|
ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙВ эпоху палеолита, особенно раннего, человек производил орудия и использовал их лишь для собирательства, охоты и рыбной ловли (присвоение имеющейся легкодоступной пищи], и в этом смысле он слабо отличался от животных. Охотничье-собирательское хозяйство (дополненное рыболовством) зависело от природы, и места распространения человека ограничивались зонами теплого климата и обилия пищи. Небольшие семейные группы постоянно передвигались в поисках пропитания вслед за сезонной миграцией животных, они вели полуголодное существование, обладали примитивными орудиями и жили недолго. Но надо сказать, от охоты и собирательства люди зависели десятки тысяч лет и во многом зависят сегодня. Ныне охотничьи и собирательские общины существуют в Африке, Азии и Латинской Америке. Правда, они, сохраняя для нас живой голос древности, одна за другой исчезают с лица планеты. ПЕРВЫЕ ЛНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Нам известно не очень много о первых днях человечества. У антропологов нет единого мнения даже относительно времени и места появления человека в его развитой форме. Первые люди, которых, вероятно, насчитывалось всего несколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пиши, будучи зависимыми от смены времен года, от климатических изменений. Примерно 200 тыс. лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. К 40-му тысячелетию до н.э. все континенты, включая Америку и Австралию, были населены Homo sapiens sapiens (человеком разумным, его современным подвидом). Между 40-м и 35-м тысячелетием — новый скачок: население земного шара достигло 5 млн человек. Этому росту способствовали многие факторы: климатические изменения, которые привели к увеличению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных припасов. На ранней стадии первобытного общества, т.е. 200—100 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей по 20—60 человек жили на больших расстояниях друг от друга. Они были связаны кровным родством и вели бродячий образ жизни, не строили постоянного жилья, а использовали временные пристанища (стоянки, лагеря). Уходя на долгую охоту, мужчины возводили временные лагеря, где оставляли женшин, детей и стариков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров. Представляете себе эти цифры? Для 20-60 человек нужно было 200— 600 кв. км площади. Как вы думаете, почему? Если такими площадям и-участками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие времена оставалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей действительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобытное племя, сейчас располагаются города, области и даже небольшие государства. При такой редкой плотности населения контакты междулюдьми были совсем нечастые — один раз или несколько раз в году. А порой они не виделись многие годы. В пустыне Калахари многочисленные группы бушменов народности сан, насчитывающие каждая не более 100 человек, обычно бродили в поисках питательных растений, но сходились в засушливые месяцы у единственного в округе колодца. Вся социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, старики передавали охотничьи знания молодым. Когда запасы пищи на данном месте исчерпывались, группа откочевывала в другое место. Маршруты их миграции зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли унести с собой. В подобном обществе нет необходимости в сложных социальных механизмах, поскольку само общество представлено мозаикой небольших локальных групп численностью от 30 до 100 человек, состоящих из нескольких родственных нуклеарных семей. В обществах охотников-собирателей нет правительства, властных структур и военной организации, а социальные конфликты сведены к минимуму. Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в Калахари — группе по имени!Канг (восклицательный знак указывает на отличительный звук в их языке — щелчок) из народности сан — уникальны. Оказалось, как это ни странно, что их рацион так же питателен, как рацион типичного американца, — он превышает минимальную дневную порцию (1,965 ккал и 60 г протеинов в день). Люди!Канг работали в среднем только 2—3 дня в неделю и могли увеличить свое производство. Но они этого не делали, поскольку у них не было надобности трудиться больше. Бродячий образ жизни не надо путать с кочевым, который присущ современным цыганам и древним скотоводам. Всю свою историю человечество бродило небольшими группами, чуть поддерживая свое существование собирательством. На зрелой стадии собирательства мужчины и женщины поровну делили заботы о воспитании потомства, делились продуктами труда, объединялись кровными узами и браком, принимали коллективные решения (возможно, это признак, отсутствующий у животных). Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища. Охота являлась разнообразной и физически трудной деятельностью. Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его или чтобы поймать среднее по размерам парнокопытное, надо было обладать выносливостью, мужеством, знать повадки животного, уметь бесшумно нападать, метко стрелять и т.д. Охота требовала большего профессионального мастерства, нежели собирательство. Правда, и там надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилуч- Врезка 6. Хесс, Е. Марксон, П. Сгейн Тасадаи: от листьев к «Левису» В середине 1960-х гг. антропологический мир потрясло сообщение о неожиданном открытии группы первобытных людей (численностью 20 человек), затерянной в непроходимых дождевых лесах Филиппин. Они сохранили все признаки примитивной дописьменной культуры: собирательство как основной способ добывания средств существования; распределение принятия решений между всеми взрослыми; четкие правила, регулирующие, кому и за кого выходить замуж; система верований, которые объясняют, как они попали в пещеры и какое будущее их ожидает. Поскольку сегодня уже почти невозможно обнаружить затерянные уголки девственной культуры первобытного общества, ценность изучения группы тасадаев трудно переоценить. Ученые полагают, что задолго до появления орудий труда и открытия технологии охоты небольшие группы собирателей, подобно тасадаям, обитали на бескрайних просторах Африки и Азии. В подобных сообществах мужчины и женщины выполняли, скорее всего, одинаковые задачи — находили пищу и воспитывали детей — с мини- мальным разграничением социальной власти по признакам пола. Разумеется, их выживание стало бы просто невозможным без высокого уровня кооперации и пропорционального распределения пищи. Не имея представления о конкурирующем образе жизни, тасадаи не имели также слов, обозначающих врагов, войну, враждебность. Однако с 1960-х гг. в жизни тасадаев произошли немалые изменения. Когда западные журналисты посетили их во второй раз, они с удивлением обнаружили, что почти все тасадаи одеты в джинсы «Левис» и в шорты, пользуются современными орудиями и инструментами и уже успели перенять обычаи соседей-охотников. Уроки пинтупи Другая группа первобытных людей, названная пинтупи, была обнаружена в Австралии. Она относилась к культуре охотников и собирателей. Скудная растительность вынуждала людей постоянно передвигаться в поисках питьевой воды. Не имея транспортных средств и не умея хранить пищу, группы охотников и собирателей, составлявшие народность пинтупи, оставались немногочисленными и насчитывали по две-три семьи. шего сбора. И вообще, первобытный человек должен был хорошо знать названия и повадки большинства животных, сезонные маршруты их миграции, рецепты приготовления мяса, изготовления и применения шкур в качестве одежды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовления сложно составных орудий труда и оружия. Собирательство не обязательно связано с растениями. Прибрежные народы собирали, например, моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянки, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Представители первобытной культуры Джомон в Японии, от которых сохранилось около 30 тыс. стоянок, охотились на оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (ягоды, орехи и клубни). До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки древности — примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это самый продолжительный период жизни человечества: из 2—3 млн лет эволюции человеческого рода 99,9% времени занимал именно этот, самый примитивный и, пожалуй, самый экологически чистый способ хозяйствования. Ныне в гости к примитивным народам приходят не только американские антропологи. Более ста лет назад знаменитый русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай впервые описал жизнь, быт и верования племен, обитающих на далеком острове Папуа-Новая Гвинея. С тех пор практически ничего не изменилось. Папуасы по-прежнему не знают ни одежды, ни де- Каждая группа вела автономный образ жизни. Но они часто встречались, поскольку на ограниченной территории их обитания источников воды было очень мало. В результате все хорошо знали друг друга, семьи переплетались взаимными браками и кровной связью. Тем не менее они не воспринимали себя как единый народ — то ли были чрезмерно рассредоточены, то ли не были объединены единой формальной властью. Представители народности пинтупи отождествляли себя с местом миграции. Они говорили о себе: «мы — люди с запада» или «мы — люди с севера». Поскольку брачные пары легко перехо- дили из одной группы в другую, устойчивых социальных формирований не существовало: семьи взаимопроникали друг в друга. Пища и вода в одном месте быстро иссякали, потому народ пинтупи находился в постоянном движении. Типичный пинтупиец хорошо знал район на 200 миль вокруг. Столько же примерно знает современный житель Нью-Йорка или Амстердама. В его голове нет целостной схемы местности, лишь приблизительно он знает, что находится к северу или на востоке. У людей пинтупи существовало разделение труда по признаку пола, ибо мужчины занимались охотой, а женщины собирательством. Немясная пища составляла 60-80% дневного рациона, т.е. являлась продуктовой базой жизни. Напротив, результаты охоты всегда были непредсказуемы. Но в те дни, когда охота оказывалась удачной, мясо доставалось в первую очередь семье самого охотника, а затем распределялось среди остальных членов группы. Адаптировано по: Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology: Forth edition. N.Y., 1991. P. 54-55; Mayerc, 1986. нег, ни огнестрельного оружия, не признают никаких других богов, кроме своих языческих идолов. Они мумифицируют своих вождей и разговаривают с мумией в дни самых тяжелых испытаний. Туземные колдуны заклинаниями вызывают и прекращают дожди, а девственность невесты проверяется тем же способом, что и сотни лет назад. Настоящих первобытных племен на Земле остается все меньше и меньше. Папуасы — одна из тех народностей, которые сохранили свой быт, каким он был сотни и тысячи лет назад. Чтобы снять документальный фильм «Возвращение к папуасам», русскому путешественнику Олегу Алиеву пришлось жениться на юной папуаске, остановить войну между дикими племенами и пройти через удивительные испытания. Документальный фильм Алиева переносит зрителей в прошлое, которое большинству известно только по приключенческим романам. Но все это — настоящее! Охота папуасов, которые по-прежнему ходят голыми в непроходимых джунглях, остается столь же опасной и захватывающей. Обряды и верования столь же удивительны и необъяснимы для современных европейцев. Папуаски отсекают себе фалангу пальца после смерти мужа, а мужья отрезают часть уха в случае гибели ближайшего родственника... Они не знают письменности, но умеют разговаривать с душами умерших1. Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материалах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посуды, устройстве жилищ, повадках животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охотники и собиратели изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного происхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобилием пищи. Для хранения излишков съестных припасов требовались большие сосуды, которые было трудно транспортировать. Все более насущной становилась потребность в постоянных селениях и неподвижном образе жизни. У человечества, по мнению антропологов, было более миллиона лет для того, чтобы усовершенствовать собирательство как исторически первый способ хозяйственной деятельности. В соперничестве за ресурсы охотники-собиратели обычно уступают сложным обществам, и поэтому они сохранились в современном мире только в тех регионах, которые не представляют интереса для крупных корпораций либо освоение территории стоит чрезвычайно дорого. Это пустыни (бушмены, или сан, Юго-Западной Африки), арктические пространства (инуиты Арктики), тропические леса (пигмеи Африки). Сегодня понятно, что «собирательство» употребляется совершенно в другом значении. Этим словом обозначают не исторический тип хозяйственной деятельности либо единственно доступный первобытному человечеству способ выжить, а разновидность досуговой деятельности, которой занимаются весьма богатые либо очень обеспеченные граждане — кажется, что им некуда девать деньги, как на коллекционирование марок, картин, книг и множества других, очень разных и совершенно несъедобных вещей. О таком увлечении и модном поветрии повествует в своей книге Маркс Ран2. Информация на веб-сайте: hup://www.unknownplanel.ru. Рац Ы. О собирательстве: Заметки библиофила. М.. 2002. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|