|
Об опресноках, против латинянОтсюда можно видеть, что не в малом поступают противозаконно совершающие таинственную жертву на опресноках: ибо если только вкушающих опресноки от иудейского праздника правило подвергает извержению и отлучению, то причащение их, как тела Господня, и совершение на них Пасхи - какое имеет благовидное оправдание [ Вальсамон. ]? Ибо правило возбранило не только вкушать опресноки, но праздновать опресноками по иудейскому обычаю: а каковой праздник больше безкровной жертвы, которую Господь предал нам прежде праздника Пасхи, намереваясь отойти на спасительную смерть? А что божественным отцам и в ум не приходило, чтобы мы праздновали опресноками, это видно из того, что они заботились и о том, чтобы иудейский праздник был уничтожен и чтобы законами гражданскими было заповедано противное иудейским обычаям [ Прав. Карф. 71-е. ], равно как и из того, что они разрешили пост и праздность в субботу [ Прав. Лаод. 29,16, 49, 51; VI Всел. Соб. 55. ], также и тот пост, который совершают в воспоминание поста Ниневитян, и другое, о чем говорить отдельно теперь не время. А 71-е (Апостольское правило) и приносящего елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, или возжигающего свечу христианина предает отлучению: ибо из этого должно заключать, что он чтит богослужение их [ Из Зонары. ]. Удаляться от сего всего повелевают и правила собора Лаодикийскаго 37-е, 38-е и 39-е, упоминающие оба Апостольские правила (70 и 71) теми же словами и названиями. А 11-е (правило) VI Собора - не отказывающегося вкушать иудейские опресноки, или не гнушающегося дружбою их, или призывающего их для врачевания, или в бане вместе с ними моющегося, подвергает клирика извержению, а мирянина - отлучению. Ищи еще 4-ю главу буквы B. А 29-е правило собора Лаодикийскаго говорит: не должно христианам, принявшим Евангельский закон и более совершенный, подражать иудеям, следующим еще несовершенному закону, и, чествуя, подобно им, субботу, определять свободу в этот день от всякого дела, но должно "делати им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам", оставив дела - присутствовать в церквах: ибо кто по бедности или по какой бы то ни было другой необходимости будет делать неотложное дело и в воскресный день, тот как неразумный не получает прощения [ Следуя обыкновенно в изъяснениях правил авторитету Зонары и Вальсамона, Властарь в данном случае изъясняет несогласно с ними: так Вальсамон, в изъяснение слов правила: "аще могут", говорит: впрочем и это, т.е. чтобы не работать в воскресный день, непринудительно отцы заповедали. Ибо если кто по бедности, или по другой какой-либо необходимости будет работать и в воскресный день, не подвергнется осуждению. ]; а тех, которые не отрицаются от обычаев иудейских, правило явно подвергает анафеме. Законы Иудеи в субботу и в иные свои праздники не отправляют телесно служебных обязанностей, ни делают что-либо, ни привлекаются к суду ни по публичному, ни по частному делу, ни привлекают к суду христиан. Если иудей приобретет в раба христианина или оглашенного и обрежет (по иуд. закону), или дерзнет развратить в ком-нибудь христианский образ мыслей, то должен быть казнен. НАЧАЛО БУКВЫ K Глава 1-я. - о епископах и клириках уже изверженных и сколькими епископами они извергаются Ищи в 9-й главе буквы D об изверженных законно, также 12-е и 15-е (14-е) правила собора Карфагенского, которые повелевают, что епископ должен быть извергаем двенадцатью епископами, пресвитер - шестью и диакон - тремя; ищи еще в 18-й главе буквы A правило 11-е святых Апостолов и в 9-й главе той же буквы правило 27-е Василия Великого. А 21-е правило VI Собора говорит буквально так: "Клирики, оказавшиеся виновными в преступлениях и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от онаго совершенно устраняют себя, да стригутся по образу клира. Аще же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни вечной" [ В подлиннике: "жизни небесной" ]. Ибо правило человеколюбивее относится к тем, которые воспользовались истинным раскаянием; ибо извергаемые за какие-либо явные преступления, прелюбодеяние, например, или впавшие в святотатство, изгоняются в место мирян и им не позволяется делать ничего из того, что свойственно клирикам; а совокупившиеся вторыми браками прощаются ради брака и им не возбраняется проходить служение вне алтаря, как определяет 79-я новелла императора Льва, которую и ищи в 4-й главе буквы G. Ищи еще в 16-й главе буквы P правила Собора Неокесарийскаго 9-е и 10-е и в 7-й главе той же буквы правило 1-е Собора Антиохийскаго. Глава 2-я. - о церквах или городах, обновляемых царями Ищи 21-ю главу буквы E. Глава 3-я. - о новых постройках Законы Новое дело делает тот, кто или (вновь) строит или, разрушая что-нибудь, переменяет прежний внешний вид. Возобновляющий старый дом не должен отступать от прежнего внешнего вида и не должен лишать света и вида (вдаль), разве имеет особое право (сервитута) по условию или по договору, предоставляющее или позволяющее ему переменять внешний вид, как хочет. А когда два дома находятся один против другого, тогда требуется, чтобы между ними было расстояние двенадцать шагов [ - 1 ф. 1, 26 лин. См. словарь клас. древ. по Любкеру С.П.Б. 1885 г. Таблица гречес. бол. един. длины, стр. 1410. ], начиная от основания и во всю высоту; при соблюдении сего расстояния дозволяется всякому строить свой дом до неограниченной высоты и устроять в нем двери; строящий новый дом не должен лишать соседа вида вдаль, если он стоя в своем доме или сидя в нем, смотрит прямо на море, и не должен принуждать его поворачиваться на бок (в сторону), чтобы видеть море; если же между двумя домами расстояния сто шагов, то дозволяется желающему беспрепятственно строить и лишать соседа вида на море; а если есть условие, дозволяющее кому-нибудь постройку, то условие должно иметь силу, хотя бы причинило неприятность соседу относительно вида на море, ибо не следует лишать кого-либо особых прав из-за общих законов. А когда кто-нибудь строит свой дом посреди улицы или площади, в таком случае, хотя бы размер улицы или площади был и более двенадцати шагов, он не должен отнимать лишнего и не должен прибавлять к своему дому, ибо закон определил двенадцать шагов не на вред народу, но чтобы между домами воздушное пространство было не теснее двенадцати шагов, а если пространства находится более 12 шагов, то никто не должен отнимать от них, но должен сохранять городу его собственность. Если же пространства будет десять шагов и не меньше, в таком случае строящий не должен делать больших окон низко, если не было их и прежде, а должен делать небольшие окна, на расстоянии шести футов от тротуара. Передавать во владение общие дома один из соучастников не может без согласия другого, ни разрушать общей стены, ни возобновлять без согласия соучастника, поелику он не один есть владелец. Относительно деревьев или садов право вида не сохраняется. Если стоящее посреди двора дерево соседа, распространяя большие корни, вредит основанию моего дома, в таком случае сосед должен быть принуждаем властью начальника вырубить. Несправедливо возбранять соседу отворять на улицу двери, устроенные под навесом его кровли, отчего не причиняется никакого препятствия для прохода. Если в источнике, из которого черпает кто-нибудь воду, высохшем на время, снова откроются его жилы, то возобновляется черпание воды, как и прежде. Ни печи, ни очага никто не может делать в общей стене. Строящему печь живущие в верхних этажах, которым причиняется вред от дыма, могут запретить, разве имел право проводить туда дым, и, опять, живущим в верхних этажах возбраняется лить воду или бросать сор и причинять вред живущим в нижних этажах: ибо и в своих местах позволяется кому-либо делать только то, что не причиняет вреда другому. Если твоя стена на полфута наклонилась к моему дому, то я принуждаю тебя исправить ее. Никто не может бросать сор близ чужой стены, если не имеет на то особенного права (сервитута). Кто без императорского указа загромоздит городскую улицу своими домами, тот бесспорно должен возвратить городу прежние его права. По закону широкая улица должна быть по прямому направлению - в 8 шагов, а по кривому - в 16. Глава 4-я. - о календах и ворожбах Ищи 13-ю главу буквы B и 3-ю главу буквы E. Глава 5-я. - о правилах церковных, и какие правила должно соблюдать 1-е правило IV Собора говорит: "От святых отец на каждом соборе", Вселенском, т.е. и поместном, "до ныне изложенные правила", имеющие целью точнейшее определение догматов и устройство Церкви, "соблюдати признали мы справедливым". А 2-е правило VI Собора в отдельности перечисляет божественных отцов, составивших священные и божественные правила, как сообща, так и особо, и определяет, чтобы тверды пребывали изреченные по вдохновению Святаго Духа и бывшими прежде нас святыми отцами принятые и утвержденные и нам преданные ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей - восемьдесят пять правил святых Апостолов, т.е. кроме постановлений, чрез Климента преданных (ибо они приняли в себя много подложного, на подобие плевел, от иномыслящих); повелевает, чтобы имели твердость и те правила, которые провозгласили Никейские триста восемнадцать отцов, также и те, которые изложил вторый и Вселенский Собор 150 отцов, собравшихся в царствующем граде, - те, которые изложил III Собор в Ефесе собравшихся двухсот отцов, и те, которые изложил IV Собор в Халкидоне собравшихся шести сот тридцати отцов, и те, которые заповедал собор в Анкире, а также в Неокесарии, в Гангре, в Антиохии Сирийской, в Лаодикии Фригийской, в Сардике и в Карфагене; должны быть также приняты правила, написанные при Нектарии и Геннадии, предстоятелях Константинополя и еще правила Дионисия и Петра - священномучеников, Афанасия Великого и Кирилла, Тимофея и Феофила, которые были предстоятелями великого града Александрии, также правила Григория Неокесарийского чудотворца, Василия Великого - Кесарийского, Григория Нисскаго, Григория Богослова и Амфилохия Иконийскаго; правило же, изданное архиепископом Африканской страны священномучеником Киприаном и собором, при нем бывшим, сохраняемо было в их странах, и только. Итак, дерзающий какое-либо из всех сих правил искажать, или извращать, или отменять, или изменять, или принимать другие, "подложно составленные некими людьми, дерзнувшими кормчемствовати истиною", таковый да будет, говорит правило, анафема и чужд христианского списка. А 1-е правило VII Собора говорит: божественные правила, почитая делом весьма вожделенным, со услаждением приемлем, - как те, которые прежде ясно изобразили божественные Апостолы, так и те, которые опять составили шесть святых Вселенских Соборов и поместные; а также и те, которые изложили особо некоторые из превосходящих благочестием и добродетелию мудрые отцы, и определяем - всецелое и непоколебимое постановление их сохранять как руководство к вечному блаженству: ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены в уме, начертав, издали канонические постановления, которые и должно почитать со всяким благоговением как свидетельства и руководства, ибо они ясно свидетельствуют и показывают, как должно нам живущим совершать добродетели, и преступившим (их) предживописуют ожидающее их неизбежное наказание; а посему, позаимствовав изречение Боговидца Моисея, глаголем к сим: не подобает приложити и от сих не подобает отъяти (Второзакон. 12, 32); и изречение Апостола: аще ангел благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 8). Итак, и мы изрекаем анафему тем, которые преданы были анафеме божественными правилами, извергаем изверженных, отлучаем отлученных и подвергнутым епитимии определяем ту же самую епитимию. А "том единения" говорит: пренебрегающим священными и божественными правилами блаженных отцов наших, которые утверждают святую Церковь и, украшая все христианское исполнение, руководствуют к божественному страху, анафема. Закон А 131-я Юстинианова новелла говорит: определяем, чтобы имели силу законов святые и церковные правила, изложенные или утвержденные святыми семью Соборами, - т.е. Никейским - 318-ти отцов, на котором Арий неистовствующий был предан анафеме, Константинопольским - 150-ти отцов, которыми был изобличен духоборец Македонии, Ефесским, на котором был осужден Несторий, и Халкидонским, на котором был предан анафеме Евтихий с Диоскором, - кроме сих, Константинопольским вторым, на котором Ориген с своими сочинениями и некоторые другие нечестивые были поруганы, также -Константинопольским третьим, который, восторжествовав над различными ересями, утвердил божественные догматы прежде бывших святых Соборов, и сверх всех - Никейским вторым, которым неистовствовавшие на святые иконы, наравне с прежними еретиками были отвергнуты от Кафолической Церкви Божией: ибо догматы сказанных святых Соборов приемлем как божественные писания и правила соблюдаем как законы. А что новелла разумеет и все другие святые Соборы, бывшие после Юстиниана, то это прибавил император, очистивший законы. Итак, необходимо (признать), что каноны имеют силу больше законов: ибо законы составлены одними царями и последующими подтверждены, а каноны написаны и утверждены святыми отцами по воле, усердию и суду тогдашних царей; впрочем, и благочестивые законы придают большое значение божественным правилам, частию согласуясь с ними, частию восполняя то, что в них опущено. Глава 6-я. - о ставленной пошлине Ищи законы, изложенные в 28-й главе буквы C. Глава 7-я. - о том, что клирику не должно входить в корчемницу 54-е правило святых Апостолов - клирика, усмотренного едущим в корчемнице, за исключением случая, когда по нужде в гостинице останавливается, повелевает отлучать: ибо клирики, служащие образом скромной жизни для мирян, должны быть во всем безукоризненны, дабы из-за них не хулилось имя Божие. А проводящий с удовольствием время в корчемнице не может быть чужд порочности пребывающих там и ведущих нескромную жизнь мужчин и женщин. То же самое определяет и 40-е (49-е) правило собора Карфагенского. А 9-е правило VI Собора говорит: "Никакому клирику не подобает содержати корчемницу. Ибо еще не позволено таковому входить в корчемницу, то кольми паче служить в оной другим и упражнятися в том, что ему не прилично. Аще же кто что-либо таковое соделает: или да престанет, или да будет извержен"; и странно было бы - клирику управлять корчемницею и самому принимать входящих (в нее); но если какой клирик, владея подобным заведением, отдает в наймы другому, то не подлежит наказанию правила, потому что это иногда делается и монастырями и церквами. А 24-е (правило) соб. Лаодикийского - пресвитерам, диаконам, иподиаконам, чтецам, певцам, заклинателям, дверникам и тем, которые принадлежат к монашескому чину, входить в корчемницу почитает непозволительным и весьма вредным. Законы А 133-я Юстинианова новелла повелевает, чтобы монах, обращающийся в корчемнице, был обуздываем епархом и игуменом и изгонялся из монастыря, как посрамивший жизнь ангельского звания. Глава 8-я. - о плодоприношении в божественные храмы 3-е правило святых Апостол и 4-е повелевают употреблять для бескровной жертвы только вино и хлеб и плодоносящим в храмы приносить только это и еще елей, дабы им возжигать свет Истинному Свету, и фимиам во время святого приношения, но (отнюдь) не мед, не молоко, не, вместо вина, приготовленный из чего-либо другого напиток, имеющий свойство производить опьянение, как и вино, - не птиц, или других животных, или овощи; а поступающего вопреки сему клирика немедленно извергают (правила); а приносимое в надлежащее время, как начатки зрелых плодов, т.е. созревший виноград и новые колосья, годные из овощей к употреблению в пищу и всякий другой созревший плод (повелевают правила) отсылать в дом епископу и пресвитерам (в алтарь же ничего из этого не приносить); а они, принявши оные, должны обращать не на свое только употребление, а разделять и всему клиру. А 28-е (правило) VI Собора извергает клириков, принимающих в алтарь виноград и соединяющих с бескровною жертвою приношения и "сим образом обоя купно разделяющих народу"; но повелевает совершаемое в отпущение грехов животворящее приношение преподавать народу особо, а виноград с благословением разделять особо, как начатки, дабы приемлющие благодарили Подателя ежегодных плодов, коими, по определению Божию, тела наши питаются и возвращаются; а поступающий вопреки заповеданному клирик извергается. А 7-е Гангрскаго собора и 8-е - дающего от себя или принимающего приносимые в церковь плодоприношения без воли епископа или эконома, как пренебрегающего ими, предают анафеме. А 37-е (46-е) Карфагенскаго повелевает - ничего более, кроме хлеба и вина, не приносить в святилище: хлеба - во образ тела Господня, а вина - крови; ибо так Господь, подавая (хлеб) Своим ученикам, сказал: сие есть тело Мое; и опять (подавая) чащу, сказал: пейте от нее вси, сия есть кровь Моя (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19). А так как из ребра Господня, прободенного на кресте копием, истекла не одна кровь, но и вода, то необходимо узаконено Церковию - в священных тайнах примешивать к вину и воду. Приносить же мед и молоко как "таинственное знамение младенцев", возбранено VI Собором, ибо 57-е правило этого Собора говорит: "не подобает приносити к алтарю мед и млеко". Об идропарастатах и армянах Но и 32-е (правило) тот же VI Собора, описывая две совершенно противоположные, но равно страждущие недугом нечестия, ереси - употребляющих для священнодействия святой чаши одну только воду (которые по действию и названы идропарастатами) и опять армян, совершающих священнодействие чрез одно только вино - по этому самому повелевает примешивать к вину воду, и таким образом приносить бескровную жертву. Ересь идропарастатов была древняя; а для ереси армян поводом послужили слова Златоуста. Ибо сей великий Отец, опровергая сказанную ересь идропарастатов, в изъяснении на Матфея, толкуя достойно присущего ему Духа изречение: не имам пити от плода лознаго (Матф. 26, 29; Марк. 14, 25; Лук. 22, 18), говорит: "Чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? Для того, да с корнем предысторгнет иную нечестивую ересь. Ибо как суть некие, употребляющие в таинстве воду: того ради указует, яко вино употребил и тогда, когда таинство преподавал, и по воскресении, когда предлагал простую трапезу, без таинства, и, указуя на сие глаголет: от плода лознаго (Матф. 26, 29), лоза же виноградная не воду, а вино производит [ Русский перевод этого места см. в бесед. Св. И. Златоуста на Евангелие Матфея, ч. III, изд. 5. Москва, 1864 г., стр. 501. ]. Это и послужило поводом к заблуждению армян, будто великий (отец) отвергает присоединение воды к священной жертве. Итак, отражая сии ереси, правило говорит: брат Господа, Великий Иаков, первый украсивший престол Иерусалимской Церкви архиепископ Кесарийский Великий Василий, коего слава протекла по всей подсолнечной, к тому же и "Златые Уста Церкви", письменно предавшие нам таинственное священнодействие, положили из воды и вина составляти святую чашу и своим Церквам, над коими вверено было им пастырское правление, оставили, как бы некое свыше принесенное наследие. Упоминает (правило) и вышесказанное 37-е (46-е) правило Карфагенского. Итак, говорит правило, не так делающий, "яко несовершенное таинство возвещающий и преданное нововведением повреждающий", должен быть лишен священства. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|