Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок





Аннотация

Шлюпка. Устройство и управление.

 

Ш69 Изд. 2-е, испр. и доп. М., Воениздат, 1976. 231 с. с ил.; цвет, при л.

 

Классификация, устройство, вооружение и эксплуатация гребных и гребно-парусных шлюпок. Методика обучения управлению шлюпкой на веслах и под парусом.. Организация подготовки и проведения шлюпочных соревнований и дальних походов.

 

Может служить справочником для офицеров, мичманов и старшин ВМФ, инструкторов морского туризма и молодежи, обучающейся в системе ДОСААФ.

 

(С) Воениздат, 1976.

 


Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок

 

Назначение

Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:

 

· подрыв плавающих мин;

· своз десанта;

· доставка разведывательных групп;

· оказание помощи терпящим бедствие судам;

· спасение личного состава в случае гибели корабля;

· промерные, водолазные и другие работы на воде;

· завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;

· сообщение с берегом и другими кораблями;

· транспортировка различных грузов;

· помывка или покраска борта;

· проведение спортивных мероприятий.

 

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.

 

Шлюпка – лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

 

Типы гребных и гребно-парусных шлюпок

Морские корабельные шлюпки классифицируются:

1. по роду движения – на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;

2. по материалу корпуса – на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);

3. по кормовому образованию корпуса – на транцевые (с тупой срезанной кормой – транцем) и вельботного типа (с острым образованием кормы)(1);

4. по роду движителя – на весельные, парусные и винтовые.

 

В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок.

 

Катера десятивесельные предназначены для учебно-спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

 

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.

 

Тузики – самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.

 

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

 

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

 

Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла(2) и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы.

 

Спасательные шлюпки – бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам – спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 – моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек – только моторными.

 

(1) Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют

 

(2)В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.

 

Нормы эксплуатации

Одно из главных условий безопасности плавания – соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.

 

На катерах, идущих на веслах или буксире по закрытым рейдам или гаваням при ветре < 5 баллов, допускается перевозить:

· на барказах – не более 5 человек на одно весло;

· на катерах – не более 5 человек на одну банку.

 

В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.

 

При перевозках людей на катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое. Ялам и вельботам на закрытых рейдах и в гаванях определены следующие нормы:

· шестивесельным ялам при ветре < 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек, при движении под мотором – 7 человек; при ветре < 3 баллов под мотором – не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре > 5 баллов запрещается;

· четырехвесельным ялам при ветре < 4 баллов и движении на веслах – 9 человек, при движении под парусами– 6 человек; при волнении моря < 2 баллам и движении под мотором – 9 человек. При ветре > 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке. Эксплуатация яла под мотором запрещается;

· двухвесельным ялам при ветре < 2 баллов – 3 человека. При волнении моря >2 баллов эксплуатация яла запрещается;

· вельботам при ветре < 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек.

 

Спасательным шлюпкам мореходность не ограничена. Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного человека.

 

При перевозках жидких и сыпучих грузов в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы:

· на катерах – 4–6 т;

· на шестивесельных вельботах – 3 т;

· на шестивесельных ялах – 2,5 т.

 

При ветре > 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.

 

Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров – старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.

 

Глава 2. Гребля и управление шлюпкой на веслах

 

Подгонка весел

Важное значение имеет для гребцов правильная подгонка весел и упорок для ног, которая проводится один раз, а также в случаях, когда шлюпка готовится к соревнованиям. Сначала отбирают весла: самые длинные –для гребцов средней банки, самые короткие – для баковых, оставшиеся – для загребных и в качестве запасных. На больших шлюпках длина весел постепенно уменьшается от средней банки к носу и корме.

 

Затем весла вставляют в соответствующие уключины и располагают по траверзу. Расстояние между рукоятями парных весел должно быть 10–15 см, излишки обрезаются. Поверхность рукояти тщательно обрабатывается стеклом или наждачной бумагой.

 

Чтобы гребцы легко находили свои весла, на вальках или веретенах (у распашных весел) наносят кольца: для правого борта – зеленой краской, для левого – красной. На веслах загребной банки наносят по одному кольцу, средней банки – по два и баковой – по три кольца. Ширина колец и расстояние между ними 10 мм. Первое кольцо наносят на расстоянии 10 мм от ближнего к веретену среза валька.

 

В некоторых учебных пособиях рекомендуется надрезать порядковые номера весел (начиная с загребных) римскими цифрами и закрашивать их зеленой и красной краской. Но при укладке весел цифры часто оказываются внизу и их не видно, что вызывает задержку при разборе весел.

 

Запасные весла не маркируются.

 

После подгонки весел по длине их уравновешивают, заливая расплавленный свинец в просверленные на вальке отверстия так, чтобы при гребле он находился в нижней части валька, иначе весло будет выворачиваться.

 

Правильно подогнанное весло, вложенное в уключину (серединой кожаной обшивки), должно иметь некоторый перевес лопасти к воде и принимать горизонтальное положение при подвеске к середине рукоятки груза массой в 4 кг (что приблизительно соответствует массе положенных на валек рук).

 

Упорки для ног подгоняют после распределения гребцов по банкам. Они должны находиться от банки на таком расстоянии, чтобы у гребца, сидящего нормально на банке, ноги, поставленные на упорку, были несколько согнуты в коленях. При отвале назад ноги гребца должны быть прямыми, на одной линии с корпусом тела. При правильной установке упорок сила гребца возрастает, так как вместе с руками в работе участвуют мышцы живота, спины и ног. Чтобы гребцы не падали назад, к упоркам для одной из ног (той, что ближе к диаметральной плоскости шлюпки) крепят парусиновые стройки (рис. 9). Нога на полступни должна входить в стропку.

 

Уключины должны быть подогнаны по гнездам, не шататься при гребле и быстро выниматься из гнезд. Веретено весла должно свободно вставляться в уключину и выниматься из нее. Сработанные уключины и подуключины заменяются новыми.

 

 

Техника гребли

Перед греблей по команде «Весла» гребцы должны принять исходное положение: сесть на банке прямо, заняв 3/4 ее ширины, чуть согнутые ноги должны упираться в упорки, кисти согнутых в локтях рук должны находиться на весле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз (рис. 32).

Рис. 32. Исходное положение для гребли (лопасть развернута параллельно поверхности воды)

 

Правильная посадка гребцов облегчает освоение техники гребли и дает возможность наиболее полно использовать их физическую силу. Гребок можно разделить на четыре фазы (рис. 33):

 

Б) Ввод лопасти в воду (3).

 

Лопасть вводится в воду быстро и энергично, но без удара. Наклон верхней кромки к корме на угол 10–15° помогает удержать лопасть на необходимой глубине. Если лопасть вводить в воду вертикально или с разворотом верхней кромки к носу, то она может чрезмерно углубиться, вывернуться в воде в горизонтальное положение и, проскользнув под лопасти других весел, сбить темп гребли.

 

Вялое, неэнергичное погружение лопасти не дает толчка шлюпке и даже может вызвать ее торможение, если скорость проводки весла окажется меньше скорости шлюпки.

 

Большое значение имеет глубина погружения лопасти в воду. На первый взгляд кажется, что наиболее эффективно весло работает, когда вся лопасть находится в воде. Однако это не так. Лопасть делается несколько длиннее с расчетом на волнение моря, когда управлять положением весла становится труднее. На спокойной воде лопасть нужно погружать в воду на 1/2–2/3 ее длины. При полном погружении гребец вынужден прилагать большее усилие на проводку, в результате чего быстрее устает. При меньшем погружении уменьшается рабочая площадь лопасти, и весло будет работать неэффективно.

 

Практически глубина погружения лопасти зависит от выучки гребца и от условий плавания (ветра, волны). Тренированный гребец погружает лопасть больше, чем новичок. При движении по ветру лопасть погружается меньше, чем против ветра.

 

в) Проводка лопасти в воде. Во время проводки шлюпке дается поступательное движение вперед. Поэтому проводка является главной фазой гребка и должна выполняться от начала и до конца с максимальным усилием.

 

Начиная проводку, гребец должен сильно упереться ногами в упорку и тянуть весло всем корпусом на прямых руках. Лопасть при проводке должна находиться в вертикальном положении. Рукоять весла надо вести на одном уровне, не теряя чувства опоры весла о воду. При этом условии лопасть сохраняет постоянное заглубление.

 

Основная работа при проводке выполняется мышцами ног и спины. Выпрямленные руки лишь передают на весло усилие, развиваемое за счет движения корпуса. Мышцы рук включаются в работу, когда корпус, пройдя вертикальное положение, отклонится назад. В этот момент руки сгибаются и с силой подтягивают рукоять весла к туловищу.

 

Рукоять весла при проводке обхватывается четырьмя пальцами сверху и одним (большим) – снизу. Захват рукояти ладонью совершенно недопустим, так как при проводке весла кожа ладони собирается в складки и легко стирается.

Рис. 35. Силы, действующие на шлюпку при гребле

 

Проводка должна быть достаточно длинной и выполняться одновременно всеми гребцами, что придает шлюпке равномерное движение и обеспечивает лучшие результаты при переходах на большие расстояния.

 

При коротких гребках шлюпка движется неравномерно, рывками и гребцы быстро устают. Частые гребки (четыре-пять гребков) с небольшим заносом весла применяются на стартах в шлюпочных соревнованиях для придания шлюпке необходимой начальной скорости.

 

Однако делать чрезмерно большой занос лопастей и очень длинную проводку не следует. На рис. 35 указаны силы, действующие на шлюпку при гребле. Сила сопротивления воды R действует на корпус и тормозит движение шлюпки вперед. Сила реакции воды Р действует на лопасть весла и через уключины передается на корпус шлюпки. Силу Р можно разложить на силу тяги Т, направленную параллельно диаметральной плоскости, которая двигает шлюпку вперед, и силу дрейфа Д, направленную перпендикулярно диаметральной плоскости, которая в движении шлюпки не участвует. Сила Т имеет наибольшее значение, когда лопасть находится на траверзе. В этот момент сила Д равна нулю. При заносе лопасти на угол 45° от траверза Т = Д, а при заносе на больший угол Д>Т, т. е. большая часть усилий гребца затрачивается вхолостую. Поэтому угол заноса весла и окончания проводки должен быть в пределах 45–50°.

 

Большое значение имеет одновременность начала и конца проводки гребцами обоих бортов. При неодновременных гребках под действием силы Д шлюпка раскачивается и рыскает, что затрудняет работу гребцов, понижает управляемость и скорость шлюпки.

 

Одновременность гребли достигается:

 

– равнением гребцов по загребным;

 

– равнением левого загребного – по правому;

 

– выполнением команд (подсчета) старшины шлюпки;

 

– тщательной тренировкой гребцов.

 

г) Вынос лопасти из воды. Для выноса лопасти из воды в конце проводки нужно закончить движение туловища назад, с силой подтянуть весло к туловищу и резким движением рук вниз вынести лопасть из воды. Затем весло разворачивается на себя и лопасть оказывается в горизонтальном положении верхней кромкой к носу. Начинать разворот лопасти в воде не следует ввиду ее возможного произвольного заглубления.

 

Все фазы гребка должны следовать одна за другой непрерывно, составляя полный замкнутый цикл.

 

При гребле важное значение имеет правильное дыхание. Занося весло, нужно делать глубокий вдох носом, во время проводки – медленный выдох ртом.

 

Темп гребли задается в зависимости от технической и физической подготовки гребцов. Для шестивесельного яла нормальный темп гребли 26–30 гребков в минуту.

 

Гребля при ветре и волнении имеет свои особенности. При движении по ветру проводка весла должна быть очень сильной и резкой, а занос медленным и плавным без разворота лопасти. При движении против ветра и волны шлюпка теряет ход сразу после гребка, поэтому весла заносят быстрее, а проводят медленнее.

 

 

Обучение гребле

Гребле начинают обучать на шлюпке, закрепленной кормовым фалинем за бочку, бакштов, пирс. Вначале объясняют, что руки гребцов должны быть сухими во избежание потертостей, а одежда тщательно расправлена. Для уменьшения усталости рук рекомендуется рукоять весла сильно не сжимать и при заносе весла расслаблять мышцы предплечья, полуоткрывая для этого кисти рук.

 

Затем объясняют и отрабатывают команды «Уключины вставить», «Весла разобрать», «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду» и «Шабаш», которые необходимы для начала и окончания движения и для расхождения шлюпки с другими судами.

 

Полезно, подав команду «На воду», дать гребцам возможность поработать веслом самостоятельно (без подсчета) в течение 8–10 мин. После такой тренировки обучаемые начинают чувствовать весло и выполняют гребок более равномерно. Руководитель, выявив ошибки гребцов, подает команду «Суши весла» и переходит к обучению гребле по фазам и с подсчетом (по разделениям). Для этого он переходит на загребную банку, объясняет и показывает технику гребка по фазам и по разделениям. Затем, заняв свое место, ведет подсчет и наблюдает выполнение обучаемыми гребка по фазам. Если гребцы допускают слишком много ошибок, переходит на обучение каждого гребца в отдельности, начиная с загребного или пар гребцов. Для начинающих гребцов характерны следующие ошибки:

 

– слишком большой или недостаточный занос весла;

 

– нерезкое (вялое) движение рук при опускании лопасти в воду или вынос ее из воды;

 

– слишком глубокое или недостаточное погружение весла;

 

– короткая, неэнергичная проводка на согнутых руках, вызванная малым наклоном корпуса при заносе весла и небольшим отвалом его при проводке;

 

– разворачивание лопасти в воде перед выносом;

 

– неритмичность движений и дыхания;

 

– задевание веслом впереди сидящего гребца.

 

Последнее происходит оттого, что при заносе рукоять весла слишком опущена вниз или сидящий впереди гребец недостаточно наклоняется вперед.

 

Ошибки следует исправлять сразу, иначе они могут войти в привычку. Легче правильно обучить молодого гребца, чем устранить недостатки у обученного. Нет смысла пытаться исправить все ошибки на первом занятии – это пользы не даст.

 

Для разбора ошибок рекомендуется после трех-четырех гребков подавать команду «Суши весла» или «Весла по борту», сочетая разбор с отдыхом гребцов.

 

По мере приобретения гребцами начальных навыков в работе с веслом и в выполнении указанных выше команд переходят к обучению гребле на свободной воде сначала на три, затем на два счета и без подсчета.

 

Если во время гребли без подсчета гребцы начнут сбиваться, необходимо им помочь командами на два счета. Темп гребли, несколько земедленный в начале обучения, постепенно увеличивается.

 

Обучение гребле должно чередоваться с отработкой других команд, применяемых при движении шлюпки на веслах.

 

Для отработки старта, темпа гребли, финиша, а также с целью тренировки в гребле на скорость и выносливость в ходе обучения делают пробеги нескольких шлюпок сначала на 500, а затем на 1000 и 2000 м. Заканчивают обучение гребле шлюпочными гонками на дистанцию 2000 м.

 

 

Подход к идущему кораблю

Бывают случаи, когда шлюпке необходимо подойти к идущему кораблю. Для этого шлюпка выходит на острый курсовой угол корабля с подветренной стороны и ложится на параллельный курс.

 

Для выхода с наветренной стороны на подветренную шлюпке разрешается пересекать курс корабля не ближе 10 каб от корабля. Маневрировать и пересекать курс под носом корабля категорически запрещается.

 

С подходом корабля шлюпка приближается к нему на расстояние, позволяющее принять с него конец, и движется параллельно до принятия конца. Для приемки конца баковые по приказанию убирают или ставят весла по борту. Приняв конец, они крепят его за баковую банку шлюпочным узлом. После этого старшина командует: «Шабаш» – и, управляя рулем, подводит шлюпку к борту корабля. При отходе шлюпку, если необходимо, протягивают с помощью конца.

 

 

Снятие шлюпки с мели

Чтобы снять шлюпку с мели, берут весла на укол и, упираясь рукоятями в грунт, сталкивают ее. Если шлюпка не сходит с мели, создают дифферент на корму и раскачивают шлюпку с борта на борт. Если и это не помогает, высаживают часть гребцов в воду и сталкивают шлюпку.

 

Если шлюпка села на мель под парусами, вначале необходимо спустить паруса и срубить рангоут.

 

 

Постановка шлюпки на якорь

Шлюпку ставят на якорь, предварительно определив глубину по карте, с помощью лота или по длине вытравленного якорного каната в момент постановки шлюпки на якорь.

 

При подходе к месту якорной стоянки подаются команды «Баковые шабаш» и «Якорь к отдаче изготовить». Выполняя вторую команду, правый баковый кладет якорный канат на носовой решетчатый люк, отдает штерты, передает ходовой конец каната левому баковому, а коренной крепит рыбацким штыком за носовой подъемный рым. Левый баковый вставляет шток в веретено якоря, крепит его чекой, берет ходовой конец якорного каната, крепит его рыбацким штыком за скобу якоря и докладывает: «Якорь к отдаче изготовлен».

 

После доклада бакового старшина разворачивает шлюпку против ветра и волны и командует: «Якорь товсь». Баковые становятся коленями на носовой решетчатый люк. Левый баковый кладет якорь на планширь, правый – готовит якорный канат к стравливанию за борт. Когда шлюпка развернется против ветра и волны, старшина командует: «Табань», а с началом движения назад – «Отдать якорь». Левый баковый опускает якорь в воду, правый – травит якорный канат до нужных пределов (по указанию старшины шлюпки). Остальные гребцы по команде «Шабаш» убирают весла.

 

В зависимости от глубины, ветра и волны якорный канат вытравливается на длину от 1,5 до 3 глубин. Оставшаяся часть крепится восьмеркой за нагель на баковой банке (коренной конец не отдавать). Короткой серьгой из носового фалиня якорный канат прихватывается к форштевню. Чтобы канат не перетирался, под него на планширь лицевой стороной вниз кладут мат, прихваченный штертом к рыму носового фалиня.

 

На больших шлюпках, имеющих тяжелые якоря, по команде «Отдать якорь» сначала выбрасывается за борт бухта якорного каната длиной 1,5 глубины места отдачи якоря, а затем отдается якорь так, чтобы он не попал на канат и не запутался в нем.

 

На шлюпке, идущей под парусами, якорь отдают после спуска парусов, заблаговременно приготовив его к отдаче. С приходом к месту отдачи якоря шлюпку приводят против ветра, спускают паруса и затем отдают якорь.

 

 

Съемка с якоря

Для съемки с якоря подают предварительную команду «Приготовиться сняться с якоря». По этой команде все гребцы занимают свои места. Баковые отдают коренной конец якорного каната и передают его средним гребцам, затем снимают канат с нагеля, отдают серьгу и берут канат в руки. Средние гребцы готовятся свертывать канат в бухту.

 

По команде «Поднять якорь» баковые, стоя коленями на носовом решетчатом люке, выбирают якорь, а средние быстро свертывают канат в бухту.

 

Когда якорь оторвется от грунта, левый баковый докладывает: «Встал якорь», а при выходе якоря из воды – «Чист якорь» («Якорь не чист»). Баковые очищают якорь от водорослей и грунта и кладут его на носовой люк.

 

После выборки якоря подают команды «Уключины вставить», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы (кроме баковых) вставляют уключины и начинают грести.

 

Баковым подают команду «Якорь уложить, канат скружить». Левый баковый отдает ходовой конец каната, укладывает шток и принайтовывает его к веретену. Правый баковый заканчивает свертывание каната в бухту и связывает его в четырех местах штертами. Якорь укладывается под носовой решетчатый люк, канат – между носовой и баковой банками.

 

При съемке с якоря в стесненных условиях и сильном дрейфе рекомендуется одновременно с выборкой якоря подать команду для средних и загребных гребцов «Уключины вставить», «Весла разобрать», а после выборки якоря – «Весла», «На воду». В этом случае средние гребцы в уборке якорного каната участия не принимают.

 

Если шлюпка должна идти под парусами, рекомендуется рангоут ставить до съемки с якоря, а парус поднимать после выборки якоря.

 

 

Плавучий якорь

В дальнем шлюпочном походе при внезапном усилении ветра и отсутствии места для укрытия может возникнуть необходимость на больших глубинах использовать плавучий якорь для удержания шлюпки вразрез волны и уменьшения дрейфа.

Рис. 39. Плавучий якорь:

а – из парусины; б – из кливера

 

 

Плавучий якорь изготовляется из парусины в виде конуса, в основание которого вшивается металлический обруч или растительный трос (во втором случае в основание вставляются распорки). Для прочности по образующим конуса пришивают концы, соединяющиеся со стороны основания в общий огон, служащий для крепления якорного каната. Конус в воде занимает горизонтальное положение и удерживает шлюпку против ветра и волны (рис. 39, а).

 

Для уборки плавучего якоря используется оттяжка из линя, ввязываемая в огон, заделанный в вершину конуса.

 

Плавучий якорь можно изготовить из кливера. К рейку или веслу крепят кливер задней шкаториной. К галсовому и переднему нок-бензельному углу крепят балластины (якорь, румпель) и во все утлы ввязывают снасти – шпрюйты, к которым крепится якорный канат (рис. 39,6).

 

В качестве плавучего якоря можно использовать парусиновое ведро.

 

 

Отход от берега на прибое

При отходе от берега на прибое необходимо развернуть шлюпку носом к волне, вставить уключины, приготовить петлю из кормового фалиня и вставить в нее весло, всем надеть спасательные жилеты, а затем, используя кругляки, спустить шлюпку на воду. При спуске шлюпки гребцы входят в воду, находясь около своих банок. Нос шлюпки удерживается вразрез волны.

 

Как только форштевень оторвется от грунта, баковые быстро садятся в шлюпку и, выбирая канат якоря, отданного при подходе к берегу, удерживают шлюпку против волны. Остальные гребцы, командир и старшина быстро продвигают шлюпку вперед. Когда шлюпка оторвется от грунта, гребцы по команде командира садятся в шлюпку, быстро разбирают весла и начинают грести. Баковые выбирают якорный канат, а затем и якорь. Старшина с помощью весла удерживает шлюпку вразрез волны.

 

После подъема якоря баковые, не разоружая его, садятся на свои места, разбирают весла и начинают грести. Гребцы наваливаются на весла, чтобы быстрее выйти из зоны прибоя. После выхода из зоны прибоя ставится руль, убирается рулевое весло и разоружается якорь.

 

Подход к берегу и отход от него без отдач и якоря еще более сложны. Опасность постановки шлюпки лагом к волне и опрокидывания ее в этом случае увеличивается. Поэтому рекомендуется при проходе зоны прибоя использовать плавучий якорь или конец с балластиной. При подходе к берегу носом подаются команды «Баковые шабаш» и «Измерять глубину». Левый баковый длинным отпорным крюком измеряет глубину.

 

Когда глубина уменьшится до 1 м, командир, пропустив очередной вал прибоя, командует: «Шабаш, гребцам в воду». Гребцы действуют, как указано выше. Командир и старшина с помощью весла и плавучего якоря удерживают шлюпку вразрез волны, а как только киль коснется грунта, прыгают в воду и помогают гребцам вытащить шлюпку.

 

Отход от берега рекомендуется выполнять следующим образом. Загребные заранее укладывают весла на рангоут. При спуске шлюпки баковые и средние гребцы садятся в шлюпку по команде командира, когда форштевень оторвется от грунта, разбирают весла и начинают грести, удерживая шлюпку против волны. Командир, старшина и загребные во время посадки баковых и средних гребцов удерживают шлюпку против волны, а в момент, когда они начинают грести, дают шлюпке возможно больший ход и быстро садятся в шлюпку. Загребные разбирают весла и включаются в общий темп гребли. Старшина с помощью весла управляет шлюпкой. Командир следит за тем, чтобы шлюпка удерживалась вразрез волны и не теряла ход.

 

Гребцы усиливают проводку весел при подходе очередной волны и ослабляют ее при спуске шлюпки с волны.

 

 

Буксировка шлюпок

Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) – старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в двухкильватерной колонне.

 

В этом случае с внутренних бортов шлюпок выставляются кранцы.

 

Шлюпки можно буксировать на фалинях или на специальном буксирном тросе. При буксировке на фалинях носовой фалинь первой шлюпки подается на буксирующий катер и крепится за кнехт. Носовые фалини последующих шлюпок подаются на впереди идущую шлюпку и крепятся одним из трех способов: за кормовой подъемный рым рыбацким штыком, за загребную банку шлюпочным узлом, за носовой фалинь простым или рыбацким штыком. В последнем случае рывки при буксировке воспринимаются не банками и корпусом шлюпки, а фалинями и шлюпки лучше сохраняют строй кильватера.

 

Крепить фалинь за кормовой рым при буксировке не рекомендуется, так как на волне рывком может вырвать транцевую доску. При свежей погоде и зыби рекомендуется буксировать шлюпки на буксирном тросе. Для буксировки можно использовать сизальский, пеньковый или капроновый трос окружностью 100–120 мм. Длину троса выбирают в зависимости от количества буксируемых шлюпок и состояния моря. Носовые фалини всех шлюпок (за исключением концевых) крепятся за буксирный трос стопорным узлом. Расстояние между шлюпками и катером устанавливается так, чтобы буксирующий катер и шлюпки одновременно входили на гребень волны. Места крепления фалиней на буксирном тросе рекомендуется обозначать специальными марками.

 

Чтобы буксирный трос и фалини не перетерлись, под них кладут маты лицевой стороной вниз и прихватывают серьгой около транцевой доски и у форштевня. Если буксирный трос и фалини не прихватить серьгой, то они при повороте будут скользить по планширю и могут нанести травму гребцам и командиру (старшине) шлюпки. Порядок буксировки шлюпок определяет командир похода, своевременно объявляя его старшинам шлюпок и старшине буксирующего катера.

 

Для постановки шлюпок на буксир командуют: «Шлюпкам встать на буксир в однокильватерную (двухкильватерную) колонну».

 

При постановке на фалин и первой к катеру подходит головная шлюпка. В кильватер ей последовательно подходят остальные шлюпки.

 

При постановке на буксирный трос первой к катеру подходит концевая шлюпка. Трос, поданный с катера, крепится за носовой подъемный рым рыбацким штыком или за баковую банку шлюпочным узлом. После этого катер дает самый малый ход вперед и травит буксирный трос. Гребцы, табаня, удерживают шлюпку на месте и обтягивают провисающий буксирный трос. Когда конец будет стравлен и обтянут, остальные шлюпки подходят к нему одновременно. Трос поднимают из воды с помощью отпорных крюков и крепят к нему носовые фалини.

 

При подходе к катеру (шлюпке, буксирному тросу) командуют: «Весла по борту» и «Подать (закрепить) фалинь». После закрепления фалиней командуют: «Шабаш», а затем – «Гребцам сесть на рыбины».

 

Гребцы при буксировке находятся на рыбинах и кормовом решетчатом люке, создавая небольшой дифферент на корму, чтобы шлюпка лучше входила на волну. Старшина находится справа на кормовом сиденье и управляет рулем. При наличии груза он размещается возможно ниже и ближе к корме.

 

После постановки на буксир на всех шлюпках, кроме концевых, убирается кормовой флаг.

 

О готовности к буксировке старшины шлюпок докладывают на катер, поднимая ответный вымпел.

 

Чтобы избежать наматывания на винт катера буксирного троса и обрыва фалиней от рывка в начале движения, баковые после крепления фалиней выбирают слабину и с началом движения постепенно травят их, не допуская рывков.

 

Старшина катера, убедившись в готовности шлюпок к буксировке, дает самый малый ход и, когда буксирный трос начнет натягиваться, стопорит ход на некоторое время. Когда трос будет натянут втугую и шлюпки выровняются, старшина снова дает самый малый ход, постепенно увеличивая его до необходимой величины. Скорость буксировки зависит от состояния моря, количества шлюпок, прочности буксирного троса и мощности двигателя катера. Обычно она не превышает 6–8 уз. Во время буксировки на катере и шлюпках выставляются огни и знаки, предусмотренные МППСС-72 для буксирующих и буксируемых судов.

 

Для наблюдения за шлюпками на катере назначается специальная вахта.

 

Старшины шлюпок во время буксировки держат свои шлюпки в кильватер катеру, не допуская рыскания и постановки их лагом во время поворота катера.

 

О предстоящем повороте старшина катера оповещает шлюпки голосом через электромегафон и сиреной. Один короткий звук сиреной означает «поворачиваю вправо», два коротких – «поворачиваю влево». Перед поворотом ход катера уменьшается до малого, а руль перекладывается на 8–10°.

 

При прохождении встречных судов во избежание резких рывков от образовавшихся волн и обрыва фалиней старшина катера уменьшает или стопорит ход.

 

В случае обрыва фалиня или падения человека за борт немедленно оповещаются катер и идущие сзади шлюпки.

 

Катер стопорит ход, а шлюпки управляются так, чтобы не ударить форштевнем человека или вышедшую из строя шлюпку. Человеку бросают спасательный нагрудник. Старшина концевой шлюпки самостоятельно отдает буксирный конец и принимает меры для спасения человека.

 

Для защиты от брызг гребцы используют комплекты дождевого платья или спасательные жилеты. Накрывать гребцов шлюпочным чехлом запрещается.

 

При передаче с катера сигналов и приказаний шлюпки подтверждают их прием подъемом ответного вымпела. На те шлюпки, которые не поднимают ответного вымпела, сигналы репетуются голосом.

 

При подходе к месту назначения катер стопорит ход, и с него подается команда «Отдать фалини» или «Отдать буксир». Шлюпки отдают фалини и действуют по указанию командира похода.

 

 


 

Подход к плавающей мине

Один из возможных случаев боевого применения шлюпки– подрыв плавающей мины. Для выполнения этой задачи на шлюпку назначаются командир корабельной подрывной команды (он же командир шлюпки), минер из подрывной команды и хорошо обученные гребцы. Перед отходом от борта корабля гребцы должны быть проинструктированы о правилах подхода к мине и соблюдении мер предосторожности.

Рис. 41. Подход шлюпки к плавающей мине

 

Для осмотра корпуса мины и определения места подвески подрывного патрона шлюпка подходит к мине с подветренной стороны на расстояние 10–15 м. После осмотра шлюпку разворачивают, снимают руль и осторожно кормой подводят к мине с подветренной стороны. Командир шлюпки и минер ложатся грудью на зас







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.