Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними цифрами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
2.
Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточки длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
3.
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий ( и наоборот).
Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
4.
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними цифрами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
Октябрь
1.
Закреплять количественный состав чисел до 5; уточнить форму предметов,
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
2.
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между множеством и его частями.
Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
3.
Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами самый длинный, короче, еще короче… самый короткий ( и наоборот).
Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).
4.
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и 7.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами самый широкий, уже, еще уже… самый узкий ( и наоборот).
Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.
1.
Продолжать учить считать в пределах 6 и 7 знакомить с порядковым значением числа 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий ( и наоборот).
Расширять представление о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.
Ноябрь
ФЭМП
2.
Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
3.
Учить считать в пределах 9, показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.
4.
Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». «На котором месте?».
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами самый большой, меньше, еще меньше … самый маленький ( и наоборот).
Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Педагогическая диагностика
5.
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.
Декабрь
ФЭМП
1.
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий ( и наоборот).
Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, направо, налево
2.
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). Познакомить с цифрами 1 и 2.
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
3.
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с цифрой 3. Познакомить с названиями дней недели.
4.
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними. Правильно отвечать на вопросы «Сколько?, «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…». Познакомить с цифрой 4.
Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Январь
2.
Совершенствовать навыки счета в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
3.
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Познакомить с цифрой 5.
Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
4.
Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
Познакомить с цифрой 6. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.
Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Февраль
Февраль
ФЭМП
1.
Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. Познакомить с цифрой 7.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
2.
Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
3.
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Познакомить с цифрой 9.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
4.
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
1.
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Март
ФЭМП
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. Познакомить с цифрой 0.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
5.
Познакомить с записью числа 10. Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Закреплять умение последовательно называть дни недели. Упражнять в написании простейших графических диктантов.
Апрель
Апрель
ФЭМП
1.
Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево).
2.
Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Закреплять знание цифр от 0 до 9.
Педагогическая диагностика
Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
1.
Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
2.
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Май
ФЭМП
3.
Закрепить знание о геометрических фигурах. Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами; в делении квадрата на 4 части по прямой линии и по диагонали; упражнять в ориентировке на листе бумаги. Упражнять детей в назывании «соседей» числа. Упражнять в умении соотносить цифру количеству предметов. Развивать логическое мышление.
4.
Совершенствовать умение составлять число 6 из единиц.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Упражнять в написании простейших графических диктантов.
5.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Календарно-тематический план
по образовательной области «Познавательное развитие». Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Развитие представлений о себе и об окружающем мире.
Месяц
Тема недели
Совместная образовательная деятельность детей с воспитателем
Непосредственная образовательная деятельность
Интеграция с другими направлениями развития
Тема
Задачи
Сентябрь
Детский сад
Мы воспитанники старшей группы
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром
С. 28
Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем будут заниматься дети в детском саду. Показать общественную значимость детского сада: родители работают спокойно, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Воспитывать желание благодарить взрослых за заботу, труд
Социально-коммуникативное
Ягоды
Беседа о пользе ягод
Разработка № 1
Закрепить представление о значении свежих плодов для здоровья людей. Познакомить детей с ядовитыми и несъедобными ягодами. Учить осторожному обращению с незнакомыми растениями.
Социально-коммуникативное
Фрукты. Сад
Во саду ли, в огороде
Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду, с.36
Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах. Учить узнавать их и правильно называть их. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями.
Социально-коммуникативное
Овощи. Огород
Осенние хлопоты человека
Волчкова В.Н.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада, с.29
Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде; познакомить с посадкой деревьев, кустарников в осенний период
Социально-коммуникативное
Октябрь
Хлеб
Хлеб-всему голова
Разработка №2
Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. Уточнить знания о том, сколько людей трудится чтобы вырастить урожай хлеба.
Социально-коммуникативное
Осень. Природа. Погода
Экологическая тропа осенью
Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду
с. 38
Расширять представления об объектах экологический тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных
Социально-коммуникативное
Лес. Хвойные
Деревья
Прогулка по лесу
Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду, с.42
Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе.
Социально-коммуникативное
Домашние животные птицы, детеныши
Верность родной земле
Активная форма развития №1
Ресурсный круг
Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера». Развить у ребенка умение слушать друг друга, приходить к согласию. Развитие мотивации на общение в группе. Формирование представления о связях прошлого и будущего
Социально-коммуникативное
Ноябрь
Моя страна
Мой дом - Россия
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром
С. 46
Формировать представление о том, что наша огромная многонациональная страна называется Россия, в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой-главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями
Социально-коммуникативное
Моя семья
Моя семья
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром
С. 22
Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, их занятиях. Воспитывать чуткое, заботливое отношение к близким
Социально-коммуникативное
Посуда. Виды росписи
Что предмет расскажет о себе
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром
С. 24
Дать представления о том, как возникла посуда, из чего она сделана, для каких целей служит, расширить кругозор и обогатить словарный запас. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предмет
Социально-коммуникативное
Дикие животные
Как животные помогают человеку
Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду, с.55
Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас
Социально-коммуникативное
Декабрь
Зима
Верность родной земле
Активная форма развития №2
Работа в паре «Защитник Отечества»
Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». Развить умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. Развивать представление о верности родной земле
Социально-коммуникативное
Зимующие птицы
Покормим птиц
Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду, с.53
Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в трудное для них время
Социально-коммуникативное
Одежда
Наряды куклы Тани Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром
С. 31
Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года
Социально-коммуникативное
Обувь, головные уборы
Беседа о производстве обуви
Разработка № 3
Рассказать детям о труде взрослых по производству обуви, об истории возникновения обуви. Познакомить с валянием валенок в чувашских деревнях. Формировать бережное отношение к труду тех, кто производит обувь.
Социально-коммуникативное
Новый год
Радость послушания
Активная форма развития №3
Работа в микрогруппе «Радость послушания»
Дальнейшее освоение духовно - нравственной категории «Вера». Развитие мотивации к послушанию взрослым. Развитие адекватной самооценки
Социально-коммуникативное
Январь
Продукты питания
Витамины и полезные продукты
Н.Н. Авдеева Безопасность
с. 101
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека
Социально-коммуникативное
Квартира. Мебель
Предметы, облегчающие быт человека
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром
С. 20
Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку. Закреплять представление о том, что предметы имеют разное назначение. Воспитывать бережное отношение к предметам быта
Социально-коммуникативное
Наше тело
Светлая надежда
Активная форма развития № 4
Ресурсный круг «Рождественское чудо»
Освоение духовно-нравственной категории «Надежда»
Развитие умения слушать друг друга
Развитие целостного восприятия
Социально-коммуникативное
Февраль
Профессии, Строительство
В гостях у кастелянши
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром
С. 35
Познакомить детей с трудом работников детского сада, работой кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение, уважение к труду работников детского сада
Региональное содержание:
Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города
Социально-коммуникативное
Транспорт
Доброе согласие
Активная форма развития №5
Работа в паре «Построим дом»
Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории «Надежда».
Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.
Социально-коммуникативное
Защитники Отечества
«Защитники Отечества»
Дать представление о защитниках Отечества. Закрепить и пополнить знания о Российской Армии. Развивать познавательные интересы, патриотические чувства. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Социально-коммуникативное
Правила движения
Безопасное поведение на улице
Авдеева Н.Н. Безопасность
С. 127
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения
на улицах. Познакомить детей с дорожными знаками
Социально-коммуникативное
Март
Мамин праздник
Добрые друзья
Активная форма развития №6
Работа в паре «Добрые друзья»
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь». Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. Развитие умения договариваться,
Социально-коммуникативное
Весна. Природа
Весна-красна
Волчкова В.Н.
Конспекты занятий в старшей группе
С. 96
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Социально-коммуникативное
Мой край, город, улица
Мой край родной- Чувашия
Разработка № 4
Обобщить и расширить знания детей о России, о многонациональности страны; дать представление о том, что такое родной Чувашский край (символика, столица, природа, города, люди, искусство, армия). Воспитывать интерес и любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.
Социально-коммуникативное
Перелетные птицы
Пернатые друзья
Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду, с.49
Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых. Дать представление о значении птиц для окружающей среды. Формировать у детей желание заботиться о птицах
Социально-коммуникативное
Материалы и инструменты
Добрые дела
Активная форма развития №7
Работа в паре «Добрые дела»
Дальнейшее наполнение духовно- нравственной категории «Любовь».
Формирование потребности в социальном соответствии.
Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
Формирование мотивации на совершение добрых поступков
Социально-коммуникативное
Апрель
Космос
Первый в космосе
Н. С. Голицына
Конспекты комплексно-тематических занятий, с. 365
Дать представление о космосе и космонавтах. Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.
Региональный компонент: Рассказать детям о чувашском космонавте А.Г. Николаеве
Социально-коммуникативное
Рыбы
Вода и ее обитатели.
Н. С. Голицына
Конспекты комплексно-тематических занятий, с. 340
Дать знания о значении воды в жизни человека, растений и животных, о ее состояниях. Уточнить знания о водных обитателях. Дать знания о правилах безопасного поведения на воде. Уточнить знания о водных видах спорта и пользе водных процедур для человека
Социально-коммуникативное
Животные жарких стран
Животные разных стран.
Волчкова В.Н.
Конспекты занятий в старшей группе, с. 56
Познакомить детей с животными планетой Земля; закрепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным; чувство ответственности за охрану животного мира
Социально-коммуникативное
Педагогическая диагностика
Виды спорта
Мудрое слово
Активная форма развития №9
Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым»
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость». Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. Формирование потребности в социальном соответствии. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Социально-коммуникативное
Май
День Победы
День Победы – великий праздник
Разработка № 5
Дать представление о праздновании Дня Победы. Развивать чувство гордости за Родину, благодарности, любви к Отечеству, желание защищать всех, нуждается в защите.
Социально-коммуникативное
Цветы. Насекомые
Кто такие насекомые?
Волчкова В.Н.
Конспекты занятий в старшей группе, с. 112
Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое
Социально-коммуникативное
Комнатные растения
Зеленая Аптека
Волчкова В.Н.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада, с. 92
Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать желание беречь природу
Социально-коммуникативное
Времена года
Мудрые люди
Активная форма развития №9
Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами»
Дальнейшее освоение категории «Мудрость». Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам. Формирование потребности в социальном соответствии.
Социально-коммуникативное
3.3.3. Календарно-тематический план по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие».
Рисование.
Месяц
Тема недели
раздел
Тема образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности
Сентябрь
Детский сад
Рисование
Картинка про лето
Комарова Т.С.
Занятия по изобразительной деятельности. с.35
Учить: отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. Развивать: образное восприятие, образные представления; творческую активность.
Игрушки
Веселые игрушки
Комарова Т.С.
Занятия по изобразительной деятельности, с. 44
Познакомить детей с деревянной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес к народному творчеству. Развивать эстетическое восприятие, образное представление, воображение
Знакомство с акварелью
Комарова Т.С.
Занятия по изобразительной деятельности. с.35
Познакомить детей с акварелью, их особенностями: краски разводятся водой; Цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисть, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту кисти)
Ягоды. Лесные ягоды
Ветка рябины (с натуры)
Рассматривание репродукции картины Коровина КА. «Гвоздики и фиалки в белой вазе»
Конспект №1
Познакомить с репродукцией картины Коровина К.А. Учить видеть выразительные средства в картине. Учить детей рисовать с натуры ветку рябины. Упражнять в умении рисовать тонкие и толстые веточки. Показать, как рисовать ягоды нетрадиционным материалом (тычком из поролона). Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей
По мотивам хохломской росписи.
Комарова Т.С.
Занятия по изобразительной деятельности. С.82
Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки, травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании концом кисточки. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды, листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.
Фрукты. Сад
Золотая хохлома
Комарова Т.С.
Занятия по изобразительной деятельности.
С.85
Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, называть его элементы, рисовать волнистые линии, короткие завитки, травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании концом кисточки, всей кистью. Развивать умение любоваться хохломскими узорами
В саду созрели яблоки.
Комарова Т.С.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с.39
Учить детей рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисточку, обмакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие. Учить красиво располагать изображения на листе.
Овощи
Натюрморт из осенних плодов.Колдина. Д.Н.
Рисование с детьми 5-6 лет
стр.13 Рассматривание репродукции картины Хруцкого. И.Ф.
«Цветы и плоды»
Познакомить с репродукцией картины Хруцкого И.Ф. Учить видеть выразительные средства в картине. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Продолжать учить рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов гуашью, передавая форму, цвет, размеры, пропорции предметов. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натуры.
Загадки с грядки.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду. с. 44
Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках, создавать выразительные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать воображение.
октябрь
Хлеб
Поле, сплошь покрытое колосьямиВасильева Л.Г.
Загадочный мир народных узоров, с.73
Учить создавать образы – символы чувашских узоров, изображающих растение – колос
Хлеб — какой он?
Конспект №2
Учить рисовать хлебобулочные изделия с натуры. Развивать эстетическое восприятие. Закрепить навыки рисования с помощью краски.
Осень. Природа. Погода
Золотая осень
Волчкова В.Н.
Конспекты занятий в старшей группе, с.20
Рассматривание картины Левитана И.И. «Золотая осень»
Учить видеть в репродукции художника Левитана красоту осенней природы. Продолжать развивать умение
отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке.
Закреплять умение строить композицию рисунка, подбирать цветовую гамму. Упражнять в рисовании акварелью. Развивать эмоционально-эстетические чувства
Идет дождь.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности.с.43
Учить образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретенными п