Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и метод и функции экономической теории.





Предмет и метод и функции экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный период своего становления и развития. В связи с этим в истории экономической теории выделяют целый ряд этапов. Изучение хозяйственных законов началось еще в древнем мире, когда наука представляла собой не расчлененную систему знаний, не подразделялась на отдельные отрасли. Мыслители Древнего мира (Индии, Китая, Египта, Греции, Рима) и эпохи средневековья исследовали отдельные экономические проблемы и экономические категории. В самостоятельную сферу знаний экономическая теория выделилась лишь в эпоху становления буржуазных отношений. В 1615г. А. Монкретьен опубликовал книгу «Трактат политической экономии» и с этого момента экономическая теория существует как самостоятельная наука.

Этапы развития экономической теории:

· меркантилизм –Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров.

· физиократия (hysis – природа, kratos – власть). Известнейшие представители — Ф.Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

· классическая экономическая школа – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.

· марксизм – развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.

· вульгарная политическая экономия – создала теорию трех факторов производства – земли, труда и капитала.

Современный этап развития экономической теории:

· неоклассическое направление – положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.

· неокейнсианство – базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы.

· Монетаризм — экономическая теория (сер. 50-х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта

· институционально– социологическое направление – рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально-психологических, социальных факторов.
Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.)

 

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

По своей структуре современная экономическая теория делится на два основных раздела:

1. Микроэкономика - изучение поведения людей и фирм.

2. Макроэкономика - изучение хозяйства как целого.

 

Функции экономическойтеории. Для чего нужна экономическая теория или, иначе говоря, какие функции она выполняет?

1. Познавательная функция. Экономическая теория помогает понять закономерности развития и функционирования экономики.

Экономическая теория, как и другие науки, ставит своей задачей сформулировать законы, по которым развивается объект ее исследования.

2. Прогностическая функция. Познав закономерности экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее. что главной целью экономической науки должны быть именно прогнозы, а не объяснения.

3. Идеологическая (критическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только раскрывают существующий порядок вещей, но и дают ему определенную оценку. Экономическая теория, в частности, не просто описывает рыночное хозяйство, но и решает проблему, является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять.

4. Практическая (конструктивная) функция. Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики.

Методы экономических исследований. Если предмет экономической теории отвечает на вопрос, «что» изучает эта наука, то ее методы показывают, «как» она изучает свой предмет.Экономическая наука пользуется формально-логическими методами, общими для всех наук, в их числе:

1. Метод абстракции - очищение наших представлений от случайного, второстепенного в явлениях для выяснения их сущности. Именно путём абстрагирования (обобщения) выводятся экономические категории - научные понятия, характеризующие важнейшие стороны экономических явлений (продукт, конкуренция, спрос, монополия и др.)

2. Сочетание анализа (мысленного разложения сложного целого на простые элементы для выявления их особенностей) и синтеза (объединения расчленённых и проанализированных элементов в единое целое).

3. Сочетание индукции (умозаключения от единичных фактов к общим выводам) и дедукции (применение общих положений к частным случаям).

4. Метод сравнения - определение сходства или различия явлений.

5. Метод аналогии - перенос свойств с известного явления на неизвестное.

6. Использование гипотез - выдвижение научно обоснованных предложений о причинах или связях явлений и процессов. При этом даются доказательства, т.е. истинность одной мысли обосновывается при помощи других.

(принцип «или-или»), то диалектика предполагает изучение взаимосвязи отдельных частей, «снятие» их противоположности (принцип «и-и»)

 

2.Экономические школы: меркантилисты, физиократы, классики, марксисты, маржиналисты, кейсианство, монетаризм.

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Наиболее известные представители меркантилизма:

§ Томас Мен (1571-1641)

§ Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Физиократы

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

§ Франсуа Кенэ (1694-1774)

§ Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Марженализм

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

§ Карл Менгер

§ Фридрих Визер

§ Леон Вальрас

§ Эйген-Бем-Баверк

§ Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от егопредельной полезности для потребителя.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

§ Альфред Маршал

§ Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованиемгосударсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на потокинвестиций и на формирование национального дохода.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Понятие товара

Понятие «товар» многоаспектное. Оно включает в себя:

§ функциональное назначение;

§ эстетику самого товара и его упаковки;

§ безопасность в употреблении, безвредность.

Совершенен лишь тот товар, которому свойственны все признаки и показатели высокого качества.

Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.

Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями.

Объект сделки (товар) должен, прежде всего, благодаря своим свойствам вызвать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворить определенные потребности, т.е. обладать потребительной стоимостью.

Кроме того, большинство товаров (за некоторым исключением, например, земельный участок, водоем и др.) — это продукты труда, их продавцами выступают либо сами производители, либо посредники, которые в результате сделки превращают свой потенциальный доход в реальный.

Причем не каждый продукт труда выступает в качестве товара, а только тот, который предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием возмещения усилий и затрат на его производство (например, изготовленный хозяином для своей кухни стул не является товаром, но он станет таковым, если будет передан соседу на каких-либо условиях компенсации).

Объектом коммерческой деятельности является все, что можно продать или купить. Купле-продаже подлежат товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии, компьютерные программы, произведения искусства, науки, литературы). Исключение составляют те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики.

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая нарынке.

Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.

В узком смысле подтоваром понимают продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

Товар - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.

Таким образом, как товар информация обладает рядом специфических свойств:

§ в процессе потребления она не уничтожается и обладает возможностью многократного потребления многими пользователями. В процессе передачи потребителю она не теряется дня производителя;

§ производителю заранее неизвестен потребитель;

§ невозможна однозначная стоимостная оценка произведенного объема информации;

§ неопределенность и субъективность полезности информации;

§ особый механизм старения информации. Она не изнашивается, но со временем (за исключением специальных случаев) ее полезность уменьшается. Следовательно, важна ее актуальность;

§ информация характеризуется достоверностью, надежностью и доступностью.

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

§ ассортиментную;

§ качественную;

§ количественную;

§ стоимостную.

Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.

Основными составляющими товара являются:

§ набор физических и потребительских свойств;

§ сопутствующие товары (шнурки, дискеты);

§ марочное название (торговая марка);

§ качественная упаковка;

§ сопутствующие услуги;

§ гарантии.

Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом.

Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена.

 

14.Рынок, причины его возникновения.Функции рынка.

Понятие рынка. В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Социология.

1.Предмет социологии.

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

 

2.Структура социального знания.

Структура социологического знания – это не просто совокупность различных представлений, взглядов и научных понятий об обществе, а Определенная упорядоченность знаний о нем, его явлениях и процессах. (Структура – строение, расположение, порядок).

Наиболее распространенной является трехуровневая структура социологического знания, в которой выделяются:

Q общесоциологические теории;

Q специальные (частные) социологические теории;

Q конкретные социологические исследования.

Эти три уровня различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой обобщений и выводов.

Общесоциологические теории касаются глубинных, или как говорят, Сущностных моментов развития общества. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т. п. К общесоциологическим можно отнести теории общественной, прежде всего, производственной деятельности, теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений между людьми. На этом же уровне исследуется взаимодействие различных сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной), вскрываются и анализируются их взаимосвязи и взаимозависимости.

На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими социальными явлениями.

Специальные социологические теории касаются исследования Отдельных Сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательная область намного уже, чем общесоциологических и ограничен, как правило, конкретными подсистемами общества, например, экономической или социальной. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т. д. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие сведения относительно данных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем.

Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные социологические теории, можно назвать социологию труда, социологию молодежи и социологию семьи, социологию политических отношений, социологию религии, социологию культуры, социологию личности и другие.

Конкретные социологические исследования проводятся в виде анкетных опросов, интервью, наблюдений и т. д. Их цель состоит в получении Объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения относительно тех или иных событий или проблем общественной жизни. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

Кроме этой, трехуровневой структуры социологического знания выделяют ряд Двухуровневых структур.

По Широте охвата изучаемых явлений различают макросоциологический и микросоциологический уровни. Макросоциология ориентирована на анализ больших социальных структур и общностей, глобальных социальных систем и процессов. Микросоциология обращена к анализу частных, локальных процессов, межличностных и межгрупповых взаимодействий, внутренних аспектов поведения и действий людей.

По степени обобщения изучаемого материала и Используемым методам выделяют теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология Объясняет социальную реальность сквозь призму общих и специфических тенденций ее функционирования и развития и использует методы теоретического анализа – индукцию и дедукцию, анализ и синтез, умозаключение по аналогии и т. п. Эмпирическая социология (эмпирия – опыт) направлена на изучение повседневной практической деятельности людей и использует специальные эмпирические методы исследования – опросы, наблюдения, изучение документов и др. Абсолютной границы между теоретическим и эмпирическим уровнями знания нет. В развитых науках, как правило, не бывает чисто теоретических или чисто эмпирических исследований. Эмпирическое исследование в той или иной степени всегда оказывается включенным в контекст определенной теории, а теоретический анализ не может не опираться на факты, содержащиеся в эмпирическом знании.

По Ориентации социологии на конечный результат выделяют фундаментальный и прикладной уровни. Цель Фундаментальных исследований – приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Прикладные исследования имеют своей целью изучение актуальных, имеющих практическую значимость, проблем и выработку рекомендаций для их решения.

Все выделенные нами структурные элементы социологического знания тесно связаны друг с другом и в своем единстве образуют сложную и многогранную систему.

 

 

3.Формальные и неформальные Социальные нормы.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

 

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

 

4.Взаимосвясь социальных норм и индивидуального поведения.

5.Функции социологии.

Как и любая наука,социология выполняет ряд научных и социальных функций, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
1. Познавательная - социология, как и любая наука, в первую очередь призвана обеспечивать прирост нового знания в своей предметной области; для социологии это - различные сферы социальной жизни, закономерности и перспективы социального развития общества.

2. Прикладная - социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов.

3. Прогностическая - социология вырабатывает обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

4. Идеологическая - результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения. В то же время, представления о социальной жизни человека могут выступать в качестве фундамента для формулирования новых ценностных ориентиров социального развития, установления гражданского общества, основанного на ценностях личной свободы, терпимости, стремления к взаимопониманию.

5. Гуманистическая - социология может служить оптимизации взаимоотношений, налаживанию взаимопонимания между людьми, формированию чувства близости путем распространения научных представлений о структуре и механизмах социальных взаимодействий, что способствует совершенствованию общественных отношений.

 

6.Методы социологии.

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

§ опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

§ наблюдение;

§ анализ документов;

§ контент-анализ;

§ эксперимент;

§ социологический тест;

§ социометрический опрос (социометрия).

Предмет и метод и функции экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный период своего становления и развития. В связи с этим в истории экономической теории выделяют целый ряд этапов. Изучение хозяйственных законов началось еще в древнем мире, когда наука представляла собой не расчлененную систему знаний, не подразделялась на отдельные отрасли. Мыслители Древнего мира (Индии, Китая, Египта, Греции, Рима) и эпохи средневековья исследовали отдельные экономические проблемы и экономические категории. В самостоятельную сферу знаний экономическая теория выделилась лишь в эпоху становления буржуазных отношений. В 1615г. А. Монкретьен опубликовал книгу «Трактат политической экономии» и с этого момента экономическая теория существует как самостоятельная наука.

Этапы развития экономической теории:

· меркантилизм –Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров.

· физиократия (hysis – природа, kratos – власть). Известнейшие представители — Ф.Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

· классическая экономическая школа – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.

· марксизм – развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.

· вульгарная политическая экономия – создала теорию трех факторов производства – земли, труда и капитала.

Современный этап развития экономической теории:

· неоклассическое направление – положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.

· неокейнсианство – базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы.

· Монетаризм — экономическая теория (сер. 50-х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта

· институционально– социологическое направление – рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально-психологических, социальных факторов.
Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.)

 

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

По своей структуре современная экономическая теория делится на два основных раздела:

1. Микроэкономик







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.