Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Производство и распределение электроэнергии,





Газа и воды

Вспоминаем

1. Какие виды природных ресурсов используют на электростанциях для выработки электроэнергии?

2. Как называют электростанции в зависимости от вида производимой электроэнергии?

3. Какие вам известны способы передачи

электроэнергии, газа, воды?

Ключевые слова: производство и распределение электроэнергии; линия электропередачи; тепловые электростанции; гидроэлектростанции; атомные электростанции; производство и распределение газообразного топлива; снабжение паром и горячей водой.

 

1. Производство и распределение электроэнергии. Это процесс, при котором разными типами электростанций производится электроэнергия и передаётся потребителям. Электроэнергию нельзя накапливать, но зато её можно передавать на большие расстояния по линиям электропередач (ЛЭП). ЛЭП — сооружение из проводов (кабелей) и вспомогательных устройств для передачи электрической энергии от электростанций к потребителям. Использовать электроэнергию могут разные потребители: промышленность,

сельское хозяйство, транспорт, связь, население и др. Из всех видов экономической деятельности промышленность является основным её потребителем. Быстрый рост городов приводит к тому, что всё большее количество производимой электроэнергии потребляет население. Основная часть вырабатываемой электроэнергии в мире (более 60 %) приходится на пять стран: Китай, США, Японию, Индию и Россию.

Для производства электрической энергии наиболее широко используются уголь, природный газ, нефть, гидроэнергия (энергия воды) и атомная энергия. Рост мирового энергопотребления и ухудшение качества окружающей среды способствуют освоению нетрадиционных энергоресурсов (энергия ветра, энергия морских приливов, солнечная энергия). Наибольших успехов в их освоении достигли Германия, Бразилия, США. Для населения, проживающего в ряде стран Африки, Юго-Восточной Азии, основным источником энергии по-прежнему служит древесина.



В зависимости от видов природных ресурсов, используемых для получения электроэнергии, выделяют разные типы электростанций: тепловые, гидроэлектростанции, атомные электростанции. Электростанции различных типов объединяются линиями электропередач и образуют энергетическую систему страны или нескольких стран.

2. Типы электростанций. Преобладающую часть электроэнергии в мире дают тепловые электростанции (ТЭС),работающие на угле, мазуте или газе. Этот вид электростанций отличается надёжностью, постоянством производства энергии, не зависящим от времени года. Тепло, выделяемое при сжигании горючих ископаемых, преобразуется на ТЭС в электроэнергию. Поэтому ТЭС размещают, как правило, в районах добычи топлива, вблизи транспортных магистралей (железнодорожных линий, трубопроводов) или портов. Поскольку ТЭС для охлаждения необходимо большое количество воды, их строят рядом с крупными реками, озёрами или морями. Самая мощная в мире ТЭС расположена на о. Тайвань (Китай).

К тепловым электростанциям относятся и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ),на которых одновременно с электроэнергией производят пар и горячую воду для нужд предприятий и населения. ТЭЦ размещаются в непосредственной близости от потребителей пара и горячей воды, поскольку их можно передавать на небольшое расстояние (10—15 км).

Второе место по производству электроэнергии занимают гидроэлектростанции (ГЭС). Энергия падающей воды (гидроэнергия) преобразуется на ГЭС в электроэнергию. В настоящее время ГЭС вырабатывают почти пятую часть потребляемой в мире электроэнергии. Они являются весьма эффективными источниками энергии, поскольку используют возобновляемые ресурсы. Однако получать большую долю энергии таким способом могут лишь страны, обладающие огромными гидроресурсами (многоводными горными реками): Бразилия, Канада, Россия, Китай, Норвегия. При этом строительство ГЭС требует огромных денег, является продолжительным по времени и сопровождается затоплением значительных по площади земель, нередко плодородных. Самая мощная ГЭС

мира находится в Китае.

Атомные электростанции (АЭС) имеют большое преимущество по сравнению с тепловыми. Их можно строить там, где нужна энергия, но недостаточно топливных ресурсов (из 1 кг ядерного топлива можно получить столько же энергии, сколько при сжигании 3000 т угля или 1500 т нефти). При нормальной работе они не дают выбросов в атмосферу в отличие от тепловых электростанций. Велика доля АЭС в производстве электроэнергии Франции (80 %), Бельгии (55 %), Украины (45 %), Швеции (40 %) и Японии (30 %). Крупнейшая АЭС мира расположена в Канаде. После катастрофы на Чернобыльской АЭС некоторые страны приостановили развитие атомной энергетики (Германия, Италия, Австрия и др.). Беларусь начала строить свою АЭС.

Кроме ТЭС, ГЭС и АЭС есть и другие типы электростанций. К ним относятся солнечные, геотермальные, ветровые и приливные. Пока доля этих электростанций в общем производстве электроэнергии мира незначительна (4 %), однако сложная экологическая ситуация и быстрое сокращение запасов органического топлива в недрах Земли заставляют всё больше использовать нетрадиционные источники энергии.

3. Производство и распределение газообразного топлива. В хозяйстве стран мира используются разные газы: водяной (получается при газификации бурых углей), коксовый (продукт коксования каменных углей),

попутный нефтяной (отделённый от сырой нефти), сланцевый (продукт термической переработки горючих сланцев) и др. Однако важнейшее место занимает природный газ— высококалорийное газообразное топливо, состоящее в основном из метана (СН4). Диапазон его применения очень широк: от топлива до производства разнообразных товаров (азотных удобрений, пластмасс, синтетических тканей и др.). Сильное загрязнение атмосферного воздуха во многих странах мира и высокая теплотворная способность привели к тому, что природный газ преимущественно используется в производстве электроэнергии. На мировой рынок поступает примерно пятая часть добываемого природного газа. Крупнейшие его экспортёры — Россия, Канада и Норвегия, импортёры — США, Германия и Япония. Основная часть природного газа транспортируется по газопроводам и только 20 % — в сжиженном виде специальными танкерами.

4. Снабжение паром и горячей водой.Рост городов мира вызвал необходимость в проведении их теплофикации. Основным источником получения пара и горячей воды являются ТЭЦ, от которых по тепловым сетям они поступают или к предприятиям (организациям), или к жилым домам.

Небольшая часть тепловой энергии вырабатывается самостоятельными котельными и прочими источниками. Наибольших масштабов система теплофикации достигла в высокоразвитых странах. Однако следует иметь в виду, что на её развитие оказывает существенное влияние климатический фактор.

5. Экологические проблемы. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды имеет отрицательные экологические последствия. Особенно это касается тепловых электростанций, которые загрязняют окружающую среду выбросами тяжёлых металлов. При авариях на газопроводах также возникает опасность всему живому в радиусе нескольких десятков километров. Экологические проблемы атомной энергетики связаны не только со строительством АЭС, но и с созданием хранилищ для отработанного ядерного топлива и его переработки.

 

З. Я. Андриевская,

кандидат педагогических наук, доцент,

О. В. Сарычева,

методист отдела методического обеспечения

естественно-математического образования

научно-методического учреждения

«Национальный институт образования» Министерства образования

Республики Беларусь,

В. Н. Сосновский,

кандидат географических наук, доцент

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

 

Материал к уроку № 32.

Транспорт. Виды транспорта

Вспоминаем

1. Какие виды транспорта вы знаете?

2. Какова роль транспорта в общей системе хозяйства?

3. Почему транспорт называют кровеносной системой страны? Приведите подтверждающие примеры.

Ключевые слова: транспорт; деятельность сухопутного транспорта; деятельность водного транспорта; деятельность воздушного транспорта.

 

1. Понятие о транспорте. Транспорт — это деятельность по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов и пассажиров, обработкой грузов и их хранением, а также туристической деятельностью. Его образно называют кровеносной системой страны. Транспорт не только экономит время, но и сближает производителей продукции с её потребителями. Без него невозможна жизнь современного человека. Велико также его оборонное значение. Освоению новых территорий предшествует строительство транспортных путей. При этом транспорт не только обслуживает хозяйство и население, но и потребляет много электроэнергии, топлива, металла, древесины.

2. Виды транспорта. В работе современного транспорта можно выделить деятельность сухопутного транспорта (железнодорожного, автомобильного, такси, транспортирование по трубопроводам и др.), осуществляющего перевозку грузов и пассажиров по суше; деятельность водного транспорта (морского и внутреннего водного); деятельность воздушного транспорта, в т. ч. космического; вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность (транспортная обработка грузов и их хранение, туристическая деятельность и др.). Значение этих видов транспортной деятельности в разных странах неодинаково. Оно зависит от их географического положения, размеров, уровня экономического развития, специализации хозяйства и др.

Железнодорожный транспорт служит для перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам в вагонах (контейнерах), с помощью электровозов и тепловозов. Железные дороги построены более чем в 140 странах мира. Самая большая их протяжённость характерна для США, Китая и России. Преимущество железнодорожного транспорта в том, что он действует регулярно, независимо от климатических условий и времени года. Во многих странах большинство железных дорог электрифицированы, что позволяет развивать высокую скорость движения. Самым быстрым в мире считается «летающий» поезд в Японии, способный развить скорость до 500 км/ч. Этот показатель сравним со скоростью самолёта.

Автомобильный транспорт служит также для перевозки грузов и пассажиров, однако, в отличие от железнодорожного, на меньшие расстояния. Этому способствует его высокая скорость и маневренность. На автомобилях можно доставлять грузы «от двери до двери» — осуществлять подвоз к железной дороге, пристаням, аэропортам, предприятиям, организациям. В то же время автомобильный транспорт в большей степени

зависит от дорожной сети и является более дорогим. Тем не менее, в мировых пассажирских перевозках лидирует автомобильный транспорт.

Бурное развитие автотранспорта создало много проблем. Выхлопные газы автомобилей приводят к загрязнению атмосферного воздуха, особенно в крупных городах. Этому способствует также образование автомобильных пробок. Невосполнимой потерей является гибель людей на дорогах мира (свыше 1 млн человек в год).

Транспортирование грузов по трубопроводам получило развитие значительно позже, чем их перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом, и связано это с массовой добычей нефти и природного газа. Во многих странах трубопроводы соединяют районы их добычи с районами потребления, а также районы добычи с морскими портами. Данный вид транспортировки позволяет перемещать грузы круглый год при любых климатических условиях на значительные расстояния, даже по дну морей. Ведущие в мире страны по длине трубопроводов — США, Россия и Канада.

Деятельность водного транспорта связана с перевозками грузов и пассажиров. Морской транспорт предназначен преимущественно для дальних перевозок не очень срочных грузов (нефти, нефтепродуктов, угля, руды, зерна, древесины и др.) в пределах одной страны или между странами. Он обеспечивает около 80 % международных грузоперевозок. Основные океаны морского судоходства — Атлантический и Тихий.

Большое значение для морского транспорта имеют каналы — важнейшие соединительные звенья морских трасс. Это относится прежде всего к Суэцкому каналу (на территории Египта), который сокращает путь

из Персидского залива до портов Западной Европы, по сравнению с обходом вокруг Африки, на 9 тыс. км. Так же важен и Панамский канал, который обеспечивает кратчайший морской путь от Западной Европы к тихоокеанским районам Америки.

Внутренний водный транспорт развит на территориях, где судоходные реки не замерзают на длительный период, соединены каналами, имеют озёра. Он обеспечивает преимущественно внутренние потребности стран, однако осуществляет и международные перевозки (по рекам Рейн, Дунай и др.).

Деятельность воздушного транспорта имеет свои особенности: высокая скорость доставки; отсутствие дорог (самолёт фактически летит по прямой); возможность перевозки в отдалённые районы, где нельзя использовать другие виды транспорта, и т. д. В то же время это самый дорогой вид транспорта. Поэтому его чаще используют для перевозки срочных грузов, почты и преимущественно пассажиров. Сеть регулярных авиалиний опоясывает весь земной шар, протянувшись на миллионы километров. Крупнейшие аэропорты мира по пассажирообороту расположены в США (Атланта, Чикаго), Великобритании (Лондон) и Японии (Ханеда).

Во второй половине ХХ в. началось развитие космического транспорта, связанного с освоением космоса. Кроме полётов космонавтов, на околоземную орбиту выводят различные спутники, отправляют грузы на станции. Наибольших успехов в освоении космоса достигли США, Россия и Китай.

Уровень развития транспорта — это прежде всего плотность дорог (автомобильных, водных путей, трубопроводов) и плотность транспортного парка (автомобилей, локомотивов, вагонов, судов), рассчитанные путём деления соответственно протяжённости дорог и количества единиц транспортного парка на единицу площади. Самый высокий уровень развития всех видов транспорта имеют такие страны, как США, Великобритания, Япония, Германия. В то же время в некоторых развивающихся странах Азии и Африки (Бутан, Непал, Ливия, Гана и др.) отсутствуют железные дороги, а плотность автомобильных дорог не превышает 100 км на 1000 км2 территории.

В настоящее время жизнь предъявляет новые требования к развитию транспорта, к скоростям и своевременности доставки грузов, надёжности работы транспортных систем. В некоторых районах транспортные магистрали дублируются. Например, параллельно Суэцкому и Панамскому каналам проложены мощные нефтепроводы. Построен также тоннель под проливом Ла-Манш, соединяющий Великобританию с другими странами Европы. На территории Никарагуа начато строительство нового канала, который соединит Атлантический и Тихий океаны.

Материалы к уроку № 33

Понятие о связи. Виды связи

Вспоминаем

1. Какие виды связи вы знаете?

2. Какова роль связи в жизни общества?

3. Каким образом вы связываетесь в случае необходимости со своими друзьями, родственниками?

Ключевые слова: связь; электросвязь; почтовая и курьерская деятельность.

 

1. Понятие о связи. Связь— один из видов сферы услуг, призванный передавать и принимать информацию с помощью различных технических средств. В соответствии с характером применяемых средств связь разделяется на почтовую и электрическую.

Успех хозяйственной деятельности в значительной степени зависит от своевременности и оперативности информации, которые обеспечивает система электросвязи и почтовой деятельности. Условно говоря, связь транспортирует не грузы и людей, а информацию (хотя частично и грузы в виде почтовых отправлений).

В древности связь осуществлялась через посыльных (конных и пеших), которые передавали сообщения устно, а также подачей условных световых сигналов. С возникновением письменности начинает складываться почтовая связь и только в начале ХIХ в. формируется проводная связь. Во второй половине ХХ в. начинает быстро развиваться Интернет, который в настоящее время стал основным средством связи не только между континентами, но и отдельными странами. Ни в одном виде экономической деятельности научно-технический прогресс не достиг таких успехов, как в связи. Новый шаг в её развитии — цифровое радио- и телевещание, в которых сигналы выражены последовательностью кодовых (цифровых) комбинаций электроимпульсов.

Развитие связи в странах мира зависит от многих факторов (уровня экономического и технического развития, географического положения и др.) и характеризуется рядом показателей: количеством отправлений (сообщений), обеспеченностью пользователей средствами связи, в том числе подключённых к сети Интернет, занятостью в этом виде экономической деятельности и др.

2. Виды связи. Электросвязь— это передача и приём информации посредством электрических сигналов, распространяющихся по проводам (проводная связь), радиосигналов (радиосвязь) или с помощью оптических систем связи. Основные виды электросвязи — телефонная, телеграфная, факсимильная, передача данных (телекодовая связь), видеотелефонная и компьютерная. Новый вид электросвязи — электронная почта, который пришёл на смену традиционным её видам, а сотовая связь стала основной в общении между людьми.

Среди стран мира лидерами по числу пользователей сети Интернет в расчёте на 100 человек населения являются Исландия (96), Норвегия (95) и Швеция (94). Наилучшие показатели обеспеченности населения сотовой связью в Казахстане, Финляндии и Эстонии.

Почтовая деятельность— один из видов связи, который осуществляет регулярную пересылку почтовых отправлений — писем, периодических изданий, бандеролей, денежных переводов — преимущественно с помощью транспортных средств.

Курьерская деятельность— это вид связи, характеризующийся разноской деловых бумаг с помощью посыльного (курьера) разных организаций (например, редакций газет, журналов) и развозом срочных поручений (например, дипломатической почты). Она имеет, как правило, тесную привязку к крупным городам. С развитием Интернета роль курьерской деятельности существенно сократилась.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.