Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







THE DYNAMICS OF THE STATE OF HEALTH AND THE SELF-ASSESSMENT OF THE HEALTH LEVEL IN PEOPLE PRACTICING THE ART OF LIVING PROGRAM





FOR A LONG TIME

 

K.V. Lukina

Center of Psychotherapy named after I.B.Galant,

Khabarovsk, Russia

Summary: After having done the Art of Living Program, Part 1 (basic course) the majority of people noted improvement of psychical status, half of them – of physical status, 14% - increasing of social and communicative activity. 45% had done the course before. Consistent interest in the Program was observed in young and middle-aged people with high level of education. 86% gave positive comments, negative comments were not revealed. Of the participants of the Art of Living Program, Part II, 89.1% noted improvement of mental state, 36.9% - increase of activity, 26% - improvement of their relationships with the families and the people around. 6,5% of the respondents did not notice any manifest changes. 86.6% noted health-improving effect of the Programs, reducetion of present somatic pathology from functional disorders to chronic diseases.

The study conducted confirms that the Art of Living course is an effective preventive program that improves social adaptation of the people, and might be used as a method of medicine free treatment.

Key words: social questioning, “Art of Living” programs, Parts I, II, health improvement, prevention, communicativeness, social activity, social adaptation.

 

Получившие в последнее время широкое распространение практики по программам «Искусство жизни» имеют профилактическую направленность. Согласно определению ВОЗ здоровье определяется как полное физическое, психическое и социальное благополучие. Но особенностью повседневной реальности нашей страны является социальный кризис, увеличивший стрессовую нагрузку на человека в несколько раз по сравнению со стандартами, принятыми в «благополучных» странах. Причем затрагивается и социальный и индивидуальный уровень реагирования, что определяет в конечном счете качество существования, самочувствия. Взаимовлияние социального и личностного уровней взаимозависимо, а бифуркационная среда, с её стремительными и масштабными изменениями, вызывает принципиально другие механизмы адаптации, в т.ч. «катастрофические, принудительные» (№ 7,с.63,). Через них (№ 10 с. 14) личность в кризисном социуме оказывается в конечном итоге в состоянии фрустрации, пересмотра иерархии ценностей, стереотипов, социальных связей. Она становится доступной более жёсткому, агрессивному, но хаотичному влиянию окружения. (№ 9 с.55). Процессы, которые мы сейчас наблюдаем в обществе, способствуют не сплочению социума, а атомизации социального пространства, увеличению отчужденности (№ 8 с.56), речь идет о замыкании общества на малой группе. Вхождение в большую проблематично, что влечет за собой обеднение общения. (№ 1 с. 91-96). Следующий за этим процесс маргинализации, характеризуется на индивидуальном уровне не только деформацией внутриличностных структур, но и депривацией, внутренней тревожностью, стремлением найти референтную группу, а за неимением её идентифицироваться с какой-либо общностью (№ 3, № 4, № 11). Попытка найти самоидентификацию в условиях социального хаоса, чаще натыкается на ориентации в ближайшем окружении, обьединение «своих» и конфронтацию «чужих», ужесточение давления норм ближайшего окружения. (№ 5 с.21). Актуальна проблема поисков «среды», дружеских, личностных отношений, способных «компенсировать». В связи с этим, общность, создаваемая программой «Искусство жизни» представляет интерес, как возможность повышения уровня социальной адаптации, компенсации психологического «голода общения», косвенно влияющая на уровень социального и психологического здоровья. По данным М.С. Яницкого (№ 13) осмысленность жизни, в противоположность «экзистенциальному вакууму» является фактором психического здоровья личности, основой её целенаправленности, определяющей выбор целей, средств, границы действия. Уровень осмысленности жизни, является фактором развития психически здоровой личности. (№ 6 с.132). Личность кризисного типа будет моделировать социальное пространство, а социум суммируя, «вернёт» на новом этапе последствия этого в виде условий и качества жизни, изменённых процессов социализации. Уровень социального здоровья в нынешней Росиии низок. Последовательно нарушаются 5-8 стадии психосоциального развития по Э.Эриксону (№ 12). Предполагается, что в программе «Искусство жизни», решаются проблемы переосмысления жизненных ценностей, наполнение жизни новыми социальными ориентирами, создания возможностей конструирования своего социального и личностного пространства, повышения уровня социальной адаптации и здоровья населения в целом. В связи с этим, интерес вызывала не только оценка физического, психического самочувствия, но оценка уровня социального здоровья, оценка, даже вероятно поверхностная уровня притязаний, ценностных ориентиров людей, занимающихся по этой программе. Т.о. наиболее логичным представлялось наблюдение за теми, кто недавно познакомился с программой и за длительно занимающимися. Для оценки использовались ответы на вопросы анкеты, самооценка состояния, для уточнения некоторых моментов использовались персональные интервью. Были проанализированы 2 группы анкет. Первая 14 анкет из прошедших только базовый курс от 2 месяцев до года назад. Вторая анкета- 55 человек, занимающихся от 2 мес. до 5 лет и более, причем наибольшее количество представителей этой группы (30,9%) от 2 до 5 лет. По результатам оценки устойчивый интерес к программе проявляет наиболее дееспособная активная часть населения – молодежь и люди среднего возраста с высоким уровнем образования. Именно они, «приходящие из любопытства», подвергаясь высокому уровню стрессовой нагрузки, будучи не обременены большими психическими и физическими проблемами активно ищут выхода, нового пути развития, решения проблем. Они, а не «надеящиеся на исцеление, решение проблемы», продолжает заниматься, обнаруживая новые личностные возможности. А рекомендации прошедших посетить программу окружающим, из чувства заботы о них, а не вследствие материальной мотивации, по сути является проявлением повышения социальной ответственности.

Вторая группа имела большую, нежели первая распространенность жалоб пограничного, нервно-психического характера, функциональных расстройств, связанных с переутомлением. В то же время, вероятно, описание физических, психических жалоб составили своеобразную проблему, поскольку приходилось «вспоминать» о них, что не всегда было точно, и говорит о неактуальности данных переживаний, несосредоточненности людей на «нездоровье». Эмоциональное состояние более подвергалось рефлексии, чем физическое, что возможно, было определено вышеописанными особенностями состава группы. В то же время отсутствие жалоб не только на момент обследования, но и какой-то промежуток времени, достаточный для актуализации стратегий «здоровья», ориентированности на социальную жизнь, связано с изменением ценностей, коррекцией жизненных стратегий, а также и ориентиров самооценки. После прохождения базового курса в первой группе не было людей, не отмечавших изменений в своем состоянии, а во 2 группе не отметили изменения состояния 1,8% опрошенных. Большинство людей из обеих групп отмечали улучшение психического самочувствия, практически половина – физического, до 14%-увеличение социальной, коммуникативной активности. Ключевые слова и выражения, использовавшиеся людьми в обеих группах при описании изменений в их состоянии после базового курса- «бодрость, психологическая поддержка, отдых, новый позитивный опыт, вдохновение, работоспособность, прилив сил, чувство отдыха, спокойствие, терпимость изменения «климата с семье», тянет делать приятное людям». Длительность изменений в первой группе в среднем до года, но она зависела от наличия поддерживающих занятий. Во 2 группе- от 1 года до нескольких лет. Отношение к происходящему и полученный личностный, физический результат формирует в последующем мотивацию к продолжению или прекращению занятий, в анкете задавался вопрос о наличии или отсутствии системности занятий после прохождения базового курса, следовании тем рекомендациям, которые получают участники базового курса. Практически все из опрошенных ответили на этот вопрос положительно, причем более выраженные изменения отмечались после групповых поддерживающих занятий. 86% опрошенных дали позитивные комментарии по программе, негативных не отмечалось. Т.о превалировала мотивация на системное продолжение занятий, поскольку она поддерживалась позитивными выраженными результатами. При этом большинство опрошенных проходили повторно базовые курсы (45% от 1 до 5), отмечая «нарастание позитивных изменений». Во 2 группе было проведено более расширенное обследование, анкета содержала вопросы об изменении социальной жизни. Ответ без изменений дали-23,6%, остальные отмечали улучшение взаимоотношений с окружающими, в семье, увеличение активности, социальных связей уже после базового курса. Эти показатели могут свидетельствовать о психологической компенсации состояния, опосредованной коррекции поведения. Повышение уровня социальной адаптации, рост активности подтверждается также и наличием позитивных изменений в карьере, расширением «зоны общения», что как показывалось выше, также является частью проблемы, создаваемой кризисным социумом. Преодоление стресса, компенсация, выработка новых стратегий развития, мотивации для их реализации является подтверждением нашего предположения о возможностях данной программы в повышении уровня социального здоровья. Подтверждает это и распространенность добровольного служения, не требующего вознаграждения как смещение вектора мотивации, ценностных ориентаций со своего внутреннего мира и первичной группы к интересам общества, что всегда служило критерием гармоничной, психически здоровой личности, занимающую социально активную позицию. Половина опрошенных принимала участие в благотворительных проектах уже после базового курса, продолжавшие заниматься по данной программе дольше, отмечали гораздо более глубокие изменения в этом отношении(положительный ответ в 90,90% случаев). При этом люди указывают на связь таких изменений и улучшение персонального самочувствия. Наибольшие изменения в состоянии отмечали опрошенные после прохождения продолженных курсов. 54,54% опрошенных проходили их 1-3 раза, 14,5% от 3 до 5 раз, более 5 раз 18,8% опрошенных. После первого продолженного курса 89,1% отметили улучшение психического состояния, 36,9%- увеличение активности, 26%-улучшение отношений с окружающими, семьёй, отсутствие каких-либо видимых изменений отмечали 6,5% опрошенных. Среди комментариев наиболее распространенными были: «постижение истинной реальности», «координальные изменения в области жизненных ценностей», «изменения отношения к людям, осознание собственных возможностей». Причем, именно окружающие зачастую замечают и отмечают позитивные изменения в состоянии и поведении прошедших курс (спокойствие, снижение агрессивности), что в последующем мотивирует и их на прохождение базового курса, дальнейшие занятия. Изменения со стороны соматического состояния представляются вторичными, вследствие известного механизма активизации защитных сил организма (по аналогии со многими общеукрепляющими системами). Наиболее распространенная длительность изменений, последовавших за прохождением продолженного курса от 6 месяцев до 1 года. Большое количество респондентов отмечали долгосрочность наступивших изменений и зависимость их от наличия поддерживающих занятий. Позитивные изменения, наступившие после прохождения продолженных курсов были настолько субъективно выражены, что опрошенными вновь и вновь повторялся опыт прохождения их (65%) в среднем от 3 до 10 раз. При этом отмечалось в 80,55% улучшение психического состояния, в 33,33%- физического состояния, в 50%- повышение активности, работоспособности, без изменений состояние осталось у 8,3%, ухудшение состояния отметили 2,7% опрошенных, затруднились ответить-8,3%. Наиболее распространенные комментарии: «расширение возможностей жизни», «нет болезней, стрессов, изменение целей жизни», «чудесные перемены», «окрыленность, прорыв сил», «ясность, свет вокруг», «меняется не только физическое состояние, но и мироощущение», «исчезновение агрессии, внутренний покой». В отдельных случаях отмечались катарсические переживания, достаточно «экзотические» физиологические улучшения- «улучшение обоняния», «увеличение объема грудной клетки». Длительность изменений составила: у 38,8% обследуемых-«постоянные», у 27,7% от 1 до 3 месяцев, у 2,7% от 3 до 6 месяцев, у 19, 4% до 1 года, и более 1 года у 13,8% обследуемых.

Приблизительно похожие результаты были получены и по поводу ДСН-курсов, которые прошли 1 раз 83 % обследуемых из данной группы, 14 % -2 раза. Комментарии к изменению состояния после прохождения ДСН: без изменений 25%, ухудшение состояния отметили 2,7% опрошенных, затруднились с ответом 33,33%, отметили улучшение физического состояния- 23%, улучшение психического состояния-33%, а повышение работоспособности, активности 28% опрошенных. Комментариями по поводу прохождения курса у тех, кто наблюдал долгосрочные результаты (у кого 2 курса) было следующее-«расширение зоны комфорта, твердость внутри», «уверенность», «повышение дисциплины, избавление от негативных качеств». Заинтересовало также в исследовании и нынешнее «постоянное» состояние. При оценке физического состояния, задавался вопрос о наличии хронических состояний, периодичность их обострений, ответы были следующие. Хорошее состояние без жалоб, «когда не надо обращаться к врачам», дали 78% опрошенных, отсутствие улучшений отметили 5%, «улучшение со стороны какого-то органа или системы» констатировали 7% опрошенных. Также отмечались комментарии по поводу физического самочувствия такие как «утомляемость остается, но после практик гораздо лучше», «отличное, никаких болезней нет и в помине», «когда, прекращаю делать практики возвращается плохое самочувствие, начинаю опять болеть». Отмечались не только компенсация хронических заболеваний, но и повышение работоспособности, способности переносить гораздо большие функциональные, стрессовые нагрузки без последующих декомпенсаций соматических заболеваний. Многие из опрошенных отмечали наличие способности справляться с нагрузкой при имеющейся тяжелой патологии, избегая обострений, инвалидизации. Практически все отмечали, что болеть стали реже, при этом и «задумываться» о болезнях «повода нет». Т.о. это можно расценить и как улучшение со стороны соматического состояния и как формирование нового стиля жизни, уклада, где нет места мыслям о болезнях, ипохондрической фиксированности, а наблюдается наполнение новым психологическим смыслом и стилем- ориентацией на активность, полноценную жизнь. На вопрос об актуальном сейчас психологическом состоянии были получены следующие ответы. «Улучшилось, хорошее» -85,45%, «ухудшилось» -3,6%, «без изменений» -1,8%. Причем ухудшения отмечали преимущественно те, кто «давно не практикует», «прервал занятия». У тех, кто практикует постоянно, превалировали позитивные оценки и нарастание изменений.

Также в данном опроснике целесообразно было использовать шкалы самооценки, где обследуемые могли произвольно расположить отметку своего самоощущения по отношению к разным событиям. Эти отметки во время анализа были разделены на приблизительные отрезки, которые оценивались как: среднее, или «нейтральное состояние», отрезок с позитивными оценками состояния был поделен приблизительно на 4 равные части, соответственно от 0 до 25 %, от 25до 50%, от 50 до 75%, от 75 до 100%, также был поделен отрезок, на котором отмечалось негативное состояние- от 0 до 25%, от25 до 50%, от 50 до 75%, от 75 до 100%. Т.о. по произвольному расположению отметки на шкале становится возможным отрефлексировать и оценить степень субъективной значимости и восприятия произошедших изменений. При этом отмечалось. До прохождения первого базового курса: одинаковое количество нейтральных и плохих оценок (до 25%), а после в большинстве случаев- «хорошее» до25% и более. После повторных базовых курсов, которые проходили 46 из 55 опрошенных, отмечали хорошее самочувствие (до25%)-35% опрошенных, до 50%- 29% опрошенных и далее. Т.о. наблюдалась устойчивая тенденция оценки своего состояния как хорошего, изменяющегося к лучшему. Она же прослеживается при оценке своего состояния после первого продолженного курса. Продолженные курсы прошли 48 из 55 опрошенных, они оценили свое состояние преимущественно как хорошее, но оценка была выше, чем в случае с базовым курсом (50-75% по шкале)-37%, затем оценка в зоне «хорошее до100%»-29% опрошенных, гораздо меньшее количество респондентов оценили свое состояние ниже. Приблизительно такая же динамика в самооценке своего самочувствия наблюдалась при ответе на вопрос о повторных продолженных курсах. Наибольшее количество отметок было сделано в зоне «хорошее (до 100%)» - 58% опрошенных, далее «хорошее (от 25-50%)» - 17% опрошенных, и «хорошее (50-75%)» - 14% опрошенных. Т.о. статистически подтверждается склонность к нарастанию, укреплению установившейся тенденции. Распределение отметок при оценке своего состояния после прохождения курса ДСН (42 человека) было следующим. Наибольшее количество отметок в зоне- хорошее до100% - 57% опрошенных, затем - хорошее(50-75%)- 22% опрошенных, при этом 2 отмечали ухудшение состояния с комментариями, позволяющими судить о наличии сопротивления информации, полученной о себе, своих слабых местах, это вызвало протест, ухудшение психического и физического состояния, но кратковременное, в последующем эти же люди считали, что это «сделало сильнее», подготовило к большим нагрузкам. Просьба оценить нынешнее состояние была отрефлексирована следующими оценками: наибольшее количество отметок в зоне «хорошее до100%»-49%, далее оценка «хорошее(50-75%)»-20% опрошенных, затем «хорошее (25-50%)»- 18% опрошенных, затем «хорошее(до 25%)»- 15% опрошенных. Очень интересным показалось высказывание, «чем выше интервал, тем выразительнее результат, при постоянных занятиях рефлексировать не с чем, состояние стабильнее, нет точки отсчета». При этом важной особенностью оценки изменений как отмечалось выше была оценка окружающими поведенческих, эмоциональных изменений опрошенных. Зачастую точка отсчета для сравнения бывает утеряна, поскольку изменения, произошедшие с одним членом семьи, первичной группы «подвигают» оставшихся на прохождение базового курса. В последующем происходят системные изменения взаимоотношений, стратегий, стиля жизни, что уже воспринимается как «должное», само собой разумеющееся. В связи с чем оценка с помощью субъективных методик несколько проблематична и для дальнейших исследований в этой сфере необходимы дальнейшие разработки методик оценки. Но даже при использовании достаточно грубых методов оценки обращает внимание количество и качество позитивных изменений, прослеженных в выборке занимающихся по программам «ИЖ», причем длительность занятий и «степень погружения» в программу определяют оценку от эмоционально обусловленной позитивной до фиксирования реально существующих, длительных, объемных изменений в жизни, её стиле, стратегиях, качестве.

Косвенными показателями адаптации в социуме будут служить деловая активность, уровень занятости населения, вовлечённостью в сферу отдыха, туризма, как критерий сбалансированности жизни. О дезадаптированности, на наш взгляд будут свидетельствовать показатели физического здоровья населения, как проявление «усталости», рост психосоматики, как стратегии ухода - «попытка пережить проблему телом», рост пограничной психопатологии, показатели суицидальной активности, распространённость наркологических проблем, проявления девиантных форм поведения. В случае проведенных исследований мы убедились, что наблюдались изменения, затрагивающие в первую очередь уровень «социального здоровья» - это и повышение уровня социальной компетентности, социальной активности, расширение круга общения, изменение стиля общения с окружающими, более гармоничные отношениям с ними, смещение приоритетов ценностей с превалирования приватной сферы на рост уважения к интересам окружающих, расширение сферы интересов, приложения активности, успешности в карьере, сбалансированности жизни в целом. Т.о. подтверждение факта повышения социальной адаптации при прохождении программ «Искусство жизни» является неоспоримым. Отмечались выраженные изменения со стороны психологического состояния, (выравнивание настроения, повышение стрессоустойчивости, купирование имеющихся эмоциональных проблем: депрессивных, тревожных, астенических расстройств, поведенческих нарушений, вследствие раздражительности). Отмечались также и изменения в соматической сфере, купирование имевшейся соматической патологии, от функциональных расстройств, до компенсации некоторых хронических состояний. Однако нет убедительных данных за то, что это произошло непосредственно вследствие занятий по программе «Искусство жизни», а вероятно было вызвано активизацией защитных сил организма, систем саморегуляции, при непосредственной нормализации эмоциональной сферы. Для подтверждения или опровержения данного утверждения необходимо проведение более детальных исследований, связанных с этой сферой. Но неоспоримым фактом, является то, что формируется более «здоровое» отношение к своему телу, активность в поддержании его в достойном состоянии, формирование навыка «здорового образа жизни» не на словах, а на деле, снижение ипохондрической настроенности, снижение риска среди данной группы населения развития вредных привычек, заболеваний, связанных со стрессовой нагрузкой, перенапряжением. Также велики возможности данной программы в развитии потенциала личностного развития, реализации человека и формировании культуры социальной ответственности, моделировании социальных ценностей, преодолении фиксирования на малой группе, расширение «зоны общения» и ответственности, что несомненно повышает степень социального здоровья. А это повышает уровень психического здоровья, а вслед за ним и физического. Из проведенных исследований видно, что улучшаются все три «составляющие» здоровья, подтверждая мнение ВОЗ о том, «курс «Искусство жизни»» является «эффективным методом немедикаментозного лечения», № 2.

Список литературы:

1. Бляхер Л.Е. «Нестабильное общество», Хабаровск, Дальневосточное отделение Академии Наук, 2003, с. 91-96).

2. Бхарат Ю. «Индия: Ашрамы.», М.: Амрита- Русь, 2004,-с. 141.

3. Галимулина З.Х. Маргиналы: понятия и эмпирическая реальность социологической науки. Автореф. дис. 1995.)

4. Динамика ценностей реформируемой России, (Рос. Акад. Наук) М. 1996.

5. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века/ Пол руководством Шляпентоха В.Э., Шубкина В.Н., МОНФ, 1999, с.21

6. Корель Л.В. «Социология адаптаций: этюды апологии»Новосибирск:ИЭОПП, 1997г., с.132

7. Корель Л.В. «Социология адаптаций::вопросы теории, методологии и методики» автореф. к докт. дис., Сибирск. Отд. РАН, ИЭОПП, Новосиб. 1999г.,с.63.

8. Лукина К.В. «Динамика общей картины статусного рассогласования и социального самочувствия в условиях кризиса», «Социальные процессы: структура и содержание», Хабаровск, Изд-во ХГТУ 2002, с.56

9. Лукина К.В. «Кризисное сознание и внешние воздействия», Межвузовский сборник статей аспирантов и соискателей «Стратегии социального взаимодействия», Хабаровск,Изд-во Хабаровского государственного технического университета, 2002, с.55

10. Лукина К.В. «Маргинализация социальной структуры как проявление кризисного сознания (на примере Дальнего Востока России) Автореферат на соискание степени кандидата социологических наук, Хабаровск, Хабаровский госудасртвенный Технический Университет, 2003 г., с. 14

11. Попова И. П. Новые маргинальные группы в Российском обществе. Журнал «Социс», №7 1999.

12.«Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии.Под ред. Райгородского Д.Я., Самара, Изд. дом. «Бахрах», 1996, с.322-324

13. Яницкий М.С. «Ценностные ориентации личности как динамическая система.» Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000, с.146, с.122-131, 136- 139.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.