Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Благородная истина о страдании. Порочная природа сансары





 

Сначала я дам определение объекта первой благородной истины, потом объясню его. Существует много определений, я дам определение, основанное на монастырских текстах. Грубые определения дают вам лишь абстрактное понимание. Если вы знаете точное определение, другие люди не смогут победить вас в диспуте и вы сами сможете точно распознать объекты каждой из благородных истин. Например, если я скажу, что вор – это большой белый человек, вы не сможете поймать вора, ведь так много людей подходит под это описание. Если же дать подробные приметы: цвет глаз и волос, рост, вес, особая примета – черная родинка под левым глазом, тогда можно сразу понять, кто вор. Такова цель определения, оно существует не для того, чтобы вы защищались в диспуте, а чтобы вы сами обрели точное понимание учения.

 

Пять загрязненных совокупностей [31], рожденных под контролем омрачений, которые обладают четырьмя характеристиками: непостоянством, страдательной природой, пустотностью, бессамостностью,это объект благородной истины о страдании.

 

Наши скандхи нечисты потому, что это результат благородной истины об источнике. Их причина – это причина страдания, поэтому пять загрязненных совокупностей обладают природой страдания. Они обладают четырьмя характеристиками – это четыре аспекта первой благородной истины.

 

Объясняя первую благородную истину, Дже Цонкапа излагает три вида страдания, восемь видов страдания, шесть видов страдания. Все они составляют наши страдания в сансаре. С безначальных времен и по сей день мы испытывали и испытываем три, восемь и шесть видов страдания. Если мы не излечимся от болезни омрачений, то будем вновь и вновь испытывать те же страдания.

 

Когда я начну подробно рассказывать вам об этих видах страдания, возможно, вы испытаете дискомфорт. Но для вас это будет очень полезно. К примеру, когда врач рассказывает больному туберкулезом о последствиях его болезни, он делает это не чтобы расстроить пациента, а чтобы помочь ему стать более бдительным, чтобы пациент сам захотел излечиться, взял на себя ответственность за свое лечение. Если пациент не будет проявлять инициативы, врач не сможет насильно лечить его. Как только врач уйдет, больной выбросит все лекарства. Так он будет сам себя обманывать. Чтобы подобного не произошло, врач старается объяснить пациенту все проявления и опасность его болезни, чтобы тот сам захотел вылечиться и начал проявлять осторожность.

 

Сейчас я поставлю вам диагноз, диагноз сансары. Я скажу вам, сколько у вас страданий, сколько болезней. У вас три, восемь и шесть болезней. Все люди, живущие в сансаре, испытывают эти страдания. В этом плане никакой разницы между ними нет.

 

Как медитировать в соответствии с умственным потенциалом

 

Прежде чем перейти к изложению трех видов страдания, автор объясняет, как медитировать в соответствии с умственным потенциалом:

 

«Что касается новых тем, то тот, кто имеет большие умственные способности, пусть размышляет над ними так, как написано (ничего не пропуская). Если же умственные способности малы, пропускайте цитаты и размышляйте лишь над сущностью соответствующих тем» [«Ламрим Ченмо», т. 2, стр. 13].

 

Если у вас большие умственные способности, вам полезно подробно медитировать на все виды страдания. Для медитации важно составить план, состоящий из сущностных положений. Эти положения будут напоминать вам о тех подробных учениях, которые я вам давал. Сущностные пункты медитации крайне важны. Если же у вас не очень хорошие способности, можно медитировать на эти темы в общем, не слишком углубляясь в детальное рассмотрение всех пунктов.

 

Итак, медитировать нужно в соответствии со своими умственными способностями. Для начала вы можете медитировать на основные положения, а в дальнейшем на каждом этапе более подробно размышлять над каждым пунктом.

 

Механизм медитации работает довольно странно – подробное созерцание страданий сансары лечит вас от депрессии. После медитации о разных видах страдания, сталкиваясь со своими повседневными мелкими проблемами, вы перестаете придавать им значение. Они кажутся вам пустяковыми, детскими по сравнению с теми страданиями, которые вы обдумываете в медитации.

 

В настоящее время, жалуясь на свои проблемы, вы напоминаете избалованного ребенка, который, чуть порежет пальчик, бежит с рыданиями к маме. В своей депрессии вы также похожи на избалованного ребенка с его детскими проблемами. Если же вы усердно размышляли над страданиями сансары, даже потеряв ногу, вы скажете: «В сансаре все подвержено разложению. Я родился в сансаре. В конечном итоге я потеряю не только ногу, все мое тело однажды истлеет. А сейчас мне еще повезло – пока я лишился лишь ноги. Даже потеря всего тела – не самое страшное. Но если проявится одна из моих негативных карм, и я получу рождение в низших мирах, это будет для меня кошмаром». А в человеческих проблемах вообще нет ничего ужасного. Самое худшее, что может с нами случиться, это смерть. Но после смерти мы опять родимся. Но если под властью омрачений вы попадете в низшие миры, это действительно будет ужас и катастрофа. Размышления в таком ключе сделают ваш ум очень сильным, крепким. Медитация о страданиях сансары станет сауной для вашего ума.

 

Как сталь закаляется в огне, так и ваш ум закалится в огне аналитической медитации о страданиях сансары. Вам будет немного жарко, как в сауне, но в итоге ум станет очень сильным. Сейчас вы не хотите думать о страданиях в сансаре, гоните от себя эти мысли. Вы не хотите помнить даже о смерти, все время мечтаете о чем-то, погружены в свои сладкие грезы. Вы не хотите думать ни о чем плохом, только о приятном. Поэтому, когда у вас возникает мелкая проблема, для вас она становится кошмаром – ведь вы, как избалованный ребенок, ни к каким жизненным испытаниям не подготовлены.

 

Хороший шахматист готов к любому ходу своего противника. Ни один ход не может выбить его из колеи: «Если он пойдет туда, я пойду сюда». У хорошего шахматиста в уме уже просчитаны все комбинации. А ребенок, который учится играть в шахматы, стремится поставить противнику детский мат. Он даже не предполагает, какой ход может сделать его противник. Ребенок уже все просчитал: «Сначала пойду туда, потом туда, потом поставлю мат». Но на практике так не происходит, и он расстраивается и просит противника: «Пожалуйста, не ходи туда». Так и мы молимся богу: «Бог, пожалуйста, пусть у меня этого не случится». Вы думаете, что все происходящее с вами посылает вам бог, поэтому просите его.

 

Нагарджуна высоко ценил медитацию о страданиях сансары и страданиях низших миров. Сейчас наш ум очень избалован, поэтому сначала нам не следует много медитировать о нирване, о четырех ее аспектах и так далее. Надо больше размышлять о природе и страданиях сансары.

 

Как сказал Самдонг Ринпоче, один из моих Духовных Наставников, у нас сейчас такое положение – наше тело ослаблено, мы почти умираем. В таком положении не стоит мечтать о завоевании золотой медали в беге на стометровую дистанцию на Олимпийских играх. Сейчас лучше пить витамины и укреплять организм. В будущем все возможно, но пока нам следует заниматься именно этим. Практика тантры для вас – как стометровка, а тантрические реализации подобны золотой медали. По словам моего Учителя, самое практичное – это медитация на Ламрим, особенно на страдания низших миров и страдания сансары. Эта медитация сделает наш ум приземленным, очень практичным.

 

Итак, когда поймете все преимущества размышлений над благородной истиной о страдании, вы с удовольствием будете об этом думать. Медитация на страдания сансары – как сауна для ума: неприятна, но очень полезна. Некоторые говорят, что им нравится медитация, что они наслаждаются ею. Медитация нужна не для удовольствия. Она нужна для лечения болезни нашего ума, для укрепления и тренировки ума.

 

Когда мне кто-то говорит, что наслаждается медитацией, я удивляюсь. Для меня медитация – как тяжелая работа по укрощению ума. Это полезное, но весьма трудное дело. Если честно, оно не доставляет мне большого удовольствия. Сидеть в сауне не так-то просто, но полезно, поэтому вы заставляете себя это делать и я тоже. Точно так же медитация – занятие не очень приятное, но полезное. Если вы осознаете ее пользу, она не превратится для вас в наказание и даже в каком-то смысле начнет доставлять удовольствие. Люди любят ходить в сауну, зная, что это полезно. Но если я запру их там в качестве наказания, они будут ломиться в дверь и кричать: «Геше Тинлей устроил мне жестокую пытку!»

 

Если я не объясню вам все преимущества медитации на страдания низших миров, на страдания сансары и просто попрошу вас медитировать на эти темы, вы станете жаловаться, что у вас и так достаточно проблем, а Геше Тинлей вам их еще добавляет, заставляя еще больше концентрироваться на проблемах. Если какому-то человеку жарко, а я его при этом загоню в сауну, он скажет: «Мне и так уже жарко, а Геше Тинлей затолкал меня в парилку в качестве наказания». Но если вы понимаете преимущества этого, то заплатите деньги и охотно пойдете в парилку, а потом скажете «спасибо».

 

Итак, поймите, что лучшее средство укрепления вашего ума и лекарство от депрессии – медитация на страдания сансары и страдания в низших мирах. Не забывайте об этом. Нагарджуна сказал: «Если утром не думаешь о страданиях низших миров, весь день пройдет впустую».

 

Будда попросил своего ученика Маудгальяяну позаботиться о двух своих племянниках. А поскольку племянники Будды принадлежали к царской семье, оба они были очень избалованны. Они не медитировали и не слушали учение, а просто теряли время, как это обычно делаете вы. Ну, что поделаешь – избалованные дети. Вы тоже избалованы своими родителями. С детства мама бегала вокруг вас: «Мой заинька, что тебе еще принести?»

 

Маудгальяяна стал думать, как же укротить их умы. Он перепробовал разные средства, но безрезультатно. Тогда его осенила одна идея. С помощью своих магических сил он перенес этих юношей в ад. Это был не настоящий ад, а сотворенная им магическая иллюзия. Перенеся их туда, он сказал: «Вы тут пока осмотритесь, а я посижу помедитирую». Они пошли бродить по аду и увидели огромный котел с кипятком, в котором мучился человек, свариваемый заживо. При этом существа с головой буйвола и с головой тигра резали его в этом котле.

 

Они пошли дальше и увидели два котла с кипятком, а вокруг наготове уже стояли служители ада. Они поинтересовались, почему в этих котлах никого нет. «Мы ждем прибытия двух племянников Будды», – сказали те. Тогда юноши страшно перепугались и спросили: «Почему?» «Сейчас они пока в мире людей, но Дхарму не практикуют и впустую проживают свою жизнь. Кроме того, у них много негативной кармы. Когда она проявится, даже Будда не сможет им помочь». Это подобно тому как, выпив яд, вы можете ввести противоядие, пока не началось действие яда. Но когда яд уже начал действовать, слишком поздно что-либо предпринимать.

 

Из ответа служителей юноши поняли, что если они не будут практиковать, то родятся в этом аду, и тогда их будут рубить на куски и варить в котлах. От этой мысли у них все волоски на теле поднялись дыбом. В ужасе они бросились бежать. Когда Маудгальяяна перенес их домой, они стали умолять его дать им какую-нибудь практику, научить практиковать. Каждый раз, когда юноши вспоминали ад, у них пропадал аппетит. От этих воспоминаний они не могли ничего есть и все время усердно практиковали, просили учения, пытались его понять. Стоило им отвлечься и начать играть, как воспоминания об аде заставляли их бросить игры и вернуться к практике.

 

Так и нам сейчас важно думать о страданиях низших миров, о страданиях сансары, тогда мы перестанем впустую тратить свою жизнь, начнем практиковать искренне и наша практика станет более эффективной. Выполняя садхану Ямантаки с таким осознанием, вы будете делать это, чтобы освободиться от сансары, от страданий низших миров, а не с ожиданием таких чудес, как, например, левитация, за которые люди стали бы уважать и возвеличивать вас.

 

На примере этой истории вы понимаете, насколько важно размышлять о сансаре и страданиях низших миров. Даже я, будучи духовным наставником, если перестану думать об этих страданиях, начну заниматься самообманом. А вы тем более, не думая о страданиях низших миров и страданиях сансары, введете себя в заблуждение.

 

А сейчас я отведу вас на экскурсию по страданиям сансары, как Маудгальяяна это сделал с двумя племянниками Будды. Это был первый раздел – как медитировать в соответствии с умственными способностями.

 

Как медитировать без блуждания и вялости ума

 

Медитация должна быть свободна от блужданий и вялости ума. Занимаясь аналитической медитацией, следует придерживаться структуры медитации: обдумывать темы пункт за пунктом, в правильной последовательности, а не сумбурно вспоминать все, что приходит на ум. Итак, вы обдумываете пункт за пунктом для того, чтобы в сердце возникло какое-то чувство. Если вы просто сидите в позе медитации, цепляясь за всякую мысль, приходящую вам в голову, вы не медитируете, а страдаете блужданием ума, как объясняет здесь лама Цонкапа.

 

Шантидева говорил также, что, чем бы вы ни занимались – медитацией, чтением мантры, чтением текста, если при этом ваш ум блуждает, все ваше занятие становится бессмысленным. Поэтому аналитическую медитацию следует выполнять в строгой последовательности, по порядку, пункт за пунктом, не позволяя своему уму отходить в сторону от заданных тем.

 

Что же касается навыков аналитической медитации, научитесь здесь применять те навыки, которые у вас имеются в негативной медитации. Как в том примере, когда вы дома смотрите телевизор, а кто-то входит в комнату и сообщает: «Олег про тебя говорит то-то» – и у вас включается негативная аналитическая медитация. Все темы вы обдумываете в строгой последовательности, по порядку, и в результате достигаете реализации гнева: ваше лицо краснеет, глаза наливаются кровью. Итак, у вас есть навыки негативной аналитической медитации, вы преуспели в ней. Примените их теперь в аналитической медитации на позитивные темы.

 

Пока вы не способны успешно медитировать на позитивные темы, потому что у вас недостаточно материала. Но с материалом для негативных медитаций у вас все в порядке. Вы демонстрируете отличную память: перебирая в уме все пункты негативной медитации, вы строго придерживаетесь нужной последовательности. Занятые этим, вы не отвлекаетесь, даже когда ваш ребенок носится вокруг вас и громко кричит. Вы не говорите ему: «Не мешай мне медитировать на гнев», вы даже не слышите, что он там делает. Это значит, что у вас есть способности к медитации. А вы жалуетесь, что не можете медитировать у себя дома, потому что дети бегают вокруг, по вечерам шумит телевизор и вы не можете сосредоточиться. Почему же тогда вы можете сосредоточиться, занимаясь привычными негативными медитациями? Почему вам ничто не мешает?

 

Все реализации Хинаяны и Махаяны являются следствием аналитической медитации и однонаправленного сосредоточения. Аналитическая медитация и однонаправленная медитация являются основным источником всех реализаций.

 

Три вида страдания

 

Если вы хотите медитировать на три вида страданий, сначала нужно сесть в позу медитации, представить перед собой Поле заслуг. Прочтите ту практику, которую регулярно выполняете: «Гуру пуджу» или ежедневную молитву. В рамках молитвы вы очищаете негативную карму, просите благословения у Поля заслуг. Когда читаете мантры, представляйте, что сначала из Поля заслуг исходит белый свет, очищающий вас от негативной кармы, а затем – желтый свет, который дает вам благословение. Потом обратитесь к Полю заслуг с такой просьбой: «В течение всех моих предыдущей жизней из-за того, что я не медитировал на страдания сансары, во мне ни разу не появлялось искреннее желание освободиться от сансары, идущее от самого сердца. Я всегда думал, что в сансаре возможно обрести счастье. Увлеченный поисками счастья в сансаре, я все время страдал. Будды и бодхисаттвы, благословите меня обрести понимание, что истинная природа сансары – страдание».

 

После этого сначала медитируйте на три вида страдания, потом на восемь и на шесть видов страдания.

 

Страдание страданий

 

Первый вид страдания называется «страдание страданий». Все страдания, которые испытывают существа в адах, – от жара, от холода – относятся к категории страдания страданий.

 

Когда вы рождаетесь в аду, ваше тело там неотделимо от огня. Не думайте, что ад находится где-то далеко. Ад – это проявление вашей негативной кармы. На самом деле все мы создали тяжкую негативную карму: в состоянии сильнейшего гнева мы совершали вредоносные действия по отношению к другим. Например, пронзали ножом тело человека много раз, пытали его, измывались над ним, затем убивали. Мы поступали так в предыдущих жизнях, и кармические отпечатки этих действий до сих пор остались в нашем сознании. Все зависит лишь от условий. Как только возникнет подходящее условие, эта карма проявится.

 

Горячий ад похож на металлический дом, объятый пожаром. Вы сидите на раскаленном металле, и нет дверей, через которые вы могли бы убежать. В течение целой кальпы, до истощения вашей негативной кармы, вы будете страдать в этом аду. Причем каждый следующий горячий ад жарче предыдущего. Горячий ад не будет для вас таким, каким я его сейчас рисую, он будет творением вашей собственной кармы.

 

Существа, страдающие в горячих адах, кричат, плачут, просят о помощи, но никто не приходит к ним на помощь.

 

Как в горячих адах температура и время пребывания возрастают от одного ада к другому, так и каждый следующий из восьми холодных адов холоднее, чем предыдущий. Когда вы переродитесь там, от холода на вашей коже будет столько трещин, что на ее поверхности появится рисунок, похожий на цветок лотоса. Это называется экстремальное страдание. Нужно размышлять о том, что, если вы попадете в такой ад на много кальп, это ужасно. Если попасть в кипяток на один день, какие будут страдания! А в мире горячего ада страдания в миллионы раз ужаснее. Если на один день вас затолкать в холодильник без одежды, как вы будете страдать! А если там минус двести и вам предстоит провести там кальпы, вот это ужас!

 

Когда вы попадаете в мир вторичного ада, у вас возникает ощущение, будто кто-то вас догоняет, вы испытываете ужас и отчаянное желание вырваться оттуда. Когда вы пытаетесь бежать, оказывается, что вы ступаете по копьям. Вы постоянно раните ноги, вытаскиваете копья из ран и снова наступаете на них. Затем вы видите дерево, и на нем существо, к которому вы очень привязаны, кричит и молит о помощи. Вы взбираетесь на дерево, ветки которого режут вас, как ножи. Взобравшись на дерево, вы видите, что там никого нет. Но те же голоса, которые молили о помощи, зовут вас уже снизу, и вы снова ранитесь, когда спускаетесь вниз.

 

«Сейчас я человек, но однажды могу родиться в аду, если не буду осторожен. Тогда мне придется испытывать все эти муки. Как я смогу вынести их, если сейчас я кричу от боли, просто случайно обварившись кипятком?!»

 

Если вы переродитесь в аду и скажете мне, что вы страдаете, я вам поверю, но ваше нынешнее страдание – это страдание, которое вы придумали себе сами. Это работа вашей психики. Я не говорю, что это не страдание, но это очень незначительное страдание.

 

Быть человеком в сансаре – наиболее выгодное положение. Это место, где действительно можно наслаждаться жизнью. Но если вам и в этом месте плохо, тогда вам нигде никогда не будет хорошо. Если вы будете думать об этом и размышлять о драгоценности своей человеческой жизни, то у вас появится некоторое ощущение счастья. Это очень полезно.

 

Проявление негативной кармы – странная вещь. Когда раньше кто-то говорил мне, что ад находится глубоко под землей, мне слабо верилось в это. Но потом мой Духовный Наставник рассказал мне о проявлении негативной кармы, после чего мое отношение к адам изменилось. Учитель рассказал мне одну историю, объясняющую, каким образом может проявиться негативная карма ада.

 

Один человек был мясником, все время убивал животных. Однажды к нему пришел мудрец и сказал:

– Будь осторожен. Если продолжишь заниматься своим ремеслом, последствия для тебя могут оказаться весьма плачевными. Я говорю это, заботясь о тебе. Ты создаешь тяжкую негативную карму.

– Я знаю об этом, – ответил мясник, – но у меня нет выхода. Мне нужно кормить своих детей, а другой профессии у меня нет.

Тогда мудрец спросил:

– Ты можешь дать обещание не убивать животных по ночам?

– На это я способен.

 

Мясник дал мудрецу такой обет. С тех пор, кто бы ни делал ему заказ, по ночам он никогда не убивал животных. Всю работу он выполнял днем. Так прошла его жизнь. Когда мясник умер, проявилась эта смешанная карма, вследствие чего он родился в полуаду. Днем он находился в ужасном, отвратительном месте – самом уродливом и безобразном, какое только можно себе представить.

 

Адские миры не обязательно должны выглядеть для всех одинаково. Возможно, одним существам какое-то место будет казаться красивым, а другим существам – ужасным. Но поскольку вы воспринимаете проявление своей индивидуальной кармы ада, именно для вас это будет худшее место на свете.

 

Итак, днем тот мясник находился в ужасающем, отвратительном для него месте, где он варился в кипящем котле, его тело рубили на куски четыре адских служителя с головами тех животных, которых он убивал в прошлой жизни. Это было очень жаркое место. Но как только наступала ночь, вместо раскаленного дома он видел прекрасный дворец, четыре адских прислужника со звериными головами превращались в прекрасных даков и дакинь, прислуживающих ему. А окружающее пространство становилось благоуханным садом. Так, по ночам он наслаждался жизнью, но с наступлением утра все опять превращалось в страшное адское место. Так он жил до тех пор, пока не истощился потенциал кармы убийства и кармы соблюдения обета. Любая наша карма проявляется в соответствии с ее потенциалом.

 

Есть подлинная история об одном японском императоре, который при жизни убил многих людей, и его негативная карма ада проявилась еще при жизни, в старости. Его стали преследовать галлюцинации, навязчивые идеи, будто его преследуют какие-то адские существа, атакуют, грызут, жарят, рубят. Хотя никто, кроме него, не видел этого. Такое возможно.

 

Что такое медитация на страдание? Вдумчивое размышление о страдании страданий само по себе и есть медитация.

 

Худшее из возможных страданий страданий – это страдание в мире ада. Не думайте, что адские страдания вам совершенно неведомы, что они относятся к какой-то другой вселенной, а вы никогда их не испытывали. Поймите, что в прошлом вы много раз страдали в аду – и в горячем, и в холодном. Вы были заперты в железном доме, со всех сторон объятом пламенем, находились посреди пылающего огня и раскаленного железа, горели, задыхались там. В таком состоянии вы проводили очень долгое время – не год и не два. В пересчете на время нашего мира мы проводили там многие тысячи лет. Нам приходилось оставаться там до тех пор, пока не истощалась та негативная карма, которая привела нас туда.

 

В настоящее время мы – люди. Но если мы не будем осторожны, нам грозит опасность вновь попасть в ад. Подумайте, как это будет ужасно. Но разве мы можем быть уверены, что не попадем туда? Если вы хорошенько исследуете свою нынешнюю ситуацию, то поймете, что сейчас у вас гораздо больше шансов попасть в ад, чем куда-либо еще. С безначальных времен и по сей день сколько вы накопили негативной кармы и сколько позитивной? Оценить это вам будет довольно легко: «В этой жизни я родился человеком, мне ведомо различие между добром и злом, но, несмотря на это, я продолжаю создавать огромное количество негативной кармы. Как я могу думать, что во множестве моих предыдущих жизней, когда я не встречался с Дхармой и не мог различать добродетель и недобродетель, я создавал больше позитивной кармы, чем негативной? Это невозможно».

 

Итак, вы можете прийти к выводу, что сейчас в нашем сознании примерно 80 процентов отпечатков негативной кармы и 20 процентов отпечатков позитивной кармы, но это в лучшем случае. Таким образом, сейчас у нас 80 процентов вероятности попасть в низшие миры и лишь 20 процентов вероятности родиться в более благоприятных уделах.

 

Важно всегда предполагать худшее. Да, осознавать, что после смерти вы можете попасть в низшие миры, – неприятно, вы наверняка почувствуете дискомфорт от этой мысли. Но этот дискомфорт полезен для вас, потому что он пробудит вас, откроет глаза на вашу ситуацию и подвигнет вас на практику прибежища. Если вы умрете с прибежищем в сердце, вы гарантированно в течение одной следующей жизни избежите рождения в низших мирах. Если же вы будете надеяться только на лучшее, думая, что низшие миры вам не грозят, у вас, наоборот, будут проблемы.

 

Хороший бизнесмен думает не только о прибыли. Сначала он предполагает худшее, т. е. просчитывает все возможные неблагоприятные варианты развития событий и готовится к ним. Только потом он начинает думать о прибыли. Если, занимаясь бизнесом, вы думаете только о преимуществах, о прибыли, никогда даже не задумываясь о рисках, о том, какие вас могут поджидать проблемы, тогда какая-нибудь внештатная ситуация застанет вас врасплох и произойдет как раз то, чего вы не предполагали.

 

Скажите себе: «Если не будешь осторожным, не будешь искренне практиковать, тебе грозит опасность рождения в низших мирах. Но пока еще не слишком поздно, пока не все потеряно». Всякий раз, когда вы лежите в праздности или впустую тратите время, вам не хочется выполнять даже свои обязательные практики, когда вас переполняют негативные эмоции, остановитесь и скажите себе: «Ты, наверное, готовишься к рождению в низших мирах». Всякий раз, поймав себя на том, что впустую теряете время, вспомните о страданиях низших миров, как в истории с двумя племянниками Будды. Как только они увидели адскую картину и поняли, что могут реально воплотиться здесь, у них тут же возник энтузиазм к практике, они начали практиковать искренне. Если утратите бдительность, не исключено, что в аду вас будет поджидать, а может, уже поджидает кипящий котел с четырьмя служителями ада. Я шучу.

 

Ад – это проявление вашей негативной кармы. Что касается той истории, все эти адские образы не следует понимать буквально. Но потенциал этого ада находится внутри вас, не где-то далеко, он уже здесь и сейчас с вами. Рождение в аду – лишь проявление той кармы, которая уже сейчас у вас есть.

 

Когда у вас есть время, можете поразмыслить о восьми горячих и восьми холодных адах. Для этого не обязательно сидеть в позе медитации, просто вспоминайте об этом в свободное время. Подумайте, как бы было ужасно, если бы вы родились в одном из таких адов. Не обязательно запоминать названия всех адов, достаточно помнить, что каждый следующий из холодных адов хуже, чем предыдущий. Та же ситуация с восемью горячими адами: каждый следующий мучительнее предыдущего: горячее и дольше по продолжительности пребывания. Подумайте: если вы немного обожжете палец, даже эта боль кажется вам невыносимой. А какова же боль, когда все ваше тело объято пламенем и вы страдаете так длительное время?

 

Верите вы в такие миры или нет, они определенно существуют – как результат тех действий, которые совершили вы сами. Допустим, существует какой-то смертоносный яд, и некто объясняет вам опасные последствия воздействия этого яда, какой вред он причиняет вашему организму. Вы можете не верить этому человеку. Но если вы примете этот яд и не введете вовремя противоядие, когда яд начнет действовать, вы ощутите на себе его последствия, но будет уже поздно. Итак, негативная карма подобна яду. А у нас накоплено множество отпечатков негативной кармы. Они будут проявляться только тогда, когда встретятся с подходящими условиями. Сейчас они подобны сухим семенам в нашем сознании, но, когда появятся условия, подобные воде, эти семена прорастут.

 

Будде не было смысла вводить нас в заблуждение относительно кармы. Будда был великим Учителем, который открыл эту истину, а затем из сострадания поведал о ней людям. Точно так же ученые, сделав какое-то открытие, затем рассказывают о нем всему миру. Ученым тоже нет смысла лгать, поэтому мы верим в научные открытия, даже если не до конца понимаем их механизм. Это одно из обоснований достоверности их утверждений.

 

Нет никакой опасности в том, чтобы верить в существование ада. Если вы всю жизнь верили, что есть низшие миры и что после смерти вы можете туда попасть, а потом оказалось, что никого ада и других низших миров нет, что вы от этого потеряете? Это будет прекрасная новость! Даже если вы станете обвинять меня: «Геше Тинлей обманул – сказал, что есть ад, а его не оказалось», я буду все равно очень счастлив. Я первый признаю свою ошибку и гораздо больше буду рад ошибиться, чем оказаться правым, утверждая, что ад существует. Если ада нет, значит множество существ избежит страдания!

 

Когда все перестанут создавать негативную карму, когда прекратятся все ее проявления, тогда исчезнет и ад, потому что для него не будет причин. Это будет замечательно! Но сейчас люди создают все больше и больше причин для рождения в аду.

 

Сейчас я не могу вам доказать, что ад существует, но когда вы убедитесь в этом на собственном опыте, будет уже слишком поздно. «О, ад все-таки есть! А я не верил», – скажете вы. Но будет поздно.

 

Наш ум странно устроен: если бы я стал рассказывать вам о чистых землях, о том, как там все замечательно, вы быстро поверили бы в существование чистой земли, потому что вашему уму это нравится. Мне даже не придется доказывать вам, что чистые земли есть, я просто опишу одну из таких земель и скажу: «У меня есть практика, благодаря которой вы можете туда попасть». Вы тут же закричите: «Геше-ла, передайте нам, пожалуйста, эту практику». Но у вас не больше логических оснований верить в чистую землю, чем в ад. Та же самая ситуация: и тот, и другой объект от вас скрыты. Логически доказать их существование невозможно, потому что кармические механизмы относятся к категории весьма скрытых объектов. То, что касается весьма скрытых объектов, сейчас мы не можем ни воспринять напрямую, ни познать с помощью логических умозаключений. Вообще, с помощью логики можно доказать существование ада, но это будет доказательство, основанное на доверии к подлинным коренным текстам. Это тоже один из видов логического доказательства.

 

Есть виды умозаключений, основанные лишь на силлогизмах, обоснованиях, а есть умозаключения, основанные на цитатах из коренных текстов. Для начала следует доказать, что первоисточник, на который вы ссылаетесь, написан подлинным Учителем. Поэтому для начала вам нужно доказать, что Будда – достоверное существо. В «Праманаварттике» подробно объясняется, почему Будда – достоверное существо. А когда вы поймете, что Будда является подлинным Учителем, что это по-настоящему авторитетный источник знаний, вам будет нетрудно доверять словам Будды, вас не потребуется убеждать логически в истинности его учения. Итак, на основе веры в его истинность и достоверность вы также сможете верить в его слова. Вы будете знать, что Будда обладает подлинным ясновидением, поэтому способен изложить в своих учениях даже весьма тонкие моменты.

 

Поэтому вера в существование низших миров не должна быть для вас проблемой. Я сам был таким же, как вы. Сначала мне тоже было трудно поверить в ад, в мир голодных духов. Однажды, когда у меня была аудиенция с Его Святейшеством Далай-ламой, это было много лет назад, Его Святейшество спросил меня: «Ты веришь в ад?» Я ответил: «Мне трудно поверить в него, но я не могу утверждать наверняка, что ада не существует. Хотя в некоторые описания ада я действительно не могу поверить». Например, мне трудно поверить, что после смерти вас где-то возле ворот ада будет поджидать под землей Яма, который будет взвешивать на весах вашу позитивную и негативную карму, и в зависимости от того, какая из них перевесит, вы отправитесь либо вверх, либо вниз. Это противоречит логике, потому что негативная карма не имеет веса, она не вещественна.

 

В некоторых текстах говорится, что ад – проявление нашей негативной кармы, и в это как раз поверить совсем не трудно. Вряд ли есть некий Яма, который ждет под землей, чтобы вас наказать, – это напоминает концепцию бога-творца. Зачем какому-то Яме наказывать вас? Мы сами по неведению накопили неблагую карму, а это все равно что выпить яд. Когда яд в организме начинает действовать, не возникает Яма со словами: «Я тебя накажу за то, что ты принял яд». Вы просто чувствуете действие яда. Поскольку была причина, возникает результат. А если заложена дурная причина, когда она сталкивается с подходящим условием, возникает негативный результат. Это очевидно. Мы можем проследить, какова будет реакция нашего организма на яд и как тело отреагирует на хорошее лекарство. Все произойдет в соответствии с механизмом причины и следствия. Как принятый яд проявляется в виде боли, так и негативная карма проявляется в виде ада.

 

Шантидева в «Бодхичарья-аватаре» сказал, что никто не создавал тех чудищ, которые мучают нас в аду, это проявление нашей негативной кармы. Если бы какое-то внешнее существо вроде Ямы наказывало нас за грехи, это было бы странно. Я бы спросил: «Зачем кому-то меня наказывать? Зачем вообще наказывать живых существ, которые творят зло по неведению? Они и так страдают достаточно». Но если по неведению мы создаем негативную карму, то волей-неволей должны будем испытать ее последствия. Поэтому объяснение Шантидевы, что ад – результат нашей негативной кармы, ее проявление, я нахожу весьма интересным, и в него я могу поверить.

 

Его Святейшество Далай-лама и некоторые другие мастера неоднократно говорили, что те описания ада, в которых говорится о Яме и так далее, предназначены для людей с низкими умственными способностями, чтобы припугнуть их и заставить отказаться от совершения негативной кармы. А для людей с высокими умственными способностями, которые способны понять механизм кармы, приводится такое объяснение, которое дал Шантидева. Это действительно так. Если будете неосторожны с негативной кармой, имейте в виду, что она несет в себе невероятно мощный потенциал.

 

Посмотрите, как это происходит в природе. Одно крошечное семечко несет в себе потенциал превратиться в огромное развесистое дерево. Причем дерево само по себе уникально, оно представляет собой весьма сложную структуру. Даже отдельно взятый лист на этом дереве имеет огромное количество функций: некоторые его клетки восстанавливают водный баланс, некоторые распределяют воду. Дерево содержит в себе множество составляющих, каждое из которых выполняет определенную функцию. Кто создал все это? Никто. Это механизм причинно-следственной взаимосвязи.

 

Одно семя содержит в себе колоссальный потенциал превратиться в огромное дерево, в котором каждая его часть имеет свои функции. Карма же – еще более мощная вещь. Когда негативная карма проявляется, адские видения возникают сами по себе, никто другой не создает их. Итак, на самом деле у нас есть веские основания верить в то, что проявление негативной кармы может привести к чудовищным переживаниям ада.

 

Следует понимать также, что существует как индивидуальный, так и коллективный ад. Например, этот мир есть творение нашей коллективной кармы. Когда собирается группа существ с похожей кармой, они могут создать коллективный ад. Но может существовать и индивидуальный ад. Все возможно.

 

Когда вы разм







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.