|
Https://youtu.be/CNmI7SEt8HQОтвет: В этом вопросе два мнение. Первое мнение, что нельзя совершать итикаф и не держать пост. И это мнение имама Малика, Абу Ханифа, Лейса ибн Саада, Суфьяна Ас Саури, и один из риваятов от имама Ахмада. И в довод этого хадис от Аишы: «И нет итикафа, кроме как с уразой». И мы уже ранее говорили, что это не слова Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), и даже не слова Аишы, а слова Зухри либо Урвы. Так же в довод привели то, что Умар во время джахилии взял на себя обет о том что он совершит итикаф в мечети. Тогда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) ему сказал: «Соверши итикаф и держи уразу». Но этот хадис является слабым, недостоверным. Единственный кто передал этот хадис АбдуЛлах ибн Будеиль от Амра ибн Динара. АбдуЛлах ибн Будеиль является слабым передатчиком, и в своей этой передаче хадиса противоречил передачи хадиса у Бухари и Муслима: Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, посланник Аллаха, во время джахилийи я дал обет сделать и’тикаф в течение одной ночи в Масджид аль-Харам». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Исполни свой обет» Хадис передал аль-Бухари (6697). Веление Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – исполнить данный обет свидетельствует о том, что пост не является условием действительности и’тикафа, так как ночью пост не соблюдается.
[Примечание редактора стенограммы]: Что же касается этого условия и'тикафа, то ученые в нем разошлись. ‘Аиша говорила: “Сунной является для совершающего и'тикаф не навещать больных, не присутствовать на похоронах, не прикасаться к женщине и не ласкать ее, не выходить из мечети, кроме как при крайней необходимости. И нет и'тикафа, кроме как при соблюдении поста, и нет и'тикафа, кроме как в соборной мечети”. Абу Дауд 2473, аль-Байхакъи 4/321. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам Ибн ат-Таркумани сказал: “Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.
Также на то, что под словом «Сунна» здесь подразумевается «уаджиб» указывают слова Аиши, которая говорит, что Сунной является не выходить из мечети, кроме как по нужде, не ласкать жену и т.д., а эти вещи во время и'тикафа запрещены. Аль-Джассас сказал: “Соблюдение поста является условием и’тикафа”. См. “Ахкамуль-Къуран” 1/245.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Не пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха) ничего, чтобы он совершал и'тикаф, не соблюдая пост, мало того 'Аиша говорила: «Нет и'тикафа, кроме как с постом». И не упоминал Аллах об и'тикафе, кроме как с постом, и не совершал его пророк (мир ему и благословение Аллаха), кроме как постящимся. И лучшим мнением, на которое указывают доказательства и то, на чем были большинство саляфов, состоит в том, что пост является условием и'тикафа. И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Абуль-Аббас Ибн Таймия”. См. “Задуль-ма’ад” 2/87.
Однако сторонники того мнения, что условием и'тикафа не является соблюдение поста, приводили в доказательство хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет» аль-Бухари 2032.
Они говорят, что ночью человек не поститься, и если бы пост был обязательным условием, пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы на это.
Но Ибн Дакъикъ аль-'Ид сказал: “У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”. См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.
И это усиливает то, что в других версиях этого же хадиса, которые приводят и аль-Бухари и Муслим вместо слов: “в течение одной ночи”, сказано: “в течение одного дня”.
Лучшим же мнением является то, что пост не является условием действительности и'тикафа из-за силы довода второй стороны, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха), повелевший Умару выполнить свой обет совершить и'тикаф, не велел ему поститься.
Ответ на хадис Аиши: Это сообщение передает абу Дауд, и все его передатчики – нет в них ничего страшного, хадис из категории хороших хадисов, но более правильно то, что его окончание, то есть последние фразы не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: в разъяснении этого хадиса, что этот хадис больной, потому что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши либо того, кто до Аиши в иснаде. Приводит его Абу Дауд, по дороге от АбдуРрахмана абу Исхака, от аз-Зухри, от Уввы, от Аиши, да будет доволен ею Аллах, и этот хадис, относительно него было указано о том что, в нем есть болезнь. Эта болезнь заключается в том, что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши, да будет доволен ею Аллах или даже слова того кто до нее в иснаде. Сказал Абу Дауд, после того как привел этот хадис, никто кроме АбдуРрахмана ибн Исхака не говорит при передаче этого сообщения о том, что Аиша да будет доволен ею Аллах сказала что сунной является то-то или то-то. Именно он - АбдуРрахман ибн Исхак привел этот хадис так, что эти слова Аиши да будет доволен ею Аллах, то есть остальные не передают это даже как слова Аиши, а предают как слова кого либо другого в иснаде. Поэтому сказал Ад-Даракутни: правильно сказать, то что слова в этом хадисе: «что сунной для того, кто делает иътикаф является то-то и то-то» и до конца хадиса не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Более того это даже не со слов Аиши, а со слов Зухри, а кто ввел слова Зухри эти в хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, тот допустил оплошность, а Аллаху известно лучше. И один из передатчиков этого хадиса Хишам ибн Сулейман не упоминает о том, что этот хадис передается со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. И сказал аль-Байхакъи: некоторые из мухаддисов указали на то, что это слова Аиши, а некоторые сказали что это даже не слова Аиши, а слова Зухри, и более правильно что это слова одного из передатчиков хадиса который ниже Аиши по иснаду, потому что Суфьян ас Саури передает это хадис от Хишама ибн Урвы от Урвы, о том что он сказал: «тот который делает иътикаф в мечети не должен идти за джаназой, и не должен посещать больного и не должен отвечать на призыв, если тебя позвали на свадебное угощение то ты не должен отвечать на это приглашение, и то, что иътикаф не бывает кроме как с уразой. И то, что не нужно делать иътикаф кроме как в общей - соборной мечети». Значит более правильно относительно этого сообщения то, что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и даже не Аиши да будет доволен ею Аллах, но либо слова Зухри либо Урвы, поэтому из него напрямую постановлений шариатских не берется.
А данное сообщение Аиши: «Сунна для совершающего и’тикаф не посещать больного… не выходить по нужде и то, что нет и’тикафа кроме как в общественной мечети».
Хафиз аль-Мунзири в «Мухтасар Сунан Аби Дауд» сказал: “Этот хадис приводит ан-Насаи через Йунуса ибн Зайда и в нем не сказано, что ‘Аиша сказала: «Сунной является…»”.
Имам Ибн Къудама сказал: “Было сказано, что эти слова принадлежат аз-Зухри”. См. “аль-Мугъни” 3/213.
[Конец примечания].
Второе мнение, что человек не обязан держать пост во время итикафа, но может держать итикаф без поста. Кроме того если сам себя обяжет во время обета держать пост. Это мнение пришло достоверно от ибн Аббаса, как у нас пришло в главе в хадисе 686: Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий уединение не обязан поститься, если только он не возьмет на себя такое обязательство». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом. Это также мнение имама аш Шафи, Искаха, известное мнение от имама Ахамада, Саида ибн Мусаиба, и Умара ибн Абдуль Азиза.
И привели в довод хадис: Аль-Бухари передаёт хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет» аль-Бухари 2032. В этом хадисе пришло что Умар ибн Хаттаб дал обет совершить итикафа ночью, а ночью пост не держится, как известно, отсюда значит что Умар выполнил свой обед без поста. Но приверженцы первого мнение указали на то что имам Муслим привел этот хадис не со словом ночью, а со словом днем. Им можно ответить тем, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, в этом хадисе не обязал Умара держать пост вместе с итикафом не зависимо от передачи у имама Муслима или Бухари. А если бы это было обязательным условием для итикафа то Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, обязательно бы указал на это Умару, но в тексте хадиса этого не пришло. И так же приверженцы второго мнения, которые считают что держать уразу во время итикафе необязательно привели в довод хадис 686 Ибн Аббаса, который в главе. Так же приверженцы этого мнение привели то, что Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал итикаф в первые десять дней месяца Шаваль, но не сказано что он держал в эти дни пост.
Также приверженцы второго мнения сказали обязывать совершающего итикаф, держать пост является шариатским постановлением, и его нельзя устанавливать кроме как с доводом, и в этом вопросе нет конкретного текста, который бы этим обязывал, и нет единогласного мнения на то, что обязательно держать пост во время итикафа.
Итог: «Человек, который совершает итикаф, не обязан держать уразу – это является наиболее правильным мнением».
Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
Это не касается месяца Рамадан, так как в месяц Рамадан мы и так обязаны держать пост, но кто не может держать пост в месяц Рамадан по уважительной причине, он может делать итикаф.
Са’ид ибн Мансур передаёт со слов Абу Сахля, который рассказывает: «На моей жене лежала обязанность соблюсти и’тикаф. Я спросил ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза и он сказал, что на ней не лежит обязанность наряду с этим и поститься, если она сама не возложит на себя пост. Тогда аз-Зухри сказал: "Не бывает и’тикафа без поста”. ‘Умар спросил его: — [Об этом сообщается] от Пророка, мир ему и благословение Аллаха? — Нет… — ответил аз-Зухри. Тогда ‘Умар спросил: — От Абу Бакра? — Нет… — ответил тот. — От ‘Умара? — вновь спросил ‘Умар. — Нет… — Я так полагаю, от ‘Усмана? — Нет… — ответил аз-Зухри. Затем я вышел от него и встретил ‘Ату и Тавуса. Я задал им этот же вопрос. Тавус ответил: "Такой-то утверждал, что на неё не возлагается соблюдение поста наряду с и’тикафом, если она сама его на себя не возложит”, — а ‘Ата сказал: "Она не должна соблюдать пост, если не даст обет на его соблюдение”».
Аль-Хаттаби сказал: «Среди людей возникло разногласие по этому поводу. Аль-Хасан аль-Басри сказал: "И’тикаф засчитывается и без соблюдения поста”. Этого мнения придерживался аш-Шафи’и. Передают, что ‘Али и Ибн Мас’уд говорили: "Если му’такиф хочет, то может поститься, если не хочет, может не поститься”.
Аль-Ауза’и и Малик сказали, что и’тикаф без поста не бывает. Этого мнения также придерживались ахлю-р-ра’йи. Об этом также передаётся от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и ‘Аишы. Такой же позиции придерживались Са’ид б. аль-Мусейиб, ‘Урва б. аз-Зубейр и аз-Зухри». (Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").
Столпы и’тикафа.
Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна": И’тикаф представляет собой нахождение в мечети с намерением приблизиться ко Всевышнему Аллаху. Не в мечети, или без соответствующего намерения, и’тикаф будет недействительным.
На необходимость наличия соответствующего намерения указывают слова Всевышнего Аллаха: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (Св. Коран, 98: 5), — а также слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям, и воистину, каждому достанется лишь то, что он намеревался обрести».
На неотъемлемость такого элемента и’тикафа, как нахождения в мечети, указывают слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете и’тикаф в мечети» (Св. Коран, 2: 187). То есть, если бы соблюдение и’тикафа не в мечети было допустимым, то запрет на вступление в половую близость не был бы ограничен и’тикафом в мечети, так как половая близость является обстоятельством нарушающим и’тикаф. Отсюда становится ясно, что смысл обращения сводится к тому, что и’тикаф бывает только в мечетях. (Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|