Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности сельского хозяйства в России





Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Россий­ской Федерации составляет 222,1 млн. га, в том числе пашни 132 млн. га.

Характерной особенностью аграрного природопользования в России является сокращение площади сельхозугодий. Как вы помните, основными причинами этого является эрозия, токсификация, опустынивание, отвод земель под строительст­во. Площадь пашни, подверженная водной и ветровой эрозии, составляет 84 млн. га или 64%. Ежегодно площадь эродированных земель возрастает на 0,4—0,5 млн. га. Около 7% почв засолены.

Состояние аридных территорий повсеместно ухудшается, их опустынивание приобретает все более значительные масш­табы. Наиболее ярким примером опустынивания является территория Черных земель и Кизлярских пастбищ, где образова­лась и прогрессирует европейская пустыня, За послед­ние 5 лет площадь, занятая песками только в Калмыкии, возросла на 47,7 тыс. га.

Почва загрязнена различными химическими соединениями, в первую очередь пестицидами.

Существенный вклад в нарушение естественных экосистем вносят животноводческие комплексы и птицефабрики. Их стоки и выбросы представляют большую опасность для почвы и поверхностных вод. Загрязнение от свинокомплекса от 100 тыс. голов эквивалентно загрязнению от города с населе­нием 200 тыс. жителей.

Аграрная специализация районов, формирующаяся под влиянием агроклиматических и социально-экономических условий, влияет на механизм природопользования.

Гармонизация аграрного природопользования должна осуществляться прежде всего путем оптимизации использо­вания земель. При этом рациональность использования земель обусловлена: 1) соотношением ос­новных видов земельных угодий— пашен, многолетних древесно-кустарниковых культурных насажде­ний, природных кормовых угодий, лесов, приуроченных к определен­ным типам ландшафта; 2) видами и способами использования обраба­тываемых земель и естественных кормовых угодий.

Оптимальный сельскохозяйст­венный ландшафт — это исполь­зование всех природных, а не только растениеводческих ресурсов. Поля, животноводческие фермы, поселения должны быть умеренно расчленены и окаймлены лесами, лугами, озе­рами и речками, которые не только обеспечивают нормаль­ное развитие биоценозов, но и придают неповторимую пей­зажную выразительность сельским ландшафтам.

Поэтому рациональность аграрного природопользования следует обосновывать путем применения двух сопряженных критериев: экологического и экономического.

В последнее время по мере усиления интенсификации сель­ского хозяйства, его химизации, индустриализации все более важное значение приобретают разработка и внедрение эколо­гических критериев.

Учитывая, что различные типы ландшафтов обладают не­одинаковой устойчивостью по отношению к техногенным на­грузкам, необходимо выявить реакцию природной среды на те или иные способы хозяйствования. Важно подобрать для каж­дого сельскохозяйственного района, учитывая его ландшафт, тип природопользования, включающий рекомендации по ра­циональному использованию земель, нормам и срокам внесе­ния удобрений, применению техники, агротехническим меро­приятиям. Поиски оптимальных систем использования земель применительно к различным типам природной среды выступа­ют в качестве необходимого звена эффективного использова­ния природно-ресурсного потенциала территории и нормально­го функционирования природных экосистем

Лекция № 8

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

1. Новые эколого-экономические подходы природоохранительной деятельности.

2. Природоохранительные постановления и нормативные акты по рациональному пользованию окружающей среды/

 

1. Новые эколого-экономические подходы природоохранительной деятельности.

Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х годов. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды.

Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действовавшие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природыми ресурсами, экологическое страхование и др.) [8].

Государственные учет ресурсов.

Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.

Кадастр (фр. cadastre) - это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, их классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране .

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Различают земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых.

В земельный кадастр (характеристика дается в Земельном кодексе РСФСР от 1991 года, ст. 110) включают следующие основные сведения: качественный состав почв, распределение земель по категориям, собственники земли (владельцы, арендаторы, пользователи). Данные кадастровой оценки земель используются при определении платежей за землю, для оценки использования земель.

Кадастр месторождений полезных ископаемых (характеристика дается в Законе РФ о недрах, ст. 30, 32). Его ведет Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра). Кадастр включает в себя сведения о ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.

Водный кадастр. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 года, задачи государственного кадастра следующие: текущая и песпективная оценка состояния водных объектов с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водоисточников, восстаовления качества воды до нормативного уровня. Головной организацией здесь является Росгидромет. Однако использование воды находится под контролем Роскомвод, а подземными водами занимаются Роскомнедра.

Лесной кадастр. Его ведут Федеральная служба лесного хозяйства при Правительстве РФ и ее органы на местах (Рослесхоз). В соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства лесной кадастр содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищенности, дается экономическая оценка леса [1; 2].

Реестр охотничьих животных ведет управление охоты и охотничьего хозяйства, которое находится в ведении Минсельхозприроды России. На основании этого реестра ведется количественный и качественный учет животных охотничьего фонда, устанавливаются резкие ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к сокращению популяций.

Реестр рыбных запасов в количественных и качественных показателях по внутрихозяйственным водоемам составляет Комитет по рыболовству.

Финансирование природоохранной деятельности

В условиях рыночной экономики на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных пожертвований.

Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми - Экопромбанк, в Саратове - Поволжский экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования их экологической деятельности [8].

Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои права и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. Страхование может быть обязательным и добровольным. Но некоторые предприятия могут быть лишены права на страховое возмещение, если они неоднократно предупреждались о возможности аварии, но не приняли никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.

Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).

Экологические фонды функционируют на всей территории России. В систему экологических фондов входит Федеральный экологический фонд; фонды субъектов Российской Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; за размещение отходов и других захоронений; средств, полученных по искам о возмещении вреда, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью.

Экологические фонды расходуются на:

- мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды;

- проведение мероприятий и программ по охране окружающей природной среды;

- научные исследования;

- внедрение экологически чистых технологий;

- строительство очистных сооружений;

- выплату компенсаций гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды

Лимитирование природопользования - это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию-природопользователю на определенный срок предельные объемы использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум направлениям:

- изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т.п.);

- привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т.п.) [8].

Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного потребления, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждает природопользователя бережно относиться к природной среде, сокращать отходы, уменьшать выбросы (сбросов) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям.

Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природоохранной деятельности.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В ней указываются: цели пользования, срок действия, требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.

Существует несколько видов лицензий:

- на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

- на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т.д.);

- на сбросы и выбросы загрязняющих веществ;

- лицензия на комплексное природопользование.

Плата за природопользование. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов.

Согласно ст. 20 закона плата за природопользование включает:

- плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных лимитов;

- плату за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

- плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды

Экономическое стимулирование направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следующие:

- налоговые (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу) и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность;

- освобождение от налогообложения экологических фондов;

- установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

- введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;

- льготное кредитование природоохранной деятельности.

 

3. Природоохранительные постановления и нормативные акты по рациональному пользованию окружающей среды

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

 

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. Д52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требование к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

 

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию; образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

 

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить:

1) Водный кодекс РФ;

2) Земельный кодекс РФ;

3) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.);

4) Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

5) Закон РФ «Об использовании атомной энергии»;

6) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

 

Закон РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

http://otherreferats.allbest.ru

http://javoronki.narod.ru/zakon/7/3.htm

 

Лекция №9

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.