|
О том, что усыновляют и евнухиЗакон говорит, что усыновление подражает природе, и посему запрещает евнухам усыновлять кого-нибудь и иметь его под властию; но 26-я новелла того же императора (Льва Мудрого) определяет, что беспрепятственно бывает и это. О том, что усыновляют и девицы А 27-я (новелла императора Льва Мудраго) предоставляет усыновлять и девицам, и усыновленным (ими) подвластным или самовластным - имеет права наследования после них, - и не требовать (для приобретения права наследования), ни императорского указа, ни судебного акта. О восприятии из святого крещения Усыновление, бывающее по восприятию от святого крещения, не вступает в наследие, но исследуется, как сказано, только в брачных степенях, ибо 53 правило VI Собора говорит: поелику сродство по духу важнее союза по телу, то определяем, чтобы восприемлющие детей от святого и спасительного крещения и после сего вступающие в брачное сожительство с матерями их овдовевшими отступали от такового супружества и потом подвергаемы были епитимиям любодействующих; ибо тот, кто не охотно оставляет зло и приносит раскаяние, судится как кровосмесник. Закон Закон говорит: "Воспринявший какую-либо от святого крещения не может впоследствии взять ее в брак, так как она сделалась его дщерию, ни мать ее, ни дочь; не может сделать сего и сын его, поелику ни что другое не может столько производить отеческого расположения и справедливого препятствия к браку, как такой союз, чрез который, при посредстве Бога, сочетаваются души их". Посему некоторые утверждают, что поелику и по правилу (53-му VI Всел. Соб.) и по закону духовное родство важнее родства по плоти, то связанные этим родством должны соблюдать запрещенные степени до седьмой, столько же, т.е. сколько и в родстве кровном; а большинство не так думало, но - что запрещение простирается только на лица, обозначенные в вышеприведенном законе. Впрочем, в обоих видах усыновления степени исчисляются иначе, чем в кровном родстве: ибо там (т.е. в кровном родстве) отец по отношению ко всем родным братьям (сыновьям своим) состоит в первой степени, а здесь (в родстве по усыновлению) духовный отец по отношению к сыну, которого он усыновил, состоит в первой степени, по отношению к плотскому отцу (своего духовного) сына - во второй, ибо почитается его братом, а по отношению к родным братьям духовного сына своего - в третьей, ибо он не имел и их своими сыновьями; а сын духовный по отношению к плотским братьям своим состоит во второй степени и по отношению к плотскому своему отцу - в первой, как и по отношению к духовному отцу. Посему дозволяется желающему взять в жены сестру своего кума. О запрещенных браках помимо родства Иногда бракосочетание запрещается и помимо родства какого бы то ни было из пяти вышеуказанных видов родства. Например: обвиненный в прелюбодеянии с какою-нибудь женщиною, хотя бы и не был обличен явно, не может взять ее в жены; и отпущенный на свободу не может взять жены своего патрона после его смерти, ибо навлекает подозрение, что прелюбодействовал с нею и при его жизни. Ни опекун не может взять в жену сироту (состоящую под его опекою), ни сын его - прежде прекращения опеки; а прекращается опека в тридцатый год: ибо двадцать пять лет есть возраст совершеннолетия, четыре года - срок восстановления в правах, а в начале тридцатого года возраста власть опекуна прекращается, и с этого (только) времени он имеет свободу сочетаться браком с состоявшею под его опекою, прежде же отнюдь нет. Мать состоящей под опекою может и прежде этого сочетать браком дочь свою с опекуном. Так как и простые домашние слуги, хотя они не состоят и никогда не были рабами, имеют чин отпущенника, то и они до смерти своих господ не могут брать их жен, дабы не навлечь подозрения в предшествовавшем прелюбодеянии. Ни действующий на сцене, т.е. народный игрок, ни сын его не могут взять дочь сановника. Закон Закон говорит, что в браках должно искать не только дозволенного, но и благоприличного. Между лицами, состоящими между собою в родстве кровном или в духовном - по восприятию от купели святого крещения или в родстве по усыновлению, должно исследовать степени, - и брачные сопряжения для таких лиц беспрепятственны в том случае, когда родство между ними превышает седьмую степень; между лицами, состоящими в двухродном и в трехродном свойстве, должно наблюдать степени явно запрещенные или имеющие слияние родственных имен; а между лицами, состоящими по отношению друг к другу вне родства, благоприлично (т.е. заключать брак). Закон Противозаконно вышедшая замуж может расторгнуть брак и после выйти замуж за другого [ Закон этот буквально вошел и в 50-ю гл. нашей Кормчей (см. стр. 227 об.), но с прибавлением: подобне же аще муж будет. ]. Дети, рожденные от запрещенных браков, не удостоиваются названия незаконнорожденных, и не наследуют имущество своего отца. "Кто имеет обычай с свободной, не делающей себе дохода от своего тела, тот по-видимому имеет ее не наложницею, а супругою". Попечитель может сочетать браком дочь свою с состоящим под его попечительством; а сына своего с состоящею под его попечительством (сочетать браком) не может без императорского указа; а в противном случае лишается гражданской чести. Ни отец опекуна, ни сподвластный брат его не могут жениться на сироте. Женам оплакиваемых мужей запрещается выходить замуж, разве по императорскому указу, а женам мужей не оплакиваемых, т.е. осужденных за преступление против величества, не запрещается (выходить замуж). Жене, родившей в период траура по муже достойном, еще запрещается вступать в брак, а родившей в период траура по муже недостойном - не запрещается. Траурный срок установлен по двум причинам: для того, чтобы не было смешения семени и для оказания мужьям должной чести. Одна из этих причин чрез рождение уничтожается, а другая, "состоящая в оказании мужу должного уважения и чести", чрез рождение еще не уничтожается, а посему женам недостойных траура мужей, по причине, совершения, может быть, ими преступлений против государства, после рождения не запрещается, конечно, вступать в брак и в период траурного срока. Вступившая во второй брак до окончания траурного срока лишается гражданской чести, ничего не получая в свою пользу от первого брака и лишаясь права давать более третьей части своего имущества второму мужу, т.е. в том случае, когда не имеет детей. Если жена родит в одиннадцатый месяц после кончины мужа, то, очевидно, зачала от блуда и подлежит тем же ограничениям, каким подвергается и вступившая во второй брак в период траурного срока, т.е. лишается как приданого, так и всего мужнина состояния. Глава 9-я. - о тех, которые гнушаются законными браками, вином, мясом и прочим 51-е правило святых Апостол говорит: епископ, или пресвитер, или иной из клира не ради подвига и воздержания, но по причине гнушения удаляющийся от брака, и мяса, и вина, "забыв, что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их и что вся добра зело, и таким образом хуля клевещет на создание" Божие, или да исправится, или до будет извержен и удален от Церкви, как противящийся сим правым догматам; если же и мирянин будет так мыслить, должен быть отлучен от Церкви. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла, но вредно злоупотребление сим; а если бы это было причиною зла, то не было бы создано Богом, таким образом клевещущий на творения Божии простирает хулу на Сотворившего. 1-е правило Гангрского собора предает анафеме того, кто законный брак почитает нечистым и гнушается состоящей в супружестве с мужем честной и целомудренной женой по причине ее совокупления с супругом, как не могущею по сему получить Небесного Царства. Ибо Апостол говорит: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4), и опять: в последние времена отступят нецыи от веры, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение (1 Тим. 4, 1-3). То же самое наказание и четвертое (правило то же собора) простирает, как на гнушающегося честным браком, на того, кто рассуждает и держится мнения, что не должно причащаться от пресвитера женатого, совершившего священную Литургию. Той же анафеме и 14-е (правило того же собора) повелевает подвергать жену, удаляющуюся от своего мужа, как почитающую брак гнусным. Ибо Апостол говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию, - и опять: жена своим телом не владеет, но муж (1 Кор. 7, 5 и 4). Если же изберет разлучение по причине стремления к монашеской жизни, не подлежит обвинению. Тому же наказанию и 9-е правило того же собора предает девствующего и удалившегося от (мирской) жизни по причине гнушения браком, "а не ради самые доброты и святыни девства". 53-е правило святых Апостол говорит: не должно во дни праздников, например, в субботу и в день Господень, или в какой бы то ни было другой [ Прав. Апост. 64-е. ], воздерживаться, как от гнусного, от вина и мяса, а мыслящий и поступающий так, "яко сожженный в собственной совести и бывающий виною соблазна многим", - если он клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен, за исключением того случая, если кто, постясь в определенные периоды времени, наравне с прочими днями будет соблюдать воздержание в субботу и в день Господень [ Добавление из толк. Зонары. ]. А 14-е правило собора Анкирского воздерживающимся от мяса ради подвига воздержания повелевает - при собраниях отведывать только и потом не приступать к ядению их, если хотят, но не отказываться от употребления варенных с ними овощей, дабы этим уничтожить всякий предлог соблазна у тех, которые думают, что они воздерживаются от таковых по причине гнушения. Не менее прилично сим вкушать мясо и в те дни, когда некоторые из еретиков по обыкновению постятся, дабы не показаться согласующимися с их мудрованием, а особенно, если живут в городе, значительно зараженном этою болезнию. А если не покорятся правилу, то клириков лишает (правило) священства, а мирян отлучает. А латинские монахи, воздерживающиеся от мяса, но безразлично вкушающие мясной жир вместе с овощами, не представляются мне заботящимися об исполнении этого правила, ибо, очевидно, делают это не для того, чтобы уничтожить соблазн, но чтобы наполнить чрево. Великий Василий в 28-м правиле почитает смеха достойным, что некто обещал воздерживаться от свиного мяса; посему и повелевает - обет считать недействительным и иметь безразличное употребление мяса (ибо никое же создание Божие отметно со благодарением приемлемо (1 Тим. 4, 4), и на будущее время воздерживаться от нерассудительных обетов, как достойных смеха. А в одном из посланий к святому Амфилохию [ Послание это составляет собою 86-е правило Св. Василия Великаго по книге правил. ] (св. Василий Великий) говорит: "Изрядным енкратитам (воздержникам) на важное их возражение: для чего и мы не все едим, да ответствуется сие": ничего нет удивительного, если воздерживаемся от некоторых снедей, поелику "и извержениями нашими гнушаемся". По достоинству мясо ничем не различается от травного зелья, а в рассуждении пользы, как в зельи отделяем вредное от здорового, так и в мясе различаем вредное от полезного. Ибо и болиголов есть зелье, и мясо ястреба есть мясо: но никто в здравом уме не будет есть белену и не прикоснется к мясу ястреба, разве по великой нужде; посему тот, кто ел, не сделал беззакония. 2-е правило Гангрского собора - тому, кто осуждает употребляющего мясо с благоговением и верою (кроме крови, удавленины и идоложертвенного), "аки бы по причине употребления онаго, не имеющего надежды спасения", определяет анафему. 10-е (чит. 12-е) правило того же собора - мужа, носящего суровую верхнюю одежду и гнушающегося теми, которые употребляют обыкновенную одежду или носят шелковые одеяния с благоговением, а не по причине изнеженности или надменности, предает анафеме. То же наказание и 5-е правило того же собора налагает на того, кто с пренебрежением относится к дому Божию и гнушается бывающими в нем собраниями: ибо хотя блаженный Павел повелевает молиться на всяком месте, но не с тем, чтобы пренебрегать собраниями и не ходить в храмы. А 20-е правило того же собора - и тех, кои в надменном мудровании гнушаются совершаемых собраний и служений там, где покоятся останки мучеников, осуждает под анафему. Ищи еще 16-е правило того же собора в 3-й гл. буквы A. Глава 10-я. - о насилии и захвате Ищи 12-ю гл. буквы A. Глава 11-я. - о книгах Божественного Писания подлинных и подложных 85-е св. Апостол правило говорит: следующие книги преимущественно должно почитать всем клириками и мирянам - Ветхаго Завета: пять Моисеевых, коих названия наименований: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисуса, сына Навина - одна; Судей - одна; Руфь - одна; Царств - четыре; Паралипоменон (книги дней) - две; Ездра - две; Есфирь - одна; Маккавейские - три; Иов - одна; Псалтырь - одна; Соломона - три: Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней; пророков 12-ть; Исайи - одна; Иеремии - одна; Иезекииля - одна; Даниила - одна. Сверх же, да присовокупится в замечание для юношей и мудрость многоученого Сираха. А Новаго Завета: четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Павла четырнадцать посланий, как то: к Римлянам - одно; к Коринфянам - два; к Галатам - одно; к Ефесянам - одно; к Филиппийцам - одно; к Колоссянам - одно; к Солунянам - два; к Евреям - одно; к Тимофею - два; к Титу - одно; к Филимону - одно; соборных посланий седмь, т.е. Петра - два; Иакова - одно; Иоанна - три; Иуды - одно. А прибавляемые (правилом) два послания чрез Климента и им обработанные постановления Апостолов впоследствии VI Собора 2-е правило отвергло, как принявшие много подложного от еретиков и приписанного. Таковое же точно исчисление книг делает и 60-е правило собора Лаодикийского, кроме Климентовых посланий и постановлений. Исчисляет сии (книги) и 24-е (33-е пр.) собора Карфагенского и говорит, что, кроме канонических сих писаний, ничего в церквах читать не должно. А прибавляет он и Иудифь, Товию и Апокалипсис Иоанна. А 46-е (56-е по кн. пр.) определяет читать и воспоминания мученических страданий ежегодно во дни памяти их; посему и написанное святыми отцами и исповедниками и читать и принимать должно, как приводящее нас к истинной и православной вере. А Афанасий Великий запретил чтение у еретиков написанных и так называемых ими апокрифов; а прежде сказанных священных книг и сей св. отец подобное делает исчисление. "Ибо веруем", говорит, "что сии книги написаны по божественному вдохновению и что 22 книги Ветхаго Завета числом соответствуют буквам у евреев". Четыре Царства он считает за две книги и две Паралипоменон - за одну, книги 12-ти пророков - за одну и четырех (пророков) - за четыре (книги). К (книге) Иеремии прибавляет плач Варуха и послание. А исчислив и книги Новаго (Завета) прибавляет к сказанным и Апокалипсис Иоанна, и к сим прибавлять или отнимать считает неблагочестивым. "А кроме канонических есть", говорит, "Премудрость Соломона, Сираха, Есфирь, Иудифь и Товит, Пастырь и учение Святых Апостолов"; а сие последнее и VI Собор отверг, как объяснено. Такое счисление священных книг делает в мерных ироических стихах Великий Григорий Богослов [ В стихотворении "О том, какие подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета". ], говоря, что книги Ветхаго (Завета) числом соответствуют двадцати двум буквам у евреев; стихотворными же признает пять (книг): Иова, 150 псалмов Давида, три Соломоновы и одну двенадцати пророков коих названия: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Иона, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. А названных Афанасием Великим неканонических (книг) сей св. отец не понимает. Сим следует и святый Амфилохий, написавший стихотворение ямбами [ В "послании к Селевку о том, какие книги приемлются". ]. 60-е правило св. Апостол - духовного или клирика, читающего публично подложные книги нечестивых, ко вреду народа и клира, считает достойными извержения. Ибо почитающие за великое ложь не только пытаются утверждать собственными словами свое нечестивое мудрствование, но и в писании благочестивых приписывют свое, как это подложно сделано в сказанных посланиях и постановлениях священного Климента. А есть и такие, которые своим писаниям придали надписания святых, к обольщению простейших или добродушнейших, как бы медом обмазав чашу яда. А 63-е (правило) VI Собора и повести о мучениках, лживо составленные теми, кои ничего здравого не мыслят, думают святым мученикам причинить оскорбление, а читающих их обезчестить, повелевает предавать огню, а внимающих оным как истинным, анафематствовать. Ибо, позавидовав святым мученикам в подвигах и славе, подвиглись сочинить ложные и странные книги, как будто бы на основании сделанного или сказанного святыми мучениками, с тем, чтобы в читающих возбудить неверие или смех. О Метафрасте Итак, какого ублажения достоин чудный Симеон, превознесенный преимущественно пред другими названием "Метафраст", по вдохновению Святаго Духа, с великим трудом и тщанием описавший мученические подвиги за истину, и силою слова и мудростию украсивший, для прославления Господа нашего Иисуса Христа и вечной славы подвизавшихся за Него святых мучеников, и всякие нечестивые уста заградивший и не оставивший благочестивым никакого предлога к сомнению [ Из толкования Вальсамона на пр. 63-е VI Всел. Соб. ] А 9-е правило VII Собора говорит: удерживающий и скрывающий написанное неистовствующими против святых икон, заключающее бессмысленные их мнения, - клирик должен быть лишен священства, а мирянин должен быть отлучен. Ибо, говорит, сии самые неистовые и необузданные глумления ничем не разнствуют от детских басней, называя идолами, о безумие! честные иконы. Но нашедший или должен посылать в епископию великой церкви, дабы преданы были совершенному истреблению, или, как повелевает гражданский закон, тотчас должен сожигать. Лаодикийского (собора правило) 59-е [ Упоминаемое в подлиннике Лаодикийского собора пр. 15-е по содержанию своему не имеет никакого отношения к 59-му пр. того же собора. ] не позволяет читать в церквах кроме канонических книг Ветхаго и Новаго (Завета), которые ясно сказаны в 85-м апостольском правиле, и не дозволяет петь кроме 150-ти псалмов Давида, других несвященных, каковы именуемые Соломоновы и некоторых других. VI Собора 19-е (правило) повелевает, чтобы епископы в воскресные дни, в которые обыкновенно люди, освободившись от дел, пребывают в церквах, напояли их водами учения, выбирая из сказанных книг Божественного Писания подходящее времени и обстоятельствам, и сие толковали по изъяснению божественных отцов, а не по собственному разумению и соображениям, и более сими довольствовались, нежели у себя изобретенными, дабы, будучи объяты недоумением в чем-либо, не вздумали не опираться на мысль Писания. А из учения божественных отцов люди узнают, что должно принимать и чего отвращаться, будут направлять жизнь свою к добродетели страхом угрожающих наказаний и не будут страдать недугом неведения. А епископа, не так поступающего, настоящее правило не наказывает. Апостольское же 58-е (правило) епископа или клирика, нерадящего о собственном клире и не учащего благочестию, отлучает, а остающегося в лености - извергает. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|