Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система и стр-ра обслуживания польз-лей соврем. биб-тек.





Деят-ть б-ки заключ. в представлении библиотечно-библиографич. и информац-ных прдуктов и услуг.. Она имеет свою систему и стр-ру. Пункт обслуживания (первый Эл-т системы) – рабочее место работника биб-ки. Обяз-ти – использ-ние процессов, связ с непосредств. обслужив. чит-лей, удовлетвор. запросов, проведение консульт. Это могут быть – пункты запсис чит-лей в биб-ку; кафедра выдачи и приема док-тов, справочно-библиограф. пункт; стол биб-каря-консультанта в фонде открытого доступа; пункт ксерокопир. и т.д. В круп. биб-ках поток чит-лей распредел. между разными пунктами обслужив. Сведения о распределен. потока чит-лей между пунктами обслуживания можнополучать путем анализа контрольных листков, выборочного опроса и т.д. Чит. зал – специально оборудов. помещ., кот. исп-ся для представления чит-лям док-тов в его границах. Особ-ти чит. залов: Поль-тель получает возм-ть пользоваться на месте всеми инорм-ными ресурсами биб-ки, в т.ч. редкими и ценными док-тами, энциклоп., справоч., периодич. изд. и др. ЧЗ обслуживает с помощью основного (открытого) и подсобного (закрытого) фонда. В зависимости от типа, вида библиотеки количество ЧЗ разное. Публичные библиотеки – 1,2 ЧЗ. Особая система ЧЗ в крупных библиотеках: ЧЗ дифференцируется по 1) отраслям знаний, комплексным наукам. 2) по характеру и видам изданий. (ЧЗ микрофильмов, нотных записей и т.д.). 3) по уровню подготовки пользователей общие ЧЗ, научные. Абонемент форма индивидуального и комплексного обслуживания читателей, которая предусматривает выдачу док-тов на определённый срок для пользования ими вне библиотеки. Формы организации абонемента могут быть разными: по хар-ру отношений биб-каря и чит-ля (стацион., заочная), по хар-ру распределения обязан-тей между сотрудниками (общая,Ю групповая, функциональная), по хар-ру обслуживания (индивид., коллективная). На стационарном б иб-карь непосредственно обслужив. чит-ля, оформляет выдачу и приём издания в соответ. учётных док-тах. Заочный абон-т даёт возм-ть получить док-т непосредств. по месту жительства или работы путём пересылки по почте. Эта форма обслуживания относится к внестационарному обслуживанию, характерна для биб-к разных типов. Внестац. обслужив. организует стационарная биб-ка, в кот. существ. специальный фонд и ответств. библиотекарь, может быть выделен и специальный отдел. В структуру внестационарного обслуживания входят: библиотечный пункт (универсальный, специализированный), книгоновшество, библиобус, бригадный абонемент, семейный абонемент, заочный абонемент. Справочно-информ. отдел выполню наиболее скложные библиографич. запросы.

Рекреационные службы – содейств. повышению эффектив-ти обслужив. польз-лей (отдых, организа. столовой, кафе и др.) МБА (одна из форм БО, кот. обеспечивает оптимальное удовлетвор. запросов чит-лей, абонентов путём взаимного использов. фондов. Инф-ция потребителю подаётся в разном режиме и на разных носителях из одной биб-ки в другую. Развитие МБА уменьшает количество отказов, содействует более полному использов. фондов биб-тек страны. Основное положение ГОСТа «МБА в РБ»: - предост. док-тов во временное пользование, бесплатное и частично платное обслужив. по МБА. Учетно-техн. док. наиб-е распростр. - формуляр чит., -контрольный листок, -каточка регист-и чит., карта регист-и аб-та МБА., -бланк заказа. Организ-ная докум-ция: -инструкции, -положения ГОСТы по обслуживанию: «Библиотечная документация. Первичные учётные документы. Правила заполнения бланков»/1980), СТБ «Библиотечная статистика» (2000). Управление БО – совокупность процессов, с пом. которых осущест-ся планирование, организация, анализ, учет, контроль за удовлетворением потр-тей польз-лей.. Стр-ра управления БО: 1. межбиблиотеч. взаимодейств. в области обслуживания (координация деят-ти биб-тек всей ведомств, и взаимосвязь с др. информ-ными центрами); 2. уровень биб-ки, на котором организуется обслужвание всех структурных подраздел.; 3. уровень управления, котю обеспечив. деят-ть отдельного структурн. подраздел.; 4. Ур-нь управления, кот. содейств. работе каждого пункта обслужив.; 5. уровень управления выполнением определ. услуг. Задачи: 1. обеспеченность взаимосвязи подсистемы обслуживания в др. подсистемами (омплектования, формирования СБА, автоматизации, хозяйст. служб); 2. организация взаимодествия структур внутри подсистемы обслуживания, обеспеченность их координации; 3. создание технических, финансовых, кадровых условий для успешного функционирования подсистемы обслуживания.

2 Правовое обеспечение д-ти б-к.

Этот термин мож рассмат. с т.з. системного подхода, т.е. ПОДБ рассматрив. как целая система, кот. состоит из элементов, кот. наход-ся в тесном взаимодействии др. с др и с окруж. средой. В отношении к ПОДБ – эдо единство взаимосвяз-х элементов: 1.б-ка как субъект правового регулир-я 2.правовая база дея-ти б-к 3. институты власти и общ-профес. инст-ты, кот. обеспеч. разработку прав. базы и контролируют выполн. предписаний. Сущность ПОДБ заключ. в том, чтобы с помощ.прав-х норм, сделать возможным норм-е функцион-е б-к в общ-ве. Первым структ-м элементом в системе ПОДБ выступает б-ка, кот. явл. соц-м инст-м и полноправным субъектом гос. руков. и прав-го регулирования. 1. Отнош-я при созд. и ликв. б-к. – отнош-я кот возник-т между госуд-м и б-ми (минис-ва, ведом-ва, местные орг. власти), по поводу гарантир. финансир-я гос-х б-к, создание и обеспеч. дея-ти сетки б-к,содействие развитию частных б-к, содейств. взаимодействию б-к раз. видов. Основатели б-к выпол. обязянности, кот кас. финан-го обеспеч. дея-ти б-к и их сеток, создания условий для сохран. и использ-я БФ, обслуж-е польз-й по сущ-м нормативам (эти обяз-ти перечислены в законах «О культуре РБ», «О б-м деле в РБ»). Между основ. и б-ми возник-т отношения, кот. регулируются правов. нормами: созд. б-к, получ. б-ки статуса юрид. лица, организ-я и ликвид-я б-к, на соврем. этапе возн. отнош. по поводу предпринимат-й д-ти б-к. 2. Отнош. кот воз. при формир. Фонда – * в процессе комплектования разными видами изд-й и из разных источников *организация БФ (учет, развитие системы дипозитарного хран-я, межб-го и международ-го документообмена, обеспеч-е сохран. БФ) *исключение д-ф из фонда * руководство БФ. При правовом регулир-и сохран. БФ выдел. ряд направлений: обеспечение физичес-й сохран. фонда в т. ч. от вредительс. покушений; обеспеч. сохранности ИР; охрана авторс. права; перемещение БФ, кот явл культ. ценностью. 3. Отнош. возник. при обслуж-и. *обеспеч-е констит-го права каж. гражданина на поиск и получ-е инф-и *по поводу выполнения авторских прав в процессе обсл-я *по поводу обеспеч. б-й качества предлагаемых услуг и продукции. 4. Отношения работодателя и персонала- *отнош-я кот. возникают при оплате труда и социальных гарантий *отнош-я связ. с подгот-й и переподг-й кадров, повышением квалификации. 5. Отнош. при формир. МТБ – рассматриваются отнош-я кот. возник. в связи с матер. технич. оснащением б-к и в перв. очередь с автомат. б-х процессов. Под правовой базой Дея-ти Бк и соответственно б-м законодательством понимают – совокупность норматив. прав. актов разной формы и юридич-й силы, кот. регулируют разные направл-я дея-ти б-к. В своей д-ти б-ка вступает в больш. Кол. Правовых отнош-й кот. регулируются актами разных отраслей законодательства. Нор. прав. акты услов. мож. поделить: 1.Специальные (Закон «О б-м деле РБ») 2.Др. отрасли права (закон «Об культуре», «Об информации») 3. Законод. акты и кодексы раз. отраслей права, кот регламент. неспецифическую д-ть б-к.(гражданским законодательством, трудов, администр, податковым) Национальный уровень – органы гос-го руководства (Нац. собрание РБ как орг-н законод. власти, Совет Минист. как орг. исполнит. власти, Минист. культуры как орган осущ-й руков. б-м делом). Орган. законод-й и исполнит-й гос. власти разраб. норматив. прав. акты. Осущ-ся общее руков-во б-м делом в РБ, опред-ся гос.б-я политика, формируется система б-к страны и т. д. Региональный уровень – уровень отдел. района или обл, органы исполнит. Власти (исполкома, местная администрация), провод. гос. политику в отрас. б-го дела, опред-т систему руков-ва подлеж-м им сеткам б-к, разраб-т подзаконные правовые акты, кот. касаются деят. б-к свого рай-на. Локальный уровень – норм. прав. акты разраб. администр-й конкр. б-ки. Локк-е акты отраж. специфику, цели и зад. дея-ти б-ки и отвеч-т действующим правовым нормам.

Билет 27.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.