|
О том, что и гражданскими последующими законами установлено употреблять наказания более человеколюбивоВпрочем, в так называемом "очищении законов" установлен суд боле человеколюбивый, нежели какой был прежде, по древнейшим законам, ибо оно отменяет немедленное умерщвление тех, которые уличены в великих преступлениях. Ибо царь, предпринявший это самое "очищение", не применил ни одного безчеловечного наказания, налагаемого в "дигестах" и "институциях": ибо не повелел ни отрубать головы, ни побивать камнями, ни сожигать, ни казнить через повешение; запретил также потопление в глубине морской; если же иногда и повелевает угрожать уголовными наказаниями, то разумеет под ними не смертоносные казни, а ссылку, или тюремное заключение, избодение глаз, отнятие руки и причинение иного вреда телу, дабы с течением времени доставить наказываемому возможность обращения и раскаяния в преступлениях. Таким образом оказывается, что всеми новейшими законами и истолковываются прежние законы, и приговоры определяются по ним более человеколюбиво. Если же таким образом применяют человеколюбие гражданские законы, то тем более церковные правила, ибо мы еретиков и виновных в тяжких грехах отсекаем от христианского тела, но не подвергаем (телесным) наказаниям, а упорных предаем гражданскому закону, так как приговор против них произносится гражданскими начальниками. [ Согласно с прав. соб. Карф. 78, 59. Ант. 5, Двукр. 9 и друг. ] Глава 10-я. - о скверноядших Святый Григорий Чудотворец в 1-м правиле говорит: не причиняет тяжкого вреда, если находящийся в плену варваров вкусил запрещенных или даже идоложертвенных снедей, по необходимости и телесной нужде, потому что природа требовала питания, ибо Сам Спаситель рек: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее (Матф. 15, 11). Итак, за скверноядение, удручаемые игом рабства, если они прикоснулись к запрещенным снедям по недостатку пищи дозволенной, должны быть подвергнуты меньшей епитимии; а если ради роскоши и пресыщения не воздержались от оскверненных снедей, то они непростительно виновны и потому должны быть подвергнуты и епитимии строжайшей. Ищи еще в 1-й главе буквы B7-е правило Анкирского собора. Глава 11-я. - о смехотворцах и позорищных 63-е (74-е) правило Карфагенского собора - смехотворцев и позорищных, обратившихся от языческого служения и крестившихся повелевает не принуждать снова упражняться в прежних злых действиях перед народом, хотя бы даже как бы некоторая служба и непременная обязанность заставляли их делать представления и против их воли, по некоторому старинному обычаю, особенно в больших городах, где были даже театры. Тех из смехотворцев и позорищных, т.е. подражающих и представляющих различные лица (ибо позорищем называется представление), которые представляют это перед лицом царя, гражданские законы имеют в чести, а тех, которые в торжественных собраниях и других народных сборищах возбуждают в зрителях смех хлопаньем по щекам и криками, законы считают безчестными. Ищи в 8-й главе буквы D 129-е (144-е) пр. Карф. соб. и в 1-й главе буквы Q 51-е пр. VI Собора. Глава 12-я. - о найме Если взявший в аренду поле без причины покинет его прежде срока, дает арендную плату за все время. Нанявший лошадь для перевозки чего-нибудь и наложивший на нее непосильную тяжесть и причинивший ей вред повинен заплатить за повреждение. Если кто одолжится у кого-либо лошадью до определенного только места, а поведет или погонит ее дальше этого места и сам одолжившийся увидит, что этим причинил лошади вред или смерть, в таком случае должен удовлетворить хозяина лошади. Отдавший в наем не может удалить нанявшегося - прежде определенного срока против его воли, хотя бы другой предлагал большую, чем тот, (арендную) плату, и если он добросовестно платит договорную плату. Глава 13-я. - об обручении Закон Растливший свою обручницу прежде совершеннолетия, т.е. 13-летнего возраста, если родители девицы не хотят расторгнуть такового обручения, должен ожидать времени брака; а если, по причине растления, хотят расторгнуть, в таком случае таковое обручение должно быть безпрепятственно расторгнуто и растлитель должен дать третью часть своего имущества на долю девицы. Ищи еще 15-ю главу буквы G. Глава 14-я. - о прелюбодеянии Великий Григорий Нисский в 4-м правиле говорит: "Некоторым тончайшим исследователям заблагорассудилось и грех блуда именовати прелюбодеянием: поелику один есть законный союз жены с мужем, и мужа с женою. Итак, все незаконное есть уже противозаконное, и вземлющий несобственное очевидно вземлет чужое, ибо человеку дана от Бога единая помощница, и над женою поставлена единая глава. Итак, аще кто стяжал себе, по выражению божественного Павла, свой собственный сосуд (1 Сол. 4, 4): тому закон естественный предоставляет праведное употребление оного. Но аще кто обратится не к собственному: таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющего. Посему, строжае исследовавшим сей предмет представлялся блуд не далеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо божественное Писание глаголет: не мног буди к чуждей (Притч. 5, 20). Но поелику для немощнейших допущено отцами некое благоусмотрение, т. е. послабление и снисхождение: то положено в сем грехе общее различие таковое: блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием - навет и обида чуждому союзу. И общее врачевание сего греха состоит в том, да соделается человек через покаяние чистым от страстного неистовства к таковому плотоугодию. Поелику же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием; ибо в сем случае грех становится сугубым: един состоит в непозволенном сластолюбии, а другий в обиде другому. Итак, поелику осквернившиеся блудодеянием по прошествии девяти лет удостоиваются общения, то и беззаконие, содеваемое прелюбодеянием, врачуется с усугублением времени, в продолжении восемнадцати лет. А по расположению осквернившегося или ранее, или позднее подается причастие блага. Ищи еще 1-е правило того же (святого отца) в 1-й главе буквы A. А Василий Великий в 58-м правиле прелюбодея отлучает от общения на 15 лет. А 20-е правило Анкирского (собора), сократив епитимию прелюбодея и прелюбодейцы до семи лет, удостоивает их по прошествии сего времени получения совершенного общения. А 61-е (пр.) святых Апостолов - явно изобличенного в прелюбодеянии, или в любодействе, или в каком бы то ни было запрещенном действии решительно не позволяет допускать не только до священства, но и в клир. А 8-е правило Неокесарийского собора определяет, что мужу жены, совершившей прелюбодеяние, непозволительно вступать в служение какой бы то ни было степени; а посвященному, если жена его совершила прелюбодеяние, повелевает или развестись с нею, или, если не хочет отпустить ее, престать от священства: ибо оскверняющемуся общением с осквернившеюся несправедливо было бы, как нечистому, прикасаться к чистым и святым таинствам; [ Объяснение постановления привила согласно с Вальсамоном и Зонарою. ] ибо хотя и позволительно мужу, не подвергаясь опасности, принять жену, совершившую прелюбодеяние, и простить ей грех, но посвященным сие не позволено по 18-му Апостольскому правилу, которое повелевает, чтобы не был посвящаем сожительствующий с женою отверженною [ Добавление - из Вальсамона. ] (от супружества); его и ищи в 4-й гл. буквы G. А Великий Василий в 34-м правиле говорит: о женах, совершивших прелюбодеяние и по благочестию и страху будущего суда исповедавших грех, или каким-либо образом обличившихся, беременностию, например, или даже рождением младенца, в отсутствие своего мужа, отцы сказали, что не должно таковых делать явными принуждением проходить места епитимий, т.е. назначенные для плачущего, слушающего и припадающего, дабы не подать причины к смерти обличенных. Ибо муж таковой жены, увидев ее выходящею из церкви вместе со стоящими под епитимиями, не требуя более явного доказательства для расторжения брака, тотчас убьет ее: ибо, по Соломону, исполнена ревности ярость мужа ея (Притч. 6, 34); посему и повелели (отцы) таковым стоять вместе с верными и участвовать с ними в молитвах без причащения, пока не исполнится время покаяния. А в 37-м правиле (св. Вас. Вел. говорит): учинивший прелюбодеяние с чужою женою или с обрученною с другим и, по отнятии ее, вступивший в сожительство с законною женою, за первую должен быть обвинен в прелюбодеянии, а за вторую будет неповинен, если она была свободна от мужа. А в 39-м (правиле св. Вас. Вел.) говорит: живущая с прелюбодеем есть прелюбодейка (т.е. совершившая прелюбодеяние с кем-либо и по смерти законного мужа смесившаяся с прелюбодеем законным браком): ибо таковой не позволяется жить с прелюбодеем ни по церковным, ни по гражданским законам, и если не отстанет от него, то грех ее не прощается, хотя и исполнит время епитимий. Ищи еще 5-ю главу буквы G, а также и 16-ю той же буквы. Закон Обвиненный в прелюбодеянии с женою не может взять ее в (законную) жену. Всех тех, которые знают, что их жены прелюбодействуют, и не отпускают их, повелеваем подвергать наказанию: (ибо) тот, который не отпустил свою жену, впавшую в прелюбодеяние, (впрочем, не по одному только подозрению на нее в прелюбодеянии) есть сводник. Но ныне и после осуждения муж может взять из монастыря жену свою, учинившую прелюбодеяние, по 117-й (читай 134-й) Юстиниановой новелле, которая говорит: повелеваем - жену, учинившую прелюбодеяние, подвергнутую приличным наказаниям, ввергать в монастырь; и если в течении двух лет муж захочет принять ее, даем ему власть сделать это и жить вместе с нею без всякой опасности: ибо брак не терпит вреда от того, что бывает в продолжении его; а если вышесказанное время пройдет, или муж, прежде чем взять жену из монастыря, умрет, в таком случае повелеваем, чтобы жена была пострижена и приняла монашеский образ. Если муж, обвинивший свою жену в прелюбодеянии, изобличит ее, тогда, по совершении развода, повелеваем мужу удержать предбрачные дары, а также и приданое и, кроме того, если не имеет детей, брать из иного имущества жены столько, сколько составляет третью часть ее приданого, так что в собственность мужа обращается и приданое и эта определенная от нас пеня; а если он имеет детей от своей сожительницы, в таком случае приданое и иное имущество жены (повелеваем) сохранять для детей; таким же образом (повелеваем) подвергать наказанию и прелюбодея, законно обличенного, вместе с женою (вступившею с ним в преступную связь): и если прелюбодей имеет законную жену, в таком случае приданое и предбрачные дары (повелеваем) сохранить в ее пользу, а остальное имущество мужа (повелеваем) получать восходящим или нисходящим - до третьей степени, если таковые есть, а если нет, обращать в казну. Прелюбодеи, по телесном наказании и острижении волос, должны быть наказаны вырыванием ноздрей, а те, которые были посредниками и пособниками такового нечестия, по телесном наказании и острижении волос должны быть навсегда сосланы. И 32-я новелла императора Льва определяет подобающие наказания прелюбодеям и прелюбодейцам. Именно, она наказывает прелюбодея и прелюбодейцу отсечением ноздрей и определяет, чтобы муж жены, совершившей прелюбодеяние, брал себе приданое ее, и она была заключена в монастыре, но против воли не была постригаема, а остальное имущество ее, сверх приданого, должно быть разделено между детьми ее и монастырем, или, если у нее нет детей, между родителями ее или иными близкими родственниками. Преступление прелюбодеяния простирается не только на растление законной жены, но и на неимеющий законной силы брак и на беззаконный, и на обручение, и на конкубинат. Застигший прелюбодея в совокуплении со своею женою, если ему придется убить его, не подвергается наказанию как человекоубийца: ибо муж только в собственном доме может убить прелюбодея, застигнутого в самом акте преступления, и при том если это будет служащий на сцене или другой, не имеющий чести. Но мужьям не дано право убивать жен своих, учинивших прелюбодеяние. Различные законы постановляют, что жена не иначе осуждается в прелюбодеянии, как только посредством явных доказательств, т.е. посредством пяти свидетелей, с клятвой показывающих, что они видели в самом действии совершаемое прелюбодеяние. Ибо поэтому и не все могут возбуждать обвинение в прелюбодеянии, но пять лиц: муж, отец ее, брат, дядя по отцу, дядя по матери: ибо таким образом бывает более достоверный предлог к исследованию. А если обвинителями будут посторонние и если докажут, то прелюбодеи наказываются отсечением ноздрей; если же окажется, что они взвели обвинение по вражде, в таком случае сами терпят таковое наказание; но сама жена, сознающаяся, что учинила прелюбодеяние, не осуждается, что странно. Имеющий двух жен должен быть наказан ударами, а приведенная жена изгоняется вместе с рожденными от нее детьми. Кто покусился иметь двух жен не по закону, а по развращенности воли, подлежит осуждению прелюбодеяния: ибо совокупившийся с свободною женщиною, при жизни жены своей, осуждается как блудник, а тот, который привел вторую супругу в брачное общение, наказывается как прелюбодей. Должно знать, что есть лица, которые согрешают (прелюбодеянием), но не подвергаются наказанию (прелюбодеяния): учинивший прелюбодеяние с женою своего раба и учинивший прелюбодеяние хотя и с замужнею, но распутною женщиною, не подлежит осуждению как прелюбодей, а жена не подвергается наказанию (прелюбодеяния), когда он изнасилует ее против воли, хотя она, стыдясь, и не объявит о случившемся своему мужу. Глава 15-я. - о монастырях и монахах Глаголемаго Двукратного собора правило первое повелевает: не позволять (никому) созидать монастырь без воли епископа, который прежде совершает обычную (на сей случай) молитву, а самый монастырь и все, что посвящено ему строителем, (повелевает) вписать в книгу, которая и должна быть положена в епископии, на тот конец, чтобы жертвователь не мог опять присвоить себе что-либо из посвященного имущества: ибо каким образом посвятивший через обитель Богу может, как владыка, распоряжаться, а тем более продавать другим то, что он изъял из своей власти? Отнюдь ему не позволяет также правило ни поставлять самого себя игуменом обители, без воли епископа, ни производить, вместо себя, другого: ибо если подаренного людям нельзя подарившему взять назад без благословной причины, то тем более не может посвятивший присвоить себе господства над тем, что посвящено Богу, так как это значило бы посвящать одним наименованием, а не самым делом. А 24-е правило IV Собора, а также и VI (Соб. пр.) 49-е повелевают, чтобы "единожды освященные монастыри, по изволению епископа" (который, обыкновенно, прежде полагает молитву на устроение монастыря, как бы некоторое незыблемое основание), пребывали навсегда монастырями и сохраняемо было неотчуждаемым принадлежащее им имущество, и дабы оные уже не могли быть мирскими обиталищами; а несоблюдающих сего - наказывать по правилам т.е. посвященных извержением, а мирян отлучением. Ищи еще в 12-й главе буквы E правило 17-е VII Собора. Того же (Собора, т.е. VII Вс. правило) 20-е полагает, что отныне не должно быть двойных монастырей, и монахам не должно жить весьма близко к монахиням, ибо сие бывает соблазном и преткновением для многих, а которые захотели отречься от мира со сродниками, должны, говорит правило, вступать в монастыри, мужи в мужские, а жены в женские; существующие же и доныне двойные монастыри должны быть управляемы по уставу божественного отца нашего Василия, как он заповедует; а монахам не должно жить вместе с монахинями и обращаться с ними, так как сие вредно и непозволительно, ни иметь дерзновения - ни беседовать, ни есть вместе с ними наедине; а приносимые монахиням мужчинами вещи, потребные для жизни, должна принимать игуменья за вратами монастыря с другою старою монахинею; а если кто-либо из монахов поставляется в необходимость видеть свою родственницу, в таком случае должен вести с нею беседу в присутствии игумении, в немногих и кратких словах, и скоро удаляться от нее. А 4-е (правило) IV Собора считает делом незаконным строить монастырь или молитвенный дом без соизволения епископа града; тем из монахов, которые искренно и не по виду проходят монашеское житие, повелевает непритворно соблюдать безмолвие, а прилежать только посту и молитве и безотлучно пребывать в тех местах, в которых они отрекались от мира: ибо таким образом живущие справедливо должны пользоваться преимуществом чести перед другими монахами; впрочем, и сим, по закону для клириков, повелевает быть в подчинении у местного епископа и ничего священнического не совершать, отходя в другую епархию, без отпустительной или представительной епископской граматы; а тех, которые оставляют свои монастыри и рассеянно и безчинно бродят по городам и производят смятения в церковных и в гражданских делах, не дозволяя ни божеским, ни человеческим делам совершаться по подобающему им чину, т.е. чтобы житейские дела делались мирянами, а посвященные Богу - монахами и клириками, - таковых, повелевает, и против их воли заключать в монастырях, разве если кому из них поручено будет необходимое управление гражданскими делами от епископа города, как имеющим способность устроять их лучше, нежели имеющиеся в то время клирики или миряне. Повелевает также правило, чтобы предстоятели монастырей не принимали в монашество никакого раба без воли его господина, да не хулится имя Божие; а кто нарушит это определение, тому быть без общения; а епископа города обязывает иметь должное попечение о монастырях, дабы хлопотами из-за дел, до них касающихся, не было нарушаемо безмолвие монахов. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|