Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О монахах и монахинях испадающих





А 19-е (пр.) соб. Анкирского - давших обет девства и мужей и жен, впрочем носящих пока мирскую одежду, не отрекшихся от мира и не принявших монашеское одеяние, - таковых, если они нарушат обет и уклонятся к законному браку, - определяет подвергать пределу и епитимии двоебрачных.

А Великий Василий в 6-м правиле, - "любодеяния", говорит, "посвященных Богу", т.е. клириков и монахов и подвизающихся женского пола, "да не обращаются в брак". Ибо гражданский закон, который говорит, что вошедший к свободной, не делающей себе дохода от своего тела, по-видимому, имеет ее не наложницею, а супругою, - не должен иметь силы и у нас; "но всячески да расторгается их совокупление" хотя бы они и захотели наслаждаться удовольствием, так как уже лишились чести ". Ибо сие и для Церкви полезно", так как и прочие удерживаются этим от дерзновения на такое дело, "и еретикам не даст случая укоряти нас, аки бы привлекаем к себе попущением греха" принадлежащих к другой религии, позволяя им пребывать в грехе и не запрещая непозволительных браков. [ Все пояснения к подлиннику пр. взяты из Зонары и Вальсамона на пр. ]

А в 18-м правиле, "хотя анкирские отцы", говорит (св. Василий Великий), "дев, падших после обета хранить девство, рассудили подвергать епитимии двоебрачных", но поелику благодатию Божиею Церковь окрепла, то справедливо наказывать таковых как прелюбодейц, (говорит святый отец), подтверждая свое положение различными доводами. А разумеет здесь тех, которые, достигши 16 или 17-летнего возраста, добровольно обещали безбрачие, отказавшись от брака, а не тех, которых приводят родители или иные родственники, "промышляя через то нечто для себя житейское", не имея, например, возможности дать за ними приданое; таковых как не возымевших собственного стремления к безбрачию, не должно принимать легко, "доколе не узнаем ясно собственного их расположения". Но по отношению к монахиням и подвижницам сего обыкновенно не бывает: ибо хотя бы они в меньшем определенного святым (отцем) и самом нежном возрасте отложили мирские волосы, обет их должен быть тверд и на последующее время.

А в 19-м правиле говорит (св. Василий Великий): "Обетов мужей не знаем иных, как разве которые причислили себя к чину монашествующих, которые молчанием показуют, яко приемлют безбрачие"; однако и они должны быть спрашиваемы и обязаны ясно обещать безбрачие, дабы, если окажутся лжецами в своем обете, могли быть подвергнуты епитимии как учинившие блуд. Впрочем, и не давшие такового обета монахи, а только надевшие рясу, не могут переменить одежды и вступить в брак.

А в 60-м правиле - давшей обет девства и нарушившей обет повелевает (св. Василий Великий) "исполнить время наказания, положенное за грех прелюбодеяния", т.е. 15 лет. [ По правилу св. Василия Великого 58-му. ] То же, говорит (св. отец), должно быть и относительно монашествующих (мужей).

Кроме того, священный Златоуст во 2-м послании к Феодору говорит: "Сочетавшемуся с небесным Женихом - Его оставлять и сопрягать себя с женою есть дело прелюбодеяния, хотя бы ты и тысячекратно называл это браком; сие даже хуже прелюбодеяния, хотя бы ты и тысячекратно называл это браком; сие даже хуже прелюбодеяния потолику, поколику Бог лучше человеков. Ибо если жена своим телом не владеет, но муж, то тем более во Христе живущие не должны быть господами своего тела".

А 44-е правило VI Собора, устрояя нечто более человеколюбивое, - монаха, согрешившего блудом [ Собственно: "обличенного в любодеянии", как и в подлиннике; но такому переводу препятствуют дальнейшие слова "и после сего раскаявшагося и исповедавшаго свой грех". И по толкованию Вальсамона, настоящее правило делает постановление касательно "монахов которые сами исповедали свой грех", а не тех которые обличены по суду, которые наказываются строже. И по объяснению еп. Смоленского Иоанна, это правило без сомнения должно разуметь о тех, которые, хотя впали в грех любодеяния, но сами раскаялись и, добровольно оставив грех, снова возвратились в монашество (Опыт Курса Церковного Законов, т. 2, стр. 422). ] и после сего раскаявшегося и исповедавшегося, повелевает наказывать не более, чем блудодействующих. Итак я думаю, [ Согласно с Зонарою, в его толковании на правило. ] что это именно правило должно иметь большую силу, как позднейшее прочих. Ищи еще 11-ю гл. буквы G, в 12-й гл. буквы D 4-е правило IV Собора и в 12-й гл. буквы E 17-е пр. VII Собора.

Законы

Не должно быть отчуждения монастыря с тем, чтобы священный вид (его) был преобразуем в обыкновенное жилище, так как епископы имеют власть возвращать (его) и приводить в прежний вид.

А из 131-й Юстиниановой новеллы ты можешь узнать, что бываемые в монастырях ктиторские уставы должно принимать, если они не противоречат правилам; ибо не позволительно им (ктиторам) лишать местных епископов канонических их прав в созидаемых ими монастырях; не могут также и архиереи, воздвигающие монастыри, ни обязывать, под угрозою запрещения, своих преемников (т.е. относительно монастырей), ни иметь в них какого-либо права: ибо нерассудительное отлучение обращается на их головы.

Епископ должен производить (кого-либо в) авву, или (в) архимандрита какого-либо монастыря не непременно по степени, [ т.е. занимаемой производимым в монастыре, потому что, по замечанию Вальсамона, в игумены монастыря могли быть поставляемы и лица, не имеющие священства (см. толк. его на прр. 14-е и 19-е VII Вс. Соб. и Карфаг. 6-е, как замечает и Властарь в изложении пр. 19-го VI Вс. Соб.: а если игумен не причастен священства, ибо иногда производятся в игуменство и таковые (см. выше в той же главе). ] но кого изберут все монахи или благомыслящие, перед Евангелием подтверждающие, что избрали его не по дружбе или за подарок, но потому, что знают его как православного, целомудренного и достойного управления и могущего сохранить монашескую дисциплину и состояние монастыря. То же самое (должно быть соблюдаемо) и относительно женских монастырей и скитов.

А 123-я (новелла Юстиниана) говорит: повелеваем, чтобы во всех монастырях, которые называются общежительными, согласно монашеским правилам, [ Карфаг. соб. пр. 53-е и др. ] все жили в одном доме и имели общую пишу, и чтобы все отдельно в одном доме спали, так чтобы взаимно могли дать друг другу свидетельство в целомудренном поведении. - а все сие должно соблюдать и в женских монастырях.

А 15-я [ Следует читать: 3-я. ] глава той же [ Следует читать: 133-й. ] новеллы говорит: ни женщина совершенно не должна входить в мужской монастырь, ни мужчина - в женский, ни под предлогом поминовения кого-либо умершего, хотя бы и там лежащего, ни по какой другой причине, ни даже в том случае, если кто имеет в монастыре, например, брата, или сестру, или кого-нибудь из родственников: ибо у монахов, поревновавших о жизни небесной, на земле нет родства; и пусть ни мужчины не полагаются в могилах женских монастырей, ни женщины пусть не зарываются в мужских монастырях, дабы этим не дать естеству доступа к самому себе, т.е. к непозволительным делам, наслаждениям, и забавам и к посрамлению божественных дел.

Если же в женском монастыре будут погребать женщину (ибо погребать мужчину мы считаем непозволительным), постановляем, чтобы входили для этого одни только носящие одр и копающие могилу, и чтобы монахини оставались в своем жилище, а при совершаемом чтобы присутствовала одна привратница и игуменья, если захочет; и чтобы те, скорее совершивши все, относящееся к погребению, тотчас уходили, не видев ни одной из монахинь и не быв замечены ими. А совершающим, по обычаю, по умершим третины, и девятины, и далее сорочины и прочия в учиненные времена поминовения, - в женском монастыре все это должно делать женщинам, а в мужском - мужчинам.

В монастырь должно быть не много входов, но один или, может быть, два; а при вратах должны стоять мужи состарившиеся и целомудренные, которые не позволят ни монахам выходить из монастыря без позволения игумена, ни посторонним свободно бывать в монастыре ночью и днем.

Кто приходит в монашеское житие, того, если известно, что с ним не было никакого особенного случая, игумен, по испытании, должен облечь в монашеский образ; а если он не известен, то игумен обязан испытывать его в течении трехлетия, и, если окажется достойным, постригать его, без опасения потерпеть что-либо ужасное, хотя бы после сего и случилось несчастие. Ищи еще закон в 12-й гл. буквы D.

Епископ должен иметь попечение о том, чтобы ни монахи, ни монахини не ходили по городам, но чтобы ответы свои давали через апокрисиариев (, пребывая в монастырях). Ищи еще в 7-й главе буквы K (т.е. гражданский закон).

Если кто из монахов, оставив монастырь, возвратится в мирскую жизнь, тот, быв предварительно лишен местным епископом и гражданским начальником воинской службы и чести, если какую имел, потом с имуществом, которое приобрел, должен быть ввергнут в монастырь и против воли.

Избравшие монашеское житие не могут быть ни попечителями, ни опекунами, ни вести тяжебных дел за других, ни в том даже случае, если бы имеющие тяжбы были их родственники, разве за свою только обитель, но и в этом случае - с соизволения игумена.

Если монах оставит свой монастырь и придет в другой, в таком случае, если окажется, что он имел какое-либо имущество в то время, в которое оставил монастырь, повелеваем, чтобы таковое принадлежало первому монастырю, в который он вступил.

Запрещаем родителям отвлекать детей своих, избирающих монашеское житие, от святых монастырей, или лишать их своего наследства, хотя бы даже и была какая-либо (к тому) причина прежде монашеской (их) жизни.

Желающий вступить в монастырь должен прежде своего вступления сделать завещание относительно своего имущества, так как все его имущество, хотя бы он и не сказал ясно, что принес его с собою, утверждается за монастырем, и он уже никаким образом не может быть господином его.

Принявший монашество при детях может и после принятия монашества разделить свое имущество своим детям, оставляя за собою одну (его) часть, которая и утверждается за монастырем.

Если принявший монашество умрет, не оставив завещания, в таком случае дети его должны получить наследство без завещания, по фалкидию, а остальное имущество отдается монастырю.

А новелла императора Льва позволяет и десятилетнему отроку вступать в монастырь, по сказанному правилу [ т. е. 40-му правилу. ] VI Собора, и принимать монашеский образ, но завещание относительно своего имущества делать не позволяет до наступления 16 или 17-летнего возраста: ибо, думаю, говорит, что по этой причине и великий Василий в своей книге о подвижничестве [ Здесь должно разуметь правила св. Василия Великого, данные древним обителям Востока (см. Твор. св; Вас. Вел. в русск. переводе, ч. 5, прав. простр. вопр. 41. ] определил именно этот возраст, так как в это время возраст не представляет никакого препятствия к распоряжению относительно собственности.

У монахов должно быть двоякое дело: или упражнение в божественных Писаниях и постоянное поучение в них, или занятие рукодельями, монахам приличествующими; ибо праздная мысль не рождает ничего доброго.

Мирянин, а особенно служащий на сцене, или блудник, употребляющий или делающий подражание монашескому и святому образу, подвергается телесному наказанию и ссылке от епископов и гражданских начальников, также и решившийся осмеять какое бы то ни было церковное устроение. Ищи еще в 33-й гл. буквы E.

Глава 16-я. - о святом мире

Ищи в 9-й главе настоящей буквы 16-е (6-е) правило Карфагенского собора и в 1-й гл. буквы B 48-е правило Лаодикийского собора.

НАЧАЛО БУКВЫ N

Глава 1-я. - о построении и освящении храмов

Ищи 12-ю главу буквы E.

Глава 2-я. - о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою

Ищи 15-ю главу буквы E.

Глава 3-я. - о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они

Ищи 29-ю главу буквы G и 2-ю гл. буквы B.

Глава 4-я. - о посте

69-е правило святых апостолов определяет, чтобы верные сорокадневный период времени пред святою Пасхою пребывали, без всякого послабления в усердии, в посте и воздержании, приводя на память те дни, в которые Господь, постом укрепившись по человечеству, победил нашего врага; а также и всякую среду и пяток каждой из прочих седмиц года наравне с днями четыредесятницы (повелевает правило) проводить в посте и сухоядении; а не соблюдающих поста во все сии дни (правило) подвергает: клириков - извержению, а мирян - отлучению, кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу, которое ищи в 37-й главе буквы K. Собственно узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [ Согласно с Вальсамоном. ] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова. Ищи еще в 37-й главе буквы K 15-е правило святого Петра Александрийского.

А десятое (пр.) Тимофея Александрийского - истощенному болезнию употреблять вино и елей в постные дни пред Пасхою считает делом правым, и (позволяет) держаться узаконенного сухоядения не по примеру других, а "сколько возможет понести", - или разрешать на каждый день, или через день, по рассуждению того, кому он предоставил устроение своих помыслов. [ Добавление - из Вальсамона ] Ищи еще 25-ю главу буквы G.

А 18-е (19-е) правило Гангрского собора говорит: "Аще кто из подвижников, без телесные нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковию", пребывая при том в полном разуме: "да будет под клятвою". 41-е (50-е) правило Карфагенского собора повелевает, чтобы диаконы и священники, совершающие таинства алтаря, были (пред совершением) не ядшими, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня Вечеря, т.е. Великого Четвертка: ибо священнодействие пищи духовной они, как кажется, совершали после телесной пищи; кроме того, когда скончается кто-либо в вечернее время, если совершающие погребение не будут неядшими, говорит (правило), то должны совершать погребение одними молитвами. А ныне это не делается, по той причине, что сие запрещают следующия два правила, а именно: 50-е правило собора Лаодикийского говорит: не должно в святую четыредесятницу на последней седмице разрешать пост в Четверток, употребляя т.е. более изысканные яства, [ Объяснение - из Зонары. ] и тем безчествовать целую четыредесятницу; но (должно) всю четыредесятницу проводить в посте и сухоядении, кроме, конечно, бывающих в ней суббот и воскресных дней. [ См. пр. ап. 64-е. Толкование Вальсамона на пр. 50-е соб. Лаод. ]

А 29-е правило VI Собора говорит буквально то же самое и прибавляет, что божественные отцы (т.е. Карфагенского собора) сделали такое распоряжение, может быть, по причинам полезным в тогдашнее время; а у нас нет необходимости отменять Апостольские и отеческие предания, - подразумевая сказанное 69-е Апостольское правило и настоящее правило собора Лаодикийского.

Глава 5-я. - о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни

Ищи 37-ю главу буквы K.

Глава 6-я. - о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами

Ищи 9-ю главу буквы B и во 2-й главе буквы E 23-е правило Великого Василия.

Глава 7-я. - о законе

Закон есть общее повеление, - мудрых мужей установление, вольных и невольных грехов исправление или пресечение, общее уложение города; он есть также божественное изобретение. Благодеяние закона - в том, что он повелевает, [ В подлиннике: "Чтобы родители кормили своих детей и дети - своих родителей". ] запрещает, [- убийства, хищения, или другие какие-либо преступления (т.е. запрещает) ] дозволяет [- заключение договоров и условий. ] и наказывает.

Законы постановляются не по отношению к единичному случаю, но обще. Закон получил свое название от правды, ибо он есть "ars boni et aequi".

Законы должно постановлять вследствие многократных, а не редких и не единичных случаев: ибо законодатели не обращают внимания на то, что случается однажды или дважды. [ В подлиннике: не обращают внимания на то, что случается однажды или дважды, и не считают нужным относительно сего постановлять закон. Proch. Harmenop. ]

Прежде бывшие законы вводятся в законы последующие; а позднейшие постановления имеют большую силу чем прежние.

О чем нет писанного закона, относительно того давний обычай, испытанный в продолжении многих лет, имеет силу закона, заступая его место.

Ни закон, ни время, ни обычай не делают твердым того, что неправильно обсуждено и изображено.

Глава 8-я. - о владении

Законы

О том, что десятилетняя или двадцатилетняя давность не помогает тому, кто владеет незаконно, разве только тридцатилетняя давность и при том, если он владел непрерывно и не потерпел никакой неприятности в суде. Ищи еще в 9-й главе буквы D.

Для тех, которые не воспользовались владением в течении известного времени, теряется всякое право владения и пользования им, именно, для тех, которые находятся на месте владения, по прошествии десятилетия, а для отсутствующих - по прошествии двадцатилетия.

Имеющий право поить и кормить на твоем поле скот может приобретать право строить на нем шалаш.

Кто проводит воду через чужое поле с ведома хозяина поля, тот приобретает право сего пользования полем втечение узаконенного трехлетнего срока без препятствования ему со стороны хозяина поля.

Движимое имущество, находящееся в бесспорном владении в продолжение трехлетия, обращается в собственность (владельца).

НАЧАЛО БУКВЫ X

Глава 1-я. - о истреблении идолов

Карфагенского собора правило 58-е (69-е), а также и 84-е (95-е) повелевают всех идолов уничтожать и остатки их искоренять.

Глава 2-я. - о том, что чужих клириков должно принимать

Ищи 9-ю главу буквы A.

НАЧАЛО БУКВЫ O

Глава 1-я. - о том, что эконома должно иметь епископу и игумену

Ищи 24-ю главу буквы E.

Глава 2-я. - о птицегаданиях

Ищи 3-ю главу буквы E.

Глава 3-я. - об осквернившемся во сне

Ищи 28-ю главу буквы K.

Глава 4-я. - о клятвах

Ищи 32-ю главу буквы E.

НАЧАЛО БУКВЫ P

Глава 1-я. - об играх позорищных

Ищи 1-ю главу буквы Q; в 15-й гл. буквы M 27-е (22-е) правило VII Собора и 7-ю гл. буквы G.

Глава 2-я. - о клириках, ядущих в гостинице.

Ищи 7-ю главу буквы K.

Глава 3-я. - об отречении епископов.

Ищи 28-ю главу буквы E.

Глава 4-я. - о женах, избравших девство.

Ищи 15-ю главу буквы M.

Глава 5-я. - о посте в пяток.

Ищи 4-ю главу буквы N.

Глава 6-я. - о доверении

Доверение есть отдача кому-либо чего-нибудь на сохранение.

Если принявший на сохранение вещь погубит ее вследствие нападения разбойников, то не отвечает за потерю ее перед наследниками: ибо принимающий на сохранение преследуется только за коварство, нерадение и небрежность, если ясно не было обусловлено и другого чего-либо.

Глава 7-я. - о Святой Пасхе

Предприняв, по мере своего разумения и сил, изложение различных предметов, которые исследует предлежащая Синтагма - чтобы не опустить ничего из посильного для нас - неужели оставим без внимания Святую Пасху, в которую совершилось самое главное в домостроительстве нашего спасения - чтобы не привести в ясность для неведущих определения относительно ее и их причины? И кто может упрекнуть нас за это? Итак, прежде нежели предложим церковные определения о Пасхе, мне кажется, нужно войти в некоторые предварительные рассуждения об этом предмете. При этом мы отнюдь не будем терять из виду Пасху ветхозаконную: ибо образы должны вести к разумению того, как осуществилась истина.

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян - "Фаменоф", у греков - "Дистрос", у евреев - "Нисан", у римлян - "Март". В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, - в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году [ т. е. в 1335-м году. ] равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет -16-го и так далее. Во времена Набонассара [ Эру Набонассара считают с 26-го февраля 347-го года до Р. Хр. Aera Nabonassari означает введение нового календаря в Вавилоне, которым прежний постоянный лунный год заменен подвижным солнечным. ] равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; [ Этот Филипп, вероятно, есть царь Македонский, второй сего имени, живший за 300 лет до Р. Хр., прежде бывший полководец Александра Великого и по смерти Иердикки сделавшийся правителем государства, но в 319-м г. лишенный власти Антигоном. ] когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

Посему ученейшие из иудеев, особенно те, которые жили в Иудее, каковы были Иосиф и Филон, мужи, в любомудрии достигшие совершенства, думали, что Пасху законную не должно совершать прежде равноденствия. Они говорили, что пасхальные жертвы [- от "перехожу" - жертвы прехождения, т.е. Пасхи, ибо с еврейского "Пасха" значит прехождение (Правосл. Собеседник, 1859). ] заколать должно всем в одно время, после весеннего равноденствия, около половины первого месяца. Но невежествующие из евреев, живущие в рассеянии по вселенной, по неразумению считают первым месяцем тот, в который случается быть весеннему равноденствию, нисколько не заботясь о том, прежде или после его возсияет луна полным своим светом, ни о том, вполне ли вступило солнце в знак равноденствия или нет. Поэтому многие неосторожно совершали Пасху еще до равноденствия. О них-то, мне кажется, и определяет 7-е правило божественных апостолов, угрожая извержением из сана, если кто из принадлежащих к клиру будет праздновать святый день Пасхи вместе с иудеями, прежде весеннего равноденствия: именно, правило повелевает так наказывать не просто празднующего Пасху с иудеями, но прибавляет: "Празднующего с иудеями прежде весеннего равноденствия". Случается же, что во время пятого кругообращения луны, которому по необходимости соответствует основание 28-е (так обыкновенно называют излишнее число дней после 12 кругообращений луны), когда луна точно начинает делаться полною около 17-го числа марта, - иудеи совершенно безрассудно и опрометчиво в это время совершают праздник. Мы видим, что и ныне делают это иудеи, обитающие в наших городах. Но мы для своей собственной безопасности, оставляя иудеев, поступающих неблагочестно, переходим к следующему лунному месяцу, которого дни исчисляются в Апреле: в это время наша Пасха обыкновенно отдаляется от иудейской на большое расстояние дней. Так святые отцы весьма ясно и тщательно наблюдали законоположения божественных Апостолов, всего более заботясь поставить твердую преграду относительно того, чтобы, когда иудеи совершают Пасху после весеннего равноденствия, не праздновать вместе с ними. Это запрещает и первое правило Антиохийского собора, тщательно, как кажется, изъясняя смысл (указанного) Апостольского правила; потому что оно полагает два ограничения относительно Пасхи: а) не праздновать вместе с иудеями и б) ожидать весеннего равноденствия. За сими же по необходимости следуют два другие ограничения: в) совершать праздник в первое после равноденствия полнолуние, однако же г) и после равноденствия не вообще в какой бы то ни было день, но именно в первый после полнолуния день седмицы. Такие ограничительные определения соблюдаются твердо и доныне; но день воскресный после полнолуния у нас часто переносится на следующую седмицу по той причине, что мы каждый год прилагаем к Пасхе ветхозаветной два дня, и после них доходим до дня воскресного. И это случилось не по неведению и не по неискусству отцов, положивших о Пасхе такой закон, а причина сего переложения дней заключается в самом течении луны: так как годовое движение совершается в триста шестьдесят пять дней и почти с четвертью дня, как было сказано выше, средние же кругообращения луны в период 19-ти лет, исчисляемых с прибавлением в каждый четвертый год еще одного дня, восстановляются не в точности, а без 3-х лепт шестидесятых первых и без 37-ми шестидесятых вторых лепт одного дня: то, по сей причине, 304 года, однако же опять неполных, но без 57-ми лепт шестидесятых первых и без 52-х шестидесятых вторых дня, что уже весьма близко к целому дню, - совершается сказанное выше восстановление. Поэтому, при определении времени ветхозаветной Пасхи, справедливо прилагаются после полнолуния два дня; так как полнолуние не может в точности попадать на определенный отцами день, от того, что в 304 года теряется, как сказано, почти целый день. Таким образом, время, определенное для Пасхи, и движение светил произвели изъясненную выше несообразность. Впрочем, это нисколько не вредит благочестию, а еще и весьма ему способствует; потому что из сего еще яснее обнаруживается расстояние празднования между ветхою Пасхою и нашею; ибо малейшим расстоянием между ними полагается уже не один день, как прежде, а три дня. Посему-то конечно отцы перенесли и день Пасхи на воскресение: они почитали справедливым отвращаться от богоборного и безпразднственного праздника иудеев, и по возможности на дальнейшие расстояния отдаляться нашею Пасхою от их Пасхи. Это мы пространнее объясним впоследствии, где изложены будут и законы как равноденствия, так и полнолуний, в подробности. Там же покажем, в какие годы ясно открывается различие соединений.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.