Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Акон убывающей предельной полезности.





Потребности людей обладают способностью насыщаться. Так, голодный человек может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок хлеба будет иметь для него все меньшую ценность. Скорее всего, он предпочтет другую пищу. Таким образом, по мере увеличения количества потребляемых товаров и удовлетворения потребности, как отметилось выше, полезность каждой последующей единицы товара (добавочная полезность) уменьшается. Полезность последней (дополнительной) единицы называется предельной (или маржинальной) полезностью, и она уменьшается по мере насыщения потребности. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.

С увеличением количества потребляемых продуктов их общая (совокупная) полезность растет, хотя и замедляющимся темпов. Предельная полезность есть приращение полезности с каждой новой единицей, и она имеет тенденцию уменьшаться с каждой дополнительной единицей продукта.

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что чем больше товаров и услуг потреблено в течение данного периода времени, тем ниже их предельная полезность (т. е. полезность каждой новой дополнительной единицы) при неизменности всех других факторов потребления. Этот закон определяет и полезность воды: первый глоток воды (в данный период) абсолютно необходим для сохранения жизни, и его предельная полезность велика, но по мере увеличения количества потребляемой воды она удовлетворяет все более широкие потребности, начинает применяться для полива улиц, садов и т. д. В этом случае полезность каждого нового дополнительного литра много меньше, чем первого.

Этот закон ничего не говорит о том, как быстро уменьшается предельная полезность. Здесь норма различна: для пищевых товаров предельная полезность убывает быстро, для других – медленнее. Подобное свойство объясняет парадокс воды и алмаза. Потребление воды происходит на низком уровне предельной полезности, поскольку воды много, а алмазы редки, а потребление находится на относительно высоком уровне предельной полезности. И хотя общая полезность воды очень высока, ее предельная полезность низка.

Относительные цены отражают предельную полезность. И в этом пункте проявляется связь между законом убывающей полезности и спросом.

Рассмотрим эту связь на примере индивидуального потребителя, который потребляет всего лишь 2 товара – пиво и хлеб. Допустим, что потребитель в некоторых единицах полезности может измерять степень своего удовлетворения товаром (пиво). Первая единица дает самое большое удовлетворение (40 ед.) и имеет самую большую полезность (предельная полезность совпадает с общей). Полезность второй единицы несколько меньше – 30 ед., третьей – 20 ед.

Общая полезность всех потребленных продуктов составит 40+30+20 = 90 ед. Таким же путем (но в других пропорциях) складывается предельная полезность и по хлебу. Как же потребитель распределит имеющийся в его распоряжении ограниченный бюджет между двумя товарами – хлебом и пивом? На эти вопросы отвечает теория потребительского выбора. Выбор потребителя обусловлен рядом ограничений:

- размер бюджета, которым он располагает;

- уровень цен покупаемых товаров;

- вкусы, которые ранжируют товары для потребителя. Потребительский бюджет и цены определяют, какой набор продуктов предпочтет потребитель. Если покупатель ведет себя рационально, то он должен извлечь максимальную пользу из имеющихся в его распоряжении денег, т. е. он предпочтет такое сочетание пива и хлеба, чтобы получить максимальное удовлетворение. Максимум достигается тогда, когда нельзя найти лучшего сочетания. И если купить чуть больше одного товара и чуть меньше другого, то удовлетворение покупателя будет меньшим. Это происходит в том случае, если последняя денежная единица дохода, потраченная на единицу каждого продукта, принесет одинаковую дополнительную (маржинальную) полезность. В противном случае если 1 дол., потраченный на товар А, принесет покупателю большую полезность, чем 1 дол. на товар В, покупатель, естественно, предпочтет приобрести товар А и будет это делать до тех пор, пока предельная полезность на каждый доллар, потраченный на разные товары, не сравняется. Когда потребитель достигает этого, он находится в состоянии равновесия.

Равновесие потребителя наступает, когда он тратит весь доход таким образом, что предельная полезность на каждый потраченный доллар равна по любому купленному товару. В этом состоянии потребитель не склонен что-либо изменять в своем потреблении, пока какие-либо другие факторы (цены, доход, предпочтения) неизменны.

Если потребитель приобретает товары А и В, то

Условия равновесия потребителя показывают, что не имеет значения, в каких единицах измеряется полезность. Значение имеет лишь относительная величина предельной полезности.

 

 

27.Понятие Эластичности. Эластичность спроса и предложения.

Важную роль в изучении возможных реак­ций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно цены (price elasticity of demand ) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:

где Е - эластичность спроса по цене;

DQ/Q - относительное изменение спроса;

DP/P - относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и Q < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

Спрос называют эластичным, когда Е >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Е <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е =0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = .

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью (cross elasticity):

Если Е >0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если Е <0 – взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Е то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости). Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода (income elasticity of demand):

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Е1 <0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т.д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Е1>0), благо является нормальным.

Если 0 < Е1 <1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При Е1 >1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Е1 < 1), должно существовать благо с Е1 > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Е Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

 

 

28.Эфеект и замещения и эффект дохода в поведение потребителя

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отра­жает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект доходаприводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эф­фектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соот­ношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено

Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление.

29.Общая и предельная полезность. Закон Убывающей предельной полезности.

Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом. Полезность – способность товаров удовлетворять определенные потребности. Таким образом, это субъективное понятие, поскольку одни и те же товары по-разному полезны для каждого отдельно взятого индивида.

Экономический субъект всегда, выбирая для потребления те или иные блага, со своей точки зрения оценивает пользу, которую они могут принести, и насколько хорошо и полно смогут удовлетворить его насущные потребности. В то же время, регулярно осуществляя процесс потребления, мы постепенно начинаем понимать, что прежние товары не приносят такого же удовольствия, как прежде. Иными словами, мы получаем все меньшее удовлетворение от каждой последующей единицы потребленного блага. Такая закономерность в науке представлена в виде закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность как экономическая категория показывает дополнительную полезность каждой дополнительной единицы товара. Данное понятие имеет практическую основу. Ведь полезность сама по себе характеризует одинаковую величину одно и того же блага независимо от его объема, можно сказать, это средняя полезность, или полезность одной единицы. А предельная полезность дает возможность определить оптимальный объем потребляемых благ с учетом заданной величины дохода определенной степени потребности. Закон убывающей предельной полезности был открыт Генрихом Госсеном. Он представляет собой зависимость величины полезности от текущего потребления каждой дополнительной единицы блага, т. е. при повторном акте потребления полезность продукта оказывается уже значительно ниже по сравнению с первоначальной.

Например, пусть в роли блага будет булочка. Когда мы едим первую из них, получаем глубокое удовлетворение, особенно если в этом была острая потребность. Постепенно наедаясь, экономический субъект перестает ее потреблять, и полезность ее начинает падать, пока не достигнет нуля, когда процесс потребления прекращается. Иными словами, закон убывающей предельной полезности можно представить на плоскости в виде наклонной кривой, выпуклой к центру осей X и Y подобно кривой спроса.

С данным законом тесно связано понятие максимизации полезности. Чтобы получить наибольшую общую полезность от всего набора потребляемых товаров и услуг в условиях ограниченного дохода, времени и других факторов, необходимо каждое из этих благ потреблять строго в таком количестве, чтобы их предельные полезности по отношению к ценам составляли одну и ту же величину. Иными словами:

где MU – предельная полезность каждого блага;

Р – их цены.

Получается, что последний рубль, который потребитель платит за покупку, например мяса, должен составлять точно такую же полезность, как и рубль, затраченный на приобретение хлеба или другого товара потребительской корзины. Иначе правило максимизации полезности называется условием равновесия потребителя. Получается, что от всех благ, которые экономический субъект потребляет, он остается одинаково удовлетворен. В этом случае покупатель наиболее рационально использует денежные средства собственного бюджета и максимизирует выгоду от своего потребительского выбора.

 

30. Причины и факторы цикличности развития экономики. Экономический цикл, его фазы (депрессия, спад, оживление, подьем)

Экономический цикл включает в себя следующие фазы: кризис (спад), депрессию, оживление и подъем.

Фазы экономического цикла. В классическом смысле экономический цикл включает в себя четыре фазы:

а) кризис (спад, рецессия);

б) депрессия (стагнация);

в) оживление (экспансия);

г) подъем (бум, пик). Но современная западная экономическая теория использует более агрегированное деление, выделяя две фазы: рецессию и подъем. Под рецессией понимается кризис и депрессия, под подъемом — оживление и бум.

Кризис (спад, рецессия) характеризуется резким ухудшением всех параметров экономического развития:

а) резкое сокращение объемов производства;

б) резкое сокращение размеров доходов;

в) сокращение занятости;

г) сокращение инвестиций;

д) падение цен;

е) затоваривание;

ж) частичное разрушение производительных сил (недогрузка производственных мощностей, рост безработицы, массовое банкротство, обесценение основного капитала).

Депрессия (стагнация) — низшая точка спада, характеризуется:

а) массовой безработицей;

б) низким уровнем заработной платы;

в) низким уровнем ссудного процента;

г) тем, что производство и не растет, и не падает;

д) сокращением товарных запасов;

е) приостановкой падения цен.

Оживление (экспансия), или фаза восстановления, характеризуется:

а) массовым обновлением основного капитала;

б) сокращением безработицы;

в) ростом заработной платы;

г) ростом цен;

д) ростом процентных ставок;

е) повышением спроса на предметы потребления. Оживление заканчивается достижением предкризисного уровня макроэкономическими показателями.

Подъем (бум, пик) характеризуется:

а) ростом темпов экономического роста;

б) значительным превышением предкризисного уровня производства;

в) ростом инвестиций, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен, заработной платы, прибыли;

г) сокращением безработицы.

Виды экономических циклов. Современная экономическая наука насчитывает более тысячи видов циклов. Объективными основаниями разграничения экономических циклов являются:

а) периодичность обновления отдельных частей капитала;

б) изменения, обусловленные обновлением элементов зданий, сооружений;

в) изменения, обусловленные демографическими процессами и сельским хозяйством.

В макроэкономической теории нет общепризнанной концепции экономического цикла, поэтому экономисты различных направлений концентрируют свое внимание на разных причинах экономических циклов.

С точки зрения определения факторов экономических циклов выделяют три методологических подхода.

Первый исходит из того, что циклы связаны с внешними (экзогенными) факторами. Второй подход объясняет циклы внутренними (эндогенными) факторами. Третий подход определяет циклы синтезом внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы — это факторы, находящиеся за пределами данной экономической системы. К ним относятся: динамика населения, миграция населения, открытия науки и техники, войны и другие политические события, изменение цен на нефть, открытия месторождений золота, открытия новых земель и природных ресурсов, даже пятна на Солнце и погода.

Внутренние факторы — факторы, присущие данной экономической системе. К ним относятся потребление, инвестиции. Поэтому этот подход в центр проблем экономических циклов выдвигает механизм мультипликатора-акселератора, теорию спроса.

По мнению многих экономистов, внешние факторы — это производители первоначальных импульсов циклов, а внутренние преобразуют данные импульсы в фазные колебания. Этот подход наиболее перспективен.

Решающую роль в возникновении экономических циклов играют потребительский и инвестиционный спрос. При этом если потребительский спрос влияет на изменение циклических колебаний сравнительно вяло, то инвестиционный спрос выступает главной движущей силой циклов.

 

Термин «экономический цикл» означает постоянно повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике.

 

 

 

Определяющей фазой экономического цикла является кризис (спад). Он завершает цикл, являясь вместе с тем исходной точкой нового цикла.

Кризис играет решающую роль в цикличности воспроизводства общественного капитала. На этой фазе объем производства является минимальным, а безработица максимальной. Предприятия пытаются приспособиться к новым ценам за счет снижения издержек производства.

За кризисом следует фаза депрессии (застоя), когда падение производства приостанавливается, а товарные запасы постепенно рассасываются. Для нее характерны низкий уровень цен и ссудного процента, а также наличие свободного денежного капитала. Фазы кризиса и депрессии создают условия для последующего циклического оживления, которое характеризуется некоторым увеличением масштабов производства. В фазе оживления впервые после кризиса существенно расширяется спрос на элементы основного капитала (инвестиционные товары). Уровень производства и занятости начинает расти. Фаза циклического оживления постепенно переходит в подъем. Производство на этой фазе цикла, превысив максимальный уровень, достигнутый в предшествовавшем цикле, продолжает быстро расти, а безработица сокращается.

Вместе с тем в фазе подъема складываются предпосылки для нового кризиса (спада) производства. Она неизбежно завершается периодом, когда действие факторов, обусловивших циклический подъем, оказывается окончательно исчерпанным. Возникает новый экономический спад и т.д.

Материальной основой периодического повторения циклических кризисов является обновление основного капитала. Примерно десятилетняя продолжительность экономического цикла и четкое прослеживание его фаз наблюдались на протяжении 19 века. В дальнейшем продолжительность циклов и последствия экономических кризисов были разными, однако циклический характер развития рыночной экономики сохранился по настоящее время.

 

31.Безработица и ее типы. Определения уровня безработицы.

Безработица - это социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения способно, хочет работать, но не может получить работу. Безработные испытывают угрозу потери квалификации, профессии, социального статуса и снижения жизненного уровня. Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и её предложением. В период спада экономики безработица увеличивается, в периоды подъёма - снижается, но всегда есть люди, ищущие работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

В современной экономике выделяют 3 основных типа безработицы:

. Фрикционная

.Структурная

. Циклическая

Фрикционная безработица обусловлена мобильностью кадров, в эту категорию попадают работники, которые активно ищут работу или ожидают её получения. Поиск работы всегда требует какого-то промежутка времени. Каждый может оказаться в положении «между работами» - одни добровольно меняют её в целях улучшения условий труда и его оплаты, из-за разочарования в профессии(увольнение по собственному желанию), другие - из-за увольнения (сокращение штата, реорганизация предприятия, увольнение по статьям трудового законодательства), третьи впервые ищут работу(по достижении трудоспособного возраста, окончании учебного заведения), четвёртые - временно теряют сезонную работу (заготовка дров, уборка урожая и др.). Когда все эти люди найдут работу, появятся другие «искатели» работы (пример - люди, окончившие высшие и средние профессиональные учебные заведения). Особенностью данного типа безработицы является недостаток информации по имеющимся рабочим местам. Поэтому всегда находится какое-то количество работников, охваченных фрикционной безработицей.

Таким образом, к фрикционным безработным можно отнести:

.уволенных по приказу администрации;

.уволившихся по собственному желанию;

.ожидающих восстановления на прежней работе;

.нашедших работу, но еще не приступивших к ней;

.сезонных рабочие (не в сезон);

.людей, впервые появившихся на рынке труда, имеющих требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки.

Фрикционная безработица считается неизбежной и, даже, желательной. Одни люди переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую, где стремятся удержаться. Это в свою очередь приводит к более добросовестному выполнению своих обязанностей (увеличение объёма производства, улучшение качества продукции). Другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу с оплатой пониже. В результате этого более рационально распределяются трудовые ресурсы.

Экономисты считают данный тип безработицы явлением нормальным и не вызывающим тревоги.

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

фрикц = Uфрикц/L*100%

 

Структурная безработица связана с тем, что появляются новые товары, которые вытесняют устаревшие, изменяется рынок услуг. Изменяется и отраслевая структура производства. В этой связи предприятия пересматривают структуру и технологию производства и, соответственно, появляется необходимость в замене кадров. Спрос на некоторые профессии уменьшается, на другие, наоборот, возрастает, но реакция потенциальных работников на изменение спроса происходит медленно, в результате оказывается, что у некоторых работников нет тех навыков, которые необходимы в данный момент. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не является востребованной в современной экономике. Также к структурной безработице можно отнести и безработицу, вызванную изменением или расширением географии производства, так как квалифицированный персонал в большинстве случаев не может переезжать вместе с предприятием и, наоборот, на новом месте нет подготовленных кадров.

Таким образом, основной причиной структурной безработицы можно назвать научно-технический прогресс, вызванный изменениями в характере потребительского спроса.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:

структ = Uструкт/L*100%.


Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.

Циклическая безработица появляется тогда, когда количество существующих свободных рабочих мест меньше, чем количество безработных. Под циклической безработицей следует понимать такую безработицу, которая вызвана циклическим сжатием производства. Уровень циклической безработицы изменяется в зависимости от изменений в экономике. Она вызывается спадом производства, которое вызвано определённой фазой экономического цикла (отсюда и название типа безработицы), которая характеризуется уменьшением спроса на товары и услуги, что приводит к существенному сокращению штата предприятия (в качестве яркого примера можно привести безработицу, вызванную мировым экономическим кризисом конца 2008 - 2009 годов). В процессе оживления экономики появляются новые рабочие места, и количество данного типа безработных постепенно снижается.

Если первые два типа безработицы являются естественными и неизбежными, то данный тип безработицы представляет собой отклонения от естественной (фрикционной и структурной) безработицы, связанные с колебаниями экономической активности. Таким образом, под циклической безработицей следует понимать разницу между естественной безработицей и фактической безработицей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы - это процент безработной части рабочей силы.

Полная занятость не означает полного отсутствия безработицы. Разбирая типы безработицы, мы определили, что фрикционная и структурная безработицы являются неизбежными, следовательно, полная занятость не может быть равной 100%. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Соответственно уровень безработицы при полной занятости можно определить как сумму между уровнем фрикционной безработицы и структурной безработицы:

uполн = uфрикц + uструкт.

Фактический же уровень безработицы состоит из суммы уровней безработиц всех трёх видов. Но проще считать его по формуле:

= U*100% / L = U*100% / E + U, где

- рабочая сила, Е - число работающих, а U - число безработных. При этом

= E + U.

 

Исходя из этого, можно определить уровень циклической безработицы. Он будет равен разнице между уровнями при фактической и естественной (при полной занятости) безработицами:

uцикл = u - uполн.

 

Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП (валового национального продукта) от его потенциальной величины. Его размер рассчитывается на основе закона Оукена. Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные - нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Эта отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП получила название закона Оукена, т.к. экономист Артур Оукен первым исследовал эту зависимость.

Закон Оукена - экономический закон наличия обратной зависимости между уровнем безработицы, превышающим естественный, и величиной валового национального продукта страны:

каждые 2%, на которые реальный ВНП превышает свой естественный уровень, сокращает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы;

каждые 2% сокращения реального ВНП увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Наличие безработицы приводит к определённым последствиям экономического и неэкономического характера. Чаще всего последствия проявляются при циклической безработице, в меньшей степени - в структурной. Циклическая безработица является последствием экономической нестабильности, и, как следствие, вынужденной неполной занятостью трудовых ресурсов. Структурная безработица вытесняет устаревшие производства, следовательно, на рынке труда снова появляются вынужденные безработные.

БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

безработица потребительский социальный дифференциация

Так как безработица является серьёзной экономической проблемой, государство принимает различные меры для борьбы с ней. Для различных типов безработицы применяются различные меры. Общими для всех типов являются:

.выплаты пособий по безработице;

.создание центров занятости;

.создание новых рабочих мест (Пример: в условиях кризиса 2008-2009 годов государство производило набор безработных на общественные работы).

Для борьбы с фрикционной безработицей используются такие меры, как:

1.создание единой базы данных вакансий (в том числе и в других регионах);

2.создание специализированных служб по сбору информации о наличии свободных рабочих мест.

Также можно использовать меры, повышающие мобильность рабочей силы (увеличение объёмов строительства, создание рынка доступного жилья, изменение действующего законодательства для отмены административных преград при переезде в другой населённый пункт).

Мерами по борьбе со структурной безработицей можно считать:

.создание государственных служб и учреждений (в том числе и на базе центров занятости) для переобучения и повышения квалификации;

.помощь частным учреждениям и малым учебным центрам такого типа.

Все эти заведения должны проводить программы переобучения и повышения квалификации, которые в свою очередь приведут к тому, что рабочая сила будет подготовлена наилучшим способом. В ряде городов такую переподготовку осуществляют как образовательные учреждения, так и центры социальной поддержки населения.

Основными средствами по борьбе с циклической безработицей являются:

.проведение стабилизационной политики, направленной на недопущение глубоких спадов в производстве и, следовательно, недопущению массовой безработицы;

.создание новых рабочих мест в государственном секторе экономики.?

Также необходимо стимулирование роста спроса на товары, так как при росте спроса будет происходить рост объёма производства, что может привести к увеличению рабочей сил







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.