Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И’тикаф (уединение) в мечети и все что с этим связано.





И’тикаф (уединение) в мечети и все что с этим связано.

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Содержание:

Хукм и’тикафа.

Определение.

О достоинстве и'тикафа.

Разновидности и’тикафа.

5 Краткое разъяснение шейха ибн База и Ибн Аль Усеймина о сути и`тикафа.

Мудрость и’тикафа.

Основная цель и’тикафа и почему мусульмане оставили эту сунну?

Условия и’тикафа.

Соблюдение поста му’такифу (тот, кто совершает итикаф).

Столпы и’тикафа.

Лучшее время для совершения и’тикафа.

Когда следует уединяться для совершения затворничества, которое совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха) в последние десять дней Рамадана?

13 Начало и`тикафа для того кто дал обет на и`тикаф.

Минимальное и максимальное время для и'тикафа.

Мнения ученых относительно мечетей, и’тикаф в которых считается действительным.17 О и'тикафе в мусалле (комната или место для молитв) и в пристройке к мечети.

О и'тикафе в мусалле (комната или место для молитв) и в пристройке к мечети.

Иттикаф можно делать в любой мечети или только в трех мечетях?

Обет на соблюдение и’тикафа в какой-то конкретной мечети.

Желательные действия во время итикафа.

Нежелательные действия для того кто совершает итикаф.

Распространенные ошибки у тех, кто совершает и’тикаф.

То, что разрешается му’такифу (совершающему и’тикаф).

Му’такиф может занять себе место в мечети и установить там палатку.

Можно ли во время и'тикафа выходить из мечети.

Можно ли выходить из мечети для навещения больного и следования за джаназой?

Если человек вышел из мечети без нужды во время и'тикафа.

27 Может ли человек во время и‘тикафа звонить по телефону по делам мусульман?

То, что нарушает и’тикаф.

Если человек совершил половой акт во время и'тикафа.

Ласкание жены во время и'тикафа.

Если ласкал жену без полового акта - нарушает ли это и'тикаф.

Если человек совершил с женой половой акт, забыв, что он совершает и'тикаф.

Разрешение женщинам совершать итикаф и навещать своих мужей (которые совершают итикаф) в мечетях.

Может ли мужчина запретить жене неотлучное пребывание в мечети?

35 Как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил и‘тикяф?

Необязательный и’тикаф при желании можно прерывать в любой момент до завершения означенного намерением срока.

37 В какой отрезок времени выходят из и`тикафа те, кто были в и`тикафе в последнюю декаду Рамадана?

Восстановление и’тикафа.

__________________________________________

 

Хукм и’тикафа.

 

И’тикаф узаконен Кораном, Сунной и иджма’ом (консенсусом исламских ученых). Что касается доказательств из Корана, это слова Всевышнего: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих (и’тикаф), кланяющихся и падающих ниц». (Сура «Корова», 2:125).

А также Его слова: «Не вступайте с ними (т.е. с вашими жёнами) в близость, когда вы пребываете (и’тикаф) в мечетях». (Сура «Корова», 2:187).

 

И‘тикаф — Сунна, за исключением и‘тикафа по обету — в этом случае он становится обязательным. О том, что это Сунна, свидетельствует тот факт, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), регулярно совершал и‘тикаф ради приближения к Аллаху и снискания Его награды, и его жёны совершали и‘тикаф вместе с ним и продолжили делать это после его кончины. Источник: Ибн Кудама, «Аль-мугни», т. 3, с. 118.

 

Что касается доказательств из Сунны, - есть много хадисов, например, хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал и’тикаф последние 10 дней Рамадана, пока Аллах не забрал его к Себе. И после него продолжали совершать и’тикаф его жёны. Хадис приводится у аль-Бухари (2026) и Муслима (1172).

 

Что касается доказательств из иджма’а, то более одного ученого поведали о консенсусе ученых насчет шариатского предписания и’тикафа. Например, ан-Навави, Шайх Ислама Ибн Таймийа и др. (См. Маджму’ 6/404, аль-Муг’ни 4/456, Шархь аль-‘Умда 2/711).

 

Во-вторых: Хукм и’тикафа.

В основе, и’тикаф является Сунной, а не ваджибом, но для тех, кто дал обет, что он совершит его, это является ваджибом, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто дал обет подчиняться Аллаху, пусть повинуется Ему, а кто дал обет ослушаться Аллаха, пусть не ослушается Его». Хадис передал аль-Бухари (6696).

 

Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, посланник Аллаха, во время джахилийи я дал обет сделать и’тикаф в течение одной ночи в Масджид аль-Харам». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Исполни свой обет» Хадис передал аль-Бухари (6697).

 

Ибн аль-Мунзир сказал в своей книге «аль-Иджма’» (с. 53): «Они единодушно согласились, что и’тикаф является сунной и не является обязательным, если человек сам не сделает его обязательным для себя, дав обет. В этом случае он становится для него ваджибом».

(См. книгу «Фикх аль-И’тикаф» доктора Халида аль-Мушайкъихь, стр. 31).

 

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Учёные согласны в том, что и‘тикаф не является обязательным, за исключением и‘тикафа по обету». Источник: Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 4, с. 271.

 

Ан-Науауи сказал: “Совершение и'тикафа является Сунной по единогласному мнению и не является обязательным, только если человек не дал обет его совершить. Совершение и'тикафа является весьма желательным, особенно в последние десять дней Рамадана”. См. «аль-Маджму’» 6/501. См. также «аль-Иджма’» 34.

 

Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “И’тикаф, является твердой Сунной”. См. “Фатхуль-Бари” 4/320.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «И поистине, прийти на помощь своему брату мусульманину в том, в чем он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца». Ибн Аби ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 176.

 

 

Вопрос: 1985 Каково постановление и'тикафа.

https://youtu.be/ygOi3sFd09s

 

Вопрос: Является ли совершение иътикафа обязательным или желательным?

 

Ответ:

Неотлучное пребывание в мечети (и'тикаф) является узаконенным, и считается желательным по Корану и Сунне и по единогласному мнению всех ученых, и не может быть обязательным кроме как человек дал на это обет, то же по единогласному мнению ученых.

Что касается Корана, то это слова Всевышнего Аллаха: «Не приближайтесь к вашим женщинам в то время как вы совершаете иътикаф в мечетях» (Сура «Корова», 2:187), то есть здесь указание на то что узаконено совершать иътикаф в мечети.

 

А что касается Сунны, то все хадисы которые у нас приходят в главе являются доводами на то, что иътикаф в мечети является узаконенным, и хадисов указывающих на узаконенность иътикафа много и достигают уровня «мутаватир».

 

Что касается единогласного мнения ученых на желательность и узаконенность совершения иътикафа, то сразу несколько ученых передали единогласное мнение, что это является Сунной, и что иътикаф не является обязательным, кроме как если человек даст обет.

И единогласное мнение на это и передали его ибн Мунзир, а так ан-Навави и другие.

 

Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.

 

 

Определение.

 

И’тикаф – это неразлучность с чем-либо и посвящение себя этому, будь оно добром или злом. Всевышний Аллах говорит: «Что это за изваяния, которым вы себя посвящаете (‘акифун)?» (Св. Коран, 21: 52), — то есть, совершаете обряды поклонения.

Здесь же речь пойдёт об и’тикафе, как о неотлучном пребывании в мечети с целью приближения к Всемогущему и Великому Аллаху.

 

Правовое положение.

Ученые единогласны в том, что и’тикаф является узаконенным шариатом поступком. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – каждый Рамадан десять дней соблюдал и’тикаф, а в последнем году своей жизни он соблюдал и’тикаф двадцать дней, о чем сообщают аль-Бухари, Абу Дауд и Ибн Маджах. Его сподвижники и его жены также соблюдали и’тикаф, как вместе с ним, так и после его смерти.

И’тикаф является таким поступком, посредством которого достигают приближения к Аллаху. Однако нет ни одного достоверного хадиса о его достоинстве. Абу Дауд сказал: «Я спросил имама Ахмада: "Известно ли тебе что-либо о достоинстве и’тикафа?”. Он ответил: "Нет, кроме того, что недостоверно”». (Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

 

Определение слова "и’тикаф" Языковое значение – это пребывание в каком-либо месте. В шариате – это продолжительное пребывание в мечети особым образом, ради поклонения Аллаху. См. “аль-Муфрадат” 343, “Шарх Сахих Муслим” 8/66.

 

 

О достоинстве и'тикафа.

 

Нет сомнений в том, что достоинство и'тикафа велико, ибо это поклонение, в котором собрались многие виды поклонения, как пост, коллективное совершение пятикратных молитв, чтение Корана, поминание Аллаха, нахождение в мечети и многое другое. Однако в форме достоверных хадисов от пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно достоинств и'тикафа ничего нет. Абу Дауд рассказывал: “Я спросил у имама Ахмада: “Есть что-либо достоверное о достоинствах и'тикафа?” На что Ахмад сказал: “Нет ничего, кроме слабых хадисов”. См. “Масаиль Аби Дауд” 96.

 

Однако на тему достоинства и'тикафа есть хадис от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и'тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом». ат-Табарани в “аль-Аусате” аль-Байхакъи.

Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 1/267 и “Маджма’у-ззауаид” 8/192.

 

Разновидности и’тикафа.

 

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

Мудрость и’тикафа.

Исламу чуждо монашество и пожизненное отрешение от мира в монастырях. Вместо этого предписано временное отрешение, предполагающее пребывание в определенном месте в определенное время, чтобы приучить душу быть покорной, постоянно помнить о том, что Аллах всегда наблюдает за нами, приучить человека размышлять и требовать отчет с собственной души.

 

Это и‘тикаф, которому в Шариате дано такое определение: «Неотлучное пребывание в мечети с намерением приблизиться к Аллаху». Ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 3. С. 211.

 

Дух неотлучного пребывания в мечети — это освобождение сердца для Аллаха, сопровождаемое горячими и искренними мольбами о прощении и столь же искренним стремлением снискать Его довольство.

 

‘Ата’ (да помилует его Аллах) сказал: «Тот, кто неотлучно пребывает в мечети (му‘такиф), подобен просителю, у которого есть дело к влиятельному, высокопоставленному человеку, и он сидит возле его дверей и говорит: “Я не уйду, пока он не удовлетворит мою просьбу”. Этот человек сидит в доме Аллаха и говорит: “Я не уйду отсюда, пока Он не простит меня”». Вазаиф Рамадан. С. 75.

 

В этом виде поклонения заключен такой же смысл, как и в соблюдении поста. И‘тикаф совершенствует и облагораживает сердце и дарует богобоязненность. Поэтому неотлучное пребывание в мечети предполагает отстранение от людей с целью остаться наедине с Всевышним.

 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, желая совершить и‘тикаф, велел поставить ему в мечети палатку, в которой он и находился во время своего и‘тикафа, оставаясь наедине со своим Господом.

 

Одна из функций домов Аллаха — принимать тех, кто желает отстраниться на время от людей и побыть наедине с Аллахом.

 

Всевышний сказал, отдавая веление Ибрахиму и Исма‘илю (мир им обоим): «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исма‘илю (Измаилу) очистить Мой Дом (Ка‘бу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2:125).

 

Неотлучное пребывание в мечети — обычай посланников, начиная с отца пророков Ибрахима (мир ему) и заканчивая печатью пророков Мухаммадом, мир ему и благословение от Аллаха. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, выбирал для этого благословенного поклонения самые благословенные ночи — ночи последней декады Рамадана.

 

А вот что сказал шейх Ислама Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) о духе и‘тикафа:

«Душевное благополучие и приверженность прямому пути, ведущему ко Всевышнему Аллаху, достигаются тогда, когда человек собирает свои помыслы воедино и полностью посвящает себя Всевышнему Аллаху. Если в душе наступил переполох, то привести ее в порядок можно только благодаря устремлению к Всевышнему Аллаху. Излишняя еда и питье, чрезмерный сон, бесполезные встречи с людьми, пустые разговоры – все это создает беспорядок в душе человека, разбрасывает его помыслы в различных направлениях, перекрывает ему путь, ведущий ко Всевышнему Аллаху, ослабляет его, мешает ему и, наконец, останавливает его. Вот почему Могущественный и Милосердный Аллах смилостивился над Своими рабами и повелел им соблюдать пост, который позволяет человеку не излишествовать в яствах и напитках и избавиться от низменных страстей, мешающих ему приблизиться ко Всевышнему Господу. Он предписал пост в той мере, которая приносит человеку одну только пользу. И благодаря этому раб извлекает из этого выгоду для своей мирской и будущей жизни. Пост не причиняет человеку вреда и не мешает ему благоустраивать мирскую и будущую жизни. А наряду с этим Аллах предписал своим рабам уединяться для поклонения Ему.

Смысл и мудрость этого предписания заключаются в том, чтобы человек устремился ко Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся только поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремляться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благоволение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом. В этом заключается смысл великого уединения. А раз так, то достичь поставленной цели можно только благодаря уединению во время поста. И поэтому уединяться для поклонения Аллаху, предписано в самые славные дни поста. Это – последние десять дней месяца рамадан.

Нет ни одного сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся для поклонения Аллаху, не соблюдая пост. Напротив, ‘Аиша говорила, что нельзя совершать уединение, не соблюдая при этом пост. Об этом сообщили ‘Абд ар-Раззак, Абу Давуд, аль-Бейхаки и ад-Даракутни. Всевышний также упоминал об уединении только наряду с упоминанием о посте, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не уединялся, не соблюдая при этом пост. И поэтому, согласно наиболее достоверному мнению большинства богословов, пост является обязательным условием уединения для поклонения Аллаху. Этому мнению также отдавал предпочтение шейх-уль-ислам Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийа.

Что касается воздержания от пустых разговоров, то мусульманам предписано удерживать язык от всего, что не принесет пользы в будущей жизни. А что касается воздержания от чрезмерного сна, то им предписано совершать дополнительный ночной намаз, который является самым лучшим и самым достойным по вознаграждению поступком, который только можно совершать во время ночного бодрствования. Такое ночное бодрствование является умеренным и приносит пользу как душе, так и телу. Оно не мешает рабу благоустраивать свою жизнь и является самым важным физическим упражнением. Вот четыре столпа, придерживаться которых следует в полном соответствии с дорогой Пророка Мухаммада (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), без излишеств и упущений.

Ранее мы уже упомянули о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал пост, совершал намаз и вел беседы. Теперь мы поговорим о том, как он уединялся для поклонения Аллаху. Он регулярно уединялся в последние десять ночей рамадана и поступал таким образом вплоть до самой смерти. И только один раз он не сделал этого, но впоследствии возместил пропущенное уединение в шаввале. Этот хадис передал аль-Бухари со слов ‘Аиши. Однажды он уединился поначалу в первой декаде рамадана, затем – во второй декаде, а затем – в третьей декаде. Он стремился найти ночь предопределения, но позднее ему стало ясно, что она является одной из десяти последних ночей. После этого он регулярно уединялся вплоть до того, как встретился с Великим и Могучим Господом. При этом он приказывал установиться для него в мечети палатку, в которой он уединялся вместе со своим Великим и Могучим Господом. Вознамерившись уединиться, он совершал рассветный намаз, после чего заходил в палатку.

Однажды он приказал установить палатку, и тогда его жены также велели установиться для них палатки. После рассветного намаза он увидел их и велел разобрать его палатку. В тот год он не совершил уединение в рамадане и возместил его в первой декаде шавваля.

Ежегодно он уединялся в течение десяти дней, а в тот год, когда он покинул этот мир, он уединился в течение двадцати дней. Обычно он читал Коран Джибрилю один раз в году, а в тот год он прочел его дважды. Обычно ему также читали Коран один раз в году, а в тот год это произошло дважды. Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Ибн Маджа со слов Абу Хурейры.

Во время уединения он заходил в палатку и оставался в одиночестве. Все это время он заходил к себе домой только для отправления естественных нужд. Находясь в мечети, он высовывал голову в комнату ‘Аиши, и тогда она причесывала его и мыла ему голову, причем в это время у нее была менструация. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Малик. Во время уединения его навещали некоторые из его жен. Однажды его жена собралась вернуться домой ночью. Она встала, и он тоже встал, чтобы проводить ее. Во время уединения он не прикасался к своим женам и не целовал их. Когда он совершал уединение, для него расстилали постель и устанавливали кровать. А если он выходил, чтобы справить естественную нужду, и проходил мимо больного, который встречался ему по дороге, то он не подходил к нему и не справлялся о его здоровье. Однажды он совершал уединение в турецком шатре – маленькой палатке из войлока, на пороге которой он постелил циновку. Об этом сообщил Муслим со слов Абу Са‘ида. Все это совершалось для того, чтобы достичь истинной цели уединения. Как это не похоже на поступки невежд, которые превращают места уединения в места общения, которые люди посещают для того, чтобы побеседовать. Это не имеет ничего общего с уединением Пророка, мир ему и благословение Аллаха. А поддержка приходит только от Аллаха!».

Источник: “Зад аль-Ма‘ад”, т. 2, стр. 82-86.

 

Разрыв связей с творениями Всевышнего на несколько дней и ночей, сопровождаемый пребыванием в одном из домов Аллаха, пробуждает в человеке дух искренности по отношению к себе и заставляет его заглянуть в самого себя.

 

Этот дух вынуждает его спрашивать отчета с собственной души прежде, чем его подвергнут расчету, и при этом он всегда помнит о том, что Аллах видит его.

 

Разумный человек готовится к тому, что будет после смерти, а истинная слабость — в следовании души своим страстям.

 

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Спрашивайте отчета с души своей прежде, чем вы будете подвергнуты расчету, и украшайте себя для великого представления (дел), ибо, поистине, будет облегчен расчет того, кто подвергал расчету душу свою в этом мире». Ат-Тирмизи. Хадис № 2383. Версия хадиса, возводимая к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, недостоверна, как сказал аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ад-да‘ифа». Хадис № 1201.

 

Совершая и‘тикаф, вы, дорогой брат–постящийся, оживляете сунну, которая забыта и заброшена уже давно.

 

Имам аз-Зухри (да помилует его Аллах) сказал: «Остается только удивляться поведению мусульман! Они оставили неотлучное пребывание в мечети, притом что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, не оставлял его с тех пор, как прибыл в Медину, до тех пор, пока его не забрал Всевышний Аллах!».

 

В Рамадан человек, неотлучно пребывающий в мечети, выполняет много различных обрядов поклонения. Он совершает все молитвы вместе с общиной, и при этом находит достаточно времени, чтобы читать Коран, поминать Аллаха в ожидании обязательных молитв, расходовать средства на благие цели, кормить людей и говорить благие слова, а также для ночных молитв. А если человек совершает и‘тикаф в Заповедной мечети в Мекке, он имеет возможность совершить еще и ‘умру, вознаграждение за которую будет равняться вознаграждению за совершение хаджа. Иными словами, это поклонение объединяет в себе множество других видов поклонения.

 

Кроме того, человек, неотлучно пребывающий в мечети, воспринимает Праздник разговения совсем по-другому. В этот день он выходит к своей семье и жене (если он женат), после того, как по причине и‘тикафа не имел возможности быть с ней.

 

 

Условия и’тикафа.

 

Тот, кто соблюдает и’тикаф (будь то мужчина или женщина), должен быть мусульманином, как минимум мумайизом, не должен находиться в состоянии полового осквернения, и у него не должно быть в момент соблюдения и’тикафа месячных и послеродовых кровотечений. И’тикаф, соблюдаемый неверным, либо не достигшим тамйиза ребёнком, либо тем, кто находится в состоянии полового осквернения, либо женщиной в период месячных или послеродовых кровотечений, будет недействительным. (Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна")

 

Намерение.

Имам Ибн Рушд сказал: “Мы не знаем разногласий относительно необходимости намерения”. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/430.

 

Желающий совершить и'тикаф должен иметь искреннее намерение сделать это ради Аллаха, чтобы получить за это великую награду, а не для того, чтобы весело провести время в кругу других затворников или еще по какой-либо иной причине.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет награды у того, кто не надеялся на нее». ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4/206. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

 

 

Итикаф можно совершать только в мечетях, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». (Сура Аль-Багара: 187).

[Имам Аль-Бухари использовал это в качестве доказательства того, что мы указали выше.

Аль-Хафиз Ибн Хаджр сказал: «Доказательством, содержащемся в этом хадисе является то, что если бы итикаф можно было совершать в каком-либо другом месте помимо мечети, то запрещение вступления в интимную связь не было бы указано в особенности, потому что согласно единому мнению учёных интимная связь запрещена во время итикафа. Таким образом, использование слова «мечети» означает, что итикаф можно совершать только в мечетях»].

 

Аиша сказала: «Тому, кто совершает итикаф является сунной не выходить (из мечети) если это не по нужде. Он не должен присутствовать на похоронах, прикасаться к своей жене, или вступать с ней в интимную связь. Итикаф можно совершать лишь в той мечети, где совершается джамаат (намаз). И тому, кто совершает итикаф, является сунной поститься (в день, когда он совершает итикаф)». [Этот хадис привёл Аль-Бейхаки с достоверным иснадом и Абу Давуд с хорошим иснадом. Следующее за этим сообщение Аиши также приведено Абу Давудом, и оно приведено в «Сахих Абу Давуд» (2135) и «Аль-Ирва» (966)].

 

(Из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан").

 

И‘тикаф следует совершать в мечети, где совершаются обязательные и пятничные молитвы, чтобы совершающему и‘тикаф не приходилось покидать мечеть, в которой он находится, ради совершения пятничной молитвы, поскольку её совершение обязательно. ‘Аиша упомянула об этом в приведённом выше хадисе: «И не может быть неотлучного пребывания в иной мечети, кроме той, в которой совершается пятничная молитва». [Аль-Байхакы приводит слова Ибн Аббаса: «Поистине, более всего Аллаху ненавистны нововведения, а к нововведениям относится неотлучное пребывание в домашних мечетях»].

 

Столпы и’тикафа.

 

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

И’тикаф представляет собой нахождение в мечети с намерением приблизиться ко Всевышнему Аллаху. Не в мечети, или без соответствующего намерения, и’тикаф будет недействительным.

 

На необходимость наличия соответствующего намерения указывают слова Всевышнего Аллаха: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (Св. Коран, 98: 5), — а также слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям, и воистину, каждому достанется лишь то, что он намеревался обрести».

 

На неотъемлемость такого элемента и’тикафа, как нахождения в мечети, указывают слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете и’тикаф в мечети» (Св. Коран, 2: 187). То есть, если бы соблюдение и’тикафа не в мечети было допустимым, то запрет на вступление в половую близость не был бы ограничен и’тикафом в мечети, так как половая близость является обстоятельством нарушающим и’тикаф. Отсюда становится ясно, что смысл обращения сводится к тому, что и’тикаф бывает только в мечетях.

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

 

В этом вопросе два мнения.

 

Первое мнение, что нет определенного количество, это мнения имама аш-Шафи и Абу Дауда, Ибну Улейи, а также риваят от имама Ахмада, это мнения выбрал Ибн Мунзир и ибн Аль-Араби это риваят от Абу Ханифы. Их мнение что если даже человек сделает итикаф какое то малое количество времени, то будет действительным итикаф.

Второй мнение, то, что минимальный итикаф это день и ночь, и нельзя делать итикаф который меньше чем день и ночь, и это мнение имама Малика и Абу Ханифы в более известном мнении от них двоих и также это риваят от имама Ахмада. Потому что это, то минимально количество, которое указано в шариатских контекстах. Имея в виду хадис от Умара.

 

[Примечание редактора стенограммы]: ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет» аль-Бухари 2032.

 

Ибн Дакъикъ аль-'Ид сказал: “У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”. См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.

[Конец примечания].

 

Правильным является первое мнение, так как итикаф в арабском языке касается как большого, так и малого количества времени, и шариат не поставил какой-то минимальной границы меньше которой итикаф быть не может, по этому остается итикаф на его основе, на его языковом значении.

Правильно мнение в том, что минимального итикафа нет границ. Однако стоит отметить что часто Пророк, саля Ллаху алехи уа салям, сидел в мечети после фаджра до того как взойдет солнце. И при этом не совершал итикаф, не брал намерение, что итикаф делает этим сидением в мечети.

Так же побуждал своих сподвижников, что бы они сидели между намазами. Но не побуждал их к намерению к совершению итикафа. Все это говорит о том, что не известного такого, что бы сподвижники заходили в мечеть на пять минут и брали итикаф. Так же пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, побуждал после совершения одного намаза в мечети ожидать наступлении следующего намаза, и при этом он не побуждал их, чтобы они брали намерение итикафа на этот отрезок ожидание следующей молитвы. Также известно, что многие сподвижник в разное время жили под навесом в мечети, и не приходит, чтобы Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, побуждал их брать намерение на итикаф. Все это говорит о том, что не известно от сподвижников, чтобы они заходили в мечети на итикаф на 5 минут или на 10 минут или полчаса и брали намерении делать итикаф такой малый отрезок времени, но заходили в мечеть без этого намерения. Поэтому мы говорим не стоит делать так чтобы итикаф был кратковременным, но если человек решил делать итикаф, пусть делает его не меньше того срока который указан в хадисе Умара ибн Хатаба, не меньше чем один день, или одной ночи. Мы не говорим что это запрещено, так как на запрет нет довода, но говорим, что в шариате не пришло указание на такой краткий срок.

 

Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.

 

Первое мнение.

Некоторые сказали, что итикаф можно совершать только в трех конкретных мечетях – в запретной мечети, в мечети Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), и мечети аль-акса. И это мнения Хузейфа (содвижник). Также есть мнение Ата ибн Раббаха что можно делать итикаф только в Мекке в мечети харам и в Медине в мечети Пророка саля Ллаху алейхи ва салам. А Саид ибн Мусайб считал дозволенным делать итикаф, только в мечети Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

Что касается мнения Хузейфы, об этом еще речь пойдем, и это мнение не взял ни кто из приверженцев известных мазхабов.

 

 

Второе мнение.

Большинство ученных считают, что и`тикаф можно совершать в любой мечети кроме тех кто обязан совершать намаз джума. А кто обязан совершать джума, тот обязан совершать намаз лишь в соборной мечети (где делают намаз джума), и также это мнение имам Малика, так как он считает выход из мечети чтобы пойти на джума, нарушением и`тикфа, т.е. если человек совершал и`тикаф в квартальной мечети где проводят 5 намазов но не проводят джума, то ему придется выйти в соборную мечеть во время и`тикафа чтобы совершить джума, по мнению имама Малика такой выход нарушает итикаф, и по этому и запрещал делать и`тикаф в мечети в которой не делают джума намаз.

Третье мнение.

Этого мнения придерживался Хакам, Хамад, Аз-Зухри, и это одно из двух мнения имама Малика, то, что нельзя совершать намаз итикаф кроме как в той мечети, в которой совершается намаз джума. Какое отличие этого мнения от второго? Ответ: Что во втором мнении это условие они ставили только тем, кто обязан совершать намаз джума, допустим раб (который не обязаны делать намаз джума) может совершать итикаф в любой мечети, даже если там джума не проводится согласно второму мнению. А третье мнение ставит это условие для всех категорий людей, то есть итикаф для всех обязательно делать только в той мечети, в которой проводят джума намаз.

 

 

Четвертое мнение.

Мнение Абу Ханифы, Ахмады, Исхакы, Абу Сауры, итикаф является действительным в той мечети, в которой проводятся 5 намазов в сутки, даже если джума в них не проводится.

И это четвертое мнения является более правильным, почему нельзя совершать итикаф в той мечети, в которой не совершается 5 намазов? Потому что будет одно из двух либо этот человек оставит обязательность джамаата и будет один совершать намаз в этой мечети, тогда он тем самым совершит грех (оставления намаза джамаатом грех для мужчин), либо ему придется постоянно ходить с этой мечети в другую мечеть, где совершают обязательные молитвы джамаатом. А это противоречит сущности итикафа, потому что сущность итикафа постоянное неотлучное пребывание в мечети, а если он постоянно выходит по 5 раз в день, еще может по пути с кем-то разговаривает, то это уже противоречит сущности итикафа. В то время как этот человек может совершать итикаф в той мечети, в которой совершают 5 намазов в сутки джамаатом.

 

Значит правильное мнение в этом вопросе, что итикаф можно совершать в любой мечети, в которой совершают 5 намазов в сутки, даже если там не совершают намаз джума. Если же наступила пятница, то есть пришло время джума намаза, и человек совершает итикаф в такой мечети, в которой джума не проводится, тогда он должен пойти в мечеть, в которой совершается джума намаза, и затем вернутся обратно в мечеть в которой он совершал итикаф, и это ин шаа Аллах не вредит полноценности никаха и его сущности.

 

 

А что касается хадиса: «Нет и’тикафа, кроме как в трех мечетях: Заповедной мечети в Мекке, мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса». Этот хадис приводят ат-Тахауи в «Мушкиль аль-асар» 7/201, аль-Има’или в «аль-Му’джам» 2/720, аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 4/316, аль-Факихи в «Ахбару Макка» 1334.

То есть разногласия относительно этого хадиса, это слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, или слова Хузейфы который передал этот хадис, и более правильно, что это слова Хузейфы.

И даже если мы скажем что это слова Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, то целая группа ученых считают, что отрицание в этом хадисе не касается отрицания действительности, (то есть итикаф не нарушается), но касается отрицания полноценности (то есть итикаф не будет полноценным как в этих трех мечетях). То есть, нет полноценного итикафа, кроме как в трех мечетях.

 

Разбор этого хадиса: «Нет и’тикафа, кроме как в трех мечетях: Заповедной мечети в Мекке, мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса».

Этот хадис все его иснады крутятся вокруг Суфьяна ибн Уейны который передает этот хадис от Джамиа ибн Шадада, от Абу Ваиля, от Хузейфы (сподвижник), от пророка, саля Ллаху алейхи ва салам.

И передатчики, которые передавали этот хадис от Суфьяна ибн Уейны, передали его (хадис) по-разному, некоторые передали его, как слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, а некоторые передали как слова Хузейфы. Что касается тех кто передали этот хадис со слов Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, то это Мухаммад ибн Фарадж Аль-Курайши аль Багдади, а также Мухаммад ибн Адам Аль-Марузи, и оба они являются передатчиками «садук» (Передатчики уровня хороших хадисов).

Также как слова пророка саля Ллаху алейхи ва салам, этот хадис передал Саид ибн Мансур и он является крепким передатчиком, а также Хишам ибн Амар он является передатчиком хороших хадисов, притом, что в его хадисах есть некоторые ошибки и оплошности. Значит, эти четверо передают этот хадис, от Хузефы как слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

 

И еще целая группа передатчиков передает этот хадис от Суфьяна ибн Уейны, не как слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, а как слова самого Хузейфы. Таким образом, от Суфьяна ибн Уейны, так передает: АбдуРразак, Ат-Табарани, они оба являются крепкими имамами, также Саид ибн АбдуРрахмаан Аль-Махзуми, также ибн Абу Умар Аль-Адани







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.