Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что такое перемещение, перехождение и вторжение?





А то, что нововведено для епископов сверх праздного отхождения, называется или перемещением, или перехождением, или вторжением.

Перемещение бывает тогда, когда кто-либо из выдающихся словом и мудростию и могущих утвердить колеблющееся благочестие переводится из меньшей церкви в большую вдовствующую, как было с великим Григорием, "соименником богословия", которого всякий благомыслящий почтет достойным великой похвалы. Это почитает необходимым и 14-е правило святых Апостолов, говоря: не позволительно епископу оставлять свою епархию и переходить в иную, хотя бы и от многих убеждаем был, разве когда будет необходимая причина, понуждающая его делать это, как могущего обитающим там помочь в благочестии. Но и это он должен избирать не сам по себе, но по суду многих епископов и по сильному убеждению.

Перехождение бывает тогда, когда кто-нибудь из епископов, когда церковь его занята язычниками, по воле местных епископов перейдет в другую, праздную церковь, ради его здравомыслия относительно православия и знания церковных законов и догматов.

И это определение совершенно безукоризненно, как разъясняет собор Антиохийский в 13-м правиле и 22-м, говоря, что не должно епископу отходить в другую епархию и совершать рукоположения, если не будет дозволено ему епископом той епархии; а в противном случае и хиротонии и вообще все совершенное им считать недействительным, и самого его подвергать извержению, как сделавшегося виновником соблазна и смятения.

Вторжением называется самочинное, или даже с употреблением каких-либо худых средств незаконное вступление во вдовствующую церковь епископа, не имеющего церкви, или и имеющего церковь, и сие-то божественные отцы Сардикийского собора столь сильно порицали, что определили поступающего таким образом лишать общения со всяким христианином, и даже при последнем издыхании не удостоивать его общения, как мирянина.

Ибо тотчас в 1-м правиле и потом во 2-м говорят так: никому из епископов не дозволяется, оставив город, в который он рукоположен, переходить в другой; ибо таковый переход служит явным доказательством гордости и многостяжания, и есть стремление к суетной славе и к обогащению: ибо почему не находится такой, который бы когда-нибудь перешел из большого города в меньший? Потому-то и справедливо таковый отсекается от собрания верных. А если окажется, говорит правило, что, устрояя и употребляя ухищрения и прельщая деньгами, он убеждал некоторых произвести смятение в Церкви, чтобы они требовали предстоятельства его, то таковый и при смерти не должен быть удостоен общения, даже как мирянин. Ибо правило вовсе не допускает, чтобы таковый был причислен к верным.

2-е правило II Собора постановляет, чтобы епископы не призванные не простирали своей власти дальше своей области, на церкви за пределами их епархий, т.е. находящиеся за отведенными для каждой (епархии) пределами, обозначая этим бесчинное и разбойническое нашествие их - и не приходили в другие епархии для рукоположения или какого бы то ни было другого иерархического распоряжения. Делами церковного управления в каждой епархии, т.е. избраниями, рукоположениями и разрешением недоумений, возникающих при отлучениях, епитимиях и прочем таковом, правило постановляет заведывать собору каждой области, а относительно церквей, находящихся у варварских народов - соблюдать обычаи, так чтобы беспрепятственно посещать и области других церквей, если кто-либо отличающийся красноречием может утверждать (в вере) прочих. А дозволено сие вследствие того, что тамошних епископов было недостаточно для полноты собора.

VI Собора 20-е (правило) не дозволяет епископу всенародно учить в городе, ему не подчиненном; а частным образом научить в нем вопрошающего, равно и всенародно, с дозволения местного епископа, а также и совершать рукоположения не запрещается; "аще же кто усмотрен будет творящий вопреки сему", говорит правило, "да престанет от епископства и да совершает дела пресвитерства", в низведении на степень пресвитера понесши унижение, соответственно падению, вследствие превозношения (ибо мы знаем, что противное врачуется противным). Ибо таковый не согрешил ни в чем другом, достойном совершенного извержения.

18-е (правило собора) Анкирского говорит: принявшие хиротонию (во) епископа и отшедшие в епархию, в которую наречены, но встречающие препятствие войти в пределы ее от тамошнего народа и посему дерзающие вторгаться в другие епархии и причинять насилие находящимся в них епископам и возбуждать возмущения, должны быть отлучены. А если захотят довольствоваться честью и седалищем пресвитеров, где и прежде пришлось им быть пресвитерами, должны оставаться, живя безмолвно. Если же окажется, что они производят возмущения против состоящих там епископов, то должны лишиться и пресвитерской чести и быть изпадшими и из Церкви. Антиохийского (собора правило) 16-е говорит: совершенно изгнанный язычниками из своей епископии и, как праздный, вторгшийся в праздную церковь и восхитивший престол ее без соизволения совершенного собора, должен быть отвержен и от священства, хотя бы его избирал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует и митрополит; ибо не дозволяется сие делать одним только епархиальным епископам.

21-е (правило того же собора) определяет, чтобы епископ не переходил из своей епархии в другую, ни по самовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от епископов, но чтобы пребывал в той, которую приял от Бога в жребий себе изначала, и не перемещался.

Сардикийского (собора правило) 3-е говорит: если и собрались в какую-либо область многие епископы, чтобы совершить что-либо касающееся Церкви, то не званным не (должно) приходить к ним из другой области, а приглашаемым не (должно) отказываться от прибытия, ради братолюбия.

11-е (правило того же собора) говорит: если кто-либо из епископов, довольно искусный в слове, отойдет в другой город или в другую область в то время, когда там возник вопрос о служении у нас, т.е. о богослужебном культе, то не должно проповедывать часто к народу напоказ и ради безрассуднейшего тщеславия, оставляя в пренебрежении местного пастыря, посрамляя его и выставляя (его) невежество в слове; ибо это производит смятение и невольно возбуждает подозрение, что, делая это злонамеренно, он имеет виды на престол того города. Итак должно, говорит (правило), и бесчинно устремляющегося укротить и узаконить братолюбивое дело; посему, ни епископ не должен совсем отвергать своего епископа, ибо это дело нечеловеколюбивое и жестокое, худое и злое, ни сей, пребывающий там, не должен оставлять своей церкви более чем на три седмицы; ибо если правило, действующее неписьменно, удаляет от общения того мирянина, который пребывает в городе и в течение трех седмиц не приходит в общее церковное собрание, то тем более, конечно, епископу не должно отлучаться от своей церкви на такое время без тягчайшей нужды и оставлять вверенное ему стадо. Впоследствии это самое правило, действующее неписьменно, стало 80-м VI Собора.

А 17-е (правило) Сардикийского же собора говорит: епископу несправедливо изверженному из своей епископии, или от еретического насилия, за то, что дорожит догматами правой веры, или за исповедание домостроительства воплощения изгнанному идолослужителями, или держащемуся истины и правды, а от обыкших причинять зло ближнему подвергаемому наказанию, как виновному, а между тем невинному пред судом истины, - таковому не возбраняется пребывать в другом городе до тех пор, пока не возвратится в свой (город), избежав страха опасности, и не загладит причиненной изгнанием обиды; ибо жестоко и нечеловеколюбиво было бы, если бы несправедливо изгнанного из своего города не принимали епископы ласково и дружелюбно.

А 18-е правило VI Собора епископов или клириков, отшедших в чужую страну по причине варварского нашествия, или бесчеловечия сборщиков податей, или нужды голода, или по какой бы то ни было иной причине, и по прекращении причины не желающих возвратиться, повелевает отлучать, доколе не возвратятся в ту церковь, из которой переселились; также подвергает (пр.) отлучению и епископа их принявшего и покушающегося еще удерживать их.

23-е правило IV Собора (относительно) клириков и монахов, дерзнувших удаляться от церквей, к клиру которых они причислены, без воли своего епископа под предлогом, что не поручено им ведение никакого дела от него (признавшего их, быть может, неспособными к сему), а иногда даже под тем предлогом, что отлучены им от общения, и приходящих в царствующих, и нарушающих церковное благоустройство и даже расстроивающих домы некоторых небрежною жизнию, определяет - таковых собором, пребывающим в том городе, изгонять и против их воли, дабы возвратить к своим местам.

VII Собора 10-е (пр.) извергает не только священника, который переходит из города в город, но и того, который приходит в царствующий град и в молитвенных домах мирских начальников совершает службу без воли своего епископа и Константинопольского.

4-е (чит. 20-е пр.) IV Собора говорит: непозволительно клирикам какой бы то ни было церкви определяться к церкви иного града; но должны быть довольны тою, в которой изначала удостоены служения, за исключением тех, кои по необходимости выбыли из своего отечества. А епископ, принявший клирика, подведомого другому епископу, должен быть вне общения до тех пор, пока клирик не возвратится в ту церковь, которую оставил.

13-е (прав.) Неокесарийского собора пресвитерам церквей, находящихся вне какого бы то ни было города, не позволяет приходить в города и совершать приношение или преподавать кому-либо божественное причащение, в присутствии епископа города или пресвитера; а если сии будут в отсутствии и он один будет призван для молитвы, то не запрещает ему приходить и преподавать кому-либо Св. Тайны, но в том, конечно, случае, когда и он будет принадлежать к подчиненной этому городу епархии; ибо пресвитеру другой епархии не дозволяется литургисать без воли местного епископа, как и епископу другой епархии без позволения местного епископа, хотя бы он был и приглашаем народом того города.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.