Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О распре, бывшей между св. Кириллом и блаженным Феодоритом





По прошествии трех дней прибыл Иоанн, патриарх Антиохийский, со многими епископами, в числе которых был и Феодорит епископ кирский и Ива едесский. Почувствовав себя обиженными за то, что не обращено было внимания на их отсутствие, - они выразили порицание касательно извержения Нестория и без оснований подвергли извержению и святаго Кирилла и Мемнона ефесского. В то же время Феодорит, в опровержение 12-ти глав, которые великий Кирилл изложил для обличения зловерия Несториева и для утверждения православной веры, выдал столько же других глав, - подобным образом и Ива - послание. Вследствие сего произошла между ними величайшая распря, так что собор снова определил извержение сим архиереям, как подозреваемым в согласии с мнениями Нестория. Итак, когда таким образом архиереи разделились во мнениях и у них произошел раскол, император, призвав всех в Царьград, расположил их к единомыслию и примирил обе стороны. Феодорит, не отрекшийся от того, что он по причине распри сочинил 12 глав, отречением от них и уничтожением освободил себя от вины и получил прежнюю часть и чин, и, согласившись с деяниями святаго Собора, сам подтвердил извержение Нестория.

О Целестии

Целестий был ученик некоего монаха Пелагия; оба они происходили из Карфагена, как повествует Фотий Константинопольский (патриарх), и ввели в Церковь новые лжеучения: ибо утверждали, что Адам в начале создан был смертным, а не за преступление был осужден сим; что новорожденные младенцы не имеют нужды в крещении, потому что не заимствуют от Адама прародительского греха; что между раем и адом есть место, в котором блаженно живут младенцы, преставившиеся непросвещенными. Эти и другие шесть сим подобные мнения [ См. сии мнения в прав. Соб. Карф. 123-130. ] были проповедываемы последователями Пелагия и Целестия, - которые настоящий третий Вселенский Собор, а также и собор Карфагенский подвергли анафеме. Ищи в 1 гл. буквы B (3 правила Карфагенского собора, излагающие сии мнения, - 109 (123) и три следующие; также в 35-й главе буквы E того же собора правила 114 (128) и 115 (129), которые предают анафеме то, чему учили последователи Пелагия и Целестия. И великий Лев - папа последователям Пелагия и Целестия, обращающимся к Церкви, повелел письменно анафематствовать свое лжеучение.

45-е правило Св. Апостол епископов, или пресвитеров, молившихся вместе с еретиками, отлучает, а тех, которые дозволили кому-либо из них совершать свойственное клирикам - извергает.

А 46-е (апостольское правило) извергает и принявших крещение еретиков, т.е. крещенных ими, или то, что они приносят в жертву.

64-е (65-е апост.пр.) - входящего в синагогу иудейскую или еретическую для молитвы клирика извергает, а мирянина отлучает; ибо кое, говорит Апостол, согласие Христова с велиаром, или кая часть верному с неверным (2 кор. 6, 15)?

И 6-е правило Лаодикийского собора впавших в ереси и еще держащихся их удаляет от Церкви и не дозволяет входить в дом Божий.

32-е (правило Лаод. соб.) не позволяет принимать благословения, или, вернее сказать, суесловия еретиков.

33-е (пр. того же соб.) совершенно возбраняет нам молиться вместе с еретиком или отщепенцем.

37-е (того же соб.) не позволяет ни принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ни праздновать с ними.

А 9-е и 34-е правила того же собора - тех, которые оставляют мучеников Христовых и отходят к еретическим лжемученикам и в так называемые их мученические места и кладбища, - как отчуждающих себя от Бога, - первое на некоторое время отлучает от общения, а второе - предает анафеме. Ибо, может быть, некоторые из подверженных ересям во времена гонений противостояли до смерти, каковых единомысленные с ними называли и мучениками, а домы, в которых погребены тела их, называли мученическими местами.

9-е правило Тимофея Александрийского повелевает, чтобы при совершении священнодействия не присутствовали еретики, разве если обещают покаяться; ибо если не дозволяется сие оглашенным, - то тем более еретикам; но и дающие обещание покаяться должны стоять на том месте, которое назначено для оглашенных; а те, которые не хотят покаяться, должны быть извергнуты и от сего места.

О том, что тех из еретиков, которые при конце жизни раскаиваются, должно принимать

Василий Великий в пятом правиле повелевает принимать всех еретиков, раскаивающихся при конце жизни, однако с испытанием, истинное ли покаяние они показывают и имеют ли плоды, доказывающие тщание о спасении.

22-е (31) правило Карфагенского собора совершенно воспретило епископам или клирикам вводить в наследство своего имущества неверного или еретика, хотя бы они и были близки к ним по роду.

А 81-е (92-е пр. того же собора) говорит: епископу, который при конце жизни завещает, чтобы имущество его наследовали еретики, - хотя бы они и были близки к нему по крови, и по смерти должна быть изречена анафема и имя его должно быть изглажено из памяти иереев.

Гражданские законы

И различными царскими законами еретикам не дозволено получать по наследству не только принадлежащего епископам или клирикам, но и мирянам-христианам, хотя бы они были и дети этих последних; а дети еретиков, сделавшиеся (православными) христианами, - принуждают своих родителей, чтобы кормили их и одевали, и давали им приданое по мере своего состояния.

Кто не прославляет Святую Троицу во едином Божестве равносильную, тот не называется христианином, но безумен, и еретик, и безчестен, и подвергается наказанию.

И тот еретик и подлежит законам на еретиков, кто и мало уклоняется от православной веры; а мы определяем, чтобы еретики не проходили никакой воинской, или какой бы то ни было общественной должности, ни были сановниками, ни учили их, ни творили рукоположений, ни совершали церковных процессий; а еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Таин от священников в святой Церкви Божией.

Манихеи и донатисты (не только) не должны иметь преимуществ, принадлежащих православным, но и должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию, равным образом и аполлинаристы, и те, которые не покоряются святым четырем Соборам, и те, которые дерзают или говорить что-либо, или учить против святаго IV Собора.

Манихей, если бы оказалось, что он проживает в римской стране, должен быть обезглавлен.

Монтанисты преимущественно не должны иметь внутри Константинополя ни одного из называемых у них патриархов, или клириков; также должно быть возбранено им и упражняться в воинском искусстве внутри этого города, или устроять общественные трапезы, или покупать раба.

Еретик не должен свидетельствовать против православного.

И еретические жены должны быть лишаемы преимуществ даваемых православным женам: ибо относительно удовлетворения своим приданым и предбрачными дарами они не должны быть предпочитаемы прежним заимодавцам мужа, как православные жены, ибо говорит: поелику они сами себя устраняют от даров Божиих и отчуждают от пречистого общения с Кафолическою Церковию, то справедливо и их сделать чуждыми прав и преимуществ, дарованных нами благочестивым женам, ибо мы поставлены от Бога благочестивыми благодетелями и законодателями для благочестивых, а не для тех, кои ни во что ставят здравую веру: с таковыми у нас нет ничего общего. А предавать еретиков законным погребениям позволяем.

Глава 3-я. Как должно устроять так называемые вечери любви, или пиршества?

16-е (по изд. кн. прав. 11-е) правило Гангрского собора тех, которые не хотят иметь общения с устрояющими в церкви по вере и благочестию так называемые "вечери любви" и принимающими в честь Господа братию для угощения, - как гнушающихся творимым, - предает анафеме: ибо хотя следующими правилами и запрещено устроять вечери любви, но иногда тем, которые делают это с добрым намерением, дозволяется.

4-е (чит. 74-е) правило VI собора и 28-е Лаодикийского распространяют отлучение на тех, которые внутри церкви, или в месте, посвященном Господу, вечеряют и вкушают, может быть, так называемую вечерю любви, и дерзают постилать ложе (ибо всякое место, посвященное Богу, называется Господним). Был древний обычай, что, по причащении божественных таин, богатые предлагали бедным общую трапезу. Об этом обычае упоминает и великий Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам (11, 20-22); ибо он называет это вечерею любви, или потому, что это приводит к любви (вкушающих трапезу), или потому, что совершается ради любви. А впоследствии божественные отцы запретили вечери любви, так как они были причиною соблазна. А слово: akoumbita по латыни значит "постели возвышающиеся", ибо "accumbo" у них то же, что и - «возлегаю».

То же самое повелевает и 42-е (51) правило собора Карфагенского, и совсем запрещает устроять пиршества в церкви, разве если кто по необходимости войдет в церковь, путешествуя в чужой стране и не имея пристанища.

Глава 4-я. - о купле и продаже

Гражданские законы

Купля и продажа составляются, когда та и другая из договаривающихся сторон согласились относительно цены, - т.е. когда одна сторона уплатила условленную цену, а другая передала проданное.

А когда дан задаток и сделка нарушается, в таком случае покупщик, если он нарушает сделку, теряет задаток, а если продавец - принуждается поставить вдвое то, что он получил в задаток.

Начальник области не может купить в ней движимой или недвижимой вещи ни сам по себе, ни через другого, разве от казны: ибо и вещи лишается и данной цены не получает обратно.

Похитивший вещь или отнявший силою, если не возвратит ее, не твердо продает ее, потому что в случае, если отыщется владелец сей вещи, имеет право отобрать ее от купившего ее, без обязательства уплаты данной за нее цены.

Если казна за казенный долг продаст имущество должника, то ни сам должник, ни заимодавец не могут принести долг и выручить имущество, ибо казна имеет предпочтение перед всеми.

Если сборщик податей по повелению начальника продаст поле неисправного в податях, сделка не уничтожается; а если это будет сделано или без повеления начальника, или по злоумышлению, или поле отдано будет без цены, то сделка уничтожается.

Недвижимое имущество (вещь) несовершеннолетнего справедливо продается за собственный его долг, или за отцовский, или за казенный, конечно, вследствие явного решения судьи.

Несовершеннолетний, хотя бы он и испросил себе свободу от опекунской власти, не продает недвижимого имущества без предписания и не закладывает; а если и продаст, то может не только он сам, но и его наследники возвратить проданное в течение года после 25 лет. Равным образом он может возвратить то, что невыгодно купил или променял, получая обратно отданную цену в течение сказанного времени.

А принадлежащее кому-либо право возвращения переходит и на его наследников.

Свободу от опекунской власти испрашивает мужчина от 20 лет, а женщина от 18; а ты знай, что совершенный возраст есть 25-летний.

Опекун, или попечитель, или прокуратор не могут купить вещь сироты.

Несовершеннолетние законно возвращают то, что попечители их по злоумышлению невыгодно продали.

Договоры, заключенные без злого умысла и не противные законам, имеют твердость.

Злоупотребляющие плодородием, чтобы закупать товары или складывать и ожидать времени неурожая купцы лишаются права торговли или ссылаются, а лица низкого состояния осуждаются на публичную работу.

О пленных

Выкупленный пленник, если он богат, должен возвратить данную за него цену, а бедный трехлетие должен служить выкупившему его и таким образом должен быть отпущен.

Давший (что-либо) по противозаконному договору не имеет права на обратное получение данного.

Глава 5-я. - о смесившихся с бессловесными животными, или скотоложниках

16-е правило Анкирского собора сделало дивное разделение тех, которые смесились с бессловесными животными: ибо совершившие, - говорит, - однажды это мерзкое деяние, еще не достигшие 20 лет и не сопрягшиеся с женою и в покаянии обретшие врачевание, в течение 15 лет не должны исходить от места припадания и, затем, пребывая в другое пятилетие вместе с молящимися, таким образом должны быть удостаиваемы причащения Божественных Таин, если покажут искреннейшее раскаяние, а усладившиеся до пресыщения сею страстию должны подвергнуться припаданию в продолжение двадцатилетия, и затем, в другое пятилетие стоя вместе с верными, таким образом должны приступить к причащению. А тем, которые впали в этот грех, преступив юношеский возраст и достигши совершенного возраста и сожительствуя с женами, время припадания должно быть определено 25-летием и затем, по прошествии и еще пятилетия, таковые должны быть допущены до причащения Божественных Даров; а кто, будучи пятидесятилетним, или же склонившись к старости и имея собственную жену, одержим этим злом, тот лишается Таин во все время своей жизни и должен причаститься при смерти, и только.

А 17-е (пр.) того же (соб.) называет их прокаженными (ибо так Моисеев закон называл нечистых и оскверненных) и повелевает молиться вместе с обуреваемыми. А это суть те, которые склонностью к страстям заключили для себя доступ в небурное пристанище церкви и отворили дверь духам злобы, которые воздвигают на душу бесчисленные треволнения и бури.

Великий Василий в 7-м, а также 63-м правиле смесившихся с бессловесными животными после исповедания (сего греха) отлучает от общения на 15 лет.

А Великий Григорий Нисский в 3-м (4) правиле епитимию за безумное скотоложство простирает на 18 лет.

Закон

И гражданский закон говорит: у смесившихся с бессловесными животными, или скотоложников, нужно отсекать член.

Глава 6-я. - о чтецах

33-е правило VI Собора говорит: никто без пострижения и посвящения своего пастыря да не читает в церкви священные книги, стоя на амвоне, а дерзающих поступать против этого (правила) подвергать отлучению.

А 14-е правило VII Собора не дозволяет делать сие и постриженному с детства или одетому в черную, или монашескую, одежду, если он не получил руковозложения от архиерея; впрочем, и игуменам, которые почтены священством, дозволяется, - говорит (правило), - поставлять чтецов в своих монастырях, в том случае, думаю я, если монастыри находятся в пустыне. Это же дозволено делать и хорепископам.

Ищи еще 4-ю главу буквы G, 21-ю главу буквы C, и в 9-й (11) главе буквы D 51-е правило Великого Василия.

Закон

А Юстиниана новелла требует, чтобы никто не был чтецом, если ему не будет 18 лет. Ищи еще 13-ю главу буквы K.

Глава 7-я. - об анафеме

Анафему святый и Вселенский IV Собор изрек на одних только рукоположенных за деньги, а также и на монахов и клириков, облекшихся в воинскую одежду и не раскаявшихся. А Златоустый в беседе о том, что не должно анафематствовать, полагает, что не должно вообще верного человека называть анафемою, ибо это совершенно отсекает от Христа, - говорит он, - и предает диаволу, так что таковый уже не имеет и места спасения: ибо тот, кто сделался анафемою, становится чуждым Христу и собранию верных и отдается в удел сатане, и как посвящаемое Богу отделяется от обыкновенных человеческих вещей, так, наоборот, и предаваемое сатане отделяется от Божественного. По этой же, как кажется, причине было отвергнуто и синодальное определение, бывшее в царствование Константина Порфирородного и (в служение) патриарха Алексия, анафематствующее царских изменников, и поднимающих против них оружие, и употребляющих насилие; по сему мнение великого отца Златоуста должно иметь более силы, чем определенное IV Собором и собором Гангрским.

Глава 8-я. - об антиминсах

Антиминсы, причастные освятительной силы, которую сообщает им последование освящения вновь созданных храмов и семидневное священнодействие над ними, распростертыми на тамошнем жертвеннике, беспрепятственно посылаются туда, где в них есть потребность, и не ограничиваются тою или другою областью, но посылаются и в чужую землю, подобно как и святое миро и другие святыни. А названы так (т.е. антиминсами) потому, что они как бы представляют лице и образ многих таковых столов (minswu), составляющих святую трапезу Господню. [ Название их взято от италианского слова minswu. Собственно же антиминсы полагаются на тех трапезах, коих не освятило освящение. ]

Глава 9-я. - об отлучке епископов и клириков

Отцами не оставлены без внимания и отлучки епископов или клириков, ибо 16-е правило собора глаголемого двукратного говорит: епископ, находящийся в отлучке из своей церкви более шести месяцев и проживающий в иной стране, когда не удерживает его ни царское или патриаршее повеление, ни тяжкая болезнь, повергающая его на одре и лишающая его способности передвижения, должен быть отчужден от священства и на епископию его должен быть поставлен (вместо него) другой.

Сардикийского (собора правило) 7-е говорит: епископ, если не будет позван царскими грамотами, да не дерзает отходить к царю, особенно ради достоинств, которые приличны более мирским людям, чем епископам. А если он возымеет усердие отправиться к царю для помощи явно обиженным бедным, вдовам и сиротам, или с тою целию, чтобы просить за посланных в заточение за преступления или за подвергаемых другим наказаниям, то таковый у имеющих ум заслуживает более похвалы, чем порицания.

8-е правило того же собора говорит: если епископ объяснит свою просьбу за прибегающих к церкви и нуждающихся в помощи чрез служителя, то не подпадет порицанию со стороны многих и избегнет неприятности в воинском стане.

9-е (правило того же собора) говорит, что письма епископа, посылаемые к царю с соборного разрешения, должно обсуждать митрополиту того города, в котором проживает в то время царь, и если они покажутся ему не тягостными, то подавать, а в противном случае возвращать к пославшему их.

А 20-е (пр. того собора говорит): дабы ради бесстыдства некоторых не было оклеветываемо священство, архиереи, отходящие куда-либо, должны быть подвергаемы расследованию (относительно путешествия) от епископов, поставленных на припутиях, т.е. от митрополитов, как я думаю, которым таковые вполне подчинены: ибо от них и только должны быть подвергаемы расследованию подчиненные им епископы, а иногда и не подчиненные им, но сии последние в тех случаях, когда устремляются сделать что-либо вопреки правилам, - дабы не только не содействовать им, но обличать и, насколько возможно, препятствовать. Ибо если отправляются к царю, или по его призыву, или ради выше объясненных благословных предлогов, то дозволить им путешествие, подписав их мирные письма, а если отправляются в чужой город ради безумного тщеславия, думая учить тамошний народ и постыдить епископа того города, или имея намерение подать царю собственные прошения, то не иметь общения с ними, как с изверженными на основании правила.

Ибо 11-е пр. собора Антиохийского отчуждает от общения и лишает достоинства всякого епископа, или пресвитера, или вообще клирика, дерзнувшего без соизволения и грамот областных епископов и особенно митрополита отойти к царю, хотя бы даже и по необходимым нуждам.

И (32-е правило) Карфагенское не позволяет епископу отправляться в дальнее морское путешествие разве по общему разрешению епископов области, а преимущественно по установленной и скрепленной печатию первенствующего на соборе патриарха или митрополита грамоте, представляющей его тем, к кому он отправляется и ходатайствующий о нем.

А 71-е (82-е правило) того же собора не позволяет епископу отходить и к другой, подчиненной ему, более доходной церкви в своей же епархии и долго пребывать там, покидая первоучрежденную церковь, пренебрегая данными ей спасительными обещаниями и предпочитая спасению людей собственную выгоду.

Вальсамон. Из сего некоторые заключают, что не дозволяется ни изгнанному из своей епископии язычниками жить в другом, подведомом ему, приходе, ни состоящему предстоятелем худой и малой епископии самовольно перемещаться в другое более многолюдное место, хотя бы и подведомое ему, если не дозволит царь и не присудит сего соборное расследование.

А 12-е (правило собора) Сардикийского повелевает, чтобы епископ, отходящий в недвижимые свои владения, находящиеся вне пределов его епархии, для собирания плодов, чтобы иметь возможность удовлетворять нуждающихся, в три только воскресные дня сходился с пресвитером той епархии и молился вместе с тамошними верными, и участвовал в песнопении, дабы не обрушилось на него правило, подвергающее отлучению того, кто на три воскресные дня оставляет церковь; а 11-е правило того же собора повелевает, чтобы он не часто отходил и в город той страны, ибо таким образом и он не потерпит ущерба, чаще наблюдая за своими делами, и местный епископ не припишет ему тщетной славы и высокомерия, как хотящему учить подчиненный ему народ, к посрамлению его.

Вальсамон. "Ибо в недвижимых имениях чужих церквей местный епископ действует архиерейскими правами". Одному только патриарху Константинопольскому, на основании долговременного обычая, предоставлено и давать ставропигии и иметь возношение и воспоминание его имени не только в собственных селениях, какие имеет, где бы сии селения ни находились, и в недвижимых имениях подчиненных ему монастырей, но и в пределах его митрополий всюду, где т.е. он будет приглашен храмоздателем.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.