|
О грамотах представительных, увольнительных и мирных, даваемых от епископов отходящим клирикам33-е правило святых Апостол заповедует - приходящих из чужой страны епископов и прочих клириков отнюдь не принимать в общение без представительных грамот. Но если бы и принесли с собою таковые, и тогда не без исследования иметь общение с ними; ибо случалось иногда, что некоторые, погрешающие в вере, брали, к соблазну многих, представительные грамоты от некоторых епископов, может быть, не знавших о сокрытом у них пагубном заблуждении относительно догматов; ибо мы знаем, что многое бывает подлогом: посему со многими верующими приключалось великое несчастие, а неверующим выпадала на долю блестящая участь. Итак, если окажутся несумнительно православными, преподать им общение, а если нет, отсылать, подавши им необходимое, чтобы не навлечь на себя обвинения в скупости. Теперь вкратце должно быть сказано о даваемых от епископов отходящим из своих городов или стран грамотах, из которых одни называются представительными, другие увольнительными, а иные - мирными. О представительных грамотах Представительные грамоты суть те, которые даются клирикам, перемещающимся в другой город, от рукоположивших их епископов и представляют их, т.е. извещают или о священной степени таких-то, или о том, что они почитают здравую веру, или свидетельствуют о том, что на них было возбуждено обвинение или клевета, но что приносящие их (т.е. грамоты) оказались невинными. И мирянам, подвергшимся отлучению и отходящим в чужую страну, даются грамоты, которые извещают епископа той страны о том, что они уже разрешились от уз епитимий. Об увольнительных грамотах Увольнительные грамоты суть те, которые свидетельствуют, что епископу или клирику дозволяется перемещение по согласию архиерея, дозволяющего вместе с ним и там беспрепятственно проходить священнослужение. О мирных грамотах Мирными грамотами называются и те, о которых мы только что сказали, ибо в том случае, когда клирик приносит таковые епископу, к которому отходит, не расторгнутся узы, связующие миром божественной любви обоих епископов: ни приемлющий таким образом чуждого клирика не сделается виновником соблазна, огорчив своего собрата, ни рукоположивший его вначале не будет гневаться, как обиженный; называются также мирными и те грамоты, которые посылают друг к другу епископы частным образом, чрез лиц, не имеющих к ним никакого дела. Итак, клирику, хотящему перейти, необходимо приносить с собою две грамоты, представительную и увольнительную, чтобы первою мог воспользоваться для доказательства здравого образа мыслей относительно правой веры и безукоризненности жизни, а также принадлежащей ему священнической степени, а второю для того, чтобы дозволено было беспрепятственно священнодействовать в другой церкви, или даже причислиться к ее клиру. 12-е, а также и 13-е (пр.) тех же святых Апостолов клирику, которого собственный его епископ не удостоит рукоположения, отлагая сие, может быть, по каким-либо причинам, доколе они прекратятся, повелевают отнюдь не приходить для сего к другому епископу, а епископу не дозволяют принимать чужого клирика без представительных грамот от того епископа, у которого происходило исследование; а дерзнувших поступить вопреки сему подвергают одному суду отлучения обоих, т.е. и клирика и епископа, его принявшего; если же окажется, что клирик, которого принял епископ, уже рукоположен и отлучен за какой-либо грех, то такому продолжать отлучение, а епископа, его принявшего, отлучать. 15-е, к тому же и 16-е (правила святых Апостол) возбраняют служение клирику, переходящему из одной области в другую без воли епископа, рукоположившего его, и особенно, если, будучи призываем им, не возвратится; впрочем, не запрещают ему иметь там общение, как мирянину; а епископ, принявший его, если, не разузнав о нем, сопричислит к клиру и дозволит ему безбоязненно священнодействовать без увольнительной грамоты собственного его епископа, должен быть, говорит правило, подвергнут отлучению, как учитель бесчиния и нестроения, а если и возвел его на высшую степень, то таковое рукоположение не действительно; посему клирику, если он не принесет увольнительной грамоты, не дозволяет (правило) священнодействовать в чужой стране. То же самое говорит и 16-е (пр.) I Собора. А 3-е (правило собора) Антиохийского, кроме того, повелевает клирика, долгое время упорствующего в неповиновении, совершенно извергать, даже и без надежды восстановления в чине. 13-е (правило) IV Собора и 7-е Антиохийского повелевают, чтобы чужие и неизвестные клирики не служили без представительных грамот собственного их епископа. VI Собора (правило) 17-е подвергает суду извержения и пришедшего к епископу (клирика) и (епископа) его принявшего без представительных и увольнительных грамот, как постыждающих, насколько от них зависит, того, от которого принял рукоположение (пришедший). И 41-е правило собора Лаодикийского, а также и 47-е (чит. 42-е) полагают, что клирику или освященному не должно вообще путешествовать, без позволения своего епископа, или без канонических грамот от него. 106-е (119-е) правило Карфагенского собора определяет, чтобы епископы отлучались в Комитат, т.е. где находится царь, с увольнительною грамотою от митрополита. А 59-е (32-е) правило того же собора повелевает, чтобы без таковой грамоты никто из епископов не совершал морского путешествия. Антиохийского (собора правило) 8-е давать канонические послания, т.е. представительные и мирные, дозволяет одним только епископам, которым принадлежит и совершение хиротоний, но не дозволяет сего и священникам, хотя бы и первенствующим, по той причине, что им не дозволяется рукополагать; а хорепископам, если они будут беспорочны, дозволяет посылать мирные послания соседним епископам, поелику правила даровали им и иные преимущества. IV Собора (правило) 11-е говорит: приходящим к Церкви бедным и нуждающимся в помощи должно давать мирные грамоты, но не представительные, ибо сии следует давать только лицам, находящимся под сомнением, как свидетельствующие о том, что они в подозрении. А тем, которые желают священнодействовать в чуждой стране, должно приносить вместе с мирными грамотами и представительные. 5-е правило того же IV Собора и Сардикийского 16-е относительно переходящих из города в город епископов или клириков - первое определяет держаться положенных касательно таковых - правил святых Апостолов, а второе относительно приходящих в Фессалонику и долго там пребывающих повелевает соблюдать то, что было определено о них. I Собора (правило) 15-е запрещает епископу, или пресвитеру, или диакону переходить из одного города в другой, принадлежащий той же епархии: ибо епископа обвиняет за перемещение кафедры, как выше сказано мною, а прочих клириков - за то, что они удалились от той церкви, или от того монастыря, для служения в которых они были рукоположены: ибо и клирики не отрешенно принимали тогда рукоположение, по 6-му правилу IV Собора, но (с назначением) к такой-то церкви, или к такому-то монастырю; посему таковое перехождение правило и почитает нетвердым. 15-е (правило собора) Сардикийского говорит: если какой-либо епископ, принявший служителя из иной области, без соизволения его епископа, поставит его на какую-либо степень клира, то таковое поставление должно быть недействительно и нетвердо. Карфагенского (собора правило) 93-е (101-е) говорит: кто хотя однажды читал в церкви, приняв на сие хирофесию, тот не должен переходить в клир к другой церкви. Одному только епископу Карфагена предоставлено причислять к своему клиру клириков других областей и без увольнительной грамоты рукоположивших их. Это ты ясно узнаешь из 55-го (66-го и 67-го) правила Карфагенского собора, которое, подтверждая издревле данную Карфагенскому епископу свободу, в силу которой он имеет право принимать от всякой церкви клириков, каких хочет, и рукополагать их для своей церкви, в то же время предлагает, ради братолюбия, делать это с ведома епископов, имеющих их (под своею властию). Прочим же митрополитам правило не дозволяет принимать чужого клирика и рукополагать его во пресвитера или во диакона, разве кто окажется полезным для управления народом: ибо такого предоставлено пригласить и чуждому митрополиту, если того захотят и тот и другой, и почтить его епископским достоинством. А дозволено это, говорит правило, потому, что не столько затруднительно рукоположение священников и диаконов, как епископов, и потому, что редко находятся такие, которые могут словом и делом сами вести народ к лучшему; а клирика, не принимающего епископского достоинства, принуждать к принятию не следует, ибо нигде не найдется такого, которого бы против воли и насильно возводили на епископскую кафедру. И престолу Константинополя предоставлено брать откуда бы то ни было из подчиненных ему церквей клириков, каких хочет, и причислять к своим, а также болгарскому и кипрскому, по 130-й (чит. 131-й) Юстиниановой новелле, которую и ищи в 11 главе буквы E. Равным образом предоставлено и царю делать перемещения клириков. Гражданские законы Боголюбезнейшим епископам запрещаем оставлять свои церкви и приходить в иные епархии; а если какая-нибудь нужда требует сделать это, то они должны делать это не иначе, как с грамотами блаженнейшего своего патриарха, или митрополита, или по царскому повелению. И в царствующий град они должны приходить не иначе, как так. Но если какой бы то ни было епископ отлучится и таким порядком, то и тогда он не должен оставлять свою церковь более одного года. А епископам, приходящим, как сказано, в царствующий град, к какой бы области они ни принадлежали, прежде всего должно приходить к блаженнейшему архиепископу Константинополя и патриарху и таким образом при посредстве его входить к нашей скромности. А относительно тех, которые отлучаются вопреки настоящему нашему предписанию, или пребывают вне своей церкви сверх определенного годичного времени, повелеваем, во-первых, чтобы экономами их церквей не было подаваемо им содержание, потом, чтобы напоминаемо было им посредством грамот тех архиереев, которым они подведомы, о том, чтобы возвратились в свои церкви; а тех, которые откладывают возвращение, опять призывать по священным правилам и, если в продолжение определенного времени не возвратятся в свои церкви, таковых изгонять из епископии, по воле, суду и исследованию собственного их архиерея, а вместо них рукополагать других - лучших, по силе настоящего закона. То же самое повелеваем соблюдать и по отношению к клирикам какого бы то ни было служения, а также и к монахам; а тех, которые нарушают это, лишать собственного их чина. Но мы видим, что оба эти постановления не соблюдаются, ибо архиереи отправляются в царствующий град не с грамотами патриарха, но, самовольно пришедши и вступивши в ворота города, донесением объявляют патриарху о своем прибытии и таким образом безбоязненно вторгаются в великий град, и, долгое время проживая в нем, не испытывают никакой неприятности [ "Лица духовного звания, желающие отлучиться от тех церквей, к коим они приписаны, должны подавать о том прошения своим начальникам по общей форме" (Т. XIV. Уст. о пасп. и бегл. ст. 64) ], хотя приснопамятный император Мануил незадолго пред сим [ "При увольнении в столицы лиц, как из белого духовенства, так особенно из монашествующих, наблюдается, чтобы таковые лица были не опороченного и не сомнительного поведения, и увольнялись только по самым настоятельным нуждам, и на самые умеренные, по роду надобности сроки" (Там же, ст. 79). ] постановил, чтобы архиереи в величайшем граде пребывали не более определенного благочестивыми законами и божественными правилами времени, когда нет никакого неизбежного препятствия, а в противном случае и против воли изгоняемы были из города, - но чтобы прибытие их в этот город было совершаемо по обычаю издревле соблюдавшемуся согласно с церковными правилами и гражданскими законами. Определяем, чтобы и клирики, определенные в одной епархии и без воли собственного их епископа переходящие в другую епархию, отнюдь не причислялись к церкви, ни принимали рукоположения. Ибо от того, что это не соблюдается, многие церкви исполнились многого бесчиния и замешательства; а если кто-либо окажется нарушающим настоящее распоряжение, если, оставив свою епархию, причислится к (клиру) другой церкви, таковый, не получив никакой степени хиротонии и быв изгнан от чужой церкви, должен и против воли возвратиться к своему епископу. А если он принял и хиротонию, то в таком случае должен быть на трехлетие удален от служения; снисхождение же к таковому должно быть оставляемо на суд собственного его епископа. Глава 10-я. - об увольнительных грамотах Об увольнительных грамотах, даваемых от архиреев отлучающимся клирикам, достаточно сказано в главе об отлучке, только что изложенной. Глава 11-я. - о епископах, похищающих церкви, им не принадлежащие Также и относительно епископов, сделавших похищение не имеющих к ним никакого отношения церквей, рассеяны правила в той же главе, т.е. об отлучке, и опять повторять их нет смысла. А 53-е (64-е) правило Карфагенского собора говорит: есть такие, которые, надеясь на свой народ, чешут их слух, т.е. льстят и таким образом похищают церкви, принадлежащие другим. Но таковые должно отнимать от них со властию первенствующих архиереев - патриархов или митрополитов. А выражение: "чесать слух" взято из Апостола (2 Тимоф. 4, 3); оно означает: обольстительными словами услаждать чей-либо слух, и употреблено в переносном смысле, от бессловесных животных, которые, когда человек гладит, чешет и щекочет их своими руками, усмиряются и делаются ручными. Ищи еще в 24-й гл. буквы C 48 (59) правило того же собора. Глава 12-я. - о тех, которые разбойнически похищают чужое Святый Григорий Чудотворец в 3-м правиле (чит. 3, 4, 5, 6, 7) - грабителя, и корыстолюбца и присвояющего чужое ради гнусного прибытка объявляет отлученным и изверженным от Церкви Божией, подобно тому, как и сыновья, за безрассудные вины, устраняются и лишаются отцовского имущества. А чтобы, говорит святый отец, среди такого стеснения и такого плача, когда варвары все разграбляли, дерзнул кто-нибудь это время, всем угрожающее погибелью, признать для себя временем корысти, это свойственно людям нечестивым и богоненавистным, дошедшим до крайней степени гнусности; "посему справедливым признается всех таковых отлучити от Церкви, да не како приидет гнев на весь народ", и прежде всего на самих предстоятелей за то, что не взыскали со тщанием таковых и не исправили: ибо устремляющиеся на имущество пленных собирают гнев и на самих себя и на весь народ; увеличивая виновность сего корыстолюбия, св. Отец утверждает, что оно гораздо хуже корыстолюбия Ахарова: ибо и Ахар, говорит, один и частным образом взявши из заклятого, навлек гнев Божий на весь Израиль; а потому умер не один он, но умерли и все принадлежавшие ему, быв побиты камнями; ибо хотя и эти (похитители имущества пленных) и оный Ахар взяли похищенное ими из добычи, но тот взял вражеское, а эти принадлежащее братьям; таким образом беззаконие сих гораздо преступнее, чем того. Ошибается, обольщая себя, тот, кто говорит, что он нашел вещь брошенною и взял, когда она никому не принадлежала и что он не знал, может быть, хозяина ее; ибо и тому, кто нашел ее таким образом, не позволительно корыстоваться и присвоивать себе чужое, но он должен сберечь ее хозяину; ибо если древний закон повелевает, что если брат твой или враг твой по беспечности потеряет свою собственность, и при том во время мира, то ты не удержи ее, но возврати ее потерявшему, то насколько более должно сохранить оставленное имущество брата, убегающего от врагов, или захваченного в плен, и возвратить потерпевшему несчастие? Крайне безрассудно было бы и присвоивать чужое взамен своего, утраченного, и думать, что в этом нет ничего ужасного, хотя в рассуждении зла этот поступок ничем не отстает от того, что сказано выше: ибо чем были для них неприятели, тем они тщатся сделаться для своих братьев. Возвестил также нам некто (говорит св. отец), что некие, без сомнения, неверные и нечестивые и не имеющие никакого познания о Боге, насильно захватили в неволю некоторых, избегших варварских рук. Пошлите кого-либо в страну для исследования об этом, дабы не пала молния на творящих сие. А в 10-м (9-м) правиле сей же великий Григорий дерзнувших учинить нападение на чужие домы, если, быв обвинены в сем, будут обличены, не удостоивает даже и слушания, и признавшимся добровольно и возвратившим то, что взяли, повелевает припадать и выходить вместе с оглашенными. Законы Гражданский закон присуждает того, кто похищает что-нибудь на пожаре, или при кораблекрушении, или из падшего дома, к уплате вчетверо (по иску начатому) в течение года, а после года - к простой уплате: равно и того, кто злонамеренно принимает это. Хищников и прежде осуждения приносящих похищенное ими закон не прощает, но присуждает к уплате вчетверо. Если кто насильственно похитит движимые вещи, то (по иску начатому) в течение года обязывается уплатить вчетверо, если будет засвидетельствовано количество и вид вещей, а по прошествии года - только стоимость их. Если же окажется, что похищение было насильственным, а свидетели не знают похищенного, в таком случае потерпевший насильственное похищение дает клятвенное показание и получает от хищника стоимость того, сколько у него похищено, по клятвенному показанию (потерпевшего похищение). Если кто помимо судейского приговора отнимет какую-нибудь вещь, то, если он хозяин этой вещи, лишается владения ею; а если вещь будет чужая, то дает и цену ее. Впрочем, и здесь, когда иск возбуждается в течение года, дается штраф, а если по прошествии года, то - только вещь и плоды. Захватывающий землю, или переменяющий пределы, отдает двойное количество захваченного. С оружием нападающие и опустошающие чужие домы или поля наказываются смертною казнию. Глава 13-я. - о тех, которые похищают жен для брака 11-е правило Анкирского собора - дев, обрученных кому-либо, потом похищенных другим, и хотя бы сии последние и законопреступно насиловали их, повелевает возвращать опять тем, с коими они были обручены, если, то есть, согласятся взять их; ибо против желания они не должны быть принуждаемы к сему. Великий Василий в 22-м (правиле) говорит: взявшего жену посредством похищения не должно принимать на покаяние до тех пор, пока не будет разлучен с нею. И если она была обручена с кем-либо, то возвращается к нему, если он захочет взять ее; если же она не была еще обручена ни с кем, то возвращается к родителям, или другим кровным ее родственникам, и, если сии последние соизволят, при согласии и ее, на (вступление в) свойство с похитителем, супружество должно состояться, а если нет - не должны быть принуждаемы. А осквернившийся с женщиною тайно ли, по ее согласию, или насиловавший ее, должен быть подвергнут епитимии блудников и в течение четырех лет должен пройти четыре места покаяния; в первый год состоя плачущим вне дверей храма, во второй - в числе слушающих, в третий - с припадающими, в четвертый стоя вместе с верными, но воздерживаясь от Божественных Таин; по прошествии же и сего должен получить совершенное общение. 30-е (правило того же святого отца) похищающих жен и тех, которые содействуют им, осуждает на стояние в продолжение трехлетия вне (общих) молитв, вместе с слушающими. А если жена, говорит св. Отец, предала себя добровольно, и если этому не предшествовали ни растление, что говорится собственно по отношению к девам, ни татьба, т.е. тайное смешение, то взявший ее не повинен епитимиям настоящего правила, так как (тут) не было насилия, а особенно в том случае, если она полновластна, т.е. вдова, и от нее зависело последовать (за мужем) или нет; ибо "нам не должно", говорит св. Отец, "пещися о показуемых видах", т.е. о вымысле и притворстве: ибо бывает иногда, что жена, стыдясь отдаться любящему или любимому человеку, показала вид, что она похищена, а на самом деле добровольно последовала за ним. Итак, если похищение совершено было для видимости, то ни епитимии не должны иметь места, ни положенные на похитителей законы, а только подлежат иску за оскорбление со стороны отцов те, которые взяли подвластных (им); ибо они расторгают и брак, который заключен без их согласия. 28-е (27-е) правило IV Собора и 92-е правило IV Собора в одних и тех же выражениях определяют - похищающих жен под видом супружества, или содействующих, или соизволяющих (в подлиннике: "похитителям"), если они клирики - извергать, а если миряне - предавать анафеме. Таким образом эти правила подвергают тем же наказаниям и соизволяющих помогать похитителям. И весьма справедливо. Ибо похититель в оправдание (хотя оно и весьма слабое) похищения представляет любовь, которая, подстрекая его к беззаконному действию, взяла верх над рассудком; а кто из здравомыслящих простит содействующему, не имеющему никакого другого побуждения к такому нечестивому действию, кроме своей развращенности, которая, кроме других нелепостей, ниспровергает и общественное благоустройство? Содействующим называется тот, кто помогает похищению делом, а соизволяющим - тот, кто предлагает планы и советы. Законы Кто похищает женщину, обрученную с кем-либо, или необрученную, или вдову, благородная ли она, раба ли, или отпущенная на свободу, а особенно если она посвященная Богу, хотя бы кто похитил свою невесту, если совершил похищение с оружием, т.е. с мечами или дреколием, таковый должен быть казнен мечом, а способствовавшие похитителям, или знавшие, или добровольно принявшие (похищенную), или оказавшие какое бы то ни было пособие, после жестокого телесного наказания и острижения должны быть наказаны лишением ноздрей, так как решившиеся совершить похищение бывают готовы и убивать сопротивляющихся им; а если похититель совершил похищение без всякого оружия, то у похитившего должны быть отсекаемы руки, а содействовавшие ему каким бы то ни было образом, после телесного наказания и острижения должны быть ссылаемы в ссылку, по желанию ли женщин, или без желания совершено было похищение, а особенно, если покусились похитить замужних женщин; также должны быть сосланы и родители похищенной женщины, если они покусятся получить от похитителей недостойное удовлетворение. А если и раб окажется содействовавшим делу, должен быть сожжен. Похищающие, или обольщающие, или растлевающие подвижницу, или монахиню, или диакониссу, или имеющую иной благочестивый образ, равно и участвовавшие, подвергаются вышесказанному наказанию по закону и имущество их чрез епископов и светских начальников обращается в собственность той церкви, или того монастыря, где находилась потерпевшая обиду, а сама она с своим имуществом ввергается в монастырь под строгую охрану; впрочем, если то будет диаконисса, имеющая законных детей, то сии последние получают законную часть ее имущества. Похитивший деву или вдову не может жениться на ней, хотя бы даже соглашался на сие отец ее и прощал преступление. Похищенная не должна вступать в брак с похитителем своим; но если и согласятся на такое сожительство родители ее, наказываются ссылкою. Иначе наказывается похитивший девицу и иначе - растливший девицу (насилием) ибо похищение из-за бесстыдства похитившего не извиняется; а растление, совершенное чрез насилие, если допущено подвергшеюся растлению, извиняется и им позволяется сожительствовать. Похищенная получает в свою пользу имущество похитителя если не хочет законно сочетаться с ним; а если захочет сего, обращается в казну имущество ее, похитителя и тех, которые соизволяли на это зло, будут ли это родители их или чужие. Похищение преступнее прелюбодения: совершивший похищение подвергается тягчайшему наказанию и в том случае, когда обвинение возбуждается посторонним лицом, и хотя бы отец девицы, быв упрошен, простил. Раб получает свободу, если донесет о похищении девицы или если докажет, что было совершено похищение, но уже прощено. Похищающий или скрывающий чужую рабу - блудницу не подвергается наказанию ни как вор, ни как похититель людей, ибо сделал это не ради кражи, но для удовлетворения страсти; впрочем, подвергается денежному штрафу от начальника и вразумляется. А 17-я Юстинианова новелла похитителям дев запрещает спасаться в пределах убежища; ее и ищи в 13-й гл. буквы E. Похитители дев даже во дни Пасхи пребывают в заключении и в узах. Ищи еще законы в 7-й гл. буквы P. Глава 14-я. - о мужеложстве Великий Василий в правиле 7-м, а также в 62-м говорит: "явивший неистовство на мужском поле" и раскаявшийся должен быть подвергаем подобающим епитимиям покаяния на 15 лет и после сего должен быть удостоиваем общения. А Григорий Нисский в 3-м (чит. 4) пр. простирает покаяние сих на 18 лет. А Иоанн Постник говорит: если отрок будет осквернен каким-либо мужем, то, если он принял "истицание в бедра", после подобающих епитимий может вступать в священство, а если - "в афедрон", отнюдь да не удостоивается священнической степени: ибо хотя он и не согрешил, по причине несовершеннолетия, но "сосуд его проседеся" и не допускает его священнодействовать, ибо осквернился. Осквернившиеся, т.е. совершающий и терпящий осквернение, должны быть наказываемы мечом, разве если потерпевший будет моложе 12-ти лет: ибо тогда несовершеннолетие освобождает его от такового наказания. Глава 15-я. - о начальниках, каковы они должны быть Начальник должен, насколько возможно, подражать божественному естеству и быть ко всякому сострадательным, непамятозлобивым, терпеливым, негневливым, нелицеприятным, немздоимным, и поспешно и без исследования не верить клеветам и наговорам: ибо когда начальник бывает рабом страстей, противоположных исчисленных добродетелям, многие часто несправедливо подвергаются бедствиям. Три качества характеризуют истинного начальника: смирение по отношению к посвященным Богу, простота и постоянство в трапезах и нелицеприятность и немздоимность в судах. Начальник должен быть ласков с обращающимися к нему, но без унижения себя, с подначальными не должен обращаться как с равными себе и не должен выявлять на своем лице гнев или милость; с рассуждением он должен относиться к содействующим ему и не должен принимать противодействующих. Начальниками подчиненными называются те, которые начальствуют над областями, а независимый начальник есть Константинопольский. Глава 16-я. - о женщинах, находящихся в очищении Святый священномученик (Дионисий) Александрийский во 2-м правиле повелевает, чтобы женщины, находящиеся в состоянии очищения, не приступали к божественной трапезе и не приобщались пречистых Таин; ибо кровоточивая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю риз Его; поминать же Господа и просить себе (Его) помощи находящимся в таком состоянии не возбранно, а приступать не совсем чистому ко Святому Святых - соблазнительно и опасно. Женщин, беспокоимых течением месячных кровей, св. Отец называет "находящимися en afedro" от того, что они отделяются от сидения с прочими как нечистые: ибо еврейские женщины во время месячного течения безмолвствуют, сидя в особом месте, пока не пройдут семь дней и не прекратится месячное течение. Таковые и в настоящее время не только не допускаются до алтаря, в который в древности им позволено было входить, но извергаются и из храма и даже из притвора церковного. И 6-е (по книге правил 7-е правило) Тимофея (Александрийского) говорит: женщинам, находящимся в таком состоянии, прежде очищения непозволительно приобщаться Божественных Таин. Законы 17-я новелла императора Льва Философа говорит: относительно родивших жен, которые обыкновенно находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы, когда у них нет другой опасной болезни, до сорока дней было откладываемо - для некрещенных просвещение, а для просвещенных - причащение божественных Таин; а когда постигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая прекращением жизни, были немедленно удостоиваемы: некрещенные - просвещения, а просвещенные - Таин. Глава 17-я. - о несовершеннолетних Несовершеннолетний не извиняется в преступлениях, учинив, например, кражу, или причинив убыток, хотя бы отсюда он и не получил для себя никакой пользы. Ищи еще 4-ю гл. настоящей буквы и 33-ю гл. буквы E, ищи также (законы) в 8-й гл. буквы B и в 4-й гл. буквы A. Глава 18-я. - об отлучении Кто, обращающий внимание на то, что происходит, может сказать, что не следует присоединить к прежде сказанному и сего - т.е. относительно тех, которым удалось благодатию истины быть отделенными Богу, но которые, лукавым своим произволением уклонившись к злым делам, стяжали отсюда плод быть отлученными от Бога? Итак, 10-е правило святых Апостол говорит: участвовавший в молитве с отлученными от общения в каком бы то ни было месте, должен быть отлучен и сам; ибо этим общением подвергается или обвинению, или презрению запретивший того, как незаконно и несправедливо отлучивший; а просто разговаривать с запрещенным (правило) не возбраняет. А 11-е правило тех же св. Апостол извергает клирика, молившегося вместе с клириком изверженным и после извержения опять священнодействовавшим. 32-е (Апостольское правило) говорит: отлученному от общения собственным его епископом не должно быть принимаему другим; а если отлучивший умрет, то в таком случае - преемник его власти, исследовав относящееся до отлученного должен иметь свободу или ослабить, или продлить запрещение; а другому делать это не дозволяется и при жизни и по смерти отлучившего, разве по соборному исследованию. То же самое определяет и 9-е (правило собора) Карфагенского, что принявший в священническое общение клирика не безосновательно, но справедливо за нелепости изверженного, должен подлежать извержению (и сам); равно и молившийся вместе с отлученным должен подвергнуться одинаковому с ним наказанию. Согласно с сими (правилами определяет) и правило 6-е собора Антиохийского, что и клирики и миряне, подвергшиеся узам отлучения от своих епископов, не получают разрешения от других, прежде чем освободит связавший, или рассмотрит о них общий собор. 13-е правило Сардикийского собора - отлученного своим епископом пресвитера, или диакона, или вообще принадлежащего к клиру - не дозволяет принимать в общение другому епископу, имеющему о них сведение: ибо это причиняет обиду отлучившему. А 14-е правило (того же собора) говорит: если кого-либо из клириков собственный его епископ, будучи раздражен, во гневе подвергнет отлучению, чего не должно быть, в таком случае не должно такового вдруг удалять от общения, - но он может придти к областному митрополиту, которому подчинен отлучивший, и им должна быть исследуема причина отлучения; а епископ не должен огорчаться этим: ибо таким образом или утвержден будет его приговор, или, если он не справедлив, - будет исправлен. Впрочем, прежде окончательного расследования отлученный не должен бесстыдно приступать к общению, и прочие клирики, оказывая подобающую честь епископу, как и он с своей стороны должен оказывать им требуемое любовию, - должны принуждать подвергшегося запрещению - не пренебрегать им, доколе исследование не постановит относительно его должного решения. Что же касается добавления правила, что при отсутствии собственного митрополита дело предлагается на рассмотрение соседнему, то утвердившийся в настоящее время обычай не допускает этого. Согласно с сим говорит и 139-е правило собора Карфагенского: если кто из епископов, будучи раздражителен, чего не должно быть, движимый гневом, кого-нибудь из подчиненных ему клириков удалит и от церкви и от общения, подобает предохранение употребить, чтобы несправедливо запрещенный не был извержен; посему он должен иметь свободу обращаться к соседним епископам, от которых должны быть подвергаемы тщательному исследованию причины (отлучения), а епископ отлучивший кротко и благодушно должен сносить исследование и благосклонно положиться на решение большинства, будет ли им признано его мнение твердым, или нетвердым. 5-е правило первого Собора говорит: относительно тех, которых епископы по каждой епархии удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были приемлемы другими. Впрочем, должно обращать внимание, не по малодушию ли, или распре, или неудовольствию, или по иному какому-либо пристрастию епископа люди подпали отлучению; посему на соборах, ежегодно бывающих, должны быть подвергаемы исследованию дела, их касающиеся, и или неосновательно отлучивший подвергаем был заслуженному прещению, или неосновательно тяготящийся отлучением благодушно принимать епитимию. 4-е правило VII Собора говорит: епископ ради постыдной корысти вымогающий от подчиненных ему епископов, или клириков, или монахов золото, или серебро, или иное что-либо, "употребляя в предлог мнимые грехи", т.е. такие, которые не заключаются в божественных правилах, и не охотно дающих требуемое наказывающий отлучением, или по иному пристрастию возбраняющий служение кому-либо из подчиненных ему клириков, или заключающий честный храм, дабы в нем не были совершаемы обычные службы Божии, - таковый, "устремляя свое неистовство и на бесчувственное" (т.е. "на храм"), поистине есть бесчувствен, говорит правило, и должен подвергнуться тем же наказаниям, епископ - отлучению от митрополита, а митрополит - от патриарха, справедливо принимая на себя то, что неосновательно наложил на других. Посему божественный Апостол Павел, "яко некое правило полагая Ефесским пресвитерам, рек": сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах (Деян. 20, 33) и прочее; и опять: не должна суть чада родителям снискати имения, но родители чадам (2 Кор. 12, 14). И Петр - первоверховный из Апостолов - говорит: пасите еже в вас стадо Божие... не нуждею, но волею и по Бозе; ниже неправедными прибытки, но усердно; ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду (1 Петр. 5; 2, 3, 4): ибо правило повелевает (архиереям) - не пользоваться клириками как рабами и слугами, но пасти и исправлять их без пристрастия и принуждения. 29-е (38-е) правило Карфагенского собора говорит: отлученный от общения за небрежение, т.е. за грех, епископ ли, или какой бы то ни было клирик, хотя бы и думал, что страдает несправедливо, не должен пренебрегать запрещением, пока его дело не будет исследовано более совершенным судом; а если окажется, что он вступил в общение с кем-либо прежде исследования (его вины), то ускорит сам на себя произнести приговор совершенного извержения. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|