Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ЙОГИ





Р.Л. Биджлани, проф., зав. кафедрой физиологии,

Всеиндийский институт медицинских наук, Нью-Дели

 

Краткое содержание

Изучение нейрофизиологических эффектов йоги может быть разделено на две большие группы:

1. Исследование краткосрочных эффектов, возникающих непосредственно во время занятий йогой или сразу после их окончания.

2. Исследование долговременных эффектов йоги.

Исследования краткосрочных эффектов сосредоточены на пранайаме и медитации. В зависимости от вида пранайамы можно воздействовать на симпатическую и парасимпатическую системы. Во время медитации альфа ритм ЭЭГ приобретает сопротивляемость к блокировке сенсорными стимулами, регулярность и амплитуда альфа волн увеличиваются, кожно-гальваническая резистентность также увеличивается. Эффекты, получаемые во время медитации на конкретном объекте, отличаются от тех, которые получены при медитации на нейтральном понятии. Кроме того, медитация – это не автономное состояние бездействия: нормой при медитации является дифференцированная активность, а не отсутствие нейроактивности. Исследования долговременных эффектов выявили преобладание альфа ритма ЭЭГ у йогов и снижение спонтанных кожно-гальванических реакций у тех, кто практикует трансцендентальную медитацию. Ряд исследований, проведенных в последние годы в Свами Вивекананда Кендра, Бангалор, показывают наличие улучшений в различных аспектах в результате регулярной практики полного комплекса йоги в течение от нескольких дней до нескольких месяцев. Видимо долгосрочные эффекты йоги вовлекают пластичность нервов, что приводит к стойким изменениям в структуре и функциях мозга.

Йога – глубокий физический, эмоциональный и познавательный опыт. Следовательно, некоторые гипотезы, касающиеся нервной системы в соотношении с эмоциональным и познавательным развитием, могут быть применимы также и к йоге. Стоит также поразмышлять, влияет ли содержание мыслей на нервную систему индивидуума. Предшествуют ли изменения в нервной системе процессу мышления или следуют за ним, также остается спорным. С точки зрения философии йоги возможно мысли предшествуют структурным и химическим изменениям в мозге. Другими словами, это триумф мысли над материей.

«Не в форме Материи как таковой, а в силе, которая действует в Материи, должны искать мы происхождение мысли» – Шри Ауробиндо, комментарии к Кена Упанишад.

Когда профессор Б.К. Ананд и его коллеги сообщили в 1961 году, что опытные йоги пребывают намного больше времени в период активного бодрствования в альфа ритме ЭЭГ, чем это было обнаружено у обычных людей, к их результатам отнеслись с большим скептицизмом. В то время как исследователи чувствовали, что практика йоги привела к определенным изменениям в мозге, которые проявились в виде преобладания альфа ритма, критики подвергли сомнению эту интерпретацию и предпочли предположить, что различие, возможно, присутствовало до начала занятий йогой. Они даже посчитали вероятным, что люди с преобладанием альфа ритма более склонны заниматься йогой. В основе скептицизма лежало закоренелое убеждение, что сформировавшийся мозг не подвергается никаким изменениям в течение взрослой жизни, кроме случаев поражения болезнью. Но такое представление о мозге уже устарело. Недавние исследования показывают, что, в то время как разветвленная система нервных связей генетически предопределена, более мелкие детали подвержены изменениям. Могут измениться не только эффективность синаптической передачи и спектр нейромедиаторов, нервные связи могут развиваться или атрофироваться в ответ на специфические воздействия. В последние годы было проведено несколько исследований, касающихся нейрофизиологических эффектов йоги. Эти исследования могут быть разделены на две большие группы: те, в которых исследовали краткосрочные эффекты, возникающие непосредственно во время занятий йогой или сразу после их окончания и те, в которых исследовали долговременные эффекты йоги. Хотя краткосрочные и долговременные изменения могут часто быть взаимосвязанными, для удобства они обсуждались отдельно.

Краткосрочные эффекты

По наблюдениям, пранайама (ujjayi, bhastrika и kapalabhati) увеличивает амплитуду и снижает латентность первой N волны вызванного потенциала слухового нерва средней латентности. Дыхание через правую ноздрю увеличивает частоту сердечных сокращений в сравнении с дыханием через левую ноздрю. Можно предположить, что намеренное дыхание через правую ноздрю ведет к стимуляции симпатической нервной системы. Это было подтверждено Теллесом и его коллегами, которые наблюдали увеличение потребления кислорода, повышение систолического артериального давления и уменьшение наполняемости пульса через 45 минут дыхания через правую ноздрю. Однако эффекты различных типов пранайамы могут быть различны. Было выявлено, что капалабати снижает активность блуждающего нерва, тогда как при исследовании нади судди пранайамы не было выявлено каких-либо существенных эффектов.

Исследования медитации

Было проведено большое количество исследований людей, находящихся в состоянии медитации. Медитация – это ряд разнообразных практик, присутствующих в различных культурах, включая йогу. Большинство медитаций характеризуются следующими двумя чертами: сенсорным ослаблением и неаналитическим вниманием. При изучении нескольких опытных медитаторов профессор Б.К. Ананд и его коллеги наблюдали то, что сенсорные стимулы, такие как громкий шум или холодный/горячий предмет, которые обычно блокируют альфа ритм, не могли вызывать такой эффект у йогов в состоянии медитации. В 1970-е г.г. было проведено большое количество исследований физиологических коррелятов ТМ (трансцендентальной медитации). Исследователи заметили, что в состоянии медитации гальваническое сопротивление кожи увеличивалось (уменьшение симпатической активности), а на ЭЭГ регулярность и амплитуда альфа волн возрастали. Несколько исследований медитации были посвящены символу Om и другим нейтральным мантрам. Исследования проводились как на опытных медитаторах так и на новичках в Свами Вивекананда Кендра, Бангалор. Их исследование средней задержки слуховых вызванных потенциалов предполагает, что у опытных медитаторов нервная активность облегчена либо на мезэнцефалическом либо на диэнцефалическом уровнях при повторении Om, но не при повторении нейтральных мантр. У новичков оба типа медитации замедляют нервную активность на данных уровнях. Замедление нервной активности рассматривалось как показатель усилий со стороны медитатора. Было также обнаружено, что медитация на мантре Om уменьшает сопротивление кожи, тогда как никаких изменений не отмечалось во время отвлеченного размышления или во время мысленного повторения нейтрального слога. Это интерпретировалось как обострение внимания во время медитации на мантре Om. О подобных результатах сообщали те исследователи, которые обнаружили увеличение числа сердечных сокращений во время медитаций Chinese Chi и Kundalini йоги. Эти сообщения бросают вызов традиционному пониманию, что медитация является автономным состоянием бездействия. Дифференцированная активность, а не отсутствие активности было также обнаружено при исследовании с помощью ПЭТ состояния медитации и нормального сознания в состоянии покоя. Во время медитации активность была зафиксирована в тех областях мозга, которые отвечают за образное мышление, тогда как в состоянии нормального сознания она была отмечена в областях, которые отвечают за внимание.

Долговременные эффекты

В классических исследованиях, проведенных около 40 лет назад, профессор Б.К. Ананд и его коллеги обнаружили преобладание альфа ритмов в ЭЭГ йогов. Спектральный анализ практикующих ТМ показал увеличение альфа/дельта ритмов и уменьшение бета/альфа ритмов. В дальнейшем были обнаружены лучшая сбалансированность и синхрония показаний ЭЭГ, снятых с левого и правого полушарий, а также лобных и затылочных полей. Кроме того, недавно появились сведения об увеличении бета 1 и бета 2 активности у практикующих СК по сравнению с контрольной группой здоровых лиц.

Кожно-гальваническая реакция (КГР) часто используется в исследованиях функций автономной нервной системы. В общем, занятия йогой склоняют баланс автономной нервной системы в сторону парасимпатического влияния. Исследования показывают, что те, кто занимаются ТМ имеют меньше спонтанных КГР, чем не медитирующие лица, что указывает на более низкую реактивность на стрессогенные раздражители. Эти данные подтвердились, когда испытуемые были подвергнуты ряду слуховых стрессогенных воздействий. По сравнению с людьми, не практикующими медитацию, они привыкали к раздражителям быстрее, и их КГР были более ровными. Результаты указывают на более низкую реактивность и большую стабильность симпатической нервной системы у медитаторов.

Исследования, проведенные в Свами Вивеканандв Кендра, Бангалор, были сконцентрированы на эффектах полного комплекса занятий йогой, состоящего из асанов, пранайамы, медитации и специальных занятий, посвященных различным аспектам в зависимости от типа нервной системы. Проведенные исследования показали улучшение зрения, твердости рук, координации мелких движений и увеличение скорости моторики.

Недавние исследования пластичности нервов показывают, что корковая репрезентация сенсорных и моторных зон коры расширяется, если задача выполняется неоднократно. Занятия йогой включают повторяющиеся сенсорные и моторные воздействия. Следовательно, естественным является то, что практика йоги использует пластичность нервов, чтобы вызывать и поддерживать долговременные изменения в структуре и функциях мозга.

Некоторые размышления

Йога – это глубокий физический, эмоциональный и познавательный опыт, и каждый аспект этого опыта способен влиять на мозг. В то время как существуют экспериментальные доказательства долговременных изменений в нервной структуре и функциях мозга в ответ на сенсорные и моторные (т.е. физические) воздействия, об эмоциональных и интеллектуальных воздействиях на мозг можно только догадываться. Здесь уместно сказать о некоторых гипотезах, касающихся постнатальной корковой специализации, связанной с познавательным развитием. Джонсон предполагает, что с накоплением опыта выполнения определенного действия происходит усиление локализации соответствующей функции в коре, возрастает избирательность определенной области мозга или усиливается активация соответствующей зоны коры в результате неоднократного повторения данного действия. Развитие человека с периода младенчества до взрослого возраста подобно развитию практик йоги от начального этапа до продвинутого садака (sadhak): последнее – это намного более долгий путь и качественно более радикальное преобразование. Кроме того, мы знаем, что значительная пластичность коры сохраняется даже в зрелом возрасте. Поэтому те же самые гипотезы могут быть применимы к корковым процессам, связанным с йогой.

Джон Скойлз выдвинул гипотезу о нервном субстрате когнитивной деятельности, такой как чтение, решение математических задач, игра в шахматы, которая возникла в процессе эволюции человеческого рода. Йога – древняя дисциплина, но она, конечно, возникла намного позже завершения процесса эволюции. Следовательно, его гипотеза может быть применима как к йоге, так и к любой другой познавательной деятельности. Он утверждает, что два ключевых фактора сделали возможной познавательную активность. Это пластичность нервов как процесс, и большая префронтальная кора, где эта активность имела большое поле для развития.

Йога – это не только когнитивная, но также и эмоциональная практика. Душевное равновесие, характерный признак йоги, имеет некоторое сходство с однообразными эмоциями, которые преобладают у пациентов с повреждениями префронтальной области головного мозга. Такие пациенты сохраняют способность анализировать и рассуждать, но не могут жить полноценной жизнью из-за своей эмоциональной скованности. Чтобы объяснить это явление, Damasio выдвинул следующую гипотезу: чтобы решить проблему, мы анализируем ситуацию и формируем несколько альтернативных решений. Мы используем дальнейшее размышление, чтобы просчитать последствия каждого решения. Некоторые из этих последствий приятны, другие не столь приятны или вообще не приятны. Мы предвосхищаем эмоции, к которым приведут последствия того или иного решения, и обычно выбираем решение, которое приведет к наиболее приятным последствиям. Но так как для пациентов с повреждением префронтальной области нет различия между приятным и неприятным, они часто принимают неправильные решения – решения, которые приносят им страдания. Значит ли это, что йоги, находясь в состоянии глубокого спокойствия, склонны принимать неправильные решения? Ответ – да, и это не зависит от перспективы. Йоги развивают душевное равновесие, но сохраняют эмоцию любви: всеобъемлющую и безусловную любовь, которая не требует ничего взамен. Решения, основанные на всеобъемлющей любви, могут быть вредны для личностных интересов индивидуума и, следовательно, могут оказаться неправильными решениями. Но у йогов это осознанные решения, основанные на их необычном мировоззрении, а не ошибочном суждении из-за неспособности чувствовать.

Стоит также подумать о том, влияет ли содержание мыслей на нервную систему индивидуума. В то время как отдельные разрозненные мысли не могут оставить глубокий след, целостный поток мыслей может. Например, склонность к парасимпатическому преобладанию нервной системы у йогов может быть результатом не только выполнения физических упражнений, но и постоянных медитаций и принятия философии самоотрицания, неосуждения, всеобъемлющей любви. Начиная с коры головного мозга вниз к периферическим нервам автономной системы через лимбическую систему и гипоталамус, может быть увеличение числа и эффективности синапсов, ведущих к парасимпатическому выбросу, и атрофии тех синапсов, которые ведут к симпатическому. Остается открытым вопрос, могут ли простые мысли изменять нервные связи и тип нейромедиатора. Например, отличаются ли интеллект и эмоции йогов от таковых у обычных людей, потому что они изначально обладают другим (отличающимся) мозгом; или они начинают мыслить иначе, имея «стандартный» мозг, и это приводит к изменениям в мозге, что в свою очередь делает их уникальный мыслительный процесс их второй природой. Это подобно размышлениям о первичности курицы или яйца. Даже если мозг йогов отличен от мозга обычных людей, это может быть из-за практик йоги (садана) в предыдущих жизнях. А садана в этой жизни, вероятно, вызывает еще большие изменения в мозге того же рода. Таким образом, с позиций философии йоги можно предположить, что мысль первична, а структурные и химические изменения в мозге вторичны. Другими словами – это победа мысли над материей.

 

 

EEG DURING SUDARSHAN KRIYA:

A QUANTITATIVE ANALYSIS

M. Bhatia

Assoc. Prof. Clinical Neurophysiology,

Dept. of Neurology

All India Institute of MedicalSciences, N. Delhi, India

 

Introduction

Sudarshan Kriya (SK) (a rhythmic breathing process), was devised by Sri Sri Ravi Shankar. The word " Sudarshan" translated from its original Sanskrit Su = right, Darshan = vision, "Kriya" means purifying action. This is thus not a pure meditation technique, and has been defined as a state of relaxation by some and a state of consciousness by others. This is practiced as a brief & practical self-help stress-management strategy. Subjective reports from the participants indicate that it reduces anxiety & depression and SK has been found to be useful in the treatment of depression. Various tools have been used to study the effect of relaxing techniques on the mind. These include EEG, evoked potentials (BAER, P300, Middle latency potentials), fMRI, SPECT. EEG has been used to study changes during meditation, and also long-term effect of regular practice of meditation for the past 2-3 decades. During Transcendental Meditation(TM) an increased regularity and amplitude of the alpha activity was noted. The results have been contradictory as different processes produce different changes. The changes observed have been linked to the type of meditation and duration of meditation practice, as subjects varied greatly in their meditation techniques, expertise and their performance. The difference in technique may produce a dichotomy of physiological effects. Most of the physiological research on meditation has been carried out on TM, it is not known whether other stylized practices create the same physiology.

There are no reports at present on changes in EEG and SK. The aim of the present study was to study the sequential changes in EEG, during the SK.

Study Design and Methodology:

Five regular practitioners of SK formed the study group. They were connected with Ved Vignan Maha Vidya Peeth, who regularly practiced and taught SK. They had attended the basic course (22hrs), advanced course (4 days) and the teachers training course. All were females, with a age range from 35-45 years, with similar socioeconomic background and education. None had a psychiatric illness, neurologic illness, and none of the subjects were on chronic medications. All the subjects were asked not to take any central nervous system stimulants/ caffeine prior to the test.

EEG: All recording were done in similar conditions. The ubjects were asked to be comfortable, seated on a chair, with their eyes closed. Electrodes were placed according to the 10-20 system of electrode placement; the recording was conducted on a 21 channel digital EEG machine, (Profile, Oxford UK), with AD conversion of 22 bits, and sampling frequency of 256Hz. Filter settings were 0.5- 50Hz, a standard sensitivity of 7 uV/mm and a paper speed of 30 mm/sec.was used for recording the data.

Artifacts free epochs of 6sec. duration were selected at the rest condition, during the Pranayam, Bhastrika and the 3 phases of SK in the first cycle and the 6th cycle, at the end of the SK, and every 5mts after that for 20 minutes. The pruned data was subjected to FFT analysis using MATLAB. The EEG frequency bands were defined as follows: Delta - 0-4 Hz, Theta - 5-7 Hz, alpha -8-12Hz, Beta 1:13-18 Hz, Beta 2: 19- 30 Hz., and the power calculated in each band and corresponding frequency maps were drawn.

Results:

Coherence: An increase in coherence was observed in the 6lh cycle predominantly in the fronto-central regions in the beta band, and posteriorly in the alpha band.

Frequency Analysis: There was an increased alpha activity posteriorly during the SK. In addition a central midline theta activity was observed. The resting EEG demonstrated an increased focal beta activity. GSR- Increase was observed during the SK.

Discussion:

The increased coherence suggests increased connectivity. This is suggestive of more efficient information processing. The central midline theta activity, and increase in GSR suggests activation and the increased alpha is suggestive of relaxation. Thus there is a combination of relaxation and activation during theSK.

Larger no. of subjects need to be studied to define these changes further.

References:

1. Janakiramaiah N, Gangadhar BN, Naga Venkatesha Murthy PJ, Harish MG, Subkarishna DK, Vedamurthachar A. Antidepressant efficacy of Sudarshan Kriya Yoga (SKY) in melancholia: randomized comparison with electroconvulsive therapy (ECT) and imipramine. Journal of affective disorders 2000; 57: 255-259

2. Anand BK, Chhina GS,Singh B. Some aspects of electroencephalographic studies in yogis. Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1961;13: 45-56

Naga Venkatesh Murthy PJ, Gangadhar BN. and Subbarkrishna DK, P300 amplitude and antidepressant response to Sudarshan Kriya Yoga (SKY). J Affect Disord 1998; 50(1): 45-8

3. Da Silva FL. Neural mechanisms underlying brain waves: from neural membranes to networks. Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1991; 79: 81-93.

4. Stigsby B, Rodenberg JC, Moth HB, Electroencephalographic findings during mantrameditation (Transcendental Meditation): A controlled, quantitative study of experienced meditators. Electroencephal. Clin. Neurophysiol. 1981;51:434-442

5. Tebecis AK. A controlled study of EEG during transcendental meditation: comparison with hypnosis. Folia psychiat. neurol Jap. 1975; 29: 305-313

6. Das NN et Gastaut H. Variations de l'activite electrique du cerveau, du coeur et des muscles squeletiques au cours de la meditation et de 1' extase yogique. Electroenceph Clin Neurophysiol. 1957;6: 211-219

7.Hebert R, Lehmann D. Theta burst and EEG pattern in normal subjects practicing the transcendental meditation technique. Electronceph. Clin. Neurophysiol. 1977; 42: 397-405

8. Kubota Y, Sato W, Toichi M, Murari T, Okada T, Hayashi A, Senguko, A. Frontal midline theta rhythm is correlated with cardiac autonomic activities during the performance of an attention demanding meditation procedure. Brain Research Cognitive Brain Research. 2001; 11: 281-287

9.Markand O.N. Alpha rhthms. Journal of Clinical Neurophysiology 1990;7:163-189

10.Oken B.S., Sailnsky M. Alertness and attention: Basic science and electrophysiological correlates, Journal of Clinical Neurophysiology. 1992; 9:480-4

11. Bertrand O., Tallon B.C. Oscillatory gamma activity in humans: a possible role for object representation. International Journal of Psychophysiology 2000;38: 211- 223

12. Pfurtscheller G., Stancak A.Jr.,Edlinger G. On the existence of different types of central beta rhythms below 30Hz. Electroencephal. Clin. Neurophysiol. 1997; 102(4): 316-25

13. Inouye T., Shinosaki K., Iyama A., Matsumoto Y. Localization of activated areas and directional EEG patterns during mental arithmetic. Electroenceph. Clin. Neurophysiol 1993; 86: 224-232

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЭЭГ ВО ВРЕМЯ СУДАРШАН КРИЙИ:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

М. Батья, доцент кафедры неврологии

Всеиндийский институт медицинских наук, Нью-Дели, Индия

 

Сударшан Крийа (СК) (процесс ритмичного дыхания) была разработана Шри Шри Рави Шанкаром. Слово «Сударшан» в переводе с санскрита означает «су» – правильный, «даршан» – зрение, «крийа» – очищающее действие. Таким образом, это нельзя назвать исключительно техникой медитации. Некоторые определяют ее как состояние релаксации, другие – как состояние сознания. Она практикуется как краткосрочная самопомощь для снижения стресса. Субъективные данные, полученные от участников, показывают, что она снижает тревожность и депрессию. И уже установлено, что СК полезна при лечении депрессии. Различные методики использовались для изучения влияния техник релаксации на состояние ума. В последние 2-3 десятилетия ЭЭГ использовалась для исследования изменений, происходящих во время медитации, а также долгосрочного эффекта регулярной практики медитации.

В настоящее время нет сведений об изменениях показаний ЭЭГ при СК. Целью данного исследования было изучение последовательных изменений ЭЭГ во время СК.

Методика исследования:

Пять человек, регулярно практикующих СК, составили группу исследования. Они были связаны с Вед Вигнан Маха Видья Пит, который регулярно практиковал и преподавал СК. До исследования они прошли базовый курс (22ч), продвинутый курс (4 дня) и курс подготовки учителей. Все испытуемые были женского пола из возрастной группы 35-45 лет, принадлежали к одному социоэкономическому классу, имели примерно одинаковое образование. Ни одна из участниц не имела психических, неврологических заболеваний, и никто из испытуемых не принимал медикаментозных препаратов на момент проведения исследования. Всех испытуемых просили перед проведением тестов не употреблять никаких средств, стимулирующих деятельность центральной нервной системы, таких как, например, кофеин.

ЭЭГ: Все показания снимались в практически одинаковых условиях. Испытуемым было предложено сесть в кресло, принять удобное положение и закрыть глаза. Электроды размещали согласно системе 10-20; показания снимались на 21-канальном цифровом электроэнцефалографе (Profile, Оксфорд, Великобритания), с конверсией AD в 22 бита и пробной частотой 256 Гц. Фильтры были установлены на частоте 0.5-50 Гц, для записи показаний использовали стандартную чувствительность 7 uV/мм и скорость движения бумаги 30 мм/сек.

Артефакты длительностью 6 секунд были выбраны в состоянии покоя, во время Пранайам, Бастрика и трех фаз СК в первом цикле и шестом цикле, по окончании СК и каждые пять минут после этого в течение 20 минут. Упрощенные данные подвергли анализу FFT с использованием MATLAB. Диапазон частот ЭЭГ был следующий: дельта 0-4 Гц, тета 5-7 Гц, альфа 8-12 Гц, бета 1: 13-18 Гц, бета 2: 19-30 Гц. Были составлены также графики мощности в каждом диапазоне и соответствующей частоты.

Результаты:

Когерентность: Увеличение когерентности наблюдалось в шестом цикле преимущественно в лобно-центральных областях в бета-диапазоне, и в задних областях в альфа-диапазоне.

Анализ частоты: Во время СК наблюдалось увеличение альфа-активности в задних областях. Кроме того, отмечена тета-активность в области теменно-центральных отведений. ЭЭГ в состоянии покоя показала усиление очаговой бета активности. Во время СК наблюдалось усиление кожно-гальванической реакции.

Заключение:

Повышение когерентности предполагает усиление степени связи. Это предположительно говорит о более эффективной обработке информации. Тета-активность в области теменно-центральных отведений и усиление кожно-гальванической реакции может говорить об активации, а усиление альфа-активности – о релаксации. Таким образом, во время СК наблюдается сочетание релаксации и активации.

 

 

POSSIBLE BIOLOGICAL BASIS FOR PSYHO-PHYSICAL BENEFITS OF PRANAYAMA PRACTICES

 

Prof. N.Kochupillai

Professor & Head, Department of Endocrinology,

All India Institute of Medical Sciences, New Delhi

 

The word 'Abhyasa' can be crudely translated to English language as 'practice'. However a more precise translation encompassing all the literal dimensions of the Sanskrit word would be "sustained & successful practice". In my mother tongue 'Malayalam' the word 'Yoga' is not used in isolation. It is commonly known as 'Yogabhyasa'. It is a self-evident truth to anyone who has been successful in sustained yogic practices that success in the practice depends on learning from positive experiences (Anubhava) gained along the practice. Practice perfected by experience is at the core of progress in Yogabhyasa. Adherence to rigid rules of practice can be obstructive to yogic progress. The Hatha Yoga Pradeepika1 for example warns:

7 lathayoga Pradeepikn'

Meaning: Excessive adherence to 'rigid rules of Practice' among other things, destroys 'Yoga'.

Why should sustained practice and experience related innovations be critical to progress in Yogabhyasa? To my mind this is so because the psycho-physical and spiritual (Holistic) practice of yogabhyasa is also, simultaneously, a subjective exploration of its 'body-mind impact and related individualization of the Practice, on course, to achieve unwavering progress. Yogic practices are astutely designed on the basis of compelling subjective experiences of powerful minds with the creative elan to explore Existential Truths beyond the edge of objectivity, aeons before modern psyho-neuro-biology began exploring the science of "self" with sophisticated technology. Indeed, every genuine practitioner of yogabhyasa is in search of the 'self adopting 'contour maps' of practice left behind by those inveterate explorers of our mind-body mystery! However, despite adoption of those authoritative contour maps, exploration of the 'self necessarily remains an individual adventure. Therefore the need for 'abhyasa' guided by 'anubhava'.

In this presentation I would strive to explore the Neurobiology of 'Pranayama Practices' in the light of (a) state of the art understanding of the biology of breathing2 & (b) Inter-relating those facts of objective biology with the experiential gestalt of Pranayamic Practices. I shall be doing so using concepts & phraseology intelligible to the uninitiated, keeping in mind the general nature of the participants of the conference.

The Neurobiology of Breathing

Breathing can truly be described as "blowing the bellows of the 'Tire of Life'. Anyone who has practiced Pranayama in a 'sustained & successful' manner for a sufficiently long time would vouch for the positive physical and psycho-spiritual impact of these practices. Indeed, as stipulated by Patanjali3 , Pranayama is a pivotal component of the Ashtanga yoga prescribed for aspirants of spiritual life through the path of 'Raja Yoga'. The Hathayoga Pradeepika itself stipulate this practice as an important step in the ascent to Rajayoga.

Before briefly dealing with the neurobiology of Pranayama it will be helpful to dwell on the meaning & significance of the word itself for a moment. Literally the word means "the ebb & flow of PRAN". The Sanskrit word 'Prana' do not yield to English translation readily. It perhaps represents a comprehensive concept of an energising-integrating current that weave Life out of 'Prakriti'. It is there in the air currents of our breath, as also in the flux of bioelectricity through the myriad of axons and dendrites of the billions of nerve cells that energize & integrate our Being. It is there in the energetics of the tens of thousands of equilibrated bio-chemical reactions integrated within and across cell barriers, tissues & organ systems to engender the marvelous phenomenon of 'Life'. The word Pranayama perhaps represent the ebb &flow of this 'Life giving energy'.

To my mind it is difficult to reconcile the apparent incompatibility between the over arching concept of 'Prana' on the one hand and the mundane act of breathing and related exercises that the word 'Pranayama' come to represent in popular parlance! While oxygen intake & carbon dioxide expulsion are central to the physiology of breathing, it is important to realize that there are other equally vital neuro-biological dimensions to that physiology - the rhythmic respiratory drive that originate in the cardio-respiratory center of brain stem reticular formation. There is now recognition that the brain stem reticular formation & the chemo-electrical influences that emanate upward from it impinge on all the important cortical & sub-cortical neural structures that, in concert, structure 'Human consciousness'4. As we learn today, adopting sophisticated & state of the art technology like functional Nucleo-Magnetic Resonance & PET scanning, focussing conscious awareness on any bodily activity enhances blood supply and metabolic activity in the corresponding part of the brain that represent/control that activity. Based on this fact, it can be deduced that rhythmic breathing and its variants, as prescribed in various pranayma practices, with fully focussed awareness of the process, cannot but neuro-biologically influence the brain stem reticular formation & related Brain-Activity Gestalt involved in the elaboration of Human Consciousness. We also now understand the elaborate ways in which the ascending influences of the mind-brain reticular formation impinge on all key ingredients Human Consciousness. In the light of these insights on the neurobiological correlates of breathing and its linkages with the neural substrate of Human Consciousness, it is easy to understand how pranayamic practices are key elements in the Ashtanga Yoga Practice of spiritual sadhana prescribed for the natural expansion of 'Human Consciousness'.

The Experiential Gestalt of Pranayama

As already mentioned, Patanjali's Yogasuthra envisages Pranayama practice as a pivotal component of the eight-fold practices of 'Asthanga yoga' for spiritual development. Long practice of various yogic asanas and related mind-body disciplines enable the sadhaka to get rid of the mechanical awareness of breathing and through almost imperceptible slow rhythmic breathing anchor ones 'Conscious awareness' on the 'sound element' ofbreathing.

Pranayama practices are a powerful set of practices that help exclusively settle ones conscious awareness in the sound element of breathing and ultimately reach the higher & purer states of 'Dhyana'. To a beginner, it is difficult to hold on for long to such pure states of Dhyana, where one is in tune with ones pure Being without the perturbations of the 5 types of Vritties* that infest our 'normal' awareness. However long, devoted & dedicated practice of pranayama would enable one to enter & remain in Dhyana for varying lengths of time. As one proceeds with this, one recognizes a large number of one's habits & character traits, which intrude & interfere with successful practice of Dhyana. Realizing the positive impact of successful Dhyana, one gradually eschews all those intruding habits & traits to make progress. Patanjali stipulates 'Abhyasa' & 'Vairagya' as two pivotal frames of mind required to eliminate 'chittavrittis' and achieve progress in Dhyana and ascend higher in yogic states. But much before reaching higher states like Samadhi, one can clearly discern large number positive transformations in ones nature. These include a sense of serene imperturbability, reinforcement of positive emotions & weakening of negative emotions, a desire to be silent and avoid loud and aggressive people, a longing to be non-violent and helpful, a sense of compassion & concern for the deprived and above all a sense of contentment & peace within oneself!

These positive traits, as they emerge pari-passu with success in Dhyana, re-inforce mutually to further promote yogasadhana, enabling one to enter some of the most exhilarating journies of Self discovery & self fulfillment! How Pranayama and related dhyana bring about this wonderous transformation has been an abiding mystery to me. However

careful perusal of emerging scientific literature & interpreting them in the light of Pranayama related 'Swanubhava'has been an engaging Jigsaw! This has also become part of my Abhyasa!!5

* The five types of Vrittis described by Patanjali are (1) Pramana (2) Viparyaya (3) Vikalpa (4) Nidra & (5) Smrithi

Bibliography

1. The Hath yoga Pradeepika (Translation)(1991); Pancham Singh; Sri Satguru Publications, Shakti Nagar. New Delhi.

2. Annual Rev. Physiol (1998) 60; 385-405

3.'Patanjali Yoga Sutra' as published in "Raja Yoga" by Swami Vivekananda (Malyalam Translation) (1963). Sri Ramakrishna Mutt, Puranattukara. Trichur, Kerala.

4. 'The Brainstem' Lorna W. Role & James P Kelley. Chapter 44. Pages 683-699 in " Principles of Neuroscience" (1991) 3rd edition. Eric R.Kandall, James H. Sehwartz & Thomas E. Jessel (Editors). Elsevier, New York, Amsterdam, London, Tokyo.

5. "Yoga" & Neural Plasticity: Possible Neuro-Endocrine

Mechanism: N Kochupillai. Paper presented in the "12th International Conference on Frontiers in Yoga Research & Applications" Bangalore, India Nov 2001. Organisers:' Swami Vivekanand Yoga Anusadhana Samsthana, Bangalore-560018 INDIA

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.