofingia Lectures, 1983), привела к дискуссиям о том, какое влияние Фройд имел на Юнга. Тогда (1896/97) Юнг ещё ничего не слышал о Фройде. Многие идеи Юнга можно обнаружить в этих лекциях. Приведя цитаты Канта и Шопенхауэра, Юнг обсуждает проблему существования «духов» по ту сторону тела, «в одном из других миров». Эти идеи напоминают принцип автономии психики, существующий в теории Юнга, да и «душу» Юнг уже тогда представлял как что-то большее, чем наше сознание. Да и теория психической энергии и концепция Самости берёт корни в тех лекциях. Во введении к лекциям М.-Л. фон Франц пишет, что «здесь Юнг впервые, хотя и косвенно, упоминает идею о существовании бессознательной психики». Там же мы встречаем идеи Юнга о том, что «бессознательное» в своём поведении направляется особыми намерениями (теологическая точка зрения) и не ориентируется на традиционную логику пространства и времени (синхронность). Юнг разбирает спиритические и телепатические феномены, чтобы показать слушателям то, что он позднее будет называть «психической действительностью».

Кроме уже названных философов большое влияние на Юнга оказал Ницше. Кроме того творения Юнга написаны в традиции учения о идеях Платона. Размышляя о том, кто (кроме Фройда) ещё оказывал влияние на Юнга, нужно назвать имена Flournoy и Блойлера. Последний был директором клиники Бургхёльцли, психиатрической больницы Цюриха, в которой Юнг работал с 1900 по 1909 год. Примерно до 1908 года Фройд считал Блойлера наиболее видным приверженцем психоанализа. Но Юнгу удалось убедить Фройда в том, что Блойлер амбивалентно относится к психоанализу и не достоин доверия, так что постепенно отношения Фройда с Блойлером стали прохладными. В своей автобиографии (1986) Юнг почти не упоминает Блойлера. Большое влияние на Юнга оказали также Жане, Шарко и Джемс.

А ещё Юнг опирался на работы Вундта и других немецких психологов-экспериментаторов, хотя не разделял их установки.

Психоанализ как терапия

«Применение психоанализа к лечению неврозов является лишь одной из многих возможностей использования психоанализа. Вполне возможно, что будущее ещё покажет, что лечение неврозов является не самым важным применением психоанализа». Цитата взята из работы Фройда «Проблема дилетантского анализа» (1926), в которой отражаются бурные споры в вопросе о том, с каким именно образованием необходимо допускать к психоаналитическому обучению. Фройд не считал, что врачи лучше подготовлены, так как их образование ничем не лучше подготовленности представителей других гуманитарных профессий. Ещё в статье «Психоанализ», написанной для издаваемой Максом Маркузе энциклопедии по сексологии (Handwoerterbuch der Sexualwissenschaften), Фройд рассматривал психоанализ в качестве: 1) научного метода исследования психических процессов, 2) метода лечения невротических расстройств и 3) путём к созданию новой научной дисциплины. Тут хорошо видно, что хотя психоанализ никогда невозможно представить без проведения аналитического лечения, тем не менее на переднем плане (по крайней мере для Фройда и первых психоаналитиков) стоит научно-исследовательский аспект. Для самого Фройда всегда характерна тесная взаимосвязь лечения и научных исследований, «опыт доказал, что невозможно эффективно лечить, не познавая нового, как и наоборот, нельзя открыть новое, не ощущая его благотворного воздействия на практику. Наш психоаналитический метод является единственным, где происходит столь ценное совпадение теории и практики» (Послесловие к «Проблеме дилетантского анализа», 1927 г.). Однако подобного рода «ценное совпадение» встречается в психоаналитической работе лишь тогда, когда познавательные и исследовательские интересы психоаналитика не исчезают полностью из-за поглощённостью терапией.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.