Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Четыре качества сына благородной семьи





 

Старайтесь по возможности отдавать другим победу и принимать на себя все обвинения и поражения, заботиться о других больше, чем о самих себе, и соответствовать четырем качествам сына благородной семьи. Соответствуя этим четырем качествам, вы естественным образом станете благородным человеком. Следуя этим путем, рано или поздно вы станете бодхисаттвой. Но сначала нужно обрести эти четыре качества.

 

Первое качество – стыдиться говорить о своих достоинствах, превозносить себя.

Второе качество – с удовольствием говорить о достоинствах других.

Третье качество – стыдиться говорить о недостатках других.

Четвертое качество – с радостью рассказывать о своих недостатках.

 

Первое качество заключается в том, что вам стыдно превозносить себя: «Я такой умный, замечательный, меня надо уважать, я-я-я…» Люди быстро устанут слушать, как вы без умолку говорите только о себе. Этого вам нужно по-настоящему стыдиться. Если вы слышите, как другой человек все время говорит о себе: «Я такой, у меня то-то», вы думаете: «Как безобразно он себя ведет». Вам тоже стоит стыдиться превозносить себя, потому что другие подумают о вас как о большом эгоисте.

 

В тибетской и калмыцкой традиции самовосхваление не было принято, считалось постыдным. Но современные политики ввели свои порядки, и теперь самореклама стала для них основной стратегией. На самом деле это, наоборот, разрушение стратегии. Итак, стыдитесь хвалить самого себя. Если это вырывается у вас непроизвольно, постарайтесь заметить и в глубине души устыдиться этого. Ваше эго такое хитрое, что будет пытаться хвалить вас исподволь, очень искусно, тонко. Иногда вы можете сказать кому-то вслух: «Ой, я ничего не знаю» – но даже это будет самовосхвалением.

 

Когда я учился в университете, у одного моего сокурсника был очень красивый почерк, и он знал об этом. Однажды он показал мне что-то написанное им на бумаге и сказал: «Смотри, какой у меня некрасивый почерк». Я ответил: «Что ты говоришь? У тебя очень красивый почерк». Наверное, ему понравился этот трюк, и через несколько дней он решил его повторить. Когда вокруг нас было много других людей, он опять подошел ко мне, показал бумагу, на которой было что-то написано его почерком, и сказал: «Посмотри, какой у меня ужасный почерк». Я сказал: «Действительно, твой почерк ужасен». После этого он уже не подходил ко мне со своим почерком. Итак, если у кого-то эгоизм начинает играть в такие хитрые игры, вы не должны попадаться на эту удочку. Наоборот, пытайтесь помочь этим людям избавиться от эгоизма.

 

Итак, вам должно быть стыдно превозносить себя: «Я такой замечательный…» Но когда кто-то хвалит вас, тоже не радуйтесь, понимая, что похвала вас портит. Если вы привыкли радоваться похвале, как только вас не похвалят, вы захотите восполнить этот пробел и сами будете себя хвалить, чтобы себя порадовать. Таков механизм работы вашего ума. Поэтому изначально не стоит чересчур радоваться, когда вас хвалят. Поймите: похвала создает рану в вашем уме, и от каждого комплимента эта рана раздражается и становится больше. Чем чаще вы слышите похвалу, тем больше становится ваша рана. Эта рана невидима, но она существует.

 

Например, какая-то женщина любит комплименты. Ей нравится, когда люди говорят, что она красива. Каждый комплимент расширяет и углубляет невидимую рану в ее сознании. Допустим, она находится в обществе другой женщины, которая не часто слышала комплименты в свой адрес. К ним подходит мужчина и говорит: «Вы, две уродины, что тут делаете?» Он назвал уродинами обеих, но на девушку, которая не часто слышала комплименты и не привыкла считать себя красивой, эти слова не повлияли так сильно. Слово «уродина» влетело ей в одно ухо, в другое вылетело. Но первая девушка, привыкшая считать себя красавицей, потому что ее часто так называли, привязана к идее своей красоты, поэтому одно слово «уродина» пронзило ее сердце, как отравленная стрела. После этого она всю ночь не могла уснуть, в ее голове так и вертелось слово «уродина». Это слово разбередило невидимую рану, созданную похвалой, комплиментами других людей.

 

Вы можете поставить эксперимент и на собственном опыте убедиться в том, что у вас тоже есть эта невидимая рана. Вам не обязательно видеть ее, чтобы понять, что она существует. Например, у вас рана на руке. Если вы, находясь в полной темноте, прикоснетесь к здоровой руке, то не почувствуете боли. Если же вы прикоснетесь к руке, на которой рана, вам будет больно. Не видя раны, вы можете понять, где она находится, по ощущению боли. Так, из этих двух девушек расстроилась только та, у которой была невидимая рана, созданная ее привязанностью к комплиментам, к собственной красоте.

 

Например, у калмыцких мужчин рана вовсе не связана с красотой. Если вы скажете какому-нибудь калмыцкому мужчине: «Ты страшный», он засмеется: «Ну да, страшный» – и не почувствует никакой злости или обиды. Зато у калмыцких мужчин есть другая невидимая рана – если назвать калмыка трусом, он точно выйдет из себя: «Как ты посмел назвать меня трусом?! Я калмык, во мне течет кровь Чингисхана, джунгара!» Их невидимая рана – это привязанность к собственной храбрости. Чем больше такого калмыцкого мужчину хвалят: «Ты сильный, храбрый, бесстрашный», тем больше становится его невидимая рана. Но вообще ничего не бояться – тоже глупо, все равно что говорить: «Я не боюсь огня» – и совать руку в огонь. Терпеть такую боль ради идеи бесстрашия – не мужественно, а просто глупо.

 

Итак, у разных людей есть разные раны. Например, некоторые актеры привязаны к комплиментам в адрес их актерской игры. Их невидимая рана связана с их актерским мастерством. Если вы попытаетесь уязвить их с любой другой стороны, у них не возникнет никаких проблем. Но если вы скажете этому человеку, что он плохой актер, тогда он действительно расстроится.

 

А мне, например, будет все равно, если меня назвать плохим актером или сказать, что я безобразный. Если меня назвать трусом, от этого я ничуть не расстроюсь. Но у меня есть своя невидимая рана, которую создали вы. Когда я жил в горах, у меня ее не было – ведь если никому не даешь учение, никто же не говорит: «Вы очень хороший учитель». А вы то и дело хвалите мое учение и превозносите меня как учителя, тем самым создавая в моем уме невидимую рану. Если же вы говорите мне, что мое учение неинтересно, это задевает мою рану. Итак, вы можете сказать мне что угодно, только не говорите, что мое учение неинтересно. Я шучу.

 

Действительно, если я привяжусь к вашим похвалам, от этого в моем сердце появится рана. Я делаю все возможное, чтобы не привязаться к ним, поэтому сейчас у меня нет большой раны, однако маленькая ранка все еще остается. Признаком этой ранки является следующее: если мне кто-то говорит, что ему неинтересно мое учение, я не расстраиваюсь; но вот если кто-то скажет, что мое учение ему интересно, в моем уме появляется небольшая радость, некоторое чувство удовлетворения. Это и есть признак, свидетельствующий о наличии ранки. Там, где есть затягивающаяся рана, всегда чешется. Если вы почесываетесь, и в этом месте возникает какое-то приятное чувство, значит там есть рана. Поэтому можно сказать, что в данный момент моя рана не очень тяжела. Если ее почесать, как-то затронуть, я испытаю от этого удовольствие, а не боль. Но я знаю, что чем больше буду ее чесать, тем глубже она будет становиться.

 

Поймите, что любая похвала подобна расчесыванию раны, и оно способно лишь разбередить ее, но не вылечить. Шантидева сказал: «Когда чешешь рану, становится приятно; но гораздо приятнее, если раны нет вообще». Это очень мудрые слова. Я знаю, что все мы хотим счастья, поэтому любим чесать свои раны. Это доставляет нам небольшое удовольствие, зато делает нашу рану больше. Кроме того, у нас под ногтями яд. Поэтому чем больше мы чешем своими ногтями рану, тем больше яда проникает в нее и тем опаснее она становится. Итак, самовосхваление и комплименты, услышанные от других, подобны расчесыванию раны.

 

С философским пониманием этого момента вы сможете сами изменить свой характер. Критиковать себя все равно что лечить рану. Когда вы дезинфицируете ее, промываете, накладываете повязку или пластырь, это доставляет вам небольшие неприятные эмоции, но зато производит целебный эффект. Поняв это, вы также будете радоваться критике со стороны других, которая подобна лекарству от умственной раны. Это как укол лекарства – болезненно, но очень полезно. Когда доктор делает вам укол, вы благодарите его, потому что знаете, что укол вам полезен. Точно так же, когда другие критикуют вас, говорят вам что-то неприятное, вы должны благодарить этих людей, потому что они помогают лечить вашу рану.

 

Наш характер можно описать с помощью одной тибетской притчи: «Свинья считает своего хозяина добрым, потому что он кормит ее до отвала, приговаривая: «Кушай больше, толстей быстрее». А у лошади рана на спине. Когда хозяин лошади промывает ей рану, натирает ее лекарством, лошадь думает: “Какой у меня злой хозяин”». Пока мы находимся в сансаре, мы подобны свинье и лошади. Мы радуемся тому, чему радоваться вовсе не стоит. Мы считаем плохим то, что таковым не является. Поймите, что похвала в ваш адрес подобна корму для свиньи из этой притчи. Люди прекрасно знают, что с помощью похвалы можно войти в доверие к кому угодно, поэтому, желая обвести кого-то вокруг пальца, они нахваливают этого человека. Обманщики знают этот человеческий недостаток – от похвалы люди слепнут, поэтому они сначала хвалят человека, а потом обманывают его и получают желаемое.

 

Вы понимаете, что это наша слабость? В буддизме это было открыто еще две с половиной тысячи лет назад, а психологи только недавно поняли, что похвала обманывает людей, вводит в заблуждение. Итак, скажите себе: «От похвалы я становлюсь слабым». Действительно, похвала никогда не сделает вас сильнее. Сильным вас сделает критика. Чем больше критики вы слышите в свой адрес, тем сильнее становитесь. Поэтому хороший тренер или хороший учитель никогда не станет хвалить своего ученика, он будет вести себя с ним строго.

 

Один из моих Духовных Наставников – Самдонг Ринпоче – за всю жизнь ни разу меня не похвалил. Он вообще не хвалил ни одного из своих учеников. На одном из публичных учений он сказал: «Тем, что я не хвалю, я сравниваю вас с теми, кто лучше вас, и это само по себе – похвала». Он все время высоко держал планку: никогда не сравнивая нас с какими-то плохими людьми, он все время сравнивал нас с высокодуховными людьми. А по сравнению с ними у нас, конечно, было много недостатков. Зато благодаря этому подходу мы продвигались вперед. Это важно знать. Когда вы поймете всю философскую подоплеку этих четырех качеств сына благородной семьи, вам действительно будет стыдно хвалить себя.

 

Второе качество сына благородной семьи – вы с радостью говорите о достоинствах других, вместо того чтобы радоваться каждой возможности похвастаться своими качествами. Чтобы говорить о достоинствах других, вы должны их замечать. Поскольку вы заинтересованы в упоминании благих качеств других, вас начинают интересовать чужие достоинства, и вы начинаете больше их замечать. Если же вам неприятно говорить о достоинствах других, если вы делаете это безо всякой радости, тогда чужие достоинства не будут привлекать ваше внимание. Вы начинаете замечать хорошие качества людей только тогда, когда они становятся интересны вам. Кроме того, если вы будете видеть достоинства других, вы перестанете фиксироваться на их недостатках, и это замечательно! Итак, в своих разговорах старайтесь больше упоминать о достоинствах тех или иных людей. Говорите: «У того-то такое хорошее качество, у этого человека – такое достоинство, такая хорошая черта». Если уж говорить о чем-то, говорите о достоинствах других. Вы на это способны.

 

Иногда мои друзья и родственники говорят мне: «У тебя все хорошие. Почему ты все время говоришь о других только хорошее?» Ну, а что в этом плохого? Если даже у плохого человека вы заметите какое-то достоинство, это хорошо. А у этого человека обязательно можно найти какие-нибудь достоинства. Если вы возьмете даже самого злого человека на Земле, у него тоже найдутся достоинства, если вы сможете их заметить. Даже если вы ошибетесь, сочтя плохого человека хорошим, никакой негативной кармы вы тем самым не создадите. С другой стороны, считая достойного человека дурным, вы будете создавать тяжелую негативную карму.

 

Итак, если вы будете больше акцентироваться в своих мыслях и высказываниях на достоинствах других людей, тем самым вы удержите себя от большого количества негативной кармы. Важно помнить об этом и говорить о достоинствах других людей с радостью. Если вам сегодня захочется о чем-то поговорить, вместо того чтобы по привычке рассказывать о себе, постарайтесь заметить что-то хорошее в других и поговорить об этом. Важно, чтобы муж и жена чаще замечали друг в друге достоинства. Супруги, давно живущие вместе, начинают все больше замечать недостатки и все меньше помнить о хороших качествах друг друга. Кроме того, они забывают доброту своего супруга и помнят только зло, причиненное им. Постепенно это ведет к разводу.

 

Например, если я спрошу вас: «Какие недостатки у вашей жены или другого близкого вам человека?», вы, перечисляя недостатки, застрочите как из пулемета. Если же я спрошу: «А какие достоинства у вашей жены или другого близкого человека?», вы скажете: «Мне надо подумать, я сразу не могу назвать». Ваша жена готовит вам еду, вы сидите за столом и едите приготовленный ею ужин, но, если в этот момент я подойду и спрошу: «Какие достоинства у твоей жены?», вы ответите: «Мне надо подумать». Вот в чем ваша слабость.

 

Итак, нам нужно изменить свой менталитет, один из недостатков которого состоит в том, что мы склонны забывать о доброте других, зато хорошо помним любой причиненный нам вред. Это в целом болезнь сансары, свойственная не только калмыкам, русским или тибетцам – вообще всем сансарическим существам. Поймите, что это ваш недостаток, изъян вашей психики. Вы должны научиться поступать противоположным образом: четко помнить о доброте других людей, думать об их достоинствах и забывать о тех мелких ошибках, которые они совершают. Тогда вы с радостью будете говорить о достоинствах других.

 

Если бы все люди обладали четырьмя качествами детей благородной семьи, такие сериалы, как «Санта-Барбара», просто прекратились бы. Но в текущей ситуации этот сериал нескончаем, потому что у людей нет этих четырех качеств. Они не стыдятся себя хвалить, при этом им не доставляет никакого удовольствия хвалить других. В общем, они обладают полной противоположностью четырем качествам сыновей благородной семьи. Поэтому все мы – сансарические существа – подобны детям: легко восторгаемся чем-то и так же легко ввергаемся в депрессию.

 

Третье качество заключается в том, чтобы стыдиться говорить о недостатках других: «Он такой, этот сякой». Даже если у других есть какие-то недостатки, зачем говорить об этом? Это не ваше дело. Прежде чем произнести свои критические суждения вслух, спросите себя: «А у меня самого есть этот недостаток?» Если вы точно уверены, что у вас его нет, может быть, вы имеете какое-то право указывать другим на их ошибочные действия. Но если вы страдаете тем же недостатком сами, сначала избавьтесь от него, а потом уже указывайте другим, чего им не следует делать.

 

Не будьте похожи на обезьяну из известной истории. Одна обезьяна была вся покрыта грязью, и однажды она повстречала другую обезьяну, у которой был испачкан только кончик хвоста. Увидев ее, перемазанная грязью обезьяна зажала нос и стала кричать, указывая пальцем: «Посмотрите, какая же она грязнуля!» Иногда вы ведете себя как эта обезьяна. Вы приходите ко мне и говорите: «Геше-ла, а он такой-то, а она такая-то», а я смотрю на вас и вижу в вас обезьяну из этой истории. Вы с ног до головы перемазаны грязью, но, не обращая внимания на себя, указываете на других: «Она грязная, он грязный».

 

Таков мой характер: я не люблю, когда при мне критикуют другого человека, на меня это не производит впечатления. Мне больше нравится, когда при мне кого-то хвалят, говорят о достоинствах других людей. Когда ко мне приходят и говорят: «Геше-ла, вот этот человек сделал очень большую работу, я с ней не смог бы справится, а он постарался, и ему удалось, это же так замечательно! Пожалуйста, помолитесь об этом человеке, чтобы у него все было хорошо, чтобы он мог в дальнейшем еще больше помогать другим». Тогда я увижу в вас будущего бодхисаттву и стану по-настоящему уважать вас.

 

Итак, если хотите действительно порадовать своего Духовного Наставника или Его Святейшество Далай-ламу, в их присутствии важно говорить о достоинствах других людей, а не жаловаться на них. Когда у меня бывает аудиенция с Его Святейшеством Далай-ламой или другим моим Учителем, я не говорю ни слова о недостатках других людей. На аудиенциях я все время рассказываю своим Учителям о достоинствах других: сколько пользы они приносят, что хорошего делают. В наше время, как правило, до Учителей не доходит позитивная информация о людях, они слышат лишь дурные наговоры. Поэтому я считаю своим долгом рассказывать им, сколько на самом деле люди делают добра. Старайтесь в этом следовать моему примеру, обретая тем самым второе качество сына благородной семьи.

 

Если вы встретитесь с каким-то высоким ламой, не надо хвалиться: «Я занимался такой-то медитацией, делал такой-то ретрит, у меня такие-то достижения». Вместо этого скажите: «У меня трудности с пониманием такой-то темы, с такой-то практикой. Пожалуйста, подскажите мне, дайте совет». Тогда ваша встреча с Учителем будет оправдана. А если вы приходите к Учителю и начинаете хвастаться, Учитель знает, что ваш ум настолько слаб, что сейчас вас ругать бесполезно, от этого вам станет еще хуже. Поэтому у него не остается другого выхода, кроме как хвалить вас. В ответ на вашу похвальбу он говорит: «О, как замечательно, прекрасно!» Конечно, это не идет вам на пользу. Если же Учитель ругает и критикует вас, вы должны радоваться этому. А если он хвалит вас, это означает, что вы, наоборот, слабый человек, и ему приходится вести себя с вами мягко. Поймите это и старайтесь развивать в себе это качество – умение радоваться, говоря о достоинствах других людей.

 

Что бы ни делали другие люди, как бы они ни поступали, все время напоминайте себе: «Обсуждение чужих недостатков – не твое дело, они тебя не касаются». Кроме того, если вы будете постоянно трезвонить о чужих недостатках, тем самым вы никак не порадуете будд и бодхисаттв. Но если вы уж очень хотите указать кому-то на его недостаток, делайте это, по крайней мере, наедине с этим человеком, не в присутствии других людей. Из сострадания скажите ему: «Ты поступаешь неправильно. Пожалуйста, не веди себя так больше». Это хороший способ критики, который может действительно принести пользу тому, кого вы критикуете. Если же вы хотите унизить человека перед большим количеством людей, громогласно обвиняя его в каком-то проступке, это неправильно. Итак, стыдитесь говорить о недостатках других. Поймав себя на желании осудить кого-то, вы должны устыдиться и промолчать.

 

Но если человек очень вредоносный: обманывает людей, вводит их в заблуждение, не следует хвалить его достоинства. Лучше просто держаться в стороне от него, соблюдая нейтралитет и не вынося о нем никаких суждений. Некоторых людей я не хвалю, но и не критикую. Если я буду их хвалить, есть опасность, что меня неверно поймут. А критиковать их я тоже не хочу.

 

Но в некоторых ситуациях критика уместна – как средство раскрыть людям глаза на реальное положение вещей.

 

Четвертое качество сына благородной семьи – умение рассказывать о своих недостатках легко, с радостью. Мы же поступаем наоборот: скрываем свои недостатки, не можем открыто признать их. Если мудрому человеку, находящемуся на высоком духовном уровне, вы признаетесь в каком-то своем негативном качестве, от этого он станет только больше вас уважать, потому что поймет, что у вас хватило мужества открыто сказать о своем недостатке. Если перед мудрым человеком вы хвастаетесь своими качествами и достижениями, он будет относиться к вам как к ребенку. Тело ваше состарилось, волосы побелели, а ум остался как у ребенка. Если маленьких детей немного похвалить, они сразу становятся счастливыми, немного поругать их – они заплачут. Заметив, что стали так себя вести, ругайте себя. Развитие в себе четырех качеств сына благородной семьи – это практика Дхармы.

 

Четвертое качество – особенно сильное, его нелегко развить. На первом этапе научитесь радоваться, когда вас критикуют другие. А уже на следующем этапе вы сможете сами с радостью рассказывать о своих недостатках. Если вы смогли развить эти два качества, значит вы хороший практик. Чтобы взращивать в себе эти качества, вам необходима философия. Все учения по тренировке ума (лоджонгу) и по Ламриму помогают вам развить в себе эти четыре качества.

 

Как же научиться радоваться критике со стороны других? Учителя Кадам говорили: «Радуйся хуле, не радуйся хвале. Хула подобна нектару, который очистит тебя от недостатков. Похвала испортит тебя». Если у вас испачкано лицо и вам кто-то говорит об этом, зачем гневаться на этого человека? Наоборот, надо его поблагодарить: «Спасибо, что сказали. Сам бы я не догадался умыться».

 

Мы не видим свои недостатки, зато очень легко замечаем ошибки других. В Тибете есть такая пословица: «Трудно заметить собственный недостаток размером со слона, но легко заметить недостаток в другом, даже если он размером с крошечное насекомое». У русских есть похожая пословица: «У других в глазу соринку видим, а у себя бревно не замечаем». В этом и заключается ошибочный сансарический механизм. Итак, следует научиться замечать в себе недостатки, даже мелкие, как соринка или крошечное насекомое. Что касается недостатков других людей, они вас не касаются. Если можете помочь человеку, старайтесь это сделать. Но сначала все-таки уделяйте больше внимания своим недостаткам.

 

Если вы хотите искоренить собственные недостатки, тогда каждый раз, когда кто-то указывает вам на них, с большой радостью признавайте это: «Спасибо большое! Я раньше не замечал в себе такой недостаток, теперь буду знать».

 

Если вы будете постоянно отслеживать свои недостатки, то на следующем этапе вы уже с радостью сможете рассказывать о них другим. Но не надо все время говорить только о своих недостатках. Критикуйте себя в те моменты, когда ваше эго хочет произвести впечатление на других. Именно в такой момент это уместно и вызовет только уважение окружающих.

 

Если вы можете с радостью признаваться в собственных недостатках, вы также с радостью будете слушать, как другие указывают на ваши недостатки. Если кто-то в чем-то уличил вас и ругает почем зря, внимательно выслушайте этого человека и поблагодарите в конце. А про себя подумайте: «Какая отличная возможность для практики терпения!» Действительно, если никто никогда не говорил вам ничего плохого, как вы сможете развить терпение, как в этом случае вы станете его практиковать?

 

Вы получили довольно много теоретических учений. Теперь вам предоставляется отличная возможность применить их на практике. А значит, неблагоприятное обстоятельство на самом деле очень благоприятно для вас, как сауна: жарко, но полезно для здоровья. Когда люди понимают, что сауна полезна для здоровья, они готовы платить за это деньги, а потом говорят «спасибо». Точно так же, когда другие люди (к примеру, соседи) говорят вам что-то неприятное, оскорбляют, грубят вам, воспринимайте это как бесплатную сауну. Будьте благодарны им за это, потому что ваш ум получает отличный заряд силы, укрепляется в этой парилке.

 

Настоящему практику тренировки ума уже недостаточно обычных жизненных проблем – как любителю русской бани в жаркой парилке кажется холодно, и он хочет подбавить пара. В практике тренировки ума есть так называемые четыре подготовки к тому, чтобы усугубить свои жизненные проблемы, чтобы их стало еще больше и чтобы вы могли преобразовывать их в духовный путь. Нам пока еще рано напрашиваться на дополнительные проблемы, желать себе еще больших проблем. Достаточно научиться превращать в духовный путь те, что у нас есть.

 

Приучайте себя с радостью признаваться в собственных недостатках, рассказывать о них другим. Обретя это качество, вы не сможете разгневаться, услышав неприятные слова в свой адрес. Вы непроизвольно станете более терпеливым. В вашем сердце не останется места для депрессий, вы в любой ситуации будете оставаться спокойным. Итак, помните об этих четырех качествах сына благородной семьи. В повседневной жизни тяжело их поддерживать, но, по крайней мере, постарайтесь это делать в ретрите.

 

Во время моего обучения Учитель иногда лишний раз подчеркивал какие-то положения, которые я уже знал, чтобы с силой отпечатать их в моем сердце. Я тоже с силой проталкиваю эти учения в ваш ум, чтобы они достигли вашего сердца, чтобы вы не забывали о них. Если же я стану излагать вам только новую информацию, чтобы вы с интересом меня выслушали, она влетит у вас в одно ухо, в другое вылетит, а между ушами ничего не задержится, и ваш интерес быстро улетучится. Вы слушаете учение, будто увлекательную историю: услышав однажды, второй раз уже не хотите слушать.

 

Я не рассказчик историй, не сказочник. Если бы я был рассказчиком историй, тогда моей задачей было бы сделать так, чтобы всем было интересно. Но я здесь для того, чтобы учить вас ради вашего блага, чтобы помочь вам породить позитивный настрой ума и побороть негативные эмоции. Это моя главная цель.

 

Итак, эти четыре качества характера вам просто необходимы, потому что это черты характера членов благородной семьи.

 

Четыре вида плодов

 

Существует четыре вида плодов, которым соответствуют четыре категории людей. Одна категория людей похожа на плоды, незрелые внутри и снаружи. Это люди, которые и внешне ведут себя агрессивно, и в уме порождают злонамеренные мысли. Вторая категория людей – худшая – подобна плодам манго, снаружи зрелым, но внутри незрелым, зеленым. Это люди, которые, как англичане, очень любезны в обращении, в манерах, но внутри их ум омрачен. Я, конечно, говорю не обо всех англичанах. Есть очень много хороших англичан, но среди англичан попадаются такие люди, как, впрочем, и среди москвичей.

 

Третья категория людей – как плод манго, зрелый внутри, но незрелый снаружи. Таково большинство калмыков. Внутри они зрелые, но снаружи крайне незрелые, зеленые. Четвертая категория людей – настоящие бодхисаттвы, подобные плоду манго, сочному и зрелому внутри и снаружи. Таков безупречный плод манго. Точно так же человек, являющийся зрелым и внутри, и снаружи, – это совершенный человек.

 

Старайтесь походить на четвертую категорию людей, зрелых и внутри, и снаружи, которые ведут себя с другими людьми неизменно дипломатично, вежливо, и при этом любая их речь исходит из заботы о другом человеке. Пример такого человека – Его Святейшество Далай-лама. Он ведет себя внешне смиренно, скромно, перед каждым он готов почтительно склониться со сложенными ладонями. Каждое слово он произносит исключительно ради пользы других людей. Внутри он тоже зрелый: постоянно думает о том, как помочь другим людям. Вы должны стараться стать человеком четвертой категории.

 

Калмыки похожи на тибетских кхампа тем, что и у тех, и у других горячая кровь. Тибетцы, которые живут в провинции Кхам, очень прямолинейны, они не умеют быть дипломатичными и обычно прямо высказывают людям, что у них на душе. Тибетцы, живущие в центральных провинциях, хитрее: они любезны в обхождении, но часто поступают не так, как говорят. Но на самом деле вы должны понимать: люди, которые открыты, прямолинейны, внутри очень чистые. Вы можете сразу увидеть все их нутро, ничего другого за этим скрываться не может. А вот англичане часто бывают лицемерными – даже в разгневанном состоянии они вам чопорно скажут: «Спасибо большое». Вы начинаете считать, что они настоящие бодхисаттвы, а они в это время уже лелеют план мести. Лучший вариант – иметь и мышление, и поведение бодхисаттвы: когда на словах вы говорите людям «спасибо» и в сердце чувствуете то же самое.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.