Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)





Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

 

3.Возникновение и развитие экономической теории как науки.

“Как наука экономическая теория возникла в 16 - 17 веках. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков.

Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международная торговля. В 16 - 17 веках её проблемы пробудили внимание общественности многих стран к вопросам экономической политики. Это привело к формированию общественного самосознания вокруг национально-государственных экономических интересов.

“В спорах об экономической политике ковались базовые экономические понятия и рождалось понимание того, что в экономике, как и в естественной природе, действуют объективные законы, без познания и учета которых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.[5]”

К началу 18 века отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических процессах стали складываться в первые теоретические системы. Пионерами новой науки - политической экономии - выступили автор первого развернутого теоретического трактата ирландец Ричард Кантильон, лидер первой научной школы «экономистов» (физиократов) француз Франсуа Кенэ и, наконец, шотландец Адам Смит - первый классик экономической науки, мыслитель, благодаря которому политическая экономия заняла достойное место в системе наук.. Этапы развития экономической теории

· На первом этапе решалась проблема формирования экономики как науки. К нему относятся учения Древнего мира и Средневековья вплоть до возникновения в экономической мысли классической школы (середина 16 века). В этот период ученые пытались систематизировать экономические взгляды и воззрения, определить границы экономической науки.

· На втором этапе ученые занимались разработкой проблем терминологии и формирования системы экономических категорий (16 - середина 19 века). Сюда относятся разработки меркантилистов, физиократов, представителей классической школы, марксистов.

· На третьем этапе начинаются исследования проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизма ее регулирования. К этому периоду (середина 19 - начало 20 века) относятся разработки неоклассического направления (австрийская, кембриджская, математическая школы), американской, социальной, социально-исторической правовой школ, институционализма.На этом этапе определяется функциональная роль экономики. Теоретический анализ социально-экономических явлений обогащается по мере выделения и исследования субъективных, психологических, социальных, правовых, технологических и экологических аспектов в трактовках экономических категорий.Видоизменяется и методология, расширяется предмет исследования экономической теории, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, в экономической политике отстаиваются идеи экономического либерализма, внедряются идеи социального контроля общества над экономикой.

· «На четвертом этапе решаются проблемы управляемости экономической системы: ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институционального оформления.» В течение данного периода (начало 20 века и современность) ученые разрабатывают различные модели функционирования экономических систем, приступают к поиску вариантов оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики, практической отработке инструментов стабилизирующих социально-экономические процессы, исследуют проблемы функционирования мировой экономики как системы рынков, ресурсов, товаров, капитала, валют, процессы интернационализации производства.

 

 

4. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические законы и экономические категории.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов экономической жизни Они действуют только там, где есть деятельность человека

Кроме этих законов в обществе действуют ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, представляющие собой нормативные акты, принятые референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующие наиболее важные стороны общественных отношений и обладающие высшей юридической силой

Экономическая теория рассматривает лишь экономические законы

Экономические законы подразделяются на общие и специфические. Общие экономические законы — это законы, действующие во всех или нескольких способах производства. Специфические экономические законы — это законы, действующие в пределах одного способа производства.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. Если объективный характер законов природы проявляется более наглядно (день сменяется ночью, зима - весной и т.п.), то объективность экономических законов, глубина их проявления скрыты от человеческого глаза.

Существует две формы реализации экономических законов: стихийная и сознательная. Сознательная форма реализации экономических законов предусматривает систему сознательно разработанных обществом рычагов для осуществления экономической политики как частного бизнеса, так и государства.

От экономических законов следует отличать ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, которые представляют собой наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны. Каждая экономическая категория - это научное понятие, которое отвлеченно характеризует сущность какого-либо экономического явления. К их числу относятся: товар, деньги, стоимость, цена, собственность, спрос, предложение, финансы, кредит и др.

Между экономическими законами и экономическими категориями существует тесная связь Экономические категории являются основой для отражения устойчивых и прочных причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих содержание объективных экономических законов.

 

5.Три проблемы экономики (Что? Где? Для кого?)

Три фундаментальные проблемы:

· Что надо производить?

· Как следует производить?

· Для кого производить?

Что производить? надо производить и средства производства, и предметы потребления. Однако кривая производственных возможностей показывает, что имеется бесконечно большое количество вариантов тех соотношений, в которых могут производиться эти две группы товаров. Поэтому этот ответ носит слишком общий характер и вряд ли кого-нибудь устроит. Теперь мы должны учесть, что требуется производить самые разные виды потребительских товаров и услуг в соответствии с многообразными потребностями людей..

Как производить? Производство выбранного объема и ассортимента продукции может быть осуществлено по-разному. выбор зависит, насколько эффективно будут использоваться факторы производства, каков будет объем выпуска продукции и, каково будет ее качество, в какой мере она будет отвечать требованиям покупателей.

Для кого производить? Эта фундаментальная проблема является обратной стороной проблемы «что производить?». Другими словами, решение проблемы, для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и какие услуги хотят получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств.

6.Многообразие потребностей и их классификация.Закон повышения потребностей.

Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения.
Потребности человека многообразны. Американский ученый А. Мас- лоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):

1. Физиологические потребности (в еде, питье, тепле, воспроизводстве рода).

2. Потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, болезней).

3. Потребность в социальных связях (любви, дружбе, общении с людьми, причастности к какой-либо группе и т.д.).

4. Потребность в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета).

5. Потребность в саморазвитии (совершенствование всех способностей и возможностей человека).


Эти потребности принято представлять в виде пирамиды, в основании которой лежат биологические потребности людей, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.
До тех пор, пока у человека не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Однако эту классификацию можно дополнить и другими потребностями: материальными и духовными, рациональными и иррациональными, осознанными и неосознанными и др.
Именно потребности побуждают людей к деятельности. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду Удовлетворение потребностей - это процесс частичного или полного выполнения желания (потребностей) человека. Удовлетворение существующих потребностей и появление новых является бесконечным процессом. Поэтому самой общей целью экономического производства является удовлетворение потребностей человека в тех товарах, которые нужны ему в процессе жизни. В рыночной экономике удовлетворяется не всякая потребность, а лишь платежеспособная, т.е. обеспеченная деньгами и измеряемая экономической выгодностью, полезностью.. Абрахам Маслоу (1908-1970) очень удачно описал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворенияъА. Маслоу, выделил пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей:

1. Физиологические потребности — это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т.д.

2. Экзистенциальные потребности — это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, в гарантированной занятости (гарантированном получении дохода), страховании от несчастных случаев и т. д.

3. Социальные потребности — это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии в совместной трудовой деятельности.

4. Потребности в самоуважении, престижные — это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Личностные, духовные потребности — это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.

Первые два типа потребностей А. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В графическом виде положения теории Маслоу изображаются в виде «Пирамиды потребностей», где физиологические потребности находятся внизу, а личностные, духовные потребности – наверху.

 

 

7.Производство и потребности. Классификация потребностей. Закон повышения потребностей.
Что такое потребность? Это нужда в чем-либо. Это объективное состояние неудовлетворенности в чем-либо, которое человек стремится преодолеть, или состояние удовлетворенности, которое он хочет продлить.
Потребность – побудительный мотив деятельности человека, а удовлетворение потребности – конечный результат деятельности. Схема поведения человека такова: сначала возникает потребность в чем-либо, затем проявляется интерес удовлетворить эту потребность. И человек начинает действовать.
Можно выделить следующие виды потребностей с учетом различных критериев, т.е. отличительных признаков.

1. По роли потребностей в воспроизводстве рабочей силы различают:

материальные (пища, одежда, жилище и т.д.), духовные (образование, искусство), социальные (стремление жить в обществе, участвовать в общественной жизни).

2. По очередности удовлетворения: первичные (элементарные, низшие), т.е. самые необходимые (пища, одежда и т.д.), которые ничем нельзя заменит; вторичные (социальные, высшие), т.е. те, которые удовлетворяются после первых и, которые можно заменять (культура, развлечения и т.д.).

3. По возможности удовлетворения: экономические. Это потребности для удовлетворения которых требуется производство благ и услуг (почти все потребности современного человека являются экономическими); неэкономические – те потребности, для удовлетворения которых не надо организовывать производство (потребность в чистом воздухе в лесу).

4. В зависимости от субъекта удовлетворения (социальной структуры общества) различают потребности: человека, группы людей, классов, общества.

Так, различают потребности: абсолютные и относительные; неотложные и те, удовлетворение которых можно отложить; настоящие и будущие; прямые и косвенные и т.д. Потребности человека непрерывно развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации, по мере развития самого человека и НТП.
Существует закон возвышения (возрастания) потребностей, который фиксирует связь между развитием производства и совершенствованием потребностей человека. Сущность этого закона сводится к следующему. С развитием производительных сил возникают новые потребности, видоизменяются старые, а некоторые отмирают.

 

8. Классификация и основные характеристики потребностей.

Потребность – это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.Потребности классифицируют по различным критериям.

По отношению к масштабам и структуре производства выделяют следующие виды:

- абсолютные (перспективные), выражающие потребительскую силу общества (например, максимальный объем освоения производством благ, которое могло бы потреблять общество, если бы они имелись в наличии);

- действительные (необходимые), которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства;

- подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства. Они выступают в роли платежеспособного спроса;

- фактически удовлетворяемые, в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяют на:

- материальные (удовлетворение физич-ких потребностей человека в пище, одежде, еде);

-духовные (удовлетворение потребности в образовании, культуре, отдыхе, творчестве);

- социальные (являются реализацией своих способностей, положение в обществе, продвижение по службе).

В зависимости от социальной структуры выделяют:

- потребности общества (в безопасности, охране обществен. порядка, правовой защите);

- потребности классов, социальных групп (например, шахматисты нуждаются в шахматных клубах, любители купания – в бассейнах);

- личные, которые распространяются на одежду, обувь, пищу и т.д.

С учетом удовлетворения потребностей их подразделяют на следующие:

- первичные (потребности в пище не могут быть заменены потребностью во сне или иными, которые не могут быть заменены другими);

- вторичные (вместо кино можно сходить в театр).

В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности подразделяются следующим образом:

- производственные (потребление средств производства и рабочей силы);

- непроизводственные, потребление кот. происходит за пределами производства (личные и общественные).

Потребности бывают также экономические и неэкономические.

В зависимости от сроков возникновения различают краткосрочные и долгосрочные.

По теории А. Маслоу все потребности располагаются в следующем иерархическом порядке от «низших» материальных до «высших» духовных: - физиологические (еда);

- в безопасности; - социальные (участие в группах по интересам); - в признании (достижении цели, признании); - в развитии (реализации способностей).

Уровень развития производства и состояние экономики определяют возможности удовлетворения потребностей. При этом взаимосвязь производства и потребности состоит в том, что с одной стороны, потребности являются побудительным мотивом созидательной деятельности, с другой – удовлетворенная потребность ведет к новому уровню потребностей, являясь основой развития производства.

Такая взаимосвязь отражает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства культуры. Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения называется законом возвышения потребностей.

 

9.Кривая производственных возможностей.

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара, называется вменёнными (экономическими) издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара, выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике — это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времени.

В экономике граница производственных возможностей, которую иногда называют кривая производственных возможностей или кривая трансформации продукции, представляет собой график сравнения темпов производства двух товаров, на которые используется некоторое ограниченное значение факторов производства. Кривая PPF показывает возможный перечисленный уровень производства одного товара, в результате дающий уровень производства другого. Таким образом можно определить эффективность производства так, чтобы производство одного товара давало максимальный уровень производства другого товара. Период времени обусловлен также и технологиями производства. Товар может быть сопоставлен с благом или услугой.Кривая может быть использована для представления ряда экономических понятий, таких как нехватка ресурсов, альтернативные издержки, эффективность производства, эффективность распределения ресурсов, а также экономии за счёт масштабов. Кроме того, внешнее смещение кривой - результат роста доступности ресурсов, таких как физический капитал, рабочая сила и технический прогресс наших знаний. С другой стороны, кривая будет смещаться внутрь, если сокращается рабочая сила, запасы исходного сырья исчерпываются или стихийное бедствие уменьшит запас физического капитала. Комбинация представляет собой точку на кривой, где экономика работ показывает приоритеты или выбор экономики, как выбор между производством большего числа товаров производственного назначения и меньшего товаров народного потребления, или наоборот.

Кривая показывает все возможные комбинации нескольких товаров, которые могут быть произведены одновременно в течение определённого периода времени, при прочих равных условиях. Как правило, она принимает форму кривой, показанной на рисунке справа. Для экономики, при увеличении количества одного произведённого товара, производство другого товара должно быть уменьшено. Так, производство сливочного масла должно быть сокращено для того, чтобы производить больше оружия. Кривые показывают, какова зависимость между уменьшением объёмов последнего производства и увеличением первого, и наоборот.

 

10.Классиификация и характеристика ресурсов.

Ресурсы – потенциальные возможности производства, которые в его ходе превращаются в факторы производства.

Различают 5 групп ресурсов:

1) природные (земля, воздух, полезные ископаемые и т.д.);

2) материальные (все созданные человеком средства производства);

3) трудовые (экономически активное трудоспособное население);

4) информационные (данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий);

5) финансовые (все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства);

Свойства ресурсов:

1) ограниченность (относительно безграничности потребностей).

Существует два подхода к классификации 2) до процесса производства ресурсы разобщены;

3) в процесс производства ресурсы попадают через ресурсные рынки.

Факторы производства – вовлечённые в производство ресурсы.

факторов производства:

1. Марксистский. Существует два фактора: вещественный (предмет труда и средство труда) и личный (рабочая сила).

2. Неоклассический. Четыре фактора: труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Можно выделить и пятый фактор – информация.

Относительно факторов производства следует подчеркнуть:

1.В производство вовлекаются одновременно все факторы производства в определённых пропорциях и сочетаниях, которые определяются технологией производства.

2.Факторы производства, как и ресурсы, ограничены.

3.Факторы производства обладают свойством взаимозаменяемости и взаимодополняемости.

4.Включение факторов производства в производство порождает факторные доходы (от труда – заработную плату, от капитала – процент, от земли – ренту, от предпринимательских способностей – прибыль).

 

11.Производственные возможности экономики и их границы. Ограниченность ресурсов и проблемы выбора в экономике.

Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность человеческих желаний порождают фундаментальную экономическую проблему выбора - выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями.
В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:
Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)
Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)
Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества).
Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченнности мы воспользуемся кривой производственных возможностей. Предположим, что в некоторой экономической системе:
выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты); количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной; уровень технологии задан и не меняется;
экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи; Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет. Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответсвующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).

Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке:

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.
В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.

 

 

12.Факторы производства и их классификация.Труд, земля, капитал. Предпринимательство как фактор производства.Современные факторы производства.

Факторы производства — ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар. Такими факторами производства являются труд и технология (человеческие ресурсы), земля и капитал (имущественные ресурсы). Приняты следующие определения факторов производства:
• труд — физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата;
• технология — научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности;
• земля — все, что предоставила природа в распоряжение человека для его производственной деятельности (земля, полезные ископаемые, вода, воздух, леса и пр.);
• капитал — накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ.
Каждый из факторов производства имеет цену. Ценой труда является заработная плата, технологии — лицензионный или патентный платеж, земли — земельная рента, капитала — банковский процент. Цена фактора производства отражает баланс спроса и предложения на него как в рамках отдельного государства, так и во взаимоотношениях государств друг с другом.. Предпринимательские способности как фактор производства – это один из экономических ресурсов, который состоит из предпринимателей и предпринимательской инфраструктуры страны (учреждения, законы, правила и т. д.). Это организующий фактор производства, позволяющий рационально соединить три других фактора производства для создания благ и услуг. Он отличается от такого фактора производства, как труд (L) тем, что принимаемые предпринимателем решения имеют большое значение при реализации поставленной цели (далеко идущие последствия). Предприниматель несет за них материальную ответственность. Он не просто исполнитель.
Предприниматель выполняет важную функцию: насыщая рынок товарами, он приводит в соответствие спрос и предложение.
В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается в трех аспектах (с трех точек зрения): как экономическая категория, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления.

1. Предпринимательство как экономическая категория – это система отношений между предпринимателями в их хозяйственной деятельности, которые происходят в условиях состязательности и направлены на поиск новых способов комбинации факторов производства с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Каждый стремится завоевать и удержать конкурентные преимущества.

2. Предпринимательство как метод ведения хозяйства характеризуется такими чертами, как самостоятельность и экономическая независимость, коммерческий риск, ответственность за принимаемые решения, в том числе и за риск, ориентация на успех, творчество (новаторство), инициатива.


Формы предпринимательства как способа ведения хозяйства: частное (мелкотоварное и капиталистическое), коллективное (акционерные общества), государственное.
Функции предпринимательства: 1) преобразования в экономике, направленные на рост ее эффективности, на установление рыночного равновесия; 2) приспособление к хозяйственной среде, т.е. стремление обеспечить максимальный выпуск продукции при минимальных затратах и приумножение активов; 3) способствование росту благосостояния населения, демократизации управления и т. д.
Побудительный мотив предпринимательства – материальный интерес, выраженный в форме дохода. Особенность природы этого дохода в том, что он является результатом лучшего применения ресурсов, лучшей комбинации факторов производства. Поэтому доходы от собственности, так же как рента, арендная плата, процент на капитал, зарплата, не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. Таким доходом является предпринимательская прибыль.

3. Предпринимательство как особый тип экономического мышления – это совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в хозяйственной жизни. Главную роль, при этом, играет личность предпринимателя. Предпринимательство – это не только род занятий, но и склад ума, свойство натуры. Чтобы быть предпринимателем, нужно обладать особым воображением, даром предвидения, талантом, которым наделено не более 5–10 % трудоспособного населения.

 

13.Товар и его свойства.

В коммерческой деятельности коммерческие процессы связаны с товаром, который и выступает как основной предмет купли-продажи. Во всем многообразии объектов коммерции главенствующую роль играют товары.

Понятие товара

Понятие «товар» многоаспектное. Оно включает в себя:

§ функциональное назначение;

§ эстетику самого товара и его упаковки;

§ безопасность в употреблении, безвредность.

Совершенен лишь тот товар, которому свойственны все признаки и показатели высокого качества.

Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.

Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями.

Объект сделки (товар) должен, прежде всего, благодаря своим свойствам вызвать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворить определенные потребности, т.е. обладать потребительной стоимостью.

Кроме того, большинство товаров (за некоторым исключением, например, земельный участок, водоем и др.) — это продукты труда, их продавцами выступают либо сами производители, либо посредники, которые в результате сделки превращают свой потенциальный доход в реальный.

Причем не каждый продукт труда выступает в качестве товара, а только тот, который предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием возмещения усилий и затрат на его производство (например, изготовленный хозяином для своей кухни стул не является товаром, но он станет таковым, если будет передан соседу на каких-либо условиях компенсации).

Объектом коммерческой деятельности является все, что можно продать или купить. Купле-продаже подлежат товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии, компьютерные программы, произведения искусства, науки, литературы). Исключение составляют те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики.

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая нарынке.

Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.

В узком смысле подтоваром понимают продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

Товар - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.

Таким образом, как товар информация обладает рядом специфических свойств:

§ в процессе потребления она не уничтожается и обладает возможностью многократного потребления многими пользователями. В процессе передачи потребителю она не теряется дня производителя;

§ производителю заранее неизвестен потребитель;

§ невозможна однозначная стоимостная оценка произведенного объема информации;

§ неопределенность и субъективность полезности информации;

§ особый механизм старения информации. Она не изнашивается, но со временем (за исключением специальных случаев) ее полезность уменьшается. Следовательно, важна ее актуальность;

§ информация характеризуется достоверностью, надежностью и доступностью.

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

§ ассортиментную;

§ качественную;

§ количественную;

§ стоимостную.

Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.

Основными составляющими товара являются:

§ набор физических и потребительских свойств;

§ сопутствующие товары (шнурки, дискеты);

§ марочное название (торговая марка);

§ качественная упаковка;

§ сопутствующие услуги;

§ гарантии.

Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом.

Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена.

 

14.Рынок, причины его возникновения.Функции рынка.

Понятие рынка. В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется свя<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.