Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика ценовой эластичности спроса и предложения





 

Зависимость объемов спроса и предложения от изменений цен характеризуется показателем эластичности.

Эластичность спроса по цене - это способность количества товара, пользующегося спросом, реагировать на изменение цены, происходящее на данном рынке, в данный момент времени при прочих равных условиях. Значение коэффициента эластичности определяется по формуле:

 

 

Если значение коэффициента больше единицы (то есть изменение цены товара на 1 % приводит к изменению количества товара, пользующегося спросом, более чем на 1 %), спрос считается "относительно эластичным".

Если значение коэффициента меньше единицы (то есть изменение цены товара на 1 % приводит к изменению количества товара, пользующегося спросом, меньше чем на 1 %), спрос считается "относительно неэластичным".

Различают следующие случаи эластичности спроса по цене

1. Если график спроса представляет собой опускающуюся кривую линию, то коэффициент эластичности будет различен в каждой точке.

2. Имеются три линии спроса с постоянной эластичностью:

- горизонтальная линия - эластичность равна бесконечности;

- вертикальная линия - эластичность равна нулю;

- кривая спроса, образующая равнобочную гиперболу, - единичная эластичность.

Эластичность спроса по цене оказывает влияние на размер прибыли предприятия. Если спрос по цене относительно эластичен, понижение цены товара приводит к увеличению общей прибыли, а рост цены товара вызывает уменьшение общей прибыли. В этом случае цена и общая прибыль движутся в противоположных направлениях.

Если спрос по цене относительно неэластичен, понижение цены товара приводит к уменьшению общей прибыли, а рост цены товара вызывает ее увеличение. В этом случае изменение цены и общей прибыли происходит в одном направлении.


Эластичность предложения по цене - это способность предложения товаров реагировать на колебания цен, происходящие на данном рынке, в течение данного периода времени при прочих равных условиях. Значение коэффициента эластичности определяется по следующей формуле:

 

 

К числу факторов, влияющих на коэффициент эластичности предложения по цене, относятся:

1. Время. В ближайшее время реакция рынка на рост цен будет сдерживаться наличием запасов, которыми располагают действующие в данной отрасли предприятия. В течение краткосрочного периода времени объем производства можно увеличить, повысив переменные затраты, однако это повлияет на себестоимость продукции. Если у предприятия есть резервные мощности, себестоимость производства единицы продукции снизится. В случае загрузки мощностей до предела или же если их недостаточно, себестоимость производства единицы продукции возрастет. Этот коэффициент эластичности предложения по цене уменьшится и будет зависеть от темпов роста себестоимости единицы продукции по отношению к росту объема производства.

В течение длительного периода времени эластичность предложения по цене в большинстве случаев повысится по сравнению с ее значением в краткосрочный период, поскольку предприятия не смогут изменить свои мощности. Однако предприятия начнут расширять масштаб производства только в том случае, если изменение цен приобретет постоянный характер.

2. Условия инвестирования. Продолжительность периода реакции производителей на изменение цен значительно колеблется на разных рынках. Если цена товара растет, а предприятие приняло решение увеличить масштаб производства за счет новых капиталовложений, неизбежен период их освоения. Продолжительность освоения капитальных вложений в большей степени зависит от того, насколько специфическим является характер производства. Если возможно применение типового оборудования, период освоения может быть коротким. В случае необходимости изготовления нестандартного оборудования для удовлетворения специальных требований предприятия период освоения капитальных вложений становится более продолжительным и коэффициент эластичности падает.

3. Производственный цикл. Длительность производственного цикла - еще один существенный фактор, от которого зависит эластичность предложения товара по цене. Чем длительнее производственный цикл - тем ниже эластичность предложения по цене и скорость реакции производителя на изменение рыночных цен.

4. Цена на средства производства. Для увеличения объемов производства в случае повышения цены товара, предприятия должны будут увеличить спрос на средства производства, что поднимет цены на них в течение краткосрочного периода времени. Это отразится на себестоимости продукции, и, следовательно, повлияет на эластичность предложения по цене.

5. Новые участники рынка. Легкость, с которой новые предприятия могут появляться на рынке в ответ на изменение цен, также отражается на эластичности предложения по цене. Эластичность может зависеть от таких факторов, как минимальный экономический эффективный размер предприятия по отношению к объему продукции отрасли, степень приверженности потребителей к уже выпускаемым видам и типам товаров, производителям и т.д.

Уровень роста цен должен быть достаточно высоким для того, чтобы новая технология производства оправдала себя экономически. При этом, как правило, наблюдается значительно замедленная реакция приспособления предложения. Указанные обстоятельства понижают эластичность предложения.

 

Что дает предпринимателю знание эластичности спроса?

Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на товар неэластичен (Ed <1), то руководству фирмы можно дать рекомендацию о повышении цены на этот товар, выручка при этом будет расти. Если спрос на товар эластичен (Ed >1), то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться. В данном случае целесообразнее рассмотреть предложение о снижении цены, когда выручка будет расти за счет увеличения спроса на товар (табл. 1)

 

Аналитические исследования показывают, что различные товары по-разному реагируют на изменение цены. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости (жилье, электроэнергия и т.д.), товары, которым нет или почти нет замены (молоко, хлеб, лекарства, медицинские услуги), товары относительно недорогие (соль, спички), товары, приобретаемые покупателем из-за отсутствия выбора.

В своей деятельности предприниматель должен учитывать, что чувствительность потребителей к ценам и их реакция на новые изменения зависит от психологических и экономических факторов. Например, эластичность спроса от цен будет ниже в следующих случаях:

- товар не имеет аналогов;

- покупателю не известны или малодоступны товары-заменители;

- покупателю сложно сравнить качественные характеристики товаров-заменителей;

- затраты покупателей на товар составляют небольшую часть бюджета;

- потребитель может часть затрат на приобретение товара разделить с кем-то (фирмой, страховой компанией);

- продукт используется в комплексе с ранее приобретенными (базовыми);

Таблица 1

Влияние ценовой эластичности спроса на общую выручку

и реакция покупателей на изменение цен

Вели-чина Еd Определение эластичности спроса Влияние эластичного спроса на общую выручку Реакция покупателей
качествен-ное количествен-ное при повышении цены при снижении цены при снижении цены при возраста-нии цены
Ed >1 Эластичный Процентное изменение количества спрашиваемого товара превышает процентное изменение цены Обшая выручка уменьша-ется Общая выручка увеличива-ется Значительно повышают объем закупок. Спрос растет быстрее, чем снижается цена Значительно снижают объем покупок. Спрос снижается быстрее, чем растет цена  
Ed =1 Единичная эластич-ность Процентное изменение количества спрашиваемо-го товара равняется процентномуизменению цены   Обшая выручка неизменна Обшая выручка неизменна Увеличение спроса прямо пропорцио-нально снижению цены Снижение спроса прямо пропорцио-нально увеличению цены
Ed <1 Неэластич-ный Процентное изменение количества спрашиваемо-го товара меньше процентного изменения цены   Обшая выручка увеличи-вается Обшая выручка уменьша-ется Спрос растет медленнее, чем снижается цена Спрос снижается медленнее, чем растет цена

 


- товару приписывают лучшее воздействие на здоровье потребителя, большую экологическую чистоту и престиж;

- товар не подлежит длительному хранению.

Если фирма проводит исследование возможного рынка сбыта новых товаров, то для расчета эластичности спроса можно использовать данные выборочного статистического исследования спроса на новый товар или экспертные оценки.

Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены.

Предпринимателей также интересует эластичность спроса по отношению не только к цене, но и к другим переменным, например, к доходу.

Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает решение о повышении цены таким образом, чтобы его финансовое положение практически не ухудшилось.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.