|
Еще о крещаемых непосвященными лицамиБыло исследовано и сие: митрополит Ираклийский Мануил спрашивал: должно ли принимать, как верного, того, кого крестил непосвященный, ложно утверждавший, что имеет священство (ибо это случилось тогда в его епархии), и собор решил, что должно перекрещивать и таковых, - так как, говорит, по священным правилам Апостолов - 46-му и 47-му - совершение святого крещения предоставлено одним епископам и священникам; это же открывается и из 26-го и 46-го (правил) Лаодикийского собора, из коих первое повелевает, чтобы не произведенные от епископов не совершали заклинаний, - а второе, чтобы просвещаемые давали ответ о вере епископам, или пресвитерам; к тому же и вышесказанные правила VI собора (84-е) и Карфагенского (83-е) - повелевают немедленно крестить тех, о которых есть сомнение, крещены ли они; кроме того, не благочестиво было бы и не безопасно - крещенного не получившим власти крестить и посредством крещения давать отпущение грехов (ибо крещение очищает их) - причислять к божественному лику верных. Ибо представляется не малая опасность, чтобы, по причине такового сомнения, тот не был лишен очищения посредством святого крещения, - а мы незаметно для себя не были в общении с некрещенным; а если кто возразит, что крещение, совершаемое непосвященным, следует признать истинным ради творимых от мирянина молитв и ради помазания святым миром, таковый может сказать так же, что и рукоположенные от кого-нибудь непосвященного и выдающего себя епископом должны быть клириками и после того, как это будет обнаружено, что нелепо и противно 4-му правилу II Собора, которое о Максиме цинике постановляет, что ни он не был и не есть епископ, ни рукоположенные от него не имеют более от сего никакой пользы, так как все, что он не законно сделал, не твердо, - а также и 18-му правилу Собора Сардикийского, извергающему совершенно из клира рукоположенных непосвященными Мусеем и Евтихианом и низводящему их на место мирян; итак, как эти последние признаются нерукоположенными, так и те должны быть признаны некрещенными; и как агарянские дети, крещаемые для того, чтобы не смердели зловонием, не признаются христианами, так не признаются христианами и помазуемые даже миром непосвященными, так как не предоставлено таковым и вообще преподавать какое-либо освящение; а кто противопоставляет сделанное Великим Афанасием в бытность его еще дитятею, тот должен припомнить гражданский закон, который определяет: "что не по правилам, то в пример не приводится" и "что и редкое не закон Церкви". Глава 4-я. - о крещаемых из иудеев О жестоковыйном и необрезанном сердцем роде иудейском 8-е правило VII Собора постановляет так: если кто из них от искреннего сердца изберет христианскую веру и нам от всего сердца исповедует, торжественно отрекаясь от всего, что обыкновенно делает род еврейский, дабы и других обличать и исправлять, таковый должен быть принимаем и должен быть удостоиваем божественного крещения, а также и его дети, и должен быть оберегаем, чтобы удалялся иудейских обычаев; а если не так мыслит, - избирает христианство не потому, что оно хорошо само по себе, - но притворно приступает к вере, или желая избежать какой-нибудь беды, или быв увлечен любовию к временной славе и человеческому благополучию, - такового не дозволяет крестить; а если откроется, что некоторые, держащиеся такого образа мыслей, по неведению были крещены и притворяются, будто исполняют свойственное христианам, а тайно держатся иудейских обычаев и обрядов, то не должны входить в церковь, не должны быть удостоиваемы никакого общения и дети их не должны быть знаменуемы божественным крещением, не должно быть им позволяемо приобретать христианского раба, но они должны быть принуждаемы открыто жить по еврейской религии. Законы Закон говорит: иудей, притворно изъявляющий желание быть христианином, дабы, в ожидании обвинения против него, или взыскания с него долга, прибегнуть к церкви, - не должен быть принимаем, если не отдаст долга или не освободится от обвинения. Иудей не должен иметь христианина рабом, и не обрезывать оглашенного; и другой еретик не должен иметь рабом христианина. Глава 5-я. - о царе Законы Царь есть законное начальство, общее благо для всех подданных; он благотворит не по пристрастию и наказывает не по нерасположению, но, как бы некоторый посредник в состязаниях, справедливо распределяет награды соответственно добродетелям подначальных и никому не оказывает незаслуженных благодеяний во вред другим. Забота царя (должна состоять в том, чтобы) - наличные силы милостию охранять и утверждать, потерянные - неусыпною заботою возвращать, и новые - мудростию и справедливыми средствами и предприятиями приобретать. Цель царя - благодетельствовать, почему и называется благодетелем, и когда сделается бессильным в благодеянии, - по мнению древних, безчестит царское звание. Царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностию по Боге. Глава 6-я. - когда царь входит во святый алтарь 69-е правило шестого Собора говорит: закон церковный святый алтарь отделил для одних только посвященных лиц; а древнее предание божественных отцов, - в воздаяние и почитание благочестия царей, - не заключило входа в него и для них (так как они суть помазанники Господа и обыкновенно назначают патриархов с призыванием божественной Троицы), впрочем, тогда только, когда они хотят принести к божественной трапезе узаконенные дары; мирянам же совершенно воспрещен (церковным законом) вход внутрь алтаря. А латиняне, попирающие всякое церковное законоположение, оскверняют божественный алтарь входом в него не только мужчин, но и женщин. Они дошли до такого безумия, что мужчины не страшатся сидеть в алтаре, когда стоят пред ними священнодействующие, а женщины с бесстыдным лицом стоят даже вокруг священной трапезы, когда священнодействует священник. "Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу". Глава 7-я. - о том, что царю досаждать не должно 84-е правило святых Апостол говорит: кто досаждает царю или князю не по правде, - если клирик, да будет извержен, если мирянин, да будет отлучен. Ибо и Моисеев закон повелевает: князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). И Петр, верховный из Апостолов (говорит): царя чтите (1 Петр. 2, 17). И великий Павел повелевает молиться за царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2), - и это за неверных. А прибавкою: "не по правде" (ибо это священное правило я изложил без изменения) правило запрещает незаслуженный упрек, а не обличение в правом деле, когда кто-нибудь касается их в том случае, когда делают неподобающее, хотя обличительные слова и считаются ими за обиду. Законы Оскорбляющий царя не тотчас подвергается смертной казни, или иному какому-нибудь жестокому наказанию: ибо сказал (что нибудь оскорбительное о царе) или по легкомыслию, и заслуживает презрение, или в помешательстве, и достоин сожаления, или потому, что обижен, и заслуживает снисхождения. Относительно его доносится царю и он судит по качеству лица, - должно ли оказать снисхождение, или подвергнуть смертной казни. Кто грешит против царского величества, т.е. составляет заговор против царя, - должен быть казнен мечом. Всякий находящий письмо, содержащее укоризны против царя, - запечатанное или незапечатанное, и не сожигающий его тотчас, но читающий в присутствии других, должен подлежать такому же наказанию, какому подлежал бы и сочинивший самый пасквиль. Глава 8-я. - о брачных степенях Думаю, что никто из здравомыслящих не будет упрекать нас в несвоевременности потому, что мы теперь только повествуем о так называемых брачных степенях - именно о близости и отдалении родства между ними: посредством этого от степеней дозволенных ясно различаются и обличаются степени, имеющие запрещение. Некоторые говорят, что степени названы в переносном смысле от ступеней лестницы: ибо как по ним совершается восхождение и нисхождение, так и посредством степеней родства отыскиваются восходящие и нисходящие (родственники); а состоящие между собою в родстве не по прямой линии - познаются (в отношении родственной близости) по линии боковой. Степени обыкновенно идут по порядку рождений, - ибо узаконено, что каждое рождение составляет одну степень. Из степеней одни простираются в широту, другие в глубину; простирающиеся в широту по отношению друг к другу сохраняют один и тот же чин: ибо сыновья все (по отношению к своим родителям) занимают первую степень; братья по отношению друг к другу - вторую, хотя их будет и более десяти: так как необходимо, чтобы связанных между собою единством крови вследствие брака было не более двух (т.е. при определении близости родства), - то посему, рассматривая именно только этих (т.е. двух) из братьев, мы говорим, что они состоят во второй степени, так как между ними два посредствующие рождения; таким же образом - племянники (по отношению к дядям) занимают третью степень, двоюродные братья (между собою) четвертую, троюродные братья - шестую и т.д.; а простирающиеся в глубину не все имеют одну и ту же степень; но сыновья (по отношению к родителям) занимают первую степень, внуки - вторую, правнуки - третью и т.далее; а посему степени удобнее определять не по рождениям, как принято было древними, а по свойству и близости рода и по отдаленности по отношению к родоначальнику, ибо между отцом и сыном существует некоторое малое расстояние, между дедом и внуком - большее, у правнука по отношению к прадеду - еще большее. Так же располагаются степени родства и по линии боковой. Разделение родства Родство - понятие родовое; по первому разделению оно рассекается на два вида: I) родство по природе и II) родство по положению; родственник по природе есть, например, отец, сын, мать, дочь, брат, племянник, двоюродный внук, - родившийся от племянника и прочие таковые; родственники по положению суть: тесть, зять, шурин, усыновленный сын. I. Родство по природе опять подразделяется на два вида: 1) на родство законное, происходящее от брака и 2) родство, происходящее от блуда. II. Родство по положению, в свою очередь, подразделяется: 1) на свойство и 2) усвоение. Свойство есть родство, происходящее от принятия зятя; свойство есть также родственная близость лиц, связанных с нами посредством браков, помимо родства кровного; а усвоение есть усыновление помимо плотского совокупления. О братотворении [ Обычай братотворения состоял в том, что два неродственные лица давали друг другу обет братской любви и взаимной самоотверженной помощи; этот братский союз был освящен особым чинопоследованием, входившим в состав требников и греческих (Goar. ed. Venet. 1730 г., p. 706-708) и славянских (напр, в Потребнике XVI в. Софийской библиотеки, N 836, л. 244-247; полный славянский текст чина братотворения по этому Потребнику издан Проф. Св. Горчаковым в приложении № II к его книге "О тайне супружества", стр. 4-5. Лица, вступившие в духовное братство при посредстве Церкви, считались состоящими в тесном родстве, - предоставлявшем право наследования без завещания и служившем препятствием к браку между нисходящими и даже некоторыми боковыми их родственниками. Против этих юридических последствий братотворения и направлено имеющее основание в законах гражданских Властарево замечание о незаконности братотворения. Более подробные сведения о братотворении см. у А. С. Павлова, в толк. к ст. 165 "Номок. при большом требнике"; Одесса. 1872 г., стр. 150-151; в его же "50 гл. кормчей книги" - стр. 187-190; ср. о том же в книге проф. Горчакова "О тайне супружества", стр. 34-35. ] Братотворение не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, "понеже иногда прилучается нам не имети чад", - а для братотворения нет ни одного благословного предлога. Итак, что имеет благословную причину, то принял и закон, а что не таково, - не принял [ Трактат о братотворении вошел в 50-ю гл. нашей Кормчей книги, ч. II, стр. 226; "50-я гл. Кормч. кн." Пр. А.С.Павлов, стр. 313, прим. 3-е. ]. Опять по подразделению, родство от свойства составляется или из двух родов, - как, напр., - дядя и племянник, сочетавшиеся (браком) с теткою и племянницею, или два двоюродных брата - с двумя двоюродными сестрами, - и называется двухродным свойством, - или к этим двум родам присоединяется третье лицо и тогда такое родство называется трехродным свойством. В этом родстве есть степени и дозволенные и запрещенные, как показано будет ниже. Усвоение бывает или по усыновлению ради наследия, или по восприятию от (купели) святого крещения для утверждения и учения, а также и для свидетельства. Но усыновление входит и в наследие, ибо для сего оно и было допущено; а восприятие от (купели) святого крещения принимается во внимание только в брачных степенях. Вот повсеместное разделение родства. Далее скажем о видах родства, о каждом в отдельности, и сперва о видах кровного родства. О кровном родстве Итак, родство однородное и кровное разделяется на восходящих, нисходящих и боковых (родственников). Восходящие суть те, которые нас родили, как-то: отец и мать, дед и баба и те, которые выше их; нисходящие суть те, которые родились от нас, как-то: сын, дочь, внук, внука, правнук, правнука и проч., а боковые суть те, которые не родили нас, ни родились от нас, - но которые восходят вместе с нами к одному и тому же началу и роду, - как-то: брат, сестра, дядя, тетка, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и их дальнейшие, которые очевидно суть родственники по линии боковой. О восходящих и нисходящих Брак между восходящими и нисходящими, хотя бы они происходили и не от законных браков, запрещается безгранично (во всех степенях), ибо не возможно, чтобы дед сочетался браком со своею внукой; а слово мы разумеем в смысле возможности, а не в смысле бесконечности по природе, ибо роды не бессмертны. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|