Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные правовые акты международного образовательного законодательства





 

Международное сотрудничество РФ в области образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и международными нормативно-правовыми актами, договорами и соглашениями.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в международных актах универсального характера. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 26), провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Образование должно способствовать полному развитию человеческой личности и увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех. Декларируется принцип доступности среднего образования в его различных формах, включая профессионально-техническое образование, а также высшего образования с учетом способностей каждого. Устанавливаются права родителей и иных законных представителей в выборе школ для своих детей, в том числе и негосударственных, которые должны отвечать минимуму требований для образования, установленному государством.

Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г. В ст. 28 изложены основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обеспечивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам человека, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев; неполноценных в умственном или физическом отношении детей; детей, лишенных родительского попечения.

В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, членами которой являются более 180 государств. Ее задачи – содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации и т.д. одна из главных форм деятельности ЮНЕСКО – осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области полигики, планирования и управления образованием; подготовки кадров в сфере образования, в том числе научного, технического и профессионального образования.

Деятельность ЮНЕСКО развивается по трем основным направлениям:

нормотворческая деятельность и проведение исследований по вопросам национальной политики в области образования;

– укрепление инфраструктуры образования на национальном уровне (развитие подготовки преподавателей, использование местных ресурсов для совершенствования образовательного процесса);

– обмен информацией (распространение специализированных справочников, бюллетеней и т.д.).

Организация разрабатывает и принимает международные конвенции и рекомендации по вопросам образования. В 1960 г. была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования; в 1966 г. – Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. – Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1998 г. на конференции в Париже – Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в. и т. д.

Право на образование закреплено и в международных актах регионального характера. Европейская социальная хартия предусматривает право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование говорится и в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), а также в некоторых других актах. Были приняты и специальные акты европейского права, касающиеся отдельных аспектов образования. Большинство их касаются высшего профессионального образования, преимущественно университетского. Основной идеей в данном случае является признание университетов одним из главных источников интеллектуальной деятельности любой страны.

Так, Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. была ратифицирована Россией и вступила в силу для нашей страны с 18 октября 1999 г. Она предусматривает, в частности, что академическое признание университетской квалификации, полученной за границей, позволяет ее обладателю продолжать курс обучения в университете и по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получения следующей степени, включая докторскую, на тех же условиях, которые существуют для граждан государства, ратифицировавшего Конвенцию, в тех случаях, когда прием для прохождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от наличия аналогичной национальной университетской квалификации, а также использовать ученое звание, присвоенное иностранным университетом, с указанием его происхождения.

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, от 11 декабря 1953 г. вступившая в силу для России 17 сентября 1999 г., устанавливает, что учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одного из членов Совета Европы, должны быть предоставлены все возможности для поступления по своему выбору в университет, расположенный на территории других государств, входящих в указанную организацию. В этих целях все государства, подписавшие и ратифицировавшие данную конвенцию, взаимно признают эквивалентность дипломов, являющихся документами об образовании, необходимых для приема в аналогичные учебные заведения.

Российская Федерация ратифицировала также Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования от 15 декабря 1956 г., которая для нее вступила в силу 17 сентября 1999 г. Государства – стороны Конвенции признают любой период обучения, в течение которого студент, изучающий современные языки, проходил курс в университете другой страны – члена Совета Европы, эквивалентным подобному периоду обучения в университете своей страны, при условии, что руководство первого вышеназванного университета выдало такому студенту свидетельство о том, что он завершил указанный период обучения удовлетворительным для руководства университета образом.

Большое внимание уделяется вопросам образования в документах Содружества Независимых Государств. В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. устанавливается обязательность и бесплатность начального и основного общего образования.

Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. предусматривает взаимное признание права граждан государств, входящих в Содружество, на получение образования на территории государства своего постоянного проживания.

Заключаются и другие многосторонние и двухсторонние договоры и соглашения. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики и Правительством РФ о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г. и др.

Внутригосударственное законодательство включает множество нормативных актов, которые являются источниками образовательного права. Это как кодифицированные, так и не кодифицированные нормативные акты.

 

4. Типы и виды образовательных организаций, их правовой стату с

 

Образовательная организация является юридическим лицом. Юридическая личность образовательной организации обеспечивает ее участие в образовательном процессе в качестве полноправного субъекта.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в РФ» четко зафиксирован принцип автономности образовательных организаций, которые имеют право самостоятельно решать широкий круг вопросов (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»). Образовательная организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной деятельности. Школа сама определяет организационные структуры управления, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, разрабатывает свой устав. Образовательной организации предоставлены широкие возможности выбора содержания образования, организации образовательного процесса.

Полномочия образовательной организации включают в себя:

финансовое и материальное обеспечение образовательного процесса – осуществление в пределах собственных финансовых средств материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе банковских кредитов, ежегодных отчетов перед учредителем и общественностью о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

кадровое обеспечение образовательного процесса – установление структуры управления, утверждение штатного расписания, распределение должностных обязанностей, осуществление подбора, приема на работу и расстановки кадров, ответственности за уровень их квалификации; установление заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств, а также надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размера премирования;

организационно-методическое обеспечение образовательного процесса – самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Для этого разрабатывается и утверждается образовательные программы и учебные планы, рабочие учебные программы курсов и дисциплин, годовые календарные учебные графики; выбираются учебники из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, организуется и совершенствуется методическое обеспечение учебного процесса, оказывается содействие деятельности учительских (педагогических) и методических объединений;

формирование контингента обучающихся и реализацию их прав в области образования – самостоятельное формирование контингента обучающихся (воспитанников) в пределах оговоренной лицензией квоты, осуществление контроля за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительного материального обеспечения и льгот; создание надлежащих условий содержания воспитанников; создание условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, обеспечение контроля за их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации;

нормотворческие полномочия – реализация при разработке и принятии локальных нормативных актов, необходимых для организации своей деятельности, в первую очередь образовательного процесса.

Право на образование обеспечивается государством путем создания разветвленной системы образовательных организаций различных типов, видов и комплекса необходимых социально-экономических условий.

Образовательные организации можно классифицировать по типам, видам и организационно-правовым формам. Типы определяются уровнями реализуемых образовательных программ, виды – по направлению их деятельности, а организационно-правовая форма – по учредителям.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (ст. 23 ФЗ «Об образовании в РФ»):

1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому могут возникать образовательные организации других типов, создание которых не противоречит государственной политике в области образования, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и законодательству РФ.

Виды образовательных организаций устанавливаются типовыми положениями об образовательных учреждениях.

Проиллюстрируем соотношение типа и вида образовательных организаций примерами из типовых положений, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации.

Виды дошкольных образовательных организаций:

– детский сад;

– детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

– детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

– детский сад присмотра и оздоровления и др.

Виды общеобразовательных организаций:

– начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;

– средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;

– гимназия (обеспечивает дополнительную подготовку по предметам гуманитарного профиля);

– лицей (с дополнительной подготовкой по предметам технического или естественно-научного профиля и др.).

Виды профессиональных образовательных организаций:

– профессиональный лицей – реализует интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования, обеспечивает подготовку с повышенным уровнем квалификации;

– техникум (училище) – реализует образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

– колледж – помимо названных программ реализует программы повышенного уровня.

Виды образовательных организаций высшего образования:

– университет – реализует программы высшего образования по направлениям (специальностям) подготовки, а также осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических кадров; кроме того, ведет обширную научную деятельность, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в своей области деятельности;

– академия – реализует аналогичные образовательные программы, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в одной области науки или культуры;

– институт – реализует образовательные программы высшего образования, готовит специалистов для определенной области профессиональной деятельности.

За невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции, образовательная организация несет ответственность, например, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; за ненадлежащее качество образования своих выпускников; за нарушение их прав и свобод.

По своим организационно-правовым формам образовательные организации могут быть государственными, муниципальными и частными (ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Под организационно-правовой формой организации понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Учредителями образовательных организаций могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организаций всех форм собственности, общественные и частные фонды, религиозные и общественные организации (за исключением иностранных религиозных организаций), а также граждане РФ и иностранные граждане. Для некоторых типов и видов образовательных организаций закон предусматривает определенного учредителя. Так, учредителем образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, может быть только Российская Федерация. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации учреждаютсятолько федеральными и (или) региональными органами исполнительной власти.

Частные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством для некоммерческих организаций, например, в форме автономной некоммерческой организации. Автономные некоммерческие образовательные организации характеризуются значительными особенностями правового статуса в области имущественных правоотношений, но в сфере организации образовательного процесса они подчиняются общим требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об образовании в РФ

Образовательная организация создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в заявительном порядке. Деятельность государственных и муниципальных образовательных организаций регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных организаций. Для частных образовательных организаций данные типовые положения выполняют функцию примерных.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.