|
Природопользование и его проблемыСтр 1 из 6Следующая ⇒ Лекция №1 Тема: Введение 1. Природопользование и его проблемы. 2. Виды природопользования. 3. Рациональное и нерациональное природопользование. Природопользование и его проблемы Проблема взаимодействия человека с природой — проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим. Человек — элемент природы, часть сложной системы «природа — общество». Многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные) человечество удовлетворяет за счет природы. Свои потребности человечество удовлетворяет через различные виды деятельности. Современная хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды. Реальностью сегодняшнего дня стали глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. Важнейшими причинами их возникновения считают рост численности населения Земли и беспрецедентное увеличение масштабов производства. Во многих регионах приоритетная роль в структуре производства отведена природоэксплуатирующим производствам. Развитие сельского хозяйства, транспорта, рост городов также часто создают отрицательные экологические последствия для человека. Какие же это последствия? Ученые выделяют по крайней мере три их вида: 1) ресурсно-хозяйственные (истощение природных ресурсов); 2) природно-ландшафтные (сокращение многообразия видов, деградация природных ландшафтов); 3) антропо-экологические (ухудшение здоровья человека). Осознание человечеством этих последствий, в особенности зависимости здоровья каждого человека от сохранения природного окружения, заставило иначе взглянуть на проблему охраны природы. Со всей очевидностью встала проблема взаимосвязанного изучения путей вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность человека и мер по восстановлению, преобразованию и охране живой природы, ресурсов и окружающей человека среды. Разработкой этой проблемы занимается новая комплексная научная область знания, которая имеет прикладное значение,— природопользование. Термин «природопользование» был предложен не так давно. Его впервые ввел Ю. Н. Куражсковский в 1958 г. Значительный вклад в развитие идей природопользования внесли В. А. Анучин, И. П. Герасимов, Н. Ф. Реймерс, В. С. Преображенский и другие. В свете современных представлений природопользование включает: 1) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство; 2) использование и охрану природных условий среды жизни; 3) сохранение и воспроизводство, рациональное изменение экологического равновесия природных систем биосферы. Природопользование — это такой вид отношений общества и природы, при котором происходит процесс извлечения полезных свойств природы. Источниками знания о свойствах природы выступают естественные науки, о потребностях общества — общественные. Поэтому решать проблемы природопользования можно, лишь зная и учитывая законы и закономерности естественных и общественных наук. Виды природопользования Многообразие направлений деятельности человечества по извлечению полезных свойств природы условно сгруппировано в различные виды природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное. При изучении отраслевого и ресурсного природопользования рассматриваются проблемы, связанные с изменением природной среды, которые возникают в результате использования ресурсов в материальной и нематериальной сферах. К числу важнейших задач этих видов природопользования относят разработку путей оптимизации использования природных ресурсов. Преимущественное развитие этих видов природопользования, в особенности отраслевого, привело к существенным противоречиям между объективно существующей целостностью земного окружения человека и сложившимся господством отраслевых интересов и подходов при использовании природных ресурсов. Поэтому в современных условиях важен переход от многоотраслевого суммарного использования ресурсов к их комплексной эксплуатации при условии сохранения условий для жизни человека. Реализация этой идеи возможна на какой-то конкретной территории. Ведь для каждой отдельной территории могут быть свои наиболее эффективные пути использования ресурсов и условий природной среды. Эти проблемы изучает территориальное природопользование. Индивидуальность природных комплексов не позволяет переносить технологию природопользования, успешно используемую на одной территории, на другую. При такой механической переброске эффект может быть отрицательным. Ситуация, а вместе с ней и подходы, технология должны меняться от места к месту. При разработке программ территориального природопользования выделяют основные региональные составляющие — природно-ресурсный и производственный потенциалы. Антропогенное воздействие на окружающую среду Вспомните, что называется антропогенным фактором. К антропогенным относят те виды изменений в окружающей среде, которые вызваны жизнью и деятельностью людей. Воздействие человека на природу усиливалось по мере роста численности населения и усложнения форм его деятельности. С течением времени антропогенное воздействие приобрело глобальный характер. С течением времени на смену девственным природным ландшафтам пришли антропогенные. Территорий, не затронутых деятельностью человека, практически нет. Туда, где не ступала его нога, доходят с потоками воздуха, атмосферными, речными и грунтовыми водами продукты его деятельности. На глубину антропогенных изменений в природе оказывают влияние и свойства ландшафта, его устойчивость, способность к самовосстановлению. Эти свойства ландшафта сыграли большую роль не только в его собственной судьбе, но и в развитии человеческого общества. Итак, в настоящее время на Земле распространены антропогенные и измененные ландшафты, которые отличаются по глубине изменений и по происхождению. Влияние человека на окружающую среду и на ландшафты может быть разрушительным, стабилизирующим и конструктивным. Разрушительное — деструктивное — воздействие приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды, ради которых осваивалась территория. Стабилизирующее воздействие — это воздействие целенаправленное. Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту — полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения). Конструктивное воздействие (например, рекультивация)— действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта. Прогноз и прогнозирование. Что такое прогноз и прогнозирование? В различные периоды развития общества способы изучения окружающей среды изменялись. Одним из важнейших «инструментов» природопользования в настоящее время считают прогнозирование. В переводе на русский язык слово «прогноз» означает предвидение, предсказание. Поэтому прогноз в природопользовании — это предсказание изменений природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах в глобальном, региональном и локальном масштабах Прогнозирование — это совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения природных систем и определяются естественными процессами и воздействием на них человечества в будущем. Главной целью прогноза является оценка предполагаемой реакции окружающей природной среды на прямое или опосредованное воздействие человека, а также решение задач будущего рационального природопользования в связи с ожидаемыми состояниями окружающей природной среды. В связи с переоценкой системы ценностей, изменением технократического мышления на экологическое происходят изменения и в прогнозировании. Современные прогнозы должны проводиться с позиций общечеловеческих ценностей, главными из которых являются человек, его здоровье, качество окружающей среды, сохранение планеты как дома для человечества. Таким образом, внимание к живой природе, к человеку делает задачи прогнозирования экологическими. Виды прогнозов. По времени упреждения различают следующие виды прогнозов: сверхкратковременные (до года), краткосрочные (до 3—5 лет), среднесрочные (до 10—15 лет), долгосрочные (до нескольких десятилетий вперед), сверхдолгосрочные (на тысячелетия и более вперед). Время упреждения прогноза, т. е. срок, на который дается прогноз, может быть очень разным. Проектируя крупный промышленный объект со сроками эксплуатации 100—120 лет, необходимо знать, какие изменения в окружающей природной среде могут возникнуть под воздействием этого объекта в 2100—2200 гг. Недаром говорят: «Будущее управляется из настоящего». По охвату территории выделяют глобальные, региональные, локальные прогнозы. Существуют прогнозы в конкретных отраслях наук, например геологические, метеорологические прогнозы. В географии — комплексный прогноз, который многие считают общенаучным. Мониторинг и его виды. Что такое мониторинг? Вспомните, что такое окружающая человека среда. Огромное значение в организации рационального природопользования имеет изучение проблем природопользования на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях, в экосистемах различного ранга. Мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Наряду с отрицательным влиянием на природу человек может в результате хозяйственной деятельности оказывать и положительное влияние. В состав мониторинга входит: —наблюдение за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду; —оценка фактического состояния природной среды; —прогноз изменения качества среды. Наблюдения могут осуществляться по физическим, химическим и биологическим показателям, перспективны интегрированные показатели состояния окружающей среды. Виды мониторинга. Выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинг. (Что лежит в основе такого выделения?) Глобальный мониторинг позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подверженных антропогенному влиянию. Рациональное природопользование возможно при наличии и правильном использовании информации, представленной системой мониторинга. Лекция № 5 Эрозия почв Эрозия основной бич земледелия на всем земном шаре. Уже в 50-х гг. текущего столетия в США, например, из 160 млн. га пашни до 120 млн. га было охвачено эрозией. Интенсивно проявляется эрозионный процесс в тропических районах. В частности, на Мадагаскаре в результате выжигания лесов 80% всей территории подвержено действию активной эрозии. В России эрозия особенно свирепствует в лесостепной и степной зонах. Ежегодно из-за эрозии выбывает из сельскохозяйственного использования от 50 до 70 тыс. км2 земель (более 3% эксплуатируемой пашни в год). Площадь оврагов увеличилась за последние 10 лет с 5 до 6,6 млн. га (для сравнения: площадь Бельгии, например, равна 3,1 млн. га). Вы знаете, что эрозия почвы — это процесс разрушения и сноса почвенного покрова потоками воды или ветром. В связи с этим различают водную и ветровую эрозии. (Как вы думаете, каковы же причины эрозии?) Для приостановки эрозионного процесса необходимо проведение следующих агротехнических мероприятий: — безотвальная и плоскорезная обработка почв; — вспашка поперек склонов; — щелевание зяби и посев многолетних трав; — I регулирование снеготаяния;
— создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных лесополос; — строительство противоэрозионных прудов в вершинах оврагов, аккумулирующих сток, земляных валов, водоотводящих канав. Структура почвы нарушается и в результате использования на полях тяжелой техники, утрамбовывающей силой своей тяжести почвенный слой, нарушающей ее водный режим-Сокращение сельскохозяйственных земель может быть компенсировано более интенсивным их использованием, повышением урожайности. В развитых странах для этого широко применяется химизация сельского хозяйства, одним из главных направлений которой является внесение в почву всех видов минеральных удобрений. Многовековая история земледелия свидетельствует, что плодородие почвы в основном связано с запасом питательных веществ в ней. Известно, что с урожаями сельскохозяйственных культур выносится большое количество питательных веществ из почвы. Для того чтобы обогатить почву минеральными веществами, вносят удобрения. Однако применять минеральные удобрения можно только в определенные сроки и в строго определенном количестве. В противном случае излишки попадают в растения, грунтовые воды, водоемы. Доказано, например, что при внесении высоких доз азотных удобрений возрастает концентрация нитратов в растениях — кормовых и пищевых продуктах. Попадая в организм, они легко трансформируются в нитриты, которые обладают токсическими свойствами, способными оказывать канцерогенное, мутагенное и другие действия. Минеральные удобрения необходимо использовать как дополнение к органическим удобрениям, строго следя за их дозировкой и сроками внесения. Химизация сельского хозяйства предполагает и борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Недооценка опасности при разработке химических средств защиты растений (пестицидов) привела к широкому развитию производства ядохимикатов и чрезмерному их использованию. Особую тревогу вызывает применение ядохимикатов на хлорной основе. До 70-х гг. в мире широко использовался ДДТ (дуст), и только через 10 лет было установлено, что он обладает эффектом накапливания в организме и вы вает тяжелейшие заболевания. Сейчас появились новые, не менее опасные токсичные вещества, содержащие хлор: диоксин, дибензфуран и др. Даже в ничтожных концентрациях они подавляют иммунную систему организма, а в более высоком содержании это страшные канцерогены и мутагены. Отрицательные последствия применения различных ядохимикатов и минеральных удобрений очевидны. Поэтому так актуален сейчас спрос на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию. Для этого в настоящее время разрабатываются и внедряются преимущественно биологические методы защиты растений. Переход к новому типу земледелия, сочетающему правильность чередования культур, внесение органики, биологические способы борьбы с сорняками, повышение устойчивости культур к болезням,— наша ближайшая перспектива. Пока же нужно четкое соблюдение норм и допустимых концентраций применения пестицидов, запрет наиболее опасных из них, контроль за состоянием воздуха, воды, почвы, продуктов. Одним из важнейших мероприятий по повышению продуктивности земельных ресурсов является мелиорация — улучшение свойств почвы путем искусственного регулирования ее воздушного, водного, теплового и других видов режима. Наибольшее распространение получила водная мелиорация. К сельскохозяйственному природопользованию относится также и животноводство. Животноводство представляет опасность загрязнения окружающей среды: а) скоплением навоза вблизи ферм, содержащего различные микробы — возбудители болезней; б) отсутствием очистки сточных вод, загрязняющих грунтовые и поверхностные воды; в) перевыпасом скота; г) несовершенством технологических процессов. Лекция № 8 Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. 1. Новые эколого-экономические подходы природоохранительной деятельности. 2. Природоохранительные постановления и нормативные акты по рациональному пользованию окружающей среды/
1. Новые эколого-экономические подходы природоохранительной деятельности. Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х годов. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действовавшие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природыми ресурсами, экологическое страхование и др.) [8]. Государственные учет ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня. Кадастр (фр. cadastre) - это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, их классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру. Различают земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. В земельный кадастр (характеристика дается в Земельном кодексе РСФСР от 1991 года, ст. 110) включают следующие основные сведения: качественный состав почв, распределение земель по категориям, собственники земли (владельцы, арендаторы, пользователи). Данные кадастровой оценки земель используются при определении платежей за землю, для оценки использования земель. Кадастр месторождений полезных ископаемых (характеристика дается в Законе РФ о недрах, ст. 30, 32). Его ведет Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра). Кадастр включает в себя сведения о ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки. Водный кадастр. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 года, задачи государственного кадастра следующие: текущая и песпективная оценка состояния водных объектов с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водоисточников, восстаовления качества воды до нормативного уровня. Головной организацией здесь является Росгидромет. Однако использование воды находится под контролем Роскомвод, а подземными водами занимаются Роскомнедра. Лесной кадастр. Его ведут Федеральная служба лесного хозяйства при Правительстве РФ и ее органы на местах (Рослесхоз). В соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства лесной кадастр содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищенности, дается экономическая оценка леса [1; 2]. Реестр охотничьих животных ведет управление охоты и охотничьего хозяйства, которое находится в ведении Минсельхозприроды России. На основании этого реестра ведется количественный и качественный учет животных охотничьего фонда, устанавливаются резкие ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к сокращению популяций. Реестр рыбных запасов в количественных и качественных показателях по внутрихозяйственным водоемам составляет Комитет по рыболовству. Финансирование природоохранной деятельности В условиях рыночной экономики на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных пожертвований. Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми - Экопромбанк, в Саратове - Поволжский экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования их экологической деятельности [8]. Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои права и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. Страхование может быть обязательным и добровольным. Но некоторые предприятия могут быть лишены права на страховое возмещение, если они неоднократно предупреждались о возможности аварии, но не приняли никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды. Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов). Экологические фонды функционируют на всей территории России. В систему экологических фондов входит Федеральный экологический фонд; фонды субъектов Российской Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; за размещение отходов и других захоронений; средств, полученных по искам о возмещении вреда, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью. Экологические фонды расходуются на: - мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды; - проведение мероприятий и программ по охране окружающей природной среды; - научные исследования; - внедрение экологически чистых технологий; - строительство очистных сооружений; - выплату компенсаций гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды Лимитирование природопользования - это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию-природопользователю на определенный срок предельные объемы использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум направлениям: - изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т.п.); - привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т.п.) [8]. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного потребления, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д. За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждает природопользователя бережно относиться к природной среде, сокращать отходы, уменьшать выбросы (сбросов) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природоохранной деятельности. Лицензия - это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В ней указываются: цели пользования, срок действия, требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия. Существует несколько видов лицензий: - на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира); - на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т.д.); - на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; - лицензия на комплексное природопользование. Плата за природопользование. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. Согласно ст. 20 закона плата за природопользование включает: - плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных лимитов; - плату за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов; - плату за загрязнение сверх установленных лимитов. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды Экономическое стимулирование направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов. Основными мерами стимулирования являются следующие: - налоговые (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу) и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность; - освобождение от налогообложения экологических фондов; - установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов; - применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; - введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий; - льготное кредитование природоохранной деятельности.
3. Природоохранительные постановления и нормативные акты по рациональному пользованию окружающей среды Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. Д52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требование к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию; образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить: 1) Водный кодекс РФ; 2) Земельный кодекс РФ; 3) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.); 4) Федеральный закон «Об экологической экспертизе»; 5) Закон РФ «Об использовании атомной энергии»; 6) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв). Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».
Закон РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д. http://otherreferats.allbest.ru http://javoronki.narod.ru/zakon/7/3.htm
Лекция №9
Лекция № 10 Тема 2.2. Юридическая и экологическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. 1. Юридическая ответственность предприятий за экологические правонарушения
1. Юридическая ответственность предприятий за экологические правонарушения
Воздействие предприятия на окружающую среду, негативные последствия его деятельности регулируются предельно-допустимыми концентрациями загрязнений, выбрасываемыми в атмосферу, водные источники. Нормирование загрязняющих выбросов в окружающую природную среду предприятием – юридическая, научно-обоснованная норма воздействия деятельности объекта на среду обитания. Она выражается в виде предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду без негативного воздействия на человека и природу. Предельно-допустимой нормой являются законодательно установленные размеры воздействия загрязнений на природу. Воздействие – антропогенная деятельность, в результате которой в природную среду вносится физическое, химическое или биологическое вредное изменение. Негативные изменения окружающей среды обычно наступают в результате нарушения государственных стандартов, регламентирующих деятельность предприятий. Предельно-допустимые нормы воздействия на окружающую среду предприятием регламентируются следующими условиями: - безопасность жизнедеятельности населения; - сохранение генетического фонда; - рациональное использование и воспроизводство природы. Количественные значения допустимых концентраций веществ следует устанавливать на основе научно-обоснованных норм и обеспечения экологических и экономических интересов общества. Нормативы качества выбросов оцениваются по трем основным показателям: медицинскому, технологическому и научно-техническому. Медицинский устанавливает пороговый уровень загрязнения для здоровья человека. Технологический определяет уровень техногенного воздействия на человека. Научно-технический оценивает научно-технические возможности соблюдения пределов воздействия загрязнений на окружающую среду. Следует отметить, что нормативы (ПДК) должны быть ориентированы на экономические возможности предприятия. Они должны быть реально выполнимыми. Ужесточение норм приводит к их невыполнению, юридической диспропорции: нормы есть, но выполнить их невозможно. В РФ нормы - одни из самых жестких в мире. Вместе с тем, они нарушаются чаще всего. Контроль за источником вредного воздействия производят путем сравнения с нормативом предельно-допустимых выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ, ПДС). ПДВ определяют по каждому источнику выбросов. Источники выбросов и их величины устанавливаются органами надзора и контроля. Проекты нормативов сбросов и выбросов разрабатываются научными организациями с учетом предложений органов самоуправления и общественности. Эколого-правовая ответственность за нарушения природоохранных действий предприятием включает два элемента. Первый включает правонарушения, возникающие по факту нарушения эколого-правовых норм, второй – правонарушения по применяемым санкциям за эти нарушения: уголовные, административные, гражданские и др. Все правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Проступок – это прямой либо косвенный умысел, заключающийся в невыполнении планов мероприятий, нарушении нормативов качества окружающей среды, несоблюдении требований природоохранного законодательства. Для состава дисциплинарного проступка очень важно, если нарушение указанных правил и несоблюдение требований нормативов и законодательства одновременно выступают и как невыполнение обязанностей работниками обусловленных занимаемой должностью или заключенным трудовым соглашением. Экологические преступления - общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде, здоровью человека. Экологические преступления выражаются в нарушении общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей среды. Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда - это ответственность за вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Обязанность его возмещения возникает, если это обусловлено законодательством. В отличие от эколого-экономической ответственности, которая наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда, эколого-правовая ответственность за вред наступает только в случае, когда причиненный вред является прямым следствием нарушения природоохранного законодательства. Ее основанием является не факт возникновения вреда, а факт совершения экологического правонарушения. Данная ответственность по своей природе является юридической со всеми вытекающими отсюда материальными и процессуальными последствиями. Возмещение вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, строятся на принципах гражданско-правовой ответственности. Из них для экологии имеют значение следующие принципы: - всеобщая обязанность для причинителя возместить нанесенный вред независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности; - полное возмещение причиненного вреда; - ответственность юридических лиц и граждан за вред, нанесенный их работниками природной среде при исполнении своих должностных обязанностей; - солидарная ответственность за нанесение природной среде вреда; Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|