Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функции рынка и его структура.





Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.

На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

 

15.Условия эффективного функционирования рынка.

Для эффективного функционирования рынка необходимы определенные условия.

Во-первых, реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной собственности (основанной как на собственном, так и на чужом труде), коллективной (в форме акционерных компаний, кооперативов, собственности трудовых коллективов), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности как результата различной комбинации названных выше форм.

Во-вторых, эффективность функционирования рынка зависит от способности разных субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние со стороны монополий, в том числе олигополии, или коллективных монополий, снижает эффективность функционирования рынка.

В-третьих, развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации несколько ослабляют монополистические тенденции в экономике и благоприятствуют эффективному функционированию современного рынка.

В-четвертых, хорошо развитая система экономического, правового и административного регулирования экономики государством (при преобладании экономических методов) создает предпосылки для существования регулируемого рынка.

В-пятых, наличие и доступность всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая деятельность.

В-шестых, конкурентная борьба между различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7-8 субъектов, поскольку наличие 1-2 субъектов означает монополию, а 3-5 - олигополию.

В-седьмых, развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.), денег, недвижимости, предметов потребления и т. д.

В-восьмых, наличие рыночной инфраструктуры, т. е. определенного комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка, куплю-продажу разных объектов собственности.

В совокупности экономических отношений, которые отражает категория «рынок», ключевую роль играют отношения собственности. Так, в процессе купли-продажи товаров и услуг осуществляется их присвоение и отчуждение, создаются предпосылки присвоения чужого неоплаченного труда (если, скажем, речь идет о купле-продаже рабочей силы на бирже труда). На фондовой бирже такие отношения реализуются через деятельность посредников дилеров путем присвоения учредительной прибыли, выпуска ценных бумаг инвестиционными компаниями и другими методами.3

16.Структура и признаки рынка. Субъекты, объекты и типы рынков.

Рынок — это экономические отношения по взаимодействию покупателей и продавцов. На рынке формируется соотношение рыночного спроса и предложения. Рын. спрос- это платежеспособная потребность покупателей. Предложение - количества товаров и услуг предложенных на рынке продавцами. Рыночная цена отражает взаимовыгоду продовцов и покупателей.

Условием возникновения рынка явл. общественное разделение труда. Причиной – экономическое обособление товаропроизводителей, их специализация и кооперирование. Рынок определяет что производить?, для кого производить? И по каким ценам продавать.

Субъекты рынка — продавцы и покупатели — мо­гут быть физическими и юридическими лицами, а мотивом их поведения выступает личный интерес.

В качестве объектов выступают товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок; факторы производства — за­воды, фабрики, земля (введенная в рыночный обо­рот), а также производственные ресурсы — полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т.д.

Структура рынка. Существуют различные подходы к опреде­лению структуры рынка. Так, раньше рынок ассоциировался со сферой товарообмена и дифференцировался по объек­там рыночных отношений: выделялись рынок средств производства, рынок продовольственных товаров, сырьевой рынок и т.д. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звень­ев рыночных отношений: рынка труда, товарного рынка и финансового рынка(ссудного капитала, валюты и ценных бумаг). Такое деле­ние наиболее полно отражает структуру рынка.

Рынок труда – это система отно­шений по формированию спроса и предложения на рабочую силу, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей. Существование рынка труда предполагает нали­чие бирж труда, сложной системы подготовки и пере­подготовки кадров. В зависимости от характера осу­ществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешний и внутренний. Внешний ры­нок — это обычный рынок профессий, ориентирован­ный на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об обра­зовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для него характерна курсовая система подготовки кадров, более экономная и рациональная с точки зре­ния руководства фирмы. Эта система эффективна в случаях возникновения необходимости в переобуче­нии рабочим профессиям.

Следующим структурным элементом рынка выс­тупает рынок товаров. Реализация товарных ценнос­тей осуществляется в двух основных формах — опто­вой и розничной торговли. Оптовая торговля — это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на виды. Так, оптовая торговля осуществляется пос­редством бирж и ярмарок; розничная производится через универсальные и специализированные магази­ны, посылочную торговлю, реализацию товаров пос­редством каталогов и заказов.

Рынок ценных бумаг предполагает движение об­лигаций и акций. Облигации представляют собой дол­говые обязательства, выдаваемые государством на оп­ределенных условиях при выпуске внутреннего зай­ма. Продажа облигаций является средством мобили­зации доходов трудящихся на нужды народного хо­зяйства.

Акция — это ценная бумага, свидетельствующая о вложении определенной суммы денег в развитие пред­приятия, учреждения или организации. Доход по ак­циям колеблется в зависимости от доходности произ­водства. Курс акций находится в прямой зависимости от доходов предприятий и в обратной — от уровня бан­ковского процента.

17.Основные типы рынков. Идеальная модель рыночной экономики.

 

«Идеальная» модель рыночной экономики - это теоретическая модель, в которой нет места инфляции, монополии, перепроизводству, безработице и которой не существует ни в одной стране мира. Ценность этой модели не в том, что она сразу объясняет нам ход реальных экономических процессов, а в том, что она делает понятными существенные черты рыночной экономики и ее коренные отличия от экономических отношений административного типа.

1. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию он осуществляет через установление соответствия объема предложения объему платежеспособного спроса.

 

2. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм такой оценки заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее продать (купить) заставляет производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) постоянно поддерживать «рыночную форму».

 

3. Рынок создает условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность конкуренции, которая безжалостно «отделяет» отстающих от преуспевающих. Побеждает тот, кто лучше угадал изменения потребительского спроса, быстрее применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства.

 

«Идеальная» модель рыночной экономики получила в западной экономической науке название «совершенная конкуренция». Режим свободного рынка или «совершенной конкуренции» предопределяется наличием ряда обязательных условий, хорошо изученных мировой экономической наукой.

 

Первое из них состоит в том, что занятие предпринимательской деятельностью должно быть доступно для любого желающего. Свобода предпринимательской деятельности требует не только полной самостоятельности и независимости экономических субъектов, но и одновременно предполагает и всю полноту ответственности за результаты своей хозяйственной деятельности. В «идеальной» рыночной модели действует «жесткое бюджетное ограничение», которое выражается в том, что каждый экономический субъект оперирует ресурсами, принадлежащими ему самому, либо заемными средствами, подлежащими возврату в определенный срок с уплатой процента, а также получает выгоды (или несет убытки) в связи с реализацией произведенных товаров и услуг на свободном рынке.

 

Второе условие заключается в абсолютной мобильности, подвижности всех видов ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Ничто и никто не должен сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные, который происходит благодаря развитой системе «горизонтальных» связей, опирающихся на экономические институты (банки, биржи, оптовые предприятия и т.д.) Они служат каналами перераспределения ресурсов, инструментами наиболее выгодного помещения капиталов, сбережений населения. Мобильность ресурсов, в свою очередь, работает как мощный катализатор структурных изменений в рыночном хозяйстве, обновления производства, самоорганизации рыночного обмена.

 

Третье условие состоит в свободном ценообразовании. Свободные цены - это своего рода «сердце» рыночной системы. Они передают информацию о колебаниях конъюнктуры, стимулируют применение наиболее экономических методов и технологий производства, распределяют и перераспределяют доходы. Хотя для нашего человека, привыкшего жить при системе централизованного директивного ценообразования, это, видимо, самое трудное звено в понимании рыночной экономики. Подчеркивая огромную важность и самоценность для рыночной экономики свободного ценообразования, выдающийся западный экономист Ф. фон Хайек утверждал, что любые отступления от этого условия, с какими бы благородными намерениями они ни совершались, в перспективе ведут к установлению диктатуры.

Четвертое условие свободного рынка составляет отсутствие любых видов монополизма и полную свободу конкуренции. Отсутствие монополизма лишает любого производителя возможности влиять на рыночные цены и тем самым искажать условия свободной конкуренции. Кроме того, каждый участник рыночных отношений должен обладать всей полнотой информации о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли, положения на рынках труда и капиталов. Это позволяет ему делать наилучший выбор при вложении капиталов и других средств, а также приобретать товары на выгодных условиях.

 

Помимо перечисленных условий большое значение имеют устойчивость финансовой и денежной системы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и др.

 

 

18.Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополитическая конкуренция.

Чистая монополия. Весь рынок товаров одной отрасли занят одним товаропроизводителем, который является монополистом.
Фирма монополист – крупная корпорация, которая занимает ведущее положение в определенной сфере хозяйства и использует свое господство для получения монопольно высокой прибыли.
Признаки монополии:
1.Фирма выступает единственным производителем продукции в данной отрасли.
2. Производимый продукт является уникальным, его ничем нельзя заменить, отсутствуют даже близкие заменители, что вынуждает потребителей покупать товар только у этой фирмы.
3. Фирма имеет очень большой контроль над ценой, как правило фирма сама диктует цену на свою продукцию.

4. Вступление в монопольную отрасль новых предприятий практически не возможно. Фирма Монополист имеет очень высокую прибыль, что привлекает в эту отрасль другие фирмы, поэтому фирма монополист делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности. Существует множество барьеров для входа в эту отрасль.
5. Неценовая конкуренция не ведется. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.
6. Черты чистой монополии наиболее часто встречаются у местных предприятий общественного пользования в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией.
Монополистическая конкуренция. Этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм, выпускающих однотипные, но все же не одни и те же товары.
Признаки монополистической конкуренции:
1. Число предприятий, действующих на рынке, большое, но оно на несколько порядков меньше количества фирм - участников в условиях чистой конкуренции. Обычно 20 – 70 фирм. Контроль каждой фирмой над ценой небольшой.
2. Почти не возможен тайный сговор по поводу повышения цен.
3. Из-за большого числа фирма отсутствует взаимозависимость между ними.
4. На рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами.
Дифференциация делиться на следующие формы.
Различия по качеству.
Различия по размещению продукта и степени его доступности к покупателям: это различия по месту расположения магазина или торгового центра, по времени работы {круглосуточно, с обедом или нет, с выходными или нет и сезонная распродажа}
Различия по условиям продажи и оказываемым при этом услугам {скорость обслуживания, качество обслуживания}
Мнимые различия продукта, созданные при помощи оригинальной упаковки, стимулирование сбыта с помощью рекламы, использование известных торговых знаков и т.д.
5. Ведется ценовая и неценовая конкуренция. В неценовой конкуренции особое место занимает реклама.
Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле, легкой промышленности.

Олигополия.. В отрасли находиться несколько соперничающих фирм. это тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция).
Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Это связано с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами, лицензиями.
Т.к. каждый олигополист сталкивается только с небольшим числом соперников, его действия, как правило, будут оказывать заметное влияние на каждого из них.
При максимизации прибыли он должен принимать в расчет свои взаимоотношения с этими соперниками.
Взаимозависимость решений фирмы по ценам и объема производства является особенностью олигополии. Поэтому модель олигополии должна отражать три момента: издержки, спрос и ответная реакция конкурентов.
! Важно здесь подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер.
Кратко: неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п. каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов.
Поэтому возросший вследствие снижения цены спрос распределяется между всеми фирмами и фирма, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса.

 

19.Рынок труда, его сущность и особенности. Спрос и предложение труда.

Рынок труда - рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на труд и предложения трудовых услуг формируется цена на трудовые ресурсы. (альтернативное определение. Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.)

Субъектами рынка труда являются:
1. работники и работодатели;
2. посредники между работниками и работодателями (службы занятости);
3. представители интересов работников (профсоюзы) и работодателя (союз предпринимателей).
Основные функции рынка труда:
1 посредническая – соединение продавца и покупателя труда;
2 ценообразующая, так как в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда устанавливается заработная плата;
3 экономическая – вследствие того, что труд является важнейшим производственным фактором, рынок труда регулирует и рационально использует его при производстве товаров и услуг с целью максимизации прибыли;
4 социальная – рынок труда, являясь источником дохода и фонда ожидаемых средств для воспроизводства рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе;
5 стимулирующая – современный рынок труда обладает рядом материальных и нематериальных стимулов, усиливающих конкурентоспособность между работниками в высокопроизводительном труде путем повышения уровня профессионального образования и квалификации, мобильности. Однако и по сей день заработная плата остается самым универсальным стимулом;
- приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;
- выявление численности безработных, видов, характера безработицы.
Специфика рынка труда определяется особенностью того товара, который на нем представлен. Исходя из определения рынка – объектом купли-продажи на данном рынке выступает сам труд. Но так как труд является целесообразной деятельностью самого работника, затратой его физической и умственной энергии в процессе производства благ, то он неотделим от человека как такового, и, следовательно, не может быть куплен или продан в политически и экономически свободном обществе. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от образования, уровня профессиональной подготовки, его квалификации, опыта, добросовестности и др.Инструментом, регулирующим отношения в условиях рынка между работником и нанимателем, является добровольно заключаемый контракт. В процессе функционирования рынка труда взаимодействуют рыночный спрос на трудовые услуги и рыночное предложение услуг труда.

Под рыночным спросом на трудовые услуги понимают совокупный, общий объем спроса на эти услуги при определенной цене со стороны всех предприятий.

Под рыночным предложением услуг труда понимают совокупный объем предложения этих услуг при определенной цене всеми работниками.

Спрос на трудовые услуги изменяется под воздействием следующих факторов: уровень цен на трудовые услуги; спрос на продукцию, произведенную при помощи трудовых услуг; цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей труда; технологические изменения.

Изменения в предложении трудовых услуг могут вызвать такие факторы как: численность работников, предлагающих свой труд; численность населения; физические способности работников; альтернативная стоимость наемного труда; доступность других источников дохода, помимо заработной платы.

Труд можно разделить на несколько видов в зависимости от его количественных и качественных характеристик: квалифицированный и неквалифицированный, простой и сложный, мужской, женский и детский. На всех этих рынках уровень оплаты труда дифференцирован.

Рынок труда связан с проблемой занятости. При превышении предложения трудовых ресурсов над спросом на них, на рынке труда присутствует безработица, то есть проблема с излишней рабочей силой. Возникает ситуация неполной занятости.

 

20.Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.

 

Рынок — это экономические отношения по взаимодействию покупателей и продавцов. На рынке формируется соотношение рыночного спроса и предложения. Рын. спрос- это платежеспособная потребность покупателей. Предложение - количества товаров и услуг предложенных на рынке продавцами. Рыночная цена отражает взаимовыгоду продовцов и покупателей.

Условием возникновения рынка явл. общественное разделение труда. Причиной – экономическое обособление товаропроизводителей, их специализация и кооперирование. Рынок определяет что производить?, для кого производить? И по каким ценам продавать.

Существование рынка труда предполагает нали­чие бирж труда, сложной системы подготовки и пере­подготовки кадров. В зависимости от характера осу­ществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешний и внутренний. Внешний ры­нок — это обычный рынок профессий, ориентирован­ный на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об обра­зовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для него характерна курсовая система подготовки кадров, более экономная и рациональная с точки зре­ния руководства фирмы. Эта система эффективна в случаях возникновения необходимости в переобуче­нии рабочим профессиям.

Следующим структурным элементом рынка выс­тупает рынок товаров. Реализация товарных ценнос­тей осуществляется в двух основных формах — опто­вой и розничной торговли. Оптовая торговля — это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на виды. Так, оптовая торговля осуществляется пос­редством бирж и ярмарок; розничная производится через универсальные и специализированные магази­ны, посылочную торговлю, реализацию товаров пос­редством каталогов и заказов.

Рынок ценных бумаг предполагает движение об­лигаций и акций. Облигации представляют собой дол­говые обязательства, выдаваемые государством на оп­ределенных условиях при выпуске внутреннего зай­ма. Продажа облигаций является средством мобили­зации доходов трудящихся на нужды народного хо­зяйства.

Акция — это ценная бумага, свидетельствующая о вложении определенной суммы денег в развитие пред­приятия, учреждения или организации. Доход по ак­циям колеблется в зависимости от доходности произ­водства. Курс акций находится в прямой зависимости от доходов предприятий и в обратной — от уровня бан­ковского процента.

Инфраструктура рынка представляет собой систему специализированных ин­ститутов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и ра­бочей силы. В нее включаются сеть банковских уч­реждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.

Ядром рыночной инфраструктуры выступает бан­ковская система, представляющая собой мощную фи­нансовую организацию, состоящую из ряда соподчи­ненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входят государ­ственный (национальный) банк, коммерческие, ипо­течные (осуществляют кредитование под залог недви­жимости), инновационные и инвестиционные банки.

Биржа — это организо­ванный оптовый рынок с аукционной формой куп­ли-продажи товаров, ценных бумаг и валюты.

Различают товарные, фондовые и валютные бир­жи. Товарные биржи могут быть специализиро­ванными (торговля одним-двумя товарами) и универ­сальными (продаются разнообразные товары), нацио­нальными и международными.

 

21.Позитивные и негативные стороны рынков.

К позитивным сторонам рынк а западные экономисты относят:

1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок способствует оптимальному распределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальных потребностей.

2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов.

4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, на базе привлечения научно-технического прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и т.д. Это позволяет им иметь определенные преимущества перед конкурентами.

5. Свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.д.

6. Способность к разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

7. Воспитание "экономического человека", для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия.

Однако, как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся:

1. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются значительные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса. Поэтому уже материализованные затраты труда иногда оказываются излишними.

2. Стихийное колебание цен имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли. Для предпринимателей это может означать разорение, а для рабочих - безработицу.

3. Рынок не обеспечивает перераспределение дохода между бедными и богатыми (конкуренция перераспределяет доходы лишь между богатыми). Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) порой не могут обеспечить первостепенные потребности. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство.

4. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств.

5. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Сильные страны •стремятся захватить эти ресурсы.

6. Рынок не создаёт стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.).

7. Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.

8. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и др. негативными процессами.

9. Количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественного производства порождает в странах с рыночной экономикой безработицу. Это ведет к снижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействия способных к труду людей и к необходимости содержать их за счет работающих, усилению экономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтов и т.д.

Под воздействием рынка может угасать конкуренция, которая является его непременным атрибутом. Это, на первый взгляд парадоксальное, обстоятельство имеет несколько причин. Во-первых, факторами ослабления конкуренции являются.слияние фирм, различные тайные соглашения между компаниями и т.д. Во-вторых, затухание конкуренции может быть следствием концентрации и централизации производства, появления небольшого количества относительно крупных фирм и сосредоточения экономической власти в руках немногих.

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

 

22.Конкуренция: понятия и виды.

Термин «конкуренция» происходит от латинского «сопсиге» (бежать к цели) и обозначает соперничество между людьми, хозяйственными субъектами в достижении одной цели на каком-либо поприще.

Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: 1) наличие нескольких соперников, 2) принадлежность к одной и той же сфере деятельности, 3) совпадающие цели на рынке. Она носит принудительный характер, так как заставляет производителей под угрозой вытеснения с рынка непрерывно зан иматься системой качества и улучшением своих товаров, а рынок — строго и объективно оценивает результаты их

 

Виды конкуренции:

1. Внутриотраслевая – соревнуются фирмы одной отрасли. Отрасль – группа фирм, производящих либо одну и ту же, либо однородную продукцию. Борьба за покупателей, рынки сбыта, за источники сырья.

2. Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую

3. Ценовая – осуществляется по средствам снижения цен. Технология ценовой конкуренции: предприниматель назначает более низкие цены на товар. Конкуренты, не способные снизить цену, из-за издержек терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли. Ценовая конкуренция может привести к ценовым войнам.

4. Неценовая – конкуренция, при которой возрастает качество продукции и условий продаж при неизменных ценах. Основа успешной неценовой конкуренции: реклама, повышение качества продукции, дифференциация. Неценовая конкуренция имеет широкое распространение в современной рыночной экономике.

5. Совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию (повлиять на цену, спрос и предложение).

6. Несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

 

 

23.Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

· доходы потребителей;

· вкусы и предпочтения потребителей;

· цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

· информация о товаре;

· время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.