Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С жертвами и преследователями





Предложено множество подходов к разрешению про­блемы школьной травли. Так, в работе Приста (Priest, 1989) излагается подробный план с указанием важнейших факторов и стратегий вмешательства, которыми можно воспользовать­ся при непосредственной работе с вовлеченными в буллинг. Ряд предложений содержится также в другой публикации на эту тему (Besag, 1989). К сожалению, оценка эффективности предлагаемых видов вмешательства проводилась далеко не все­гда. Кроме того, как указывает Бесаг, ситуация с проблемами травли в Скандинавии отлична от таковой в других странах. Так,


Пикас (Pikas, 1989) разработал программу терапевтической ра­боты с участниками групповой травли (моббинга), обучил школьный персонал пользоваться этими методами: в резуль­тате удалось достичь хороших результатов индивидуального вмешательства. Опубликованы обнадеживающие результаты терапевтического вмешательства на базе детских садов (Cha-zan, 1988). Одному из подходов к проблеме буллинга была посвящена целая телепередача. Действительно, модель с эле­ментами психологического просвещения хорошо себя зареко­мендовала. В отличие от многих других исследователей, автор (Lister, 1987) уделила внимание оценке эффективности дан­ного вмешательства, сопроводив описание своего подхода под­робными комментариями, позволяющими его воспроизвести. Кроме того, при работе с детьми, вовлеченными в буллинг, широко применялась разработанная в айлингтонском психо­лого-педагогическом центре (Lane, 1975b) модель анализа и вмешательства, эффективность которой стала предметом при­стального изучения (Lane, 1983; 1990а). Конкретный случай из практики, описание которого приводится в конце главы, позволяет составить представление о проводимом терапевти­ческом вмешательстве.



Роль учебной программы

Включение в учебный план школ пасторской работы (pastoral curriculum) может послужить отправной точкой для решения многих проблем, в том числе и проблемы травли. В настоящее время все большее распространение получают техники групповой работы с детьми, подробно описанные в ряде публикаций (Titman, 1988; Besag, 1989; Herbert, 1988). Скандинавские исследователи также подчеркивают большое значение пасторской работы в школах (Roland & Munthe, 1989). Особого внимания заслуживают пять основных моментов. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной зада­чей учителя становится (Walker, 1989) управление конфлик­том. Решающее значение имеют используемые при этом мето­ды. В США и странах Европы все более широкое распростра-


нение получают программы психологического просвещения, в рамках которых детей и взрослых обучают разрешать конфлик­ты без применения насилия. К сожалению, идея развития у де­тей навыков неагрессивного существования в Великобритании встречает слабую поддержку. Доказано (Herbert, 1988; Tattum & Herbert, 1990), что эффективные мероприятия в этом на­правлении можно проводить в рамках учебного плана. Тща­тельный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуж­дение прочитанного и разыгрывание ролей способствуют из­менению мировоззрения детей и школьного микроклимата. Еще больших успехов в этом направлении добились сотруд­ники компании многоязыкового театра Нети-Нети (Neti-Neti Multi-lingual Theatre Company, Casdagli et al., 1990). Они ис­пользуют пьесы, игровые сценарии и проводят семинары, чтобы дети научились лучше осознавать самих себя и само­стоятельно находить решение своих проблем. Роль специали­ста в повышении социальной компетентности детей показана в работе Аскью (Askew, 1988). Автор описала работу с учени­ками одного класса, уделив особое внимание изменению их поведения в отношении друг друга. Детальная проработка во­проса социальной компетентности осуществлена в програм­мах типа Kidscape, целью которых является развитие у детей навыков безопасного поведения. Другая исследовательница (Elliott, 1988; 1989) разработала подробный план работы как с самими детьми, так и с их родителями и учителями. Ее про­граммы широко используются в школах Великобритании.

Роль служб поддержки

Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллин­га, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя не­навидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном те­рапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства мо­жет включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, воз­можны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия».


В связи с частыми обращениями детей в редакции журналов или на телевидение, некоторые телеведущие выпускают лис­товки с подробными рекомендациями, как вести себя в том или ином случае (например, листовка «Как справиться с травлей» детской телевизионной программы MotorMouth).

К сожалению, внешние службы поддержки не могут ока­зать должного влияния на ситуацию в школе. Тем не менее в настоящее время некоторые службы, учитывая потребности детей, пытаются проводить терапевтическое вмешательство также и в рамках школы. Так, в школах создаются терапевти­ческие группы для жертв травли (Bayley, 1989) с привлечением специалистов из саутваркской психолого-педагогической служ­бы (Southwark Educational Guidance Service). Другие службы поддержки в этом регионе также с успехом проводили груп­повую работу по развитию у детей социальных навыков (Lane, 1975). Случай из практики, описанный в конце главы, пока­зывает использование терапевтического подхода. Кроме того, для работы с вовлеченными в процесс буллинга хорошо подхо­дят и другие методы, такие как игровая терапия (Newson, 1992).

Роль школьных систем

если предполагаемое вмешательство планируется осуществить в рамках школьной системы, необходимо учесть рекомендации Дэвиса (Davies, 1990), специально занимавше­гося этим вопросом. С позиций системного подхода целесооб­разно проводить профилактику школьной травли на школь­ных игровых площадках. Игровая площадка представляет собой важную социальную систему с особыми правилами. В айлингтонском психолого-педагогическом центре были раз­работаны несколько этнографических подходов к работе с детьми на игровых площадках; с соответствующими методи­ками можно познакомиться во время проводимых центром се­минаров. Ценную информацию об игровой работе можно по­черпнуть у Титмена (Titman, 1988), который особо отметил разницу между голым бетоном большинства школьных пло­щадок и волнующей атмосферой хорошо оборудованных иг­ровых комплексов. Сравнительно недавно опубликованы под­робные рекомендации по организации работы на игровой пло-


щадке (Ross & Ryan, 1990), в основе которых лежат результа­ты пилотных проектов, выполненных на базе детских садов.

Проведение тренингов

Многие исследователи (Askew, 1988; Burden et al., 1990) считают целесообразным проведение тренинговых се­минаров с учителями с целью развития у них необходимых навыков и мотивации деятельности. Даже однодневный тре­нинг способен послужить мощным толчком к изменению при условии, что участники осваивают механизм превращения же­лаемого в действительное, составляя план своих действий. Особенно заметен эффект от занятий, если педагог дает по окончании семинара публичное обещание предпринять прак­тические шаги к исправлению ситуации, при этом желательно сразу же договориться о продолжительности проспективного наблюдения и дате контрольной встречи.

Возможности для разного рода вмешательств поистине без­граничны. Однако, по мнению Таттума (Tattum, 1988), чтобы быть эффективным, вмешательство непременно должно за­трагивать политику школьной администрации в целом. Это важнейшее условие, хотя автор привел еще 12 рекомендаций по проведению вмешательств.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.