Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Если вы держите слона за заднюю ногу,





Когда он пытается дать деру, благоразумнее будет

Позволить ему убежать.

АВРААМ ЛИНКОЛЬН

 

Нет, сохранить достоинство возможно, лишь сразу признавшись себе, что вы не слон. После чего посвятить жизнь этим гигантским и могучим животным в качестве слуги и наставника.

В этом нет ничего невозможного. Их размеры обманчивы. Их мощь эфемерна. Все они в конце концов окажутся на слоновьем кладбище. Но до тех пор они нуждаются в нашей помощи.

 

 

Слоновьи факты

* Слоны ужасно много весят. Приличным весом могут похвастаться многие люди, но никому из них все равно не сравниться в этом со слоном. Даже самый тощий и обезвоженный слон все равно очень, очень тяжелый.

* Слоны — даже самые невысокие — также отличаются огромным ростом. Даже самый низкорослый слон все равно выше нормального человека.

* Слоны поглощают невероятное количество пищи, тонны и тонны продуктов в неделю, даже если большинство из них в основном довольствуется консервированным тунцом и салатом. Сколько бы еды ни удалось поглотить обычному человеку (и какой бы вкусной она ни была), все равно слона ему не переесть.

* Слоны склонны к гедонизму, даже когда они во всем себе отказывают.

* Слоны привыкли получать то, что им хочется. Когда этого не происходит, они ужасно шумят и угрожают благополучию своих дрессировщиков и сотоварищей по стаду.

* Слоны играют по ими же придуманным правилам. Зачастую эти правила кажутся бессмысленными всем, кроме самого слона. В них нет никакой внутренней логики, кроме одного момента: если вы откажетесь их соблюдать, слон вас покалечит.

* Слонов восхищают собственные размеры и могущество. Как пишет "Уолл-Стрит Джорнал", в конце 1990-х годов президент "Ситигруп" Сэнфорд Вейл отпраздновал победу над своим соперником Джоном Ридом в схватке за контроль над компанией, представ перед публикой, состоящей из его же вассалов и подпевал, в обличье Моисея. Этот слон так прекрасно разбирался в деловой этике, что в хвалебном биографическом очерке для воскресного выпуска "Нью-Йорк Таймс" не позволил себе ни одной официальной ссылки на это событие. Тем не менее, на торжестве по поводу победы над мнимым войском фараона он разгуливал в тоге, поверх которой свисала длинная борода, и упивался крахом своих врагов. Публика корчилась от смеха, так как нет ничего забавнее слона, пребывающего в игривом настроении.

* Слоны не могут слишком долго фокусировать на чем-то свое внимание. Известно, что многие из них не раз увольняли сотрудников, чтобы в тот же день снова принять их на работу. По мере того, как мы будем пробираться по гигантской слоновьей тропе, вы научитесь сбрасывать со счетов их эмоциональные всплески более чем в 90% случаев. Это хорошая скидка, и если уж она попала вам в руки, упускать ее не следует.

* Слоны по природе своей звери чистоплотные и брезгливые. Они любят хорошо одеваться и перемещаться в транспортных средствах, спроектированных с учетом их нужд. Если средство передвижения задерживается и, поджидая его, слону приходится слоняться без дела, он впадает в гнев и может оказаться весьма опасным.

* Слоны ненавидят ничегонеделанье, за исключением случаев, когда они могут назвать это деловой встречей.

* Для настоящего слона, если это не овца, не волк и не гну в слоновьей шкуре, вы не существуете. ВАС нет. Нет и самого Бытия. Есть только Слон. Разве не ясно, как это нелепо? И как глупо при этом выглядит слон? Ха-ха-ха, посмеемся мы над слоном!

* Слоны — непревзойденные мастера по развешиванию лапши на уши. В действительности дела их никогда не идут так хорошо, как вам представляется. Подобная политика призвана упрочнять их статус, даже если хобот у них при этом вечно липкий.

* Слона нельзя игнорировать. Его нужно постараться понять и направить в ту или иную сторону. Сделать это вам по силам, поскольку, по какой-то необъяснимой причине, слоны, вопреки своим размерам и мощи, нуждаются в руководстве и знают об этом.

* Самое главное, что слоны не умеют быть никем, кроме слонов. Как на них ни дави, они не превращаются ни в крыс, ни в мышей и не принимают человеческого облика. Они всегда остаются слонами. Вы же не принадлежите к их числу. В понимании этого заложен ваш путь к спасению и продвижению вверх, на самые высоты служебной лестницы.

 

Верхушка служебной лестницы! Это и путь, и путеводная звезда для тех, кто трудится впотьмах что есть сил. С помощью Четырех (а возможно, и Пяти) Истин и Девятеричного Пути вы познаете её и заживете на ней припеваючи. Этому учит Бизнес-Дзэн, сокращенно Биз-Дзэн.

 

 

Что такое Биз-Дзэн

 

 

Дзэн многолик, он скрывает в себе множество решений разнообразных загадок. Тем не менее, суть его заключается вот в чем: дзэн – это проистекающее из усидчивости знание вселенной и того, как в ней все устроено.

Нет, вы не ослышались. Именно усидчивости. Из терпеливого просиживания год за годом в удобной, задумчивой позе (иногда в очень красивом кожаном кресле), из работы без надежды на духовное воздаяние (не говоря уже о финансовой компенсации) и из стремления к той легкости бытия, что достигается отречением от всех надежд и желаний.

Таким образом, с помощью усидчивости, усидчивости и еще раз усидчивости, пока все внезапно не окажется легче легкого, можно достичь просветления, а через просветление – силы.

А еще — счастья. Да-да, мы можем быть счастливы так, как слону и не снилось. Ведь скорее верблюд пролезет в игольное ушко, чем слон познает настоящее счастье. Рядовому менеджеру среднего звена, поглощающему хот-дог за раскладным столиком прямо на рабочем месте, живется куда легче. Потому как слонами движет желание, а желание чревато страданием.

В итоге слон – ваш слон – всегда есть и будет только самим собой, не больше и не меньше. В этом его величайшая сила и величайшая слабость.

Вы же, напротив, можете быть кем угодно. Ведь вы слишком малы, чтобы претендовать на собственное «я». Именно через его отсутствие пролегает великий путь к миру и просветлению. Ведь ваше «я» — это ваши оковы.

Переступите через свое «я»! Как это здорово, не правда ли?

А вот ваш слон не может не может так поступить. Из года в год ему приходится жить с этим гигантским, серым «я»… до тех пор пока, неизбежно, ему не приходит конец. А после? Появляется новый слон. Во веки веков за слоном всегда будет следовать новый слон.

И этот новый слон, опять же, всегда будет только самим собой, не больше и не меньше.

А что же вы? Вы можете быть кем угодно! Потому что ваше «я» – ничто! Вот и славно.

Только со стороны можно понять, что такое слон, осмыслить его размеры, его вес, его бескомпромиссный нрав. Те, кто способен на подобный анализ, обретают возможность покончить со страданием, что шествует рука об руку с жизнью.

Тех же, кто на него не способен, смоет отливом в открытый океан.

 

 

Введение

 

 

Будда, бредущий тропою бизнеса

Всё, что можно сделать не особо задумываясь над тем,

что делаешь, превращается в отличный способ

медитации, вне зависимости от того,

лущите ли вы горох, вскапываете участок земли,

городите изгородь или

моете посуду.

МАСТЕР ДЗЭН АЛАН УОТС

 

Одолей свое «я» и тогда одолеешь противника.ТАКУАН СОХОРаз уж собрался о чем-то мыслить, мысли масштабно.ДОНАЛЬД ТРАМП

 

Жизнь Будды

 

Не то давным-давно, не то недавно, в пригороде очень большого города — впрочем, возможно, это был совсем маленький городишко — жил молодой человек. Кто знает, может, дело происходило в Бриджпорте – разве это так важно? Молодой Сид Артур родился и вырос в знатной, богатой и влиятельной семье бизнесменов, заправлявшей делами в округе ещё до его объединения с другими округами. К тому моменту, когда Артур достиг просветления, он уже облысел и порядком растолстел, обзаведясь большим круглым брюшком, улыбчивым лицом и такими же глазами – всем, что мы привыкли ассоциировать со статусом Будды. Однако в молодости Артур бы недурен собой, щеголял шапкой пышных, непослушных волос и пользовался популярностью как среди мужчин, так и у женщин, поскольку был готов веселиться в любое время дня и ночи. Его вечно было не утянуть с вечеринки, когда под утро все остальные уже готовы были возвращаться в гостиницу. И кто, как не он, всегда был готов добавить к выпитому еще один коктейль, в то время как все вокруг уже подумывали, не припасть ли им лицом к салату. Отец воспитал молодого человека в духе традиций господствующего класса. Артур обучался сначала в Андовере, потом в Йейльском университете, а после закончил бизнес-школу в Уортоне. Характер у него был легкий и приятный, и кроме блестящих успехов в учебе, он еще здорово играл в покер и в сквош. Тем не менее, уже в самом начале его деловой карьеры стало ясно, что этот молодой человек не такой, как все. Пока Стейнберги, Перельманы и прочие выпускники Уортона выискивали мелкие компании, которые можно было бы разорить и прибрать к рукам, будущему Будде всё это было крайне неприятно, и он не проявлял рвения к подобным делам. Говорят, однажды его компаньоны наметили жертву и ловко вывели из игры один небольшой концерн, занимавшийся средствами телекоммуникации. И уже готовились присоединить его к более крупному носителю беспроволочных средств связи, который, не имея возможности генерировать рост доходов своими силами, искал возможность прикупить их на стороне. И вот, когда маленькая компания уже катилась под откос, а брокеры, пуская слюни в предвкушении жирных барышей с готовящейся сделки, ждали удобного момента, чтобы растерзать жертву на части, в дело вмешался молодой человек и определил для всего высшего руководства компании отличные выходные пособия вкупе с комплектом выгодных условий. Он даже умудрился вывести немалую часть руководителей среднего звена из-под гильотины маячащей впереди перестройки. Брокеры рвали и метали, так как намеревались сбыть лишние рты по дешевке. Однако отец юноши узрел в сыне нечто такое, что могло в дальнейшем помешать ему серьезно заниматься бизнесом. Поэтому с тех пор он стал всерьез присматривать за своим отпрыском — привлекать к семейному бизнесу и одновременно то и дело отправлять в дорогие увеселительные путешествия и длительные деловые поездки по миру, во время которых Артур останавливался только в лучших пятизвездочных отелях вроде Ритц-Карлтона. Тогда же молодой человек познакомился с красивой молодой девушкой и женился. Прослушав полный юридический курс в Колумбийском университете, его жена решила обзавестись степенью магистра, так как работать юристом у неё не было никакого желания. А у кого, скажите, оно есть? Тем не менее, они были счастливы.

Таким образом, все в жизни молодого Будды шло по более или менее заданной схеме. Он никогда не покидал замкнутого круга, состоящего из офиса, дома и той вереницы гостиниц, где привилегированный бизнесмен находит кров и приют во время деловых поездок. Но вот однажды он получил приглашение побывать в одной корпорации, с которой его компаньоны разрабатывали план создания совместного предприятия. Просматривая кое-какие бумаги в зале для переговоров, он оказался невольным свидетелем того, как менеджер среднего звена получал суровый нагоняй от вице-президента по финансовым вопросам. Бедный сотрудник стоял, согбенный от горя, с покрасневшими от грусти и унижения глазами, руки его тряслись, и он едва смел молвить хоть слово в свое оправдание. — Что это? — спросил наш молодой герой своего коллегу. — Почему этот человек кричит на другого человека? И почему тот, другой, готов сносить эти оскорбления? — Так обстоят дела повсюду, мой друг, — ответил его коллега и приятель по имени Биб, который, кстати сказать, оставался рядом с Буддой до конца его жизни. — Такова участь менеджера с незапамятных времен — в средневековых феодальных государствах, при коммунистических диктатурах или в капиталистических залах для переговоров, без разницы. Так сильные мира сего обращаются с теми, кто слабее их, и это заложено в природе человека. — Не может быть, — молвил Будда и всерьез задумался. В тот же день он оказался в маленьком офисе рядом с туалетом, где довольно пожилой человек в старомодной тройке сидел за столом и вырезал фигурки из бумаги.

— Почему этот достойный человек сидит здесь и так бездарно тратит время? — спросил Будда своего коллегу. — И это тоже в порядке вещей, — отвечал Биб. — На самом взлете своей карьеры он допустил оплошность и теперь вынужден изо дня в день страдать и мучиться собственной бесполезностью, потому что большие начальники не знают, что с ним делать. — Ах так, — произнес Будда с болью в сердце. Ему было ясно, что каждый, кого ему довелось повстречать, был обречен на жизнь в тяжком страдании, определявшем суть его бытия, и все только потому, что эти несчастные не знали, как надо обращаться со слоном. В последующие дни и месяцы постепенно пробуждающийся от спячки Будда, чьи глаза теперь были открыты, узрел боль и страдание, неумолимо сопутствующие всем, кто работает на слонов. «Неужели нет ничего, что я мог бы сделать, дабы облегчить мучения, заложенные в основу любого непраздного существования?» — вопрошал он себя вновь и вновь. И вот, на тридцатом году жизни, Сид Артур вознамерился покончить с корпоративной карьерой и заделаться консультантом, кочующим с места на место и выклянчивающим себе разовое жалованье, с тем чтобы лицом к лицу столкнуться с океаном страданий, выпадающих на долю служащих и подчиненных и в надежде на то, что в попытках понять причины этих страданий он в конце концов найдет способ устранять несправедливость, заложенную в самой природе работы по найму.

Будда

Голодные (но благородные) годы Следующие семь лет мастер странствовал от корпорации к корпорации в поисках ответов на свои вопросы. Сперва он обучался в группе аскетов, преданных идее Качества, которое, как они полагали в силу своего неустанного внимания к деловому процессу и пожеланиям клиента, выводит страждущего на путь к свободе и счастью. Будущий Будда освоил Качественный Процесс, но обнаружил, что за исключением кучки деспотов и маньяков, примостившихся на самой верхушке пирамиды, он мало кому приносит счастье. Всё это очень напоминало самый обычный бизнес, а посему он отправился дальше. После этого он столкнулся с группой профессиональных попрошаек, помешанных на биржевых манипуляциях. Какое-то время он полагал: там, где дух — в противоположность материи — представлен в своем наичистейшем виде, ему может открыться истина. Однако нигде за всю свою деловую карьеру не доводилось ему видеть большего смятения и страдания среди тех, кто отрабатывал свой хлеб не в должности председателя компании. Никакое надругательство над служащим любого ранга не считалось чрезмерно грубым и жестоким, если оно могло пробудить энтузиазм хотя бы в одном специалисте по финансовому анализу деятельности компаний на пару-тройку часов. Мастер двинулся дальше. Побывав на обоих побережьях, он провел некоторое время в ученичестве у тех, кто трудился под гнетом культа личности. Ему удалось незаметно понаблюдать за тем, что творилось в офисах компаний Диллера и Велча, Айзнера и Герстнера, Гейтса, Эллисона и Энрико. Он пришел к выводу, что счастье в них возможно, но, в конечном счете, слишком непрочно и недолговечно. Снова и снова молодой Артур сталкивался лицом к лицу с правдой жизни, которая лежит в основе всех трудовых судеб и гласит, что работа равносильна страданию, причем, как правило, за мизерное жалованье. И тогда он понял, что для того, чтобы разрешить проблему человеческого страдания, нужно найти принципиально новый ответ. В ходе своих поисков Артур испробовал все известные способы самоограничения. Для начала он отказался от каких бы то ни было развлечений (на которые обычно выделяется специальная статься расходов), полагая, что отсутствие удовольствий ведет к мудрости. За завтраком он лишал себя гранолы[1]. За обедом обходился без гарнира из нежных листьев салата. А на ужин не позволял себе ничего, кроме какого-нибудь чизбургера в местной забегаловке или куска пиццы из придорожной закусочной. Этот метод не принес никаких результатов, кроме несварения желудка. В конце концов он пришел к заключению, что в тяготах, вызванных отсутствием счета для расходов, заложено ощущение отказа от чего-то такого, что принадлежит человеку по праву, и что таким образом они лишь отвлекают искателя от предмета поиска. После этого он стал есть и пить как все нормальные профессиональные бизнесмены и летал первым классом только когда бизнес-класс был полностью забронирован. Снова и снова предавался он размышлениям (до тех пор пока окончательно не выбился сил), выискивая меч, который разрубил бы гордиев узел человеческих страданий, по крайней мере, с восьми утра до семи вечера (не считая Западного побережья, где рабочий день заканчивается раньше). И вот наступил день, когда ему все это до смерти надоело и он сказал самому себе: «Да ну его к черту!». В итоге, на тридцать седьмом году жизни он в одиночку отправился в пустыню в окрестностях Палм-Спрингса, где ужасно жарко, но при этом и очень комфортно, потому что жара там сухая и практически не ощущается по сравнению с более влажными климатическими зонами, где пот пропитывает одежду почти мгновенно. Здесь, в пустыне, он опробовал новые способы медитации, те, что особенно хорошо сочетаются с Бизнесом. Ведь если уж говорить начистоту, медитировать и достигать просветления куда легче, когда совершенно нечем заняться, а телевизионная антенна почти не ловит сигнал и вообще нет никаких лишних соблазнов, включая случаи, когда деньги сами просятся в руку. И вот однажды утром, с тяжелым сердцем, он отправился в пустыню, чтобы выкурить сигару, так как в наше время не осталось уже ни одного помещения, где разрешалось бы всласть подымить. Он сел под деревом и решил примириться с тем, что служба под чьим бы то ни было началом сопряжена с болью, и что с этим ничего нельзя поделать, кроме как бросить работу или научиться управлять этим неуправляемым процессом. Докурив сигару, Будда впал не то в транс, не то в некую разновидность комы, которая, однако, позволяла ему сохранять сидячее положение. Вечер сменился ночью, наступил новый день, а он все еще неподвижно сидел под деревом. Когда же на следующее утро он поднялся на ноги, которые, в противоположность переполняющему его чувству бесконечной внутренней легкости, онемели от долгого сидения, это был уже не тот профессиональный бизнесмен, что присел под деревом днем ранее. Он излучал силу, рожденную просветлением, а вместе с ней и способность освободить других мужчин и женщин от бремени страдания. Какое-то время Будда раздумывал, не забросить ли эту затею и не отправиться ли вместо этого в какое-нибудь увеселительное заведение. Он пребывал в отличном настроении, и вовсе не был уверен, что несчастные, погрязшие в жажде власти и наживы, смогут воспринять урок, который он собирался им преподать. Но он продолжал думать. К чему был весь этот поиск, если он не передаст свою мудрость дальше по цепочке?

Итак, он встретился с несколькими друзьями, с которыми собирался в тот день играть в гольф, усадил их на землю и поведал о наконец-то открывшейся ему истине. И они выслушали его, и прониклись его словами, и преобразились раз и навсегда. После чего, сыграв партию в гольф из девяти лунок, и сами отправились в народ чтобы проповедовать новое знание. Оставшиеся сорок пять лет Будда скитался с места на место и всюду отказывался от причитающихся ему чеков, за исключением случаев, когда были очень нужны деньги. Где бы он ни бывал, он везде проповедовал одну и ту же простую истину, суть которой, пожалуй, лучше всего была сформулирована Буддой во время первой беседы со своими учениками под Двуствольным деревом в Далласе. А звучала она вот как: Не знает страдания тот, кто завершил свой путь, кто свободен от печали и от любой зависимости, кто стряхнул с себя все оковы.

ДХАММАПАДА

Представляете? Жизнь без оков! Так давайте начнем сбрасывать их без промедления с помощью набора полезных премудростей, облеченных в форму, кою без труда узнает любой студент бизнес-школы, в коей найдет он утешение и коя будет ему доступна.
КРАТКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ БУДДЫ

С чего начать

* Мы неотделимы от корпорации, у которой нет ни конца, ни начала. Так что можно расслабиться. На самом деле, всё это не так уж важно.

 

* Все мы неизмеримо малы в глазах бесконечностьи. То же относится и к здоровенному слону, который только что сел вам на голову и не думает вставать.

 

* Если уж на то пошло, то ни "мы", ни "я" ни "мы с вами" как таковые не существуем, а существует лишь корпоративная вселенная. Вы — её часть, а она — часть вас. У неё, так же как и у вас, нет ни конца, ни начала. Вы — все сущее, а все сущее — в вас.

 

* Есть только один размер — большой. Маленького размера не существует. Есть лишь единый корпоративный размер.

 

* Даже самая увесистая сущность в составе корпорации не весит ничего, а самая невесомая обладает тем же весом, что и самая значимая. Все остальное — лишь иллюзия в дорогом костюме.

 

* Нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящее. В настоящем же нет ничего кроме Служебной обязанности, того дела, что должно быть сделано, и больше ничего.

 

* Жизнь корпорации не стоит на месте. Если мы являемся частью корпорации, её жизнь не стоит на месте. Если мы не являемся частью корпорации, её жизнь не стоит на месте. Если мы счастливы, её жизнь не стоит на месте. Если мы несчастны, её жизнь не стоит на месте. Ничто не имеет значения, потому что жизнь корпорации не остановится вне зависимости от того, имеет что-то значение или нет. Ведь природа вещей такова, что они никогда не стоят на месте. В этом нет никакого смысла. Есть лишь движение вперёд.

 

* Нет хода ни вперед ни назад, так что отбросьте всякие попытки вырваться в лидеры.

 

* Желание обладать чем бы то ни было ведет к страданию. В отсутствии желаний присутствует радость. Там, где кончаются надежды и желания, обретается Просветление.

 

* Итак: нет ни начальника, ни системы отчета перед руководством. Всё это иллюзия. Есть лишь работа и прекрасная безмятежность вечного единства. Проникнитесь ей! Это и есть ваша сущность! Как забросить слона в небесаИндивидуальная подготовкаЧЕТЫРЕ ИЛИ ПЯТЬ ИСТИНДЕВЯТИРИЧНЫЙ ПУТЬ

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ ПО ПУТИ ПРОСВЕТЛЕНИЯЧетыре или Пять Истин Львиный рык догмы, который не спутать ни с чем,

сотрясает мозги сотен разных зверей.

Даже царь слоновьего племени, заслышав его, спасается бегством, забыв о гордости.

И только небесный дракон внемлет ему спокойно,

в полнейшем восторге.

ДЗЭН

Каждому дается ровно столько, сколько он способен вместить.

ДЖИММИ ХОФФА МЛАДШИЙ

 

Способов, позволяющих найти путь к Просветлению, множество. Среди них молитва и голодание, и кто-то пользуется ими очень успешно. Но путь этот суров, особенно для тех, чей рабочий день расписан по часам в электронной записной книжке и в чьи служебные обязанности входит немало бизнес-ланчей, не говоря уже о деловых встречах после работы с обязательным распитием спиртного. Так что довольно скоро не молитве, так голоданию приходится сделать ручкой.

Будда по этому поводу придерживался совершенно четкой позиции: если бы Просветление было доступно только материально обеспеченным людям, это было бы довольно несправедливо, с какой стороны ни взгляни.

Так говорил Будда, и священные тексты неоднократно подтверждают это высказывание. Работа несет с собой точно такое же Просветление, как и то что снисходит во время странствий с места на место в купальном халате, с чашей риса в одной руке и посохом в другой. Чтобы выйти за рамки этого мира, совсем не обязательно его покидать. Нужно лишь правильно воспользоваться теми орудиями, что разложены на пути у каждого из нас. Пожалуй, одна небольшая история поможет прояснить эту мысль.

Однажды утром по дороге на работу Будда заглянул в парикмахерскую чтобы слегка подправить свой внешний вид. Парикмахер, как и многие представители этой профессии, оказался любителем поболтать и пофилософствовать. Он выплеснул на Будду ушат бессмысленных анекдотов и многословных наблюдений, которые были Будде абсолютно до лампочки.

В конце одного особенно обильного и пространного словоизвержения Будда закрыл глаза и сделал один из тех глубоких очистительных вдохов, которые впоследствии стали такой важной частью его учения. Парикмахер, наконец, заметил это и в задумчивости опустил ножницы.

- О Будда, — обратился он к гигантской, глубоко вздыхающей пустоте, разместившейся в стоящем перед ним кресле. — Я заметил, что вот уже более двадцати минут я говорю не умолкая, а ты до сих пор не проронил ни слова. Не ждешь ли ты, что я сделаю из этого какой-либо вывод?

Будда улыбнулся, и его улыбка, озарившая собой всё вокруг, была истинной усладой для глаз.

- Да, мой друг, — молвил он. — Твоя работа заключается в том, чтобы стричь волосы. Моя — в том, чтобы сидеть и стричься. Видишь, как близки были бы мы к совершенству, если бы каждый из нас, не отвлекаясь, занимался своим делом.

В тот же миг парикмахеру открылась заключенная в словах Будды истина, и свершилось чудо — до самого конца сеанса он не проронил ни слова, так что Будде удалось прочесть свежий выпуск журнала "Автомобиль и водитель", а уходя, он оставил парикмахеру хорошие чаевые.

Вот видите? Именно так всё и устроено. Каждый занимается тем, чем он должен заниматься, без шума, суеты и треволнений. Тогда все станет легче и светлее. И чем светлее будет становиться мир, тем просветленнее будете вы. Довольно скоро у вас появится ощущение, что на самом деле ничего не имеет значения. Ничего, кроме работы.

 

 

На дереве поет соловей,

А что ему ещё делать?

Не нужно трех человек,

Чтобы наполнить пищей горшок для варки.

БО ХО, 342 г.

 

 

Металлург варит сталь: в процессе этого действия рождается его Просветление. Бухгалтер с головой погружается в колонки цифр и таким способом может найти свой путь к единению со Вселенной. Другие приходят к мудрости с помощью двух распространенных состояний бытия: сидения и молчания. По большей части на деловых встречах.

Сидение и молчание. Действия эти лежат в основе учения Дзэн. Они же лежат в основе выполняемой нами работы.

Поразмышляйте об этом. Мы находимся на деловой встрече. Мы сидим. Мы молчим. Разумеется, время от времени нам, по долгу службы, приходится озвучивать свои мысли, и тогда мы говорим. Потом говорят остальные. А что мы делаем, пока они говорят? Мы молчим.

По дороге на работу мы сидим в вагоне поезда или в машине, или стоим, глядя в никуда, как корова на лугу. Мы перемещаемся из одной точки в другую. И что мы делаем в этот момент? Ничего. В этом «ничего» присутствует всё.

В течение дня мы получаем послания по обычной почте и по электронной. Пока мы обдумываем их и составляем ответ, мы сидим. Мы молчим. Разумеется, время от времени в наше пространство проникают другие люди, вынуждая нас говорить или как-то реагировать на происходящее, но когда они удаляются, мы возвращаемся к своему делу, и что происходит, пока мы им заняты? Мы сидим. Мы молчим.

Мы проводим четыре-пять часов в кресле межконтинентального авиалайнера, направляясь на деловую встречу, которая, если отбросить лишние словопрения, займет от силы десять-пятнадцать минут. Мы поглядываем в окно и пытаемся решить, стоит ли смотреть фильм, который будут показывать во время полета. Мы сидим и молчим.

В ожидании транзитного рейса мы пялимся на экран свешивающегося с потолка телевизора, по которому вездесущее Си-Эн-Эн "крутит" свою долгоиграющую пластинку. Часть нашего мозга занята увлекательным сюжетом о танцующем медведе, усыновленном семьей боснийских карликов. Но, пока мы сидим, фокусируя на происходящем не более десяти процентов внимания, внутри нас, где-то в глубине, царит тишина.

В этой тишине таится освобождение. В ней таится покой. В ней — конец желаний, страстей и страданий.

Мы читаем газеты, от мнения которых зависит наша судьба. "Уолл-Стрит Джорнал" уверяет, что отрасль промышленности, в которой мы трудимся, того и гляди накроется медным тазом.

Сталкиваясь с подобной информацией в газете, служебной записке или в мессидже электронной почты, мы даем волю эмоциям. Внутри нас бушует ураган негативных чувств. Но остановитесь на мгновенье. Загляните внутрь себя. Нет ли там, в глубине, чего-то такого, чему всё это до лампочки? Конечно, есть. Именно там обретается тишина. Там обретается Будда.

Там же расположен пульт управления, позволяющий руководить и верховодить слонами как большими, так и маленькими.

И в самом деле, взгляните! Как раз сейчас один из них собирается вторгнуться в наш тихий и укромный закоулок. "У-у-у-у-у!" Он задирает хобот к небу и издает трубный звук. Возможно, чуть пританцовывая, он ломится куда попало, круша домишки местных жителей, их самих и многое другое своими широкими жесткими ступнями. Разумеется, кто-то с воплями носится вокруг слона и пытается усмирить или прогнать его — отсюда туда или наоборот. Заметьте, этот кто-то — не мы. Мы сидим. Мы молчим. Может быть, слону что-то нужно от нас по работе? В этом случае мы, конечно, делаем эту работу. После чего снова садимся и сидим в тишине. Слон удалился восвояси! А что потом?

Мы сидим. Мы молчим. И, как вода, если ей не мешать, наполняет колодец, нас наполняет ощущение свободы и силы.

Где можно обрести это спокойствие и радость?

Они заключаются — и с этого начинал сам Будда — в совершенном понимании Четырех (или Пяти) Истин. Именно на них зиждутся все те приемы, что позволят вам в будущем не только умело управлять слонами и большими, и маленькими, но с помощью которых вы сможете, пользуясь ими как рычагом, оторвать, в конце концов, слона от земли и поднять над собой.

 

 

Четыре (или Пять) Истин

 

 

ИСТИНА № 1: Работа — это страдание. Умение понукать людей — особый дар, уничтожающий значительную долю благопристойности в отношениях между людьми. Согласно имеющимся данным даже Ганди, образ которого во всех иных отношениях безупречен, как начальник был полный самодур. И с этим ничего не поделаешь. Начальники — отвратные типы. Переварите эту мысль и больше к ней не возвращайтесь.

 

ИСТИНА № 2: Желание — корень страдания. Именно желание жить, чего-то добиваться и делать всё более сносным и даже более того, наполняет жизнь мужчин и женщин невыразимой болью. Ничего не желайте, и вы ни в чем не разочаруетесь.

 

ИСТИНА № 3: Страдание можно побороть. В корне желания гнездится ваше "я". Чтобы достичь глубин покоя, непостижимых разуму, нужно уничтожить своё "я". Только с опорой на Дзэн это "не-я" поможет превозмочь силу других людей, раскрепостить душу и выиграть массу ценных призов.

 

ИСТИНА № 4: Существует реальный путь, который позволит искоренить ваши страдания, и мы сейчас же, без лишних проволочек, вступим на него. Это девятиричный путь, состоящий, как и большинство девятиричных путей, из девяти ступеней. Исключение составляют лишь канонические дзэнские тексты, в которых ступеней этих может оказаться и десять.

 

ИСТИНА № 5: Истины № 5 не существует.

 

 

ДЕВЯТИРИЧНЫЙ ПУТЬ

 

 

Путь мастера-воина — это путь выносливости, выживания и

одоления всего, что могло бы его

погубить. Мастерство ниндзя — это искусство

побеждать.

ТАКАМАЦУ ТОСИЦУГУ

 

 

Истинный пацифист может убить или покалечить

в мгновение ока, однако, в тот момент, когда гибель

врага уже неизбежна, он становится на путь ненасилия.

ЮКИЁСИ ТАКАМУРА

 

 

Как человек, разбиравшийся в жизни и её хитросплетениях, Будда понимал, что расплывчатый и обобщенный подход к делу не принесет пользы большинству бизнесменов, занятых в ходе решения текущих деловых проблем одновременно и поисками просветления, и поисками правил обращения со слонами.

Он осознал, что между этими целями нет никакой разницы: умение управлять слонами есть разновидность просветления, а последнее в свою очередь ведет к способности отрывать от земли самых тяжелых слонов, дабы поиграться с ними и забросить куда подальше.

Однако Будда был силен не только по части метафизики. Он имел в запасе приличный багаж знаний о жизни, связанной с многочисленными командировками. Он знал, что бизнесмены добиваются успеха не только благодаря силе воли, но что для того, чтобы все успеть, ам необходимо составлять списки предстоящих дел.

Как раз тогда, когда Будда наслаждался первым приливом снизошедшего на него просветления, ему случилось проходить мимо газетного киоска. Он оказался возле него совершенно случайно, когда бродил по городу, нежась в сиянии своего нового мироощущения, не обремененного личиной эго, и наслаждаясь тем, что ему удалось родить отличную идею. Это состояние близости с космосом при отсутствии какой бы то ни было боли было восхитительным. Вот так, беспричинно, — поскольку вообще всё теперь происходило само собой, без всяких причин, — Будда зашел в этот недешевый, судя по внешнему виду, магазинчик, расположенный в небольшом торговом центре в пригородах Палм Спрингса, чтобы купить пачку жевательной резинки. "Можно полностью забыться в процессе жевания и таким способом достигнуть определенного совершенства", — отметил про себя Будда, хотя, по правде говоря, ему просто хотелось жвачки, и этой причины было вполне достаточно, чтобы пойти и купить её. Но даже если бы он ее не купил, все равно ничего бы не изменилось, потому что к тому моменту он уже очистил свой организм от всяких желаний. С другой стороны, раз всё и так было без разницы, жвачка ему бы вовсе не помешала, тем более что прямо перед ним был газетный киоск, куда он и вошел.

Полностью погрузившись в жевание, Будда неспешно скользил взглядом по обложкам журналов, выставленных в великом множестве вдоль одной из стен магазина. Вне зависимости от содержания, все они пестрели цифрами.

Цифры, цифры, сплошные цифры.

"154 способа избавиться от живота!"

"500 самых преуспевающих корпораций!"

"265 способов доставить ЕМУ удовольствие!"

"100 лучших капиталовложений!"

И так до бесконечности. И тут на Будду снизошло озарение — обычным людям легче двигаться к просветлению по пронумерованному пути. Вот почему он придумал именно такой путь.

 

 

Девятиричный Путь

 

 

* НЕ БЕРИ В ГОЛОВУ: Чтобы попасть туда, куда мы движемся, нужно исходить из правильной отправной точки. Для этого, первым делом, нужно проснуться и почувствовать запах кофе. После чего сойти с привычной колеи и отправиться на прогулку в лес, не разбирая дороги. Это не простое и отнюдь не поверхностное времяпрепровождение, но до тех пор пока мы не разовьем в себе способность ни о чем не беспокоиться, мы будем пребывать во власти внешних сил.

 

* НЕ НАДЕЙСЯ: Впереди не светит никаких улучшений, а даже если что-то бы и изменилось к лучшему, скажем, во вторник, к среде все наверняка бы снова пошло из рук вон плохо. Ну, в крайнем случае, к четвергу.

 

* НЕ БОЛТАЙ ПОПУСТУ: Мы так мощно сотрясаем воздух, но так мало говорим! Пусть слон трубит, что есть мочи. Вы же стремитесь к тишине. Она предохраняет нас от лжи, злословия, оскорблений и излишней саморекламы. Но если вы всё-таки решились открыть рот, не тратьте слов попусту. Лучше один раз увидеть, чем сто раз сказать. Молчание — золото. Слово, сказанное к месту, лучше чем десять слов невпопад. Привет!

 

* НЕ РЕАГИРУЙ: Избегать пустых разговоров — лишь половина успеха. Вторая половина заключается в том, чтобы не делать то, чего делать не след. Как бы слон ни бушевал, не выказывайте своих эмоций, а те, что все-таки выказываете, не выставляйте напока







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.