|
Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. С. 484-492.
……быть человеком, как учит Декарт, - значит быть мыслящей вещью. Тогда неизбежен вывод: человек, раз и навсегда наделенный мышлением, бесспорно, владеет им как неотъемлемым, врожденным качеством, то есть он уверен, что он - человек. Но это - глубочайшее заблуждение. Человек никогда не уверен, что способен мыслить правильно. Повторяю, он всегда сомневается в своей правоте, в адекватности своего мышления. Вот почему можно со всей категоричностью утверждать, что в отличие от всех прочих существ человек никогда не убежден и не может быть убежден, что он человек. <... > Человек в отличие от остальных существ никогда не является собственно человеком, то есть самим собой. Быть человеком - значит быть жизненной задачей, рискованным приключение м на грани самого человеческого бытия. <... > человек - это драма. А драма, как правило, предполагает неопределенность относительно будущего, когда каждый новый грядущий миг преисполнен угроз и тревог. <... > человек всегда живет под угрозой утратить свою человечность. Дело не только в том, что с человеком что-то случается, а в том, что зачастую человеку угрожает опасность перестать быть собой. Такова печальная истина. Ибо каждый того и гляди перестанет быть самим собой, то есть тем уникальным, единственным человеком, каковым он является на самом деле. Большинство ежечасно предает того «самого себя», которым оно надеется стать. По правде сказать, личность - это герой, персонаж, который так и не реализует себя полностью. В свете сказанного понятен Пиндар, подытоживший свою этику известным императивом: стань самим собой. <... > История человечества - это череда кризисов, отступлений, упадков. Я имею в виду возможность тотального вырождения человечества, возврат к окончательному и полному отчуждению. <... > Человек мыслит не потому, что ему дан разум. Все проще: у человека нет иного выхода. Он обречен жить в мире, самоотверженно прокладывая себе путь, упорядочивая свою психическую деятельность в форме мышления. Вот почему человек выходит за пределы собственно природного, и прежде всего в поступках, в поведении. Ибо он вынужден постоянно следить, наблюдать за собой. Об этом я и хотел сказать, утверждая, что мы живем не для того, чтобы думать, а, наоборот, думаем, чтобы жить. <... > Приведенное рассуждение о мыслительной способности проясняет смысл предыдущего тезиса, что человек - это прежде всего и главным образом действие.
ЗАДАНИЕ №7 Кассирер Э. Опыт о человеке.М.,1996. С. 522-523 Если уж лингвисту и историку искусства для их «интеллектуального самосохранения» нужны фундаментальные структурные категории, то тем более необходимы такие категории для философского описания человеческой цивилизации. Философия не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической точке зрения, включающей все индивидуальные формы. Но не невозможность ли, не химера ли - такая всеохватная точка зрения? В человеческом опыте мы не находим тех различных форм деятельности, из которых складывается гармония мира культуры. Наоборот, мы находим здесь постоянную борьбу различных противоборствующих сил. Научное мышление противостоит мифологической мысли и подавляет ее. Религия в своем высшем теоретическом и этическом развитии стоит перед необходимостью защищать чистоту своего идеала от причудливых фантазий мифа или искусства. Таким образом, единство и гармония человеческой культуры представляются не более чем piиm desictenиm - благими пожеланиями, постоянно разрушаемыми реальным ходом событий. Здесь, однако, необходимо четко разграничить материальную и формальную точки зрения. Несомненно, что человеческую культуру образуют различные виды деятельности, которые развиваются различными путями, преследуя различные цели. Если мы сами довольствуемся созерцанием результатов этих видов деятельности - мифами, религиозными ритуалами или верованиями, произведениями искусства, научными теориями, - то привести их к общему знаменателю оказывается невозможно. Философский синтез, однако, означает нечто иное. Здесь мы видим не единство следствий, а единство действий, не единство продуктов, а единство творческого процесса. Если термин «человечество» вообще что-то означает, то он означает, по крайней мере, что вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм всякая деятельность направлена к единой цели. В конечном счете, должна быть найдена общая черта, характерная особенность, посредством которой все эти формы согласуются и гармонизируются. Если мы сможем определить эту особенность, расходящиеся лучи сойдутся, соединятся в мыслительном фокусе. Мы подчеркнули уже, что такая организация фактов человеческой культуры осуществляется в отдельных науках - в лингвистике, сравнительном изучении мифов и религий, в истории искусства. Все эти науки стремятся исходить из некоторых принципов, из определенных «категорий», с помощью которых явления религии, искусства, языка систематизируются, упорядочиваются. Философии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый самими науками. Но в свою очередь философия не может этим довольствоваться, она должна стремиться к достижению гораздо больших конденсации и централизации. В безграничном множестве и разнообразии мифических образов, религиозных учений, "языковых форм, произведений искусства философская мысль раскрывает единство общей функции, которая объединяет эти творения. Миф, религия, искусство, язык и даже наука выглядят теперь как множество вариаций на одну тему, а задача философии состоит в том, чтобы заставить нас услышать и понять ее. Фуко М. Воля к знанию. М. 1996. С.293, 295, 323, 398, 402, 403-404, 485,487
История последовательно диктует свои законы анализу производства, живым организмам и, наконец, лингвистическим группам. (1.293).
... 3а каких-нибудь несколько лет появились все те, ныне привычные знания, которые начиная с XIX века мы называем филологией, биологией, политической экономией... Потребовалось действительно фундаментальное событие, - несомненно, одно из самых основополагающих в западноевропейской культуре, - чтобы разрушить позитивность классическоro знания и установить другую позитивность, из которой мы сами до сих пор еще полностью не вышли (1.295).
Новая позитивность наук о жизни, языке,- экономике находит соответствие в трансцендентальной философии. Труд, жизнь, язык, таким образом, выявляются как трансценденции., которые делаюг возможным объекгивное познание живых существ, законов производства, форм языка (1.323).
Вплоть до конца XVIII века человек не существовал. Не существовал, как не существовали ни сила жизни, ни плодотворность труда, ни историческая толща языка. Человек - это недавнее создание, которое творец всякого знания изroтoвил собственными руками не более двухсот лет назад... Верно, что естественные науки рассматривали человека как род или как вид, свидетельство тому - спор о расах в XVIII веке. Со своей стороны и грамматика с экономией использовали такие понятия, как потребность, желание или память, воображение. Однако в эnистемологическом смысле человек, как Таковой, не осознавался. Классическая эnистема расчленяercя по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека (1.398).
Когда естественная история становится биологией, анализ боraтств - экономией, размышление о языке, что важнее всего, превращается в филологию, а классическая дискурсия, в которой находили свое общее место бытие и представление, исчезает вовсе, тогда в глубине этоro археологического изменения появляется человек в ero двусмысленном положении познаваемого объекra и познающеro субъекта... (1.402).
Человек в своем собственном бытии, со своей способностью образовывать представления возникает во впадине, оставленной живыми существами, предметами обмена и словами, когда, покинув представление, которое доселе было их исконным местом, они отстyпают -в глубину вещей, замыкаются на самих себя по законам жизни, производства, языка. Посреди них, замкнутый в образованном им круге, и намечается - более тoro, тpебуется - человек, поскольку именно человек говорит, поскольку именно он определяет свое место среди других животных..., поскольку, наконец, само соотношение потребностей человека и средств их удовлетворения непременно требуeт, чтобы он сам был основой и средством всякого производства (1.403-404).
Антропология представляет собою, пожалуй, основную диспозицию, которая направляет и ведет философскую мысль Канта дo наших дней. Эта диспозиция существенна потому, что она составляет часть нашей собственной истории, однако она уже близка к тому, чтобы распасться на наших глазах, ибо мы уже начинаем узнавать и ниспроверraть в ней посредством критики одновременно и забвение той первоначалъной открытости, котoрая сделала ее возможной, и то постоянное препятствие, которое упорно противится будущей мысли. Всем тем, кто-то еще хочет roворитъ о человеке, о eгo царстве и eгo освобождении, между тем, кто то еще ставит вопросы о том, что такое человек в своей сути, всем тем, кто хочет исходить из человека в своем поиске истины, и, наоборот, всем тем, кто сводит всякое познание к истинам caмoro человека..., - всем этим несуразным и нелепым формам рефлексии можно противопоставить лишь философический смех, то есть, иначе roворя, безмолвный смех.
В наше время - причем Ницше уже давно указал на этот поворотный момент - утверждается не столько отсутствие богa, сколько конец человека... (1.485).
Человек был натуpой между двумя способами бытия языка... человек, как без труда показывает археология нашей мысли - это изобретение недавнее. И конец ero, быть может, недалек. Если эти диспозиции исчезнут так же, как они некогда появились.., тогда - можно поручиться - человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке (1.487). Из книги «ИСТОРИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ». Т. 1. Воля к знанию :....Вездесущность власти: дело не в том, что власть обладает способностъю все объединять своим непреодолимым единством а в том, что она порождается в каждый момент, в каждой точке или, вернее, в каждом отношении одной точки к другой.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|