Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О клириках, впавших в блуд, в правилах содержится следующее





1-е правило Неокесарийского собора - сочетавшегося законным, конечно, браком по принятии священства, лишает священства; а учинившего блуд или прелюбодеяние совершенно удаляет от Церкви и ставит в разряд кающихся; но таковой епитимии соблудившему священнику не полагается ни Апостольскими [ См. Апостольское правило 25-е. ], ни отеческими правилами [ Карфагенского 36-е; Василия Великого 32-е, 3-е ], которые и ищи в 10-й главе буквы D.

И 3-е правило Великого Василия - лишает диаконства диакона, учинившего блуд, и низводит в разряд мирян, но не удаляет от приобщения Таин, - во-первых, говорит (св. отец), на основании древнего закона, который говорит: не отмстиши дважды за едино (Наум. 1, 9), - а во-вторых, потому что не имеет уже надежды на восстановление в прежней степени: ибо мирянин ниспавший, по прошествии установленного срока покаяния, возвращается на то место, которого лишился; а сей подвергся наказанию извержения раз - навсегда, а поелику истинное врачевание для такого и приготовление к причащению святых Таин есть удаление от греха, с сокрушением сердца и удручением плоти, то, если он не перестает блудодействовать, должен быть удален не только от приобщения, но и от молитвенного участия с верными и должен быть подвергнут епитимиям, как миряне.

А 44-е (правило св. В.В.) диакониссу, учинившую блуд с язычником, лишает достоинства, но общения в стоянии и молитвах с мирянами не возбраняет; приобщения же Св. Таин повелевает удостаивать в седьмое лето, если будет жить в чистоте и целомудрии; а язычнику, обратившемуся к вере и желающему взять ее в брак, не позволяет отдавать ее, почитая, очевидно, святотатством обращать в плотское употребление тело, однажды посвященное Богу. Для здравомыслящих отсюда очевидно, что не позволительно ни клирикам, слагающим сан, или монахам - сочетаваться браком с женами, ни женам священников, сделавшимся одним телом с ними через совокупление, вступать во второй брак. [ Изъяснение на правило согласно с толкованием и Вальсамона на 44-е правило св. Василия Великого. ]

Ищи еще 25-ю гл. буквы C, в 4-й глав. буквы G 17-е и 18-е пр. св. Апостолов и 61-е (Апостольское) в 14-й гл. буквы M, в 9-й гл. буквы G 27-е правило Василия Великого и 26-е пр. VI Собора и в 15-й гл. той же буквы 69-е правило Василия Великого.

О монахах, учинивших блуд, ищи еще 15-ю главу буквы M.

Глава 16-я. - о том, кто имел пожелание учинить блуд, но не привел пожелания в дело

По древнему обычаю зла, страсти не сразу и не с первого нападения овладевают нами, но с некоторым искусством и лукавой хитростию мало-помалу роют под нами пропасть погибели; посему к помыслам - кротко настроенным оно (зло) незаметно примешивает прежде всего так называемый "прилог" обольстительным представлением являемого образа, коварно замышляя растлить их и убеждая безбоязненно принять начала удовольствий, как простые мысли и не имеющие в себе никакого вреда: ибо зло прикрывает греховную уду приманкою удовольствия для того, чтобы проглотивших ее уязвить ею и потом, взявши их (т.е. помыслы) в свое распоряжение, пользоваться ими, как и слугами. О, если бы ты хотя не брал в союзники против своей души тех, которым поручено управлять (ею) и охранять ее; ибо если зло, неистовствующее против нас, будет лишено помощи от помыслов, то тщетны будут его козни и коварства: одно оно само по себе не может образовать страсти и привести в дело; это поистине водяной пузырь, погибающий и уничтожающийся тотчас после своего появления; проще сказать: нечто мертвое и несуществующее в действительности; но, заимствуя свое бытие и жизнь от наших помыслов, оно умерщвляет (их,) дающих ему жизнь, ибо таковы начинания злых страстей. Посему самый прилог, как менее всего зависящий от нашего произволения, не может быть поставлен нам в вину. Вторым следует "сочетание", которое тихо и постепенно вырождается обыкновенно от частого повторения прилога, когда страстно или даже и бесстрастно помысл беседует с приложившимся (образом). Кто может утверждать, что в этом нет вреда для разумной души, когда помыслы ее таковые занятия ставят выше размышления о Боге? Третьим наступает "соизволение", свидетельствующее о склонении души к приятной страсти; за соизволением, имеющим значение как бы тайной расписки, следует тотчас по пятам, в четвертых, "пленение", которое портит самое лучшее наше состояние, победивши уже и сердце и убеждая сорвать обольстительный плод воображения, а если эта порча войдет и во время молитвы, то от последней не бывает никакой пользы, и особенно для тех, которые привыкли вращаться среди лукавых помышлений. Итак, уразумевши, как мы предаемся злу, постараемся через борьбу победить того, кто старается попрать нас, и - одно из двух: или, сильнее воодушевившись, при божественной помощи, явимся победителями, или, ослабевши и обратившись в тыл, будем пленены; таким образом духи злобы, пробывшие долгое время в душе и обративши ее в свое владение, наконец, как бы трофей или памятник, водружают в сердце так называемую "страсть", которая, будучи питаема памятью и соблюдаема привычкой, приготовляет душу к совершению во всяком деле всякого непотребства.

Посему и четвертое правило Неокесарийского собора утверждает, что пожелавший жены и решившийся переспать с нею, когда намерение его не приведено в действие, избавлен благодатию; впрочем, было бы хорошо и сие очищать умеренной епитимией по 70-му правилу Великого Василия, ибо он говорит: диакон, осквернившийся и исповедавшийся, что он согрешил только страстным поцелуем, должен воздержаться на время от священнослужения, но "причащатися Святых Таин с диаконами да сподобится". Так же и пресвитер. "Аще же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет: то, в котором бы ни был степени, - да будет извержен".

С сим правилом согласуются и 9-е и 10-е правила того же Неокесарийского собора, которые говорят, что грехи, предшествующие любодеянию, проявляющиеся в прикосновении, поцелуях и подобных им, разрешаются, как многие сказуют, рукоположением, если же пресвитер или диакон впал в блуд до рукоположения и, укоряемый своею совестию, исповедует учиненный до рукоположения грех, в таком случае ему должно быть запрещено священнодействовать; прочих же преимуществ священства, если он усерден к добродетели, он не должен быть лишен, если же сам не исповедует и не изобличает явно, то должно ему предоставить власть или престать (от священнослужения), если согрешил, или действовать, если ничего не сознает за собою. А если будет обличен пятью свидетелями, подтвердившими клятвою свое обвинение, в таком случае вместе с извержением должен быть лишен и преимуществ священства и удален на место мирянина.

А Феофил Александрийский в 5-м (6-м) правиле говорит: чтецу, обвиненному в блуде, если, по тщательном исследовании будет явно изобличен, должен быть извергнутым из клира, а если не будет обличен, то должно оставаться в клире: ибо не должно обращать внимания на суетные клеветы, ибо и закон говорит: лучше оставлять грехи безнаказанными, чем безвинно наказывать кого-либо.

Глава 17-я. - о содержателях блудниц

86-е правило VI Собора тех, которые на пагубу душ собирают и содержат блудниц, - клириков извергает и к тому же повелевает и отлучать, налагая им двойное наказание; а мирян отлучать.

Законы

Кто знает, что его жена блудодействует, и молчит, есть сводник.

Рожденные от блуда наследуют не только матери, но и родственникам по матери, а сии наследуют тем. А жена знатного происхождения, имеющая детей законных и рожденных от блуда, ничего не может дать от блуда рожденным ни при жизни, ни при смерти.

Рожденному от блуда не подобает наследовать родственникам по отцу, ибо обыкновенно говорят, что у него нет отца, - а матери своей и единоутробном братьям. А гражданские законы о браках и церковные правила признают родство и от блуда; и родственников от блуда, сочетающихся между собою законным браком, как впадших в кровосмешение, подвергают наказаниям.

Конкубинат считается дозволенным: ибо имеющий наложницею честную женщину и делающий этот открыто, по-видимому, имеет ее как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом.

Глава 18-я. - о привилегиях и преимуществах, которые имеют архиереи и Церкви, и об областях их

Ищи 11-ю главу буквы E.

Глава 19-я. - о правах, которые имеют пресвитеры

Ищи 9-ю главу буквы M.

Глава 20-я. - о приданом

Законы

Оцененное приданое отдается на страх мужа: если подохнут животные и если жена износит одежду, он дает цену их; а приумножение и уменьшение приданого неоцененного касается жены. Она получает поколение рабов своих; а плоды и приплод скота получает муж.

Обещанное в приданое, если не представляют в продолжении двух лет, требуется с процентами по 1/3 сотенного роста (т.е. по 4%).

Когда муж оказывается несостоятельным в заключенном браке, жена может удерживать его имущество в свое приданое, предпочтительно пред всяким заимодавцем и тем, кто имеет залог. Впрочем, она не может отчуждать того, чем владеет, поелику должна на это кормить себя саму, мужа и детей своих.

Жена не связывается обязательствами мужа, хотя и поручится за него; имущество женино не обращается в казну и в том даже случае, когда муж лишается прав состояния; и иное ее имущество, (которое она может иметь) помимо приданного, не подлежит в удовлетворение государственных повинностей мужа.

Муж, хотя он и беден, отвечает за целость всего приданого.

Тесть от зятя и жена от мужа отбирающие назад отданное приданое осуждаются по мере их имущества.

Если муж заключит с женою договор, чтобы, в случае ее смерти, наследовать ее имущество, - договор не имеет силы; а если будет изначала заключен договор, что, если умрет прежде жена, - приданое ее останется у мужа, то, хотя бы приданое было дано отцом, - договор имеет силу, и отец устраняется (от наследования дочери).

Если отец столь порочен, что есть опасение, как бы не растратил приданого, в таком случае он лишается права распоряжения им, и как о нем, так и о дочери имеет попечение судья.

Если оставшийся (вдовым) после смерти своей супруги имеет детей и пожелает не вступать в другой брак, отделиться от сожития со своими детьми, - в таком случае, кроме всего своего имущества, ему следует взять и часть одного детища, соразмерно числу детей, как ради воспитания детей, так и ради сохранившегося у него уважения к первому браку и (ради) чести.

Что муж издержал на больную свою жену, - после ее смерти не может требовать от своего тестя, которому должно быть возвращено приданое его дочери, но должен положиться на его расположение; а что издержал на погребение, - отдает отец, которому возвращено приданое.

Отец подвластного сына женившегося принуждается кормить и его и его жену: ибо на него ложится бремя брака его сына. Ищи 2-ю главу буквы D.

Глава 21-я. - о предателях

9-е (8-е по кн. пр.) правило святого Григория Чудотворца говорит: все те, которые были пленены варварами и, увлекшись их злочестием, сделались столь причастны его, что даже забыли, что они христиане и убивали некоторых из единоплеменников или древом, или удавлением, такожде указывали неведающим варварам пути, или домы, таковые должны быть извергнуты и из разряда слушающих, «доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый».

Закон

Возбуждающий врагов или предающий врагам римлян наказывается смертною казнию. А которые занимаются грабежом вместе с разбойниками на суше или на море, те наказываются строже, чем явные враги, насколько тайное злоумышление преступнее открытой войны.

Тех из римлян, которые перебегают к врагам, следует беспрепятственно убивать как врагов.

Злоумысливший или покусившийся на жизнь царя или против благосостояния государства убивается и имущество его отбирается в казну.

Те, которые перебегают к неприятелям и передают им наши планы военных действий, казнятся через повешение. Ищи еще 11-ю главу буквы S.

НАЧАЛО БУКВЫ R

Глава 1-я. - о мужах и женах, находящихся в непроизвольном истечении

Ищи 16-ю гл. буквы A и 28-ю гл. буквы C.

НАЧАЛО БУКВЫ S

Глава 1-я. - о том, что по субботам не должно поститься

Ищи в 37-й гл. буквы K 66-е правило святых Апостол и 55-е VI Собора; в 35-й гл. буквы E 16-е пр. Лаодикийского Собора и 5-й гл. буквы T 55-е правило VI Собора.

Глава 2-я. - о позорищных

Ищи в 1-й главе буквы Q правило (51-е) VI Собора и в 7-й гл. буквы M 46-е (по кн. пр. 55-е) правило Карфагенского Собора. Ищи еще 11-ю гл. буквы M.

Глава 3-я. - о том, что креста на земле изображать не должно, а изображенные кресты должно разметать

73-е правило VI Собора не только возбранило писать на земле изображение честного креста, но и написанные уже изображения заповедует без всякого сомнения зачеркивать и стирать, дабы попиранием ходящих не было оскорбляемо "знамение нашей победы", всею мыслию почитаемое, словом преимущественно прославляемое и чувством поклоняемое.

Закон

На земле, или на мраморе, лежащем на земле, или на жерновом камне никто не должен вырезывать крест; а если уже написаны, - должны быть уничтожаемы. А кто нарушает этот закон, должен быть подвергнут тягчайшему наказанию.

Глава 4-я. - о договорах и условиях

Законы

Потеря договоров не уничтожает сделок в том случае, когда истина может быть доказана иначе.

Условия, заключаемые без хитрости и не противоречащие законам, имеют силу.

Глава 5-я. - о пиршествах

В 55-м правиле Лаодикийского собора - клирикам или мирянам устраивать пиршества из приношений и в складчину возбранено: ибо в этом вовсе нет ничего доброго; напротив, полно всякого безобразия.

А 27-е правило того же собора воспретило клирикам, бывающим на вечерях любви, брать части (предлагаемых снедей) и уносить домой: ибо сие изобличает в поступающих таким образом ненасытность и худые привычки, так как этим причиняется оскорбление церковному устроению. Ищи еще 3-ю главу буквы A.

Глава 6-я. - о тех, которые удаляются от священных собраний

Ищи в 9-й гл. буквы B 5-е и 6-е правила Гангрского Собора.

Глава 7-я. - о клириках, имеющих привведенных жен

Ищи 19-ю главу буквы G.

Глава 8-я. - о тех, которые прикосновенны к грехам клириков и не исповедуют (их)

71-е правило Василия Великого говорит: "Прикосновенный к какому-либо греху, и не исповедавший, но обличенный, да будет под епитимиею столько же времени, на сколько подвергается епитимии делатель зла". Впрочем, у святого (отца) не было намерения подвергать епитимии того, кто только имеет сведение и не может воспрепятствовать, но того, кто содействовал и дал совет и мог удержать (от греха), если бы захотел; ибо и пророк (Давид) велит наказывать не того, кто только видел татя или прелюбодея, - но того, кто текл с вором и содействовал и принимал участие в грехе с прелюбодеем (Пс. 49, 18). Исповедание повсюду ослабляет наказание, а обличение увеличивает тяжесть его [ Пояснение из Вальсамона. ]. Ищи еще в 9-й главе буквы G 25-е правило Анкирского собора.

Закон

Заведомо принявший кого-либо виновного в преступлении подвергается одинаковому с ним наказанию; а принявший разбойников и не приведший их в судилище лишается прав состояния или подвергается телесному наказанию, смотря по качеству лица [ Именно, богатый наказывается отобранием его имущества в казну, а бедный подвергается телесному наказанию. См. schol. ad cap. 3, tit. XXVII, LX lib. Bas. Tom V, p. 658. ], как заблагорассудит судья.

Глава 9-я. - о соборах, ежегодно бывающих

37-е правило Апостолов повелевает епископам каждой области дважды в год собираться на собор к своему митрополиту: в первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы, а во второй, в осеннее время, в 12-й день октября месяца. [ См. Опыт курса Церк. Зак. Иоанна. Т. 1, стр. 183, прим. 246 и прим. к правилу 20-му собора Антиохийского, в изд. Пр. св. Пом. Соб. с толкованиями, Моск. Общ. Люб. Дух. Проев. Москва, 1880 г. стр. 194. ]; причем (повелевает) разрешать всякое сомнение о догматах, письменных изысканиях и церковных предметах, а также бывающие друг с другом несогласия, суды и споры.

Сему (правилу) почти буквально следует и 20-е Антиохийского собора; но оно прибавляет, что никому да не будет позволено составлять собор самим по себе, без присутствия на нем митрополита области: ибо совершенный собор бывает тогда, когда вместе с прочими присутствует и митрополит [ Апост. 34. Ант. 9; IV-го Вс. 25. ].

5-е правило I Собора также повелевает, чтобы один из соборов собирался около осеннего времени, в октябре, а другой чтобы составляем был не во время пятидесятницы, но пред четыредесятницею, дабы, по прекращению всякой вражды и неудовольствия, чистые приносили дар поста чистым естеством.

А 19-е правило IV Собора почитает хорошим делом - епископам дважды в год составлять соборы, где назначит митрополит, для исправления некоторых церковных дел, - а тем из епископов, которые не придут на собор, хотя пребывают в здравии и находятся в своих городах, - когда нет препятствия ни от какого иного необходимого дела, "братолюбно изъявити прещение" (по пр. 8-му VI-го Собора).

А 8-е правило VI Собора буквально приводит это правило и узаконяет, чтобы собор был однажды, а не дважды в год, определив время от Пасхи до истечения октября; именно, по причине набегов варваров и иных случайных причин, которые делают для епископов затруднительными частые путешествия.

То же подтверждает и 6-е (правило) VII Собора и велит отлучать, "аще обрящется некий начальник (светский), возбраняющий кому-либо из епископов, отходящих на собор"; а у собравшихся епископов главным предметом попечения, говорит (пр.), должно быть обсуждение, как научать подчиненных соблюдать Евангельские заповеди и предписания правил; и если обнаружено будет, что у кого-либо из собравшихся епископов против его воли митрополит требовал скота или иные вещи, то должен отдать вчетверо.

И 40-е (пр.) Лаодикийского собора почитает делом, стоящим великой заботливости, чтобы соборы в каждой области были ежегодно. Посему оно и повелевает, чтобы епископы, призываемые на соборы, не уклонялись, но непременно отправлялись на оный, и чтобы или мудрейшие учили (других) тому, что знают, или простейшие учились, чего не знают: ибо таким образом благоустрояется и утверждается Церковь в правых догматах веры и в управляющих жизнию заповедях; а пренебрегающий и (потому) подвергшийся епитимии пусть винит сам себя, если (у него) не было препятствия ни от телесной болезни, ни от дел.

И 19-е (27-е) пр. Карфагенского собора повелевает епископам ежегодно составлять собор, - а также и 73-е (84-е пр. того же соб.); его и ищи в 7-й главе буквы P.

Согласно с сими правилами определяет и 76-е (87-е пр. того же собора), приводя те же самые причины, какие изложены в сказанных правилах; а тому, кто не покоряется, повелевает воздерживаться от общения с прочими (епископами) и довольствоваться общением в своей токмо Церкви.

А в 97-м (106-м) правиле (того же собора) не признается необходимым, чтобы ежегодно был собор епископов в Карфагене, чтобы не были утруждаемы братья; но если возникнут общие вопросы, например, о догматах, то епископы приглашаются грамотами и, когда соберется общий собор, недоумение разрешается; если же вопросы будут частные, то они получают разрешение в каждой области.

Закон

137-я Юстинианова новелла хочет, чтобы однажды или дважды в год, в июне или в сентябре, был собор митрополитов у патриархов и епископов у митрополитов, и чтобы исследуемы были вопросы, которые имеют между собою епископы, клирики и монахи, о вере, правилах и церковных предметах, и чтобы исправляемы были погрешности против правил; а начальников, не побуждающих митрополитов и епископов, которые откладывают составление учиненных соборов, или не покоряющихся и не доносящих царю, - повелевает подвергать строжайшему наказанию [ Новелла изложена буквально по 8-й гл. VIII ]. В настоящее время сии соборы совсем не собираются.

Глава 10-я. - о представительных грамотах

Ищи 9-ю главу буквы A.

Глава 11-я. - о тех, которые учиняют соумышления (заговоры), или скопища, или восстания

18-е правило IV Собора и 34-е VI Собора говорят: если в гражданских законах, из которых большая часть составлена внешними мудрецами, совершенно воспрещено дерзкое предприятие заговора или скопища, то, конечно, тем более должно быть воспрещено в Церкви Божией: посему, кто из монашествующих или клириков впадет в таковое преступление или окажется устрояющим ковы против епископов или клириков, тот должен быть извержен со своей степени. Соумышлением называется то, когда несколько лиц совещаются против кого-нибудь и взаимно обязываются клятвами отнюдь не отступать от своего предприятия, пока оно будет исполнено, как повествуется у божественного Луки в одном месте в Деяниях, [ Гл. 23, ст. 12. ] - что сотвориша нецыи от иудей совет, закляша себе, глаголюще не ясти, ни пити, дондеже убиют Павла. А скопище есть собственно союз родственников или иначе соединенных между собою лиц, где бывает злонамеренное совещание и соглашение кого-либо на злые дела.

Закон

Составивший заговор против государства, или злоумысливший против войска, или предавший его неприятелю, или по коварству воспрепятствовавший римлянам победить неприятелей, или оказавший им помощь народом, или оружием, или деньгами, или иным каким бы то ни было образом, подлежит вине святотатства. Также и собирание народа без царского повеления почитается законами достойным строгого наказания. - Ищи еще 21-ю главу буквы P. А новелла императора Константина Порфирородного с ведома и патриарха Алексия и синода подвергает анафеме тех, которые предпринимают или заговоры, или мятеж; а также и тех, которые содействуют и принимают участие в их восстании, и тех, которые подают советы и подстрекают на таковые, и тех, которые принимают участие в вооруженном восстании, и тех, которые принимают таких в покаяние, когда у них нет намерения прекратить восстание. Ищи об этой новелле в гл. 7-й буквы A.

Глава 12-я. - о раскольниках

Ищи во 2-й главе буквы A 1-е правило Василия Великого, который мудро определяет и разделяет расколы и ереси с их свойствами.

А 31-е пр. святых Апостолов говорит: если какой пресвитер, не обличив ни в чем судом своего епископа, не погрешающего ни против благочестия, ни поступающего несправедливо, но благочестивого в отношениях к Богу и справедливого в отношениях к людям, будучи одержим страстию любоначалия, отдельно создаст алтарь и, составляя противозаконные сборища, будет священнодействовать на нем и, после первого и второго и третьего увещания и приглашения к прежнему единомыслию останется непокорным, таковый, как любоначальный и обнаруживающий дело, свойственное похитителям власти, должен быть извержен, а отделившиеся вместе с ним и составляющие церковные собрания, если то будут клирики, должны быть извержены и они, а если миряне, должны быть подвергнуты отлучению.

Итак, из сего становится ясным, что клирики могут отделяться от своих епископов не по какой другой причине, разве если обличат их судом как нечестивых или несправедливых. Другим же способом, хотя бы на епископа или на пресвитера были взводимы обвинения в тяжких преступлениях, несправедливо отступать от общения с ним прежде, чем суд, по тщательном расследовании, не низложит его: ибо благодать не от людей, но от Святого Духа, Который и чрез недостойных подает ее тем, которые приступают с теплотою веры: ибо не всех Бог рукополагает, говорит Св. Златоуст, [ во 2-ом слове на 2-е послание к Тимофею и Правила св. Апост. с толкованиями, изд. Моск. Общ. Люб. дух Проев. Москва, 1876 г. стр. 69. ], но чрез всех действует [ Правило изложено по Зонаре и Вальсамону. ].

То же самое говорит и 5-е правило Антиохийского собора, присовокупив, что, если после извержения (клирик) пребывает упорным, возмущая Церковь и восставая против нее, таковый должен быть вразумляем внешнею гражданскою властию, дабы обратился к раскаянию: ибо епископам дозволено вразумлять допустивших падение только епитимиями, но не подвергать и телесным наказаниям, а непокорных (они) должны предавать светским начальникам. Ищи еще 31-е и 59-е (правила) VI собора в 1-й гл. буквы B.

А 12-е правило так называемого Первого и Второго собора говорит: следуя 31-му правилу VI собора, повелеваем, чтобы священники, литургисающие в молитвенных храминах, внутри домов находящихся, были приурочиваемы и назначаемы местным епископом. А если кто кроме сих, без воли епископа, вторгаясь в домы, дерзнет коснуться совершения литургии, то таковых (повелеваем) извергать, а имеющих общение с ними - отлучать.

А 13-е (правило того же собора) говорит: как семена еретических плевел мечом Духа посечены в самом корне, так и безумие раскольников, покушающееся рассекать тело Христово, мы определяем, что если какой пресвитер или диакон по некоторым обвинениям, касающимся телесных страстей, зазрев своего епископа, ведущего жизнь, чуждую всякого нечестия и несправедливости, как сказано в апостольском и божественном (31-м) правиле, дерзнет отступить от общения с ним прежде соборного исследования и не будет возносить имя его при совершении божественного священнодействия, такового повелеваем подвергать извержению и лишать всякой священнической чести: ибо преступно, восхищая суд, митрополитам предоставленный, прежде суда самому по себе осуждать своего отца и епископа; также и последующих таковому: клириков - подвергать таковым же наказаниям; а монахов, или мирян не только отлучать от священного общения, но совсем удалять от Церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу.

А 14-е (пр. того же собора) подвергает извержению и епископа, если он отделится от общения с своим митрополитом и не захочет возносить его имя в священных действиях.

А 15-е (пр. того же собора) присуждает те же самые наказания и митрополитам, отделяющимся от своего патриарха; а если, например, патриарх, или митрополит, или епископ будет всенародно и, так сказать, открыто проповедывать какую бы то ни было ересь, осужденную божественными отцами: то отделяющиеся от общения с ним и ограждающие себя не только не будут достойны наказания, но и должны быть удостоены чести, подобающей православным, "ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранить Церковь от расколов и разделений", насколько это от них зависело. Посему хорошо поступаем и мы, отказавшись от общения с древним Римом, прежде соборного расследования и суда [ Замечание по Вальсамону на 15-е правило соб. двукр. ].

А 6-е пр. Гангрского собора - того, кто пренебрегает Церковью и отдельно составляет собрания и священнодействует без воли своего епископа, велит подвергать тягчайшему наказанию: ибо что может быть тяжелее и страшнее анафемы? А Церковию правило называет не храм, но собрание верных; потому что храм, по слову святого Исидора Пелусиота, собственно должен быть называем "местом церковного собрания", как фимиам, кадильница и жертва, жертвенник. [ Правило изложено по толкованию Зонары. ].

Также и 10-е правило Карфагенского собора - пресвитера, подвергшегося наказанию отлучением, если он по надмению воздвигнет новый алтарь и будет приносить отдельное священнослужение Богу, - предает анафеме, как разрушающего веру и благоустроение Церкви и дающего повод глумиться над нею врагам истины. Ибо производящих разделение прежде всего должно пригласить возвратиться к единомыслию, а если не послушают - извергать или отлучать [ по 31-му Апостольскому правилу ]. А если и после сего останутся в надмении и будут возмущать Церковь, в таком случае подвергать таковых анафеме и отсекать от Церкви как гнилые члены здорового тела [ Правило изложено по толк. Зон. и Вальсамона. ].

То же самое высказывает и 11-е (пр. того же соб.), - что пресвитер, осужденный своим епископом за то, что не хорошо живет, должен возвестить соседним епископам, дабы чрез них он примирился с своим епископом; а если, возгордившись, он отделится от своего епископа и захочет особо священнодействовать, таковый не только потеряет свою степень, но подвергается и анафеме. При сем, говорит, должно рассмотреть, не справедливо ли клирик обвиняет своего епископа, видя, что он делает или явную несправедливость, или противится правому догмату, и не по уважительной ли причине уклоняется от общения с ним [ По Зонаре и Вальсамону. ]. Ищи во 2-й главе буквы A 33 правило Лаодикийского собора и 20-ю гл. буквы C.

А "Многоустая Труба Церкви", поистине блаженный Златоуст, в толковании на послание к Ефесеям, в 11-м слове своего толкования, рассуждая о производящих разделения, говорит: "Один святый муж сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая" [ В русском переводе, беседа И. Златоуста на посл. к Ефес. ч. 1. изд. СПБ. 1859 г. стр. 203. ]; а в 65-й главе того же толкования доказывает, что "производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси". - Ничто не препятствует нам изложить здесь и известное послание иже во святых Дионисия Александрийского и мученика, которое он послал к Новату, пресвитеру римскому. "Дионисий брату Новату желает здравия. Если, как говоришь, ты отделился от Церкви неволею, то можешь доказать это возвращением в Церковь по своей воле. Лучше было бы тебе все вытерпеть, лишь бы не рассечь Церкви Божией. Не менее славы доставило бы тебе мученичество за целость ее, как и мученичество за отречение от идолов; по-моему, еще более, потому что в последнем случае всякий принимает мучения за одну собственную душу, а в первом за всю Церковь. Если бы ты даже и теперь убедил и заставил братьев возвратиться к единению, то твоя доблесть была бы сильнее твоего зла. Последнее тогда не вменилось бы тебе, а первая заслужила бы похвалу. Но когда уже ты не в состоянии положиться на послушание братьев, то по крайней мере всячески спасай собственную душу. Желаю тебе сил для мира о Господе" [ В русском переводе, см. Церк. Ист. Евсевия Памф. С.П.Б. 1848 г. Т. 1, книга VI, глава 45, стр. 394-395. ].

НАЧАЛО БУКВЫ T

Глава 1-я. - о чине клириков

Ищи 4-ю (5-ю) главу буквы S. А 56-е правило Лаодикийского собора повелевает - не позволять пресвитерам, когда епископ совершает вход в алтарь, входить прежде его и сидеть, и оставлять одного епископа (ибо сие служит признаком не только бесчиния, но и пренебрежения к архиерею), но повелевает входить вместе с ним, разве кто немощен и совсем не может выносить стояния [ Пояснение из толков. Зонары на правило. ].

Глава 2-я. - о погребении

Закон

Не позволяется погребать заведомо в тех местах, где лежит тело мученика [ Ср. Номоканона правило 173. Ук. св. Синода 1771 г. ноября 17. Уст. Врач. Том. XIII, ст. 913. ].

Никто не должен переносить с могил какой-либо вещи или иного сооружения [ Именно, памятника. Виновный платит штраф в 20 литр золота - Ср. Зак. Гос. Росс. "За похищение надгробного памятника, или наружных онаго украшений, виновные на основании правил о совокупности преступлений, подвергаются высшей мере наказаний, определенных за воровство - кражу в ст. 2238-й Уложения о наказ. Том. XV. кн. 1, ст. 1082; сн. ст. 2272; см. еще Улож. о наказ. ст. 269. ].

Никто не должен без повеления царя переносить человеческое тело в другое место [ Ср. Зак. Гос. Рос 1) "тела, преданныя уже земле, запрещается, без особого дозволения от Министра Внутренних Дел, вырывать для перевезения в другое место". (Уст. Врач. Том XIII, ст. 930; см. и ст. 931; 2) Кто без дозволения Правительства выроет погребенное тело для перевезения оного в другое место, тот за сие подвергается: денежному взысканию от двадцати до ста рублей, или же аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам, более или мене увеличивающим или уменьшающим вину его (Уложен. о нак. том. XV, ст. 1079; см. еще ст. 1083). ]. Ищи в 15-й гл. буквы M.

Глава 3-я. - о том, что непозволительно ни крестить умерших, ни подавать причащение телам их

Ищи 26-ю главу буквы C.

Глава 4-я. - о детях клириков

35-е (44-е) правило Карфагенского собора полагает, что не должно епископам и клирикам давать поспешно детям своим свободу, если возрастом и добрыми нравами не дадут удостоверения в том, что могут надлежащим образом и благоговейно управлять своими делами; а в противном случае и сами будут участниками в грехах их.

Законы

А законы повелевают, чтобы самостоятельность детям была даваема не от одного отца, - клирика ли то, или мирянина, - но если присудит сие и судебное исследование, ибо говорят: не простое согласие отца освобождает сына от власти отца, но законный акт. [ Правила св. Иом. Соб. с толкованиями, изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Проев. 1880 г. стр. 490 и 491. ]

А почтенные начальственной должностию дети епископов по закону становятся самовластными, и отцы их не подвергаются за них ответственности; ибо 81-я Юстинианова новелла говорит, что все лица, почтенные достоинствами, и начальники, имеющие должности, должны быть самовластны, хотя бы и не достигли возраста для освобождения из под отцовской руки.

Впрочем, отцы подвергаются ответственности, может быть, за душевные погрешности, которыми грешат их подвластные дети, но отнюдь не за преступления, потому что отцы не наказываются за детей; ибо закон говорит: грехи следуют за головою.

Глава 5-я. - о святой четыредесятнице и о соблюдаемых в ней обычаях

Ищи 4-ю главу буквы N.

А 55-е пр. VI Собора - обитающим в древнем Риме заповедует не поститься в субботы святой четыредесятницы, кроме единые токмо великие субботы; но сии горделивые остались неисправимыми, не обращаясь ни вследствие Апостольских правил [ 64-го, 53-го и 51-го. ], ни вследствие сего (правила): ни посвященные лица не страшатся извержения, ни миряне - отлучения [ Правила св. Пом. Соб. с толкованиями. Изд. Моск. Люб. Дух. Проев. 1880 г. стр. 464. ]; даже делают еще хуже, потому что не только в сии, но и в другие субботы года противозаконно постятся; а что еще более противозаконно, - это то, что разрешение (поста) субботы перенесли на среду и пяток, а пост, в эти дни положенный, перенесли на субботу, совершая таким образом дело, извращающее весь священный закон.

А 56-е (правило того же Собора), исправляя совершенно противоположное заблуждение армян, повелевает, чтобы и они воздерживались от сыра и яиц в субботы и воскресные дни святой четыредесятницы, как того требует закон, соблюдаемый в Церкви Божией, существующей по всей вселенной: ибо как мы воздерживаемся от всяких закалаемых животных, так подобает нам не употреблять в пищу и всего того, что составляет плод их; сие же должно соблюдать по средам и пяткам всего года; а нарушающих сие постановление подвергает (правило) извержению или отлучению, т.е. клириков, или мирян. Но и в этом латиняне, как можешь увидеть, дошли до крайнего беззакония, намеренно нарушая божественные правила: ибо в субботы и воскресные дни четыредесятницы не только касаются сыра и яиц, но и мяс, и не только миряне, но и болящие монахи. Ищи в 1-й гл. буквы B 45-е правило Лаодикийского Собора и в 7-й гл. буквы P 89-е правило VI Собора.

А 52-е правило VI Собора - во все другие дни святой четыредесятницы, в которые заповедано плакать и поститься и умилостивлять Бога всякому из проводивших нехорошую жизнь, - повелевает совершать литургию "Преждеосвященных Даров", а в субботы и в воскресные дни четыредесятницы и в святый день Благовещения, - поелику в эти дни поститься незаконно, - приносить и жертву и служить совершенную литургию; ибо мы чтим день Благовещения как начало и главизну нашего спасения, празднуя в оный. Итак, по-видимому, сорокадневный пост один; ибо если бы признаваем был правилами и другой, то было бы определено и в этот пост не совершать полной литургии, но преждеосвященную [ Замечание - из толк. Вальсамона на правило. Сн. правило 69-е св. Апост. по излож. его у Властаря, в гл. 4-й буквы N и толк. Вальсамона на пр. 69-е св. Ап. ].







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.