Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.2. Юридическая и экологическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду





1. Понятие об экологической оценке производства и предприятий

2. Понятие об экологическом паспорте предприятия

 

1. Понятие об экологической оценке производства и предприятий

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, к примеру при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта - предприятия, высокоскоростной железной дороги и т.п.

Главное назначение оценки воздействия на окружающую среду - обеспечить выполнение заказчиком планируемой деятельности требований экологического законодательства. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Впервые оценка воздействия на окружающую среду была внедрена в практику природоохранной деятельности США, а позже - всех экономически развитых государств мира преимущественно в 70-е гг. Потребность в ней возникла с необходимостью совершенствования механизма преодоления экологического кризиса, с которым столкнулись в то время ведущие страны мира. В природоохранной практике России такая оценка стала проводиться лишь в начале 90-х гг.

Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду

Цели оценки воздействия на окружающую среду определены Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. В соответствии с п. 1.2 Положения оценка организуется и проводится с целью выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Выявление, а точнее выработка, и принятие необходимых мер по предотвращению неприемлемых для окружающей среды и общества последствий реализации планируемой экологически вредной деятельности - одно из наиболее важных положений в механизме ОВОС. Но необходимо обратить внимание и на то, что сформулированная таким образом цель выглядит неконкретно, так как не несет определенной юридической нагрузки - Положение не предусматривает юридического критерия или критериев для оценки и определения адекватности предусматриваемых мер.

С правовой точки зрения, наиболее приемлемым и определенным критерием обоснованности, допустимости и адекватности этих мер может быть соответствие требованиям российского экологического законодательства, а в общем - их выполнение. Конкретно - в зависимости от сути того или иного проекта - это означает возможность соблюдения на основе предусмотренных мер прежде всего нормативов качества окружающей среды, требований, касающихся правового режима особо охраняемых природных территорий (что весьма актуально, к примеру в отношении проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва) и др.

Исходя из целей проведения ОВОС, важно определить объекты, в отношении которых она должна проводиться. Очевидно, что общество заинтересовано в предупреждении любого экологического вреда и можно говорить о необходимости ОВОС любой планируемой экологически вредной деятельности. Но как показывает практика, такая оценка - трудоемкая и дорогостоящая процедура, требующая обширного комплекса исследований и расчетов. В отношении некоторых объектов, незначительно опасных для окружающей среды, проводить полномасштабную ОВОС и экологически, и экономически нецелесообразно. Выполнения учета экологических требований в таких случаях можно добиться в рамках более простой процедуры.

Имеется обширный перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, экологически весьма опасных для окружающей среды. В отношении таких объектов должна в обязательном порядке проводиться полная оценка воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Положением ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:

а) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

б) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

в) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки);

г) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

д) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

Одновременно в Приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации дан «Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке». Перечень включает 33 вида или объекта хозяйственной и иной деятельности. Сюда, в частности, входят предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др. Достоинством Перечня является то, что некоторые включенные в него виды объектов подлежат обязательной ОВОС в зависимости от их проектной мощности и иных характеристик (например, установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. тонн в год, крупные склады для хранения 50 тыс. куб. метров и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов, нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более, крупные плотины высотой более 15 м). Во многих случаях оценке воздействия на окружающую среду подлежат объекты независимо от их мощности. Это - предприятия химической промышленности всех видов, звероводческие комплексы и др.

Представляется, что данный перечень будет корректироваться по ходу развития практики ОВОС. Во всяком случае необходимость в его доработке видится уже сейчас. Так, потребуют уточнения характеристики отдельных объектов, для которых обязательна ОВОС. Например, Положение содержит формулировки «крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика)», «крупные установки для доменного и мартеновского производства» и др. Какие производства или установки считать крупными? Едва ли можно считать удовлетворительным решение о проведении ОВОС лишь в отношении крупных складов для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. В соответствии с Перечнем крупными считаются склады для хранения 50 тыс. куб. метров и более химических и других продуктов. Такого подхода для идентификации «крупного» склада, думается, будет недостаточно, так как практически он не обеспечит достижения целей ОВОС как средства предупреждения экологического вреда. Склад может быть рассчитан на хранение 10 тыс. куб. метров химического вещества и менее, но чрезвычайно опасного для окружающей среды.

В самом Положении об оценке воздействия на окружающую среду говорится, что целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в Перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Минприроды России. Данное уточнение весьма оправданно. Действительно, органы Минприроды вынуждены будут дифференцированно подходить к необходимости ОВОС объектов, не вошедших в Перечень, с учетом их характеристик и потенциальной опасности для окружающей среды. Но все-таки важно обратить внимание на изначальные дефекты Перечня.

Положение об оценке воздействия на окружающую среду не оговаривает, в рамках какой процедуры территориальные органы Минприроды будут принимать решение о целесообразности проведения ОВОС объекта, не включенного в Перечень. Вопрос в том, из каких источников они получат исходную информацию о планировании соответствующей деятельности, и о том, что она будет оказывать значительное воздействие на окружающую среду? Ответа на этот принципиальный процедурный правовой вопрос Положение не дает.

В качестве одного из возможных вариантов может быть предложен следующий. Если в процессе разработки проектов хозяйственной и иной деятельности, не предусмотренной в Перечне, будет выявлено значительное воздействие данной деятельности на окружающую среду, на заказчика данной деятельности должна быть возложена обязанность сообщить об этом в соответствующий территориальный орган Госкомэкологии России. Однако возникает сомнение в том, нужно ли этому органу обращаться в органы исполнительной власти, как это предусмотрено Положением об ОВОС, для определения целесообразности проведения оценки? Зачем органу Госкомэкологии, специально уполномоченному проводить, к примеру, государственную экологическую экспертизу, обременять орган исполнительной власти не специфической для него деятельностью? Представляется, что Госкомэкология или его территориальные органы вполне могли бы сами в соответствии со своей компетенцией принимать решение о необходимости проведения оценки воздействия такой деятельности на окружающую среду. Совершенно очевидно, что Госкомэкология и его органы должны обладать достаточными полномочиями (и не только в рассматриваемой сфере), чтобы нести ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об ОВОС, согласно которому в процессе анализа и оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду должны быть рассмотрены:

а) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

б) разумные альтернативы намечаемой деятельности;

в) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

г) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

д) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

е) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

ж) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего необходимо обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет, во всяком случае должно быть, весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п. В законодательстве пока недостаточно конкретно определены экологические требования относительно размещения экологически опасных объектов.

В задачу заказчика намечаемой деятельности при проведении ОВОС должно входить обоснование размещения объекта в конкретном месте, имея в виду не только экономическую выгоду, но и минимальные экологические издержки этого решения. До последнего времени вопросы размещения экологически опасных объектов оставались «больными» в природоохранной практике России. Это подтверждает, в частности, решение о строительстве скоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург (в « Новгородском » варианте пересекающей территорию Валдайского Национального природного парка и пяти государственных природных заказников).

При проведении ОВОС, как предусмотрено Положением об ОВОС, заказчиком должны рассматриваться разумные альтернативы достижения целей намечаемой деятельности. При совершенствовании правового регулирования оценки воздействия на окружающую среду важно сделать добавление к положению об альтернативах, касающееся отказа от намечаемой деятельности как одной из альтернатив. Действительно, всегда ли экономически оправдано строительство нового завода, дороги, иного объекта? Не могут ли цели быть достигнуты иным путем, например, повышением эффективности деятельности существующих предприятий, их реконструкцией, совершенствованием технологии и т.п. В варианте со скоростной железнодорожной магистралью Москва - Санкт-Петербург в качестве такой альтернативы может рассматриваться решение коллегии Министерства путей сообщения о реконструкции существующей Октябрьской железной дороги с целью обеспечения более высоких скоростей.

«Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации» (п. 1.5 Положения об ОВОС). Действительно, весьма важно урегулировать результаты оценки воздействия на окружающую среду и соответственно знать о них. Именно потому, что в них отражается степень учета экологических требований и содержатся предложения, относящиеся к будущему хозяйственному и иному решению, которое предстоит принять.

На стадии ОВОС выводы делает заказчик планируемой деятельности. Каков предмет этих выводов? Главное: в какой степени планируемые «меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений» будут соответствовать требованиям экологического законодательства и обеспечивать их соблюдение. Очевидно, это имеется в виду, когда говорится «о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду».

 

2. Понятие об экологическом паспорте предприятия

 

Экологическая паспортизация предназначена для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности, к которым относятся территории и хозяйствующие субъекты. Учитывая потребность упорядочения информации, необходимые для управления природоохранными и средозащитными функциями объекта, были разработаны формы экологического паспорта промышленного предприятия, а также методические рекомендации по его заполнению и ведению.

Цель и разработки экологического паспорта является определение влияния предприятия на окружающую среду и контроль соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет его средств и утверждается руководителем предприятия по согласованию с природоохранными органами.

Основой для разработки экологического паспорта являются:

- показатели производства;

- проекты расчетов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ;

- нормы предельно допустимых сбросов (ПДС);

- данные форм государственной статистической отчетности;

- инвентаризация источников загрязнения;

- нормативно-технические документы.

Экологический паспорт не заменяют и не отменяют действующие формы государственной статистической отчетности, дополняются (корректируются) при изменении технологии производства, замене оборудования в течение месяца со дня изменений, хранятся на предприятии и в природоохранных органах.

В экологическом паспорте содержатся разделы, посвященные таким сторонам деятельности предприятия, как рациональное использование сырья, топлива, энергии, утилизация отходов. Это одно из самых результативных направлений природоохранной деятельности длительное время практически не использовалось.

Экологический паспорт предприятия - это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой. Экологический паспорт содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и аэровыбросов, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.

Экологический паспорт отражает несколько принципиальных моментов:

- переход от изучения следствий к детальному дифференцированному анализу причин;

- переход от рассмотрения общего объема выбросов к удельным показателям, отнесенным к единице производимой продукции и сопоставляемым с наилучшими показателями, достигнутыми в мире.

Экологическая характеристика предприятия предполагает оценку прогрессивности технологии, полноту использования сырья и топлива, применяемые схемы очистки сточных вод и аэровыбросов, характеристику потоков отходящих потоков воды и газа, отчуждаемой территории, общую экономическую оценку ущерба, наносимого предприятием окружающей среде и детализацию этой оценки по видам продукции и технологическим пределам.

Программа мероприятий по снижению нагрузки на окружающую среду должна предусматривать перспективную стратегию и ближайший план с указанием сроков реализации, объемов необходимых затрат, достигаемых снижений выбросов и их концентраций, снижения ущерба окружающей среде.

Во многих случаях необходимые технологические решения известны и реализованы в мировой практике, на передовых отечественных предприятиях. Проблема их внедрения уже не научная, а организационная и экономическая.

Показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды:

1. Экологичность выпускаемой продукции;

2. Влияние на водные ресурсы;

3. Влияние на воздушные ресурсы;

4. Влияние на материальные ресурсы и отходы производства;

5. Влияние на земельные ресурсы.

В качестве показателей организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия можно выделить:

1. Оснащенность источников загрязнения очистными сооружениями.

2. Пропускная способность имеющихся очистных сооружений.

3. Прогрессивность применяемого очистного оборудования.

4. Контроль за функционированием очистного оборудования.

5. Рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности.

6. Прочие показатели.

Выделяют общие и частные показатели для анализа затрат на природоохранную деятельность. В качестве общих показателей используется отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение.

http://www.ecoindustry.ru/magazineorder/freenumber.html

http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00141423_0.html

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook113/book/index/index.html?go=part-006*page.htm

http://rudiplom.ru/lecture/ekologicheskoe-pravo/1289.html

 

 

Лекция № 10

Тема 2.2. Юридическая и экологическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

1. Юридическая ответственность предприятий за экологические правонарушения

 

 

1. Юридическая ответственность предприятий за экологические правонарушения

 

Воздействие предприятия на окружающую среду, негативные последствия его деятельности регулируются предельно-допустимыми концентрациями загрязнений, выбрасываемыми в атмосферу, водные источники.

Нормирование загрязняющих выбросов в окружающую природную среду предприятием – юридическая, научно-обоснованная норма воздействия деятельности объекта на среду обитания. Она выражается в виде предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду без негативного воздействия на человека и природу. Предельно-допустимой нормой являются законодательно установленные размеры воздействия загрязнений на природу.

Воздействие – антропогенная деятельность, в результате которой в природную среду вносится физическое, химическое или биологическое вредное изменение.

Негативные изменения окружающей среды обычно наступают в результате нарушения государственных стандартов, регламентирующих деятельность предприятий.

Предельно-допустимые нормы воздействия на окружающую среду предприятием регламентируются следующими условиями:

- безопасность жизнедеятельности населения;

- сохранение генетического фонда;

- рациональное использование и воспроизводство природы.

Количественные значения допустимых концентраций веществ следует устанавливать на основе научно-обоснованных норм и обеспечения экологических и экономических интересов общества.

Нормативы качества выбросов оцениваются по трем основным показателям: медицинскому, технологическому и научно-техническому. Медицинский устанавливает пороговый уровень загрязнения для здоровья человека. Технологический определяет уровень техногенного воздействия на человека. Научно-технический оценивает научно-технические возможности соблюдения пределов воздействия загрязнений на окружающую среду.

Следует отметить, что нормативы (ПДК) должны быть ориентированы на экономические возможности предприятия. Они должны быть реально выполнимыми. Ужесточение норм приводит к их невыполнению, юридической диспропорции: нормы есть, но выполнить их невозможно. В РФ нормы - одни из самых жестких в мире. Вместе с тем, они нарушаются чаще всего.

Контроль за источником вредного воздействия производят путем сравнения с нормативом предельно-допустимых выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ, ПДС).

ПДВ определяют по каждому источнику выбросов. Источники выбросов и их величины устанавливаются органами надзора и контроля.

Проекты нормативов сбросов и выбросов разрабатываются научными организациями с учетом предложений органов самоуправления и общественности.

Эколого-правовая ответственность за нарушения природоохранных действий предприятием включает два элемента. Первый включает правонарушения, возникающие по факту нарушения эколого-правовых норм, второй – правонарушения по применяемым санкциям за эти нарушения: уголовные, административные, гражданские и др.

Все правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Проступок – это прямой либо косвенный умысел, заключающийся в невыполнении планов мероприятий, нарушении нормативов качества окружающей среды, несоблюдении требований природоохранного законодательства. Для состава дисциплинарного проступка очень важно, если нарушение указанных правил и несоблюдение требований нормативов и законодательства одновременно выступают и как невыполнение обязанностей работниками обусловленных занимаемой должностью или заключенным трудовым соглашением.

Экологические преступления - общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде, здоровью человека. Экологические преступления выражаются в нарушении общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей среды.

Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда - это ответственность за вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Обязанность его возмещения возникает, если это обусловлено законодательством.

В отличие от эколого-экономической ответственности, которая наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда, эколого-правовая ответственность за вред наступает только в случае, когда причиненный вред является прямым следствием нарушения природоохранного законодательства. Ее основанием является не факт возникновения вреда, а факт совершения экологического правонарушения. Данная ответственность по своей природе является юридической со всеми вытекающими отсюда материальными и процессуальными последствиями.

Возмещение вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, строятся на принципах гражданско-правовой ответственности. Из них для экологии имеют значение следующие принципы:

- всеобщая обязанность для причинителя возместить нанесенный вред независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности;

- полное возмещение причиненного вреда;

- ответственность юридических лиц и граждан за вред, нанесенный их работниками природной среде при исполнении своих должностных обязанностей;

- солидарная ответственность за нанесение природной среде вреда;

- возмещение вреда, нанесенного природной среде источником повышенной опасности (производится по факту причинения независимо от вины причинителя).

Строительство государственных контролирующих органов в России началось в 1988г., когда был организован Государственный комитет по охране природы, в 1991 году он был преобразован в Министерство по экологии и природопользованию, в 2000 г. – в Министерство природных ресурсов. Поиск эффективных методов контроля, надзора и регулирования охраной окружающей среды продолжается.

http://rudocs.exdat.com

 

Лекция № 11

Тема 2.4. Особенности экологических проблем районов Крайнего Севера

1. Особенности экосистем Севера.

2. Особенности природопользования в районах Севера.

3. Традиции природопользования жителей Севера

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.