|
Развитие скорости движений и быстроты двигательной реакции
Эти два качества — самые важные для фехтовальщика. Способность к большой скорости движения и реагирования в выполнении действий нападения и защиты является обязательной предпосылкой достижения фехтовального мастерства. Скорость движений развивается в процессе многократного выполнения приемов и действий с большим скоростным усилием. Это усилие в фехтовальной тренировке может стимулироваться заданием тренера, самозаданием (в отрыве от внешнего раздражения) или боевой логикой взаимодействий. Боевые взаимодействия, имеющие цель нанести удар («туше») и избежать его, являются лучшим упражнением для развития быстроты двигательной реакции и скорости движения, что в совокупности и является быстротой фехтовальщика. Это не исключает необходимости в изолированном упражнении скорости движения для медлительных людей при хорошей реакции, и, наоборот, для быстрых в движениях, но опаздывающих с началом реагирования следует давать упражнения с акцентом не на быстроту движения, а на сокращение времени от восприятия до начала реагирования, т. е. упражнения на быстроту двигательной реакции. Быстрота действий фехтовальщика и управление ею. Фехтование является «скоростным» видом спорта, поэтому развивать качество быстроты весьма важно. У тренированного фехтовальщика высокой квалификации быстрота двигательной реакции и скорость движений могут достигать значительных величин. Так, скорость защиты и ответа достигает 0,1 сек., а простая атака с выпадом у сильнейших спортсменов может выполняться в 0,11—0,13 сек. Быстрота фехтовальщика имеет некоторые специфические особенности. Она далеко не всегда прямолинейна и однотемпна, должна проявляться внезапно — в молниеносных переходах от одних действий к другим, в максимальных скоростных усилиях из неподвижного положения и из «вялых», подчас подготавливающих, движений, в мгновенной приостановке и быстром возобновлении движений, изменяя при этом характер и направление скоростного усилия. Подчеркиваем весьма важное обстоятельноство: при проявлении максимальной скорости должна сохраняться легкость и эластичность движений, способность к быстрому переходу от большого напряжения к расслаблению и, наоборот, к еще большему скоростному усилию. Известно, что наибольшую опасность представляют именно те фехтовальщики, которые могут проявить скорость внезапно, из медленных, отвлекающих движений в тот момент, когда противник меньше всего ожидает нападения. Излишнее напряжение, связанное с быстрым движением или со старанием сделать прием с максимальной скоростью, представляет одну из трубейших ошибок и очень мешает в бою. Такие фехтовальщики, раз начав движение, уже не могут ни увеличивать, ни уменьшать скорость движения, ни тем более изменять направление его или пресекать, хотя этого и требует обстановка боя. Управление скоростью движений представляет характерную особенность работы над специфической быстротой фехтовальщика. Это качество необходимо настойчиво развивать в каждом занятии вместе с совершенствованием способности к проявлению максимальной скорости. Специальные упражнения, направленные на развитие быстроты, не должны быть овязаны с излишним напряжением нервно-мышечного аппарата и применяются постепенно и последовательно по мере совершенствования техники фехтовальных приемов и действий. Не следует спешить с требованием максимально быстрого выполнения приема, если в нем не достигнута еще полная согласованность всех частей и элементов. Только после появления у фехтовальщика свободы и легкости выполнения можно переходить к максимальным скоростным усилиям. Работа над развитием специфической быстроты и способности к управлению скоростью движений должна вестись регулярно, и с этой целью могут быть использованы: индивидуальные уроки тренера, который разной постановкой заданий и разной скоростью своих действий побуждает фехтовальщика к выполнению максимально быстрых движений, изменению их направления, переключению скорости, увеличению финишной скорости действий; выполнению атак заданным способом на партнера, который имеет задачу для защитных действий и ответов; выполнение разных атакующих и других движений с максимальной скоростью на подсобных снарядах. Например, с использованием электросекундомера, с выполнением наибольшего количества движений в заданный отрезок времени (в виде соревнования); выполнение максимально быстрых атак из неподвижного положения и из замедленных, подготавливающих действий; чередование быстрых и медленных движений, прекращение и возобновление движения: без партнера, у мишеней, с партнером и пр.; упражнения с постепенным ускорением движений до максимального в конце движения.
Приводим примеры работы над быстротой в индивидуальном уроке с преподавателем или во взаимоуроках двух подготовленных фехтовальщиков.
Каждый прием или действие повторяется не менее 8—10 раз, в зависимости от цгатеха в выполнении и сложности. Упражнения в своевременности действий. Своевременность действий выражается в применении приема неожиданно (врасплох), в правильном реагировании на любое действие противника, в точном учете времени и боевой ситуации. Способность к своевременным действиям, представляющую важнейшее качество фехтовальщика, нужно развивать и совершенствовать, используя для этого: Упражнения в «немом» уроке с тренером; Тренер постепенно, ставя разные условия ученику, приучает его к точному учету времени действий, заставляя быть постоянно настороже и использовать каждое возможное мгновение для укола (удара). Например: ученик должен атаковать тренера на его начало шага вперед или на изменение позиции; если же при шаге вперед тренер сопровождает его посылом на удар или укол, ученик должен или отойти, или сделать защиту — ответ. Бели тренер, вызывая на атаку сближением или переменой позиции, вдруг отходит назад на вызванную атаку, ученик должен немедленно сделать повторную атаку. Если тренер от атаки берет защиту и отвечает с задержкой, ученик должен сделать повторный удар (укол), оставаясь на выпаде (ремиз). Бели тренер сразу же дает ответный удар, ученик должен перехватить его и дать контрответ и т. п. Упражнения в атаках на заранее определенные движения партнера; например: атака с действием на оружие на выдвижение партнером клинка вперед, если же партнер открывает линию при движении вперед — простая атака в эту линию. Упражнения в условных атаках (контры) на неподвижного и на изменяющего позиции партнера; например: атакующий имеет право сделать любую простую атаку после любых подготавливающих движений (смена положений клинка, передвижения, перемены соединений). Защищающийся должен внимагельным наблюдением определить момент и направление атаки и ответить защитным движением; атакующий имеет право нападать на любое движение защищающегося, который все время делает перемены позиций и пр. Упражнения в вольном бою с тренером или в учебном бою с партнером по тренировке, выполняя заранее поставленные основные задания; например: стараться использовать каждую возможность для нанесения укола-удара в контратаке; для атаки на подготавливающегося противника (сближением, переменой позиции, выдвижением оружия и пр.). Вольные бои и соревнования разного типа являются наиболее действенным средством развития и совершенствования чувства боя и своевременности действий, поэтому они должны использоваться в тренировке в самых широких масштабах. Кроме указанных примерных упражнений, весьма полезны специальные беседы и обсуждение результатов наблюдений за различными фехтовальщиками. Тренер должен постоянно направлять фехтовальщиков на овладение выбором момента, своевременностью действий и для этого проводить с ними специальные упражнения и беседы с постановкой сначала примитивных, основных заданий, а затем вое более усложняя их, побуждая самих выискивать интересные поводы для активных действий. Упражнения в определении дистанционных и пространсгвенных положений. Способность к правильному определению дистанционных и пространственных положений, в фехтовальной практике часто именуемая «чувством дистанции», состоит в умении фехтовальщика точно определить: расстояние до противника, до цели атаки; определить свои возможности в доставании противника и его возможности в том же; возможности в преодолении дистанции до противника и входа в зону удара. Совершенствование этой способности проходит, главным образом, во взаимодействиях с партнером и противником. Тем не менее можно рекомендовать некоторые специальные упражнения для ее развития, а именно: выполнение уколов (ударов) на чучелах и мишенях с разных дистанций, сопровождающееся передвижениями. Приведем примеры: укол с места, при котором цель достается легко при свободном выпрямлении руки; укол с места, когда нужно далеко потянуться рукой и корпусом; то же, но укол делается с близкого расстояния при неполном выпрямлении руки; укол с шагом вперед, который делается только после того, как вытягивания оружия не хватает для доставания цели; то же с полувыладом; укол с двумя шагами вперед, из которых первый делается маленький, а второй широкий; то же, но вместо второго шага делается полувыпад; укол с выпадом и с шагом вперед и выпадом; серия уколов, выполняемых без остановки, один за другим: 1) укол с места — шаг назад; 2) укол с шагом вперед — шаг назад; 3) укол с полувыпадом — после возвращения с выпада сделать шаг назад, 4) укол с полным выпадом — после возвращения с выпада сделать еше шаг назад, 5) укол с шагом вперед и выпадом — после возвращения с выпада сделать шаг вперед. Затем вся серия повторяется несколько раз. Во избежание штампа можно менять порядок движений и включать другие условия по усмотрению тренера или самого спортсмена; стоя перед мишенью или чучелом, фехтовальщик делает различные перемещения вперед, назад, полувыпады, выпады, шаги вперед и полувыпады и выпады, подходит совсем близко к мишени и делает во время этих маневрирований частые у колы, стараясь чтобы ощущение напряжения оружия при уколе всегда было легким и точным. Примеры упражнений с партнером и тренером: выполнение атак на перемещающегося и открывающегося партнера: фехтовальщик не имеет права передвигаться, а партнер его все время меняет дистанцию и открывает себя для укола прямо.или переводом, следя за тем, чтобы атакующий каждый раз сначала постарался достать оружием, а движение на полувыпад или выпад добавлял в зависимости от дальности цели от выдвинутого острия; выполнение уколов такого же типа с обоюдным перемещением. Подобного рода упражнения могут успешно выполняться в индивидуальных уроках с тренером. Тренер дает задание на выполнение уколов (ударов) в зависимости от близости к цели, дополняя их движениями шагов, выпадов, полувыпадов. Пример: тренер двигается с опущенным оружием и движением тела вперед сигнализирует необходимость укола с разных дистанций. При этом он внезапно изменяет дистанции: делает вызов на укол с места и на вытягивание оружия отклоняется или отходит назад, требуя добавления полувыпада или выпада; после возвращения ученика с выпада внезапно вызывает укол, делая большой шаг вперед и требуя укола на согнутой руке и т. п. Потом к этим движениям добавляются и действия оружием (вызовы, перемены соединений, попытки захватов, нажимы и пр.) и снова требуются уколы на разных дистанциях, и не только прямо, но и с переменой линий. Далее следует использовать упражнения в учебных и вольных боях с выполнением определенных заданий на ведение боя в разных дистанциях. Пример задания: во время боя стараться подойти для атаки с выпадом; при ведении боя вместо защит оружием пользоваться только отходом, отклоном; на атакующие действия противника брать защиты с шагом вперед, следя за мягким сгибанием руки и сохранением возможности действовать оружием для нанесения уколов в ответах и пр. Кроме практики в выполнении этих и подобного рода упражнений, для проверки правильности понятий о дистанционных положениях тренер может использовать опрос фехтовальщиков о дистанциях и способах действий в зависимости от них. Можно проводить и специальные беседы о дистанционной борьбе, иллюстрируя ее примерами, виденными в тренировочных и соревновательных боях. Упражнения в вариативности выполнения приемов. Условия выполнения фехтовальщиком приемов во время боя постоянно изменяются в зависимости от столкновения взаимодействий противников и от особенностей техники, тактики и характера фехтовальщика. Поэтому необходимо постоянно развивать и совершенствовать способность к вариативным выполнениям боевых действий. Вариативность действий предусматривает гибкость навыка, что позволяет свободно и разнообразно совершать один и тот же прием соответственно необходимости боевых моментов. Чем выше развитие этой способности, тем большим фондом двигательных возможностей располагает фехтовальщик, тем увереннее он действует в сложных ситуациях боя с различными противниками, находя правильные выходы из самых неожиданных положений. Современный бой предъявляет большие требования к отточенности и вариативности действий, и мастерство фехтовальщика определяется способностью к использованию большого количества разнообразных приемов, среди которых имеют место и.наиболее излюбленные, используемые на фоне других, главным образом, в самую тяжелую минуту боя. Эти -приемы приберегают до решающего момента, показывая хорошее владение всем репертуаром и способность к вариативному использованию его. Лучшими средствами развития и совершенствования этой способности следует считать индивидуальные уроки с тренером, упражнения с партнером и различные бои учебного и соревновательного характера. В выполнении каждого приема должны предусматриваться, кроме «школьного» способа, и основные варианты, с которыми чаще всего встречаются в боях и на базе которых фехтовальщик может создавать новые формы движений и развивать сложные боевые схватки. Каждый прием должен тренироваться обязательно в трех основных вариантах: на месте, с движением назад и вперед. В тренировке следует в ряде случаев брать один-два приема и строить на них различные усложнения, обыгрывая разные боевые ситуации и сочетания с другими, ранее освоенными действиями. Приведем некоторые примеры упражнений, способствующих развитию возможностей вариативного применения приемов и действий. В упражнениях с партнером возьмем совершенствование сложных атак с двумя обманами: 1) из шестого соединения первый нажимом на оружие подает сигнал к началу атаки, второй делает атаку с тремя переводами с дальней дистанции (шаг вперед и выпад), первый реагирует на каждое обманное движение прямыми защитами (четвертая и шестая) и дает нанести себе укол в четвертую линию. Ритм атаки равномерный; 2) из того же положения на сигнал к атаке первого второй делает во время шага один обманный перевод, а затем с выпадом два перевода. Реакция первого такая же, как в предыдущем случае; 3) из того же исходного положения на сигнал к атаке второй делает шаг вперед с двумя обманными переводами и колет с третьим переводом с выпадом. Таким образом, в одной атаке с тремя переводами мы имеем три разных способа выполнения с тремя разными ритмами. Эта же атака может выполняться на другие сигналы (перемена соединения, попытка захвата, попытка удара по оружию). Пример для фехтования на саблях: тренируемый прием — удар в темп по руке из третьей позиции: 1) на удар с замахом по правому боку, выполняемый первым, второй бьет по руке сверху я отскакивает, избегая удара; 2) на тот же удар второй делает удар по руке и принимает третью защиту и отвечает на голову; 3) на тот же удар первого второй делает удар в темп по руке сверху. Первый, отдергивая руку, избегает удара, второй сейчас же продолжает повторным уколом прямо; 4) на тот же удар первого второй бьет в темп по руке сверху, первый отдергивает руку назад, второй продолжает повторным уколом прямо с выпадом, первый берет третью защиту и отвечает с замахом на голову, второй на замах делает повторный удар по руке сбоку и, уходя с выпада, 'берет пятую и отвечает по левому боку. Пример для упражнений в фехтовании на шпагах: тренируемый прием — четвертая защита и ответные уколы: 1) на укол в четвертую — защита и ответ прямо в грудь (как в рапире); 2) на укол в четвертую — защита вытянутой рукой (длинная защита) и ответ с оппозицией в руку; 3) на укол в четвертую — защита с шагом вперед, сильно огибая руку, и ответ в грудь или плечо; 4) на укол в четвертую — защита четвертая с задержкой, на повторение, оставление вытянутой руки — ответный укол с захватом в нижнюю линию и на отходе повторение в руку сверху; 5) на укол в четвертую—защита стоя на месте и ответ в грудь, или защита с шагом назад (длинная) и ответ в руку, или защита с шагом вперед (короткая) и ответ в грудь, или защита с шагом назад и с выпадом ответ в ногу, захватывая с переводом во вторую (выполняющий защиты и ответы сам выбирает способ действия). Возможности вариативного выполнения в фехтовании чрезвычайно велики, и их нужно постоянно расширять. Приведем пример, характеризующий вариативные возможности при тренировке одного приема при упражнениях с партнером или тренером. В настоящем случае мы приведем пример только защитных и ответных действий при совершенствовании четвертой защиты и ответов в ралиряом фехтовании, не развивая этих действий в схватки.
Примерные упражнения для совершенствования рапириста в четвертой защите и ответах после нее, которые можно проводить в индивидуальных уроках с тренером или во взаимоуроках
На этих примерах показано направление тренировочных упражнений, которые можно использовать при совершенствовании приемов и действий. В зависимости от квалификации тренера и фехтовальщиков эта упражнения можно упрощать или разнообразить и усложнять. Упражнения с партнером и во взаимных уроках могут дать большой материал для развития способности к вариативному использованию приемов. Особо важное значение для развития этого качества имеют индивидуальные уроки с тренером, а также соревнования и учебные бои со специальной установкой на овладение разнообразием действий.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|